Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "Звуки, ". Конспект по развитию речи звук и буква р Конспект по развитию речи звук

Плаксина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: г.Чебоксары республика Чувашия
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Звуковая культура речи: звук [у]"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27» г.Чебоксары

Конспект занятия по развитию речи в

младшей группе

Разработан:

Плаксиной О. А.

Воспитателем

Младшей группы

«Смешарики»

г.Чебоксары-2017г.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Звуковая культура речи: звук [у]»

Цель : Формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

1. Образовательные:

Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук У

и звукоподражательные слова с этим звуком.

Продолжать отрабатывать чёткое произношение звуков а, у.

Активизировать в речи детей обобщающие слова.

2. Развивающие:

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.

3. Воспитательные:

Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.

Воспитывать желание быть вежливым.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова:

волк,филин,паровозик,Буратино,петух,малыш,арбуз,утенок.

Индивидуальная работа : активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа : беседа о буквах, чтение азбуки для малышей,

разучивание артикуляционного упражнения «Стрелочка», дидактические

игры, заучивание физкультминутки.

Методические приемы:

Показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы

воспитателя и ответы детей, объяснение, чтение физкультминутки,

артикуляционного упражнения, предоставлять детям возможность

договаривать слова и фразы при чтении физкультминуток и

артикуляционных упражнений.

Материал:

Паровозик, буква «У», «Волшебный кубик» с картинками: волк, филин,

петух, малыш, утка; картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок,

Методика проведения:

Воспитатель рассаживает детей и просит вспомнить,что у всех есть домик, в

котором живет Язычок.

Воспитатель: Ребята, а у всех есть язычок?

Воспитатель: Да!

Артикуляционное упражнение «Стрелочка»

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Воспитатель: Молодцы, у всех ребят красивый и веселый язычок.

Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?

Дети: Буква «У»

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал звук «У». А как вы думаете, на

чем приехал наш гость. Послушайте «У-у-у-у».

Дети: На паровозе.

Воспитатель: Ребята. а вы видели настоящий паровоз,который тянет составы

с грузами? Такой паровоз гудит громко и протяжно.Примерно так: «У-у-у-у»

А чтобы у вас получилась песня паровоза,надо вытянуть губы трубочкой

(показывает) и протяжно произнести: «У-у-у-у»

Как гудит паровоз? Попробуем с вами изобразить громкий гудок паровоза:

«У-у-у-у», а сейчас паровоз отъехал далеко и гудит тише,голосок у него

тоненький: «У-у-у-у» , а сейчас мы его почти не слышим: «У-у-у-у» .

Воспитатель: Замечательно у вас получилось, но звук «у» к нам приехал не

просто так, он приехал с нами поиграть в волшебный кубик. Вы хотите

поиграть со звуком «у»?

Игра «Волшебный кубик »

Воспитатель: "Крутись, вертись, на бочок ложись". Показывает детям

картинку с изображением волка. Дети вспоминают, как воет волк: "У-у-у-у ".

Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован

малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа. ", если на картинке – филин,

нужно проговорить: "Уф-уф- уф" и т. д.

Физкультминутка

Паровоз

Загудел паровоз

«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)

Далеко их укачу.

Паровоз кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду».

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так-так!»

(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают

движения вперед-назад)

Воспитатель: Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего гостя, а он нас ждёт,

потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание. Игра «Собери

картинку».

На столе лежат картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок, арбуз,)

Дети самостоятельно собирают. Затем воспитатель дает целую картинку

каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке? Молодцы, ребята.

Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука

начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука у , но в слове арбуз звук

«У» стоит в конце слова, а в слове Буратино в середине слова, вот какой

интересный звук . Давайте ещё раз все вместе произнесем слова улитка,

Буратино, арбуз.

Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры » (пер.

Л.Яхнина)

Кукушка кукует:

Ку-Ку! Ку-Ку

Голубь воркует:

Гу-Гу!Гу-Гу»

Петух зорюет:

Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит в ночи:

А рыба молчит –

Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:

Кукушка кукует.а голубь?.....(Воркует)

Петух зорюет?..

Филин кричит?.....

Педагог читает детям песенку еще раз и предлагает детям проговаривать

звукоподражательные слова.

