Доставка хлеба во время вов. Хлеб войны

Булатова Аида Салаватовна

ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сибирячок», г. Лянтор, Сургутский район, Тюменская область.


Цель проекта

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через организацию поисково-исследовательской проектной деятельности.

Задачи проекта

  1. Познакомить старших дошкольников с особенностями хлебопечения в годы Великой Отечественной Войны.
  2. Обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы.
  3. Развивать умение детей добывать знания из разных источников: книг, видеоматериалов, Интернета, журналов по теме проекта.
  4. Формировать умение детей применять полученные знания в практической деятельности по приготовлению фронтового хлеба.
  5. Развивать умения детей уверенно презентировать продукты проектной деятельности перед группой сверстников.
  6. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу и его создателям.

Необходимый материал

Иллюстрации, архивные и современные фото по теме проекта;
- дидактическая игра «Как хлеб попадает на стол?»;
- «шкатулка хлебных загадок»;
- пищевые продукты для выпечки фронтового хлеба (ржаная мука, вода, цветки аптечной ромашки, дрожжи).

Предварительная работа над проектом

Детям предлагается опрос: «Что бы вы хотели узнать о хлебе?». Дети задавали такие вопросы, как – «Откуда берут хлеб?», «Как пекут хлеб?», «Какой бывает хлеб?», «Что такое хлебобулочные изделия?», «Когда появился первый хлеб?».

Педагог предлагает свой вопрос – «Каким был хлеб в годы Великой Отечественной Войны?» Исходя из возникших вопросов, был составлен алгоритм дальнейшей работы.

Предварительная работа включала в себя цикл занятий о хлебе, его происхождении и ценности.

Занятие №1

«Как хлеб попадает на стол?»

В ходе проведения занятия детям предлагается дидактическая игра с одноименным названием. Цель игры заключается в том, что детям необходимо выстроить цепочку из серии сюжетных картинок и составить рассказ на тему: «Как хлеб попадает на стол?»

Занятие №2

Литературная гостиная «Беседа о хлебе»

На данном занятии дети были ознакомлены с литературными произведениями, пословицами и поговорками, сказками разных народов о хлебе.

Занятие – практикум №3

«Приготовление хлебных сухариков»

Занятие – практикум №4

«Изготовление печенья»


Занятие – практикум №5

«Приготовление бутербродов»


Первый этап – рождение проблемы

Педагог показывает детям архивное фото, где солдаты обедают в перерывах между боевыми действиями.

В процессе рассматривания возник ряд вопросов:

  • «Что ели солдаты в военные годы?»,
  • «Отличался ли военный хлеб от хлеба, который едим мы сегодня?»,
  • «Был ли хлеб вкусным?»,
  • «Из чего его пекли?»,
  • «Кто занимался хлебопечением?» и др.

Таким образом, совместно с детьми была определена проблема проекта:

Каким был хлеб в годы Великой Отечественной войны?

Дети предлагали различные гипотезы, и мнения у всех разошлись. Чтобы разрешить проблему, воспитанники решили поискать информацию с помощью родителей в энциклопедиях, в библиотеке и Интернете. Всех родителей группы пригласили принять участие в исследовательском проекте:

Образец приглашения для родителей

Второй этап – сбор информации

Дети совместно с родителями в процессе поисково-исследовательской деятельности собрали богатый познавательный материал о хлебе войны – массу рецептов хлеба (фронтового, тылового, ржаного, блокадного и др.), произведения художественной литературы по теме проекта, воспоминания людей о тяжелом, голодном времени. Выяснилось, что единого рецепта фронтового хлеба не существовало. В разных уголках охваченной сражениями страны его готовили по-своему.

По итогам этого этапа были созданы:

  • сборник «Рецепты военного хлеба»,
  • сборник познавательного материала «Хлеб войны», с которыми детизнакомились с большим интересом.

Вот некоторые рецепты, которые вошли в сборник «Рецепты военного хлеба».

Хлеб «Ржевский»
Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

«Блокадный» хлеб
В июле-сентябре 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады.
Несмотря на страдания, труженики тыла проявили чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по Ладожскому озеру (по «Дороге жизни»).

В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Хлеб тыловой

По заданию правительства было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который специальными приказами, распоряжениями, инструкциями доводился до руководителей предприятий общественного питания. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

Третий этап – практическая деятельность

«Изготовление военного хлеба»

Выбрав с детьми один из рецептов военного хлеба, были закуплены все необходимые продукты: ржаная мука, вода, дрожжи и цветки аптечной ромашки (вместо травы, которую использовали в военные годы).

И вот наступил долгожданный день, когда мы с детьми впервые принялись за изготовление настоящего фронтового хлеба по ныне забытому рецепту.

Дети с большим интересом и удовольствием месили тесто, рассматривали его структуру. В ходе этого занятия-практикума воспитанники осознали,

насколько сложен был труд пекаря в прошлом, когда не было хлебозамесочных машин и все этапы изготовления хлеба приходилось делать вручную.

Также дети были ознакомлены с особыми трудностями приготовления хлеба в тяжелых боевых условиях. Вот некоторые страницы истории, с которыми они познакомились:

«…В первые месяцы войны создавались земляные хлебопекарные печи (в основном они устанавливались в грунте). Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб.
Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича…».

«…Хлеб фронтовой Москвы выпекался на хлебозаводах. Работники хлебозавода не знали отдыха: выпекали хлеб, разбирали на топливо деревянные дома, добывали ведерками на жгучем морозе из проруби воду для замесов, дежурили под огнем на наблюдательной вышке, выгружали муку. Проблемы возникали при выгрузке муки. Трехпудовый мешок мужчины тащили вчетвером, а женщины впятером. Муку просеивали через сито. После просеивания зачастую оставались пули, осколки…».

