Скачать презентацию осип мандельштам. Презентация на тему "осип мандельштам"

Cлайд 1

Презентация, посвященная жизни и творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама, выполнена ученицей 11 класса Нелюбиной Инной. Декабрь 2010

Cлайд 2

Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким прекрасным - искусством.

Cлайд 3

Дата рождения - 03.01.1891 Место рождения - Варшава, Польша Юность поэта прошла в Петербурге и в Павловске 1907-1908 г. был в Париже 1909-1910 изучал философию в Гейдельберге. 1911 г. один год учился в Гейдельбергском университете, затем - в Санкт-Петербургском университете, не окончив его. К этому времени относятся первые публикации стихов Мандельштама в журнале "Аполлон" и начало его дружбы с Н.Гумилевым. Дата смерти - 27.12.1938 Место смерти - лагерный пункт «Вторая речка» под Владивостоком, Приморский край, СССР Жанры - Переводчик, поэт, литературовед

Cлайд 4

Автопортрет В поднятьи головы крылатый Намек - но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость, – Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть! 1914 г.

Cлайд 5

1.Твёрдый взгляд на вещи Принимает: Конкретное, вещное «Циферблат» «Час» «Тусклая планета» (Земля) 2. Свойственность считать литературу родственной архитектуре 3.Обращение к культуре прошлого Не принимает: Абстрактное, непостижимое «луна» «вечность» «золото»(солнце, звёзды)

Cлайд 6

В 1913 году вышел первый сборник поэта - "Камень". После большевистского переворота Мандельштам жил в Петрограде и Москве (1918-1919), в Киеве, в Крыму (1919), в Грузии (1920), откуда осенью 1920 года вернулся в Москву.

Cлайд 7

В 1921 году Мандельштам женился на Надежде Яковлевне Хазиной. В 1922 году вышел второй сборник стихов - "Tristia".

Cлайд 8

Надежда Яковлевна очень дружила с Анной Ахматовой. Однажды она рассказала, как по-разному Ахматова и Цветаева отнеслись к женитьбе Мандельштама. Когда-то он был влюблён в обеих (а влюблялся он постоянно). Но Цветаева настолько принимала поэта как нечто своё, личное, что когда Мандельштам приехал с Надеждой Яковлевной к ней, просто не обращала на его молодую жену никакого внимания. А Ахматова влюблённость Мандельштама сразу пресекла, и они всю жизнь были великолепными друзьями. Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Москва 1934 г.

Cлайд 9

Тема моря в его стихах неразрывно связана с темой античности. Море его поэзии – в основном теплое, южное, «черное» - по названию и ночному цвету. Балтийское море– совсем другая стихия, имперская, холодная, властная. Символично, что одно из самых ярких увлечений О.Мандельштама – Марина Цветаева - сама: страстная, «морская», стихийная. Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской воды тяжелый изумруд. 1916

Cлайд 10

В мае 1934 г. Мандельштам, был арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые "Воронежские тетради" (опубликованы в 1966 г.), - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени". Осип Мандельштам погиб из-за стихотворения против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.

Cлайд 11

В мае 1937 года поэт вместе с женой вернулся в Москву, где он не имел права на жительство. 2 мая 1938 года Мандельштам был вторично арестован и отправлен в лагерь.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Место гибели Мандельштама Осипа. Лагерный пункт "Вторая речка". Владивосток.

Cлайд 17

Софья Глускина, кандидат филологических наук, жила в Пскове, преподавала в Псковском педагогическом институте и дружила с Надеждой Мандельштам:«Она всю свою жизнь была при нём. Говорят, что он не пропускал ни одной строчки без её одобрения. Если он в кого-нибудь влюблялся, она определяла это сразу… Она оказалась в Пскове, и было ей в том, 1962-м году, 62 года. ..она была кандидатом наук, защитила диссертацию по истории английского языка» В своей первой книге она пишет, как собиралась уйти от него, когда он влюбился в очередной раз. Но он, увидев, что она упаковывает чемоданы, пришёл в ужас и сразу «излечился» от своего увлечения. Она была для него необходимым советчиком, пусть даже порою излишне резким. До конца своих дней она сохранила острый ум и ясную память. Умерла она на девятом десятке, жалуясь, что очень долго живёт.

