Общие признаки человека и млекопитающих. Общие признаки человека и млекопитающих Положение человека в системе животного царства

Урок биологии. 9 класс.

Тема : «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Цели и задачи урока :

1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

Оборудование :

1. Интерактивное учебное пособие «Эволюционное учение».

2. Модели предшественников человека.

3. Раздаточный материал.

План урока :

1. Происхождения человека, история вопроса.

2. Систематическое положение человека.

3. Доказательства происхождения человека от животных.

4. Эволюция человека.

5. Закрепление знаний по теме.

Ход урока .

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

В Книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч.Дарвин проблему происхождения человека ввёл в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека «от нижестоящей животной формы». В книге «Происхождение человека (1871) Ч. Дарвин убедительно доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с человекообразными обезьянами.Тем самым человек был включён в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. Однако Ч.Дарвин этим не ограничился. На основании сравнительно анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась «обезьянья» теория антропогенеза.

Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

1. Палеонтологические.

2. Эмбриологические.

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные, или Черепные

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Секция

Узконосые обезьяны

Семейство

Гоминиды

Род

Человек

Вид

Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.

Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родствен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с интерактивным учебным пособием «Эволюционное учение».

О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Сходство зародышей;

3. Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);

4. Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.

Отличие человека от животных (запись в тетрадях) .

1. Вертикальное положение туловища;

2. Способность передвигаться на двух конечностях;

3. Передние конечности приспособлены для хватания;

4. Большой объём мозга;

5. Двойная сводчатость стопы;

6. Умение изготавливать и использовать орудия труда.

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т.е. из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

Просмотр моделей предшественников человека.

Закрепление знаний по теме . Выполнение в тетрадях тестовых заданий из интерактивного учебного пособия «Эволюционное учение». Проверка ответов с учителем.

Фронтальная беседа.

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Заключение.

Дискуссия.

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?»

Природа! Человек – твоё творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачёв

Домашнее задание . § 44, отвечать на вопросы 1-3, с. 165 – 166. § 45, отвечать на вопросы 1 – 3 с. 170 (вопрос № 3 – письменно).


Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

А с ней и положение человека в системе животного мира, не обязательно окунаться в прошлое, потому что эволюция - это процесс, который происходит всегда и везде вокруг нас. Например, бактерии, которые легко уничтожались пенициллином раньше, приобрели новую, стойкую к антибиотикам, форму.

Естественный отбор

Природа распорядилась следующим образом: чем лучше животное приспособлено к условиям ареала, в котором оно живет, тем больше его шансы выжить и иметь потомство. Его дети могут унаследовать отклонения, которые сделали отцовское животное таким успешным в своем местном окружении. Виды животных меняются со временем, лучше приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Возникают новые виды, живут тысячи или миллионы лет, а потом исчезают. Эволюции нужно время и счастливые случаи для того, чтобы происходили изменения.

Черты, которые могут помочь выжить виду, например, - лучшие зубы или больше мозг, - могут появиться в новорожденных особей как случайные отклонения. Если новые черты действительно помогают выживать, и животные могут дольше прожить, или выжить в условиях, при которых обычный представитель вида умирает, значит, эти черты будут передаваться из поколения в поколение. Когда эти способности действительно полезны, животные, которые их имеют, постепенно вытеснят тех, которые их не имеют.

Теория Дарвина

Согласно теории Дарвина, любое живое существо не производит в ходе своей жизни тождественную копию самого себя. Дитя не похоже на мать, котенок не похож на маму-кошку, даже зерна пшеницы отличаются друг от друга. Если рассмотреть их под микроскопом или провести химический анализ, то можно заметить их непохожесть. Изменчивость является материалом для естественного отбора. Если эти свойства необходимы для жизни нового существа, то оно будет жить и приведет потомство, если - нет, то беспощадный естественный отбор уберет его из биологической сферы, и оно умрет, как сотни и тысячи неприспособленных особей. Каково положение человека в системе животного мира? Самым загадочным отбором природы, а также ее венцом, конечно, выступает человек.

Положение человека в системе животного мира

Люди причисляются к приматам, которых насчитывается более 100 видов, включая человекоподобных обезьян, горилл и шимпанзе. Если указывать положение человека в системе животного мира, - приматы, а именно шимпанзе имеют с человеком самые близкие родственные связи, 98,4% генов у них совпадают. Доказано, что 2,6 млн. лет назад произошло разделение приматов на 2 ветки. 1- в австралопитека, впоследствии вымершего, а 2 положение человека в системе животного мира, - в человека умелого. Известно, что первые человекообразные существовали на Земле еще 3-5 млн. лет назад.

Множество исследований, измерений, раскопок и, сделанных на их основе, научных доказательств, свидетельствует, что положение человека в системе животного мира причисляется к виду приматов. У всех приматов есть общие признаки.