Замесив тесто, выложив его в форму и поставив в духовой шкаф, дети отправились в группу на тихий час. С большим нетерпением они ожидали второй половины дня, чтобы скорее увидеть и попробовать фронтовой хлеб, испеченный своими руками.

Презентация и дегустация хлеба, испеченного воспитанниками подготовительной группы.

Четвертый этап – презентация (в форме тематического занятия)

Конспект мероприятия

Музыкальный ряд:

Ян Френкель – песня «Русское поле»

Дмитрий Шостакович «7 симфония».

Оформление помещения:
военные фотографии и плакаты о военном хлебе

Ход мероприятия:

Звучит песня "Русское поле" Яна Френкеля.

На экране - слайдовый показ хлебного поля, колосьев пшеницы.

Ведущий: Рожь, рожь, дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Рожь, рожь до свода голубого,
Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб.

Дороже золота и соболя
Он всем и всему голова.
У хлеба значенье особое
И так повелось это исстари -
Изба пирогами красна.
Хлеб - самая главная исповедь
Перед жизнью во все времена.

Словесная игра «Какой бывает хлеб?»

Педагог предлагает детям подобрать слова к слову «Хлеб», которые отвечают на вопрос «какой?» (вкусный, ароматный, чёрствый, душистый, пышный, мягкий, ржаной, пшеничный, отрубной и т.д).

Ведущий:

Ребята, вы слышали такое понятие – фронтовой хлеб? (Ответы детей).

Мы поговорим с вами о фронтовом хлебе, о хлебе, который пекли

в самые тяжелые годы, в годы Великой Отечественной войны.

Ребята, как вы думаете, отличается ли фронтовой хлеб от хлеба, который мы едим сегодня? (Ответы детей).

О том, какой пекли хлеб в годы Великой Отечественной войны, нам расскажут ребята, которые подготовили эту интересную информацию вместе с родителями.

Фоном звучит "7 симфония" Дмитрия Шостаковича.

1-й ребёнок: «Блокадный хлеб».

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербургом, в страшную зиму 1942 года ежедневно по хлебным карточкам выдавали на день маленький кусочек хлеба. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

2-й ребёнок: Хлеб «Сталинградский»

В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука.
Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.

3-й ребёнок: Хлеб «Фронтовой»

Хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом. Солдат шахтерской дивизии Донбасса И. Сергеев рассказывал: «Я скажу о боевой хлебопекарне. Хлеб составлял 80% всего питания бойца. Как-то нужно было дать хлеб полкам в течение четырех часов. Въехали на площадку, расчистили глубокий снег и тут же, среди сугробов, на площадке сложили печь. Затопили, просушили ее и выпекли хлеб».

Ведущий: Все рецепты военного хлеба мы собрали и создали сборник «Рецепты военного хлеба» (Показ сборника).

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает.

(Показ фотослайда сопровождается стихотворением)

Словесная игра «Подбери слово»

Педагог предлагает детям придумать слова, в которых встречается слово «Хлеб» (подбор однокоренных слов) – хлебный, хлебушек, хлебопек, хлебцы, хлебопечение, хлебороб, хлебопашец и т.д.

Ведущий:

Сегодня во многих городах существуют музеи хлеба, где есть все, что связано с хлебом и его производством. В этих музеях можно воочию увидеть молотилку для зерна, узнать старинные хлебные рецепты, почерпнуть немало народных песен и пословиц о хлебушке, познакомиться с настоящими мастерами хлебопечения.

В Санкт-Петербурге, например, специально для Музея Хлеба ближайшая пекарня готовит «блокадный хлеб»: те самые 125 граммов, выдаваемые ленинградцам ежедневно в Великую Отечественную войну.

Блокадный хлеб, как и в те суровые годы, состоит из жмыхов, овсяной муки, мучной пыли и гидроцеллюлозы. Он специальновыпекается по рецептуре военного времени, чтобы посетители музея смогли попробовать настоящий вкус той долгожданной и трудной ленинградской Победы!

(Показ фотослайда)

Ведущий:

Хлеб был мерой жизни в Великую Отечественную войну, его делили на осьмушки в тылу, отдавая большую часть тем, кто сражался на фронте. В память о том тяжелом времени, о самом жизненно необходимом продукте военного времени в городе Зеленогорске около магазина “Хлеб” установлен памятник Хлебу.

Ребёнок:

На гранитном постаменте высотой 80см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников. Кроме военной буханки, разрезанной наполовину, присутствует и современная продукция местного хлебокомбината – сухари, батон, бублики.

(Показ фотослайда)

Ведущий:

Ребята, давайте вспомним правила, которые мы должны с вами выполнять по отношению к хлебу:

  1. Береги хлеб, он дорого достается.
  2. Не оставляй недоеденных кусков.
  3. Никогда не бросай хлеб.
  4. Продли жизнь хлебу.
  5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ведущий:

В заключение, мы предлагаем прослушать стихотворение Евгения Винокурова:

Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком.

Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом,
Он резал хлеб! Он черный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным,
Он резал грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись почти что до локтей.

На нем рубаха взмокла холстяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!

А сейчас, мы приглашаем всех попробовать настоящий фронтовой хлеб, который испекли наши дети.

