Болото засасывает человека. Почему засасывает болото

В республике Тыва, недалеко от монгольской границы раскинулось горное мелководное озеро Тере-Холь несколькими небольшими островами. На одном из таких островов и находится средневековый памятник – крепость Пор-Бажын (от тувинского – глиняный дом ).


Крепость Пор-Бажын была обнаружена в XVII столетии известным составителем сибирских карт Семеном Ремезовым. К какой эпохе относится и какому народу принадлежит поселение установить не удавалось на протяжении многих лет. Лишь в XX столетии ученые выяснили, что крепость Пор-Бажын была возведена в VIII столетии, т.е. во времена Уйгурского каганата. Его глава Элетмиш Бильге-каган в 750 году захватил земли современной Тувы. Чтобы закрепиться на завоеванных землях, он отдал приказ о строительстве крепости.


Местом для поселения был выбран один из островов озера Тере-Холь , расположенного на высоте 1300 метров над уровнем моря. Крепость была построена в форме правильного прямоугольника (211х158 метров). Высота крепостных стен достигает 10 метров. В центре Пор-Бажын обнаружено два дворца квадратной формы размерами 23х23 и 15х15 метров, расположенных на искусственных платформах из утрамбованной глины и земли. Дворцовые здания сообщались между собой шестиметровым крытым переходом. Более просторный дворец принадлежал, видимо, самому уйгурскому кагану. Толщина стен этого дворца свыше одного метра. С восточной стороны крепости сохранились ворота с башнями. По масштабам крепости можно судить, что для ее строительства было потрачено несколько тысяч тонн обожженного кирпича и глины.


Внутри крепости Пор-Бажын расположен целый лабиринт домов и строений. Вдоль всех крепостных стен (за исключением восточной) находится 26 отсеков, отделенных друг от друга глинобитными перегородками высотой до 1,5 метров. В каждом из отсеков построено сырцовое помещение 7х8 метров. Помимо разнообразных построек при раскопках поселения найдены керамические фрагменты, остатки фресок, врагменты китайской глиняной посуды и тайник из 101 кузнечной железной заготовки. Самое поразительное, что до настоящего времени не обнаружено останков ни одного человека. Таким образом, ученым пока так и удалось ответить на два главных вопроса. Зачем кочевники создали столь колоссальную крепость? Являлась ли крепость каким-то культовым сооружением?


Среди местного населения сохранились легенды о грандиозных сокровищах, спрятанных в уйгурском городище Пор-Бажын , и о Эльчиген-хане, проживавшем в этой крепости, но не посреди озера. Якобы однажды за переделами крепости стал бить мощный источник воды. Испугавшись затопления Пор-Бажына, хан со своими людьми покинул крепость и поднялся выше в горы. Оттуда хан наблюдал, как крепость Пор-Бажын оказалась полностью окруженной водой. Ученые провели космический мониторинг озера и на самом деле обнаружили на его дне древнюю дорогу, что, в итоге, только поставило новые вопросы о происхождении крепости Пор-Бажын.


Фотографии крепости Пор-Бажын



Развалины глиняной крепости на острове Пор-Бажын (в переводе с тувинского языка это означает "глиняный дом") посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне Республики Тыва на протяжении вот уже сотни лет вызывают интерес ученых.

Крепость представляет собой почти правильный прямоугольник размерами 211 на 158 метров и общей площадью 3,3 гектара. Запутанный лабиринт зданий крепости напоминает буддистскую мандалу (сакральное схематическое изображение или конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках). Цитадель имеет четкую внутреннюю планировку, включающую центральное сооружение и систему дворов с небольшими постройками в центре и по внутреннему периметру стен, местами доходившими до 10 метров. В середине восточной стены сохранились ворота с хорошо укрепленными башнями. Внутри крепости археологи также обнаружили следы жилищ и служебных построек.

Вследствие труднодоступности и удаленности от транспортных маршрутов этот памятник древней архитектуры сохранился до наших дней довольно хорошо.

