Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква» и «. Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ: Звуки и буквы Конспект занятия по развитию речи звук е

Материалы к занятию: вязаный снеговик; изображение буквы «С»; доски на каждого ребёнка; маркеры: зелёный, синий и красный на каждого ребёнка; бумажные снежинки на каждого ребёнка; рисунок «мальчик и девочка на санках»; набор предметных картинок.

(На доске размещён лист ватмана с нарисованной сосной и горкой).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Какое сейчас время года? (Зима)

А какие явления в природе происходят зимой: - падает снег, наступают морозы, день короткий - ночь длинная, и т.д. – Ребята, покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Стук в дверь.

Ребята, вы слышите, к нам в дверь кто-то стучит, давайте посмотрим.

Педагог открывает дверь и забирает письмо, на котором написано АФРИКА.

Ребята посмотрите, нам с вами пришло письмо, на котором написано Африка, а вы знаете от кого оно?

Нет, не знаете, а давайте откроем его и прочитаем. Вы мне в этом поможете?

Педагог открывает конверт, достает письмо и читает детям.

Текст письма: здравствуйте ребята, пишет вам жираф Джек. Я живу в Африке, где всегда тепло, много солнца, пальмы, песок. Мне очень хочется узнать, что-же такое зима. Расскажите мне о ней.

2. Введение в тему. Создание игровой ситуации.

Ребята мы с вами поможем жирафу Джеку, расскажем ему о зиме, а для этого нам с вами необходимо составить зимнюю картину.

Но сначала отгадайте загадки:

1. Прилетают к нам зимою

И кружатся над землёю.

Очень лёгкие пушинки.

Это белые... СНЕЖИНКИ.

Молодцы, ребята! (выходит ребёнок и помещает изображение снежинки на ватман).

2. Синяя косынка, тёмненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её… (синичка)

Давайте на картину поместим и синичку . (выходит ребёнок и помещает изображение синички на ватман)

А какой самый характерный символ зимы – правильно снег.

Произнесите слова «снежинка», «синичка», «снег».

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

Правильно ребята, а вы догадались о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?

3. Сообщение темы. Характеристика звука.

Произнесите звук (С).

Давайте расскажем об этом звуке, какой он (согласный, твёрдый)

Очень много зимних слов на этот звук начинается: сосулька, санки, снегири, снежинки, снегопад;

Снег падает - снегопад, машина, которая ходит по снегу – снегоход.

И очень много получается родственных слов к слову снег.

Попробуйте подобрать родственные слова к слову «снег» (снежный, снегирь, снегурочка, снегопад, снегоход, снеговик)

Произнеси те звук (С*).

Какой это звук? (согласный, мягкий).

А какие зимние слова вы знаете с этим звуком?

4.Упражненя на развитие фонематического слуха.

1) (на столе разложены картинки большим комом)

Ребята, вот у нас большой ком, надо сделать его поменьше, убрать лишние картинки.

Уберите картинки, слова на которых не имеют звуков (с) и (С*).

Что- то ком всё равно большой, давайте теперь разделим оставшиеся карточки на слова с твёрдым звуком (С) и на слова с мягким звуком (С*).

(Дети разлаживают картинки, объясняя, почему отложили в ту или иную группу карточек.)

Ребята, посмотрите, у нас получилось три кома, а что можно сделать из них? Давайте покажем.

5. Физминутка.

Снежный ком на снежный ком,

А морковка вместо носа

Не боится он мороза…

Угадали речь о ком?

Знает мал и велик,

Это точно снеговик!

Правильно, молодцы, у нас получился снеговик.

(педагог помещает снеговика на доску)

Снежинки пуховые, (взмахи руками)

Весёлые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете (покружиться)

В молчании лесном

И землю устилаете (присесть)

Блестящим серебром.

6. Фонетический анализ слова.

Ребята, как вы думаете, чего или может кого не хватает на нашей картине?

Правильно с горки должны кататься дети.

