Что такое конспект урока? I. Организационный момент

План-конспект урока физкультуры во 2 классе по теме «Круговая тренировка. Подвижные игры»

Цели: разучить разминку с гимнастическими палками; прове­сти круговую тренировку; поиграть в подвижную игру.

Формируемые УУД:

  • предметные: иметь представления о спе­циальных упражнениях для сохранения хорошего зрения, о том, что такое круговая тренировка, уметь лазать по гимнастической стенке, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятель­ность, выполнять разминку с гимнастическими палками и игро­вое упражнение на внимание;
  • метапредметные: принимать и со­хранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • личностные: осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, проявлять доброже­лательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, разви­вать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, следовать установке на безопасный и здоровый образ жизни.

Инвентарь: секундомер, свисток, 4-6 пролетов гимнастиче­ской стенки, гимнастическая перекладина, гимнастические палки для каждого ученика, 3-5 матов (в зависимости от того, будут дети делать кувырки и перекаты по очереди или сразу на двух матах), гимнастическая скамейка.

Ход урока

Вводная часть

  1. Построение в одну шеренгу. Рапорт учащихся и приветствие.
  2. Объявление темы и задач урока.
  3. Беседа о бережном отношении к зрению. Какие упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить зре­ние? (Ответы детей.)

Для сохранения хорошего зрения необходимо делать специ­альные упражнения.

Памятка. Упражнения для глаз

  • Моргать глазами (1 мин).
  • Закрыть глаза и круговыми движениями делать массаж век кончиками указательных пальцев.
  • Крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4-5 раз.
  • Если глаза сильно утомились от чтения, просмотра телеви­зора или работы за компьютером, полезно подойти к окну и 2-3 мин посмотреть на небо.
  • Смотреть на указательный палец вытянутой перед собой руки. Медленно приближать палец к кончику носа, продол­жая за ним следить глазами. Повторить 4-5 раз.
  • Дома на окно можно приклеить кружочек из бумаги. За­крыть один глаз, а другим 5 с смотреть на кружок. Затем перевести взгляд вдаль. То же самое проделать другим гла­зом. Повторить 6-8 раз.
  • Вращать глазами сначала влево, а затем вправо. Повторить 6-8 раз.
  • Смотреть вверх и вниз, влево, вправо, в верхний правый угол, в левый нижний и наоборот. Повторить 6-8 раз.

А главное - избегать опасных ситуаций, беречь глаза от веток в лесу, острых предметов и т. п.

Все эти упражнения даны в учебнике. Когда знакомим или повторяем их с учениками, не выполняем упражнения долго, де­лаем 1-2 раза. Можно использовать не все упражнения, а только те, которые больше нравятся.

После упражнений для глаз пере­ходим к разминке.

  1. Ходьба строевым шагом. Класс, направо! Налево в обход по залу шагом марш! Бегом марш!
  2. Бег без заданий. Выполняется бег (1 мин), после которого перевести учеников на шаг и выполнить дыхательные упражнения. Проходя по кругу, ученики берут по одной гимнастической палке, останавливаются на длинной стороне зала, рассчитываются на первый-второй, пе­рестраиваются в две шеренги и размыкаются на руки в стороны.