Даты постройки и разрушения крепости точно не установлены. Ученые полагают, что крепость была построена в VIII веке уйгурами, присоединившими в то время юг Тывы и территорию Саяно-Алтая к своему каганату . Однако, это практически все, что доподлинно смогли установить историки и археологи. Предметом споров по-прежнему остаются предназначение архитектурных построек, сохранившихся на острове, ведь эти сооружения можно в равной степени отнести как оборонительному сооружению, так и к дворцовому или храмовому комплексу. На основании того, что стены фортификационных сооружений были испещрены замысловатыми знаками, которые, как полагают, имели важный эзотерический смысл и во многом походили на символы, обнаруженные в древних городах цивилизации майя, иркутский исследователь И.В.Бердников выдвинул предположение, что постройки храмового комплекса Пор-Бажын воспроизводили карту звездного неба, точно имитируя очертания зодиакальных созвездий. Это натолкнуло ученого на мысль, что на острове некогда располагалась древняя обсерватория.

Руины Пор-Бажина были известны русским географам еще с конца XVII века. Первое письменное упоминание о крепости содержится в изданной в Санкт-Петербурге в 1882 году "Чертежной книге Сибири" тобольского боярина Семена Ремезова, однако же составлена она была еще в 1699-1701 годах. Следует отметить, что, упоминая остатки древнего городища на острове посреди озера Тере-холь, Ремезов даже не пытался определить, кем, когда и для чего оно было сооружено.

В 1891 году городище было исследовано русским археологом Д.А.Клеменцом, который составил его план и впервые обратил внимание на сходство с руинами крепости Хара-Балгас (Карабалгасун) на реке Орхон в Монголии, где, как установлено, располагалась столица орхонских уйгуров. Он писал, что строителями Пор-Бажина были "не монголы и не китайцы, и вряд ли кидане или джурджени, вероятнее всего тот же или родственный народ строителям древнего Каракорума". Затем на долгие годы Пор-Бажин был, казалось, забыт исследователями, не проявлявшими к нему интереса в силу его труднодоступности. Однако же археологи, например, Г.Сосновский и Л.Потапов, иногда все же упоминали про Пор-Бажин и даже, вслед за Клеменцом, соглашались c его предположением, что городище относится к периоду Уйгурского каганата (744-840 годы).

Подробное изучение городища было предпринято советским археологом С.И.Вайнштейном, опубликовавшим в 1964 году статью "Древний Пор-Бажин". Примечательно, что это археологическое исследование С.И.Вайнштейна не было отмечено известным археологом Л.Р.Кызласовым ни в "Истории Тувы в средние века" (1969), ни в "Древней Туве" (1979). Лишь в одной из своих ранних статей "Средневековые города Тувы" он упоминает Пор-Бажин как "еще одно, обнесенное глинобитными стенами четырехугольное, городище (очевидно, монастырь), расположенное на юго-восточной окраине Тувы, на острове озере Тере-Холь".

Именно С.И.Вайнштейн, вслед за Д.Клеменсом, обосновал принадлежность крепости уйгурам. Раскопки Пор-Бажина были начаты им в 1957 году и продолжены Тувинской экспедицией Института этнологии АН СССР. Датировка и атрибуция крепости были основаны на типологической схожести сохранившихся орнаментированных дисках черепицы. "Известно, что подобные керамические украшения кровли могут служить надежным источником для датировки архитектурных памятников Востока. Ближайшие аналоги большинству концевых дисков кровли дворцов Пор-Бажина имеются в находках С.В.Киселева из Орду-Балыка", - писал С.И.Вайнштейн.

Более того, С.И.Вайнштейн сделал конкретный вывод, что крепость Пор-Бажин с дворцовым комплексом была сооружена по приказу уйгурского кагана Баян-чора во время похода на тюркское племя чиков, населявшее территорию современной Тывы. Этот поход, описанный в уйгурском рунической надписи в честь Баян-чора, состоялся в 750 году.

Опираясь на сведения надписи Баян-чора, на основе которой определялась точная дата сооружения крепости, С.И.Вайнштейн предположил, что крепость строилась как летняя резиденция уйгурского кагана. Баян-чор говорит в упоминаемой надписи о своем походе против племени чиков: "В год Тигра (750 год) я пошел в поход против чиков... В том же году я приказал учредить ставку Касар-Кордан...". Следом за Вайнштейном С.Кляшторный полагал, что упоминаемый Касар-Кордан был западным лагерем и ставкой Элетмиш Бильге кагана, соотнеся Касар-Кордан (Касар-Коруг) с крепостью Пор-Бажин.

