Темы бесед что ведет к толерантности. Конспект беседы на тему «Планета Толерантности» в средней группе

Классный час в 3 классе

Тема: «Что такое толерантность»

Цель : знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

    Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;

    Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;

    Способствовать формированию уважительного отношения к людям.

Оборудование: презентация, клей, карточки с качествами личности, солнце, фломастеры, клубок ниток, картинки для игры «Найди себе подобного».

Форма проведения: беседа

Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход классного часа.

    Эмоциональный настрой.

Чтобы лучше работать вместе встаньте в круг. У меня в руках волшебный клубочек, который поможет нам создать круг дружбы. Я начинаю, вы продолжаете. Я рада, Сережа, ты рядом со мной (Дети выполняют задание).

Что у нас получилось? Верно, получился круг дружбы.

Дружно поднимите руки вверх, вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Желаю вам на сегодняшней встрече быть единой и дружной командой.

    Постановка задачи. Выявление проблемы.

Игра «Найди себе подобного»

Останьтесь в кругу. Руки за спину. Прошу вас прикрыть глаза и не разговаривать. Я вложу вам в руки рисунок.

Откройте глаза и найдите «себе подобного», объединяясь тройками. Разговаривать при этом нельзя.

Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.

Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)

Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?

Что бы вы предложили сделать?

Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.

Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.

    Обсуждение понятия толерантность.

Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью. Сегодня мы будем говорить об этом понятии.

Слышали это слово?

Кто-нибудь знает, что оно обозначает?

Символом толерантности я выбрала солнце.

Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).

Чего не хватает у солнца?

В конце нашего занятия, подводя итоги, изобразим лучи у солнца в виде качеств личности, которые согревали бы своим теплом людей планеты Земля. Как солнце согревает Землю своим теплом, так и человек может согреть своими качествами других людей.

У меня на доске житель планеты Земля. Не важно, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. У вас на столах написаны качества характера человека.

Работа в группах.

Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Милосердие Честность Чуткость Забота

Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность

Смелость Злость Раздражительность Чуткость

Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

Выбранные качества вывешивают на доску.

Какими качествами мы надели человека планеты Земля?

Какие карточки остались?

Зачитайте.

Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Работа в группах.

На столе лежат 10силуэтов человека.

Что у них общее? (голова, руки, ноги)

Чем могут отличаться?

Предлагаю вам, используя всех человечков, составить символ дружбы.

Дети, работая в группе, составляют символ дружбы из 10 человечков.

Почему так соединили?

Все мы разные, но готовы принять друг друга такими, какие мы есть. Пусть люди будут разных национальностей, пусть у них будет разный цвет кожи, пусть будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

(Читаю наизусть)

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, он – твой друг.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

Работа в парах.

На столах у вас треугольники. Соедините их так, чтобы получилась звезда. Объединитесь в пары и склейте звезду.

Тепло, доброту мы можем подарить друг другу находясь здесь в классе.

Ребята, а давайте выйдем из стен школы и посмотрим, что там в «большом мире»

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Она нуждаются в помощи.

Что мы можем сделать, чтобы помочь таким людям.

(Дети высказывают свои предположения).

Я, заметила, что вы добрые, талантливые, отзывчатые ребята. Предлагаю вам подумать и попробовать поставить спектакль, концерт к Новому году и поздравить стариков «Дома престарелых». У вас получится.

Ребята! Обратите внимание, я раздала текст со стихотворением, цифрами обозначены номера отвечающих. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки из стихотворения, учитывая номера.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

То вместе мы сделаем толерантным нашмир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Наше солнце должно засиять. Какие качества личности нужны, чтобы класс, школа, город, весь мир стали пространством толерантности.

(Дети на желтых полосках пишут качества личности и прикрепляют их на солнце).

    Рефлексия.

Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем разговоре.

На столах полоски с готовыми фразами, вам нужно продолжить.

    Эта встреча, привлекла меня…..

    Эта встреча, заставила меня задуматься…..

    Эта встреча навела меня на мысли….

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение к друг другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Профилактическая беседа

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Слайд 1.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Вводная беседа.

    Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

    Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?

    Что дают человеку окружающие люди?

    Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми?

    А вам в классе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

Слайд 2

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международныйдень толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд 3

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Что же такое толерантность? (Ответы).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде цветка.