Разминка с гимнастическими палками

  • И. п. - основная стойка, палка внизу. На счет «раз» - палка вверх, правая нога назад на носок; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - палка вверх, левая нога назад на носок; на счет «четыре» - вернуться в исход­ное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. На счет «раз» - по­ворот головы направо, палка вправо, правым концом палки как будто пытаемся проткнуть воздух; на счет «два» - пово­рот головы налево, палка влево, левым концом палки как будто пытаемся проткнуть воздух. Повторить 4 раза.
  • И. п. - основная стойка, палка вверху. На счет «раз» - по­ворот корпуса направо, палка вперед; на счет «два» - вер­нуться в исходное положение; на счет «три» - поворот кор­пуса налево, палка вперед; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. - стойка ноги врозь, палка внизу. Под счет до 4 - кру­говые движения палкой вправо-вверх-влево-вниз. На счет «пять-восемь» - то же в другую сторону. Повторить 4 раза.
  • И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу. На счет «раз» - на­клон, коснуться палкой пола (те, кому тяжело, могут палку слегка повернуть, чтобы коснуться ею пола); на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза в мед­ленном темпе.
  • И. п. - основная стойка, палка внизу. На счет «раз» - вы­пад вправо, поворот корпуса влево, руки вперед; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - выпад влево, поворот корпуса вправо, руки вперед; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
  • И. п. - основная стойка, палка перед ногами. На счет «раз» - прыжок через палку вперед; на счет «два» — прыжок через палку назад в исходное положение. Повторить 8 раз, начиная медленно, постепенно ускоряя темп выполнения.
  • После прыжков взять палки в руки, пройти по кругу, убрать их на место, пройти и сесть на скамейку.
  1. Основная часть

Станции круговой тренировки зависят от многих параметров: количества детей, имеющегося инвентаря и оборудования, ре­шаемых задач. Сегодня мы повторяем ранее изученные элементы и упражнения. Всегда можно использовать различные тренаже­ры. Если есть возможность заниматься босиком, то это большой плюс, тогда можно разложить рифленые дорожки для профилак­тики плоскостопия, и дорожки эти могут стать связующим зве­ном между станциями или самостоятельной станцией, чтобы дети ходили по ней целую минуту.

Предложены 12 станций, это значит, что если в классе 24 уче­ника, то по 2 ученика на станцию, если детей больше, то коли­чество станции можно увеличить. Если же детей совсем мало, то можно пустить их по одному на станцию. Чтобы дети не пута­лись, можно сделать таблички с номерами у каждой станции - так детям будет проще ориентироваться первое время.

На каждой станции занимаемся 1 мин, после чего переходим по кругу (по часовой стрелке). Дети начинают выполнять упражне­ние и заканчивают по сигналу. Порядок станций можно менять, если расположение инвентаря и оборудования в таком порядке неудобно. Упражнения должны развивать разные группы мышц, т. е. нельзя давать 3 станции подряд на руки, а затем 3 на гибкость, нужно, чтобы нагрузка менялась - то на руки, то на пресс, то на ноги и т. п.

Лазанье по гимнастической стенке (1 пролет).

Здесь выполняется залезание до самого верха (по возмож­ности) и спуск обратно. Так всю минуту. Желательно на маты не спускаться.

  • Подъем туловища из положения лежа.
  • Вис стоя и вис на согнутых руках на перекладине.
  • Кувырок вперед.
  • Перелезание с одного пролета на другой (2-4 пролета) на гимнастической стенке. Залезать невысоко (до середи­ны, не выше).
  • Перекаты прямым телом по мату.
  • Приседания.
  • Стойка на голове (здесь находится учитель и помогает).
  • Отжимания (сегодня пробуем, чтобы посмотреть, как уче­ники справляются с ними).
  • Ходьба на гимнастическую скамейку и обратно. И. п. - стоя лицом к скамейке. На счет «раз» - шаг на скамейку правой; на счет «два» — шаг на скамейку левой (встать на скамейку); на счет «три» - шаг назад со скамейки правой; на счет «че­тыре» — шаг назад со скамейки левой в исходное положение.
  • Из положения сидя наклоны, стараясь пальцами рук достать пальцы ног.
  • Стойка на одной ноге.

Вы должны стараться выполнять задание в течение минуты, но это не значит, что надо выполнять его с максимальной интенсивностью, необходимо подобрать свой темп выпол­нения, чтобы сил хватило на всю минуту. Лучше делать мед­ленно в течение минуты, чем устать на первых 10 секундах, а потом отдыхать.

Учитель объясняет и показывает все станции, ученики рас­ходятся по местам.

Всегда смотрите, что делает тот, за кем вы идете, чтобы по­том не было вопросов «а что теперь делать?».

