Контрольная работа за ii семестр. Критическая функция философии выражается в стремлении«все подвергать сомнению Г) абстрактное мышление

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово “бытие” происходит от глагола “быть”. Но как фи­лософская категория “бытие” появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему сущест­вования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение матери­ального и идеального, место человека в обществе и в мире. Дру­гими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в осо­бой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской литературе указывается два значения слова “бытие”. В узком смысле слова - это объектив­ный мир, существующий независимо от сознания; в широ­ком - это все существующее: не только материя, но и созна­ние, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином “материя”.

Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория ма­тематика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет. А как соотносятся между собой бытие и небытие? Это уже вполне философский вопрос, и мы посмотрим, как он ре­шался в истории философии.

Начнем с философа элейской школы Парменида. Расцвет его творчества приходится на 69-ю олимпиаду (504-501 до н.э.). Ему принадлежит философская поэма “О природе”. По­скольку уже в те времена существовали разные подходы к решению философских проблем, то неудивительно, что Парменид ведет полемику со своими философскими противниками и предлагает свои способы решения насущных философских во­просов. “Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопро­са”, - пишет Парменид. Главный тезис Парменид формулиру­ет предельно кратко: “Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает”.

Другой путь - это признание того, что небытие существует. Парменид отвергает такой взгляд, он не жалеет слов, чтобы вы­смеять и осрамить тех, кто признает небытие. Существует только то, что существует, а несуществующего нет. Кажется, что только так и следует рассуждать. Но давайте посмотрим, какие следствия вытекают из этого тезиса. Главное - это то, что бытие лишено движения, оно не возникает и не уничтожа­ется, оно не имело прошлого и не имеет будущего, оно только в настоящем.

Так неподвижно лежит в пределах оков величайших,

И без начала, конца, затем что рожденье и гибель

Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем.

Для читателя, не привыкшего к философским рассуждениям, такие выводы могут показаться по меньшей мере странны­ми, прежде всего потому, что они явно противоречат очевид­ным фактам и обстоятельствам нашей жизни. Мы постоянно наблюдаем движение, возникновение и уничтожение разных предметов и явлений как в природе, так и в обществе. Рядом с нами постоянно рождаются и умирают люди, на наших глазах распалось огромное государство - СССР, и на его месте воз­никло несколько новых независимых государств. А кто-то ут­верждает, что бытие неподвижно.

Но на возражения такого рода у философа, следующего Пармениду, найдутся свои аргументы. Во-первых, говоря о бытии, Парменид имеет в виду не ту или иную вещь, а бытие в целом. Во-вторых, он не принимает во внимание мнения, основанные на случайных впечатлениях. Бытие - это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то чадо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие - это объект мысли. А на этот счет у Парменида имеется вполне оп­ределенное мнение:

Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение,

Мысли тебе не найти 1 .

Учитывая все эти замечания, еще раз рассмотрим вопрос о бытии и движении. Что значит быть в движении, двигаться? Это значит переходить из одного места или состояния в другое. А что есть “другое” для бытия? Небытие. Но ведь мы уже согла­сились, что небытия нет. Значит, бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит, оно всегда только есть, только су­ществует.

И этот тезис по-своему можно защищать и оправдывать, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы. Да, мир существует и только существует. Но если мы выходим за рамки этой простой и универсальной кон­статации, мы сразу же попадаем в конкретный мир, где движе­ние не только чувственно воспринимаемый, но и умопостигае­мый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы. И это понимали древние философы.

Кто же был философским противником Парменида? Его ро­весник, ионийский философ из Эфеса Гераклит (его акме также приходится на 69-ю олимпиаду, 504-501 до н.э.). В про­тивоположность Пармениду Гераклит основное внимание уде­ляет движению. Мир для него - это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Вечность мира, вечность бытия для Гераклита столь же несо­мненна, как и для Парменида.

Но мир Гераклита находится в вечном движении. И здесь его существенное отличие от неподвижного бытия Парменида. Од­нако Гераклит не ограничивается утверждением о подвижнос­ти мира. Само движение он рассматривает как результат вза­имоперехода противоположностей. Бытие и небытие нераз­рывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое. “Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое я старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом”, - говорит Гераклит. Из главы, посвященной истории филосо­фии, известно, что древнегреческие философы в качестве ос­новы всего принимали, как правило, четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь. Того же мнения держался и Гераклит, хотя и ставил на первое место огонь. Однако сами эти элементы он рассматривал не просто как сосуществующие, а как переходя­щие друг в друга. Бытие одних определяется через переход в не­бытие других. “Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха - рождение огня и обратно,”- так говорил Гераклит.

Развивая материалистическую философию, более поздние древние философы-материалисты Левкипп (годы жизни неиз­вестны) и его ученик Демокрит (около 460 - около 370 до н.э.) постарались преодолеть противоречия в учении о бытии и раз­работали концепцию атомизма. Атомы - это неделимые час­тицы вещества. Все видимые тела складываются из атомов. А то, что разделяет сами атомы и тела, - это пустота, которая яв­ляется условием существования многого, с одной стороны, и движения - с другой.

Аристотель в “Метафизике” характеризует взгляды Демо­крита и Левкиппа следующим образом: “Левкипп же и при­ятель его Демокрит учат, что элементы стихии - полное и пус­тое, называя одно из них бытием, другое - небытием... Пото­му-то и говорят они, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее реальна, чем тело. Эти элементы они считали материальными причинами существу­ющих вещей” 2 .

Атомистическое учение было принято и развито материа­листами Древней Греции и Рима, в первую очередь такими фи­лософами, как Эпикур (341-270 до н.э.) и Тит Лукреций Кар (около 99 - около 55 до н.э.). В дальнейшем атомизм возрож­дается в философии Нового времени.

Однако в конце V в. до н.э. в древнегреческой философии по­лучили большое развитие совершенно иные философские сис­темы - системы идеалистической философии. И вполне зако­номерно, что в этих системах представлено совсем иное учение о бытии.

Единый в своей материальности космос прежних филосо­фов был в корне преобразован Платоном (427-347 до н.э.). Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:

Ч это прежде всего мир вечных неизменных идеальных сущ­ностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая миру вещей и определяющая его: 2) это Мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полубытие; 3) это материя, то вещество из которого всемирный космический ремесленник, демиург духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам выс­шего бытия, по образцам идей.

Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона. Материя, тождественная с бытием у более ранних фи­лософов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей.

И все же, сколь ни фантастичен сконструированный Плато­ном мир, но и он является отражением и выражением того мира, в котором живет реальный, исторически сложившийся и исторически развивающийся человек. В самом деле, в реаль­ном общественно-историческом пространстве бытия челове­ческого существует мир идей, это мир общественного созна­ния, бытие которого существенно отличается от бытия природ­ных и созданных человеком материальных вещей. И, наверное, можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.

В ходе исторического развития общества развивается духов­ное производство, развиваются и обособляются формы обще­ственного сознания, которые для каждого нового поколения людей предстают как особый, извне данный и подлежащий ос­воению мир - мир идей. С этой точки зрения философию Пла­тона можно было бы рассматривать как способ фиксации этой особой формы бытия, бытия общественного сознания.

