Тест по теории языка. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание

Дидактическая единица: «языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм»

№ 1 Shortanswer Как называются изменения, связанные с серьезными перерождениями в структуре языка-победителя, когда носители побежденного языка вносят в принятый ими язык свой «акцент»? субстрат № 2 Multipleselection Какие факты не следует смешивать с явлениями скрещения (смешивания) языков? 1,2 № 3 Singleselection Что представляет собой влияние субстрата? № 4 Singleselection Какой фонд лексики изменяется медленнее в диахроническом аспекте? № 5 Singleselection К какому пласту лексики Относятся следующие слова: боярин, подьячий, стрелец, кистень? № 6 Shortanswer Могут ли архаизмы из пассивного словаря переходить в активный? (в ответе используйте утвердительную /отрицательную частицу). да № 7 Shortanswer Как называется обогащение словарного состава языка за счет словаря других языков? заимствования № 8 Shortanswer Кто одним из первых начал создавать на математической основе рациональный искусственный язык? Лейбниц № 9 Singleselection К каким языкам относятся: эсперанто, воляпюк, аджуванто?
1. международным
2. естественным
3. искусственным
№ 10 Shortanswer Общий язык на основе смешения родственных языков или диалектов? койне № 11 Shortanswer Устное средство межэтнического общения, которое не вытесняет из обихода другие языки, а сосуществует с ними на одной территории? лингва франка № 12 Shortanswer Вспомогательный торговый язык в бывших колониальных странах? пиджин № 13 Shortanswer Двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками или различными диалектами одного и того же языка? билингвизм № 14 Shortanswer Одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, но один из этих языков или форм считается более престижным? диглоссия № 15 Shortanswer Языки, имеющие только значение инструмента образования и предмета научного исследования? мертвые № 16 Singleselection К каким языкам относятся: латынь, арамейский, коптский, галльский, аккадский? № 18 Multipleselection Какие виды международных языков существуют? 1,2 № 19 Singleselection К каким языкам относятся языки математики, химии, логики, программирования? № 20

I вариант

1. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

2. Когнитивная функция языка – это способность

B) выражать внутреннее состояние говорящего

C) служить средством общения

3. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

4. Элементарная минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

5. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

6. Грамматика Пан́ини излагает

A) грамматическую систему санскрита

B) лексическую систему санскрита

C) фонетическую систему санскрита

D) стилистические особенности санскрита

7. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

B) VII – VIII в.

8. Парадигматика – это

9. У истоков отечественной психолингвистики стояли

A) И. А. Бодуэн де Куртене, С. Карцевский

B) В. В. Виноградов, Л. В. Щерба

C) Ф. Ф. Фортунатов, Ф. И. Буслаев

D) Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев

10. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

11. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт



D) Г. Штейнталь

12. Представители бихевиористского направления в психологии

C) не имеют никакого отношения к становлению психолингвистики

13. «Общая рациональная грамматика», разработанная учеными-монахами «По́р - Рояля» опиралась на

B) философию

C) психологию

D) естествознание

14. Национальный билингвизм характерен для такой языковой ситуации, когда

A) граждане страны используют разговорный и литературный язык

B) граждане страны знают родной диалект и национальный язык

C) в стране живут люди разных национальностей

D) в стране используются два языка в качестве государственных

15. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими языкового закона

D) эмпиризм и индуктивизм

16. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

B) А. Мейе, Л. Блумфильд, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, Л. Ельмслев

17. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит известному лингвисту

A) Ш. Балли

C) Ф. де Соссюру

D) Ж. Вандриесу

18. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Шахматов

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

19. Московская лингвистическая школа является представителем

A) логического направления в языкознании

B) формального направления в языкознании

C) психологического направления в языкознании

D) социологического направления в языкознании

20. Лингводидактика – это

II вариант

1. Диахронические универсалии – это

A) грамматические универсалии, представленные в древних языках

B) общие тенденции в развитии различных языков

C) история формирования и развития одной из синтаксических категорий

D) семантические универсалии, утратившие свое значение

2. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Бодуэна де Куртене

B) Е. Д. Поливанова

C) Н. В. Крушевского

D) В. А. Богородицкого

3. В чем сущность концепции Н. Хомского?

A) Переход языка из предметной формы в форму деятельности

B) Надиндивидуализация речевой деятельности

C) Представление об универсальности врожденных правил оперирования языком

D) Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности

4. Пиджин возникает в результате

B) исчезновения какого-либо языка для его замены

D) массовых межэтнических контактов

5. «Новое учение о языке» разработал

A) В. В. Виноградов

B) И. И Мещанинов

C) Н. Я. Марр

D) Л. В. Щерба

A) модальность, время, лицо

B) время, лицо

C) модальность, лицо

D) модальность, время

7. Лингводидактика – это

A) педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка

B) научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях

C) лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности

D) дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

8. Возникновение народностей связано с

A) развитием производительных сил общества

B) заменой прежних племенных связей территориальными связями

C) появлением частной собственности и распадом первобытнообщинных отношений

D) развитием производительных сил общества, появлением частной собственности, распадом первобытнообщинных отношений и заменой прежних племенных связей территориальными связями

9. Деление человечества на расы полностью связано с делением населения

A) территориальным

B) этническим

C) социальным

D) религиозным

10. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

A) А Леонтьев

B) Дж. Миллер

C) Л. В. Щерба

D) Л. С. Выготский

12. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

13. Московская лингвистическая школа представляет

14. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

15. Деятельность Пражского лингвистического кружка связана с

A) дескриптивной лингвистикой

B) глоссематикой

C) социолингвистикой

D) функциональной лингвистикой

16. Теорию психолингвистической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Потебня