Проводится круговая тренировка (13-15 мин).

  1. Подвижная игра «Успей убрать»

После круговой тренировки ученики образуют круг вокруг учителя, проводится подвижная игра на реакцию и внимание «Ус­пей убрать». Задача: ученики вытягивают руки вперед, ладоням вверх, учитель ходит по кругу и старается кого-нибудь осалить, т. е. коснуться открытой ладони. Чтобы этого избежать, дети ста­раются успеть убрать руки (опустить или убрать назад).

III. Заключительная часть

  1. Построение в шеренгу. Класс строится в одну шеренгу за 2-3 мин до конца урока.
  2. Подведение итогов урока. Учитель коротко подводит его итоги.
  3. Оценивание работы учащихся. Похвалить детей за хорошее выполнение.
  4. Домашнее задание. Запомнить текст «Береги зрение!» на с. 39 учебника.

Светлана Борисова
Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль»

Конспект урока

Предмет : «Вокальный ансамбль »

2 класс

Тема урока : «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле »

Учебная программа : Рабочая программа по предмету «Вокальный ансамбль » (2012 г. Составитель : Борисова С. В.)

Тип урока : комбинированный, закрепление музыкального материала с введением новых элементов

Цель : развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи :

Образовательные :

Закрепление понятия ;

Развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности;

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках

Развивающие :

Укрепление артикуляционного и вокального аппарата ;

Развитие навыков и приемов ансамблевого пения ;

Развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал;

Развитие умения анализировать свою деятельность, в ходе просмотра видеозаписи урока-репетиции

Воспитательные :

Формирование умения работать в команде;

Формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;

Формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися

Методы :

наглядный (показ, словесный (объяснение, беседа, практический

Форма организации детей : групповая

Характеристика группы : группа 2 года обучения, девочки 8-9 лет в количестве 8 человек (на примере шоу-группы «Смайлики» )

Время занятия : 45 минут

Материально – техническое обеспечение урока :

Фортепиано;

Микрофоны;

Колонки (мониторы) – 2 шт. (для принятия стерео сигнала) ;

Ноутбук;

Микшерный пульт с усилителем;

Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура

Структура урока :

I. Начало урока

1) организационный момент

2) приветствие

3) сообщение темы и цели занятия

II. Основная часть

1) комплекс упражнений на дыхание, ритмический рисунок произведений, дикцию в движении;

2) выполнение вокальных упражнений – распевка;

3) учебно – дидактическая игра;

4) Работа над репертуаром :

Песня «Бабушка пирата» , «Жираф»

III. Заключительный этап

1) просмотр видеозаписи занятия, выявление и анализ проблемных моментов;

2) подведение итогов занятия;

3) аплодисменты

Ход занятия

Этап Время Содержание Примечание

Начало урока

5 мин Организация начала занятия, приветствие учащихся, активизация внимания, сообщение цели занятия, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность. Беседа по теме занятия.

Учащиеся заходят в класс , выстраиваются в полукруг. Беседа об ансамблевом звучании , опрос по средствам музыкальной выразительности.

Основная часть

Выполнение комплекса упражнений на дыхание :

1. «Холодное дыхание»

2.«Егорка»

3.«Насос» .

Артикуляционная гимнастика

Вокальные упражнения-распевка :

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом и открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные

(пение кантилены, стакатто)

4. «Смешанные ритмы»

(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи , мягкой и жёсткой «атаки звука» )

Все упражнения выполняются в кругу.

Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей.

Дикционные упражнения и артикуляционная гимнастика дают возможность тренировать весь речевой аппарат и постепенно развивать мышцы органов речи Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению .

Основная часть

Учебно – дидактическая игра «Средства музыкальной выразительности»

Дети разбирают дидактический материал – нотки с названиями средств музыкальной выразительности

Дают определения понятиям и анализируют его в музыке песни «Жираф» .

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля , укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Основная часть

Работа над репертуаром :

Песня «Жираф»

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах, сначала с инструментом, затем с использованием микрофонов.