Однако реальная роль, которую сыграла философия Плато­на в истории философии и общественной мысли, оказалась иной. Через посредничество неоплатонизма философия объек­тивного идеализма Платона сделалась одним из источников христианской теологии, хотя сама эта теология выступала про­тив некоторых элементов платонизма, шедших вразрез с хрис­тианской догматикой.

Ранним и в то же время наиболее значительным представи­телем неоплатонизма был философ Плотин (около 203 - около 269). Он развил учение Платона об идеях и в определенном смысле сделал его законченным. Он разработал, если можно так выразиться, систему симметричного бытия. У Платона бытие подразделяется, как мы видели, на три части: идеи, вещи и материю, из которой образуются вещи.

В мире бытия Плотина существуют четыре вида бытия. Самый низший - это неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия, более высокий, - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он выше материи, так как представляет собой копии, пусть и несовершенные, совершенных идей. Третий вид бытия - это мир идей. Он не дан в непосредственном воспри­ятии. Идеи - это умопостигаемые сущности, которые доступ­ны уму человека вследствие того, что в душе есть высокая, при­частная миру идей часть. И наконец, согласно Плотину, есть особая материя, та, которая составляет субстрат идей. Это - четвертая, высшая форма бытия. Именно она есть вместилище и источник всего и именно она составила предмет особой забо­ты изобретшего ее Плотина. Эта форма бытия, согласно Пло­тину, есть единое.

Единое изливает себя вовне, и так последовательно образу­ется все сущее: ум и содержащиеся в нем идеи, затем мировая душа и души людей, затем мир вещей и, наконец, эманация единого как бы затухает в самой низшей форме бытия - в ве­щественной материи. Материя духовная - это нечто невыра­зимое через слова, характеризующие другие формы бытия, по­тому что это надсущностное бытие. Но душа, будучи его эмана­цией, стремится к нему, как к своему родному. “Мы лучше су­ществуем, когда обращены к нему, - пишет Плотин, - и там - наше благо, а быть вдали от него - значит быть одино­ким и более слабым. Там и успокаивается душа, чуждая зла, вернувшись в место, чистое от зла. Там она мыслит и там она бесстрастна. Там - истинная жизнь, ибо жизнь здесь - и без Бога - есть лишь след, отображающий ту жизнь. А жизнь там есть активность ума... Она порождает красоту, порождает справедливость, порождает добродетель. Этим беременеет Душа, наполненная Богом, и это для нее начало и конец, начало - потому, что она оттуда, и конец - потому, что благо нахо­дится там, и, когда она туда прибывает, она становится тем, чем она, собственно, и была. А то, что здесь и среди этого мира, есть для нее падение, изгнание и потеря крыльев”. Воспарение души, освобожденной от оков этого мира, к своему первичному источнику, к своему “родителю”-единому есть экстаз. И только он может быть для души путем познания невыразимого и не­познаваемого в наших словах и в наших мыслях единого.

Время, когда жил и развивал свои философские взгляды Плотин, было переходной эпохой. Старый, античный мир рас­падался, нарождался новый мир, возникала феодальная Евро­па. И вместе с тем возникла и стала получать все большее и большее распространение новая религия - христианство. Прежние греческие и римские боги - это были боги политеис­тических религий. Они символизировали элементы или части природы и сами осознавались частями, элементами этой при­роды: боги неба и земли, моря и подземного царства, вулкана и утренней зари, охоты и любви. Они жили где-то рядом, со­всем близко, а зачастую вступали в непосредственные отноше­ния с людьми, определяя их судьбу, помогая одним в войне про­тив других и т.п. Они были необходимым дополнением к при­роде и общественной жизни.

Завоевавшее господство монотеистическое религиозное ми­ровоззрение имело совершенно иных богов, точнее, совершен­но иного бога. Он один был творцом неба и земли, творцом рас­тений, животных и человека. Это была революция в мировоз­зрении. К тому же легализация христианства и признание его в качестве государственной религии Римской империи породи­ло лавинообразный процесс вытеснения всех других взглядов из жизни общества.

Интеллектуальная лавина христианства в Западной Европе подмяла под себя все формы духовного творчества. Философия превратилась в служанку богословия. И лишь отдельные, не­многочисленные умы средневековья позволяли себе обсуж­дать, не порывая целиком с христианством, философские про­блемы бытия мира и человека вне привычной формы библей­ского канона.

Для религиозной философии принципиально важным явля­ется выделение двух форм бытия: бытия Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенной им природы - с другой. Творя­щее и сотворенное - вот главные виды бытия.

Бытие и небытие, бог и человек - соотношение этих поня­тий определяет собою решение многих других философских проблем. В качестве примера приведем одно из рассуждении знаменитого итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568- 1639), взятое из его работы “Город Солнца”, написанной в 1602 г. Жители Города Солнца полагают два фундаменталь­ных метафизических начала: сущее, т.е. Бога, и небытие, которое есть недостаток бытийности и необходимое условие всяко­го физического становления. От наклонности к небытию, гово­рит Кампанелла, рождаются зло и грех. Все существа метафи­зически состоят из мощи, мудрости и любви, поскольку они имеют бытие, и из немощи, неверия и ненависти, поскольку причастны небытию. При посредстве первых стяжают они за­слуги, посредством последних - грешат: или грехом природ­ным - по немощи или неведению, или грехом вольным и умышленным. Как видим, определение бытия и небытия слу­жит основанием для построения системы этики. Но, чтобы не выходить за рамки, предписываемые богословием, Кампанел­ла здесь же добавляет, что все предусматривается и устраива­ется Богом, ни к какому небытию не причастным. Поэтому в Боге никакое существо не грешит, а грешит вне Бога. В нас самих заключена недостаточность, утверждает Кампанелла, мы сами уклоняемся к небытию.

Проблема бытия в религиозной философии, для которой важнейшей всегда является проблема бытия Бога, приводит к специфическим трудностям. От Плотина идет традиция, со­гласно которой Бог как абсолют не может иметь положитель­ных определений. Отсюда необходимость отрицательного (апофатического) богословия. Главная идея состоит здесь в том, что любые определения бытия, взятые как определения природы и человека, неприменимы к сверхприродному абсолюту. И впол­не логичным в этом случае оказывается отказ от определений и трактовки бытия Бога как над- или сверхбытия. Но это не ис­ключает и не снимает проблемы соотношения Бога-творца и сотворенного им мира. В бытии человека и природы должны проявиться какие-то свойства творца, что и дает основание развивать положительное (катафатическое) богословие.

Но и в дальнейшем эта проблема вставала перед теологами религиозными философами, разрабатывавшими вопросы, связанные с пониманием бытия человека, природы и неизбеж­ной для них проблемы бытия Бога. И, конечно же, философское исследование, претендовавшее на свободное развитие мысли, входило в большей или меньшей степени в противоречие с офи­циальным, каноническим толкованием бытия. От этого не спасало ни субъективное намерение тех или других философов укреплять веру, ни переход их в число священнослужителей. Это относится как к западноевропейским католическим мыслите­лям, так и к российским, православным. В качестве примера приведем рассуждение С.Н. Булгакова (1871-1944), в котором диалектика бытия выступает как диалектическая связь Бога и его творения.

“Творением, - пишет Булгаков, - Бог полагает бытие, но в небытии, иначе говоря, тем же самым актом, которым полагает бытие, он сополагает и небытие как его границу, среду и тень... Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, откры­вается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя го­ворить о Его бытии. Творя мир. Бог тем самым и себя ввергает в творение, Он сам Себя как бы делает творением”.