Слайд 4-5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 6

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Определение понятия «толерантный человек»

Вы познакомились с понятием «толерантность». На доске записаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Выберите из них самые точные и верные качества. Составим портрет толерантного человека.

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Расположенность к другим.

4. Доверие.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

ИГРА « Мелочи жизни».

    Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни

У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).

    Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?

    Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это …

    Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это...

    Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это...

    Плакать по пустякам – это …

    Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это...

    Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это...

    Глотать наспех завтрак в буфете – это …

    Вы обещали позвонить по телефону по какому-либо делу и забыли – это...

    Вы опоздали на запланированную всчречу – это…

    Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ :

УПРАЖНЕНИЕ «Колесо волшебных слов»

Ученики составляют слова.

1) доб, сер, дие, ро, ло, та, ми. (Доброта, милосердие )

2) от, вость, зыв, ние, да, чи, состра. (Отзывчивость, сострадание )

Слайд 8

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Мы сталкиваемся с толерантностью каждый день, на улице, в общественных местах, в школе. И, к сожалению, мы сами не всегда бываем толерантны друг к другу, при этом именно мы можем что-то изменить. Подумайте, что нужно сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», чтобы всем было комфортно и приятно. Я предлагаем вам подумать, записать свои мысли по этому вопросу на листочках и украсить ими деревья.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ :

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Слайд 9

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ:

    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

      Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

      Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

      Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

      Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

      Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

      Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Дополнение:

Если тучки на солнышках остались, то можно разыграть баллы с помощью дополнительных вопросов, на которые команды отвечают по очереди:

    Назовите мультипликационного героя, который постоянно призывает всех к миролюбию. (Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно.)

    Какой герой русской народной сказки поплатился за свою излишнюю доверчивость? (Колобок)

    Кто из героев Андерсена страдал из-за своей непохожести на других? (Гадкий утёнок)

    В какой русской народной сказке герои справились с тяжёлой работой, когда стали действовать сообща? («Репка»)

    Какой русский сказочный герой приобрёл друзей благодаря своему милосердию? (Иван-царевич)

    Герой какой пушкинской сказки лишился речи из-за своей жадности? (Поп из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

    Какой мультипликационный герой самый бережливый, экономный и рассудительный? (Подсказка: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду».) (Кот Матроскин)

Внеклассное мероприятие для старших классов на тему: Толерантность. Сценарий

Беседа-тренинг для старшеклассников «Мы выбираем-Толерантность»

Автор: Косолапова Ирина Владимировна, воспитатель ГКОУ С(К)ШИ №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание работы: предлагаю вам занятие для детей 9 классов по теме «Мы выбираем-Толерантность».
Данный материал предназначен для воспитателей специальных(коррекционных) школ-интернатов 8 вида.

Тема: «Мы выбираем-Толерантность»

Цель: формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
-расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;
Коррекционно-развивающие:
-научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;
-развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям

Оборудование:
-мультимедийная презентация,
-сигнальные карточки (зеленые, красные),
-бумага, фломастеры, шариковые ручки,
-булавки, камушек,
-конверт с вопросами, шаблоны «следы»
-2 коробки (красная, черная),

Форма проведения :беседа-тренинг

Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу

I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята.
-Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.
Упражнение «Звали, зовут, будут звать…».
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Воспитатель:
- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Упражнение «Знакомство».
Воспитатель:
- Я сегодня проведу у вас занятие. Но для начала, давайте необычно познакомимся. Ребята, давайте образуем круг. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику. Меня зовут Ирина Владимировна, первая буква моего имени И, я – интересная (далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику).
- Очень приятно познакомиться.

II. Сообщение темы и цели:
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на эпиграф.
- Как вы понимаете слова Б.Шоу? (ответы детей)

Воспитатель:
-Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
-Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас.

III.Основная часть:
1. Чтение и анализ притчи «Ладная семья» и история происхождения понятия «Толерантность».
- А начнем мы наше занятие с китайской притчи. Название притчи «Ладная семья».

Воспитатель:
- Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наша группа– это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей группе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани.
-У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, с которым вы уже давно знакомы, и которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно мини¬стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважитель¬но относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

2. Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Воспитатель:
-Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь

3. Тренинговые упражнения.
Воспитатель:
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные?
-Как жить в мире, где столько разных людей?
-Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.