(педагог или ребёнок цепляют на картину изображение девочки и мальчика на санках)

Придумайте детям имена, чтобы начинались на звук (С) или (С*). (Сима и Стас)

Давайте придумаем рассказ про детей. (дети придумывают рассказ из трёх предложений)

Сделаем разбор слова Сима.

(Один ребёнок выходит к доске, остальные на местах на маркерных досках рисуют схему слова.)

Какой звук первый? (мягкий согласный (С), значит зелёный кружочек)

Какой звук второй? (гласный (И), значит красный кружочек)

Какой звук третий? (твёрдый согласный(М), синий кружок)

Какой звук четвёртый? (гласный (А), значит красный кружок)

Разбор слова Стас вы сделаете самостоятельно на досках и проверите друг у друга.

(пока дети работали на досках к санкам крепится буква С, завёрнутая как подарок.)

7. Знакомство с буквой С.

Посмотрите, дети, на санках у Стаса что-то лежит.

Правильно, это буква С.

Посмотрите на букву, на что она похожа?

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

Пальчиком в воздухе напишем букву «С».

Возьмите доски, напишите букву на доске.

8. Автоматизация звука в слогах и словах. На доске написаны слоги: ОС, УС, ЫС, АС, ЭС,ИС, СА, СУ, СЫ, СЭ,СО,СИ.

Дети читают слоги.

Напишите эти слоги на своих досках.

Проверьте друг у друга.

9. Итог занятия.

Посмотрите какая картинка у нас получилась. А вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика.

Сейчас каждый из вас добавит что-нибудь снеговику.

(каждый из детей подходит к доске и прикрепляет пуговицу, ведро и т.д.)

Что нового мы узнали? (буквой «С» и звуками «С и С)

С какими словами познакомились? (родственными словами слова снег).

Вам понравилось на занятии?

Посмотрите, а у снеговика для вас сюрприз.

Каждый ребёнок получает снежинку.


Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи «Звуки Ш-Ж. В гостях у лесных жителей»

Хомяк Лариса Александровна, учитель-логопед МДОУ №13 г.Алексеевка, Белгородская область

Тема: Звуки Ш - Ж. В гостях у лесных жителей.

Цель:

  • Учить слухо - произносительной дифференциации звуков Ш-Ж.
  • Закрепить правильное произношение звуков Ш-Ж в слогах, словах,
  • предложениях.
  • Учить самостоятельно производить звуко - слоговой анализ слов.
  • Развивать слухо - речевую память.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать желание говорить правильно.

Оборудование: Шапочки-жуки, игрушки (Еж, Мишка) , плоскостные фигурки (2 вазы, речка цветочная поляна, камушки, гусеница) ,

2 мольберта, маленькие мягкие подушечки (синие, зеленые, красные) , Колокольчики (бумажные и металлические) по количеству детей.

Содержание деятельности:

1. Организационный момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в очередное путешествие.

Закрываем глазки и представим, что мы летающие жуки. Сегодня мы с вами полетим в сказочный лесной бор. Открываем глаза и готовимся к полету. Как жужжат жуки?

(Дети изображают летающих, веселых жуков и жужжат. Логопед одевает на детей шапочки жуков.)

Вот мы и на сказочной поляне поляне. Закрываем глаза, превращаемся в ползущу. Как змея шипит?

(Дети, взяв друг друга за плечи, ходят по поляне, шипят.

2. Сравнение звуков.

(Поляна, цветы, Мишка, Еж, пеньки, речка, колокольчики.)

Полюбуйся, вот так чудо!

Мишка, еж, цветы, от куда?

В лес волшебный мы попали,

И не сколько не устали.

Цветы будем собирать,

И на вопросы отвечать.

Скажите, пожалуйста, дети, кто уже догадался с какими звуками мы будем играть на поляне?

(Ответы детей.)

Произнесем звук Ш, какой он? Почему? Что делают наши губки? Что делает наш язычок?

(Ответы детей.)