  1. У всех есть руки и ноги с пятью пальцами на каждой.
  2. Есть зубы, которые приспособлены разжевывать много различной пищи.
  3. Все рожают в основном по одному детенышу, реже - по несколько детей.

Признаки положения человека в системе животного мира

Но между ними существуют и значительные различия.

  1. Лишь человеку свойственно прямохождение на двух ногах и, соответственно, особенное строение хребта, таза, ног, рук, мышц и других органов.
  2. Человеческая рука умеет осуществлять множество различных и точных движений. Человеческий череп более высокий и круглый;
  3. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой, имеет высокий лоб, слабые челюсти с небольшими клыками, подбородок четко очерчен.
  4. Человеческий мозг занимает объем - 1800 см3, что в 3 раза больше мозга приматов. У человека отлично развиты части мозга, где находятся важнейшие психические и речевые центры.

Первый человек среди приматов

Самый первый человеческий предок - австралопитек, уже мог передвигаться в вертикальном положении. Благодаря этому он мог держать в руках орудия труда и примитивное оружие.

По научной теории появление человека разумного не произошло внезапно, оно стало итогом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет. Ученые присвоили название «гомо сапиенс» человеку, умеющему изготавливать элементарные орудия, а также погребать своих соплеменников. Самым примитивным орудием труда были обточенные камни. 500 тысяч лет назад люди уже обрабатывали деревянные палки, делая из них копья. И лишь 250 тысяч лет назад появился

50 тысяч лет назад научились делать лампы, высеченные из камня, в которых вместо горючего был жир животных, спустя еще 20 тысяч лет появились первые лук и стрелы. От первоначального вида предков до вида «гомо сапиенс» скачки развития происходили в течение 14-20 миллионов лет. Дальнейшая эволюция привела к появлению австралопитека, умеющего применять окружающие предметы в качестве орудий, и даже подвергать их элементарной обработке.

Развитие человека

Когда приматы разделились на две ветви: первый подвид в ходе эволюции превратился в человека умелого, а второй - в австралопитека африканского, позже вымершего. Эволюция сделала скачок, когда возник вид «человек умелый». Он владел элементарным мышлением и речью, главными носителями информации, которая передавалась затем следующим поколениям. Вид «человек прямостоящий» возник 100 тыс. лет назад. С его появлением существенно увеличилось количество информации, что способствовало созданию нового типа наследия - не генетически, а через материальный и духовный опыт. У такого равнялся 1250 см3, но его эволюция на этом не остановилась. На этой стадии развития отмечался ускоренный прогресс биологических изменений.

Рассматривая положение человека в системе животного мира, кратко можно описать так.

Древнейшие люди занимались собиранием и охотой. Они вели кочевую жизнь, поедали растения и мясо животных, которые попадались им на пути. Для жилья они использовали пещеры, но древние находки подтверждают, что в этой период сооружались первые жилища из веток. В какой-то момент племена осознали, что постоянное жилище имеет ряд достоинств. В надежном месте можно спрятать съестные запасы для голодных периодов, защитить себя от непогоды и хищников. В таких селениях удобнее уживаться друг с другом, а также проще отбиваться от врага. В процессе эволюции человеческий мозг увеличился непропорционально телу. Но самое важное достижение: люди стали коллективной деятельной сущностью, основными составляющими которой выступает труд, разум и речь, и это главное отличие людей от животных.

Человек и животный мир

Положение человека в системе животного мира имеет мощное воздействие на этот мир. Человек времен палеолита уже охотился, истребляя вымерших нынче существ. Животные, птицы и рыбы давали людям еду, шкуры служили первой одеждой, обувью и предметами обихода. С тех пор как люди начали употреблять мясо, они научились добывать огонь и приручать животных. По мере улучшения орудий охоты и приручения животный мир возрастало.

Эволюция в в наше время уже не имеет значения для человека, скорее наоборот, он оказывает глобальное влияние на окружающую среду. Положение человека в современной системе животного мира несет опасность для биологического многообразия видов. Она исходит из деятельности человека, и связана с изменением среды обитания животных, глобальным изменением климата, выведением экзотических видов и распространении болезней. Независимо от цвета кожи, форм и размеров, все человечество принадлежит к одному виду - "человек разумный". Поведение человека отображает то, как запрограммировала действовать эволюция, например, искать пару, наполнять желудок или убегать от опасности.

Эволюция или внешнее вмешательство?

Все вроде бы просто и понятно в эволюционной теории происхождения человека. Но тем не менее ученые до сих не пришли к единому и неоспоримому утверждению, что именно стало толчком к переходу от приматов до человека разумного.

Согласно различным теориям могло быть внешнее вмешательство, такое как скрещивание представителей внеземных цивилизаций с предками людей или управление эволюцией силами внеземного сверхразума.

Благодаря интеллекту человек сделал огромный прорыв: он может позаботиться о себе, сделать выбор или пойти на риск. Умеет писать, сочинять музыку, рисовать красками. А также строить самолеты и корабли для исследования всей планеты, а также космические корабли, чтобы познавать космос.