Упражнение «Конверт откровений»
- А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.)
Если бы ты мог(ла) перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это.
Если бы ты смог(ла) на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал(а)? Почему?
Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал(а)?
Если бы ты в течение одного дня был невидим(а), то как бы ты этим воспользовался?
По каким критериям ты выбираешь себе друга?
В какой стране ты хотел(а) бы жить?
Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал(а)?
Воспитатель:
- Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо.

Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?
-Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми?
-А вам в группе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.
Упражнение «Мелочи жизни».
У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).
-Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?
Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает -это...
Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это...
Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это...
Плакать по пустякам – это …
Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это...
Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это...
Глотать наспех завтрак в буфете – это …
Вы опоздали на запланированную встречу – это…

Воспитатель:
-Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы детей).
-А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы детей)

Упражнене – релаксатор «Хорошие слова для друга».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
-Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Упражнение «Камушек в ботинке».
Выходят дети 1 или 2 человека по желанию. Воспитатель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. (Не получается)
Воспитатель:
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. (Камешек)
-Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. (гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках….
-Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь).
-Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Упражнение «Жемчужина в раковине».
Воспитатель:
-Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей.

Наше занятие окончено. Спасибо.

Список использованных источников:
1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
2. 2.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
5. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
6. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
7. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
9. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.

Беседа с учащимися «Поговорим о толерантности»

Цель : знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, больные или старые, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к роду человеческому, и каждый из нас неповторим и значим.

Что значит быть толерантным? (Ответы учащихся)

(Означает принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.)

Проанализируем несколько ситуаций.

1. Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе на день рождения. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого весь класс обсуждал сестру Маши.

2. Амина – мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не обедает в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.

3. Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его в секонд-хенде. Девочки сказали «Значит, ты бедная». Они не захотели с ней играть.

Что общего во всех ситуациях?

Почему люди в данных ситуациях ведут себя таким образом?

Как чувствуют себя жертвы предрассудков?

Заслуживают ли они такого обращения?

Как можно предотвратить подобные ситуации?

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто- то «дает сдачи», кто- то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? (Ответы детей)

(Ситуация: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Выход: Когда ты накричала на меня при ребятах, я почувствовал себя неудобно. Поэтому в следующий раз я прошу высказывать свои замечания только мне. Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям)

Быть терпимым нужно уметь не только к близким людям. Вспомните случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных. Какой этот человек? Как он выглядит? Как на него реагировали окружающие? Как отнеслись вы?

Попробуйте найти три вещи, которые могут быть общими с этим человеком.

(Ответы детей)

Как научиться не бояться различий?

(Выявить и проанализировать страхи, связанные с предрассудками; изучить природу этих страхов; постараться найти общее со «странными людьми»)

Российский экспресс .

Каждому участнику дается список: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три предпочтительных. (Приложение)

- Каковы причины нежелания ехать с этими людьми?

- Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, неприязнь?

- Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами?

- Может ли кто-то не захотеть ехать с вами в одном купе?

- Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

- Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

- Как лучше всего поступать в таких случаях?

Я предлагаю вам игру «Волшебная рука». Обвести руку на листе бумаги. На пальчиках напишите хорошие качества, а на ладони то, что вам хотелось бы изменить в себе. (Вывесить листы на доску)

А сейчас разделимся на группы по 5-6 человек. Группа должна нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках журналов, национальных флагов. Затем выдвинуть лозунг, который отражает сущность этих эмблем.

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькое сообщество. И хотелось бы, чтобы в этом сообществе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Неаккуратно одетая женщина с ребенком

Мусульманин

Человек с большим грязным мешком

Африканский студент

Наркоман

Бывший заключенный

Полицейский

Инвалид со складной коляской

Молодой человек, больной СПИДом

Классный руководитель. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

Кто из мальчиков прав? (Никто.)

Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

Кто назовет другие черты толерантного человека?



(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

III. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

Кататься на роликах;

Вышивать;

Сочинять стихи;

Играть в футбол;

Танцевать;

Плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

На какого сказочного героя я похож»

Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

3. «Это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

(Проведение игры.)

А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача - закончить предложения.

(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)

Классный час № 8.

Тема: «Основы безопасности жизнеднеятельности человека в чрезвычайных и опасных ситуациях» (в форме КВН).

Цель .

