Скачать презентацию осип мандельштам. Презентация на тему "осип мандельштам"
Cлайд 1
Презентация, посвященная жизни и творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама, выполнена ученицей 11 класса Нелюбиной Инной. Декабрь 2010Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/19/18163/389/img16.jpg)
Слайд 2
Осип Эмильевич Мандельштам - один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик и литературный критик. Родился 3 января 1891 г. в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам, был мастером перчаточного дела. Мать, Флора Овсеевна Вербловская, была музыкантом. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург.
Слайд 3
В Петербурге заканчивает Тенишевскоекоммерческое училище. В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Слушает лекции в Гейдельбергском университете в течение года. Наездами бывает в Петербурге, устанавливает свои первые связи с литературной средой.
Слайд 4
Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 г., когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В. Иванова. В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Вэто время он уже принадлежит к группе акмеистов, к организованному Н. Гумилевым «Цеху поэтов». Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.
Слайд 5
Она еще не родилась,Она и музыка и слово,И потому всего живогоНенарушаемая связь.Спокойно дышат моря груди,Но, как безумный, светел день.И пены бледная сиреньВ черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои устаПервоначальную немоту,Как кристаллическую ноту,Что от рождения чиста!Останься пеной, Афродита,И, слово, в музыку вернись,И, сердце, сердца устыдись,С первоосновой жизни слито! 1910, 1935 Silentium
Слайд 6
Начал Мандельштам с увлечения символизмом. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы. Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал: «Неужели я настоящий, / И действительно смерть придет?» Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм: Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности. Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря. Неутомимый маятник качается И хочет быть моей судьбой.
Слайд 7
В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О. Мандельштама - «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. *** Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной... 1908 *** Из омута злого и вязкого Я вырос, тростинкой шурша, - И страстно, и томно, и ласково Запретною жизнью дыша. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют, Приветственным шелестом встреченный Коротких осенних минут. Я счастлив жестокой обидою, И в жизни, похожей на сон, Я каждому тайно завидую И в каждого тайно влюблен. 1910 *** О небо, небо, ты мне будешь сниться! Не может быть, чтоб ты совсем ослепло И день сгорел, как белая страница: Немного дыма и немного пепла! 1911, 1915
Слайд 8
Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл. Акмеистические тенденции наиболее отчетливо проявились в его стихах: «Айя-София», «Notre-Dame», «Адмиралтейство» и др. Мандельштам проявил себя как мастер воссоздания исторического колорита эпохи («Петербургские строфы», «Домби и сын», «Декабрист» и другие). В годы первой мировой войны поэт пишет антивоенные стихи («Зверинец», 1916). Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь!..».
Слайд 9
Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». В стихах, написанных в годы революции и гражданской войны, отразилась трудность художественного осмысления поэтом новой действительности. С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.
Слайд 10
1920-е вышли поэтические сборники - «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923). В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Мандельштам продолжал публиковать статьи о литературе - сборник «О поэзии» (1928). Были изданы две книги прозы - повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928). Вышли и несколько книжек для детей - «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, Мандельштам брался за переводы прозы современных зарубежных писателей.
Слайд 11
Стихотворения 30-х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…». У поэта начинает складываться цикл протестных стихов.
Слайд 12
Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина. Ноябрь 1933 Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован.
Слайд 13
Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. 27 декабря 1938 г. Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Последняя фотография Осипа Мандельштама
Слайд 14
Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987.
Слайд 15
Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека. В. Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!»
Посмотреть все слайды
Осип Эмильевич Мандельштам 1891 - 1938
«Он явился, как
А.Ахматова
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img1.jpg)
Осип Мандельштам и его поэзия
Говорили, что в обличье
У поэта нечто птичье
И египетское есть;
Было нищее величье
И задерганная честь
Арсений Тарковский
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img2.jpg)
«Стихи о неизвестном солдате» март 1937 год
Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году – и столетья
Окружают меня огнем.
Какая важнейшая тема творчества
Мандельштама связана с этим упоминанием?
(Тема времени. Себя считает СЫНОМ ВЕКА.
тема пророчества своей скорой смерти)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img3.jpg)
Три периода творчества О. Мандельштама
1. Ранний – 1908г - 1916г
(дореволюционное творчество)
- 2.второй период – 1917г – 1928г
(поэзия вопросов, предчувствий)
- Третий период – 1930г - 1937г
(зрелое творчество)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img4.jpg)
Раннее творчество О. Мандельштама
- Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством
поэтов-символистов.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img5.jpg)
Мандельштам – поэт акмеист
В организованную Н.Гумилевым группу входили А.Ахматова,
Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img6.jpg)
«Камень» - первый сборник
- Почему «камень» ?