Именно с крепостью Пор-Бажын у местного населения связано предание о подземных туннелях, по которым можно обойти всю Землю и в которых, будто бы, спрятаны несметные сокровища правителей - основателей некогда могущественного уйгурского каганата. Действительно, еще в прошлом веке при изучении загадочного острова археологи не раз натыкались на заваленные и полуразрушенные входы в подземелья, попасть в которые пока еще не удалось никому. По мнению ученых, крепость погибла в результате набега неприятеля в середине XVIII века, и ее обитатели незадолго до своей смерти успели спрятать богатства в подземных тайниках.

В 2004 году правительством Тувы принята программа развития культуры Тывы на 2005-2010 годы, в рамках которой планируется создание парка-крепости "Пор-Бажын". 1 июня 2007 года под эгидой МЧС России в Пор-Бажыне начала работу археологическая экспедиция, которой была предпринята попытка восстановить здание храма. В экспедиции, помимо археологов и сотрудников МЧС, принимают участие студенты различных ВУЗов России. Следует также отметить, что именно благодаря усилиям Сергея Кужугетовича Шойгу Пор-Бажын стал памятником федерального значения.

Казалось бы всем понятный и рядовой вопрос - почему болото засасывает? На самом деле этот процесс не так прост как кажется, и возможно вы узнаете для себя что то новое.

Во-первых, болото, которое засасывает называется трясинным. Оно способно затягивать только живые объекты. Трясина образуется на основе озер зарастанием зеленым ковром мха и водорослей, не во всех болотах.

Возникновению болота способствуют 2 причины: зарастание водоема или заболачивание суши. Болоту характерна избыточная влажность, постоянное отложение не до конца разложившегося органического вещества - торфа. Способны засасывать объекты не все болота, а только те, в которых образовалась трясина. Трясинное болото образуется на месте озера. Лилии, кувшинки и тростник на поверхности озера разрастаются со временем в плотный ковер на поверхности водоема. Вместе с этим на дне озера разрастаются водоросли. По мере формирования облако водорослей и мха поднимается со дна к поверхности. Из-за отсутствия кислорода начинается гниение, образуются органические отходы, расходящиеся в воде и образующие трясину.

Теперь перейдем с к самому процессу засасывания…
Трясина засасывает живые объекты. Объясняется это её физическими свойствами. Трясина относится к классу бингамовских жидкостей, физически описанных уравнением Бингама-Шведова. При попадании на поверхность объекта с небольшим весом, они ведут себя как твердые тела, поэтому предмет погружаться не будет. Когда объект имеет достаточно большой вес, он тонет.

Есть 2 вида погружения: недопогружение и перепогружение. Поведение тела, попавшего в жидкость, подчиняется соотношением воздействия силы тяжести и выталкивающей силы Архимеда. Тело будет погружаться в трясину до тех пор, пока сила Архимеда не сравняется с его весом. Если выталкивающая сила меньше веса, то произойдет недопогружение объекта, если больше, то - перепогружение.


Почему перепогружению подвергаются только живые объекты? Всё потому, что такие объекты постоянно движутся. А что если замереть? Прекратится ли погружение? Увы, это лишь замедлит погружение, ведь живое тело двигается всегда, поскольку оно дышит. Неживые же объекты остаются неподвижными, поэтому полностью не погружаются. Перепогружение в трясину и есть засасывание болота. Почему же движение тела ускоряет погружение? Любое движение - это приложение силы, увеличивающей силу давления на опору. Оно обусловлено весом объекта и силой тяжести. Резкие движения - причина образования под телом областей пониженного давления. Эти области приведут к увеличению атмосферного давления на живой объект, что еще больше погрузит его.

Поэтому, физическое определение слову «засасывание болота» выглядит так: бингамовская жидкость(трясина), старается перевести попавший в неё живой объект на уровень ниже нормального погружения, при котором сила Архимеда меньше тела. Процесс засасывания необратим. Утонувшее тело даже после прекращения жизнедеятельности не всплывёт.
Кроме теоретического интереса, изучение физических процессов, происходящих на болоте, имеет практическое значение: на болотах гибнет много людей, которые могли бы остаться в живых, если бы они были лучше осведомлены о коварных свойствах трясины. А свойства эти действительно очень коварны. Трясина подобна хищнице. Она по-разному реагирует на попадающие в нее живые и неживые объекты: не трогает мертвое, но засасывает все живое. Это свойство трясины заслуживает особого внимания и будет интересовать нас в первую очередь. Для начала опишем его подробнее.