Дети, кто хочет произнести звук Ж и рассказать об этом звуке?

(Несколько детей произносят этот звук и дают ему характеристику) .

Молодцы, ребята, а теперь соберем красивые букеты из цветов.

(Дети срывают бумажные цветы колокольчики, а под ними находятся металлические) .

Играем в дидактическую игру «Позвони в колокольчик», цель этой игры определить звонкий и глухой звуки. Услышав от педагога повторяемые звуки звуки, в соответствии звонят в колокольчики.

3. Произнесение звуков в слогах.

Ребята, посмотрите какой быстрый ручеек! Как же нам перейти его, что бы попасть к лесным жителям?

(Ответы детей) .

А помогут нам в этом волшебные камни! Идти нужно осторожно, повторяя за мной волшебные слоги!

(Дети по одному шагают по камушкам, повторяя за логопедом слоги)

4. Произнесение звуков в словах и словосочетаниях.

(Обращаю внимание на то, что Ежонок и медведь - Мишка сидят на пенечках) .

Кто это, ребята?

(Ответы детей) .

Посмотрите, какие они нарядные, я открою вам секрет, наши лесные жители сегодня именинники! Ребята, а что дарят на день рождение?

(ответы детей) .

Правильно, подарки. Но ведь мы не приготовили их. Как же быть?

(Дети придумывают, рассуждают) .

А может, соберем им букеты из цветов?

(Дети соглашаются) .

Как вы думаете, ребята, если лес необычный, то и букеты должны быть какими...? Правильно необычные. Секрет в том, что нужно определить какой звук слышится в слове Мишка - Ж или Ш, а какой звук слышится в слове Еж Ж или Ш? И соответственно собрать букеты из красивых и необычных ромашек.

(На поляне ромашки - картинки с данными звуками) .

Кому подарим эту ромашку? Почему? И т. д.

(Дети отвечают на вопросы, собирают цветы-картинки и проговаривая крепят их на плоскостные вазы, которые находятся на мольбертах, рядом с лесными жителями) .

5. Развитие мелкой моторики.

(Обращаю внимание на то, что на поляне появилась гусеница Жу-Жа) .

Дорогие ребята, Жу-Жа тоже, хочет попасть на день рождение к нашим друзьям, но у нее развязались бантики на ее прекрасных животиках. Поможем ей? Завяжем бантики?

(Дети садятся на коврике шнуруют, завязывают бантики на животиках гусеницы) .

6. Произношение звуков в предложениях.

Вот подарили мы подарки, помогли гусенице стать привлекательной, красивой, а забыли сказать пожелания нашим именинникам. Сейчас подумаем и произнесем их. Но не забывайте и пожелания должны быть необычные, чтобы слышались в словах звуки, с которыми мы сегодня играем.

(Дети придумывают пожелания, помогаю детям наводящими вопросами)

Мишка, желаю тебе медовых шариков!

Мишка, желаю тебе жить долго!

Еж, желаю тебе купить штанишки на маленькие ножки.

Еж, желаю тебе вкусного шоколада.

Мишка желаю тебе вкусного мороженого...

Мишка желаю тебе дружить и не сердиться на лесных жителей...

7. Самостоятельный звуко - слоговой анализ.

(слова: жаба, шуба)

Ребята, а что это за разноцветные кубики на коврике у наших именинников? Спросим у Мишки?

(Дети задают вопросы Мишке, в это время логопед берет в руки Мишку и говорит, что он ему шепчет на ушко) .

Мишка говорит, что все жители леса ходят в детский сад, где было задано трудное задание и просит нас помочь. Поможем нашим друзьям?

(Ответы детей) .

Нужно из этих кубиков выложить звуковую схему слов. Мы сейчас постараемся и самостоятельно выложим схему слов.

(Дети выкладывают сидя на ковре схемы слов) .

8. Закрепление ранее полученных знаний.

Молодцы, а сейчас определим, правильно ли мы выложили схемы слов.