Слайд 2

Осип Эмильевич Мандельштам - один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик и литературный критик. Родился 3 января 1891 г. в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам, был мастером перчаточного дела. Мать, Флора Овсеевна Вербловская, была музыкантом. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург.

Слайд 3

В Петербурге заканчивает Тенишевскоекоммерческое училище. В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Слушает лекции в Гейдельбергском университете в течение года. Наездами бывает в Петербурге, устанавливает свои первые связи с литературной средой.

Слайд 4

Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 г., когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В. Иванова. В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Вэто время он уже принадлежит к группе акмеистов, к организованному Н. Гумилевым «Цеху поэтов». Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.

Слайд 5

Она еще не родилась,Она и музыка и слово,И потому всего живогоНенарушаемая связь.Спокойно дышат моря груди,Но, как безумный, светел день.И пены бледная сиреньВ черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои устаПервоначальную немоту,Как кристаллическую ноту,Что от рождения чиста!Останься пеной, Афродита,И, слово, в музыку вернись,И, сердце, сердца устыдись,С первоосновой жизни слито! 1910, 1935 Silentium

Слайд 6

Начал Мандельштам с увлечения символизмом. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы. Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал: «Неужели я настоящий, / И действительно смерть придет?» Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм: Первые опубликованные стихотворения имели названия «Невыразимая печаль…», «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Медлительный снежный улей…». Их темой была иллюзорность действительности. Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: «Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря. Неутомимый маятник качается И хочет быть моей судьбой.

Слайд 7

В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О. Мандельштама - «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. *** Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной... 1908 *** Из омута злого и вязкого Я вырос, тростинкой шурша, - И страстно, и томно, и ласково Запретною жизнью дыша. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют, Приветственным шелестом встреченный Коротких осенних минут. Я счастлив жестокой обидою, И в жизни, похожей на сон, Я каждому тайно завидую И в каждого тайно влюблен. 1910 *** О небо, небо, ты мне будешь сниться! Не может быть, чтоб ты совсем ослепло И день сгорел, как белая страница: Немного дыма и немного пепла! 1911, 1915

Слайд 8

Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье «Утро акмеизма» он писал, что считает слово камнем. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл. Акмеистические тенденции наиболее отчетливо проявились в его стихах: «Айя-София», «Notre-Dame», «Адмиралтейство» и др. Мандельштам проявил себя как мастер воссоздания исторического колорита эпохи («Петербургские строфы», «Домби и сын», «Декабрист» и другие). В годы первой мировой войны поэт пишет антивоенные стихи («Зверинец», 1916). Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь!..».

Слайд 9

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». В стихах, написанных в годы революции и гражданской войны, отразилась трудность художественного осмысления поэтом новой действительности. С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.

Слайд 10

1920-е вышли поэтические сборники - «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923). В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Мандельштам продолжал публиковать статьи о литературе - сборник «О поэзии» (1928). Были изданы две книги прозы - повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928). Вышли и несколько книжек для детей - «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, Мандельштам брался за переводы прозы современных зарубежных писателей.

Слайд 11

Стихотворения 30-х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…». У поэта начинает складываться цикл протестных стихов.

Слайд 12

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина. Ноябрь 1933 Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован.

Слайд 13

Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. 27 декабря 1938 г. Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Последняя фотография Осипа Мандельштама

Слайд 14

Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987.

Слайд 15

Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека. В. Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!»

Посмотреть все слайды

Осип Эмильевич Мандельштам 1891 - 1938

«Он явился, как

А.Ахматова


Осип Мандельштам и его поэзия

Говорили, что в обличье

У поэта нечто птичье

И египетское есть;

Было нищее величье

И задерганная честь

Арсений Тарковский


«Стихи о неизвестном солдате» март 1937 год

Я рожден в ночь с второго на третье

Января в девяносто одном

Ненадежном году – и столетья

Окружают меня огнем.

Какая важнейшая тема творчества

Мандельштама связана с этим упоминанием?

(Тема времени. Себя считает СЫНОМ ВЕКА.

тема пророчества своей скорой смерти)


Три периода творчества О. Мандельштама

1. Ранний – 1908г - 1916г

(дореволюционное творчество)

  • 2.второй период – 1917г – 1928г

(поэзия вопросов, предчувствий)

  • Третий период – 1930г - 1937г

(зрелое творчество)


Раннее творчество О. Мандельштама

  • Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством

поэтов-символистов.


