Соколов С. Социальная конфликтология - файл n1.doc

Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.

Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.

Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.

Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.

В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.

В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.

В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.

В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.

С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».

Книги (3)

Введение и теорию социальной коммуникации

В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.

Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.

Информационное общество в виртуальной и социальной реальности

Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.

Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.

Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.

Общая теория социальной коммуникации

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.

На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.

Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.

Социальная информатика как научная дисциплина предполагает изучение и анализ процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационнокоммуникационных технологий. Для того, чтобы представить эти процесс в историческом развитии необходимо определить базовое понятие или объект рассмотрения. Нам представляется логичным использовать для этих целей понятие «Общественная коммуникационная система».

Понятие общественной коммуникационной системы и связанную с ним концепцию эволюции культуры и социальных коммуникаций, предложил проф. А.В. Соколов. Данная концепция представляет интерес и взята нами за основу, т.к. основана на институциональном подходе к анализу социально-коммуникационных процессов и опирается на большое количество фактофафического материала.

Понятие общественной коммуникационной системы

В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А.В. Соколов предлагает следующее определение общественной коммуникационной системы: «Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально- техническими ресурсами и профессиональными кадрами» 1 .

Культура , по А.В. Соколову, является совокупностью овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, а ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Тем самым, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи. Эволюция культуры и социальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, - они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры человечества - поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают с этапами истории культуры.

Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами социальной коммуникации:

  • - археокультура (сфера микрокоммуникации);
  • - палеокультура (наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная);
  • - неокультура (массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем).

В концепции А.В. Соколова различаются три уровня коммуникационной культу ры: словесность, книжность, мультимедийность.

Словесность - такой уровень коммуникационной культу ры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность - такое состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Книжность включает в себя три поколения: рукописную, мануфактурную и индустриальную книжность.

Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Таблица 4.1 представляет в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем и соответствующих уровней коммуникационной культуры, предложенные А.В. Соколовым.

Важным элементом данной концепции является принцип преемственности коммуникационных каналов. Человек получил в наследство от своих предков-иралюдей два канала устной коммуникации - невербальный (общение с помощью жестов, музыка, ганец) и вербальный (человеческая речь). К этим каналам в период верхнего палеолита (40- 15 тыс. лет назад), присоединились искусственные каналы - иконический (живопись) и символьный (скульптура и первые сооружения) каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались художественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура - из амулетов, талисманов и прочих вещественных символов.

Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять общественные коммуникационные потребности. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов.

Таблица 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке (по А. В. Соколову)

Наименование ОКС У ровни коммуникационной культуры

Хронологические этапы (длительность)

Кол-во

каналов

I. Общинная ОКС

Господство икоиических документов и археокуль- турной словесности (Бифуркация I)

  • 40-5 тыс. лет назад
  • (25 тыс. лет)

И. Рукописная ОКС

Сочетание словесности и палеокультур!юй книжности

(Бифуркация И)

III тыс. до н. э. - I пол. XV в. н.э. (4,5 тыс. лет)

III. Мануфактурная ОКС Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания (Бифуркация III)

XV-XVIII вв. (350 лет)

IV. Индустриальная ОКС Индустриальная неокульту рная книжность; господство машинной полиграфии (Бифуркация IV)

V. Мультимедийная ОКС Господство мультимедийных телевизионнокомпьютерных каналов

II пол. XX в. - настоящее время

Следует отметить, что в концепции А.В. Соколова термин «бифуркация» используется как раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части. Подобно тому, как в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются. При этом исходный канал не исчезает, а сохраняется.

В табл. 4.1 обозначены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. лет до н.э.); на стыке палео культуры и мануфактурной неокультуры (середина XV века); на переходе от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало XIX века) и, наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). Точки бифуркации - это границы между различными ОКС. При этом подчеркивается, что в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными общественными коммуникационными системами.

Получается, что бифуркация I вызвала к жизни два новых коммуникационных канала - письменность и литературный язык; бифуркация II - изобретение книгопечатания и великие географические открытия, которые сделали достаточно массовым использование путешествий как нового коммуникационного канала; бифуркация III - промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, телефона и радио; бифуркация IV - научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию - телевидение и компьютерные телекоммуникации.

Если принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, 6, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую

прогрессию. А.В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и, соответственно, в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.