Ведущий:

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о военном хлебе, о его значении и ценности в годы Великой Отечественной войны, заставит вас по-новому относиться к хлебу.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Хлеб и война.
(документально-поэтическая композиция)

Задачи:

  • расширить знания о событиях ВОВ, значении хлеба во время войны,
  • узнать рецепты хлеба военного времени
  • способствовать формированию представления о трудностях, которые испытывали советские люди во время войны
  • воспитание бережного отношения к хлебу.
  • вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию
  • сопереживание людям пережившим трагедию ВОВ
  • развитие навыка выразительного чтения стихотворений.

(В глубине сцены медленно загорается неяркий свет) (Слайд 1)(На экране демонстрируется фото или слайд рецепта, под стук метронома ведущий зачитывает его)(Слайд 2)

Ведущий 1

«Суп из ботвы брюквы с мукой:
Ботва брюквы-190 г.;
Мука-3г.;
Лук-5 г., соль-5 г.;
Специи-5 г.;
Жиры-0,03 г.»

Ведущий 2. Этот рецепт из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её в прок». Издана была в 1942 г. в Ленинграде. Цени её была 1 рубль. Когда книга была подписана в печать, блокадный Ленинград доедал хлеб (мука-3 г), посеянный ещё до войны. Но в эту весну 1942 г. пахари, которые сеяли послевоенный хлеб, уже ничего не сеяли,- они ушли на фронт, бились за землю, на которой они раньше жили и растили зерно. И клали головы пахари на эту землю, чёрную, плодородную, не плугами вспаханную, а снарядами.

Чтец 1.

Мяли танки тёплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но когда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло в след,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты.
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить.
Смерть предстала им не в высоте,
А в крестьянской древней простоте,
Та, что пригорюнилась, как мать,
Та, которой нам не миновать.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли,
Шла с Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл Смоленщины тревожный бор,
Шёл худой зазубренный топор,
Шли пустые тусклые поля,
Шла большая русская земля. (Слайд 3)

Ведущий 1 .Осенью 1941 г. немецкое командование поняло, что блицкриг-план молниеносной войны-провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать свою армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.

Ведущий 2 .В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. На захваченных им землях, словно чертополох, росла рать немецких жандармов, и все они в меру сил отбирали у крестьян скот, хлеб, птицу, вощи. Но фашистская сила не ограничивалась снабжением армии лишь за счёт ограбления населения. Были разорены на занятых территориях нашей страны несколько тысяч колхозов и совхозов, отобраны, угнаны в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. голов свиней, 27 млн. овец и коз. Фашистская армия отправила в Германию сотни тысяч эшелонов с награбленными грузами. (Слайд 4).

Ведущий 1. Для фашистской Германии миллионы человеческих жизней ничего не стоили. Но главари понимали, что людские, да и материальные ресурсы Германии ограничены. А потому в Берлине вдруг заговорили о недопустимости «рисковать жизнью немецкого солдата» при взятии Москвы и Ленинграда. Похоронив стратегию «блицкрига», они увидели спасение в стратегии голода. Последовали многократные истеричные выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «выжрет сам себя и, как спелый плод, сам упадёт к нам в руки».

Ведущий 2. Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, ставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить вили к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё… Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.

Чтец 2.

…И летели листовки с неба
На пороги замёрзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали -и говорили:
-Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Пётр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдёшь. (Слайд 5)

Ведущий 1 . 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. (Слайд 6,7)

Ведущий 2 . В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 г. в пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети)- по 125 г. хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам… (Слайд 8)

Ведущий 2. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде: на улице человек падал и не поднимался, в квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.

Чтец 3.

На салазках кокон пряменький,
Спеленав, везёт
Мать, заплаканная, в валенках,
А метель метёт.
Стакушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава господу,
Легше им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих со ста грамм».
Труден путь, далёк до кладбища,
Как с могилой быть?
Довести сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет-сложат в братскую,
Сложат, как дрова,
В трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,-
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче умереть. (Слайд 9,10)

Ведущий 2. Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем, по бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мёртвых хоронили без гробов, обёрнутых простынёй или одеялом, а позднее прост в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мёртвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и вывозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискарёвской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискарёвское кладбище, где похоронено 470 тыс. ленинградцев. (Слайд 11)

Ведущий 1. Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в городе. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, учёного на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них у самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть.

Чтец 4.

Девочка у рояля.
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.
У неё косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус головой…
Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла.
Кто-то вскрикнул. Стёкла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
Так ещё не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясён
В грозный час разрыва близкой бомбы.
И наутро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи ещё немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружён.
До своих-большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
..Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле. (Слайд 12, 13).

Ведущий 2 . Дети в осаждённом городе…Смотреть на голодающих детей (а в городе их оказалось около 400 тыс.) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь,- нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё , что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоёмов таскали вёдрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде бельё и чинили одежду при слабом огне коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня-по часам.

Чтец 5 .

Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребёнок
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась то ноши
И вязнет в сугробах и ямах
-Не плачь, потерпи, мой хороший,-
И что-то бормочет граммах.
Их лиц я в мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую,
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я. (Слайд 14)

Ведущий 1. В ход шло всё, чтобы поддержать силы людей. Тарелка дрожжевого теста часто была единственным блюдом в течение дня. Из мездры шкурок молодых телят, найденных на кожевенных заводах, варили студень. Запах такого студня был крайне неприятен, но кто обращал на это внимание? Голод затуплял все чувства. На мельницах за многие годы на стенах наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь к хлебу. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же отправляли в хлебопечение (Слайд 15)

Ведущий 2. В ноябре 1941 г. начинаются трудности в работе одного из хлебозаводов Ленинграда, которая не поступала в связи с блокадой города. Встал вопрос, о заменителях муки. Из примесей надо было применять д 10-15 сортов таких заменителей: жмыхи, соевая мука, ячменная мука (отход). Одних жмыхов было до 6 сортов. Применяли также обойную пыль и др. Когда иссякли запасы и этих примесей, тогда встал вопрос о применении в качестве заменителей муки…целлюлозы. Работниками лаборатории было проделано много опытных работ по лучшему применению этого заменителя муки.

