Самые интересные церкви и соборы рима. Православный рим, христианские реликвии в риме Русская православная церковь в риме

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).

Приход Святителя Николая

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180З г. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Святому Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Римский храм относился к Санкт-Петербургской епархии, одновременно находился в ведении Министерства иностранных дел и являлся посольской церковью.

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Е nte Мога le , по королевскому указу от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти на piazza Cavour .

Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Среди святынь храма:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III (расположена у клироса),
  • четыре иконы (мастерской художника М. Е. Малышева), написанные в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского (в правом отделении, в киотах) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены);
  • изображение святителя Иоасафа Белгородского, написанное до его прославления;
  • крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором Георгиевичем (находится в алтаре);
  • малая икона святой княгини Ольги, написанная для храма греческой королевной Марией;
  • образ Божией Матери «Вратарницы» («Портаитиссы»), написанная афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом);
  • 18 малых икон киевских святых, написанные в мастерской Л. К. Плахова;


На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М. А. Чернышёвой и княгини С. Н. Барятинской.

Идея построить православную церковь в центре Рима поначалу казалась абсолютно нереальной.

В наемной квартире

Русский православный приход появился в Вечном городе еще в начале ХIX века – для нужд российской дипломатической миссии. Со временем в Рим приезжают и остаются здесь жить все больше людей из России. К концу века становится ясно, что маленький домовый храм посольства уже не в состоянии вмещать всех желающих.

«Престол Божий поставлен в наемной квартире» – такими словами начинался манифест строительного комитета, обращенный к будущим ктиторам храма, и в 1913 году по всей России объявляется сбор денег на возведение русской церкви в Риме.

Строительный комитет возглавил один из самых богатых людей своего времени – князь Абамелек-Лазарев. Но когда все подготовительные этапы остаются позади и начинается само строительство, князь скоропостижно умирает. Это было осенью 1916 года. Вскоре в России вспыхивает революция, и становится не до строительства храма. Более того, и домовый храм при посольстве теперь уже Советской России прекращает свое существование.

Приход становится частью Русской Православной Церкви Заграницей. Богослужения теперь совершаются у верующих дома – то на одной квартире, то на другой. Наконец, в 1931 году община получает во владение палаццо Чернышев – дом князей Чернышевых, расположенный на улице Виа Палестро в районе Кастро Преторио.

Первый этаж дома перестраивают под храм и освящают во имя Святителя Николая. Правда, о том, что внутри здания находится церковь, говорит лишь надпись на фасаде.

Лучший из двух путей

В 2000 году православная община в Риме, которая с тридцатых годов прошлого века относилась к зарубежной церкви, а затем к Константинопольскому Патриархату, возвращается под крыло Московского Патриархата. К этому времени храм Святителя Николая становится слишком тесным для верующих. В воскресные дни в него невозможно было зайти – настолько он был переполнен. Рим, как и всю Италию, наводнили тогда мигранты из бывших советских республик: России, Украины, Молдавии, Казахстана…

Спустя век перед Русской Православной Церковью встала та же проблема: нужен более просторный храм, который бы позволил вместить всех желающих.

– Было два пути решения этого вопроса, – рассказывает настоятель храма святой великомученицы Екатерины епископ Богородский Антоний (Севрюк). – Первый казался наиболее реалистичным – взять храм в пользование у католической церкви, администрации города или частных владельцев.

Второй путь – строительство собственного храма. Поначалу он казался абсолютно нереальным. Город Рим целиком признан памятником архитектуры, и каждый клочок земли на строжайшем учете. Но затем происходит нечто такое, что люди неверующие назвали бы просто случайностью. Но мы-то знаем, что случайностей у Господа не бывает.

Подарок из архива

Князь Семен Абамелек-Лазарев, который возглавлял Строительный комитет веком ранее, владел в Риме, недалеко от Ватикана, виллой – участком земли и несколькими домами. Позже эта вилла перешла итальянскому правительству, которое в свою очередь передало ее СССР под нужды посольства.

Князь Семен Давыдович Абамелек-Лазаев страстно увлекался археологией. В 1882 году во время поездки в Сирию на раскопках Пальмиры князь нашел мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках. Эта находка сыграла большую роль в изучении арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос.