(Логопед задает вопросы по звуковой схеме) .

Сколько в слове слогов?

Какой первый слог?

Какой второй слог?

Сколько звуков в слове?

Сколько согласных звуков?

Сколько гласных звуков? Кубиком какого цвета обозначили звуки Ж и Ш. Почему?

(Логопед обращает внимание на то, чтобы дети отвечали полными предложениями.)

9. Итог занятия. Поощрение детей.

(Педагог предлагает детям с закрытыми глазами вспомнить путь, который был пройден. Каких лесных жителей встречали? и т. д.)

Вот и закончился наш путь,

Улыбнуться не забудь.

Веселились мы, играли,

И друзей мы выручали.

Хорошо в лесном Бору,

Превратимся в детвору.

(Логопед снимает с детей шапочки жуков) .

МБОУ ДОД « ДЮЦ ПРИОБСКИЙ»

Конспект

занятия по развитию речи

Тема: Звук «У». Буква У

Выполнила педагог

дополнительного образования Кожуховская С. В.

г. Бийск

Педагог Кожуховская Светлана Васильевна.

Возраст обучающихся 5 лет

Тема занятия : «Звук «У». Буква У

Цель: создать условия для совершенствования артикуляции и произношения гласного звука «у», его дифференциации, умение определять позицию звука в слове.

Задачи:

образовательные :

1) знакомство со звукам «у»;

2) учить выделять звук «у», в начале слова, в середине и на конце.

3) упражнять в изолированном произношении звуков «у», а также в сочетании с другими звуками и в словах;

4) Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении.

развивающие:

1) способствовать развитию артикуляционного аппарата, фонематического

слуха (умение узнавать звук «у», дифференцировать его).

2) способствовать развитию мелкой моторики;

3) способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Воспитательные:

1) воспитывать доброе отношение к окружающим; интерес к предмету

2) воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

3) воспитывать умение слушать других.

Социализирующие:

Обеспечение психологического комфорта на занятии

Тип занятия: учебное (изучение и первичное закрепление новых знаний).

Форма проведения : занятие.

Методы обучения:

Оснащение занятия: Дидактический: изображение кота Леопольда, удочка, поплавок, 3 ведерка, силуэты рыбок с наклеенными картинками для д/и.

Раздаточный: фланелеграфы, фасоль, фишки красного цвета, буквы А и У.

1. Организационный момент.

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность.

Задачи: 1)актуализировать знания детей о рыбалке;

2)способствовать развитию артикуляционного аппарата.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Да.

Рыбаки, рыболовы.

Рыбаками.

Удочку, поплавок, ведерко.

Без удочки.

- Ребята, у нас в гостях наш хороший знакомый кот Леопольд. Сегодня он идет на рыбалку и приглашает вас с собой. Вы согласны?

А как называют людей, занимающихся рыбной ловлей?

Значит, кем мы сегодня будем?

Прежде всего, нам нужно выбрать те предметы, которые необходимы для рыбалки. Что вы возьмете?

Без какого предмета нельзя поймать рыбу?

Послушайте, как я произнесу это слово. Какой звук вы слышите в начале слова?

С каким звуком сегодня мы будем знакомиться?

Примечание 1

Показываю картинки.

Произношу слово удочка.

2.Изучение нового материала.

Цель: знакомство со звуком «у», буквой «у».

Задачи: 1) способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

    способствовать развитию произвольного внимания, памяти.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети поворачиваются друг к другу произносят звук (У)

Вытягиваются в трубочку.

Нет преграды.

Гласный.

Красного.

Потому что гласные звуки обозначаем красным цветом.

Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим.

Останавливаются.

Потягиваются, крутят головой.

Шагают на месте маршевым шагом.

Садятся на стульчики.

А сейчас встаньте парами, повернитесь друг к другу и произнесите звук (У)

Что происходит с губами?

Как выходит воздух?

Значит, какой это звук?