Формирование первичных навыков поведение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

Задачи:

- формировать у детей морально- психологическую готовность к различным неожиданностям, подстерегающим детей в природе и социуме, на самосохранение жизни;

Получить детьми знания об окружающей среде и возможных опасностях для жизни и здоровья человека;

Обучить умениям оценить степень опасности;

Оформление :

4 рисунка с изображением вида комнаты; карточки 01, 02, 03, 04; 4 рисунка: пожар, медицинская служба спасения, милиция, газ; эмблемы команд.

Ход классного часа .

Приветствие команд .

Команда «Искорки»: «При пожаре как один набираем 01».

Команда «Огоньки»: «Знает мальчик и девчушка – спички детям не

игрушка».

Ведущий. Вот мы и познакомились с командами. А сейчас давайте определим, кто будет первым отгадывать загадки.

Загадка капитанам. Что на свете всего дороже? (здоровье)

Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье, и обо всём, что так или иначе с ним связано; о профилактике несчастных случаев.

Итак, объявляю КВН открытым!

Безопасность дома .

(Командам раздаются рисунки, на которых изображена, например, общая комната в квартире.

Задание: в течении3 минут отыскать на рисунках комнаты все случаи нарушения правил безопасности и обозначить цифрой. Такие рисунки и у болельщиков. Играет спокойная музыка.)

1.Включенный утюг оставлен без присмотра.

2.Бельё висит слишком близко к обогревателю или плите.

3.Лампа накрыта тканью.

4.В пепельнице дымятся сигареты.

5.Спички на столе.

6.Ребёнок ковыряет отвёрткой штепсель.

7.Оболочка кабеля в плохом состоянии.

8.Провод удлинителя находится под ковриком.

9.На ёлке горят свечи.

10.Стенная розетка перегружена.

«Не всякий встречный – друг сердечный».

(Обыгрывание ситуаций «Как вести себя с незнакомыми людьми»

1.На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

2.Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?

3.Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она твоя тётя. Что ты ей ответишь?

4.Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и просит показать дорогу до магазина.

5.Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается увести с собой, что ты будешь делать?

6.Если тебе предлагают поиграть во взрослые игры на игры, как ты поступишь?

Конкурс болельщиков:

(Болельщики чьей команды лучше прочитают стихи)

Адрес свой везде и всюду,

Никогда я не забуду:

Если даже заблужусь,

Вспомню адрес – и найдусь!

Бритвой щёки можно брить,

Можно карандаш точить.

Бритва острая! Смотри!

Без спросу бритву не бери!

Дверь незнакомцам не открывай,

Словам и подаркам не доверяй.

Скажи:»Скоро мама с работы придёт,

Сама, если надо, вам дверь отопрёт!»

Ехать на зелёный свет

Можно всем тут спору нет,

Но запомните: опасно,

Если свет зажёгся красный.

Играй во дворе возле дома,

Играй на площадке знакомой.

Но стройка и улица - не для игры!

И правило это для всей детворы!

Ключи от квартиры с собой я ношу

И дверь мне открыть никого не прошу.

Свой ключ никому не доверю,

Ведь он стережёт мои двери!

Мама все мои секреты знает

И всегда мне во всём помогает.

Если что-нибудь случится вдруг,

Мама – самый верный друг.

Ножницы стригут отлично,

Но и колются прилично.

Просто так их не бери,-

Очень острые они!

Розетка из стены на нас

Взирает парой дырок - глаз,

Предупреждает: «Вам меня

Бояться надо, как огня!»

Через дорогу я с братом иду,

За руку брата, конечно, веду.

Смотрим налево, направо глядим,

Смело идём, если нету машин.

Службы спасения. (Соединить соответствующий номер телефона с рисунком)

Конкурс капитанов (Капитаны команд по очереди называют возможные причины возникновения пожара. Выигрывает капитан, назвавший причину последним).

Некоторые возможные причины:

1.Игра со спичками.

2.Удар молнии.

3.Разведение костров на улице без взрослых.

4.Короткое замыкание.

5.Зажигание свечей на ёлках.

6. Повреждение электрического провода.

7.Курение.

Соединить службы спасения с их телефонами.

Итог КВНа.

Спасибо всем за игру.

Классный час № 9

Тема: "Мы и природа!" (обзорный информационно-познавательный час).

Цель : Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;

Познакомить с правилами поведения на природе;

Познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенными в нее.

Оформление: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, рисунки детей «Природа и мы».

Ход классного часа:

Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...