Чтец 6.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок -
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он бы неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был из лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом,
Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным,
Он реза грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись почти что до локтей.
На нём рубаха взмокла холостяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом! (Слайд 16).

Ведущий 2 . Но вот в декабре 1941 г-январе 1942 г. начинает действовать ледовая «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и в Ленинград поступает полноценная ржаная и пшеничная мука. (Видео «Дорога жизни») К марту 1942 г. уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки. (Слайд 17)

Ведущий 1 . Наступала весна 1942 г. Весна- время, когда издавна крестьянин с заботой о будущем выходил пахать землю и сеять хлеб. Прошедший 1941 г. хлеба много не принёс: и без того скудные урожаи сгубила война. А страна должна жить, должна есть. И чтобы из рецепта «Супа из ботвы» не вычеркнули «мука -3 г.», чтобы в пайке блокадного хлеба, кроме соломы, жмыха, опилок, было хотя бы одно размолотое пшеничное зёрнышко, чтобы дети шли в школу, рабочие – к станку, а солдаты-в бой, нужно было кому-то пахать и сеять, кость и молотить. Нужно было кому –то сесть за разбитые, не нужные фронту трактора и вести их по полю. Тащить на себе, на своём животе тащить их по пашне. Но кому?

Ведущий 2. В деревнях и сёлах мужчин не было-они воевали на фронте. Остались только старики, женщины да дети. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям- велик. Но собирались девчата 16-17 лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой пошли учиться, весной уже пахали. А до пахоты ещё готовили свой СТЗ (марка трактора Сталинградского тракторного завода). С металлическими колёсами на шипах, без кабин, без стартёров и пускачей, эти трактора требовали ухода и силы отнюдь не женской- не машины, а развалины. Но других тракторов не было. Пол-оборота на нем не доедешь как что-нибудь отвалится, отклепается, отскочит. Но ведь шла война. Надо Родину кормить. Надо от врагов защищаться. И девушки немало сил отдавали такой пахоте.

Ведущий 1. (на фоте мелодии Я,Френкеля «Русское поле») . Поедут пахать –вдоволь наплачутся. Масло им в глаза, и в рот, и по лицу. Руки по локоть в мозольных и ожоговых пузырях. Умывались керосином, руки оттирали землёй… иИ засыпали в борозде, когда пахали ночью. Темно, ничего на видно. Одна трактористка с фонарём идёт, другая на её свет едет. И страшно обеим, потому что волки волруг стаями собираются. Да и трудно было понять, то ли трактористка в тракторе заснёт от усталости, то ли напарница с фонарём, потеряв силы, упадёт под трактор.

Ведущий 2. Косили напрямую. Барабан часто так забивался всяким мусором, что не хватало сил его очистить. Да и комбайны были в основном на тракторной тяге. Когда комбайнами молотили, то женщины а прицепы впрягутся и тащат т клади. Тяже, что говорить хлеб войны.

(Звучит начало песни «Хлеб всему голова») (Слайд 18-19)

Ведущий 1 . Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как всё минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками.

Ведущий 2 . Мы не вспомним поросшие бурьяном и и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах наших городов и деревень, запах смерти не символический, а реальный. Мы не сможем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

Ведущий 1. Но мы о них должны помнить!

Ведущий 2. И мы о них помним! (Слайд 20)

Фронтовой черный кирпич хлеба - полноправный символ нашей победы в Великой Отечественной войне, такой же, как георгиевская ленточка, например. Предлагаем испечь на 9 мая черный фронтовой хлеб по рецепту 1944 года. Как это сделать в домашних условиях, рассказывает Сергей Кириллов, бренд-пекарь кухмистерской «Профессор Пуф» и ресторации «Одоевский» :

Рецепт фронтового хлеба для изготовления его в полевых условиях описан в «Справочнике войскового повара-пекаря» 1944 года издания. Этот рецепты я и воспроизвел в домашних условиях, на своей кухне.

Закваска

Для выпечки ржаного хлеба во время войны использовали быструю закваску, которую приготавливали с помощью дрожжей методом, известным с начала века. Главное преимущество такой закваски - быстрота приготовления. Эта же закваска описана в «Справочнике»:

60 мл теплой воды (30-35 С)

1 г свежих прессованных дрожжей

60 г ржаной цельнозерновой муки

Что делать:

Нужно распустить дрожжи в теплой воде и добавить муку, всё просто. Полученное тесто нужно оставить на сутки в теплом месте, накрыв контейнер пленкой.

Закваска - спустя сутки. Фото: Из личного архива/ Сергей Кириллов

Комментарий:

С подобной технологией получения закваски я столкнулся еще в детстве, когда ставил квас с нуля, то есть когда еще нет квасной гущи, которую можно использовать для постановки следующей партии кваса. Для первой постановы кваса требовалось в настой сухарей ввести немного дрожжей. Квас забраживал, но вкус его был горьковатым, недостаточно кислым. Нужно было его передержать, вылить жидкость, а на оставшейся гуще поставить второй квас. Вот этот второй квас, а за ним третий, и все дальнейшие, были всё лучше и лучше. Они отлично набирали приятную кислотность и резкость.

Ожидая готовность фронтовой закваски, я предполагал, что вкус её будет горчить, но важнее для меня был уровень кислотности, которую закваска успеет набрать за сутки.

