Константин Симонов. Биография и анализ стихотворений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, он поступил в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, прервав учёбу в аспирантуре, куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

Начало войны потрясло Симонова, и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт, и в течение войны работал в качестве корреспондента газеты "Красная звезда". Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. Всё, опубликованное в годы войны в газетах, составило четыре книги: "От Чёрного до Баренцева моря", "Югославская тетрадь", "Письма из Чехословакии".

В годы войны Симоновым написаны пьесы: "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи" и две книги его стихов: "С тобой и без тебя " и "Война". "Корреспондентская застольная", которую потом так полюбили фронтовые журналисты, тоже была написана К. Симоновым и является своеобразным гимном работы военных корреспондентов.

О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать и работать. В 50-е годы появилась его трилогия "Живые и мёртвые", в которой он рассказывает о трагических военных событиях.

Умер Симонов 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян неподалёку от Бобруйска.

Анализ стихотворений К. Симонова " Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" (1941г.) и "Жди меня".

"Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" (1941г.)

Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" (1941г.). По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову.

В нём с огромной поэтической силой поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. И "усталые женщины", и "деревни с погостами", и "изба под Борисовым"- всё это для Симонова его Родина, его земля, пусть горькая, но "самая милая", за которую и жизнь отдать в бою не жалко.

" Жди меня " .

Хочется остановиться ещё на одном стихотворении К. Симонова "Жди меня".

Это гимн любви, верности. Такая любимая, которая умеет ждать, "как никто другой", нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

"Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло…" - стихотворение К. Симонова призывало вопреки всему - надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Феномен "Жди меня", вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла - на фронт, феномен стихотворения, написанного в августе 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту - далекой женщине, выходит за рамки поэзии. "Жди меня" - молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же - опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек - сильнее войны. Если любит, если верит.

Анализ стихотворения Симонова "Жди меня" (2 вариант)

Одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова "Жди меня", посвящённое любимой женщине поэта - Валентине Серовой.

Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, "Правда" опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…

Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (В.С.). Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов. Поскольку ударение падает на последний слог в строке, можно заключить, что это - мужская рифма. Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению. Пафосность нисколько не портит это стихотворение, а наоборот, заставляет перечитывать его снова и снова.

Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь - жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

Каждая строфа начинается словами "жди меня, и я вернусь" - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как "Аминь" в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: "жёлтые дожди", "снега", "жара". Читатель понимает, что "ждать", на самом деле, не так просто: "других" уже "не ждут"; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: "Я вернусь". С условием, что его будут "ждать", но не просто, а "очень".

Во второй строфе, на мой взгляд, преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г, когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. "Пусть поверят сын и мать", "пусть друзья устанут ждать", действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое "жди" звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, "помин души", откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.

Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. "Смертям назло". Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. "Не понять не ждавшим им", что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль "среди огня". Но это секрет только для двоих. Об этом "будем знать только мы с тобой". Но тайна раскрывается просто, "просто ты умела ждать". Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья - "как никто другой".

Потрясающее стихотворение Симонова "Жди меня" подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

Много на земле стихотворений хороших и разных. Но "Жди меня" Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.

" Ты помнишь, Алёша " (2 вариант)

Обращение "Алеша" использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах "бесконечные, злые дожди" сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные, злые слезы. Самое страшное -мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И.эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки. В таком ракурсе первая строка стихотворения звучит, как крик душевной боли. Эпитет " усталые женщины" подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, какая работа в прифронтовой полосе, усталые от безнадежности ситуации, от горя. Сравнение кринки несли, " прижав, как детей, от дождя их к груди"- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза.

И вдруг среди печальных строк появляется эпитет "великая Русь". Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе "горькое сегодня и великое в исторической памяти" стали подбирать из текста средства выразительности.

В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты " злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам), вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха", гипербола "слезами измеренный тракт",сравнение "как на смерть одетый старик", инверсия "только пожарища по русской земле раскидав позади", "умирают товарищи", "пули пока еще милуют". Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем!" В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?

Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты "великая Русь", "русские околицы", "кресты на русских могилах", "русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина", "песня женская" (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека), "милая горькая земля", метафора "Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых". Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.

После анализа средств выразительности мы понимаем позицию автора и легко сформулировали основные проблемы: нравственно-психологическая - душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема -значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.

Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой "трижды поверив, что жизнь уже вся…", где К.Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента.

Таким образом, средства выразительности произведения не только помогают понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.