Сегодня вилла Абамелек служит резиденцией российского посла. Здесь живут сотрудники посольства со своими семьями, находится школа. И вот при работе с архивными документами вдруг обнаруживается, что территория виллы гораздо больше, чем принято считать. Она выходит за пределы ограды и охватывает пустырь, на котором сихийно возник огород, – местные жители разбили здесь овощные грядки. Идеальное место, чтобы построить храм.

И закипела юридическая работа. Прежде всего необходимо было получить разрешение местных властей на возведение (пусть и на территории посольства, то есть другого государства) культового сооружения. Власти, к счастью, идут навстречу. Парламент столичной области Лацио принимает необходимые законы.

Кусочек родины

В 2001 году на территории российского посольства происходит закладка первого камня в основание храма святой великомученицы Екатерины. Через пять лет будущий Патриарх Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский) совершает малое освящение. С этого времени богослужения в храме становятся регулярными. А в 2009 году состоялось уже великое освящение храма, которое провел митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

Прихожане очень рады, что их новый храм получился такой нарядный и во всех отношениях русский – привычная глазу шатровая архитектура, традиционный декор в виде кокошников, золотые луковки-купола… Вдали от родины они воспринимают этот храм как кусочек России.

Необычное для Рима строение привлекает и случайных людей. Из любопытства сюда часто заходят и жители Рима, и вездесущие туристы. Владыка Антоний принимает всех одинаково радушно, отвечает на вопросы и показывает главные святыни храма.

Недавно здесь появилась новая икона «Собор римских святых», которая была написана в Московской Духовной Академии. Примечательно, что не все изображенные на ней святые имеют подписи. Иконописцы таким приемом хотят сказать: в первые годы христианства в Риме было столько подвижников веры, что мы даже не знаем их точное число, не говоря об именах.

Однако внутренние работы в храме пока не окончены. Летом еще не был расписан шатер. Эту работу планируется завершить здесь к дню памяти святой Екатерины – 7 декабря.

У самых значимых святынь

Уникальность Рима ощущаешь повсюду. Ты словно оказываешься внутри учебника истории, текста деяний апостолов или жития святых. Это особенный город для любого христианина, и он предъявляет особые требования к межконфессиональному общению.

Владыка Антоний называет отношения, которые сложились у нашего духовенства с представителями Римско-католической Церкви, очень добрыми.

– Нам как православному приходу разрешают совершать богослужения у самых значимых святынь. Скажем, в день памяти Кирилла и Мефодия мы служим в базилике святого Климента, где почивают мощи святого равноапостольного Кирилла. Служим в римских катакомбах, в соборе святого Павла и даже в соборе святого Петра в Ватикане по особым дням совершаем Литургию.

Не разделяя на чужих и своих

Сегодня в Риме действуют две православные церкви – Святителя Николая в жилом доме на Виа Палестро и святой Екатерины на вилле Абамелек. Но по сути храмов три – есть еще нижняя церковь на цокольном этаже храма Екатерины, освященная в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Каждую неделю здесь совершается Литургия на молдавском языке.

Владыка Антоний не разделяет эти приходы, считая, что община Русской Православной Церкви в Риме одна. Просто прихожане могут сегодня прийти в один храм, а через неделю – в другой. К слову, некоторые богослужения совершаются в храме с участием обоих приходов, вместе ездят и в паломнические поездки по Италии.

В трех храмах Рима на Литургию собираются около 500 человек. Это в обычные дни. А в дни поста только в нижний храм на молдавскую службу приходят свыше 300 человек. Много прихожан из Украины и Сербии – единственная сербская церковь в Италии находится на самом севере страны. В русском храме сербская община отмечает свои праздники, а по особым дням совершает богослужения со своим священником и хором.

Остров спасения

Среди римских прихожан почти не осталось потомков белой эмиграции, которых до сих пор можно встретить в православных храмах Франции и Германии. Ядро общины – это люди, приехавшие в Италию из бывших республик СССР в 1990-е годы в надежде найти здесь достойную работу, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся на родине. Но эти надежды сбываются далеко не всегда. Работу найти здесь трудно. Чаще всего предлагают уход за пожилыми или тяжелобольными людьми, а это нелегко как морально, так и физически. И когда эти люди приходят в храм в свой выходной день, они ищут здесь понимания и поддержки. Нередко это единственное место, где они могут поговорить на родном языке, встретить единомышленников.