Длительное господство религиозной идеологии, относитель­ная слабость и ограниченная сфера влияния материалисти­ческих учений, отсутствие социальной потребности в корен­ном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приво­дили к тому, что в течение длительного исторического периода даже в материалистических учениях бытие общества рассмат­ривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда были разработаны основы диалекти­ческого материализма и сформулированы основные принципы материалистического понимания истории.

Это было сделано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В философию было введено новое понятие: “общественное бытие”. Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое об­разование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью. Появляется новый, прежде отсутствовав­ший, тип законов развития - законов саморазвития общества и его материальной основы - материального производства. У ходе этого производства возникает, отнюдь не по-платоновски, мир новых вещей, который создал не духовный творец, а материальный, но и одушевленный творец-человек, точнее, - че­ловечество. В ходе своего исторического развития человечест­во творит самое себя и особый мир вещей, названный Марксом второй природой. Принципы подхода к анализу общества Маркс сформулировал в “Предисловии” к работе “К критике по­литической экономии” (1859).

“В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отноше­ния, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответ­ствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социаль­ный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не со­знание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обществен­ное бытие определяет их сознание”".

Новый взгляд на общество привел и к новым взглядам на бытие человека. Не творение Бога, как в системе религиозных взглядов, и не творение природы как таковой, как в системе взглядов старых материалистов, а результат исторического развития общества - вот что собою представляет человек. Поэтому и отвергаются попытки найти сущность человека в Боге или в природе как таковой. Краткая формулировка этой проблемы была дана Марксом в “Тезисах о Фейербахе”. “...Сущ­ность человека, - писал Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений” 2 . Не природа, а обще­ство делает человека человеком. И собственно человеческое бытие человека возможно только в обществе, только в опреде­ленной социально-исторической среде.

Итак, мы видим, что в ходе исторического развития познания, в особенности познания философского, были выделены и по-разному истолкованы различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и вымыш­ленные (мир абсолютных сущностей, Бог).

Конец XIX- начало XX в. характерны тем, что в философии большое внимание уделялось проблемам познания. Гносеоло­гия заняла господствующее положение. Более того, развивают­ся учения, отрицающие значение общефилософских понятий и призывающие отбросить такие фундаментальные философ­ские понятия, как материя, дух, бытие. Особенно заметной такая тенденция была в позитивизме.

И в значительной мере как реакция на такие претензии по­зитивизма формируются относительно новые концепции бытия, которые в то же время поддерживают идею, согласно которой философия должна подняться над материализмом и идеализмом и выражать некую нейтральную теорию. При бли­жайшем исследовании, как правило, выяснялся идеалистичес­кий характер самих этих философских теорий.

В 20-30-х гг. в Германии параллельно начинают разраба­тывать проблемы бытия два немецких философа - Николай Гартман и Мартин Хайдеггер. О Хайдеггере уже говорилось в предыдущей главе, поэтому здесь мы обратимся к работам Гартмана.

Николай Гартман (1882-1950) написал несколько книг, по­священных проблемам онтологии, в их числе “К основам онто­логии” и “Новые пути онтологии”. Исходным пунктом его фило­софии является утверждение о том, что все существующее, как материальное, так и идеальное, охватывается понятием “ре­альность”. Нет реальности высшей или низшей, нет первич­ности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Ре­альность, говорил Гартман, оставляет место действия (дослов­но - место для игры) для духа и материи, для мира и Бога. Но, делая такие заявления, Гартман снимает вопрос о происхожде­нии сознания, о возникновении идеи Бога, о первичности ма­териального или духовного. Он все берет как данное и строит свою концепцию бытия, свою онтологию.

Н. Гартман вводит понятие “разрез бытия, разрез реальнос­ти”. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая об­ласти или слои бытия, но, как всякая граница, не только раз­деляющая, но и связывающая эти области.

Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком по­нимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот разрез проходит через человека, не разрезая его самого.

Второй разрез - между неживой и живой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое?

Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разде­ляет психическое и собственно духовное.

Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов, все бытие, всю реальность, согласно Н. Гартману, можно предста­вить в виде четырехслойной структуры:

ДУХОВНОЕ Существуют вне пространства Существуют во времени
III разрез
ПСИХИЧЕСКОЕ
I разрез Существуют в пространстве
ЖИВАЯ ПРИРОДА
II разрез
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Два слоя, находящиеся ниже первого разреза, существуют и во времени и в пространстве. Два слоя, находящиеся выше пер­вого разреза, существуют только во времени. Третий разрез нужен Н. Гартману, по-видимому, для того, чтобы преодолеть психологизм некоторых философских концепций. Духовное бытие, согласно Гартману, нетождественно психическому. Оно проявляется в трех видах, в трех модусах: как личностное, как объективное и как объективированное существование духа.

Только личностный дух может любить и ненавидеть, только он несет ответственность, вину, заслугу. Только он имеет со­знание, волю, самосознание.

Только объективный дух является носителем истории в строгом и первичном смысле.

Только объективированный дух врастает во вневременное идеальное, сверхисторическое.

Такова в самых общих чертах концепция бытия, разрабо­танная Н. Гартманом. В общем это, несомненно, объективно - идеалистическая теория. Но ее последовательность, широкий охват самого бытия и нацеленность на решение некоторых действительно значимых для науки проблем привлекали к ней внимание многих ученых.

Объективная реальность фиксируется в философии с помо­щью категории “материя”. Рассмотрением бытия как материи мы займемся в следующей главе.

На определенном этапе развития природы, по крайней мере на нашей планете, возникает человек, возникает общество. Бытие общества и бытие человека составят предмет рассмот­рения в других главах этой книги. Однако, как мы уже отмеча­ли, и в бытии человека и в бытии общества есть особая часть или особая сторона их существования: сознание, духовная де­ятельность, духовное производство. Эти очень важные формы бытия будут рассмотрены в главах, характеризующих созна­ние человека и сознание общества. Таким образом, знакомство с последующими главами этой книги позволит обогатить пред­ставления о бытии мира, общества и человека и расширит круг понятий, необходимых для формирования мировоззрения.


Похожая информация.


центральной проблемой средневековой философии является доказательство бытия бога

в основе классической концепции истины лежит принцип соответствия

с позиции агностицизма, сущность и явление диалектически взаимосвязаны

С точки зрения сенсуализма основой знания являются ощущения

раздел философии изучающий бытие, существование называется онтологией

вид материи существующий исключительно на Земле называется социально..

учение согласно которому смысл жизни является достижение счастья называется эвдемонизм

Специфика философского подхода состоит в том что человек рассматривается как существо стремящееся к совершенству

Единичный представитель человеческого рода без учета особенностей индивидом

К проявлению трансцендирующего характера философии относится … возможность выйти за пределы человеческого познания

Раздел философии, изучающий научное знание, называется … эпистемологией

Объяснительно-информационная функция, культурно-воспитательная функция относится к мировоззренческим функциям.

К методологическим функциям философии относится … координирующая

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип … автономии воли

Пирс является представителем прагматизма – философского направления, критикующего классическую философию за её абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека.

