Ничто человеческое мне. Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо

Знаком ли вам афоризм «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»? В современной жизни и культуре это изречение стало удобной и емкой формулой самооправдания всех, кто не хочет идти нелегким путем честности и достоинства. Кто не хочет жить по нетрудным, но трудным десяти заповедям, тот легко себя оправдывает: «А что? Ничто человеческое мне не чуждо!»

Тот ли смысл несет этот афоризм, что мы в него вкладываем, оправдывая свои слабости?

Немного истории

На Зарубежной литературе мы проходили комедию Публия Теренция «Heautontimorumenos» («Наказывающий сам себя»; в русских изданиях – «Самоистязатель»). В пьесе рассказывается, как Клиния, сын старика Менедема, влюбился в соседскую девушку. Отец, чтобы прекратить общение, обошелся с сыном сурово. Клиния уехал из дома и поступил на военную службу. Отца сильно мучила совесть. Он стал изнурять себя непосильным трудом в поле, исполняя работу, которую раньше делали его рабы. Старик сосед Хремет спрашивает Менедема, почему он с утра до вечера себя изнуряет, имея богатое поместье и рабов: «Ни отдыху, ни сроку не даешь себе». И слышит в ответ:

Менедем

Неужто мало дела у тебя, Хремет?
В чужое дело входишь! До тебя оно
Совсем и не касается.

Хремет

Я человек!
Не чуждо человеческое мне ничто.
Дозволь вопрос, дозволь и увещание.
Коли ты прав, так буду поступать и я,
Не прав – я отклонить тебя попробую.

(Акт 1. Сцена 1)

Слова Хремета стали афоризмом. Но вряд ли Теренций предполагал, что в эти слова будут вкладывать совсем иной смысл, чем они имели первоначально.

Ничто человеческое не чуждо - это оказывать помощь и делать добро

В словах Хремета выражена мысль о причастности человека ко всему человеческому – о соучастии человека в радостях и печалях другого человека. В древнеримской литературе это изречение стало выражением идеи общественного единства, ибо все люди имеют одну природу.

Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро.

Природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща. И я, говоря “природа”, хочу, чтобы во всем этом рассуждении меня так и понимали.

Наши пороки нас губят

Но испорченность, связанная с дурными наклонностями, так велика, что от нее как бы гаснут огоньки, данные нам природой, и возникают и укрепляются враждебные им пороки. И если бы люди – как по велению природы, так и в силу своего суждения – признавали, чт о «ничто человеческое им не чуждо», как говорил поэт, то в нашем мире было бы куда спокойней и радостней.

Повторюсь, что в современной жизни и культуре афоризм «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стал удобной и емкой формулой самооправдания всех, кто не хочет нелегким путем честности и добропорядочности. Не тот смысл мы вкладываем в эти слова. Совсем не тот.

Сохраним же в сердцах своих слова: « Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо» .

Будем же всегда помнить, что «мы рождены для общества, а наше общество – это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод». (Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию)

Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Высказывание «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», ставшее афоризмом, впервые появилось в 162 году до Р.Х. в комедии Публия Теренция Афра (ок. 195 - 159 до Р.Х.) «Heautontimorumenos» («Наказывающий сам себя»; в русских изданиях - «Самоистязатель»). В пьесе рассказывается, как Клиния, сын старика Менедема, влюбился в соседскую девушку. Отец, чтобы прекратить общение, обошелся с сыном сурово. Клиния уехал из дома и поступил на военную службу. Отца сильно мучила совесть. Он стал изнурять себя непосильным трудом в поле, исполняя работу, которую раньше делали его рабы. Старик сосед Хремет спрашивает Менедема, почему он с утра до вечера себя изнуряет, имея богатое поместье и рабов: «Ни отдыху, ни сроку не даешь себе». И слышит в ответ:

Менедем

Неужто мало дела у тебя, Хремет?
В чужое дело входишь! До тебя оно
Совсем и не касается.

Хремет

Я человек!
Не чуждо человеческое мне ничто.
Дозволь вопрос, дозволь и увещание.
Коли ты прав, так буду поступать и я,
Не прав - я отклонить тебя попробую.

