Александр Невский и Сергий Радонежский — святые заступники земли Русской. «Святые земли русской

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон , епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250; память 25 сентября).

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, "крестоносцами", носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. - "Без Божия повеления не было бы княжения его". Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. "Король римской веры из Полуночной страны", Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: "Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю твою землю".

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией . И, вспомнив псалом Давидов , сказал: "Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне". Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба , в одеждах багряных. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру". Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею , на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи".

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского , с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию - унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем". Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282-1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547-1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560-1563) и др.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа Рассказовского района

Нижнеспасский филиал

Классный час для обучающихся 3-4 классов
на тему:

«Александр Невский
и
Сергий Радонежский –
святые заступники земли Русской»

Автор-составитель:
Филозоф Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
стаж работы -32 года
первая категория
8(47531)68153

c. Нижнеспасское

2014г.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В. А. Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. В современном мире в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Поэтому особое внимание в первые годы обучения я уделяю формированию таких понятий, как: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное.
Формирование менталитета, мировоззрения современного подрастающего поколения определяется постижением таких идей, как дух русского народа, особенности русской нации, её место в мировой истории, её будущее слово.
Среди замечательных качеств нашего народа – доброта, духовность, отсутствие национально - эгоистических интересов, великодушие, широта натуры, разносторонняя одарённость, терпение, сверхнапряжение в труде, вольность, свободное искание правды, чувство Родины, самокритика, обострённое осознание личности, религиозность.
Лучшие национальные качества русского народа – это питательная почва нравственного чувства подрастающего поколения, путь обретения специфических свойств национальной русской духовности.
Велик ряд имён выразителей русской души – это и великие поэты – классики (А. С. Пушкин, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и др.), и великие подвижники, причисленные к лику святых (Сергий Радонежский, Серафим Соровский, Иосиф Волоцкий, Матрона Московская и др.), и великие правители и полководцы (князь Владимир, Александр Невский, Пётр Первый, Суворов и др.). Примеры жизни и подвига этих людей помогут учащимся разобраться в сложном, а, порой, и противоречивом мире русской души, сделать свой жизненно важный выбор подобно тому, как совершали его наши предки и тысячу, и пятьсот, и пятьдесят лет назад.
Свой классный час я посвятила Александру Невскому и Сергию Радонежскому, людям, которые защищали Россию в тяжелые годы княжеских междоусобиц, шведского вторжения, польской интервенции.
Тема занятия:
«Александр Невский и Сергий Радонежский – святые заступники земли Русской»

Цель: воспитание чувства любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся деятелям Российского народа.
Задачи:
- воспитывать духовно – нравственные ценности у школьников.
- формировать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;
- побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России;
- расширять представления детей о православных традициях.
Оборудование: компьютер, экран, слайдовая презентация.

Ход проведения
Из века в век
Ваш ясный свет
Сияет над Россией.
Ваш образ пресвятой
Живёт в сердцах людей.