А вот и хозяин звука- Звуковичок. Какого он цвета?

Почему?

Звук обозначают буквой (У). А чем отличается звук от буквы?

А теперь пора отправляться в путь.

Мы шагаем дружно, бодро,

Вместе к речке мы идём,

Не спешим, не отстаём.

Нам пора передохнуть,

Потянулись и вздохнули,

Покрутили головой

И усталость вся долой.

Снова мы идём по лесу,

А вокруг - так интересно.

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенёк.

Показываю Звуковичок.

Физкультминутка.

Читаю стихи и показываю движения.

3. Практическая работа.

Цель: закрепить умение различать на слух звук «у», упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Задачи: 1) способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата;

2) способствовать развитию произвольной памяти, внимания.

3) способствовать развитию мелкой моторики;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Когда дети слышат звук [у], хлопают в ладоши.

Дети выходят по одному, берут рыбку, показывают детям и говорят где звук (У), в начале, середине или в конце слова. Кладут в нужное ведерко.

Выкладывают из фасоли на фланелеграфе букву У.

Вот мы и подошли к реке.

Ребята, кот Леопольд хочет посмотреть, какие вы внимательные. Сейчас мы поиграем в игру «Внимательные ушки».

Я буду называть звуки, а когда вы услышат звук [у], хлопнете в ладоши.

Молодцы!

А ловить мы сегодня будем необычную рыбу. На каждой рыбке нарисована картинка. Вам нужно определить, есть ли в названии предмета звук [у], где он расположен: в начале, в конце или в середине слова. Всех рыбок будем складывать в ведёрки.

- В первое - если звук в начале слова, во второе - если в середине слова, в третье -если в конце слова.

Ребята, у вас на столах стоят лоточки в которых лежит фасоль. Сейчас мы с вам выложим букву(У) из фасоли на фланелеграфе для кота Леопольда.

Молодцы, вы очень постарались, у вас получилась красивая буква У. Коту Леопольду очень нравиться.

Игра « Внимательные ушки».

Называю звуки: (А),(О),(И), (У), (О), (У), (И), (А), (У).

Приложение 2.

Ставлю три ведерка, раскладываю карточки-рыбки с картинками на столе.

Помогаю детям у которых не получается.

4.Закрепление учебного материала.

Цель: создать условия для закрепления полученных знаний.

Задачи: 1) способствовать закреплению умения различать звуки на слух;

2) упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

АУ.

А.

Гласный.

Потому что мы его можем пропеть.

Красным.

Дети кладут перед собой красную фишку.

У.

Гласный.

Кладут вторую красную фишку.

Два.

Кладут под фишками буквы: (А), (У).

АУ.

- Леопольд любит путешествовать. Однажды он заблудился, стал звать на помощь.

Что произносят, если кто-то заблудился в лесу?

Послушайте ещё раз это слово.

Какой первый звук в этом слове?

Какой это звук?

Почему?

Каким цветом возьмём фишку, чтобы обозначить звук [а].

Положите перед собой красную фишку.

- Какой второй звук?

Какой это звук?

Положите вторую фишку.

Сколько всего звуков в этом слове?

- - У каждого звука есть верный друг - буква. Под каждой фишкой положите нужную букву.

А теперь прочитайте, какое слово мы составили.

Молодцы! Теперь кота Леопольда обязательно найдут.

Произношу слово АУ

Приложение 3.

5.Итог занятия.

Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.

Задачи:1) создать ситуацию успеха.

2) способствовать развитию произвольной памяти.

Методы: словесные.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Со звуком (У).

Гласный.

Потому что его можно пропеть.

Красным.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Почему вы так думаете?

Каким цветом обозначаем гласные звуки?

Приложение № 3

Разделы: Логопедия

  • Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
  • Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
  • Учить определять место звуков [В], [В‘]в словах.
  • Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
  • Упражнять в составлении предложений с предлогами.
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

КуклаВаря,картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.

Рис. 1

Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2) ; картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.