– Требуется особая пастырская чуткость по отношению к этим людям, чтобы найти нужное слово, ободрить, попросту уделить внимание, которого порой им так не хватает, – говорит владыка Антоний. – Поскольку состав наших прихожан постоянен, мы можем говорить о настоящей сплоченной христианской общине. Мы хорошо знаем, какие трудности в той или иной семье, думаем, как помочь друг другу. Это и есть настоящая пастырская работа, о которой мечтает каждый священник.

В прошлом году в Екатерининском храме крестили почти 200 человек. Четверть из них – люди взрослые. Однажды они пришли в храм узнать, где можно найти работу или получить помощь. Теперь все они – ревностные прихожане.

Высокая планка

Крепкая община храма – заслуга самого настоятеля. Трудно остаться равнодушным, услышав проповеди владыки Антония.

Есть два способа исправить человека. Первый – говорить человеку, какой он плохой (грешный). Второй – напоминать ему, каких высот он может достичь, приложив некоторые усилия. Сам епископ Антоний идет по второму пути, объясняя прихожанам, на какое высокое служение они поставлены, будучи христианами. И как важно этому призванию соответствовать.

Только в прошлом году в Екатерининском храме крестились около двухсот человек

Слова и деяния апостолов, всех святых, говорит на проповедях настоятель, обращены ко всем нам, стоящим сейчас в храме. Слова Христа «Идите и будьте Мне свидетелями» – это о настоящем призвании каждого христианина. Как мы будем свидетельствовать о Христе окружающим нас людям? Прежде всего – своими делами.

…В шумном и хаотичном Риме новый русский храм святой Екатерины становится тем местом, где попрежнему воспринимают Вечный город как город апостолов.

Храм Святой Великомученицы Екатерины – действующая православная святыня новейшего времени в Риме, подчиняется Московскому Патриархату. Расположен на территории резиденции посольства Российской Федерации.

Храм Екатерины интересен уже самим фактом существования — центр русской православной веры в сердце папской католической епархии. Конфессионные трения смягчает личность самой великомученицы, ведь она была почитаема христианами в эпоху, когда католики и православные были едины.

При жизни Екатерина была знатной жительницей Александрии, получила достойное образование и в начале IV в. приняла Христа. Желая открыть своим современника глаза на язычество, Екатерина вошла в императорский дворец и участвовала в теологическом диспуте с придворными мудрецами, в результате все они уверовали в Христа.

Такой дерзкий поступок повлек за собой заточение и скорую казнь девушки, но до того своими пылкими речами и несокрушимой верой она обратила в христианство жену императора и часть его войска – все они тоже были казнены.

Через три века после этих кровавых событий последователями Екатерины на горе Синай были найдены ее нетленные останки и перенесены в новый храм.

История

Идея основания православного храма в Италии появилась в конце XIX в. Первый шаг сделан в начале XX века, когда русским посольством был выкуплен участок на набережной под строительство церкви, однако революция перевернула весь уклад общества и такой фактор как религия надолго исчез из жизни советских людей. Диаспора в то время также не могла оказать существенной помощи.


В 90-х годах прошлого века в Италию прибыло множеств выходцев из тех стран, которые составляют каноническую территорию московского патриархата. Идея о создании на чужбине символа Русской православной церкви обрела новую силу. Инициатива быстро получила поддержку среди духовенства и в 2001 г. патриарх Московский Алексий II торжественно благословил создание Храма Святой Великомученицы Екатерины. Строительство основной части заняло всего 4 года.

В 2006 г. храм был впервые освящен, и с тех пор там ведутся регулярные богослужения, при храме функционирует детская приходская школа.

В мае 2009 мировая христианская община наблюдала торжественное Великое освящение святыни, великое празднество веры и единения русского православного народа, отважившегося на отчаянный шаг и не остановившегося ни перед какими трудностями.

Архитектура и внутреннее убранство


Главным архитектором стал Андрей Оболенский, команда которого смогла создать идеальное созвучие православной традиции и римской архитектоники. Территория находится на возвышенности, что предопределило архитектурную композицию храма, начинающуюся от подножья холма Яникул (Gianicolo) и завершающуюся на его вершине. Чтобы не диссонировать с римской архитектурой, основную церковь строят в форме шатра, а все стены облицовывают травертином, традиционным для исконно римского зодчества.