Учитель. В русской истории много достойных личностей, которыми мы можем гордиться. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника».
- Ребята, а кого называют «праведник»?
Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле, к которым мы должны относиться с особым трепетом. Православная Церковь свято хранит о них память, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы поговорим о двух великих подвижниках Русской земли, это Александр Невский и Сергий Радонежский.
Ведущий 1. Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславе – Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был кротким, милостивым и человеколюбивым князем. Мать святого Александра, Феодосия, - рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича посадили на коня, опоясали мячом, в руки дали лук со стрелами. С этого дня стали обучать его воинскому искусству.
Ученик.
Науке ратной –
Как вести сраженье,
Искусству
Благотворного княженья
Учился Александр
От юных лет.
Пригож лицом,
К тому ж плечистый, рослый.
Душевным отличался благородством.
Ведущий 2. Но не только ратное дело постигал юный князь, учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
Ведущий 3. Когда Александру было около 20 лет, его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он тогда правил) оставил Александра. В это время правитель Швеции Биргер пришёл с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать Александру: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, но дожидаться помощи от отца он не стал и выступил в поход.
Ведущий 1. Князь Александр собрал свою дружину и пошёл помолиться в церковь. Ободрённый духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Нас немного – но не в силе бог, а в правде».
5 июля русские войска подошли к реке Неве и ударили. Русская дружина теснила врага, который не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной.
Ученик 1. Шведский лагерь у реки,За туманом скрылся.Александр привёл полки,Ночью затаился.Утром, только рассвело,Залетали стрелы.Зря вас, шведы, занесло,В русские пределы.
Ученик 2. Сто приплыло кораблейИ пять тысяч войска.Только русской нет сильнейДоблести геройской.Шли в атаку с трёх сторонРусские дружины.Враг к Неве был оттеснёнНатиском лавины.
Ученик 3. Некто дрался, топоромЛишь вооружённый.Причинив большой урон,Пал, копьём сражённый.Александр копьём досталБиргера в забрало.Клич победный прозвучал:Александру слава!
Ученик 4. Пал подрубленный шатёр.Рыцарские флагиПовалились. Как костёр,Загорелся лагерь.Кто-то въехал на коне,На корабль шведский.Сжёг флот вражеский в огнеАлександр Невский.
Ученик 5. Темнота убереглаРыцарей остатки.Невским нарекла молваКнязя после схватки.
Ведущий 2. За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра - Невским.
Сначала новгородцы очень уважали своего князя, но со временем они перестали его слушаться, и Александр Невский уехал в Переславль – Залесский. А в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей. Новгородцы испугались, что рыцари завоюют их город, и попросили князя Александра защитить их. Александр Невский простил новгородцев, потому что был очень милостив, и пошёл со своей дружиной на немцев. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище.
А как отпрянули морозы, Апрельским незабвенным днем Он смело встретил крестоносцев На славном озере Чудском.
Ведущий 3. 5 апреля 1242 года, на восходе, русские воины увидели движущееся на них острым клином немецкое воинство. Рыцари врезались в русскую рать, и тут же русские плотно окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон, боевой порядок немцев нарушился. Лёд стал красным от пролитой крови.
Ученик 1. Под натиском мечей булатных, Рассыпался хваленый клин. Помчались рыцари обратно, И треснул лед на сотни льдин.
Ученик 2. Не вынес тяжести доспехов, И в кровь окрасилась вода. Но прежде чудь в зверином мехе, Бежала с криком кто куда.
Ученик 3. А храбрый князь, вложив меч в ножны, Снял шлем и воинству сказал: «Никто нас одолеть не сможет, Коль Вера пламенем в глазах!
Ученик 4. За Православие родное, Из года в год, из века в век, Мы станем намертво стеною, Пока жив русский человек!»
Ведущий 1. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли.
Ведущий 2. Нелегко жилось на Руси. В то время Русь находилась под властью монголо - татаров. И вот князя Александра вызвали на поклон татарскому хану. Святой Александр Невский решил держать мир с монголами, потому что понимал: всякое сопротивление им в то время могло погубить Русь. Он решил всё вытерпеть, но спасти Русскую землю. Когда благоверный князь приехал к хану, то ему велели поклониться идолам. Но святой Александр сказал: «Я христианин и не буду им поклоняться». За такой отказ хан обычно убивал людей, но тут он принял святого князя Александра и даже впоследствии сделал его великим князем. С этого времени и до конца своих дней святой Александр Невский все свои силы отдавал Родине.
Ведущий 3. В 1263 году по дороге от хана благоверный князь Александр умер. Перед смертью он принял монашеский постриг. Когда благоверный князь представился, то митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце земли Русской!» .