симонов военный корреспондент стихотворение

Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: " Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я - другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", - так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Детские годы К. Симонова, учеба, работа в журналах. Первая пьеса "История одной любви". Курсы военных корреспондентов, служба в армии, война, неудачная семейная жизнь. Образ войны в произведениях Константина Симонова. Тексты известных стихотворений.

    презентация , добавлен 10.11.2009

    Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Константин Симонов - военный корреспондент. Военная художественная литература Симонова. Военная лирика. Военная проза. Военная драматургия. "Живые и мертвые" К. Симонова - эпос войны. Образ Германии и немцев в творчестве Симонова. Общественный деятель.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2002

    Ранняя проза К. Симонова. Военная тематика и описание войны в творчестве писателя. Драматургия К. Симонова. Любовь, преданность, верность и патриотизм в творчестве писателя. Острейшие противоречия и конфликты своего времени.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Детство и юность писателя Константина Симонова. Учеба в литературном университете. Формирование основных жизненных принципов. Тема войны в творчестве писателя. Валентина Серова как лирическая героиня и муза поэта. Осень 1949 года. Роман "Живые и мертвые".

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Начало творческой деятельности и первые стихотворения. Формирование основных жизненных принципов поэта. Тема войны в творчестве К. Симонова. Общественная деятельность после Второй мировой войны.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    Ознакомление с методикой современного изучения лирических произведений в школе. Сопоставительный анализ как один из методических приёмов изучения поэзии. Рассмотрение опыта сопоставительного анализа на примере стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Роль любовной лирики в творчестве К.М. Симонова. Цикл стихов "С тобой и без тебя" как лирический дневник в стихах. Женщина как символ вечной красоты. Тема любви на фоне военной тематики. Драматическая история отношений, пронесенная через тяжкие испытания.

Великая Отечественная – еще одна война, ставшая для советского поэта Симонова вдохновением при создании произведений о настоящей дружбе, любви и героизме: работа «Полярная Звезда» датируется 1941 годом.

Это стихотворение начинается с дружбы: военный товарищ просил лирического героя – поэта написать стихотворное письмо его любимой женщине. Симонов утверждает, что просьбу друга исполняют с первого раза, не заставляя его ждать.

Поэт также делает заметку, что не был знаком с женщиной «попутчика»: не видел ее «глаз и рук». Но автору стало

Известно несколько фактов: где живет возлюбленная и когда происходили свидания. Где-то в Азии в «зеленом городке» ходит легкой поступью по песчаной земле девушка, «робко» любившая своего милого. Поэт признается: проще выдать свои чувства через другого человека, передать любовную записку, чем лично, глаза в глаза рассказать о том, что скрыто в сердце. «Не смейте» забывать любви, – искренне просит лирический герой.

При Полярной звезде встречались влюбленные. Находясь в разлуке, они из разных сторон земли все так же сходятся, смотря на яркую точку в затянутом черным полотном небе, – уверен поэт. И пока любимая

Товарища помнит о нем, ждет и верит в скорую встречу, пока продолжает каждый вечер дожидаться появления Полярной звезды, до тех пор будет жить друг поэта, не утратит смелости в бою, не потеряет сокровища в душе.

На полуострове Рыбачий создал Симонов стихотворение. Выбрал он символ самой яркой точки созвездия Малой Медведицы для выражения путеводной звезды для разлученных людей – надежды на встречу.

В произведении использован стихотворный размер ямб. Речь четкая, с небольшим количеством эпитетов, что не мешает выразительно передать сильные чувства. Наоборот, не напыщенность и простота показывают искренность написанных слов.

Война способствует обострению восприятия у людей творческих. Поэтому Симонов в работе «Полярная звезда» расписывает все простыми словами, но в их сочетании ощущается яркость образов, которыми вдохновлялся поэт.

Такие строки западают в душу и читаются не только современниками, но и последующими поколениями; для участников военных событий они душевная ностальгия, для остальных – предостережение о последствиях войны.

Стихотворение «Из дневника» было написано К. Симоно­вым в 1941 году. Основная мысль его - «война - совсем не фейерверк…». Именно об этом поэт говорит в финале: «Да, война не такая, какой мы писали ее, - Это горькая штука…».

Стихотворение называется «Из дневника», оно представ­ляет собой отрывок, раскрывающий личностные впечатления лирического героя, события его жизни, его внутренний мир. Но вместе с тем здесь запечатлены события из жизни страны, ее история. Жанровое своеобразие обусловило и стиль поэта, фрагментарный, отрывистый и лаконичный. Все происходя­щее напоминает нам кадры кинохроники первых военных дней.