(Акт 1. Сцена 1)

Слова Хремета стали афоризмом. Но вряд ли Теренций предполагал, что они будут одним из самых известных афоризмов и много веков спустя. Не мог он предвидеть и того, что в эти слова будут вкладывать совсем иной смысл, чем они имели первоначально. В словах Хремета выражена мысль о причастности человека ко всему человеческому - о соучастии человека в радостях и печалях другого человека. В древнеримской литературе это изречение стало выражением идеи общественного единства, ибо все люди имеют одну природу. Так, Луций Анней Сенека (ок. 4 до Р.Х. - 65 по Р.Х.) писал: «Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: “Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо” . Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество - это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод» (Сенека Луций Анней . Нравственные письма к Луцилию. Письмо XCV).

Ранее и Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.) использовал афоризм Теренция: «Природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща. И я, говоря “природа”, хочу, чтобы во всем этом рассуждении меня так и понимали. Но испорченность, связанная с дурными наклонностями, так велика, что от нее как бы гаснут огоньки, данные нам природой, и возникают и укрепляются враждебные им пороки. И если бы люди - как по велению природы, так и в силу своего суждения - признавали, что “ничто человеческое им не чуждо”, как говорит поэт, то все они одинаково почитали бы право» (Цицерон Марк Туллий . Диалоги. М., 1994. С. 99).

Обоснование верной идеи единства человечества как у Цицерона, так и у Сенеки имеет натуралистический характер. Библейско-христианское учение преодолевает ограниченность языческого мировоззрения. Апостол Павел, выступая в ареопаге, дал точное богословское обоснование идеи единства человеческого рода: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17: 26). Господь Творец не только произвел всех людей от одного человека (Адама), но и положил основные законы жизни человечества и главную цель человеческой жизни - стремление к Богу (чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27). После Боговоплощения и Искупительной Жертвы Иисуса Христа подлинное единство человечества возможно только во Христе.

Ни в период раннего христианства, ни в средние века к афоризму Теренция христиане не обращались. Лишь в эпоху Ренессанса, когда возникла гуманистическая философия, афоризм Теренция стал использоваться для апологии человека и оправдания его слабостей и даже пороков. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) писал: «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» («Речь о достоинстве человека»). Эразм Роттердамский (1466-1536), отвечая на резкие и грубые высказывания М. Лютера, замечает: «Если бы ты ограничился двумя или тремя выпадами, могло бы показаться, что они вырвались у тебя случайно, но эта книга повсюду кипит поношениями! Ими ты начинаешь, ими ты и заканчиваешь. Если бы ты удовлетворился одной из насмешек такого рода, как называя меня “бревном”, “ослом” или “грибом”, я бы не ответил ничего, кроме слов: “Я - человек, и, думаю, ничто человеческое мне не чуждо» (Эразм Роттердамский. Гипераспистес // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 582).

Нравственный антропоцентризм гуманистов неизбежно вел и привел к разрыву с великой христианской традицией, направленной на возрождение человека путем духовного врачевания падшего человеческого естества. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Священное Писание и святые отцы открыли путь победы над грехом: «Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. Ибо единение с Богом-Словом, разрешением клятвы, восстановило в силе все естество, сделав таким образом неизвинительным для нас склонение произволения на страсти. Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха, сущий во плоти» (преподобный Максим Исповедник).

Дух примиренности с грехом и самооправдания породил постепенно различные идеологии безбожия и человекобожия. Ф.М. Достоевский в диалоге Ивана Карамазова с князем тьмы показывает демоническую природу человеческого самооправдания. Явившийся Ивану собеседник говорит: «Сатана sum et nihil humanum a me alienum puto». «Как, как? Сатана sum et nihil humanum… это неглупо для черта!» - восклицает Иван и слышит в ответ: - «Рад, что наконец угодил» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15. М., 1976. С. 74). Преподобный Иустин (Попович), комментируя это место романа «Братья Карамазовы», говорит: «Тайна личности Ивана раскрыта. Она состоит в интеллектуальном родстве и интимных дружеских отношениях с диаволом. И как диавол говорит Ивану: “Я - сатана, и поэтому ничто человеческое мне не чуждо”, с таким же правом и Иван может сказать диаволу: “Я - человек и думаю, что ничто сатанинское мне не чуждо”. Человек и диавол становятся как бы синонимами; они могут соперничать друг с другом и заменять один другого в нашем человеческом мире, а возможно, и еще в каких-то других мирах» (Иустин (Попович) , преподобный. Ф.М. Достоевский о Европе и славянстве. Глава «Тайна атеистической философии и анархистской этики»).