Ведущий 1. Его кончина воспринималась как национальная трагедия. При отпевании свершилось чудо: когда усопшему начали укладывать в гроб разрешительную молитву, он сам протянул за нею руку и опять сложил руки на груди. Это событие и положило начало посмертному почитанию князя Александра Невского.
Ведущий 2. В 1724 году по повелению Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, для утверждения новой столицы, основанной на берегу Невы, где святой витязь славил Русь своими победами. Мощи были установлены в Александро-Невской лавре. Здесь они покоятся и поныне, являя по вере и молитвам чудеса.
Россияне помнят заветы князя Александра и чтят его как великого защитника Руси.
Ученик 1. Над Псковом, Новгородом, над Невою Летает, Князь, теперь твоя душа Перед свечой склоняюсь головою, Когда в твой Храм вхожу я не спеша. Ученик 2. Закрыв глаза, мне кажется, я слышу, Могучий голос, вижу стройный стан Потом, пройдя к твоей иконе в нишу, Стремлюсь понять, что - правда, что - обман. Ученик 3. Твоя Судьба прекрасна и жестока, Но помнит Русь короткий, славный путь, Твой трудный путь, с которого до срока, Пришлось тебе в бессмертие шагнуть.
Ведущий 1. Один из наиболее почитаемых русских святых - Сергий Радонежский. «Игумен земли Русской» - называют его в народе. Игумен - это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.
Ведущий 2. Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующие люди. При крещении он был наречен Варфоломеем. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых лет жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо.
Ведущий 3. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников.
Однажды отрок Старца встретил,И тот сказал: «Ты духом светел.Ты сможешь хорошо учитьсяИ перед Богом отличиться».
С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
Ведущий 1. В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глубоком лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевской Лавре.
Ведущий 2. Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей.
Ученик: Он стал отшельником, монахом;В лесу с ночным боролся страхом,Молитвой бесов прогоняя,Природу светом наполняя.С годами он в лесу прижился,С медведем даже подружился.Был сердцем чист, молился много.И этим угодил он Богу.
Ведущий 3. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Он избегал назидания, учительства. Он учил других примером своей жизни.
Ведущий 1.Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
Ведущий 3. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
Наш старец с жизнью посвящённой,
Во благо русской всей земли,
К святому лику приобщённый,
Остался вечно на Руси.
Ведущий 1. Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси.
Ученик. Вот Сергий – старец на исходе дней.
Остались в прошлом подвиги, затворы.
Мы жизнь его окидываем взором,
Хотим понять, что главным было в ней.
Упорный труд с зари и до зари,
Уклад простой, но чистый и суровый,
Он строил души и монастыри,
Чтоб на Руси звучало слово Божье.
Он веры протянул живую нить,
Чтоб примирить князей, объединить
Вокруг Москвы и нанести удар
И сбросить иго тяжкое татар
Давно нет старца на земле.
Рассветным сном окутаны просторы.
Ученик 2. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу.
Ученик 1. А Сергий в те часы уединился,
Пред Святою Троицей молился
Казалось, он следит духовным зреньем
За ходом величайшего сраженья.
Ученик 2. Храм наполняли свет и тишина.
Порою старец прерывал молитвы –
Погибших называл он имена
И тех, кто ранен был на поле битвы.
Ученик 3. Настало в битве страшное мгновенье:
Казалось, что не выдержат полки
Жестокой схватки и придут в смятенье,
Вновь одолевают русичей враги.
Ученик 4. Но выждав время, чтоб ударить в срок,
Из небольшой желтеющей дубравы,
Рубя врагов налево и направо,
Волынский вывел свой засадный полк, -
И силы свежие легко монголов смяли,
Те с поля боя в ужасе бежали.
Ведущий 2. Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества. Вся его жизнь – это образец смирения, воздержания, терпения, трудолюбия, справедливости, нравственной чистоты и глубокой веры.
Ученик 1. Я низко кланяюсь Тебе,Заступник Земли Русской.В молитве светлой,О родной земле,С тобой соединюсь.Пусть процветает и живётВысоких дел искусство,Наполнит землю мудростьюВеликая Святая Русь.
Ученик 2. Святая Русь,Великая держава,Ты свет и мудрость,Ты душа моей Земли.Сынам твоим и дочерямНемеркнущая слава,Они любовь и знамя мира,С честью пронесли.
Ученик 3. Они Великим подвигомДорогу осветили,Своим примером,Указав на истину пути.Они Огонь в себе несли,Народу своему служили,Они пришли на Землю,Чтоб человечество спасти.
Учитель: Вот и подошла к концу наша беседа о великих людях – Александре Невском и Сергии Радонежском.
- Ребята, какими качествами обладали эти люди? Создайте их словесный портрет.
- А как вы думаете, какой подвиг совершили эти великие святые?
- О каком заступничестве идёт речь? За кого и как они могут заступиться?
Закончить наш классный час мне хочется такими словами:
Чтоб люди мира,К Вечности пути искали,В служении великомСвет и радость обрели,Сердца своиЛюбовью наполняли,И светлые сокровища душиВселенной принесли.