Нижний придел церковного комплекса обозначен фаянсовым иконостасом в честь Константина и Елены. А главную часть, так называемая, верхняя церковь – основным мраморным иконостасом. Проект последнего был создан и большей частью реализован Александром Солдатовым, преподавателем Московской Иконописной школы. Являясь нетрадиционным для русской церкви, иконостас состоит всего из двух рядов. Нижний выполнен в скромной манере без излишеств и неуместного блеска в технике фрески. Верхний ряд уже выполнен в привычной медальонной технике с позолотой и богатым убранством, отдавая дань русскому православному традиционализму.

В 2012 г. началась роспись внутренней части храма, представляющей собой картины пути великомученицы Екатерины от рождения до вознесения. В стенах храма находится ряд православных реликвий, привлекающих сюда ежедневно сотни прихожан, как по собственной инициативе, так и в рамках паломнических туров православных христиан из России и всего мира.

  • Чтобы получить лицензию на возведение храма, пришлось внести изменения в некоторые законы региона Лацио , ранее запрещавшие любую застройку в этом уголке Рима.
  • В разгар строительства местные архитектурные власти ограничили высоту церкви, так как ни одно здание в Риме не может быть выше (Basilica di San Pietro). Архитектор не стал отказываться от задуманного и решил проблему путем «утапливания» строения в холме.

Как добраться?

  • Адрес : Via del Lago Terrione 77
  • Автобус : №64, ехать до остановки San Pietro.
  • : линия А, станция Ottaviano-San Pietro.
  • Время работы : богослужения проводятся в 9:00 и 17:00 согласно расписания, указанного на сайте.
  • Официальный сайт : www.stcaterina.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

После того как российское посольство в Риме стало советским, им был продан церковный земельный участок, где должны были бы выситься купола будущего храма. Но русские римляне не остались без богослужений. Княжна Мария Александровна Чернышева еще в 1897 году завещала общине свой старинный палаццо на виа Палестро, первое упоминание о котором относится к 1803 году. Но, из-за юридических сложностей, приход официально получил наследство лишь в 1931 году.

10 апреля 1932 года в палаццо Чернышевой была освящена вновь устроенная церковь. Под храм отведена левая половина первого этажа. Строительный проект составил инженер Ф.Поджи и князь В.А.Волконский, много заботившийся о храмостроительстве. Первоночально был выработан крестообразный план церкви, но, к сожалению близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора сделали особую пристройку с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние сооружения и перегородки и сооружены арки, придавшие храму уютный вид. Алтарь и предалтарные арки выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, сообщающим залу при дополнительном освещении красоту и торжественность. Устройству нового храма материально помогла княжна С.Н.Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская. На парадной лестнице при входе в церковь установлены мраморные доски с выражением благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

В 1960-х годах храм был подчинен Женевской епархии РПЦЗ. В 1985 году храм перешел в ведение Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата.В октябре 2000 года, после 15-ти лет пребывания в Константинопольском патриархате, русский приход Свт.Николая Чудотворца в Риме решил вернуться в лоно Матери Церкви под Омофор Его Святейшества Патриарха Алексия II. С того времени приход стал ставропигиальным.

Информация с сайта:http://zarubezhje.narod.ru/italy/



Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы “почтить память супруга, служившего в Риме”. Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: “Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...” В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции).

Архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о “потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества”. Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим “царскую лепту” в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта). Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем - отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

По материалам сайта прихода



Церковь в Риме — старейшая из действующих русских церквей в Италии. 6 октября 1803 император Александр I подписал предложение Коллегии иностранных дел об ее учреждении при российской миссии, аккредитованный при Папском престоле. Из упраздненной Захарьевской церкви в Петербурге и не отправленной в Турин посольской церкви (1788) были взяты нужные богослужебные предметы из серебра, подсвечники и Евангелие в дорогом окладе. Иконостас сделали особо. Был назначен и священник — молодой о. Василий Иоаннович Иванов. Отношения с Папским государством, однако, вскоре испортились — оно выдало Наполеону российского консула, французского политического эмигранта, и поэтому открытие церкви в Риме не состоялось. Приготовленное убранство в 1805 передали в храм лейб-гвардии Кавалергардского полка в Петербурге.