К. Поппера связано постпозитивистское направление в современной философии

К представителям антисциентистской позиции в современной западно-европейской философии относится …Г. Риккерт

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия

Развитием, с точки зрения диалектики, является… необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется… вульгарный материализм

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игра

Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности

Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется относительной истиной

Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является…возможность его сведения к протокольным предложениям

Основоположником феноменологии является …Э. Гуссерль

Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является… отрицание внеисторичности сущности человека

«Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал … Ф. Ницше

Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит … Ясперс

Учение о ценностях называется … аксиологией

Переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую называется социальным(-ой)… мобильностью

Понимание свободы как независимости от власти является характерным для представителей … анархизма

Сущностью преобразовательной функции культуры является… изменение природы, общества и человека

Философом, высказавшим мысль о влиянии техники и электроники на все стороны общественной жизни, является … З. Бжезинский

Аксиологическая функция философии выражается в ориентации человека на определенные ценности, выработке этих всеобщих ценностей.

Сущностью критической функции философии является… осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение:Пространство и время представляют собой единый континуум.

Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – …парменид

Проявлением божественного начала в человеке с позиции философии Возрождения является … творчество

Основные законы _________ были сформулированы Г. Гегелем. - ДИАЛЕКТИКИ

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …экзистенциализм

Материализм XVII века носил ________ характер. механистический

Одномерность, однородность, необратимость – свойства такого атрибута материи, как…время

Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на …естествознание

С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с … субъективным Я

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется… представлением

Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …процессуальность

Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется…эпистемология

Начальным шагом научного исследования является… формулирование проблемы

В даосизме смысл жизни заключается в… стремлении человека к естественности, близости к природе

Основной чертой современного развития общества, с точки зрения теории модернизма, является … внедрение в жизнь достижений западной культуры

Ф. Ницше понимает культуру как … стиль жизни народа

Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал … А. Печчеи

Философским учением о ценностях является …аксиология

Мировоззренческая функция философии … способствует формированию целостного представления о мире

Философия, в отличие от религии, является… теоретической формой осмысления бытия

Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся… Сократ

Наиболее крупным представителем патристики является… Августин Аврелий

Теорию естественного права разработал… Джон Локк

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является … искусство

Философское направление, считающее, что сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, называется …марксизм

Раздел философии, изучающий сущее, называется… онтология

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории… относительности

К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон … единства и борьбы противоположностей

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как … интуиция

В гносеологии понятие «истина» применимо к… знанию, обусловленному свойствами объекта

Метод моделирования предполагает наличие _______ свойств между изучаемым объектом и его моделью.общих существенных

В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении … Р. Декарта

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и … индивидуализм

Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии … персонализма

Полилинейность общественного прогресса отстаивал … Н.Я. Данилевский

Культура с позиции аксиологии предстает как… система ценностей и идеалов

К философским идеям и принципам можно отнести… идеалы гуманизма, свободы и справедливости

Предметом изучения социальной философии является…сущность общества, специфика его бытия

Общей для философии и религии функцией является… экзистенциальная

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии … Г. Гегеля

Альбер Камю является представителем… экзистенциализма

К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится … бытие

Субъективный идеализм отличается от объективного … принятием сознания субъекта, человеческих ощущений за первичное

Основными функциями социального знания являются методологическая и … аксиологическая

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется… понятием

Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной. абсолютной

Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека. Социальные свойства человека формируются на основе биологических.

Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается … синергетикой

К основным чертам восточной цивилизации относится … доминирование традиций

К представителям постмодернистской философии относится … Ж.Делез

Представителем западничества в русской философской мысли является …В. Белинский

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает… онтология

Особенностью понимания бытия в диалектическом материализме является то, что … отброшено понятие бытия как такового

Согласно диалектико-материалистической концепции развития, случайность есть… реализация одной из многих возможностей

Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими … знаками

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как … понимание

Согласно концепции научных революций Т. Куна, смена парадигм в науке является…революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму

Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в … антиномии духа и тела

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется … социализация

Культура в широком смысле представляет собой… преобразовательную деятельность человека и ее результаты

Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…аскетизма

Предметом изучения социальной философии является… сущность общества, специфика его бытия

Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира. религиозной

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что… реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Философская система К. Маркса основана на принципах … диалектического материализма

Основу человеческой психики, по З. Фрейду, составляет…«Оно»

Раздел философии, изучающий сущее, называется…онтология

Могут быть индуктивными и дедуктивными. умозаключения

Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был… Аристотель

Предметом изучения социальной философии является…бытие, формы и способы бытия мира

Прогностическая функция философии выражается в следующем … предсказывать будущий ход событий

Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира. механистической научной

Философия Платона имеет характер… субъективного идеализма

Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении …человека и мира

2. Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем...метафизика/1ая фил-я/

3. Обоснованием независимости науки от философии занимается …позитивизм

Наиболее ранней формой духовно-практического освоения мира человечеством считается …религия/мифология/

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом …философии

«Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий присутствие Творца», - заявляют …теизм

Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве…теорет основы мирровозрения

Духовная деятельность человека, связанная со стремлением к мудрости реализуется в…философии

Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука»:... Философиия выступает методологией науки

Структура философии

1. Наиболее общие вопросы бытия в философии исследует …антология

2. Гносеология - это философское учение о …познании

3. Философское учение о ценностях и их природе называется...аксиология

4. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть...история философии

5. Философская антропология - это философское учение о …человеке

6. Социальная философия - это максимально обобщенное знание о(б) …обществе

7. Исследованием общества как особого рода реальности занимается…социальная философия

8. В современной философии учение о научном познании называется…эписемология

Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается…

Основные законы и форма мышления изучаются…в логике

Осмыслением представлений о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом в жизни человека и общества занимается…эстетика

Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в…

Функции философии

1. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют …философия

Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с ________ функцией философии.

Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически - преобразовательной деятельности, выступает в роли …

Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию.

Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.

Прогностическая________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия выполняет __аксиологический_______ функцию.

Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни связано с __мировозренче.__________функцией.

Генезис философии

1. Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как…рационалистичекая

2. Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как…иррациональная

3. Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами…Ниция

4. Греческие слова phileo - любовь и sophia - мудрость дали начало термину…философия

5. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла...в античной греции

Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был …пифагор

Философия возникла в период…с 7в. До н.э. По 6 н.э.

Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира является…Фалес

Древнегреческая философия зарождается как…рационал.