Литература:
Завадская Е. За землю русскую. / Малыш, 1987./
Тихомиров О.Н. Битва на Неве /Центр детской книги, 1993./
Романовский С.Т. Александр Невский /Детская литература, 2010./
Смольникова Е.И. Я иду на урок. /Москва, 2008./
Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха.
Борисов Н. С. И свеча бы не угасла Исторический портрет Сергия Радонежского.
Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения
Жития Сергия Радонежского. Собрание текстов о Сергии Радонежском.
Интернет – ресурсы.

Личность преподобного Сергия Радонежского, с одной стороны, давно является изученной и широко известной. Но, с другой стороны, с нею связан целый ряд вопросов. Например, что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

С детства нам известна история о том, как отрок Варфоломей испытывал трудности в освоении грамоты и однажды, убежав в поле от насмешек братьев и огорчения, взмолился о помощи. Явился ему Ангел Господень в виде старца-инока и дал мальчику в утешение частицу просфоры. Вкусив ее, отрок чудесным образом стал понимать Священное Писание и вскоре оказался лучшим учеником. Сбылось и предсказание старца родителям Варфоломея, благочестивым Кириллу и Марии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми».


Родился молитвенник земли Русской в 1314 году в селе Варницы* под Ростовом Великим, в усадьбе бояр Кирилла и Марии. В Ростове Варфоломей с братьями жил до 14 лет, затем семья переселилась в Радонеж. После кончины родителей, в пустынном месте на горе Маковец недалеко от Радонежа, братья срубили себе келью. Приняв в 23 года монашеский постриг с именем Сергий, будущий святой основал обитель Живоначальной Троицы. Так начиналась известная теперь всему миру Троице-Сергиева Лавра, ставшая духовным центром Московской Руси. Сергий там подвизался сначала с братом Стефаном, а затем один. В обитель стали собираться иноки, а сам Преподобный нес тяжкие телесные труды и молитвенный подвиг. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, шил одежду и готовил пищу для братии. Видя такое смирение и трудолюбие, монахи попросили Преподобного Сергия стать игуменом монастыря.

Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.


Слух о молодом подвижнике, живущем в радонежских лесах, быстро распространился по Руси, и к нему начали приводить больных из самых отдаленных мест.

Русская земля в то время страдала от монгольского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел к святому Сергию за благословением на сражение.

В помощь князю Преподобный благословил иноков обители: Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал князю победу. 21 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины разбили врага на Куликовом поле.


Однажды ночью святой молился перед иконой Пречистой и вдруг почувствовал, что его ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

От яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Богородица прикоснулась к нему рукой и обещала покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, за полгода прозрев свою кончину, Преподобный преставился к Богу 8 октября 1392 года и вскоре стал почитаться троицкими монахами как святой.
Мощи Преподобного Сергия были обретены 18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне (ум. 1426).


В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью Преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть". Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам Преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного в сентябре 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

С тех пор память святого празднуется 18 июля и 8 октября

Вот уже 620 лет русские люди обращаются с молитвой к Радонежскому чудотворцу. Теплятся лампады Троице-Сергиевой Лавры, чтутся заветы Преподобного, множество молящихся приходят на по клон к его раке. В прежние времена побывать у Троицы (в городе Сергиеве Посаде) считалось святой обязанностью каждого.

В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Ф.М. Достоевский сделал крюк, что бы взглянуть на Лавру, памятную ему с детства. В богоборческое лихолетье, в 1919 году, вся монастырская братия была арестована, а Троицкий собор опечатан, затем декретом Совнаркома «Бывшая лавра» была превращена в музей. В трапезной был устроен тир, в кельях - столовая и клуб. После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра была возрождена и много лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Главный храм Лавры — Троицкий, где покоятся мощи Преподобного, — расписывали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица»**.

В ризнице Троице-Сергиевой Лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия (XV век), которое нельзя видеть без волнения. Это покров на раку Преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Димитрия Донского... В этом изображении — глубина скорби о земле Русской, истерзанной татарами. С какой любовью вышита эта ткань русской женщиной, возможно, знавшей Преподобного!