Ведется работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи, драматургия произведения)

Повторение песни «Бабушка пирата» с использованием микрофонов и исполнением поставленных движений, подготовка в конкурсу.

Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом

характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.

Заключи-тельный этап

5 мин Просмотр видеозаписи занятия, выявление и анализ проблемных моментов

Выявление ошибок и неточностей, постановка цели на следующее занятие-работа над ошибками.

Прощание, аплодисменты Все занятия и выступления в процессе обучения необходимо фиксировать видео- или аудиоаппаратурой, с дальнейшей демонстрацией на компьютере/ноутбуке, при просмотре тщательно анализировать ошибки и подчеркивать лучшие моменты выступлений

Приложение

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения, способствующие улучшению нижнереберного дыхания.

«Холодное дыхание» - принять правильную осанку, одну руку положить на диафрагму, вторую поставить перед собою на уровень рта на небольшом расстоянии. Делается медленный плавный вдох через нос. Рука в это время ощущает, как расширяется низ грудной клетки. Затем плавный выдох, можно без звука, можно озвучить букву «У» открытыми губами, сложенными как при свистке. Выдыхать нужно на поставленную ладонь, а ладонь должна ощущать равномерное дыхание без толчков. Наглядно это упражнение можно делать с зажженной свечей, чтобы при выдохе пламя свечи не погасло (расстояние не должно превышать 20-25 см) .

«Егорка» - произнести детскую считалочку : «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» , потом вдохнуть, и на выдохе считать как можно дольше : «Раз Егорка, два Егорка и так далее» . Младшим детям это упражнение очень нравиться.

«Насос» - встать прямо, ноги на ширине плеч, взяться за рукоятку воображаемого насоса : выпрямляемся – вдох, наклоняемся – выдох. Губы при этом в виде свистка.

Очень полезно ученику петь упражнения на «Staccato» - в них ярко выражается работа диафрагмы. Со своими учениками я делаю это распевание по мажорному трезвучию вверх и вниз.

Артикуляционная гимнастика

1. Раскрытие рта – хорошо и свободно открывающийся рот;

2. подтягивание верхней губы к деснам зубов (вялость губ препятствует правильному формированию звука) . Борьба с «мертвой» губой», тормозящей четкость и звучность речи;

3. опускание нижней губы к деснам зубов;

4. чередование движений верхней и нижней губы по отдельности, как указано во 2 и 3 упражнении;

5. специальная тренировка верхней губы (рот слегка раскрыт, верхняя губа верхняя губа, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них так, чтобы край губы загибался внутрь рта, затем, растягиваясь в стороны, далее в исходное положение);

6. специальная тренировка нижней губы (то же, что и я верхней губой) ;

7. специальная тренировка нижней и верхней губы одновременно (повторить 5 и 6 упражнение одновременно) ;

8. движение нижней челюсти вперед, вправо, влево, вниз и кругом. Цель – хорошо раскрыть рот и развить подвижность нижней челюсти. Упражнение выполнять медленно и округло;

9. движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их, затем в стороны (зубы сжать) ;

10. движение сомкнутых выпяченных губ вперед, влево, вправо, вверх, вниз и кругом.

Упражнения для языка

1. Язык лежит плоско с небольшим углублением и на спинке. Кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот широко раскрыт в вертикальном положении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло;

2. Движение кончика языка к передним зубам;

3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек (укладывание – «шпага» );

4. Рот слегка раскрыт, язык из нормального положения (кончик языка у нижних зубов, корень опущен (идет по вверху, совсем загибаясь назад по направлению к небу, и затем снова ложится обратно). Упражнение рассчитано также на тренировку уздечки и укрепление мышц языка. Оно проводится при неподвижности нижней челюсти, для звуков Т, Д, Л, Р. Наблюдается сильная вибрация звука Р.

5. Упор к зубам, а затем энергичный отрыв от верхних передних зубов Т, Д;

6. Нижняя губа должна касаться передних верхних зубов (прикус) В, Ф и т. д.