Представим в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем, а также соответствующих им уровней культуры и коммуникационных каналов 1 .

О проекте «Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Несмотря на то что в СМИ сейчас слово проигрывает визуальному образу, люди, умеющие обращаться со словами, по-прежнему востребованы. В рубрике «Конструктор успеха» Павел Соколов, выпускник и главный редактор портала издательства «Эксмо», рассказал, как совмещать в себе менеджера и драматурга, что сейчас происходит с книгами и в чем заключается долг русского интеллигента.

С чего начались ваши отношения с текстом?

Книги всегда меня окружали, поскольку родители их охотно покупали и коллекционировали, а читать я любил. Но не хочется пересказывать свою биографию. Расскажу об одном ярком эпизоде из детства. Классе в пятом я серьезно заболел, долгое время лежал дома и нашел старый учебник по истории для старших классов. За один вечер я прочел его целиком, впечатление было колоссальным.

Что было причиной для поступления на «Журналистику»?

Наверное, случай. До поступления в Вышку я участвовал в «Умницах и умниках» и мне дали льготу при отборе в МГИМО, но пошел я все-таки в Вышку. Поступил по многопрофильной олимпиаде. Был 2006 год, мне показалось, что это перспективный и заманчивый вуз с очень авторитетными преподавателями — это были , . В общем — цвет отечественной словесности. А в бакалавриате благодаря у нас сложился литкружок — любопытно, существует ли он сейчас?

экземпляров — на столько выросли бумажные тиражи книг в «Эксмо» в 2017 году

Источник: «Эксмо»

Хорош тот маркетинг, который не бросается в глаза, и мы стараемся соблюсти баланс между качественным контентом и бизнес-интересами

К сожалению, самореализация вместе с очень хорошими деньгами в сфере журналистики — почти единичные случаи в наши дни. Большая часть моих одногруппников и одногруппниц не работают в СМИ, увы. Они занимаются чем-то смежным с пиаром и диджиталом. Кто-то ушел в предпринимательство, кто-то эмигрировал. Но, судя по их постам в Facebook — у них все хорошо.

Расскажите, как вы попали в издательство «Эксмо»?

Когда я работал в Harvard Business Review-Россия, то параллельно начал читать лекции по литературе и искал пути творческой реализации наряду с профессиональной. Возможность работать в крупнейшем издательстве страны на должности главного редактора сайта показалась мне крайне интересным предложением. Я выслал резюме в «Эксмо», и когда меня пригласили на собеседование, убедился, что там мне дадут большую творческую свободу. Там меня привлекла возможность роста, создания чего-то интересного. А успешный перезапуск сайта, который состоялся недавно, только доказал это. Своеобразным подтверждением стало завоеванное нами в этом году первое место в «Рейтинге Рунета» в категории «СМИ, издательства».

Произошло разделение сайта на корпоративную часть и «Журнал Эксмо», в последнем мы освещаем разные темы — берем интервью у писателей, переводчиков и редакторов, пишем о кино и массовой культуре вообще. Да и визуально он стал лучше.

В итоге: в вашей работе больше творчества, чем менеджмента? У вас прекрасные, к примеру, интервью.

По большей части это менеджмент, а творческую работу я в большинстве случаев переложил на коллег, но иногда делаю что-то сам. Например, интервью со знаменитым отечественным японистом Александром Мещеряковым. В данном случае я был «в теме», и нам было о чем поговорить.

Вообще у меня сложилось три направления работы: главный редактор сайта, популяризатор литературы и автор художественных текстов. Они где-то пересекаются.

Отдел маркетинга не наступает вам на горло? Всегда беспокоюсь о том, как в интересной работе сосуществуют две эти ипостаси.

Хорош тот маркетинг, который не бросается в глаза, и мы стараемся соблюсти баланс между качественным контентом и бизнес-интересами, чтобы грамотно подать ту или иную книгу. Например, рецензии упомянутой вами Галины Юзефович — это ведь тоже маркетинг.

Есть парадокс: при почти полной несвободе в современных отечественных СМИ (посмотрите, что происходит теперь в редакции русского Forbes, где я работал еще пять лет назад), в литературном творчестве свобода довольно широкая. Это касается прозы, не говоря уж про поэзию, которая блестящая в последние десятилетия, а про драматургию я вообще молчу — сходите на спектакли Театра.doc, где царит тотальное высвобождение. Я говорю в первую очередь про тексты. С театром сами видите, что происходит. И какие обороты приняло дело «Седьмой студии».

