Оксюморон. Определение и примеры в художественной литературе

Оксюморон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество.

В художественной литературе писатели используют словесные обороты, выступающие в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи. Их называют фигурами. Об сущности фигур, их значении в теории риторики и поэтике писали Аристотель, Деметрий Фалерский, Цицерон, Квинтилиан и другие представители античной риторики.

Существует множество фигур речи, среди которых укажем как наиболее значимые и распространенные следующие:

Рассмотрим, что такое оксюморон. Этот литературоведческий термин имеет греческое происхождение. Слово oxymoron буквально значит «остроумно-глупое». Дадим более точное определение этой стилистической фигуре художественной речи.

Оксюморон — оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.

Например, вот эти словосочетания назовем оксюмороном:

  • горькая радость;
  • звонкая тишина;
  • громкое молчание;
  • горячий лёд;
  • сладкая боль;
  • правдивая ложь;
  • искренний лжец;
  • кричащая тишина;
  • долгий миг;
  • оригинальная копия.

В приведенных примерах сочетаются противоположные по смыслу определения или свойства явлений, в результате чего возникает новое смысловое качество, которое помогает создать выразительный художественный образ.

Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но в составе этой стилистической фигуры они не противопоставлены, а слиты в единое целое. Противоположности создают новый образ и отражают противоречивость явлений жизни. Хотя такие определения явления парадоксальны по своей сути, но они, образно говоря, мирно «уживаются» вместе, создавая яркий выразительный образ, который хочет донести до своих читателей художник слова.

Примеры оксюморона в художественной литературе

Оксюморон используется в высокоэмоциональных художественных текстах. С помощью этой стилистической фигуры классик русской и мировой литературы А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» создает яркий, зримый образ золотой осени:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье ,
В багрец и золото одетые леса.

В стихотворении «Муза» , в котором кипит накал человеческих чувств и страстей, поэт А. А. Фет использовал оксюморон:

Страдать! Страдают все, страдает тёмный зверь;
Без упованья, без сознанья,
Но перед ним туда навек закрыта дверь,
Где радость теплится страданья .

Н. А. Некрасов в стихотворении «Убогая и нарядная» рисует образ девушки из народа. Чтобы подчеркнуть трагичность её судьбы, поэт использует сочетание противоположных понятий:

Беспокойная ласковость взгляда,
И поддельная краска ланит,
И убогая роскошь наряда —
Всё не в пользу её говорит.

Читаем у В. Брюсова:

Жить, храня веселье горя , помня радость прошлых весён.

А вот как использовал оксюморон А. Блок:

Мы любим всё — и жар холодных числ, и дар божественных видений.

Чтобы привлечь внимание читателя, часто многие писатели использовали стилистическую фигуру оксюморона в названиях своих произведений, например:

  • А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» («Повести Белкина»);
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»;
  • Л.Н. Толстой «Живой труп»;
  • И.С. Тургенев «Живые мощи»;
  • Ф. М. Достоевский. «Честный вор» ;
  • В. Вишневский «Оптимистическая трагедия»;
  • Ю. Бондарев «Горячий снег»;
  • Е. Шварц «Обыкновенное чудо»;
  • А. Азимов «Конец Вечности»;
  • Л. М. Гурченко «Мое взрослое детство».


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...