7. Для разработки корня языка : кашляем как старички КХА, КХА, КХА; постреляем пальцем, прицеливаясь в цель – КХ, КХ, КХ; застряла в горле кость – КХХ, КХХ, КХХ, кричит ворона – КАР, КАР, КАР,

Скороговорки

1. Поменяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

2. Няня мылом мыла Милу

Мила мыла не любила,

Но не ныла Мила,

Мила молодчина

3. На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова, на траве двора.

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения :

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля (м) до фа(1) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция» . Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена) ; звук «Я» (стакатто) ; звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи , мягкой и жёсткой «атаки звука» . Используются элементы двухголосия.

Описание проведения дидактической игры

Учащимся выдаются дидактические пособия : шаблоны – нотки. В центре каждой нотки - название средства музыкальной выразительности : ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; ритмический рисунок; темп.

Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранной нотки, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если нотка – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями) . Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т. д.

На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Жираф» . Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр) . В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

Стремительный прогресс компьютерных технологий, изобретение новых технических средств обучения, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, раскрывают неограниченные возможности для модернизации концептуально-методологических и методических подходов к обучению музыке и, в частности пению. Однако проблема нехватки, а вследствие ограниченного использования ТСО или неиспользования вовсе, для совершенствования эстрадного вокального обучения до сих пор во многих учреждениях стоит очень остро.

Таким образом, возникает вопрос : почему для обучения пианиста наличие фортепиано обязательно, а для эстрадного вокалиста звуковоспроизводящей аппаратуры нет? Для обучения скрипача необходим смычок, а для эстрадного вокалиста микрофон при работе в классе не обязателен ? Ответ лежит на поверхности – преподаватели к настоящему времени разработали уже свои теории и методики обучения эстрадному пению, а вот теоретические и методические аспекты использования ТСО в учебной практике пока используются далеко не всеми.

Так как эстрадное искусство связано с использованием современной электронной техники (микрофоны, усилители, микшерский пульт, акустическая обработка звука, магнитофон и т. д., то все это может служить техническими средствами обучения певцов. Поэтому научить детей пользоваться ими в учебном процессе является первой задачей педагога в работе с обучающимися по предмету «эстрадное пение» .

Практически все дети, подойдя к микрофону, испытывают испуг от звучания своего голоса. Для того чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям, необходимо использовать разговор с ним. Когда ребенок отвечает в микрофон на вопросы : как его зовут, как зовут членов его семьи и т. д., а затем пытается рассказать стишок; лишь после этого можно переходить к постановке голоса с использованием микрофона и звукозаписи;

Уже на этом – подготовительном этапе учащиеся знакомятся с понятием о фонограммах, как аккомпанирующих, так и с записью голосов исполнителей. Кроме того, детям рассказывается о возможностях микрофонов-караоке, музыкальных центров с караоке и компьютерных программах в Интернете, где можно найти множество аккомпанирующих фонограмм самых известных исполнителей. Таким образом, дети получают представление о возможностях магнитофона, видеомагнитофона и компьютера, как помощников в обучении.

Эстрадная манера пения приближается по звучанию к народной манере, но использует основные принципы постановки голоса в классическом вокале , поэтому в работе с детьми в стиле эстрадного вокала следует опираться на лучшие достижения русской вокальной методики .

На следующем этапе следует использовать метод создания определенных акустических условий для улучшения тембрового звучания голоса детей. В диссертации кандидата педагогических наук О. И. Поляковой «Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков» (Москва, доказано, что возможно изменять спектр детского певческого голоса в желаемом направлении, т. е. с помощью современных микрофонов и аудио-аппаратуры возможно добавлять в звучание необходимые частоты – чаще высокие в диапазоне от 3200-3800 Гц и эффект реверберации, где Т = 4-8 сек (что соответствует эффекту звучания певческого голоса в помещении зала с хорошей акустикой). Затем, при помощи наушников, обработанное звучание голоса нужно снова возвращать к уху ребенка. В результате такого воздействия на слух соответственно изменяется первоначальный спектр голоса обучаемого. При этом возникает ощущения «комфортности» у детей при пении. Кроме того, доказано, что изменения тембрового звучания голоса детей возможно, но только в том случае, когда возвращаемый в наушники, обработанный голос ненамного отличается от его первоначального источника по спектральным характеристикам их собственного голоса.