При этом — полная доступность творчества различных писателей и драматургов в интернете. Начинающий автор выкладывает свои стихи или прозу и тут уже полагается на собственную пробивную способность — образуется ли вокруг тебя сообщество или нет. В данном случае социальные сети стали довольно серьезным инструментом формирования читающей аудитории. Посмотрите на число подписчиков Бориса Акунина, Татьяны Толстой и других лидеров мнений в Фейсбуке, эти люди сами по себе уже превратились в полноценные СМИ.

Существует ли сейчас кризис печатного слова? «Эксмо» не сократило выпуск книг?

Растет количество электронных книг, аудиокниг, и вопреки всему бумажные тиражи растут. Книга видоизменяется и подстраивается в том числе под потребности тех или иных читателей. По дороге на работу я, например, слушаю аудиокнигу или лекцию, в транспорте читаю глазами традиционную книгу или электронную. Опять-таки: красивую книгу, напечатанную на хорошей бумаге и с красивой обложкой, приятно полистать. Я сам коллекционирую букинистику: тома издательства «Academia» (того, что было разгромлено в 1937 году) и книги, вышедшие в научной серии «Литературные памятники» в советское время.

Лекции стали довольно заметной частью вашей жизни — к примеру, в библиотеке им. Некрасова вы рассказали о японской литературе. С чего все это началось?

Началось году этак в 2012-м с лекций в «Циферблате», где были и замечательное пространство, и довольно интеллигентная публика. Потом уже были «Пунктум», «Курилка Гутенберга» и, наконец, Некрасовка.

Почему именно японская литература? Ах да, год Японии.

Не только. Я не покушаюсь на территорию профессиональных японоведов, а выступаю как популяризатор литературы наших дальневосточных соседей. Что касается интереса к Японии — я ее полюбил еще в бакалавриате, мне также нравится и китайская литература ХХ века. Книг японских авторов было всегда несравнимо больше, чем китайских, если говорить про современных писателей, и проверено на опыте: на японскую литературу идет больше народу, хотя опыт Поднебесной второй половины прошлого столетия нам ближе в историческом плане.

Еще я читал лекции по русской, американской и британской литературе ХХ века. Одна из наиболее интересных тем — современная драматургия. Чтобы писать хорошие пьесы, нужно еще и читать хорошие пьесы, что нетрудно, потому что антологии современной драматургии выходят с завидной регулярностью. Да и современные авторы довольно активно издаются и в сети, и на бумаге, возьмем того же Вырыпаева. Но просветительских лекций на эту тему проходит не так чтобы много.

Когда вы впервые попробовали себя в роли драматурга?

Не могу назвать себя активно пишущим драматургом — я не зарабатываю пьесами и не стремлюсь к этому. Я — кабинетный автор. Показываю работы всего нескольким людям, чье мнение для меня важно, потом отправляю на конкурсы, если ничего не происходит — ну и ладно. Двигаюсь дальше.

Когда я заканчивал бакалавриат, мне рассказали, что есть Всероссийский семинар драматургов. Я тогда участвовал в жизни литературного кружка, писать пьесы мне казалось странным делом, но оно на удивление легко пошло. В 2016 году я попал на интенсив в Creative Writing School к известному российскому драматургу Михаилу Угарову, и моя пьеска понравилась Михаилу Юрьевичу. Над моей последней серьезной вещью я начал работать еще во время учебы у него и получил много ценных советов — в начале июня пьесу «Поминки по Филу» ставили в Челябинском драматическом театре в рамках Всероссийского конкурса драматургов «Авторская сцена» . Также она вошла в лонг-листы «Евразии» и «Ремарки», а на Международном конкурсе драматургии «Баденвайлер» даже заняла призовое место.

Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

Если говорить про «Авторскую сцену», то участие в фестивале — очень нервное занятие, к тому же пьеса основана на реальных событиях, и темы, поднятые в ней, довольно проблемные. И по опыту показа в Челябинске я понял, что современные пьесы реально волнуют людей — спектакль шел час, а после было два часа обсуждения, и подчас на повышенных тонах, но спасибо Алексею Слаповскому — он отлично модерировал дискуссию. Да и вообще всячески поддерживал.