В первом приближении трясину можно считать жидкостью. Поэтому на попавшие в нее тела должна действовать архимедова выталкивающая сила. Это действительно так, и предметы даже большой плотности, превышающей плотность человеческого тела, в трясине не тонут. Но стоит попасть в нее человеку или другому живому существу - их «засосет», т. е. они целиком погрузятся в трясину, хотя их плотность меньше плотности не тонущих в трясине предметов.

Спрашивается, почему трясина ведет себя столь неожиданным образом? Как она отличает живые объекты от неживых?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется подробнее остановиться на изучении физических свойств трясины.


О плавании тел в ньютоновских жидкостях

Рассмотрим как плавает тело в ньютоновских жидкостях, например в воде. Поднесем к поверхности воды тело, плотность которого меньше ее плотности, и отпустим его. Через некоторое время установится состояние равновесия: тело будет погружено до такого уровня, при котором архимедова выталкиваю¬щая сила в точности равна весу тела. Это состояние равновесия является устойчивым - если на тело подей¬ствовать внешней силой и утопить его глубже (или нао¬борот, приподнять вверх), то после прекращения дейст¬вия силы оно вернется в прежнее положение. Уровень погружения, при котором архимедова сила равна, ве¬су, мы будем называть уровнем нормального погру¬жении.

Обратите ваше внимание на то, что уровень нормаль¬ного погружения определяется только соотношением плотностей и не зависит от вязкости жидкости. Если бы болотная трясина была просто ньютоновской жидкостью с большой вязкостью, она была бы не очень опасна. При разумном поведении на ее поверхности можно было бы держаться довольно долго. Вспомните, как ведут себя уставшие пловцы, если они хотят отдохнуть прямо в воде? Они переворачиваются на спину, раскидывают руки и лежат не двигаясь столько, сколько хотят. Поскольку плотность воды меньше плотности трясины, то аналогич¬ным образом можно было бы долго лежать на поверхности трясины, и вязкость этому, особо не мешала бы. Можно было бы не торопясь обдумать ситуацию, принять наилуч¬шее решение, попытаться осторожно грести руками, стараясь попасть к твердому месту (вот тут вязкость была бы помехой), наконец, просто ждать помощи. Выталкивающая сила надежно держала бы человека на поверхности болота: если в результате неосторожного движения человек погрузился бы ниже уровня нормаль¬ного погружения, архимедова сила все равно вытолкнула бы его обратно.

К сожалению, в действительности все обстоит гораздо хуже. У человека, попавшего в трясину, нет времени ни на размышления, ни, тем более, на ожидание. Трясина является неньютоновской жидкостью и ее бингамовские свойства кардинально меняют ситуацию.


О плавании тел в бингамовскнх жидкостях

Поднесем тело к поверхности бингамовской жидкости и опустим его. Если тело достаточно легкое и оказываемое им давление мало, то может случиться так, что возникающие в жидкости напряжения будут меньше порога текучести и жидкость будет вести себя как твердое тело. То есть предмет может стоять на поверх¬ности жидкости и не погружаться.

С одной стороны, это вроде бы хорошо. Именно благо¬даря этому свойству вездеходы с малым давлением на грунт легко преодолевают непроходимые для человека болота. Да и человек, с помощью специальных «болотных лыж» или мокроступов может снизить давление на почву и чувствовать себя на болоте в относительной безопас¬ности. Но у этого явления есть и другая сторона. Уже сам факт того, что погружение тела прекращается при наличии неравенства веса и архимедовой силы, настораживает - все происходит не так, как обычно. Представим себе, что вес нашего тела достаточно велик и оно начнет погру¬жаться. До каких пор будет происходить это погружение? Ясно, что не до тех, когда архимедова сила сравняется с весом. При погружении тела архимедова сила будет частично компенсировать вес, давление на почву будет уменьшаться и наступит момент, когда напряжения вновь станут меньше to. При этом бингамовская жидкость перестанет течь и тело остановится раньше, чем архимедова сила станет равна весу. Такое состояние, когда архиме¬дова сила меньше веса, но дальше тело не погружается, называется состоянием недопогружения (см. рис.а).