Мандельштам – поэт акмеист

В организованную Н.Гумилевым группу входили А.Ахматова,

Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.


«Камень» - первый сборник

  • Почему «камень» ?

1.строительный материал архитектуры, как слово – материал поэзии

2. символ вечности, древности (не горит в огне, не разрушается в воде)

3. имя Петр- «камень» на котором И.Христос возвел храм христианства


Особенности сборника «Камень»

1.Насыщенность лирики культурными ассоциациями

2. Античность (любимая эпоха) и современность

3. Конкретность, вещественность

4. Художник –мастер,

ремесленник, а не жрец


Сборник «Tristia»

  • Усиливается трагедийность лирики

(темы смерти, любви, веры и безверия переплетаются)

  • Причудливые ассоциации

(стихотворение «Век»)

  • Слово для поэта не камень (послушный материал) а душа, живой организм
  • В стихах 2 плана: мифологический и психологический

Характеристика третьего периода творчества

  • Это обнаженно -трагический период
  • Кроме поэзии рождается лирическая проза: «Шум времени» «Разговор с Данте»
  • Отчетливо звучит лирическое «Я» поэта
  • Идея преемственности культур
  • Темы времени, века, истории и судьбы человека
  • Проблема гуманизма и современности

Особенности поэзии О Мандельштама

  • Метафоричность как органическое свойство его мышления
  • Литературные ассоциации
  • Глубина культурного подтекста (тоска по мировой культуре)

Признание поэта

«Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за

шумом и прорастанием времени.

Память моя враждебна всему личному»

О Мандельштам


Любовная лирика О. Мандельштама

  • В стихотворениях

любовь к жизни, природе,

женщине:

«Возьми на радость из моих

ладоней»

«За то, что я руки твои

не сумел удержать»

«Я наравне с другими»


« Мы живем, под собою не чуя страны» 1933г

Арест в мае 1934 в своей квартире, обыск всю ночь: искали стихи.

затем –Воронеж



«Человек

не смеет

быть униженным»


Время благосклонно к истинным поэтам

Наследие О. Мандельштама

  • Наследие О. Мандельштама

насчитывает около 600 произведений разных жанров


  • Памятник
  • О. Э. Мандельштаму во Владивостоке

Неизвестна твоя могила

Может быть, это – целый свет.

В первом «Камне» такая сила,

Что последнего камня нет

Инна Лиснянская, 1977г



Письмо в никуда

« Ося! Родной… нет слов для

этого письма, которое ты, может,

никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство… каждая мысль о тебе, каждая слеза и каждая улыбка - тебе

Я благословляю каждый день и час нашей

горькой жизни, мой друг.

не знаю жив ли ты…

это я – Надя. Где ты?


Письменная работа

«Осип Мандельштам в моем восприятии»


2 Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом.




4 В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, желая систематизировать свои знания. В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама - "Камень", сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов.


5 В предоктябрьские годы появляются новые знакомства: М.Цветаева, М.Волошин, в доме которого в Крыму Мандельштам бывал несколько раз. В 1918 Мандельштам живет то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе, куда приехал ненадолго и потом приезжал снова и снова е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы.


6 Вышли новые поэтические сборники - "Tristia" (1922), "Вторая книга" (1923), "Стихотворения" (1928). Он продолжал публиковать статьи о литературе - сборник "О поэзии" (1928). Были изданы две книги прозы - повесть "Шум времени" (1925) и "Египетская марка" (1928). Вышли и несколько книжек для детей - "Два трамвая", "Примус" (1925), "Шары" (1926). Жена поэта Надежда Мандельштам


7 В 1930-е, когда началась открытая травля поэта и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг. Осенью 1933 пишет стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны...", за которое в мае 1934 был арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке 27 декабря 1938 О.Мандельштам умер в больничном бараке в лагере.


Детство и учеба Осипа Мандельштама Родился 3 (15) января 1891 в петербургской еврейской купеческой семье. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В слушал лекции в Париже, в в Гейдельберге, в изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).


Символизм Мандельштама Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно- сдержанны («Неумолимые слова...» о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.


Акмеизм Мандельштама В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя- София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд. 1916). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно- причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. А. А. Ахматовой


Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. (). В (и позднее, в) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело».


Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.). К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.


Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его в эссе «Разговор о Данте» (1933).


Ссылка и гибель Мандельштама В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым принятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык».


Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной (?) войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...