Принцип воздаяния в индийской философии называется…карма

Учение о «благородном муже» разработано…конфуцием

Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название …актан

Карма - это…заккон возздания в индив религии и религии философии, опред. Характер нового рождения перевоплощения

Основателем даосизма является: лао цзы

Согласно буддизму жизнь есть…страдание

«Четыре благородные истины» лежат в основе…буддизма

Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем…Сократ

Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ - …Фалес

Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» - …Аристотель

Софисты и Сократ вошли в историю Античной философии своей ориентацией на проблему…человека

Число признается основой бытия в школе:...Пифагора

Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма:...Аристотель

Античный философ, создавший логику...аристотель

Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага:...платон

Классический период в античной философии связан с именами…сократ, платон,аристотель

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит…аристотелю

«Познай самого себя», призывал …фалес/эпикур/

Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем …Сократ

Средневековая философия

1. Согласно __реализму________ подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия - это «имена» для их обозначения

2. Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал...августин

3. Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем…Тертулиана

4. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…РЕЛИГИИ

5. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается…теоцентризм/веры и разума/

Важнейшей для средневековой философии была тема…БОГА

Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи «отцов Церкви», т.е. -…геологали

IX - XIV века в средневековой европейской философии называются этапом…схоластика

Пять рациональных доказательств существования Бога были даны…ф.аквинским

Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется…креоционизм

Христианская философия неразрывно связана с _проведециализмом_________, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря:реалистов и номеналистов

Средневековая схоластика ориентирована на учение…стремление упорядочить и доступная христианская догматика

Философия Возрождения

1. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется…гуманизм

Для эпохи Возрождения характерен...антропонцентризм

Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на…человека

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались…кампанелла,Мор

Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества без частной собственности - это …Т.Мор

Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира:...кузанский

Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой…схоластики

В основе натурфилософии Возрождения лежит…пантеизм

Философия Нового времени

1. Проблемы теории познания, поиска научного метода, становятся центральными в европейской философии …нов.времени

2. Представителями рационализма в философии XVII века являются…декарт, лейбниц,спиноза

3. Представителями эмпиризма в философии XVII века являются…томас,гоббс,беркли,юн

4. Родоначальником немецкой классической философии является…Кант

5. Новый тип диалектики, основанный не на идеализме, а на материализме, был создан в середине XIX века …Марксом и энгельсом

6. Поворот от классической философии к неклассической и иррациональной связан с такими именами, как …моленгауэр,ниция,кьер

Сенсуализм - это учение, непосредственно связанное с:ощущениями,чувствами

Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой:диалекики

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как…идеал, материализм

Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:скептицизм

Учение Л. Фейербаха характеризуется как…антропологизм

Обоснование границ человеческого разума в познании мира было дано ….кант

Центральное понятие философии Гегеля...абсол.дух /диал/

Современная философия Запада

1. Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для …экзистенциализм

2. Аналитическая философия включает в себя…/нео/позитивизм

3. Основоположником философской антропологии ХХ века принято считать:...шопеннгауэр

Возникновение психоанализа связано с именем….Фрейда

Отечественная философия

a. Первые представления о философии на Руси сложились после …принятия христианства

b. Начало материалистической традиции в русской философии положил …ломоносов

Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был …Соловьёв

99. Представитель русского космизма, учения русской философии конца XIX - начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, …Фёдоров,вернадский

100. Идейное течение, обосновывавшее своеобразие исторического развития России:...славянофилы

101. Русский философ, центральными темами творчества которого были проблемы свободы, личности и творчества:Бердяев

102. В основе философии В. Соловьева лежит идея ….всеединства

103. В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с …соборностью

104. Вопрос об исторических судьбах России в начале XIX века был поставлен..Чаадаев

Концепции бытия

a. Онтология - это раздел философии о...бытие

b. Проблема бытия была сформулирована в философии...античности

105. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется...монизм

106. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал - материального и духовного, называется...дуализмом

238. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется...плюрализмом

107. Отметьте правильный ответ

108. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность - природе или духу, все философы делятся на...материалистов и идеалистов

109. Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:...физ-ое

110. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…субстанция

111. Бытие как объективная реальность обозначается термином...материя

112. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется...материя

113. Понятие ____субстанция________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания

114. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», - утверждают...идеалисты

115. Учение о множественности субстанций - монад развивал…Лейбниц

116. Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал…декарт

117. Учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя, т.е. Богом и природой одновременно принадлежит…Спинозе

118. Трактовка бытия как «комплекса ощущений» характерна для...сенсуализма

119. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…атомизму/посмизм/

120. Способ связи элементов между собой обозначается понятием:...организация

121. Рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность, требует принцип…системность

123. Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений мира - это …детермонизм

124. Группу учений, так или иначе отрицающих реальность причинных связей в природе, обществе, познании или, по крайней мере, не признающих всеобщность таких связей, обозначают понятием …индетермизм

125. Детерминизм отрицает существование…свободы воли

126. Открытие законов и закономерностей считается важнейшей задачей _научного________ познания

127. Действие случайных факторов придает законам:

Движение, пространство, время

a. Пространство и время рассматриваются как самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности в _субстанциональной_________ концепции

b. Взаимозависимость свойств пространства и времени утверждается в _реляционной__________ концепции

c. Идея, что пространство - это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями …античн.

d. Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время …суб.идеалисты

Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием …пространство

Способность объектов, систем изменяться, переходить в иное состояние называют…движ.

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой …движ.

132. Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано …

В понимании пространства и времени существуют _субстанциональная и релеционная____________ концепции

С точки зрения реляционной концепции пространство и время:это отношения образуемые взаимодействием материальных объектов

Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем:ньютона

Диалектика бытия

a. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …тегелем

b. Утверждение идеи развития живой природы связано с именами:вернадский,дарвин,шардэн,ламарк

c. Представления древних об изменчивости мира характеризуются как…стихийная диалектика

d. С точки зрения диалектики источником развития выступают:противоречия

e. Диалектический закон отрицания отрицания выражает:...направление развитие

f. Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как …пост развитие

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Основной политической системы общества является …Государство

Основным способом существования сознания является…Знание

Основными функциями социального знания являются методологическая и …аксиологическая

Основой мира является сознание, считают…идеалисты

Основоположником немецкой классической философии является...И.Кант

Основоположником учения об атомном строении материи является…Демокрит

Основоположником феноменологии является …Э. Гуссерль

Отрицанием в диалектике является... переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

Ощущения, восприятия и представления - это формы НЕ рационального познания

Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит...Гегелю

Первый европейский университет был открыт в …Болонье

Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …самосознанием

Переход от одного качества к другому называется...Скачком

По К.Марксу, человек – это...ансамбль общественных отношений

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

Положение о том, что земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной, доказал …Коперник

Положение, что каждый человек может быть для другого только целью, но не средством, - обосновал... Кант

Положил начало неклассической философии.- …Шопенгауэр

Понимание свободы как « осознанной необходимости» принадлежит ... Гегелю

Понимание хода истории, как борьбы Земного Града и Божьего Града, характерно для…Аврелия Августина

Понятие... противоположно по смыслу понятию «истина»: Ложь

Понятие « культура» означает прежде всего …систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…Н.Я. Данилевский

Понятие «общественное сознание» означает... совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «общественное сознание» означает совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …экзистенциализм

Понятие «традиционное общество» означает: докапиталистическое, доиндустриальное общество

Понятия «культура» и «общество» соотносится следующим образом...Между ними есть содержательная связь, но они не тождественны

Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…Познание

Поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим называется историческим прогрессом

Прагматики – это те, кто считает, что... НЕ истинно лишь то, что полезно и выгодно, что приносит успех

Практика – это НЕ предвидение хода событий

Предметом философии является...Всеобщее в системе «мир-человек»

Представителем стадиальной теории развития общества является…А. Тоффлер

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…Фрэнсис Бэкон

Представителями волюнтаризма являются…Шоппенгауэр, Ницше

Представление, согласно которому природные условия, климат, рельеф местности полностью определяют развитие общества…географический детерминизм

Представления древних мыслителей об изменчивости мира характеризуются как...Стихийная диалектика

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение…Пространство и время представляют единый континуум

стихийная диалектика

Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категориям... ценностей. Эстетических

Признак, присущий истине – это...Конкретность

Признак, которым характеризуется процесс развития – это... НЕ аморфность

Принцип детерминизма утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений.