За сутки закваска набрала кислотность 15°Н, это отличный результат, но вкус её, как я и предполагал - горький.

Авторы справочника знали о неизбежности такого результата, потому и предложили второй способ, он двухступенчатый. Поскольку у меня нет задачи немедленно обеспечить вверенное мне подразделение хлебом, как это было во время войны, я решил полученную закваску освежить, то есть дать закваске порцию свежего теста. При этом соотношение закваски и свежего теста было 1:3.

Освежение закваски (4 часа при температуре 32С):

50 г уже полученной закваски

75 мл теплой воды

75 г ржаной цельнозерновой муки

Что делать:

Разводим закваску теплой водой и добавляем муку. Оставляем в теплом месте под пленкой на 4 часа при температуре 32 градуса.

Комментарий:

Эта освежённая закваска уже обладала приятным характерным ароматом, а горчинка во вкусе едва ощущалась. На этой закваске уже можно заводить любой хлеб. Но я решил дать ей еще одно освежение, точно такое же - 1:3, и 4 часа брожения при 32С. Сделал я это для того, чтобы микрофлора закваски стабилизировалась, пришла к какому-то балансу. В результате я получил через четыре часа брожения закваску с кислотностью 17°Н, отличным вкусом и свежим ароматом. На такой закваске можно начинать печь хлеб с гарантированным результатом.

Итого выведение закваски у меня заняло 24 часа + 4 часа + 4 часа = 32 часа. Хлеб можно было заводить через 28 часов после начала выведения закваски.

Закваска. Фото: Из личного архива/ Сергей Кириллов

Второй вариант получения закваски из «Справочника»:

35 мл воды (30-32 градуса)

3 г дрожжей

40 г ржаной цельнозерновой муки

Все смешать и оставить на 7-8 часов.

30 мл воды

Продукты второй стадии добавляют к будущей закваске и оставляют бродить в течение 6 часов. Температура брожения должна составлять 38 градусов.

*Данного количества закваски, как в первом, так и во втором рецепте должно хватить для замешивания теста из 1 кг муки.

Фото: Из личного архива/ Сергей Кириллов

Хлеб делали опарным способом:

Опара

Время - 3-4 часа

Температура - 32 градуса

150 г закваски

450 г ржаной цельнозерновой муки

450 мл теплой воды

Тесто

Время - 1 час

Температура - 32 градуса

1050 г опары

300 мл теплой воды (нужно довести тесто до мягкой консистенции, поэтому воды добавляем столько, сколько потребует мука)

200 г ржаной цельнозерновой муки

400 г пшеничной муки (высший, 1 или 2 сорт)

Что делать:

Шаг 1. Залить закваску теплой водой в посуде подходящего размера, разбить венчиком, добавить муку, размешать и поставить в теплое место для созревания. Опара должна подняться и набрать кислотность не менее 10°Н. Моей опаре для этого понадобилось 3 часа.

Шаг 2. Замес теста простой, главное - довести консистенцию до мягкой. Разная мука потребует разного количества воды, поэтому нужно добавлять воду в тесто ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы тесто под своим весом не держало форму, а заплывало. После замеса, тесто нужно поставить в теплое место на час.

Шаг 3. После выбраживания, тесто нужно разложить по формам, которые предварительно смазать маргарином, при этом не нужно стараться сохранить образовавшиеся в ходе брожения газы, в этом нет смысла. Наоборот, можно даже перед формовкой тесто помешать, чтобы выбить газы. Но если консистенция теста правильная, то газы сами выйдут из теста при формовке. Тесто в формах я не заглаживал специально, думаю, во время войны было не до этого...

Хлеб, подошедший в формах. Фото: Из личного архива/ Сергей Кириллов

Формы должны быть заполнены тестом на две трети. Через час тесто поднимется почти до краев форм и хлеб можно подавать в печь.

Шаг 4. Если выпекать в обычной духовке, то перед посадкой в печь, её нужно раскалить до 250 градусов и быстро посадить формы с тестом, предварительно сбрызнутом из пульверизатора водой. Через 15 минут температуру снизить до 190-200 градусов и допекать столько времени, сколько понадобится из расчета, что на 1 кг теста нужно потратить 1 час. Если форм больше и объем теста больше, время выпечки нужно увеличить до 1,5 или 2-х часов.

К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны


В СССР до Великой Отечественной войны на территории, которая потом была временно оккупирована немцами, вырабатывалось более половины продукции земледелия и животноводства. В связи с этим в военное время страна ежегодно теряла более 5760 тыс. т зерна (или 300 млн. пудов). Во время войны было разграблено и разорено 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Кроме того, в начале войны было призвано в армию 60-70% председателей и бригадиров колхозов. В колхозах остались только женщины и дети ушедших на фронт. Им пришлось нелегко, если учесть, что сельское хозяйство не только пополняло армию людьми, но и поставляло на фронт механизированные средства (в частности, 75% автомобильного парка) и скот. В конце 1941 г. на селе оставалось 39,8% довоенного поголовья лошадей.

На Нюрнбергском процессе были приведены данные ущерба, причинённого немцами нашему сельскому хозяйству. В ценах того времени сумма ущерба составила 181 млрд. руб.

В годы войны Сибирь и воевала и армию кормила

В 1941-1945 гг. производство зерна было организовано на значительных территориях в восточных регионах страны, главным образом в Сибири, Казахстане и в Средней Азии. Так, в 1941 г. площадь посевов в тылу, по сравнению с 1940 г., увеличилась более чем на 2 млн. га, а в 1942 г. - еще на 2,8 млн. га.