1.строительный материал архитектуры, как слово – материал поэзии
2. символ вечности, древности (не горит в огне, не разрушается в воде)
3. имя Петр- «камень» на котором И.Христос возвел храм христианства
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img7.jpg)
Особенности сборника «Камень»
1.Насыщенность лирики культурными ассоциациями
2. Античность (любимая эпоха) и современность
3. Конкретность, вещественность
4. Художник –мастер,
ремесленник, а не жрец
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img8.jpg)
Сборник «Tristia»
- Усиливается трагедийность лирики
(темы смерти, любви, веры и безверия переплетаются)
- Причудливые ассоциации
(стихотворение «Век»)
- Слово для поэта не камень (послушный материал) а душа, живой организм
- В стихах 2 плана: мифологический и психологический
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img9.jpg)
Характеристика третьего периода творчества
- Это обнаженно -трагический период
- Кроме поэзии рождается лирическая проза: «Шум времени» «Разговор с Данте»
- Отчетливо звучит лирическое «Я» поэта
- Идея преемственности культур
- Темы времени, века, истории и судьбы человека
- Проблема гуманизма и современности
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img10.jpg)
Особенности поэзии О Мандельштама
- Метафоричность как органическое свойство его мышления
- Литературные ассоциации
- Глубина культурного подтекста (тоска по мировой культуре)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img11.jpg)
Признание поэта
«Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за
шумом и прорастанием времени.
Память моя враждебна всему личному»
О Мандельштам
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img12.jpg)
Любовная лирика О. Мандельштама
- В стихотворениях
любовь к жизни, природе,
женщине:
«Возьми на радость из моих
ладоней»
«За то, что я руки твои
не сумел удержать»
«Я наравне с другими»
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img13.jpg)
« Мы живем, под собою не чуя страны» 1933г
Арест в мае 1934 в своей квартире, обыск всю ночь: искали стихи.
затем –Воронеж
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img15.jpg)
«Человек
не смеет
быть униженным»
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img16.jpg)
Время благосклонно к истинным поэтам
Наследие О. Мандельштама
- Наследие О. Мандельштама
насчитывает около 600 произведений разных жанров
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img17.jpg)
- Памятник
- О. Э. Мандельштаму во Владивостоке
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img18.jpg)
Неизвестна твоя могила
Может быть, это – целый свет.
В первом «Камне» такая сила,
Что последнего камня нет
Инна Лиснянская, 1977г
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img19.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img20.jpg)
Письмо в никуда
« Ося! Родной… нет слов для
этого письма, которое ты, может,
никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство… каждая мысль о тебе, каждая слеза и каждая улыбка - тебе
Я благословляю каждый день и час нашей
горькой жизни, мой друг.
не знаю жив ли ты…
это я – Надя. Где ты?
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_5862939cadf44/img21.jpg)
Письменная работа
«Осип Мандельштам в моем восприятии»
2 Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом.
4 В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, желая систематизировать свои знания. В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама - "Камень", сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов.
5 В предоктябрьские годы появляются новые знакомства: М.Цветаева, М.Волошин, в доме которого в Крыму Мандельштам бывал несколько раз. В 1918 Мандельштам живет то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе, куда приехал ненадолго и потом приезжал снова и снова е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы.
6 Вышли новые поэтические сборники - "Tristia" (1922), "Вторая книга" (1923), "Стихотворения" (1928). Он продолжал публиковать статьи о литературе - сборник "О поэзии" (1928). Были изданы две книги прозы - повесть "Шум времени" (1925) и "Египетская марка" (1928). Вышли и несколько книжек для детей - "Два трамвая", "Примус" (1925), "Шары" (1926). Жена поэта Надежда Мандельштам
7 В 1930-е, когда началась открытая травля поэта и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг. Осенью 1933 пишет стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны...", за которое в мае 1934 был арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке 27 декабря 1938 О.Мандельштам умер в больничном бараке в лагере.
Детство и учеба Осипа Мандельштама Родился 3 (15) января 1891 в петербургской еврейской купеческой семье. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В слушал лекции в Париже, в в Гейдельберге, в изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).
Символизм Мандельштама Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно- сдержанны («Неумолимые слова...» о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.
Акмеизм Мандельштама В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя- София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд. 1916). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно- причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. А. А. Ахматовой
Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. (). В (и позднее, в) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело».
Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.). К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.
Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его в эссе «Разговор о Данте» (1933).
Ссылка и гибель Мандельштама В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым принятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык».
Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной (?) войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.