Уравнять схему реакции. Как балансировать химические уравнения

Запишите химическое уравнение. В качестве примера рассмотрим следующую реакцию:

  • C 3 H 8 + O 2 –> H 2 O + CO 2
  • Эта реакция описывает горение пропана (C 3 H 8) в присутствии кислорода с образованием воды и диоксида углерода (углекислого газа).

Запишите количество атомов каждого элемента. Сделайте это для обеих частей уравнения. Обратите внимание на подстрочные индексы возле каждого элемента, чтобы определить общее количество атомов. Запишите символ каждого входящего в уравнение элемента и отметьте соответствующее количество атомов.

  • Например, в правой части рассматриваемого уравнения в результате сложения получаем 3 атома кислорода.
  • В левой части имеем 3 атома углерода (C 3), 8 атомов водорода (H 8) и 2 атома кислорода (O 2).
  • В правой части имеем 1 атом углерода (C), 2 атома водорода (H 2) и 3 атома кислорода (O + O 2).
  • Оставьте водород и кислород на потом, так как они входят в состав нескольких соединений в левой и правой части. Водород и кислород входят в состав нескольких молекул, поэтому лучше сбалансировать их в последнюю очередь.

    • Прежде чем балансировать водород и кислород, придется еще раз пересчитать атомы, так как могут понадобиться дополнительные коэффициенты, чтобы сбалансировать другие элементы.
  • Начните с наименее часто встречающегося элемента. Если необходимо сбалансировать несколько элементов, выберите такой, который входит в состав одной молекулы реагентов и одной молекулы продуктов реакции. Таким образом, сначала следует сбалансировать углерод.

  • Для баланса добавьте коэффициент перед единственным атомом углерода. Поставьте коэффициент перед единственным атомом углерода в правой части уравнения, чтобы сбалансировать его с 3 атомами углерода в левой части.

    • C 3 H 8 + O 2 –> H 2 O + 3 CO 2
    • Коэффициент 3 перед углеродом в правой части уравнения указывает на то, что получается три атома углерода, которые соответствуют тремя атомам углерода, входящим в молекулу пропана в левой части.
    • В химическом уравнении можно менять коэффициенты перед атомами и молекулами, однако подстрочные индексы должны оставаться неизменными.
  • После этого сбалансируйте атомы водорода. После того как вы уравняли количество атомов углерода в левой и правой части, несбалансированными остались водород и кислород. Левая часть уравнения содержит 8 атомов водорода, столько же их должно быть и справа. Добейтесь этого с помощью коэффициента.

    • C 3 H 8 + O 2 –> 4 H 2 O + 3CO 2
    • Мы добавили коэффициент 4 в правой части, так как подстрочный индекс показывает, что у нас уже есть два атома водорода.
    • Если умножить коэффициент 4 на подстрочный индекс 2, получится 8.
    • В результате в правой части получается 10 атомов кислорода: 3x2=6 атомов в трех молекулах 3CO 2 и еще четыре атома в четырех молекулах воды.
  • Реакции между разного рода химическими веществами и элементами являются одним из главных предметов изучения в химии. Чтобы понять, как составить уравнение реакции и использовать их в своих целях необходимо достаточно глубокое понимание всех закономерностей при взаимодействии веществ, а также процессов с химическими реакциями.

    Составление уравнений

    Одним из способов выражения химической реакции является – химическое уравнение. В нем записывается формула исходного вещества и продукта, коэффициенты, которые показывают, какое количество молекул имеет каждое вещество. Все известные химические реакции разделяются на четыре типа: замещение, соединение, обмен и разложение. Среди них выделяют: окислительно-восстановительные, экзогенные, ионные, обратимые, необратимые и т.д.

    Подробнее о том, как составлять уравнения химических реакций:

    1. Необходимо определить, название веществ, взаимодействующих между собой в реакции. Пишем их в левой части нашего уравнения. В качестве примера рассмотрим химическую реакцию, которая образовалась между серной кислотой и алюминием. Реагенты располагаем слева: H2SO4+Al. Далее пишем знак «равно». В химии вы можете повстречать знак «стрелочка», которая указывает вправо, или же направленные противоположно две стрелки, они означают «обратимость». Результат взаимодействия металла и кислоты – соль и водород. Полученные после реакции продукты запиши после знака «равно», то есть справа. H2SO4+Al= H2+ Al2(SO4)3. Итак, у нас видна схема реакции.
    2. Для составления химического уравнения обязательно нужно найти коэффициенты. Вернемся к предыдущей схеме. Посмотрим на левую ее часть. В составе серной кислоты содержатся атомы водорода, кислорода и серы, в примерном соотношении 2:4:1. В правой части – 3 атома серы и 12 атомов кислорода в соли. Два атома водорода содержится в молекуле газа. В левой части соотношение этих элементов составляет2:3:12
    3. Для уравнивания количества атомов кислорода и серы, которые в составе сульфата алюминия (III), необходимо поставить перед кислотой в левую часть уравнения коэффициент 3. Теперь у нас в левой части имеется 6 атомов водорода. Для того чтобы сравнять количество элементов водорода, нужно поставить 3 перед водородом в правой части уравнения.
    4. Теперь осталось лишь уравнять количество алюминия. Поскольку в состав соли входит два атома металла, то в левой части перед алюминием выставляем коэффициент 2. В итоге, мы получим уравнение реакции этой схемы: 2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2