Данная закономерность позволяет на деле реализовывать принцип индивидуального подхода в практической работе с детьми. Искусственные акустические условия при этом можно считать «вспомогательным эталоном» для подражания. Вместе с тем педагогу необходимо следить за тем, чтобы качество звучания голоса, поступающего в наушники, было не «механическим» (когда чрезмерное добавление высоких частот приводит к отрицательному эффекту, а при подборе акустических параметров для каждого певца учитывать индивидуальные особенности его голоса. Работа педагога в условиях студии звукозаписи, при наличии звукорежиссера даст наиболее положительные результаты.

Опыт практической работы с микрофоном показал, что необходимо помнить о существенных различиях в их чувствительности в зависимости от марок изготовителей и о роли расстояния между певцом и микрофоном.

Сравнивая первоначальную аудиозапись с обработанной компьютером аудиозаписью, на уровне подсознания у ребенка происходит корректирование звучания его голоса по принципу саморегуляции. При этом создаются условия для активизации самоконтроля в пении.

Урок окружающего мира во 2 классе

Учитель: Стоянова Лариса Дмитриевна

УМК "Школа России".

Тема урока : «Правила вежливости»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи:

1.Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.

2. Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;

- регулятивные : уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

- коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.

Предметные: Знание о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Оборудование: презентация (Power Point, 2003), карточки со словами, карточки с вопросами, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место учителя с ПК.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Включает обучающихся в деловой ритм, ставит задачу - проверить готовность рабочего места.

Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь

Дети стоят.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Обеспечение

учащимся

организации их учебной

деятельности.

Создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Цель: получить

представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания.

Организует повторение изученных правил поведения в школе.

Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Правила поведения в школе». И я думаю, что вы хорошо их знаете. А вот Муравьишка невнимательно слушал Мудрую Черепаху и когда она стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он?

    Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя, нужно крикнуть с места. Правильно ли я думаю?

    Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» Права ли я?

    В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я говорю?

    Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых. Так ли это? А как надо поступить?

5. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Права ли я?

Какие вы молодцы, вы хорошо запомнили, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения.

Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

Входящего в класс взрослого человека приветствуй стоя.

Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

Надо дождаться когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.)

Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».)

Коммуникативные. Развитие устной речи, внимания, мышления, воображения учащихся.

Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе, выявление пробелов в знаниях и умениях.

3. Самоопределение к деятельности

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «вежливые слова»; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); систематизировать знания учащихся, необходимые для введения новой темы.

А теперь я предлагаю вам послушать историю. которая случилась с одним мальчиком.(аудиозапись рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»)

Какое волшебное слово назвал старичок мальчику?

    Как мы называем эти слова?

    Какие еще «вежливые» слова вы знаете?

    Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какая тема урока?

    Какие задачи мы поставим перед собой?

    Узнать, что такое вежливые слова.

    Значение вежливых слов.

    Учиться использовать вежливые слова в различных ситуациях.

    Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!!!

Петух.

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Вежливые.

(Ответы детей.)

О вежливости.

Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях .

Правила вежливости.

Личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

4. Работа по теме урока.

Цель: знакомство с понятием « вежливые слова»; формировать познавательную деятельность учащихся через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закреплять знания о вежливых словах.

    Работа в парах

Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному и этому надо учиться.

Рассмотрите рис на с 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова.

    Работа в группе

Давайте составим дерево «волшебных» слов, которые мы знаем.