Рис. 2

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.

Вопросы:

– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)

– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)

– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)

В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.

2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.

Детям предлагается сесть на ковер .

– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.

– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.

– Почему ты так воешь Вова?

– Я пою песенку весеннего ветра.

– Но так воет волк.

Выставляется картинка-символ звука В.

– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.

Выставляется символ звука В’.

– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.

– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)

– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’] ).

– Звук В, какой? (согласный твердый ). А звук [В’]? (согласный мягкий ).

3. Работа по теме занятия.

Работа в тетрадях.

– Садитесь за столы.

– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.

Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.

– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.

– В слове ворона, какой звук вы слышите [ В] или [В‘]?

– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова .)

– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий. )

– Назовите следующее слово. (Корова. )

– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?

– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.

– Назовите следующее слово. (Дверь. ) Какой звук есть в этом слове? ([В’] ). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.

Такая же работа проводится со словом – вишни.

– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.

Игра “Разложи картинки”.

– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.

Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.

Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:

Дружит гласный звук с согласным.

(Хлопки руками над головой.)
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)

– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.

– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.

– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.

Работа со звуковыми карточками.

– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.

– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)

– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)

– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)

– Уберите карточки.

Предлог В.

– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)

– Составьте другие предложения со словом В.

Знакомство с буквой В.

– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.

Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.

– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)

– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.

Много звуков есть на свете,

(сжимают и разжимают кулачки)
Шелест листьев, плеск волны.
(Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
(Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
(качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)

– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.

– Полюбуйтесь буквами.


Рис. 3


Рис. 4

– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

(для детей подготовительной группы)

Цели:

обучающие: совершенствовать знания о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, формирование опыта чтения слогов;

развивающие : развивать связную речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные : воспитывать интерес к родному языку, умение работать в коллективе.

Оборудование:

Штора для доски.Изображения 10 Гномиков на магнитной доске, магниты. Мешочек. Предметы со звуком «Г»: гантели, газета, гвоздь, груша, гриб, гвоздика. Картинка Кота в сапогах. Буква [Г], картинка с изображением Гнома, конверт с картинками(8 штук) сигнальные карточки зеленые и синие.

Пенек, картинки(8штук), 3 схемы – карточки для определения места звука в слове.

Предметы (8штук), 3 корзинки с номером для определения количества слогов в слове, обруч.

Напечатанные слоги (работа в парах).

Ребусы (работы в парах).

Корзина с грибочками (2 штуки).

Ход занятия:

Упражнение на выделение звуков [г], [г`] в словах, определение твердости и мягкости).

– К нам в гости пришли Гномики (воспитатель приглашает детей за столы).

– Сколько у нас гостей? Сосчитаем глазками.

А как их зовут, мы прочитаем хором.

– Как вы думаете, почему у одних гномиков синие шапочки, а у других зеленые?

Гномики пришли с красивым мешочком, посмотрим, что там? Там предметы. Назовите их. (По – очереди извлекаются предметы, дети их называют: г антели, гольфы, газета, гвоздь, груша, гриб, гвоздика).

С какого звука начинается каждое из этих слов?

Это твёрдый или мягкий звук? Произнесём его.

Гномик «Ги» знает много чистоговорок. Хотите их узнать?

Га-га-га (га-га-га) – у козы растут… рога.

Гу-гу-гу (гу-гу-гу) – быстро по лугу… бегу.

Ги-ги-ги (ги-ги-ги) – кот, обутый …в сапоги (показать картинку).

У Гномика «Ги» в имени звук твёрдый или мягкий? Произнесём его.

Кто может показать букву, которой обозначаются звуки [г], [г`]?

Как называется эта буква?

Чтение стихотворения воспитателем:

Рано утром мне в окошко кто – то бросил письмецо…

Может ветерок – проказник, тот, что дует нам в лицо?

Я в окошко посмотрела: шапочка мелькнула…

Кто – то спрятался за дом… Догадались? Это….(гном)

Давайте заглянем в конверт. Да тут картинки… Зачем нам их гномы прислали?