Я пишу в год одну пьесу, реже — две. А также несколько заметок и очерков, пару рассказов. Пишу я от руки, затем только перепечатываю, так что работаю медленно. И, разумеется, веду дневник.

На данный момент вы считаете себя реализованным профессионально и творчески?

Есть расхожее противоречие: когда цель — деньги, автоматически наступает смерть творчеству. Я стараюсь придерживаться баланса. Мне в этом плане очень нравится восточная концепция: человек в том же древнем Китае мог быть чиновником, но ничто ему не мешало писать стихи и заниматься философией, более того — это было полезно и для него, и для страны. Я понимаю, что могу делать благо, сидя одновременно на разных стульях. Мариэтта Чудакова, с которой я работал в Harvard Business Review-Россия, сказала как-то, что долг русского интеллигента — просвещать людей. И я полностью согласен с этим утверждением. Я в первую очередь связываю себя со своей страной и русским языком.

Фокус на вечное?

Я так далеко не замахиваюсь. Важно хорошо делать свою работу. Вот и все.

Соколов А. В. Социальные коммуникации: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

Соколов А.В. Социальные коммуникации: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / А. В. Соколов; науч. ред. Г. В. Михеева. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 288 с.

В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Исходя из понимания коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе. Учебник носит междисциплинарный характер, в нем учтены взаимосвязи библиотековедения, библиографоведения, книговедения с прочими общественными и гуманитарными науками в области коммуникационной проблематики.

Настоящий учебник является первым учебным пособием по социальным коммуникациям, специально адресованным студентам библиотечно-информационной школы и адаптированным к требованиям федерального образовательного стандарта третьего поколения. Он может быть использован библиотекарями-библиографами практиками и информационными работниками для повышения квалификации и самообразования.


Введение 7
Глава 1. Начала теории социальной коммуникации 14
§ 1.1. Понятие коммуникации 14
§ 1.2. Типы реальностей и типы коммуникаций 17
§ 1.3. Смысловая социальная коммуникация 31
§ 1.4. Информация и коммуникация 51
§ 1.5. Функции естественного языка и речи 59
Глава 2. Коммуникационная деятельность 67
§ 2.1. Субъекты коммуникационной деятельности в пространствах культуры 67
§ 2.2. Формы, виды, уровни коммуникационной деятельности 75
§ 2.3. Микрокоммуникация 82
§ 2.4. Мидикоммуникация 101
§ 2.5. Массовая макрокоммуникация 111
§ 2.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности 121
Глава 3. Социальная память 133
§ 3.1. Смысловая память и мнемические действия 133
§ 3.2. Структура национальной памяти общества 139
§ 3.3. Проекты общечеловеческой памяти 153
§ 3.4. Проблемы построения общечеловеческой памяти в XXI веке 175
Глава 4. Эволюция социальных коммуникаций 183
§ 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем 183
§ 4.2. Археокультурная словесность 189
§ 4.3. Палеокультурная книжность 196
§ 4.4. Мануфактурная книжность 202
§ 4.5. Индустриальная книжность и массмедиа 215
§ 4.6. Мультимедийная культура информационного общества 244
Заключение. На пути к метатеории 269
Предметный указатель 276

Введение

В первом приближении будем понимать социальную коммуникацию как целесообразное, опосредованное знаками (речь, изображения, жесты, мимика и т. д.) взаимодействие между социальными субъектами (отдельными личностями, социальными группами, массовыми совокупностями). Очевидно, что коммуникация (общение) между людьми – необходимое условие формирования рода человеческого (антропогенез) и человеческого общества (социогенез). Отсюда вытекает бесспорный, даже тривиальный, вывод о том, что коммуникация является необходимым, а может быть, и определяющим фактором культурной эволюции человечества.

Повседневно практикуя коммуникационную деятельность, люди с древнейших времен задавались вопросами: откуда взялся язык? что такое память? как общаться с силами природы, потусторонним миром, всемогущими божествами? У многих народов существуют мифологические ответы на поставленные вопросы, есть различные ответы в религиозной и научной литературе. Возьмем для примера мифы Древней Греции.