Хлебный потенциал Сибири всегда был высокий. В начале Великой Отечественной войны из Сибири на фронт направлялись не только дивизии для спасения столицы нашей Родины - Москвы от немецких захватчиков, но и эшелоны с хлебом.

Осенью 1941 г. Сибирь поставила на фронт 2880 тыс. т зерна, что составило 75 от всех хлебозаготовок страны. Этого количества зерна было достаточно для того, чтобы прокормить более 25 млн. человек в течение года. На фронт было отправлено около 700 тыс. т сухарей. В последующие годы этот поток постоянно увеличивался.

За годы войны новосибирцы сдали государству 1552 тыс. т зерна. Этого количества хватило бы прокормить всё население сегодняшней Новосибирской области хлебом в течение 5 лет.

И мельницы сражались

Поступающее на фронт продовольственное и фуражное зерно нужно было перерабатывать в муку, а мельницы, как и другие предприятия, при отступлении войск уничтожались. Выручали разработки инженеров-мукомолов и хлебопёков. Чертежи были разосланы по фронтам и вскоре передвижные мельницы и пекарни начали изготавливать в военных мастерских.

В действующих армиях функционировала настоящая мукомольная отрасль: в 1943 г. работало 80 мобильных мельниц, в 1944 г. - 47 передвижных мельниц и 160 крупорушек. Походные мельницы перемалывали 3400 т зерна в сутки. Для сравнения: производительность крупнейшего в Сибири Мельзавода № 1 в Новосибирске сегодня составляет 750 т зерна в сутки.

Мука из зародышей пшеницы и «коктейль Молотова» родом из ВНИИЗ

На экспериментальной мельнице Всесоюзного (ныне - Всероссийского) научно-исследовательского института зерна и продуктов его переработки (ВНИИЗ), расположенного в Москве, во время войны вырабатывали гороховую муку, которую затем брикетировали и отправляли на фронт.

Группе учёных этого института - П.П. Тарутину, A.M. Братухину, К.В. Дрогалину и Н.И. Соседову было поручено создание витаминной муки из зародышей пшеницы, которая тотчас направлялась в госпитали для скорейшего выздоровления раненых. За эту разработку учёным была присуждена Сталинская премия. Так что не зря некоторые сегодняшние препараты на этой основе преподносятся чуть ли не как панацея от ряда заболеваний.

Осенью 1941 г. инженеры-изобретатели ВНИИЗа А.Т. Кочугин и П.С. Солодовников впервые изготовили бутылку с зажигательной смесью КС, и это впоследствии широко использовалось для борьбы с немецкими захватчиками.

Фронтовой паёк. Беспрецедентность довоенных цен

Победа далась советскому народу невероятно тяжело. Однако паёк фронтового хлеба не менялся на протяжении всей войны. Кроме того, на продукты нормированного снабжения были сохранены довоенные цены, что не имело прецедента в истории мировых войн, тем более, что в годы войны наиболее богатые зерновые регионы Советского Союза были оккупированы немцами.

Хлеб для воинов, как правило, выпекали из обойной муки простого помола, с питательной точки зрения наиболее высокого достоинства, чем хлеб из муки высшего и 1-го сорта, выпекаемый в настоящее время нашими хлебозаводами.

Были и добавки, но для экономии...

Для мирного населения хлеб также выпекали из муки зерна пшеницы и ржи простого помола. В нечернозёмных областях России в основном вырабатывали ржаной хлеб. Для экономии муки в хлеб добавляли горох и картофель.

Размер хлебного пайка, например, на индустриальном Урале составлял для взрослых от 500 г (для служащих) до 1000 г (для квалифицированных рабочих), а для детей - 250 г. Для сравнения: в блокадном Ленинграде паёк для взрослого составлял 250 г, для ребенка -125 г.

В Нижегородской, Ивановской, Владимировской, Ярославской, Кировской и Пермской областях, в Республике Удмуртия и на Урале в сельских районах к символическому количеству муки добавляли мякину (перетёртую овсяную и ячменную лузгу), отруби, высушенные и размолотые в самодельных жерновах, солому и сено, древесную кору, жёлуди, стебли молодых лип.

Был и «Остен-брот» - хлеб «только для русских»

Особенно тяжело в годы войны приходилось нашим военнопленным. Для советских военнопленных гитлеровцы выпекали специальный хлеб. Он назывался «Остен-брот» и был утверждён имперским министром продовольственного снабжения в Рейхе 21.12.1941 г. как хлеб «только для русских».

Рецептура хлеба «Остен-брот» включала, %: выжимки сахарной свеклы - 40; отруби - 30; древесные опилки - 20; целлюлозная мука из листьев или соломы - 10.
Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба»...
Наш народ пережил всё, выстоял и победил в самой кровопролитной на земле войне.

Целинный хлеб

После войны страна быстрыми темпами восстанавливала народное хозяйство и развивала свой научно-технический потенциал. Довольно быстро росла и численность населения. Его прирост в послевоенные годы только в Российской Федерации составлял 1,5-1,6%/год. Если в 1941 г. перед войной численность населения СССР составляла 170 млн. человек, то к 1990 г. было уже около 300 млн. человек, в том числе только в Российской Федерации проживало 150 млн. человек.

Стране явно не хватало хлеба для существенного улучшения уровня жизни населения, повышения поголовья скота и птицы, увеличения производства мясных и молочных продуктов. И опять внимание руководства страны было обращено на восточные регионы. В марте 1954 г. Правительство страны приняло решение об освоении целинных и залежных земель в Казахстане и Сибири.