В 1828 по инициативе кн. Г. И. Гагарина в доме миссии была, по проекту К. А. Тона, устроена домовая церковь. Белый с позолотой одноярусный иконостас сделали по эскизу этого зодчего. Местные образа Спасителя и Божией Матери написал П. В. Басин, медальоны в царских вратах — К. П. Брюллов, «Тайную вечерю» — И. И. Габерцеттель, свт. Николая — Ф. А. Бруни, св. Александра Невского — А. Т. Марков. Все названные художники находились в Риме как пенсионеры Академии художеств.

Никольская церковь размещалась до 1901 в зданиях, которые арендовало российское посольство. В 1836-1845 это было палаццо Дориа-Памфили на пьяцца Навона, в 1845-1856 — палаццо Джустиниани на пьяцца Сан Луиджи дей Франчези, близ Пантеона, в 1856-1901 — палаццо Одескальки на Корсо Умберто. В 1867-1870 Никольская посольская церковь не действовала из-за обострения отношений с Ватиканом, и на богослужения русские ездили в Неаполь.

Когда в 1901 посольство перебралось на виа Гаэта, церковь разместили отдельно, в палаццо Менотти, на пьяцца Кавур. Она заняла три большие комнаты южной половины нижнего этажа. В узкой комнате, с восточной стороны, была помещена ризница и церковная библиотека. За наем этого помещения, рассчитанного на 300 человек, российское Министерство иностранных дел платило 7500 лир.

Убранство пополнялось за счет ценных пожертвований. Греческий королевич Христофор Георгиевич подарил крест-мощевик, его сестра Мария — икону св. Ольги собственной работы; из мастерской Плахова происходят 18 малых икон киевских святых; четыре иконы в киотах доставили в 1893 из мастерской М. Е. Малышева в Сергиевом Посаде. Чтимая икона Иверской Божией Матери была написана в 1901 афонцами в память императора Александра III. Уже после революции в храм попал большой образ св. Саввы Сербского, исполненный в Сербии русской эмигранткой Л. И. Родионовой.

По штатному расписанию 1867 года причт церкви состоял из настоятеля-архимандрита, хорошо знавшего католичество, дьякона и двух псаломщиков. Хор был наемным и в нем зачастую по-славянски пели итальянцы. Обычно настоятель назначался на три года, после чего он уезжал на родину и часто становился там архиереем. Например, с 1913 по 1916 настоятелем был архим. Филипп (Гумилевский), будущий архиепископ Звенигородский. Однако некоторые архимандриты оставались на более долгий срок: так, в 1884-1897 настоятелем служил архим. Пимен (Благово), составивший известные мемуары «Рассказы бабушки» и открывший на улице Боттеге Оскуре странноприимный дом св. Станислава, который позже вернулся к польским католикам.

При настоятеле архим. Клименте (Верниковском), позже епископе Винницком, в 1898 начался сбор средств на возведение в Риме отдельной русской церкви, поскольку, как отмечалось, «посольский храм очень скромно представительствует в центре латинства Русскую Церковь, верную Вселенскому Православию». Государь пожертвовал 10 тыс. руб. Надо заметить, что первая попытка этого рода была предпринята раньше — в 1879, когда Елизавета Ковальская, вдова сотрудника посольства, предложила выстроить церковь на кладбище Верано, но Синод отверг ее инициативу.

В 1902 настоятелем в Рим был назначен архим. Владимир (Путята), который через пять лет стал епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ответственным за заграничные русские храмы. Он активно взялся за постройку храма, но, будучи по натуре конфликтным человеком, отклонил кандидатуру видного архитектора М. Т. Преображенского, автора церкви во Флоренции, предложив вместо него малоизвестного А. Ю. Ягна. Одновременно настоятель забраковал и место для постройки, подаренное гр. Л. А. Бобринским в престижном квартале.