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …индивидуализм

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии... Гегеля

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…постпозитивизма

Проблемы экономической жизни являются центральными в философии…К.Маркса

Проблему существования в её наиболее общем, предельном виде выражает философская категория...

Прогностическая функция философии заключается в …предвидении будущего

Просветители были сторонниками Культа…Разума

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется…антропогенезом

Процесс постижения смысла чего-либо есть…Понимание

Процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью*

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется...Социализация

Приоритет целей отдельных личностей над общественными утверждает инидивидуализм*

Раздел философии, изучающий природу и сущность человека, называется...философская антропология

Расчленение предметов на составляющие их элементы…Анализ

Расположение явлений по степени сложности. Критерий сложности - принадлежность к соответствующей форме движения материи:

НЕ 1-дефр2-замерз-науч4-рождене

Рационализм Р.Декарта заключен в его утверждении...”Я мыслю – следовательно я существую”

Религия – это… Вера в образование Высшего Разума

Религия видит смысл жизни…за пределами самой жизни

Решающую роль в формировании человека сыграл труд, считал...Энгельс

Римский клуб - это объединение глобальных проблем современности

С позиции... сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность. Идеализма

С точки зрения материализма, законы диалектики имеют...универсальный характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…ценностей, которые человек реализует в поступках

С точки зрения экзистенциализма, человек задумывается над смыслом жизни …в пограничных ситуациях

Самосознание – это…. направленность сознания человека на оценку своих знаний, интересов, чувств, мотивов поведения

Свобода- это трагическое бремя человека, считают представители…Экзистенциализма

Система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности, называется...общество

Система норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в обществе-...Мораль

Систему примеров, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют...методом исследования

Систематизатором схоластики и создателем томизма является Фома Аквинский*

Слова «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежат…К.Марксу

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …служении Богу

Современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его дальнейшее существование, называются…глобальные проблемы

Согласно А.Шопенгауэру, все существующее представляет собой…Волю

Согласно Локку, к первичным качествам вещей относятся... НЕ протяженность и форма

Согласно концепции научных революций Т.Куна, смена парадигм в науке является….революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней, парадигму

Согласно теории отражения, первой и самой элементарной формой биологического отражения является инстинктивное поведение

Создателем классического психоанализа является …З. Фрейд

Солипсизм - это... форма субъективного идеализма

Соответствие между основными разделами философии и их содержанием: А ксиология-учение о ценностях, А нтропология – учение о человеке, Э тика – учение о морали, Г носеология – учение о познании, О нтология – у чение о бытии, Эс тетика – учение о прекрасном

Соответствие между основными сферами общественной жизни и определениями их сущности :(Политическая - осуществление государством власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий .Социальная сфера - жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений с позиций социальной справедливости, прав и свобод .Экономическая сфера - воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей, удовлетворение материальных потребностей людей .Духовная сфера - производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить их духовный мир)

Соответствие между понятиями и их значениями: В олюнтаризм-воля - высший принцип социального бытия и способа социального действия, С вобода - способност ь самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели, Н еобходимость - один из признаков закономерной связи явлений, процессов и предметов, Ф атализм - человеческая жизнь - неотвратимая реализация изначального предопределения

Соответствие между понятиями и их определениями:А льтруизм - утверждает сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. Э вдемонизм - учение о сущности, путях достижения и критериях счастья. А скетизм - предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений. П ерфекционизм - учение о постоянном стремлении к самосовершенствованию. Г едонизм - смысл человеческой жизни видит в получении наслаждений. П рагматизм - смысл жизни усматривает в достижении успеха, выгоде и пользе.

Соотношение между понятиями «движение» и «развитие» состоит в том, что... развитие является частью дижения

Носит предельно теоретический характер

Специфика философского знания заключается в том, что оно...Носит предельно общий, теоретический характер

Спор между реалистами и номиналистами - это проблема...Универсалий

Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов – это...герменевтика

Сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами, называется свойством

Сторонники диалектического материализма понимают материю как...объективную реальность

Суждение – « сознание не только отражает объективный мир, но и творит его» характеризует... активность сознания

Суждение есть форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

Суть идеального заключается в...Отражении действительносьти в… образах

Существует множество начал бытия - полагают…плюралисты

Сущность общества, согласно натуралистической концепции, обусловлена природными и космическими закономерностями

Сущность сознания отражает суждение...сознание – это субъективный образ объективного мира, это результат активного отражения мира

Сущность человека составляет единство...Биологического и социального

Сущность языка заключается в том, что он является... знаковой системой, служащей для фиксации, хранения и передачи информации

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …искусство

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…антисциентизма

Тезис о социальной природе человека отстаивает...марксизм

Тезис: «Сознание не только отражает мир, но и творит его» - означает, что...человек, опираясь на познанные законы природы, может изменять как природный, так и социальный мир, создавать предметы, которые до человека не существовали

Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах: Бердяева

Теорию естественного права разработал…Джон Локк

Теорию общественно-экономической формации разработал...

Теория агностицизма отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности. агностицизма

Теория «двух истин» получила распространение в…эпоху позднего средневековья

Теория, объясняющая происхождение человека как биологического вида, называется...Антропогенез

Термин агностицизм означает... представление о непознаваемости мира

Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого означает… непричинение зла другому

То, что лежит в основе, является сущностью, философы называют...Субстанцией

Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью НЕ практической деятельности

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …субкультурой

Труд и язык являются социальными факторами возникновения... Сознания

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …автономии воли

Уподоблял сознание человека «чистой доске»… Локк

Учение в русской философии конца XIX – начала XX веков о неразрывном единстве человека, Земли и космоса - … Космизм

Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений называется…Детерминизмом

Учение о предопределенности и неотвратимости судьбы называется...Фатализм

Учение о причинно-следственных связях называется …детерминизмом

Учение о самоорганизации материи называется...синергетика

Ф. Энгельс выделяет... основных форм движения материи. Пять

Ф.Ницше считает: "Человек – это канат, натянутый между животным и...Сверхчеловеком

Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма, - это Аристотель

Философия возникла в период…7-6в до н.э.

Философия выступает как…Знания о мире в целом ….

Философия Платона имеет характер объективного идеализма

Философия, в отличие от религии, является... теоретическая форма осмысления бытия

Философия техники - это раздел философского знания, возникший позже всех остальных

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …Ф. Бэкон

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как самостоятельные сущности, независимые от материи и ее свойств, называется … субстанциональной

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется реляционной

Философская наука, изучающая общее принципы образного постижения мира в процессе деятельности человека, называется.. Эстетика

Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной реальности, называется…Скептицизм

Философское учение, признающее дух и материю самостоятельными, независимыми началами, называется…дуализм

Форма – это…взаимная связь элементов содержания

Форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира, называется…Искусство

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется... Понятием

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…методологической

Характер и форму прогрессивно направленных изменений раскрывает закон...Отрицания отрицания

Характерной чертой русской идеалистической философии является антропоцентризм

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …неравномерность развития отдельных стран и народов

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Характерным свойством времени является …необратимость

Хронологическая последовательность этапов антропогенеза:

· 4-кроманьонец

· 1-австралопитек

· 2-питекантроп

· 3-неандерталец

· 5-современный человек

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о…смысле человеческого существования

Цивилизация есть устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, историческими и географическими рамками, - считает А. Тойнби

Проблема голода и нищеты в отсталых странах...(относится к группе проблем межгосударственного

характера)

Проблема метода научного познания была поставлена в философии (Нового времени)

Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в (Неопозитивизме)

Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в... (Постпозитивизме)

Проблема смысла жизни и смерти была одной из центральных в философии (Шопенгауэра А.)

Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория...(«экзистенция»)

Проблемы развития науки являются центральными в философии (Постпозитивизма)

Проблемы теории познания, поиска научного метода становятся центральными в европейской

философии (ХШв. - в ответах теста) 17 век.

Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в... (аналитической философии)

Проблемы, решаемые философией...(имеют всеобщий, предельный характер)

Пространство есть порядок вещей, считает концепция (реляционная)

Пространство и время - это бытия (Формы)

Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от движения и

взаимодействия тел.представителями материализма (Диалектического)

Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем.

(Тертуллиана)

Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами...(пространства)

Процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление общественной

жизни называется (Прогрессом)

Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их

взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как

(Восприятие)

Процесс трансформации биологического начала в социальное, в психоанализе называется:

(Сублимацией)

Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название...

(Антропогенеза)

Пять рациональных доказательств существования Бога были даны. (Фомой Аквинским)

Развитие - это......(необратимое качественное изменение объектов)

Развитие физики в 20 веке привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-
статистических законов (Квантовой)

Развитие личности предполагает формирование: (Самосознания) Развитие наук как смену парадигм, обосновал (Т. Кун) Развитие...(присуще природе, обществу и сознанию)

Раздел философии, в котором изучаются возможности и закономерности познания, носит название (Гносеология)

Раздел философии, изучающий природу и общие предпосылки познания, отношение знания к реальности и условия его истинности носит название (Эпистемологии) Различные исследования будущих состояний общества называются...(футурологией) Разрабатывая новые стратегии отношении человека и природы в современных условиях, философия

выполняет функцию (практическую)

Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия

выполняет функцию (Аксиологическую)

Разработка «маиевтики» как способа достижения истины связана с именем (Сократа)

Разработка проблемы идеального в советской философской мысли связана с именами. (Э В. Ильенкова

и Д.И. Дубровского)

Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой... (Э. Гуссерля)

Распространение марксизма в России связано с именами (Г. Плеханова и В. Ленина)

Рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность, требует принцип

(Системности)

Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется...(теорией)

Реализуя личностный подход в осмыслении проблем бытия, философия предстает в качестве

(Психологии)

Регулирование взаимоотношении общества с окружающей средой, как природной, так и социальной,

является функцией (Культуры)

Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть: (Знание)

Результат творческой деятельности, отличающийся принципиальной новизной, называется:

(Нововведением)

Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...(священного писания)

Религиозные ценности выражаются в: (Заповедях)

«Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий

присутствие Творца», - заявляют (Теисты)

Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в...(теории относительности

А. Эйнштейна)

Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники...(технологического

детерминизма)

Решение вопроса о смысле жизни связано с функцией философии (Мировоззренческой)

Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке

считается...(С.Кьеркегор)

Родоначальником либерализма в философии Нового времени является...(Джон Локк)

Родоначальником немецкой классической философии является (И. Кант)

Роль философии в научном познании сводится к...(эвристической функции в научном познании)

Русская идея с точки зрения Вл.Соловьева - это...(идея национального предназначения: «это не то, что народ думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нем в Вечности»)

Русский философ, центральными темами творчества которого были проблемы свободы, личности и

творчества: (Н. Бердяев)

«Рыцарем свободного духа» называл себя...(Н.А.Бердяев)

С позиции сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли,

способное творить и конструировать действительность (Идеализма)

С точки зрения решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии:

С точки зрения диалектики истина есть (Процесс развития знания)

С точки зрения диалектики источником развития выступают: (Внутренние противоречия)

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики (имеют универсальный характер)

С точки зрения идеи прогресса, утвердившейся в 18 веке, на смену дикости и варварству приходит

(Цивилизация)

С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в: (Спасении)

С точки зрения решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии:

(Технологического детерминизма)

Самой большой ценностью в философии является...(истинное знание о мире)

Самой ранней мировой религией является...(буддизм)

Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:

(Экзистенциализме)

Свобода предполагает ответственность как за свою жизнь, но и за все что происходит в мире с точки

зрения: (Экзистенциализма)

Свобода является условием творчества и формирования личности в философии (Н. Бердяева)

Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время

(Субъективные идеалисты)

Связь между свойствами Вселенной и существованием человека фиксируется в принципе. (Антропном)

Связь между событиями, явлениями и их сторонами, носящая объективный, необходимый,

существенный, повторяющийся и устойчивый характер, носит название (Закона)

Сенсуализм - это учение, непосредственно связанное с: (Эмпиризмом)

Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая

воспроизводство и изменение социальной жизни, называется...(культурой)

Систематическое философское исследование феномена техники началось в...(конце Х1Х-иачала XX

Системно-рационализированное мировоззрение, имеющее национальный и личностный характер -

(Философия)

Скептицизм мыслителей Возрождения был направлен против (Схоластики)

Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил...(Сократ)

Словом обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования, применительно к

современной науке (Парадигма)

Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу». -

доказывали.. (Платон, Гегель, марксисты)

Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоите...(умении мужественно и достойно подчиниться

Тест 236 . Проблема бытия – одна из фундаментальных в философии. Как называется раздел философии, изучающий данную проблему?

В. Онтология*

Тест 237. Проблему существования, в ее общем виде, выражает одна из фундаментальных категорий философии. Какое название носит данная категория?

С. Онтология

Тест 238. Все существующее: человек, природа, планеты, фантазии, идеи, чувства, законы и другие явления – объединяют в определенную категорию философии. Какая это категория?

Д. Бытие *

Тест 239 . Понятие «бытие» в современной философии определяется через «сущее» и имеет синоним. Какое понятие ему соответствует?

А. Экзистенция*

Тест 240. В одной из философских систем, понятие «бытие» определяют через «сущее». Как называется данное течение?

С. Экзистенциализм *

Тест 241 . В истории философии существуют три концепции бытия: материалистическая, идеалистическая. Какая еще концепция имеет место?

Д. Неклассическая*

Тест 242. В истории философии существуют три концепции бытия: идеалистическая, неклассическая. Какая еще концепция имеет место?

А. Материалистическая*

В. Дуалистическая

С. Классическая

Д. Реалистическая

Тест 243. В истории философии существуют три концепции бытия: материалистическая, неклассическая. Какая еще концепция имеет место?

А. Идеалистическая

Тест 244. В философии выделяют две сферы бытия. Какая из них именуется объективной реальностью?

Е. Материальная *

Тест 245. В философии выделяют две сферы бытия. Какая из них именуется субъективной реальностью?

В. Духовная сфера *

Тест 246. Человек – существо, объединяющее в себе две сферы реальности, одна из которых – материальная. Какая еще сфера присуща человеку?

Е. Духовная *

Тест 247 . В сфере объективной реальности выделяют две основные формы бытия, одна из которых – природа. Как называется вторая форма?