Лично я был участником этого патриотического движения, когда летом 1958 г., будучи студентом Московского технологического института пищевой промышленности, вместе с десятками тысяч молодых людей из других вузов отправился с Казанского вокзала в товарном вагоне на восток. На протяжении всего пути от Москвы до Урала студентов в обязательном порядке обеспечивали горячими обедами или сухим пайком. В каждом составе находился вагон-магазин.

На Целине студенты работали на зерносушилках, приёмных токах и зерноскладах, не считаясь со временем. Отгрузка зерна на крупные элеваторы шла круглосуточно.
Освоение целинных и залежных земель принесло свои плоды. В короткий срок страна получила весомую прибавку зерна в валовом сборе, равном 35-40 млн. т. В Западной и Восточной Сибири производили 12-15 млн. т зерна. По этому показателю Сибирь и в настоящее время является одним из самых крупных регионов, несмотря на то, что объём производства зерна, начиная с 1990 г., сократился на 20%.

Проверено практикой

В Сибирском и Дальневосточном регионах находится около 65 млн. га сельскохозяйственных угодий, половину из которых занимают пахотные земли. Зерновые культуры возделываются примерно на 20 млн. га. Важнейшая задача, которая всегда стояла перед хлеборобами Сибири, - обеспечение устойчивых урожаев зерна. Задача эта не простая, так как наши хлебные нивы подвержены далеко не всегда благоприятному воздействию климатических условий. Отсюда и потребность в научно обоснованных рекомендациях по организации агротехнических мероприятий, обеспечивающих высокую культуру земледелия. В создании новых сортов семян - основа высоких урожаев. В связи с этим в 1957 г. в Целиноградской области (ныне - Шортандах) в Казахстане практически на пустом месте был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт зернового хозяйства, который возглавил Д.И. Бараев, академик ВАСХНИЛ, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.

Осенью 1959 г. в Казахстане в г. Целиноград (ныне - Астана) и в Сибири в г. Новосибирск были созданы филиалы ВНИИЗ, а в 1969 г. в Новосибирске - Сибирское отделение ВАСХНИЛ [ныне - ФГБУ Со АН (аграрной науки)], недавно отметившее 45-летний юбилей своей деятельности. Трудно переоценить значимость этих научных коллективов в тех достижениях, которых добился АПК Сибири. За относительно короткий срок были комплексно изучены условия сельского хозяйства Сибири, накоплен богатый объём знаний и выданы рекомендации, успешно проверенные на практике. Стоит отметить, что средняя урожайность зерна выросла с 5-6 ц/га (в начале 50-х годов XX в.) до 16 ц/га (к 2014 г.), а объёмы производства зерна в Сибири - в 2 раза.

Духовная сила

Вот что пишет о хлебе известный писатель В. Кармазин: «Хлеб вобрал в себя, как самый ёмкий в мире аккумулятор, всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, на которые он только способен, его настойчивость, мужество и героизм, наконец, все мысли, чувства граждан нашего Отечества. Хлеб всегда сражается. Не иначе как за высокие человеческие идеалы на земле».

В этом высказывании кроется отношение человека к хлебу, как к живой системе, наделённой, наравне с человеком, всеми свойствами, включая его духовные силы. Если заменить слово «хлеб» на «русский (советский) народ», то получим его исчерпывающую характеристику за рассматриваемый исторический период. И это имеет свои определённые подтверждения. Согласно теории причинности, растения по своей природе сущностны и сила их относится к духовным силам.

Как человек относится к зерну, так и зерно относится к человеку

На всех этапах производства хлеб постоянно находится в причинно-следственных связях с человеком и окружающей средой, по которым происходит перераспределение энергоинформационных потоков. Влияние человека на зерно чрезвычайно велико. Отмечаемое в последние годы снижение качества зерна является результатом соответствующего отношения к сельскому хозяйству в целом.

Хлеб - венец труда земледельца - не терпит легкомысленного к себе отношения.

Хлеб – продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. У каждого народа свой, особый, рецепт его приготовления. Он является народным символом. На Руси к нему особое отношение – как к самому дорогому.

Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. Особенное отношение к хлебу у людей, прошедших войну. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Пожилые люди знают цену каждой буханке, каждой булочке, и цена эта измеряется совсем не в копейках.

Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба и хлебобулочных изделий, наверное, поэтому мы, молодежь, не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. Поэтому я решил провести исследование «военного» хлеба. Мне захотелось узнать, каким был «хлеб войны», узнать его состав, испечь и сравнить вкус с сегодняшней выпечкой.

Моя прабабушка, Тришина Антонина Ильинична, не понаслышке знала цену хлеба в голодное время войны. В те тяжелые годы для нашей страны бабушка жила в деревне Кадыковка, Наровчатского района, Пензенской области. Тогда она была чуть старше меня. Из её рассказов я узнал, что хлеб военной поры отличался от современного, и отношение к нему было особенное. Тогда хлеб пекли не из белой пушистой муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого «хлеба» было недостаточно.

В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт. Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом, как воробьи, выис­кивали пропитание – комочки полусгнившего карто­феля. Клубни вымачивали, перетирали, промывали, добывали черный, с затхлым запахом крахмал, который добавляли в хлеб вместо настоящей муки. Долго после такого хлеба болели животы. От голода, недоедания страдали все люди. Это хорошо отражено в отрывке стихотворения Елены Благининой:

С мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего.

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его…

Дети находили норы сусликов, раскапывали их лопатами, добираясь до горок отборного чистейшего зерна. От радости плакали - к их горькому хлебу можно будет добавить настоящей муки. Это в деревне.

В городе приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки постепенно ввели с началом войны.

Наше поколение не знает что такое «хлебные карточки» и бессонные очереди за хлебом. Нам неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и т.д. Хлебная карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Потеря этих карточек грозила гибелью всей семье.