Я поняла, они хотят, чтобы мы потренировались в определение мягкости и твердости звуков (8 предметных картинок, сигнальные карточки). (Воспитатель по – очереди достаёт картинки, дети называют слова, показывают карточку – квадрат).

2. Упражнение на определение места изучаемых звуков в словах.

– А где могут находиться звуки [г], [г`] в слове?

А вот гномики этого не знают. Давайте поможем им выполнить одно интересное задание? Выходите, ребята, на ковёр.

Посмотрите, на пеньке лежат картинки. Возьмите по одной картинке. Рассмотрите их. А теперь попробуйте сами определить, где находятся звуки [г] или [г`] в вашем слове, и положите возле нужной схемы.

Проверка:

Давайте объясним гномикам, как вы выполнили это задание.

(-Настя, почему ты положила карточку возле этой схемы?

Настя: – Слово гусь. Звук [г] стоит в начале слова).

Словесная оценка воспитателя!

3. Упражнение в определении количества слогов в слове. Игра «Разложи по корзинкам».

Гномы большие шутники, оставляют задания, а сами прячутся от нас.

Что же это за задание? Я поняла, дети. Гномы хотят узнать, как вы умеете определять, сколько в слове слогов. Разложите предметы по корзинкам. Если в слове один слог, мы положим предмет в корзинку с номером 1, если 2, в корзину под № 2, а если 3, то в корзину под № 3.

Проверка задания (дети стоят в кругу):

- Я буду доставать предметы из корзинки. Приготовьте ладошки. Проверяем все вместе. (Воспитатель: машина. Дети хором, прохлопывая: ма ши – на).

Физминутка «Наши гномики проснулись».

Жили-были в домике

Маленькие гномики

Утром гномики проснулись,

Ручкой вправо потянулись,

Ручкой влево потянулись,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжали,

Растирать все ручки стали

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру).

4. Упражнение в составление слов. «Доскажи словечко» (работа в парах).

Вот мы уже у Гномиков в гостях. (Сели за столы). Гномики хотят с вами поиграть по полслова называть. Гномик будет начинать, а вы заканчивать слова, т. е. придумать свое слово (воспитатель раздает напечатанные слоги). Работаем в парах. У вас минутка, придумайте свои слова.

Проверка:

– Прочитайте свой слог. Какие слова вы придумали?

Словесная оценка воспитателя!

Упражнение в составлении слов с использованием звуковых карточек.

А еще наши друзья любят играть в футбол, когда забивают мяч в ворота, что кричат? Давайте научим Гномиков писать это слово, они очень этого хотят .

Произнесем слово ГОЛ хором медленно и четко.

Проверка:

Сколько звуковых карточек использовали?

Молодцы, дети!

6. Ребусы (работа в парах).

– Ребята, я знаю, что гномики, учатся разгадывать ребусы, но это не всегда у них получается. Поможем?

Словесная оценка воспитателя!

7. Работа над составлением предложений.

- Гномики очень рады встрече с вами. Смотрите, как они заулыбались, давайте составим предложение со словом ГНОМ.

Проверка (дети произносят составленные предложения).

- В слове ГНОМ, какой звук [г]? (согласный, твердый, звонкий)

Где он находится?

Сколько слогов в слове ГНОМ?

Вы замечательно потрудились! Сегодня вы много играли с Гномиками, помогали им. Наши друзья хотят угостить вас вот такими грибочками, которые выросли в их сказочном лесу (в корзинках зеленый лист картона со вставленными в них грибочками) , а также угостить наших гостей.

8. Продуктивная деятельность.

А сейчас я предлагаю в свою очередь изготовить подарки нашим Гномикам. Им очень нравится буква [г], подойдите к столу и выберите себе любой материал, из которого вы хотели бы изобразить их любимую букву.

Нашим гостям мы скажем: «До свидания!»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...