В начале стихотворения поэт рисует будничные картины: началась война, лирический герой, вчерашний мальчишка, надевает солдатскую шинель, уходит на фронт, расставаясь со своими близкими. И он - один из многих, сменивших мир­ную, размеренную жизнь на тяжелые фронтовые будни. Вой­на оказывается совсем не такой, какой она представлялась лирическому герою:

Из объятий, из слез, из недоговоренных слов Сразу в пекло, на землю.

В заиканье пулеметных стволов.

Только пыль на зубах.

И с убитого каска: бери!

И его же винтовка: бери!

И бомбежка - весь день,

И всю ночь, до рассвета.

Неподвижные, круглые, желтые, как фонари,

Над твоей головою - ракеты…

Почти все стихотворение состоит из коротких, односос­тавных, неполных предложений («Синий свет на платформах», «Белорусский вокзал», «И мельканье подножек», «И ответа уже не услышать»). Поэт рисует все происходящее пункти­ром, несколькими резкими и четкими штрихами. При этом, добиваясь эффекта достоверности происходящего, он вклю­чает в произведение прямую речь и диалог. Однако вопросы и просьбы остаются у К. Симонова без ответа. И это символич­но. Война стала большим нравственным испытанием для всех, она застала людей врасплох, нарушив привычный мирный ход жизни.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: парцелляцию («Июнь. Интендантство»), ри­торический вопрос («Что это значит?»), восклицательное пред­ложение («Что же делать - война!»), ряды однородных членов и бессоюзие («Из объятий, из слез, из недоговоренных слов»), сравнение («Неподвижные, круглые, желтые, как фонари, Над твоей головою - ракеты…»), анафору и синтаксический па­раллелизм («И с убитого каска: бери! И его же винтовка: бери! И бомбежка - весь день, И всю ночь, до рассвета»), метафору («Это горькая штука»).

«Слава» Константин Симонов

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Анализ стихотворения Симонова «Слава»

Константин Михайлович Симонов (1915–1979) во время Великой Отечественной войны служил корреспондентом. Это сейчас военный репортёр может не присутствовать на поле боя, а передавать вести с безопасного расстояния благодаря современной технике. Тогда же журналисту приходилось делить все тяготы военной жизни вместе с простыми солдатами.

Константин Михайлович помимо своей непосредственной работы осуществлял ещё одну очень важную задачу. Он был не просто тем человеком, который передаёт фронтовикам сообщения из тыла, а тем, кто проводил своих близких на войну, утешит хорошими новостями. Он был известным поэтом, а значит, своеобразным светочем, согревающим сердца людей. Своими стихами он воспламенял души солдат, зажигал в них надежду, примирял с потерями и смертью.

Именно такую цель примирения имело и стихотворение «Слава». Правда, речь в нём идёт не о тех лаврах, о которых грезят юные удальцы, мнящие, что война – это нечто гордое и блистательное. В этом произведении поэт словно срывает с неё сверкающий покров, демонстрируя, что слава эта – суровый дар смерти.

Первые строки стихотворения рисуют в воображении читателя безрадостную картину. Мы видим застывшую чёрную землю:
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Мы можем слышать, как мелкие снежные хлопья покрывают собой пространства благодаря аллитерациям – повторяющимся шипящим звукам: «шинель», «лежит», «уж», «запорошилась».

Ещё до того, как мы приступаем к следующей строфе, мы понимаем, что этот персонаж уже умер. Можно представить, что в свою последнюю минуту он выхватил гранату, чтобы бросить её в гущу неприятеля, но беспощадная пуля сразила его за секунду до броска. А может, он всё же успел швырнуть снаряд и, подкошенный вражеским выстрелом, погиб с чувством выполненного долга. В любом случае, этот человек – герой! Неважно, что его имя никому неизвестно. Неважно, что сейчас он лежит на холодной земле. Он прославил себя уже тем, что выступил на защиту Родины. Поэтому поэт говорит о тех, кто следует тем же путём, что их окрыляет слава мёртвых.

Эта слава – страшная. Фронтовая дорога – это путь, на одном конце которого победа, а на другом – смерть. Причём тогда, в 1942 году, когда было написано это стихотворение, второй исход был куда более вероятен. Но люди вставали один за другим и шли в бой.

Поэт постоянно противопоставляет смерть и жизнь в строках:
В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Представляется, однако, что по-настоящему над героями войны смерть была не властна. Пусть многие из них остались безымянными для истории, но они живы в воспоминаниях сослуживцев и воспеты в стихах Константина Михайловича. Благодаря этому их подвиг ярко сияет в нашей памяти.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...