В современной жизни и культуре афоризм «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стал удобной и емкой формулой самооправдания всех, кто не хочет идти тесным путем спасения. Кто не хочет жить по заповедям Божиим, тот добровольно подчиняется власти демонов, ибо «кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:8). Однако, слово Божие увещевает беспечных: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7-8).

  1. говорящий, как и все прочие, не чужд человеческих слабостей и заблуждений;
  2. что ему глубоко небезразличны несчастья и радости других,интересует жизнь во всех проявлениях, он способен понять, откликнуться, сострадать;
  3. широту интересов говорящего

У Теренция фраза эта имеет иронический характер: в разговоре двух соседей один упрекает другого, что он вмешивается в чужие дела, передаёт сплетни, не думая о собственном доме. На это другой возражает: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».


Менедем:
Неужто мало дела у тебя Хремет?
В чужое дело входишь!
Да тебя оно совсем и не касается.
Хремет: Я -человек! Не чуждо человеческое мне ничто (Homo sum, humani nihil a me alienum puto )

Выражение очень известное, а об авторе у меня не было никакой информации. Этот афоризм я взяла в качестве описания своего блога, естественно мне захотелось узнать об истории возникновения этой "крылатой" мысли, а найдя имя автора, у меня возник интерес к его судьбе и творчеству. Я погрузилась в интернет...

Честно говоря, я впервые узнала это имя - ТЕРЕНЦИЙ ПУБЛИЙ , ТЕРЕНЦИЙ , ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) (около 190—159 до н. э.) - римский комедиограф.

Публий Теренций носил прозвище Африканец. Оно связано с происхождением драматурга. Пленный раб из Карфагена , он находился в услужении у богатого римского сенатора, который, обратив внимание на его ум и способности, дал ему образование, свободу и, как это было принято у римлян в отношении отпущенных на свободу рабов, своё имя.

Высказывания, цитаты и афоризмы Теренция Публия

  1. Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.
  2. Мудрому все дела следует решать словами, а не оружием.
  3. Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.
  4. Быть мудрым — значит видеть не только то, что под ногами, но и предвидеть будущее.
  5. Воздавайте равным за равное.
  6. Все мы, когда здоровы, легко даем хорошие советы больным.
  7. Вся моя надежда — на себя самого.
  8. Высшее право часто есть высшее зло.
  9. Главное правило в жизни — ничего сверх меры.
  10. Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.
  11. Дурное начало — дурной конец.
  12. Женщина женщину скорее поймет.
  13. Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием.
  14. Когда двое делают одно и то же, то одному это можно делать безнаказанно, а другому — нельзя.
  15. Когда двое делают одно и то же, это уже не одно и то же.
  16. Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.
  17. Лесть порождает друзей, истина — ненавистников.
  18. Любовь может изменить человека до неузнаваемости.
  19. Не покупаю надежду за деньги.
  20. Нет ничего такого, что нельзя было бы извратить плохим пересказом.
  21. Никто не хочет быть в родстве с нищим.
  22. Одна ложь родит другую.
  23. Превратный смысл легко придать чему угодно злостным толкованьем.
  24. Рабство - тюрьма души.
  25. С годами мы умнеем.
  26. Сколько людей, столько и мнений.
  27. Смелым помогает судьба.
  28. Ссора влюбленных — возобновление любви.
  29. Старость сама по себе болезнь.
  30. С умного хватит и намека.
  31. Так как вы не можете делать все что хотите, то желайте только того, что можете сделать.
  32. У всякого свой нрав.
  33. Это замысел безумных, а не влюбленных.
  34. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?