Традиционно святого пишут по пояс или в полный рост, в монашеском облачении, в левой руке Преподобного — свиток, правой он благословляет нас.

Образ Игумена земли Русской, за свою подвижническую жизнь удостоившегося посещения Богородицы, строг и возвышен. «Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый», — говорится о Преподобном в «Лицевых святцах» XVII века.

Преподобный является покровителем Российской державы.
На родине Преподобного, в селе Варницы, еще в XIV веке был основан Троице-Сергиев монастырь. Но в 30-х годах ХХ века он был стерт с лица земли атеистами, и на его месте вплоть до 90-х годов прошлого века была мусорная свалка.

А небольшую чудотворную икону Сергия Радонежского из разграбленного монастыря удалось спасти жителям Варниц, и она передавалась из поколения в поколение, сохраняемая то в погребе, завернутая в тряпицу, то в колодце при обыске местных крестьян. Когда в 1995 году монастырь взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра и он стал восстанавливаться, эта икона, в почти не поддающемся реставрации виде, была принесена каким-то человеком к памятному кресту, установленном братией обители на месте, где отроку Варфоломею явился Ангел.

У креста был отслужен молебен, и с этого часа возрождение монастыря, претерпевающее всякие препоны: нехватку рабочих рук, строительных материалов, продовольствия, — вдруг пошло на диво успешно.
Ныне Варницкий Троице-Сергиев монастырь — один из самых значительных в Ростовской области, в 2004 году здесь была устроена православная гимназия-пансион, где в старших классах обучаются юноши со всей России. И вновь Преподобный, через свой спасенный чудотворный образ, помогает ребятам в учебе и дарует мужество в духовной брани.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки во 2 классе

Тема: Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Составитель: Гузь Наталья Викторовна

Учитель музыки первой категории

Цели: Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.

Задачи:

1. Образовательная : знакомство учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и литературы.

2. Воспитательная: патриотическое воспитание

3. Развивающая : развитие вокально-хоровых навыков

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский», Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский». А. Ермолов «Новый год»

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия),

ХОД УРОКА

I Организационный момент

Музыкальное приветствие (распевка «Здравствуйте»)

II Беседа о Святых земли русской.

Учитель: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220-1263) и Сергию Радонежскому (1314-1392) - святым земли Русской.

Ребята, а вы можете мне рассказать о герое Александре Невском? (ответы детей)

Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.

Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский:

Он чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом.

Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего - Александра Македонского, и не просто читал - палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.

Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла»2.

Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.

После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

Прошло много лет…

Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия.

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

III Слушают С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

Как звучала музыка?Какой характер звучания?

Как музыка передает нам образ героя Александра Невского?

Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.

VI Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

Что общего между репродукциями этих картин и музыкой С. Прокофьева?

Невский изображен на них как и в музыке мужественно и величаво.

Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой - воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского - олицетворением защиты. На втором плане - очертание Софии Новгородской - главной святыни северной Руси.

Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб - символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.

Александ Невский был очень решительный человек. Мы с вами это услышим в музыке С. Прокофьева

V Слушают Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

Как звучала музыка? Какая была она по характеру?

К чему призывала нас эта музыка? К борьбе, к победе.

VI Беседа о Сергии Радонежском. Стр 44

Кто нибудь может рассказать мне об этом герое?

В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж - радостное место.

Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы. После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.

Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.

Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.

Он отвращал молитвой беды,

И в грозный час у Бога сил,

Дар силы, славы и победы

Стране родимой испросил.

Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую битву за землю и веру.

Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе».

VII Вокально-хоровая работа. Слушание песни «Новый год» муз Ермолова. Разучивание песни.


В истории государства Российского можно отыскать множество величайших деятелей, оставивших свой след и сыгравших большую роль в его становлении и развитии. Благоверный великий князь Александр Невский - один из них. Личность этого прославленного в веках человека до сих пор вызывает разнообразные споры и противоречия у историков. Тем более само время, в которое он жил, очень этому способствовало.

Житие Александра Невского: краткое содержание

13 мая 1221 года в семье великого князя Ярослава Всеволодовича родился второй ребёнок, которого назвали Александром. По некоторым источникам датой рождения является 30 мая 1220. Судьба уготовила юному княжичу яркую и достойную жизнь , навсегда вписанную в историю и память людей.