А.теперь - самое глав¬ное. Если в жидкости возможны состояния недопогруже¬ния, то по тем же причинам возможны и состояния пере¬погружения, в которых архимедова сила больше веса, но тело не всплывает (рис. в). Помните, что происходило вньютоновской жидкости? Если в результате каких-либо действий человек опускался ниже уровня нормального погружения, то архимедова сила становилась больше веса и возвращала его обратно. В бингамовской жидкости ничего аналогичного (при достаточно большом т0) не про¬исходит. Погрузившись в результате каких-либо неосто¬рожных действии, вы уже не всплывете обратно, а будете находиться в перепогруженном состоянии. Процесс «утопания» в трясине оказывается необратимым. Теперь можно придать более точный смысл слову «засасывание». Оно означает стремление трясины утопить живые объекты ниже уровня нормального погружения - в перепогруженное состояние.

Нам осталось совсем немного - разобрать, почему болотная трясина засасывает, т. е. увлекает в перепогруженное состояние только живые объекты.


Причины перепогружения

Живые объекты перепогружаются потому, что, попав в трясину, они движутся, т. е. изменяют взаимное расположение частей своего тела. Это ведет к перепогружению по четырем причинам.

Причина первая. Представьте, что у вас в руках тяже¬лый груз и вы начинаете его поднимать. Чтобы сообщить ему ускорение вверх, вы должны подействовать на него с силой, превосходящей вес этого тела. В соответствии с третьим законом Ньютона сила, действующая на ваши руки со стороны груза, тоже будет больше его веса. Поэтому сила, с которой ваши ноги давят на опору, увеличится. Если вы стоите в трясине, то попытка поднять груз, который вы держите в руках, приведет к тому, что ноги утонут в трясине глубже.

А если груза в руках нет? Принципиальной стороны дела это не меняет - рука имеет массу, и поэтому сама является грузом. Если вы находитесь на уровне нормального погружения, то попытка просто поднять руку приведет к перепогружению. В данном случае перепогружение будет очень незначительно, но оно будет необратимым, и многократные движения могут привести к перепогружению на большую величину.

Причина вторая. Трясина имеет большую липкость и чтобы оторвать, например, руку от поверхности трясины, нужно приложить силу. При этом давление на опору возрастает и будет происходить перепогружение.

Причина третья. Трясина является вязкой средой и оказывает сопротивление движущимся в ней предметам. Если вы попытаетесь вытащить увязшую руку, то при ее движении вы должны будете преодолеть силы вязкости, и давление на опору возрастает. Снова произойдет перепогруженне.

Причина четвертая. Все хорошо знают, что при выдергивании ноги из грязи слышен характерный хлю¬пающий звук - это атмосферный воздух заполняет оставленный ногой след. Как вы думаете, почему такого звука не слышно при вытаскивании ноги из воды? Ответ достаточно очевиден - вода имеет малую вязкость, течет быстро и успевает заполнять пространство под движущейся вверх ногой. Грязь имеет гораздо большую вязкость и силы, препятствующие перемещению одних слоев относительно других, для нее больше. Поэтому грязь течет медленно и не успевает заполнять пространство под ногой. Там образуется «пустота» - область пониженного давления, не занятая почвой. При вытаскивании ноги из грязи эта область сообщается с атмосферой, в нее врывается воздух и в результате слышен тот самый звук, о котором мы говорили раньше.

Таким образом, наличие хлюпающего звука говорит о том, что при попытке освободить увязшую в грязи ногу приходится преодолевать не только силы, обусловленные липкостью и вязкостью, но и силы, связанные с атмосферным давлением.

При резких движениях человека, попавшего в тря¬сину, под перемещающимися в трясине частями тела бу¬дут возникать области пониженного давления, и атмосферное давление будет с большой силой давить на человека вниз, заталкивая его в перепогруженное состояние.

Совместное действие всех четырех причин приводит к следующему эффекту: изменение формы попавшего в трясину тела ведет к его перепогружению.

Теперь многое стало ясно. Неживые тела при попадании в трясину не изменяют своей формы и причины для их перепогружения отсутствуют. Такие тела трясина не засасывает, они, попав в трясину, останутся в состоянии недопогружения. А живые существа, попав в трясину, начинают бороться за свою жизнь, барахтаться, что сразу приводит к их перепогружению. Это и есть «засасывание». Ответ на вопрос, поставленный в самом начале, получен. Однако этого мало. Как же все-таки спастись, как использовать результаты данного рассмотрения для выработки практи ческих рекомендаций тем, кто попал в трясину.

Увы, но в этом направлении удается сделать гораздо меньше, чем хотелось бы. Если не рассматривать фанта¬стических и полуфатастическнх проектов («мгновенно надувающийся воздушный шар, вытаскивающий человека из трясины», «вещество, вызывающее отвердевание болота») и т.д.), то ситуация выглядит безрадостной.