Валерий

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Высказывание «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», ставшее афоризмом, впервые появилось в 162 году до Р.Х. в комедии Публия Теренция Афра (ок. 195 – 159 до Р.Х.) «Heautontimorumenos» («Наказывающий сам себя»; в русских изданиях – «Самоистязатель»). В пьесе рассказывается, как Клиния, сын старика Менедема, влюбился в соседскую девушку. Отец, чтобы прекратить общение, обошелся с сыном сурово. Клиния уехал из дома и поступил на военную службу. Отца сильно мучила совесть. Он стал изнурять себя непосильным трудом в поле, исполняя работу, которую раньше делали его рабы. Старик сосед Хремет спрашивает Менедема, почему он с утра до вечера себя изнуряет, имея богатое поместье и рабов: «Ни отдыху, ни сроку не даешь себе». И слышит в ответ:

Менедем

Неужто мало дела у тебя, Хремет?

В чужое дело входишь! До тебя оно

Совсем и не касается.

Хремет

Я человек!

Не чуждо человеческое мне ничто.

Дозволь вопрос, дозволь и увещание.

Коли ты прав, так буду поступать и я,

Не прав – я отклонить тебя попробую.

(Акт 1. Сцена 1)

Слова Хремета стали афоризмом. Но вряд ли Теренций предполагал, что они будут одним из самых известных афоризмов и много веков спустя. Не мог он предвидеть и того, что в эти слова будут вкладывать совсем иной смысл, чем они имели первоначально. В словах Хремета выражена мысль о причастности человека ко всему человеческому – о соучастии человека в радостях и печалях другого человека. В древнеримской литературе это изречение стало выражением идеи общественного единства, ибо все люди имеют одну природу. Так, Луций Анней Сенека (ок. 4 до Р.Х. – 65 по Р.Х.) писал: «Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество – это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод» (Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XCV).

Ранее и Марк Туллий Цицерон (106–43 до Р.Х.) использовал афоризм Теренция: «Природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща. И я, говоря «природа», хочу, чтобы во всем этом рассуждении меня так и понимали. Но испорченность, связанная с дурными наклонностями, так велика, что от нее как бы гаснут огоньки, данные нам природой, и возникают и укрепляются враждебные им пороки. И если бы люди – как по велению природы, так и в силу своего суждения – признавали, что «ничто человеческое им не чуждо», как говорит поэт, то все они одинаково почитали бы право» (Цицерон Марк Туллий. Диалоги. М., 1994. С. 99).

Обоснование верной идеи единства человечества как у Цицерона, так и у Сенеки имеет натуралистический характер. Библейско-христианское учение преодолевает ограниченность языческого мировоззрения. Апостол Павел, выступая в ареопаге, дал точное богословское обоснование идеи единства человеческого рода: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17: 26). Господь Творец не только произвел всех людей от одного человека (Адама), но и положил основные законы жизни человечества и главную цель человеческой жизни – стремление к Богу (чтобы «они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27). После Боговоплощения и Искупительной Жертвы Иисуса Христа подлинное единство человечества возможно только во Христе.

Ни в период раннего христианства, ни в средние века к афоризму Теренция христиане не обращались. Лишь в эпоху Ренессанса, когда возникла гуманистическая философия, афоризм Теренция стал использоваться для апологии человека и оправдания его слабостей и даже пороков. Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) писал: «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» («Речь о достоинстве человека»). Эразм Роттердамский (1466–1536), отвечая на резкие и грубые высказывания М. Лютера, замечает: «Если бы ты ограничился двумя или тремя выпадами, могло бы показаться, что они вырвались у тебя случайно, но эта книга повсюду кипит поношениями! Ими ты начинаешь, ими ты и заканчиваешь. Если бы ты удовлетворился одной из насмешек такого рода, как называя меня «бревном», «ослом» или «грибом», я бы не ответил ничего, кроме слов: «Я – человек, и, думаю, ничто человеческое мне не чуждо» (Эразм Роттердамский. Гипераспистес // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 582).

Нравственный антропоцентризм гуманистов неизбежно вел и привел к разрыву с великой христианской традицией, направленной на возрождение человека путем духовного врачевания падшего человеческого естества. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Священное Писание и святые отцы открыли путь победы над грехом: «Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. Ибо единение с Богом-Словом, разрешением клятвы, восстановило в силе все естество, сделав таким образом неизвинительным для нас склонение произволения на страсти. Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха, сущий во плоти» (преподобный Максим Исповедник).