У меня на магнитной доске написаны названия групп, на которые мы должны разделить все наши «волшебные» слова. На карточках, лежащих у вас на столах, написаны слова. Поработайте в паре, обсудите с соседом по парте к какой группе можно отнести ваше слово. Выходим к доске, читаем слово и прикрепляем карточку к нужной вам группе.

    Здравствуйте, привет (приветствие);

    До свидания, пока(прощание)

    Извините, простите (извинение);

    Будьте добры, пожалуйста (просьба)

    Спасибо, благодарю, (благодарность);

Видите, как много «волшебных» слов мы с вами знаем. А как по-другому мы называем все эти слова?

В каких же случаях мы используем вежливые слова?

Как мы называем человека, который никогда не забывает употреблять в своей речи эти «волшебные» слова?

Верно, воспитанным, а ещё такого человека называют вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

А кто из вас знает, как появилось слово «вежливость»?

До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

А кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»?

Кого можно так приветствовать?

Какими словами можно заменить это слово?

Правильно, мы желаем человеку здоровья, т.е. здравия.

А что обозначает выражение «до свидания»? Кому и когда так говорят? Какими словами можно заменить эти слова?

До свидания – т.е. мы надеемся увидеть человека ещё раз.

    Первичное закрепление. Работа с учебником. (Работа в группах.)

Рассмотрите рисунки на с. 52. Мы с вами разделимся на группы и обсудим ситуации, которые произошли с героями каждой картинки.

- Вы хорошо поработали. Я считаю, что вы усвоили одну мудрую истину «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы её понимаете?

Ведь доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро. А что такое доброта?

- Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других.

Здравствуйте.

Спасибо, пожалуйста, извините…

(Ответы детей)

Составление кластера

( Вежливые )

( При приветствии, при прощании, при извинении, при выражении просьбы, благодарности. )

(Такого человека можно назвать воспитанным.)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

(После подготовки заслушиваются выступления групп.)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Предметные:

формировать знания о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

уметь работать коллективно.

Личностные:

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

Познавательные:

5. Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Выполнение ОРУ

Коммуникативные:

уметь выполнять физические упражне-ния по команде, вместе.

6. Работа по теме урока. (Продолжение)

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, воображение.

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо-слова!

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.

Иначе может произойти вот что.

Прочитайте телефонный разговор героев нашего учебника - попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи на с.53

Получился ли разговор вежливым и понятным?

Давайте мы с вами сейчас составим правила общения по телефону.

Каким тоном нужно разговаривать по телефону?

Какие слова нужно использовать при общении?

Как долго по времени может продолжаться телефонный разговор?

Работа в парах.

А сейчас мы с вами поработаем в парах и поиграем в игру «Разговор по телефону» Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

- Для составления разговора я предлагаю воспользоваться вам следующим планом:

1. «Алло»

2. Приветствие

3. Объяснение цели своего звонка.

4. Благодарность.

5. Прощание.

( Проверить одну пару. )

(Дети читают диалог из учебника на с. 53).

Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

( Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.)

Не следует говорить слишком долго.

Регулятивные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать свои действия с заданным планом.

Личностные:

интерес к способу решения и общему способу действия.

Познавательные:

уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

9. Рефлексия.

Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.

- Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется «Вопрос – ответ».

У меня на карточках написаны вопросы, вы вытаскиваете карточку, читаете вопрос, даёте свой ответ.

Примерные вопросы

    Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?

    Какие слова произносят при встрече и прощании?

    Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

    Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

    Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету?

    Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

    Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

    Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

( Учитель вручает за работу на уроке жетон «Самый вежливый» ).

Выставление оценок.

(Ответы детей.)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Регулятивные:

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10. Подведение итогов урока.

Цель: определить эффективность урока.

Прочитайте еще раз задачи урока, которые ставил перед вами Муравьишка.

Все ли мы выполнили?

Что же такое культура поведения?

Для чего она нужна?

Какие вежливые слова вы запомнили?

Регулятивные:

Уметь соотносить цель и результат.

11. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.

2) Выполнить задание в рабочей тетради на с.23-24

Регулятивные:

соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...