В обширном древнегреческом пантеоне социальная коммуникация представлена довольно обширно и разнообразно. Один из старейших олимпийцев Гермес, наделенный даром красноречия, обутый в золотые крылатые сандалии и вооруженный золотым магическим жезлом, выполнял функции вестника богов, посредника между богами и людьми (роль «почтальона богов» играла также богиня Ирида). Гермес был гидом и покровителем путников (неслучайно имя его происходит от слова «герм» –путевой знак). Коммуникационные способности Гермеса дополнялись хитростью, сообразительностью и даже вороватостью (хитроумие Одиссея объясняется его происхождением из рода Гермеса). Учитывая предпринимательские способности Гермеса, римляне превратили его в бога торговли и обогащения Меркурия, который носил не только крылатые сандалии, но и кошель для монет. Таким образом, в мифическом образе Гермеса органично сочетались красноречие, лукавство, охота к перемене мест, торговая предприимчивость.

Прагматичный Гермес был равнодушен к искусству, поэтому, смастерив семиструнную лиру, он уступил ее Аполлону за стадо коров. Образ прекрасного и мудрого бога художественного вдохновения и прорицания будущего, предводителя муз Аполлона удивительно точно раскрывает духовное богатство коммуникации. Коммуникация оказывается искусством, различные грани которого символизируют аполлонические музы. Пластику непосредственного общения передает грациозная Терпсихора; лирическую поэзию представляют Эрато и Евтерпа, в руках которых музыкальные инструменты; о трагедиях повествует суровая Мельпомена, дополняет ее смеющаяся Талия, муза комедии; строгая Полигимния и Каллиопа со свитком и палочкой для письма фиксируют текущие события; Клио – муза истории воплощает социальную память; наконец, умная Урания – муза астрономии с небесным сводом и циркулем олицетворяет научное познание. Под эгидой мусагета Аполлона сосредоточена невербальная и вербальная, устная и документальная, эстетическая и научная коммуникация. Текущая коммуникационная деятельность взаимодействует с социальной памятью. Если же добавить хитросплетения повседневного обыденно-делового общения и транспортные перемещения, которыми ведает практичный Гермес, можно сказать, что древнегреческая мифология непостижимым образом отразила общую структуру социальных коммуникаций, свойственную не только античности, но и последующим цивилизациям.

В этой структуре представлены: разные типы коммуникации – перемещение материальных объектов (путников, грузов и т. д.) в геометрическом пространстве и движение смыслов (знаний, умений, эмоций, волевых побуждений, фантазий) в социальной реальности; разные формы, виды и уровни коммуникационной деятельности; всевозможные коммуникационные каналы (средства связи), образующие устную и документальную коммуникацию; наконец, социальные институты, охватывающие повседневное общение, массовую коммуникацию, социальную память, эстетическую коммуникацию (поэзия, музыка, театр и т. д.); институциональную коммуникацию (религия, наука, политика, право и пр.). С течением времени появлялись новые средства, методы, каналы, центры и службы коммуникации, возникали новые проблемы и угрозы, но сама структура Аполлона-Гермеса доныне сохраняется в качестве незыблемой основы, потому что она имеет не исторически или национально ограниченное, а вечное общечеловеческое значение. Поэтому, если бы потребовались небесные покровители коммуникации, резонно выбрать древнегреческих богов Аполлона и Гермеса.

В наши дни, когда речь идет о формировании информационного общества в виде компьютеризованного мира с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей, традиции Гермеса и Аполлона вытеснены на периферию общественной жизни. Однако, преодолевая древнегреческую мифологию, не следует игнорировать уроки, которые можно извлечь из эволюции социально-культурных коммуникаций. Главный вывод состоит в признании фундаментальной значимости коммуникации для человеческой цивилизации. В свое время П. Я. Чаадаев (1794-1856) сформулировал этот вывод вполне определенно: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» . Более развернуто мысль остроумного философа-скептика можно выразить в следующих тезисах, достаточно очевидных в наши дни:

В процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка; коммуникация – способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей; коммуникационная потребность – органическая (абсолютная) духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам; коммуникация – фактор и условие существования любых человеческих общностей – от малых социальных групп до наций и государств; коммуникационная деятельность – источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.