Детства мальчик был лишён рано - уже в 9 лет он, вместе со старшим братом, воссел на княжеский престол Великого Новгорода. А уже через три года, после смерти Федора Ярославовича, остался его единоличным правителем , так как отец через некоторое время уехал, чтобы сесть во главе Киева.

В 1239 году взял в жёны полоцкую княжну, подарившую ему пятерых детей:

  • Василия (1245−1271);
  • Дмитрия (1250−1294);
  • Андрея (1255−1304);
  • Даниила (1261-1303);
  • Евдокию.

Военные походы и сражения

К тому времени, на которое приходятся годы правления благоверного князя, на исконно русских землях сложилась довольно трудная политическая ситуация. На востоке набирала мощь и уничтожала все на своём пути монгольская орда. На западе зародилась другая угроза - рыцари-крестоносцы, которые также выдвинулись на завоевание новых просторов с благословения папы римского. Кроме этого, не прекращались и междоусобные войны между соседними княжествами за верховную власть. Все это пришлось регулировать юному князю Новгородскому.

Александр Ярославович принимал участие в военных походах с самого раннего возраста. Сначала сопровождал батюшку, затем уже самостоятельно в качестве прославленного полководца. Известнейшие сражения:

  • 15 июля 1240 - Невская битва. Именно благодаря ей имя князя вошло в историю с нарицанием «Невский». На берегах реки Невы военачальник, которому не было ещё и 20 лет, остановил нашествие шведов, идущих на захват Пскова и Новгорода. Но несмотря на блестящую победу и освобождение от врагов, новгородцы подняли бунт, и Александр был вынужден покинуть город. Однако уже через год город захватил Ливонский орден, и князя вновь попросили о помощи.
  • 5 апреля 1242 - Ледовое побоище на Чудском озере, где была полностью разбита армия ливонцев. Эта битва имела очень важное значение - с орденом заключили окончательное перемирие и полностью избавились от опасности его вторжения на Русь.

Рассказы об этих событиях можно найти не только в «Житие святого Александра Невского», но и в западных летописных хрониках .

Политическая деятельность князя

Годы правления Александра Ярославовича можно разделить на несколько периодов:

  • 1236−1240, 1241−1252, 1257−1259 - князь Новгородский;
  • 1249−1263 - великий князь Киевский;
  • 1252−1263 - великий князь Владимирский.

За время княжения Александр показал себя не только храбрым воином, но и очень ярким и дальновидным политиком. Он осознавал, что власть невозможно удержать только лишь военными действиями с западными колонизаторами. Существовала ещё и восточная угроза. Тут он руководствовался совершенно противоположными взглядами .

Он неоднократно наведывался с мирными переговорами в Орду, результатом чего стало восшествие в 1249 году на трон в Киеве, а его брата, которого звали Андрей - во Владимире. Правда, в 1252 году ему пришлось занять и владимирский престол после отречения правившего князя.

Подобной политики Александр придерживался все годы, которые пробыл у власти. Это вызывало много вопросов и неприятия, так как большинство не понимали и не принимали постоянных дружеских визитов к татаро-монголам.

Тем не менее именно такая линия поведения была наиболее результативной для того времени. Несмотря на явный полководческий талант и ряд выигранных сражений, приоритетным направлением для князя было мирное урегулирование конфликтов. Именно из этих соображений он наносил дружеские визиты ордынским ханам и шёл на уступки в их требованиях. И хоть приходилось по-прежнему выплачивать дань, это способствовало спасению Руси от разорительных набегов.

Смерть Алескандра Невского

Умер князь в довольно молодом возрасте - в 42 года. Отправившись в Орду для урегулирования очередного спорного вопроса, Александр тяжело заболел и, вернувшись на родину, так и не оправился от недуга. Перед смертью, которая наступила 14 ноября 1263 года, он успел принять монашеский обет под именем Алексий. Первоначально могила располагалась во Владимирском Рождественском монастыре, где он был похоронен.

Оценка личности в истории

Кто такой этот князь, кратко было рассмотрено выше. Он оставил неизгладимый след в отечественной истории благодаря своим личностным качествам и характеру, несвойственным для его современников. Это же стало и причиной неоднозначного отношения к его поступкам и действиям в последующие столетия.