Итог занятия:

Вот как мы с вами замечательно поиграли: научились делать гимнастику для

язычка. Язычок наш выучил звук « У », научились собирать картинки,

правильно проговаривать звуки и слова.

Ребята,понравилось вам занятие? Чем мы с вами занимались сегодня на

занятии? Чью песенку мы пели? Кто приходил к нам в гости?

Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы (произношение звуков [с], [с"])

Смирнова Анна Олеговна, воспитатель, МБОУ Верх - Тулинская СОШ №14 ОСП «Начальная школа - Детский сад», Новосибирская область Новосибирский район с. Верх - Тула.

Описание материала: Конспекты будет полезны воспитателям, логопедам, педагогам-психологам для уточнения и закрепления звуков с и сь.

Задачи: закреплять правильное произношение звуков с, сь в словах и фразах; учить различать эти звуки; развивать речевое внимание, чувство рифмы; соотносить глаголы с выразительными движениями; образовывать наименования животных женского пола (мамы детенышей), наименования детенышей животных в единственном и множественном числе; развивать интонационную сторону речи; побуждать к диалогическому общению.

Ход занятия №1:

«Закончи предложение»

Оборудование: часы, весы, бусы, кукла.
Воспитатель. В гости к нам пришла кукла. Ее зовут Маша. У нее на шее бусы, на руке часы. У Маши есть весы.

(Воспитатель демонстрирует куклу и предметы. Дети рассматривают их.)

Это – ча…сы, это – ве…сы, это бу…сы. Вслушайтесь, как похоже звучат окончания слов. Везде слышится слог сы .

Поиграем. Я буду начинать слово, а вы заканчивать.

Бу…(сы), ве…(сы), ча…(сы), у…(сы), воло…(сы), автобы…(сы), троллейбу…(сы).
А теперь добавляйте слог си .
Гу…(си), так…(си), ло…(си), ры…(си).

В слоге сы слышится звук с , в слоге си слышится звук сь .

А теперь я буду начинать предложение, а вы должны закончить его, вставить слова: часы, весы или бусы.
Чтобы знать время, нужны…

Дети. Часы.

Воспитатель. Чтобы узнать вес, нужны…

Дети. Весы.

Воспитатель. Чтобы стать красивой, нужны…

Дети. Бусы.

Воспитатель. У меня остановились…

Дети. Часы.

Воспитатель. Продавцу нужны…

Дети. Весы.

Воспитатель. У куклы красивые…


Дети. Бусы.

Воспитатель. Скажем все вместе чистоговорку: си-си-си – гуси едут на такси.

(Дети повторяют)

Ход занятия №2:

«Повтори за Буратино»

Оборудование: игрушка Буратино, картинки с изображением крана (большой и маленький), мяч.
(В гости к детям приходит Буратино. Он хочет поиграть с детьми в игру «Как будто»)

Буратино. У меня как будто два крана для вас: большой и маленький. Из большого крана льется широкая струя воды: ссс. А из маленького крана – тонкая струя воды: сь-сь-сь.

(Буратино повторяет вместе с детьми 2 раза. Далее воспитатель вместе с Буратино читает детям стихотворение и просит помогать, подсказывая рифму)

Будем умываться
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся.
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Э. Мошковская

(Чтение стихотворения сопровождается выразительными движениями. Дети показывают слова (откройся, умойся, обливайся, смывайся))

Воспитатель. Послушайте слова: носсс, сссразу. В этих словах слышится какой звук?

Дети: Звук с.

Воспитатель. А вот другие слова: откройссся, умойссся, обливайссся. Какой звук слышится в этих словах?

Дети: Звук сь.

Воспитатель. Сейчас Буратино будет произносить слова, а вы должны повторить так же: тихим голосом, выделяя звук с или сь .

(Дети образуют круг. Воспитатель бросает кому-нибудь мяч, произносит слово. Ребенок, перебрасывает мяч воспитателю, повторяет так же.)

(Примерный набор слов: нос, умойся, обливайся, лейся, веселись, лиса, оса, часы, бусы, весы.)