Актуальность издания учебника по социальным коммуникациям, адресованного библиотечно-информационным факультетам, продиктована обострением жизненно важных проблем библиотечно-информационной деятельности. Жизненными проблемами являются девальвация книжной культуры, упадок социального престижа библиотечной профессии, неопределенность места и роли книжно-документальной коммуникации в наступающем информационном обществе. Эти проблемы обусловлены существенными изменениями в структуре социальных коммуникаций и коммуникационной практике активного населения. Совершенно очевидно, что для преодоления негативных последствий перечисленных проблем библиотечно-информационным работникам нужно профессионально ориентироваться в современной социально-коммуникационной системе. Отсутствие адресованных им учебников и учебных пособий по социальным коммуникациям делает эту задачу практически невыполнимой. Поэтому актуальность издания настоящего учебника не ограничена рамками библиотечной школы, она распространяется на библиотечно-библиографическую практику, на научные основания библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

Цель учебника – адаптировать научные знания в области социальной коммуникации (communication studies) для формирования профессионально-культурных компетенций библиотечно-информационных работников, соответствующих условиям информационного общества. Целью обусловлены задачи:

Разработка понятийно-терминологической системы для раскрытия сущности социально-коммуникационной деятельности и социальной памяти; рассмотрение библиотечно-информационной деятельности как разновидности социально-коммуникационной деятельности, а библиотечно-информационных учреждений как коммуникационных центров; осмысление эволюции социальных коммуникаций и сочетания книжности с мультимедийной культурой; определение социальной миссии библиотек в техногенном информационном обществе; выявление научных знаний о коммуникации, имеющих значение для развития теоретических оснований библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

Профессионально-педагогическая направленность учебника заключается в формировании следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»:

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента информационно-коммуникационных продуктов и услуг; готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации; готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности; готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности; готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки; готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере.

В результате изучения учебника «Социальные коммуникации» студент должен Знать:

Научное понимание и типизацию коммуникации; определение социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве; классификацию коммуникационных знаков; виды, уровни, формы коммуникационной деятельности; особенности межличностной, групповой и массовой коммуникации; структуры групповой и общественной социальной памяти; разновидности коммуникационных каналов и закономерности их формирования; взаимосвязи и особенности устной коммуникации, документальной коммуникации, электронной коммуникации; эволюционные стадии развития общественных коммуникационных систем; Интернет как инструмент глобализации; миссию библиотек как гуманистического оплота нации в информационном обществе; современную систему наук о коммуникации, включая документоведческий цикл наук.

Проблемы начинаются, когда мы пытаемся осмыслить сущность этого фактора и механизмы его воздействия на отдельную личность, социум, современную культуру. Существуют разные типы коммуникации, и беседа с друзьями совсем не то, что диалог с голосом собственной совести, осмотр достопримечательностей Парижа или торговля недвижимостью. Время от времени происходят коммуникационные революции, которые воздействуют на психику людей, изменяют образ жизни общества и не всегда в лучшую сторону. Достаточно вспомнить, что ложь, обман, лицемерие, пошлость, клевета и т. п. – это коммуникационные явления, умножающиеся по мере возрастания потоков коммуникации.

Определять каналы семантической информации, соответствующие данной коммуникационной потребности; анализировать коммуникационные барьеры; предлагать коммуникационные инновации для преодоления затруднений в коммуникационной деятельности; находить формы и методы социального партнерства библиотек с другими коммуникационными институтами; ориентироваться в ассортименте коммуникационных продуктов и услуг, пользующихся спросом в обществе; заимствовать и внедрять новые методы и средства реализации библиотечно-информационных процессов; способствовать повышению коммуникационной культуры пользователей библиотеки, особенно подрастающего поколения.

Владеть навыками:

Использования понятийно-терминологической системы теории социальной коммуникации; информационного подхода к анализу коммуникационной деятельности современных библиотек; мотивации к профессиональному выполнению библиотечно-информационной деятельности; постоянного совершенствования профессиональных знаний и умений путем самообразования и участия в системе повышения квалификации.

Учебник базируется на осмыслении современных отечественных и зарубежных исследований в области социальных коммуникаций применительно к жизненным проблемам библиотечно-информационной деятельности, а также на личном научно-педагогическом опыте автора. Содержание учебника продиктовано стремлением изложить общие понятия и выявить общие закономерности социальной коммуникации, свойственные всем временам и всем народам. Каждая глава завершается перечнем вопросов для самопроверки и списком дополнительной литературы. В учебник включен предметный указатель, раскрывающий основные понятия и аспекты теории социальной коммуникации.

  1. Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. М., 1991. Т. 1. С. 385.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...