Тем не менее, дело двигалось: в 1906 был образован строительный комитет, в 1913 при настоятеле архим. Дионисии (Валединском) разрешен сбор пожертвований в России, а 14 мая того же года государь утвердил эскизный проект нового храма, составленный акад. В. А. Покровским. По смете предполагалось, что строительство обойдется в 450 тыс. руб. Здание было задумано в стиле владимиро-московского зодчества XV-XVI веков, и состояло из нижней — в цокольном этаже — однопрестольной церкви и трехпрестольной верхней, к которой вела широкая лестница. Завершался храм куполом на высоком барабане. Выглядеть белокаменное массивное здание должно было очень величественно и выразительно, напоминая Успенский собор московского Кремля.

Вскоре началась Первая мировая война. В 1915 кн. С. С. Абамелек-Лазарев, меценат и владелец великолепной виллы в Риме, приступил к подготовительным работам на участке размером в два гектара на берегу Тибра, близ Понте Маргерита. Ими руководил итальянский зодчий Винченцо Моральди, но осуществить проект строительства храма не удалось из-за наступивших перемен в России. К 1916 было собрано 265 тыс. лир. Позже советское посольство, завладевшее собственностью российского посольства, продало ненужный ему участок. Возвести свой храм в центре католичества русским тогда не удалось.

После революции церковь продолжала действовать в палаццо Менотти, но в 1921 она из посольской была обращена в приходскую архим. Симеоном (Нарбековым). Он окончил университет и Духовную академию в Москве, возглавил в Риме клир в 1916 и прослужил целых сорок лет. При нем Никольская церковь переехала в новое здание — палаццо Чернышевой на виа Палестро, завещанное еще в 1897, но из-за юридических осложнений только в 1931 перешедшее во владение прихода. В этом палаццо 10 апреля 1932 и была освящена церковь, устройству которой материально содействовали: кн. С. Н. Барятинская, кнж. С. В. Гагарина и королева Италии Елена (Негош), дочь короля Черногории. Приспособлением под храм нижнего этажа особняка занимались архитектор кн. В. А. Волконский и инженер Ф. Поджи. Со стороны двора была пристроена полукруглая апсида, внутри убраны перегородки и сделаны арки, алтарь выложен золотистой мозаикой и зеленым мрамором, солею украсили витражи. Иконостас остался прежним.

В указанный период приход находился в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, непосредственно, до 1985, подчиняясь ее первоиерарху. В 1963 архим. Симеон ушел за штат, и его место занял знаток патристики архим. Амвросий (Погодин), после которого настоятельствовать стало белое духовенство. Оно содержало храм, сдавая в палаццо квартиры. В 1966-1984 прихожан — в основном эмигрантов преклонного возраста — окормлял прот. Виктор Ильенко, добрый, но твердый пастырь. С 1987 это продолжал прот. Михаил Осоргин, который приезжал из Франции, ибо община подчинилась Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Под его руководством в октябре 2000 она вошла в состав Московской Патриархии и храм стал ставропигиальным.

Русских, умерших в Риме, хоронили, главным образом, на «некатолическом» кладбище Тестаччо (отпевая в межконфессиональной часовне), а также на городском кладбище Верано. На Тестаччо погребены многие настоятели и старосты римской церкви, представители знатных родов: Гагарины, Голицыны, Волконские, Строгановы, Трубецкие, Шереметевы и другие; художники: К. П. Брюллов, А. И. Иванов, П. А. Сведомский, скульптор П. А. Ставассер, певец Ф. П. Комиссаржевский, поэт Вяч. И. Иванов (перенесен в 1986 из Верано), дочь Толстого — Т. Л. Толстая-Сухотина. На кладбище Верано можно найти могилы гр. А. В. Татищева, Е. П. Носовой (урожд. Рябушинской), Шульгиных, бар. Вейдтов.

В настоящее время богослужения в римской церкви посещают не только русские, но и сербы, болгары, румыны, эфиопы, греки и обращенные в православие итальянцы. За последние годы община выросла за счет новых эмигрантов, но не так сильно, как в русских храмах других европейских столиц. Служба совершается на церковнославянском языке.

В 1998 возникла инициатива постройки новой церкви, однако, ее осуществление оказалось весьма хлопотным. По проекту А. Оболенского церковь св. Екатерины была заложена 13 января 2001 епископом Корсунским Иннокентием на вилле Абамелек, где размещается резиденция посла РФ. На закладке присутствовали министры иностранных дел России, Италии, православный и католические епископы. Строительные работы начались, однако, только 6 мая 2003 после торжественного молебна и закончены в 2009.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805049227.html

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...