Ход занятия №3:

«Играем звуками, словами, рифмами»

Оборудование: игрушечные слон, собака, лиса, совок, часы, миска, стол, стул, стакан, санки (или картинки).
(Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение)

Воспитатель.
Слон – москвич. В столицу он
Был слоненком привезен
Из соседней из страны,
Той, где водятся слоны.
В. Берестов

(Воспитатель повторяет стихотворение)

Воспитатель. А теперь скажем дружно: у слона детеныш…

Дети. Слоненок

Воспитатель. У лисы детеныш…

Дети. Лисенок.

Воспитатель. У гуся детеныш…

Дети. Гусенок.

Воспитатель. У рыси…

Дети. Рысенок.

Воспитатель. У свиньи…

Дети. Поросенок.

Воспитатель. У крысы…

Дети. Крысенок.

Воспитатель. У лося…

Дети. Лосенок.

Воспитатель. Сссвинья, гусссыня, лиссса. Какой звук слышится в этих словах?

Дети. Звук с.

Воспитатель. Назовите предметы и игрушки, в названиях которых слышится звук с .
(Воспитатель заранее раскладывает предметы и игрушки на видных местах. Дети находят предметы, выставляют их на столе, подчеркнуто произнося названия. Когда все предметы отысканы, по указанию воспитателя дети хором называют все предметы).

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Цель:

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Фронтальное.

Тип занятия:

Закрепление материала.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)


Какой второй звук в этом слове? («а»)


Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

1.Круг радости «От сердца к сердцу».

Сердце я свое открою,

Счастьем поделюсь с тобою.

Все хорошие слова

Говорю я для тебя.

Воспитатель: Скажите мне, а какие бывают животные?

Почему одних мы называем домашние, а других дикие?

Каких домашних животных вы знаете?

Каких диких животных вы знаете?

Сегодня к нам в гости пришел зверь. Хотите узнать кто он? Отгадайте загадку и узнаете кто наш гость.

Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (волк)

Показывает детям волка и предлагает детям с ним поздороваться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, волк какой-то грустный. Давайте спросим у него почему.

Предлагает одному из детей обратиться к волку с вопросом.

Воспитатель: (отвечает за волка) Я потерял свою песенку, и поэтому мне грустно.

Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волку? Что мы будем делать? Где мы будем ее искать? Где она может прятаться?

Выслушивает ответы детей.

Хорошо, молодцы! Но, чтобы помочь волку, нам с вами надо выполнить несколько интересных упражнений. Я вас всех приглашаю сесть за столы.

2.Артикуляционная гимнастика.

Показывает детям картинки: «улыбка», «дудочка», «лопаточка», «иголочка».

Что изображено на картинках? Смотря в зеркало, покажите то, что изображено на первой картинке, на второй, на третьей, на четвертой.

Напоминает, как выполнить упражнения.

1.«Улыбка» - губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. 10-15 секунд.

2. «Дудочка» - губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. 10-15 секунд.

3. «Лопаточка» - расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу, а верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.10-15 секунд.

4. «Иголочка» - узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.10-15 секунд.

Молодцы! Волку очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А я для вас приготовила еще картинки.

3.Дидактическая игра «Посмотри и назови».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, в названии которого встречается звук «у». просит детей сказать, что изображено на картинке. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук «у» (у-у-у-тка, пет –у-у-у-х) и т.д.

Затем предлагает ответить детям на вопрос: «Какой звук ты слышишь?»

Молодцы! Мы можем долго искать песенку волка. Я предлагаю вам сесть на самолет и посмотреть сверху. Может быть так мы быстрее найдем ее.

4.Физкультминутка «Самолеты».

Вместе с детьми выходит на ковер и играют в игру с элементами звукоподражания.

Самолеты загудели

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели.

5.Игровое упражнение.

Ребята, посмотрите, волку стало весело. Как вы думаете почему?

Выслушивает ответы детей.

Волк говорит, что мы помогли ему найти его песенку и он хочет спеть ее для вас.

Воспитатель поет за волка:

Какая интересная песенка у волка! Давайте ее споем.

На что похожа песенка волка? Где же пряталась его песенка?

Выслушивает ответы детей.

Молодцы! А теперь поиграем с волком.

Молодцы!

«Рефлексия с мячиками»

Желтый мячик – хорошее настроение;

Синий мячик – грустное настроение.

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...