А что еще нам могут рассказать болота?

Есть такое явление, как торфяное дубление - своеобразное состояние трупа, возникающее при попадании трупа в торфяные болота и почвы, содержащие гуминовые кислоты. Торфяное «дубление» можно также назвать одним из видов естественной консервации мертвого тела. Труп, находящийся в состоянии торфяного «дубления», имеет плотную темно-бурую, как бы дубленую кожу. Внутренние органы уменьшаются в объеме. Под действием гуминовых кислот минеральные соли в костях растворяются и полностью вымываются из трупа. Кости в таком состоянии по консистенции напоминают хрящи. Трупы в торфяных болотах хорошо сохраняются неопределенно долго, и при их исследовании судебные медики могут определить полученные при жизни повреждения. Хотя такие случаи встречаются довольно редко, но порой находки в торфяных болотах могут преподнести исследователям различные сюрпризы.


На нашей планете есть страшные болота, знаменитые своими жуткими, но исторически бесценными находками. Речь идет о «болотах человеческих органов» Германии, Дании, Ирландии, Великобритании и Нидерландов.


Наверное, самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа.


Они резали торф на брикеты, как вдруг увидели смотрящее прямо на них лицо и, подумав, что это жертва совершенного недавно убийства, немедленно связались с местной полицией.

Проведенная вскоре радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э.


Еще один древний датчанин с отлично сохранившимися волосами был найден в 1952 году на болоте близ местечка Гроболл. Судя по перерезанному горлу, бедолагу убили и бросили труп в топь.


Ну а отрубленный череп так называемого человека из Остерби, найденный в болоте в районе одноименного немецкого поселка, дает представление о том, какие прически носили пожилые мужчины в древнегерманских племенах, живших на территории ФРГ в первом тысячелетии до нашей эры. Такая прическа называется «швабский узел». Волосы покойного изначально были седыми, а рыжими стали вследствие окисления в мрачной торфяной пучине.

Кислотная вода, низкая температура, недостаток кислорода - все необходимые условия для сохранения. Внутренние органы, волосяной покров, кожа настолько прекрасно сохранились, что по ним можно с точностью узнать, какую прическу носил человек, что ел перед смертью и даже во что был одет 2000-2500 лет назад.


На данный момент известно около 2000 болотных людей. Из них самые известные - это человек из Толлунда, женщина из Эллинга, Девочка из Иде, Болотное тело из Виндеби и человек из Линдоу.


Возраст большинства болотных людей по результатам радиоуглеродного анализа составляет 2000−2500 лет, однако существуют и гораздо древние находки.


Так, женщина из Кёльбьерга, умерла порядка 10 000 лет назад в эпоху археологической культуры Маглемозе.


На некоторых телах сохранилась одежда или её фрагменты, что позволило дополнить данные об историческом костюме тех лет. Наиболее хорошо сохранившиеся предметы: кожаная островерхая шапочка человека из Толлунда; шерстяное платье, обнаруженное рядом с местом погребения женщины из Хюлдремосе; шерстяные обмотки с отделённых от тела ног из болота в Дании.


Заключительная

Кроме того, благодаря находкам, на головах которых сохранились волосы, удалось реконструировать прически древних. Так, человек из Клоникавана укладывал волосы с помощью смеси смолы и растительного масла, а волосы на черепе человека из Остерби были заложены над правым виском и завязаны так называемым «швабским узлом», что подтвердило описанные Тацитом прически свевов.

Болотное тело из Виндеби (нем. Moorleiche von Windeby) - такое название получило хорошо сохранившееся тело подростка, обнаруженного в торфяном болоте на севере Германии.

Тело нашли в 1952 году рабочие, занятые на торфяных разработках близ посёлка Виндеби в земле Шлезвиг-Гольштейн. О находке оповестили учёных, которые извлекли труп из трясины и приступили к исследованиям.

С помощью споро-пыльцевого анализа было установлено, что подросток умер в железном веке в возрасте 14 лет. В 2002 году с помощью радиоуглеродного анализа время его смерти было более точно датировано - между 41 и 118 годами н. э. Рентгенограммы показали наличие дефектов на костях голени (линии Гарриса), что свидетельствует об истощении и, как следствие, нарушении роста. Соответственно, смерть могла наступить от голода.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...