Существует три различные позиции, с которой рассматривается Александр Ярославович Невский:

  1. Церковная, согласно которой священнослужители безоговорочно признают и восхваляют святого как выдающегося представителя своего времени, внёсшего огромный вклад в возрождение, развитие и становление Российского государства.
  2. Евразийская, которая делает упор на беспрецедентные отношения великого князя с татаро-монгольской ордой, что способствовало слиянию двух таких непохожих культур.
  3. Критическая, последователи которой не признают заслуги полководца и видят только отрицательные стороны его правления. Её возникновение связано с разнообразными версиями описания жития святого и противоречивой информацией, что натолкнуло историков на мысль об искажении реальных фактов и их преувеличении или преуменьшении. По мнению последователей этой версии, именно правление Невского стало толчком к дальнейшему развитию и укреплению деспотической власти будущих повелителей.

Канонизация святого

В годы княжения Александр Невский являлся одним из покровителей православной церкви. Он никогда не жалел средств на строительство и благоустройство храмов, украшая их разнообразной утварью и литературой. Он же стал учредителем православной епархии в мусульманской Орде.

Князя стали почитать как святого сразу после кончины ещё его современники. В Житие есть свидетельство о настоящем чуде, произошедшем во время погребения. Во-первых, до самого момента захоронения тело князя не подверглось никаким изменениям. И, во-вторых, во время вкладывания ему в руку последнего напутствия он сам, как живой, протянул её и взял грамоту. Это было расценено как знак почитания Господом своего угодника.

Позднее было составлено житие благочестивого князя, которое подвергалось на протяжении последующих веков неоднократной переработке. Всего насчитывают около 20-ти его версий.

Официально церковь канонизировала Александра Невского в 1547 году во время царствования Ивана Грозного. При этом прославлялись не только его человеческие качества, но и ратные подвиги во имя отчизны.

Все это время мощи святого находились в месте его погребения в монастыре Владимира. И накануне наиболее значимых и решающих сражений полководцы обращались к ним с молитвой о помощи и защите в предстоящем. При этом им являлся или образ самого святого, или происходило какое-либо чудо, которое расценивалось как знак благословения и грядущей победы. Все чудеса исправно фиксировались летописцами.

С приходом к власти Петра Великого начался новый период в почитании святого. Он считал себя преемником великого военачальника в борьбе с западным агрессором в лице Швеции. И после блистательной победы над шведами в 1723 году он распорядился переместить мощи благоверного князя в Александро-Невскую лавру, специально для этого выстроенную по приказу царя в новой столице. Процессия должна была прибыть на место к началу осени, но из-за различных задержек в пути это произошло лишь 1 октября в Шлиссельбург. Было решено оставить мощи в местной церкви на год.



В Санкт-Петербург тело святого было перемещено 30 августа 1724 года. Сам Петр Первый лично принимал участие в торжественной церемонии и управлял галерой, на которой перевозились останки. Именно этот день был установлен главным днём памяти святого.

В настоящее время церковь отмечает дни празднования святого Александра Невского несколько раз в год:

  • 23.05 (05.06);
  • 30.08 (12.09);
  • 23.11 (06.12).

В настоящее время среди православных верующих икона Александра Невского пользуется огромной популярностью и относятся к ней с большим почитанием. В своих молитвах страждущие обращаются к святому с разнообразными просьбами о помощи, о придании мужества и защите своего Отечества от врагов. Это покровитель всех воинов, именно к нему обращаются матери, ждущие своих сыновей из армии.

Образ Невского в искусстве

Одним из интересных фактов является то, что подлинного изображения, запечатлённого на холсте при жизни великого князя, не сохранилось. Его образ собирался из различных источников и описаний XIII столетия, что нашло своё отражение в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Самый известный портрет Невского написан с актёра, сыгравшего роль в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна. Он же взят как прообраз для ордена имени знаменитого полководца.

Кроме этого, в его честь названы улицы и площади во многих городах России, установлены памятники и монументы. Благоверному князю посвящены храмы на просторах постсоветских республик.

Несмотря на такую противоречивую характеристику, имя святого по праву заняло своё место в памяти потомков. И у многих не возникает никаких сомнений, почему оно пережило века и так прославилось.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...