    Поняв основные принципы как составить уравнение реакции химических веществ, в дальнейшем не вызовет особого труда записать любую, даже самую экзотическую, с точки зрения химии, реакцию.

    Уравнением реакции в химии называется запись химического процесса с помощью химических формул и математических знаков.

    Такая запись является схемой химической реакции. Когда возникает знак «=», то это называется «уравнение». Попробуем его решить .

    Вконтакте

    Пример разбора простых реакций

    В кальции один атом, так как коэффициент не стоит. Индекс здесь тоже не написан, значит, единица. С правой стороны уравнения Са тоже один. По кальцию нам не надо работать.

    Видео: Коэффициенты в уравнениях химических реакций.

    Смотрим следующий элемент - кислород. Индекс 2 говорит о том, что здесь 2 иона кислорода. С правой стороны нет индексов, то есть одна частица кислорода, а с левой — 2 частицы. Что мы делаем? Никаких дополнительных индексов или исправлений в химическую формулу вносить нельзя, так как она написана правильно.

    Коэффициенты — это то, что написано перед наименьшей частью. Они имеют право меняться. Для удобства саму формулу не переписываем. С правой части один умножаем на 2, чтобы получить и там 2 иона кислорода.

    После того как мы поставили коэффициент, получилось 2 атома кальция. С левой стороны только один. Значит, теперь перед кальцием мы должны поставить 2.

    Теперь проверяем итог. Если количество атомов элементов равно с обеих сторон, то можем поставить знак «равно».

    Другой наглядный пример: два водорода слева, и после стрелочки у нас тоже два водорода.

    • Два кислорода до стрелочки, а после стрелочки индексов нет, значит, один.
    • Слева больше, а справа меньше.
    • Ставим коэффициент 2 перед водой.

    Умножили всю формулу на 2, и теперь у нас изменилось количество водорода. Умножаем индекс на коэффициент, и получается 4. А с левой стороны осталось два атома водорода. И чтобы получить 4, мы должны водород умножить на два.

    Видео: Расстановка коэффициентов в химическом уравнении

    Вот тот случай, когда элемент в одной и в другой формуле с одной стороны, до стрелочки.

    Один ион серы слева, и один ион - справа. Две частицы кислорода, плюс еще две частицы кислорода. Значит, что с левой стороны 4 кислорода. Справа же находится 3 кислорода. То есть с одной стороны получается четное число атомов, а с другой — нечетное. Если же мы умножим нечетное в два раза, то получим четное число. Доводим сначала до четного значения. Для этого умножаем на два всю формулу после стрелочки. После умножения получаем шесть ионов кислорода, да еще и 2 атома серы. Слева же имеем одну микрочастицу серы. Теперь уравняем ее. Ставим слева уравнения перед серой 2.

    Уравняли .

    Сложные реакции

    Этот пример более сложный, так как здесь больше элементов вещества.

    Это называется реакцией нейтрализации. Что здесь нужно уравнивать в первую очередь:

    • С левой стороны один атом натрия.
    • С правой стороны индекс говорит о том, что здесь 2 натрия.

    Напрашивается вывод, что надо умножить всю формулу на два.

    Видео: Составление уравнений химических реакций

    Теперь смотрим, сколько серы. С левой и правой стороны по одной. Обращаем внимание на кислород. С левой стороны мы имеем 6 атомов кислорода. С другой стороны – 5 . Меньше справа, больше слева. Нечетное количество надо довести до четного значения. Для этого формулу воды умножаем на 2, то есть из одного атома кислорода делаем 2.

    Теперь с правой стороны уже 6 атомов кислорода. С левой стороны также 6 атомов. Проверяем водород. Два атома водорода и еще 2 атома водорода. То есть будет четыре атома водорода с левой стороны. И с другой стороны также четыре атома водорода. Все элементы уравнены. Ставим знак «равно».

    Видео: Химические уравнения. Как составлять химические уравнения.

    Следующий пример.

    Здесь пример интересен тем, что появились скобки. Они говорят о том, что если множитель стоит за скобкой, то каждый элемент, стоящий в скобках, умножается на него. Начать необходимо с азота, так как его меньше, чем кислорода и водорода. Слева азот один, а справа, с учетом скобок, его два.