Д. Индивидуальное сознание

Тест 248. В сфере объективной реальности выделяют форму бытия, которая включает в себя физический и биологический мир. Как называется данная форма бытия?



Е. Первая природа *

Тест 249. Бытие физического и биологического миров, на которые не оказывает преобразующего воздействия человек – одна из форм бытия. Какая это форма?

В. Первая природа *

Тест 250. Лес, море, горы, растения – одна из форм объективной реальности. Какая это форма?

С. вторая природа *

Тест 251. Скульптуры, книги, здания – одна из форм бытия. Как она называется?

А. Первая природа*

Тест 252 . Совокупность материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством – одна из форм бытия. Какая это форма?

С. Вторая природа

Тест 253. Растения, животные, человек, физические явления – одна из форм бытия. Какая это форма?

Д. Первая природа *

Тест 254. Сфера субъективной реальности существует в разных формах. Какая из нижеперечисленных форм ей соответствует?

С. Духовная культура*

Тест 255 . Бытие структурировано на различные уровни: микромир, макромир. Какой уровень еще имеет место?

Д. Мегамир *

Тест 256. Мегамир, макромир – уровни бытия. Какой уровень еще имеет место в его структуре?

В. Микромир

Тест 257 . Духовное, идеальное – составляет особую сферу бытия. Какая это сфера?

В. Субъективная реальность*

Тест 258. Идеалы, идеи, нормы, ценности существующие в обществе образуют форму бытия. Какая это форма?

С. Общественное сознание *

Тест 259. В структуре бытия выделяют уровни в виде микромира и мегамира. Какой уровень еще имеет место в его структуре?

Д. Макромир *

Тест 260 . Материя – философская категория. Как она определяется в философии?

А. Объективная реальность *

Тест 261 . В основе всего многообразия явлений мира, лежит некоторая общая основа. Как она называется?

Е. Субстанция *

Тест 262. Основными неотъемлемыми свойствами материи являются пространство и время. Что еще относится к ее атрибутам?

В. Движение

Тест 263. Пространство и время являются неотъемлемыми свойствами существования определенной реальности. Как она называется?

А. Материя *

Тест 264. Движение – способ существования материи. Что собой представляет данное понятие в широком смысле?

В. Изменение *

Тест 265. Перемещение человека по комнате – одна из форм движения. Какая это форма?

Д. Механическая *

Тест 266 . Физическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

А. Молекулы *

Тест 267. Химическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

С. Атомы *

Тест 268 . Биологическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

Тест 269. Пространство и время имеют разновидности: физическое и биологическое. Какая еще разновидность имеет место?

Д. Социальное *

Тест 270. Пространство и время имеют разновидности: биологическое и социальное. Какая еще разновидность имеет место?

В. Физическое

Тест 271. Пространство и время имеют разновидности: физическое и социальное. Какая еще разновидность имеет место?

А. Биологическое *

Тест 272 . Исторические факты и события характеризуют определенный вид времени. Какое это время?

В. Социальное *

Тест 273 . Пространство, время – философские категории. Атрибутами чего они являются?

С. Материи *

Тест 274 .Человеческое общество – носитель самой высокой формы движения. Как она называется?

А. Социальная *

Тест 275 . Мир живых существ – носитель определенной формы движения. Какая это форма?

А. Биологическая *

Тест 276. Бытие – одна из основных категорий в философии. Как данная категория в философии определяется?

Д. Все сущностное и существующее*

Тест 277. Организмы, структуры, вещи, человеческие индивиды описывают мир. Чем они являются в мире?

А. Материей

Тест 278. Индивидуализированное и объективированное бытия едины. Чем представлено такое единство?

А. Языком*

Тест 279. Между бытием первой и второй природы возникают конфликты. Они могут быть энергетические. Какие есть еще конфликты?

С. Экологические*

Тест 280. Бытие отдельного человека представлено диалектикой. Одной стороной диалектического единства является тело. Укажите вторую сторону.

Тест 281. Взаимосвязь природы и общества имеет своё проявление. Что таким является?

А. Биосфера

Тест 282. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Какая это форма бытия?

А. Бытие первой природы*

Тест 283. Бытие человека имеет исходные характеристики. Какая это характеристика?

С. Социально-историческая*

Тест 284. Бытие существует и проявляется на разных уровнях. Таковыми есть микромир, макромир. Укажите третий уровень.

А. Мегамир *

Тест 285. Материя имеет свои формы существования. Одна из форм - время. Что еще является ее формой?

С. Пространство*

Тест 286. Материя имеет способ существования. В чем она существует?

А. Движении*

Тест 287. Одним из видов бытия является материя. Что в философии под ней понимают?

Д. Объективную реальность*

Тест 288. Материя как философская категория имеет своё значение. Назовите ее значение.

А. Существование объективной реальности *

Тест 289. Всеобщее свойство материи заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений в процессе взаимодействия различных систем. Как оно называется?

С. Восприятие

Тест 290. Саморегуляция и самоорганизация – стороны процесса движения. Каким системам они присущи?

Д. Биологическим*

Тест 291. Одним из состояний бытия является информация. Ее процессы можно отнести к материальным объектам. Назовите к каким объектам она относится.

Д. Идеальным*

Тест 292. Живые организмы из-за иерархичности организации систем биологических часов обгоняют время. Что в этом им помогает?

С. Приспособление*

Тест 293. Движение имеет свои виды. Один из видов характеризуется изменением качественного состояния предмета. Как называется такое изменение?

Д. Развитием

Тест 294. Перемещение тела в пространстве описывает определенную форму движения. Какая это форма движения?

С. Механическая*

Тест 295. Изменение свойств, отношений и состояний объектов, любое взаимодействие описывает какой-то процесс. Что является таким процессом?

Д. Движение*

Тест 296. Время и пространство - это универсальные формы существования. Для существования чего они универсальны?

В. Материи *

Тест 297. Пространство и время не существуют сами по себе. Вне чего они не могут существовать?

Тест 298. Социальное время имеет свои специфические черты. К ним относится движение общества. Укажите что еще является такой чертой В. Ускорение *

Тест 299. Время представлено тремя видами. Это такие виды времени социальное, биологическое. Назовите какой еще есть вид времени.

А. Физическое*

Тест 300. Симметрия – асимметрия, лево – право – это характеристики одного вида пространства. Что они описывают?

А. Биологическое пространство *

Тест 301. Исходные единицы измерения есть в биологическом виде времени. Что является таким измерением?

Д. Обмен веществ*

Тест 302. Возникновение и исчезновение цивилизаций, войны, развитие стран – описание одного из видов времени. Какое это время?

Д. Социальное*

Тест 303. Каждый вид времени имеет свою исходную, мельчайшую единицу измерения. Что является таковым для физического времени?

В. Секунда*

Тест 304. Пространство имеет специфические виды. Такими видами являются биологический, социальный. Укажите какой еще есть вид.

Е. Физический*

Тест 305. Объекты имеют качественные и количественные характеристики. Характеристикой чего является высота, ширина, размер объектов?

Д. Пространство

Тест 306. Знания о социальном времени необходимы для своевременного разрешения противоречий в обществе и гармонизации общественных отношений. Какой его характер в этом проявляется?

В. Гуманистический *

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...