Хлеб – мерило жизни. Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием и сухарями.

Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий. Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

Фронтовой хлеб – хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.

Хлеб «Сталинградский» – хлеб, выпекаемый для бойцов Сталинградского фронта с применением ячменной муки. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовленного на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.

«Блокадный» хлеб – хлеб, выпекаемый для людей, находящихся в блокадном Ленинграде. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге Жизни». А.Н. Юхневич, работница ленинградского хлебозавода, рассказала о составе блокадных буханок: «10-12% – это мука ржаная обойная, овсянка, солод и то, что обычно не едят, – жмых от подсолнечной семечки, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойки из мешков, закваска и как можно больше воды». В первую блокадную зиму рецептура менялась каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав и даже такую субстанцию, как гидроцеллюлоза. Ровно 125 грамм – дневная норма святого чёрного блокадного хлеба.

Хлеб временно оккупированных районов. В оккупации все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого – хлеба.

Ржевский и тыловой хлеб – хлеб, основным ингредиентом которого являются картофель и отруби, а также другие добавки (табл.1). Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

Остен-брот – «хлеб» фашистских концлагерей, который выпекался только для русских военнопленных, был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в германском рейхе 21 декабря 1941 г. Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». Чтобы как-то облегчить участь узников, горожане бросали через забор кусочки хлеба. Делать это нужно было очень осторожно: и перебрасывающих, и ловивших хлеб немецкие часовые расстреливали. Единственной пищей заключенных была баланда из жмыхов.

Я узнал, что для выпечки хлеба использовали (см. таблицу).

Ингредиенты, используемые в выпечке «военного» хлеба

Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке.

По найденным примерным рецептам я с мамой попытался испечь хлеб.

  1. Хлеб «Тыловой».

Состав: картофель – 2-3шт., мука – 0,5 ст., вода – 100гр., отруби.

  1. Свекольный хлеб.

Состав: свекла – 2шт., мука – 100гр., вода – 100гр.

Испеченный мною хлеб получился невзрачный на вид, невкусный, пресный, ведь соли тоже не хватало. Хлеб, испечённый по выбранным мной рецептам, ещё можно назвать съедобным. Ведь в тяжелые годы добавляли и несъедобные добавки (см. таблицу). Пусть никому и никогда больше не придётся есть такой хлеб!

Во время войны в деревнях остались лишь старики, женщины, дети. Стране, фронту нужен был хлеб. И люди самоотверженно трудились, выращивая его. Жители села Ивановка Липецкой области готовились к весеннему севу. Государство выделило им семенное зерно. Оно находилось на станции, до которой от села 20 километров. Везти зерно было не на чём. Утром около пристанционного склада собралось более ста женщин с мешками. Кладовщик отвешивал каждой из них по 20 кг зерна, и потянулась по размытой распутицей дороге, по непролазной грязи цепочка женщин в ватниках. Давили им на плечи мешки с зерном, гнула их тяжесть. На станции в это время остановился на несколько минут военный эшелон. Командир, увидев женщин, низко поклонился им. Это один из эпизодов всенародного подвига. Героический труд женщин, стариков, подростков на полях страны невозможно ни описать, ни оценить сполна.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить её и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н. А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскалённую печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Николай Антонович Лобода за свой подвиг был награждён боевым орденом.

Около 650 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча, и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если бы я могла дать его тогда…». Многим известна печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится её дневник. В нём есть короткие трагические записи: «…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Умирающую девочку удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области, но истощённая от голода девочка умерла.

В Ленинграде – это было в 1950-е годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

«При сытости помни голод» – это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать.


Никто не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.

А в наше время бережем и ценим ли мы хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 грамм хлеба, это составит 200 килограмм, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными! А что же происходит в столовой моей школы? На столе остаются недоеденные и разбросанные куски хлеба, которые собирают в мешки работники столовой. Часто, одновременно с пищевыми отходами, в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба.

«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».

Поэтому, я провел опрос среди своих одноклассников и выяснил, что им трудно представить, чем питались во время войны. Только 20% ответили правильно, остальные честно признались, что несвежий и недоеденный хлеб просто-напросто выбрасывают в мусорницу.

Я считаю, что нам надо научиться уважать хлеб – главное богатство нашей страны. Нельзя забывать, что в хлеб вложен труд миллионов людей, в нём отражается великая и трагическая история человечества. Чем мы больше будем знать о хлебе, тем дороже он будет для нас.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде, –

К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

В. Дюков

Каждый год весной, в мае, всегда вспоминают о прошедшей войне и Великой Победе! Говорят о силе духа нашего народа. И в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) вспоминают о кусочке хлеба весом в 125 грамм.

В ходе исследования я узнал несколько страшных рецептов приготовления хлеба военного времени, страшных потому, что совершенно непонятно, как можно было жить, питаясь таким хлебом, и победить!

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет, как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Но в наших силах изменить отношение к хлебу, взглянуть на него с другой стороны и по-настоящему научиться беречь хлеб. Мы все должны помнить и заботиться о людях, переживших войну.

Все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Так мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Список источников

  1. Кармазин А.В. Наш хлеб. М.: Правда, 1986
  2. Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945/ Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 400
  3. Левицкий З.В. История Отечества для детей. М.,1996.
  4. Сайт: Российская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/?wid=1612
  5. Сайт: СССР – навсегда! http://www.ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html
  6. Архивы России /Фонды Российского государственного военно-исторического архива http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=56&sid=370727
  7. Кулинарные рецепты http://www.ekulinar.ru/topic31084.html
  8. Ленинград Победа http://leningradpobeda.ru
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...