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (

Человек имеет очень древнюю эволюционную родословную. В числе все более и более древних предков оказываются: низшая обезьяна, полуобезьяна, низшее плацентарное млекопитающее, примитивное сумчатое млекопитающее, однопроходное млекопитающее, пресмыкающееся, земноводное, двоякодышащая рыба, ганоидная рыба, примитивное хордовое животное типа ланцетника, общий предок ланцетника и асцидий в виде беспозвоночного. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким образом, исходным пунктом развития и для человека. Человеческая яйцеклетка некоторым образом напоминает об этой первоначальной ступени филогенетической эволюции.

По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих. Наиболее существенные признаки, присущие как человеку, так и млекопитающим, - это млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком. И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходным образом осуществляются рост и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном.

Почти невозможно отличить зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. У эмбриона человека образуются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги и соответствующая сеть кровеносных сосудов подобно тому, как это имеет место у древнейших акуловых рыб. Некоторые особенности «рыбьей стадии» развития могут проявиться у человека в виде атавизмов. Пример - шейные фистулы, сообщающиеся с глоткой. В процессе эмбрионального развития у человека появляется, а затем исчезает, ряд других подобных признаков, но некоторые из них сохраняются в виде рудиментов, указывая на явную связь с животным миром. К их числу относятся: копчик - остаток хвоста, выраженный в позвоночнике эмбриона в возрасте 1,5-3 месяцев внутриутробного развития, наружный волосяной покров, червеобразный отросток слепой кишки, подкожные мускулы, которые развиты у человека только на лице и в виде рудимента имеется подкожная ушная мышца и др. Всего у человека насчитывается более 90 рудиментов.

От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.

Характер распределения волос на теле плода группами - по три и пять штук в известной степени соответствует способу расположения чешуи на кожном покрове древних рептилий, послуживших предками млекопитающих. В числе более поздних предков человека были древние млекопитающие, о чем свидетельствует еще большее количество фактов. Так, головной мозг человеческого плода на ранних ступенях развития своей гладкой поверхностью и примитивностью строения сильно напоминает мозг современных низших млекопитающих (эти особенности унаследованы человеком, вероятно, от их мезозойских форм).

О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок. В ротовой полости на мягком небе образуются заметные валики, в ярко выраженной форме столь характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.

Подобная форма наружного уха свойственна человеческим плодам в возрасте 5 -6 месяцев и наследуется, очевидно, от ископаемой низшей обезьяны, в некоторых отношениях сходной с макаком и составляющей одно из звеньев нашей родословной. В случае неполной завернутости завитка раковины на его верхнебоковом участке образуется маленькое кожное разрастание в виде бугорка, получившего название «дарвинова».

К числу атавизмов от стадии млекопитающих относятся также: необычайно сильное развитие ушных мышц, позволяющее человеку двигать ушной раковиной; развитие морганьевых желудочков гортани на глубину свыше 1 см; лишние молочные железы, или соски; зачатки некоторых лишних зубов; чрезмерно сильная волосатость на теле и лице; хвостик. У каждого человека есть червеобразный отросток слепой кишки, или аппендикс: этот рудиментарный орган является неоспоримым свидетельством, что наши предки на ступени низших млекопитающих обладали довольно длинной слепой кишкой. У некоторых современных млекопитающих, например грызунов, копытных, в слепой кишке происходит энергичный процесс переваривания пищевых масс.

Аппендикс представляет собой один из многочисленных рудиментов человеческого тела. Чрезвычайно характерной особенностью рудиментов как остаточных органов является сильная изменчивость их формы, размеров и строения. Так, при средней длине 8 -9 см аппендикс у человека иногда достигает 20 -2 5 см, как у человекообразных обезьян; он бывает и сильно укорочен, до 1 -2 см, а в очень редких случаях и совсем отсутствует. Будучи богат лимфоидной тканью, особенно в молодом возрасте, червеобразный отросток, по-видимому, соответствует какому-то отделу слепой кишки других млекопитающих, не имеющих аппендикса.

В свое время Ч. Дарвин привел убедительные доказательства филогенетической общности эмоций и способов их выражения, посвятив им отдельное сочинение, тесно связанное с «Происхождением человека». В сочинении «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшем в 1872 г., Дарвин с успехом показал, что по чертам элементарной психической деятельности и способам выражения ощущений человек, несомненно, генетически связан с обезьянами. Другой важный вывод состоит в том, что среди человеческих рас психических различий не существует.

Ч. Дарвин в свое время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Родословную человека составляет длинная цепь его предшественников, она уходит в глубину времен на десятки миллионов лет, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна. Неизвестный при жизни Дарвина ископаемый предшественник человека был обнаружен впоследствии, подтвердив научное предвидение ученого.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...