Дух примиренности с грехом и самооправдания породил постепенно различные идеологии безбожия и человекобожия. Ф.М. Достоевский в диалоге Ивана Карамазова с князем тьмы показывает демоническую природу человеческого самооправдания. Явившийся Ивану собеседник говорит: «Сатана sum et nihil humanum a me alienum puto». «Как, как? Сатана sum et nihil humanum… это неглупо для черта!» – восклицает Иван и слышит в ответ: – «Рад, что наконец угодил» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15. М., 1976. С. 74). Преподобный Иустин (Попович), комментируя это место романа «Братья Карамазовы», говорит: «Тайна личности Ивана раскрыта. Она состоит в интеллектуальном родстве и интимных дружеских отношениях с диаволом. И как диавол говорит Ивану: «Я – сатана, и поэтому ничто человеческое мне не чуждо», с таким же правом и Иван может сказать диаволу: «Я – человек и думаю, что ничто сатанинское мне не чуждо». Человек и диавол становятся как бы синонимами; они могут соперничать друг с другом и заменять один другого в нашем человеческом мире, а возможно, и еще в каких-то других мирах» (Иустин (Попович), преподобный. Ф.М. Достоевский о Европе и славянстве. Глава «Тайна атеистической философии и анархистской этики»).

В современной жизни и культуре афоризм «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стал удобной и емкой формулой самооправдания всех, кто не хочет идти тесным путем спасения. Кто не хочет жить по заповедям Божиим, тот добровольно подчиняется власти демонов, ибо «кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:8). Однако, слово Божие увещевает беспечных: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7–8).

Я хочу начать свой дневник с афоризмов про человека, ведь познание окружающего Мира начинается, с познания самого себЯ!!!
Оригинальничать не стану и повзаимствую мудрые мысли у умных людей!;))

Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Теренций Публий

Н ет людей ни хороших, ни плохих: все люди разные. Вячеслав Васильевич Бучарский

Ч еловек - самое опасное вещество на свете. Анатолий Рахматов

Ч еловек - единственная птица, которую можно ощипать многократно. Джимми Дюрант

Ч еловеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег. Юзеф Бестер

Ч еловек - существо без перьев, двуногое, с плоскими ногтями. Платон

Ч еловек все может! Вот это и настораживает. Михаил Генин

Ч еловек - мера всех вещей. Протагор

Ч еловек - общественное животное, которое не выносит своих сородичей. Эжен Делакруа

Ч еловек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели. Артур Шопенгауэр

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу. Фридрих Ницше

Ч еловек есть животное, производящее орудия. Бенджамин Франклин С ущность человеческой природы - наслаждаться, все остальное - суета. Эта превосходная мораль никогда не была опровергнута ничем, кроме фактов. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

Н а человека нельзя смотреть как на вещь, он столько не стоит. Патрик О"Рурк

Д ля меня один человек - что целый народ. Демокрит

Ч еловеческое, слишком нечеловеческое. Станислав Ежи Лец

Н аихудшее состояние человека - это когда он перестает сознавать и владеть собой. Мишель де Монтень

Е сли ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади (Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин)

Т олько тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Александр Николаевич Радищев Ч еловека создает судьба. Лион Фейхтвангер

О заслугах человека следует судить не по его великим достоинствам, а по тому, как он их применяет. Франсуа де Ларошфуко Ч еловек с множеством идей никогда не бывает серьёзным. Поль Валери

Д ьявольское начало есть в каждом человеке; это беспокойство, побуждающее нас вырваться за пределы своего "я", стремиться к бесконечному… Словно сама природа почерпнула из недр древнего хаоса неистребимый ген непокоя и заразила им нашу душу. Стефан Цвейг

Р одившись всего на десять лет раньше или позже, каждый человек мог бы быть совсем другим в своем собственном образовании и в воздействии на окружающую среду. Иоганн Вольфганг Гёте