    Справа два атома водорода, а нужно четыре. Мы выходим из положения, просто умножая воду на два, в результате чего получили четыре водорода. Отлично, водород уравняли. Остался кислород. До реакции присутствует 8 атомов, после — тоже 8.

    Отлично, все элементы уравнены, можем ставить «равно».

    Последний пример .

    На очереди у нас барий. Он уравнен, его трогать не нужно. До реакции присутствует два хлора, после нее — всего один. Что же нужно сделать? Поставить 2 перед хлором после реакции.

    Видео: Балансирование химических уравнений.

    Теперь за счет коэффициента, который только что поставлен, после реакции получилось два натрия, и до реакции тоже два. Отлично, все остальное уравнено.

    Также уравнивать реакции можно методом электронного баланса. Этот метод имеет ряд правил, по которым его можно осуществлять. Следующим действием мы должны расставить степени окисления всех элементов в каждом веществе для того, чтобы понять где произошло окисление, а где восстановление.

    Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

    I. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    Алгоритм №1

    Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано :

    ν(Н 2 О)=6моль

    _____________

    Найти :

    ν(О 2)=?

    Решение :

    М(О 2)=32г/моль

    и расставим коэффициенты

    2Н 2 О=2Н 2 +О 2

    ,

    а под формулами –

    5. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение



    6. Записываем ответ

    Ответ: ν (О 2)=3моль

    II. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( S + O 2 = SO 2).

    2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    Алгоритм №2

    Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление решения задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    ν( Al 2 O 3 )=8моль

    ___________

    Найти:

    m ( Al )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    M ( Al 2 O 3 )=102г/моль

    3. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

    4. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    5. Вычислим количества вещества, массу которого

    требуется найти. Для этого составим соотношение.


    6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

    m = ν M ,

    m (Al )= ν (Al )∙ M (Al )=16моль∙27г/моль=432г

    7. Записываем ответ

    Ответ: m (Al)= 432 г

    III. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натриемвступает серамассой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    2. Вычислите количество веществаобразующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 = Cu + H 2 O ).

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    Алгоритм №3

    Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I ), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( Cu )=19,2г

    ___________

    Найти:

    ν( Cu 2 O )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М(Cu )=64г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого

    дана в условии задачи


    и расставим коэффициенты

    4 Cu + O 2 =2 Cu 2 O

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение


    7. Запишем ответ

    Ответ: ν( Cu 2 O )=0,15 моль

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    IV. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г

    (3 Fe + 4 O 2 = Fe 3 O 4).

    Алгоритм №4

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформлениезадачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( P )=0,31г

    _________

    Найти:

    m ( O 2 )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М( P )=31г/моль

    M ( O 2 )=32г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

    4. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 P +5 O 2 = 2 P 2 O 5

    5. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

    m ( O 2 )= ν ( O 2 )∙ M ( O 2 )=

    0,0125моль∙32г/моль=0,4г

    8. Запишем ответ

    Ответ: m ( O 2 )=0,4г

    ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( IV ) количеством вещества 4 моль ( S + O 2 = SO 2).

    4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 =

    Схема химической реакции.

    Существует несколько способов записи химических реакций. Co «словесной» схемой реакции вы ознакомились в § 13.

    Приводим еще один пример:

    сера + кислород -> сернистый газ.

    Ломоносов и Лавуазье открыли закон сохранения массы веществ при химической реакции. Он формулируется так:

    Объясним, почему массы пепла и прокаленной меди отличаются от масс бумаги и меди до ее нагревания.

    В процессе горения бумаги принимает участие кислород, который содержится в воздухе (рис. 48, а).

    Следовательно, в реакцию вступают два вещества. Кроме пепла, образуются углекислый газ и вода (в виде пара), которые попадают в воздух и рассеиваются.



    Рис. 48. Реакции бумаги (а) и меди (б) с кислородом

    Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794)

    Выдающийся французский химик, один из основателей научной химии. Академик Парижской академии наук. Ввел в химию количественные (точные) методы исследования. Экспериментально определил состав воздуха и доказал, что горение - это реакция вещества с кислородом, а вода - соединение Гидрогена с Оксигеном (1774- 1777).

    Составил первую таблицу простых веществ (1789), предложив фактически классификацию химических элементов. Независимо от М. В. Ломоносова открыл закон сохранения массы веществ при химических реакциях.


    Рис. 49. Опыт, подтверждающий закон Ломоносова - Лавуазье:а - начало опыта; б - окончание опыта

    Их масса превышает массу кислорода. Поэтому масса пепла меньше массы бумаги.

    При нагревании меди кислород воздуха «соединяется» с ней (рис. 48, б). Металл превращается в вещество черного цвета (его формула - CuO, а на­ звание - купрум(П) оксид). Очевидно, что масса продукта реакции должна превышать массу меди.

    Прокомментируйте опыт, изображенный на рисунке 49, и сделайте вывод.

    Закон как форма научных знаний.

    Открытие законов в химии, физике, других науках происходит после проведения учеными многих экспериментов и анализа полученных результатов.

    Закон - это обобщение объективных, независимых от человека связей между явлениями, свойствами и т. д.

    Закон сохранения массы веществ при химической реакции - важнейший закон химии. Он распространяется на все превращения веществ, которые происходят и в лаборатории, и в природе.

    Химические законы дают возможность прогнозировать свойства веществ и протекание химических реакций, регулировать процессы в химической технологии.

    Для того чтобы объяснить закон, выдвигают гипотезы, которые проверяют с помощью соответствующих экспериментов. Если одна из гипотез подтверждается, на ее основе создают теорию. В старших классах вы ознакомитесь с несколькими теориями, которые разработали ученые-химики.

    Общая масса веществ при химической реакции не изменяется потому, что атомы химических элементов во время реакции не возникают и не исчезают, а происходит только их перегруппировка. Другими словами,
    количество атомов каждого элемента до реакции равно количеству его атомов после реакции. На это указывают схемы реакций, приведенные в начале параграфа. Заменим в них стрелки между левыми и правыми частями на знаки равенства:

    Такие записи называют химическими уравнениями.

    Химическое уравнение - это запись химической реакции с помощью формул реагентов и продуктов, которая согласуется с законом сохранения массы веществ.

    Существует много схем реакций^ которые не соответствуют закону Ломоносова - Лавуазье.

    Например, схема реакции образования воды:

    H 2 + O 2 -> H 2 O.

    В обеих частях схемы содержится одинаковое количество атомов Гидрогена, но разное количество атомов Оксигена.

    Превратим эту схему в химическое уравнение.

    Для того чтобы в правой части было 2 атома Оксигена, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

    H 2 + O 2 -> H 2 O.

    Теперь справа стало четыре атома Гидрогена. Чтобы такое же количество атомов Гидрогена было и в левой части, запишем перед формулой водорода коэффициент 2. Получаем химическое уравнение:

    2Н 2 + O 2 = 2Н 2 0.

    Таким образом, чтобы превратить схему реак ции в химическое уравнение, нужно подобрать коэффициенты для каждого вещества (в случае необходимости), записать их перед химическими формулами и заменить стрелку на знак равенства.

    Возможно, кто-то из вас составит такое уравнение: 4Н 2 + 20 2 = 4Н 2 0. В нем левая и правая части содержат одинаковые количества атомов каждого элемента, но все коэффициенты можно уменьшить, разделив на 2. Это и следует сделать.

    Это интересно

    Химическое уравнение имеет много общего с математическим.

    Ниже представлены различные способы записи рассмотренной реакции.

    Превратите схему реакции Cu + O 2 -> CuO в химическое уравнение.

    Выполним более сложное задание: превратим в химическое уравнение схему реакции

    В левой части схемы - I атом Алюминия, а в правой - 2. Поставим перед формулой металла коэффициент 2:

    Атомов Сульфура справа в три раза больше, чем слева. Запишем в левой части перед формулой соединения Сульфура коэффициент 3:

    Теперь в левой части количество атомов Гидрогена равно 3 2 = 6, а в правой - только 2. Для того чтобы и справа их было 6, поставим перед формулой водорода коэффициент 3 (6: 2 = 3):

    Сопоставим количество атомов Оксигена в обеих частях схемы. Они одинаковы: 3 4 = 4 * 3. Заменим стрелку на знак равенства:

    Выводы

    Химические реакции записывают с помощью схем реакций и химических уравнений.

    Схема реакции содержит формулы реагентов и продуктов, а химическое уравнение - еще и коэффициенты.

    Химическое уравнение согласуется с законом сохранения массы веществ Ломоносова - Лавуазье:

    масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

    Атомы химических элементов во время реакций не появляются и не исчезают, а происходит лишь их перегруппировка.

    ?
    105. Чем отличается химическое уравнение от схемы реакции?

    106. Расставьте пропущенные коэффициенты в записях реакций:

    107. Превратите в химические уравнения такие схемы реакций:

    108. Составьте формулы продуктов реакций и соответствующие химические уравнения:

    109. Вместо точек запишите формулы простых веществ и составьте хими­ ческие уравнения:

    Примите во внимание, что бор и углерод состоят из атомов; фтор, хлор, водород и кислород - из двухатомных молекул, а фосфор (белый) - из четырехатомных молекул.

    110. Прокомментируйте схемы реакций и превратите их в химические уравнения:

    111. Какая масса негашеной извести образовалась при длительном прока­ ливании 25 г мела, если известно, что выделилось 11 г углекислого газа?

    Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

    Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...