И каждый из нас не ангел... и каждому из нас можно указать на грязь, которая с годами покрывает наши души... Виктор Опанасенко

Мы - продукты природы, но природа же дала нам власть изменять мир, предвидеть и планировать будущее и принимать далеко идущие решения, за которые мы несем моральную ответственность. Карл Раймунд Поппер

Н игде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах ее воображения. Альфред Адлер

Н ормальный человек - это не тот, кто изжил в себе все противоречия, а тот, кто использует их, вовлекая в дело своей жизни. Морис Мерло-ПонтЧеловек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости. Аристотель

С тремление к избытку возбуждает дух сильнее, чем добывание необходимого. Человека создает желание, а не потребность. Гастон Башлар

К то хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Сократ

Г луп тот, с кем сложно, умен тот, с кем просто; сложно устроен человек, с которым просто; просто устроен человек, с которым сложно. М.Литвак

Н ет у тебя человек ничего, кроме души. Пифагор

Ч еловек создан для того, чтобы жить в конвульсиях тревоги или в летаргии скуки. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

В человек есть то, что он есть благодаря делу, которое он сделал своим. Юрий Яковлев

В ладей собой среди толпы смятенной.Тебя клянущей за смятенье всех.Верь сам в себя на перекор вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди не уставая. Пусть лгут лжецы не снисходи до них. Умей прощать, но не кажись прощая Великодушней и мудрей других. Умей мечтать не став рабом мечтанья, И мыслить мысли не обожествив. Равно встречай успех и парицанье Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловлять плутов. Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом. Всё проиграть и нищим стать, как прежде Но никогда не пожалеть о том. Умей принудить нервы, сердце, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело И только воля говорит: иди! Останься прост беседуя с царями, Останься честен говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и с друзьями Пусть все в свой час считаются с Тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неумолимый бег. Тогда весь мир ты примишь во владенье Тогда мой Сын ты будешь Человек! Р.Киплинг

К аждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни. Эрнест Хемингуэй

Ч еловечество - река света, текущая из правечности в вечность. Джебран Халиль Джебран

Ч еловек - царь природы не потому, что изобрел луноход. А потому что он, только он один может изменить мир по законам совести, справедливости. И смысл появления человечества - не покорение природы. Смысл - принести справедливость. Если каждый будет так жить, то... случайности, конечно, никуда не денутся, но справедливости в мире будет всё больше и больше... Г.Вирен

В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей. Джордж Оруэлл (Эрик Блэ

Л юдей можно дурачить. Можно выводить их из себя. Можно заставлять верить в то, чего не было, нет и никогда не будет. Человек вообще очень терпелив, и с ним можно проделать очень многое из того, что казалось бы, должно быть противно самой его природе. Но никогда, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя давать ему понять, что он упустил в жизни что-то чему пока и сам не знает названия, но чего уже не удастся вернуть, о чем он будет жалеть до конца своих дней. А.Калугин

В еданта учит: морально для человека то, что ведет к его духовному росту, и также можно трактовать добро для него. Существенным здесь является то, что вышесказанное - единственный критерий добра для человека, и только с этой точки зрения следует рассматривать все действия, на него направленные. …Теперь о материальных благах. Они являются благодеянием для человека только тогда, когда ведут к его духовному росту или устраняют препятствия к нему. В большинстве же случаев материальные блага этой роли не выполняют, но ведут к фиксации внимания на определенных удовольствиях, т.е. препятствуют духовному росту. А.Тихомиров

Х ороший человек имеет обыкновение тратить больше, чем он может себе позволить; брать в долг больше, чем он в состоянии отдать, обещать больше, чем он может выполнить, - в результате он часто представляется недобрым, несправедливым и скаредным. Эдмунд Бёрк З наешь, что дано человеку, и только ему? Смеяться и плакать. - А также упиваться. Упиваться водкой, вином, философией, женщинами, надеждой и отчаянием. Но знаешь ли ты, что известно человеку, и только ему? Что он умрет. В качестве противоядия ему дана фантазия. Камень реален. Растение реально. И животное реально. Они устроены разумно. Они не знают, что умрут. Человек это знает. Эрих Мария Ремарк, “Триумфальная арка”

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...