C) А. А. Шахматов

D) Ф. И. Буслаев

17. Языки, используемые для межнационального общения, - это

A) африкаанс, суахили

B) английский, русский

C) литовский, армянский

D) китайский, монгольский

18. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт

D) Г. Штейнталь

19. Когнитивная функция языка – это способность

A) выражать внутреннее состояние говорящего

B) служить средством общения

C) воздействовать на адресат речи

D) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

20. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) общее языкознание

D) филология

III вариант

1. Заслугой младограмматиков является

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм, подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

2. Учение о языке как категории живых организмов принадлежит

A) Г. Штейнталю

B) А. Шлейхеру

C) В. фон Гумбольдту

D) Г Курциусу

3. Происхождение любого языка необходимо рассматривать с

A) культурой носителя данного языка

B) ментальностью самого народа

C) общественно-экономическим развитием народа

D) историей самого народа - носителя данного языка

4. Большинство отечественных исследователей синхронии и диахронии исходили из тезиса

A) синхрония и дахрония находятся в резкой оппозиции друг к другу и потому сохраняют свою специфику

B) синхрония и диахрония, постоянно взаимодействуя, теряют свою специфику

C) синхрония и диахрония постоянно взаимодействуют, сохраняя свою специфику

D) противопоставление синхронной и диахронной точек зрения совершенно абсолютно и бескомпромиссно

5. В числе основоположников социологического напавления были

A) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

B) Р. Раск, Ф. Бопп, В. фон Гумбольдт

C) Г. Штейнталь, А. Шлейхер

D) А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов

6. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка, занимается

A) языкознание

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

7. Зарубежная психолингвистика возникла в

A) начале XX века

B) 70 – е годы XX века

C) 50 – е годы XX века

D) конце XIX века

8. Сознание - это

A) проявление языковой способности

B) высшая форма психического отражения действительности

C) одна из сторон взаимосвязи языка и мышления

D) самореализация языковой личности

9. В чем заключается сущность мышления?

A) Мышление есть сущность человеческого мозга

B) Качество любого естественного языка

C) Система выражения смысла слов

D) Свойство искусственного языка

10. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

11. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Н. В. Крушевского

B) В. А. Богородицкого

C) Е. Д. Поливанова

D) Бодуэна де Куртене

12. Пиджин возникает в результате

A) сознательной деятельности человека

B) массовых межэтнических контактов

C) постоянного контактирования двух языков

D) исчезновения какого-либо языка для его замены

13. Деление человечества на расы связано с делением населения

A) этническим

B) территориальным

C) религиозным

D) социальным

A) время, лицо

B) модальность, лицо

C) модальность, время, лицо

D) модальность, время

15. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

16. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознании

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

17. Основателем американского структурализма (дескриптивной лингвистики) является

B) Э. Сепир

C) Л. Блумфильд

D) Г. Глисон

18. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

19. Семантические классификаторы (ключи) указывали

A) какие гласные входят в состав слова

B) сколько в слове слогов

C) к какой смысловой сфере, области действительности относится данное слово

D) какие согласные входят в состав слова

20. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) совокупность культурных, образных и словесных знаков

B) систему знаков

IV вариант

1. Аналогия – это

A) грамматические изменения в языке

B) установление между единицами языка ассоциативной связи

C) уподобление одних элементов языка другим элементам того же уровня, более распространенным и продуктивным, или сближение таких элементов

D) изменение семантики слова по метафорическому типу

2. Основателем копенгагенского структурализма (глоссематики) является

A) Х. И. Ульдалль

B) К. Тогебю

C) К. Вернер

D) Л. Ельмслев

2. Учение о морфологической структуре слова было развито в трудах представителя Казанской лингвистической школы

A) В. А. Богородицкого

B) Н. В. Крушевского

C) И. А. Бодуэна де Куртене

D) А. И. Александрова

4. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

A) VII – VIII вв.

5. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. А. Шахматов

B) А. Х. Востоков

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

6. Коммуникативная функция языка - это способность

A) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

B) служить средством общения

C) выражать внутреннее состояние говорящего

D) воздействовать на адресат речи

7. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

8. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознание

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

9. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) парадигматическими

B) лингвистическими

C) синтагматическими

D) стилистическими

10. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит

A) Ш. Балли

C) Ж. Вандриесу

D) Ф. де Соссюру

11. Элементарная минимальная часть значения, его компонент - это

D) архисема

12. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) систему знаков

B) совокупность культурных, образных, словесных знаков

C) семиотическую систему вербальных и невербальных знаков

D) выразитель духа и характера народа

13. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

14. Представители бихевиористского направления в психологии

A) являются основными критиками психолингвистических теорий

B) внесли большой вклад в становление психолингвистики

C) не имеют никакого отношения к психолингвистике

D) отрицают саму возможность существования психолингвистики

15. Историко-культурный ареал - это

A) то же, что и языковой союз

B) объединение нескольких языковых союзов

C) объединение народов и их языков на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики и т. п.

D) объединение народов на основании этнического родства

16. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими звукового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм и подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

17. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

A) А. Мейе, Л. Блумфильд, Л. Ельмслев

B) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

D) Ж. Вандриес, А. А. Шахматов

18. К первичным видам речевой деятельности относятся

A) говорение и чтение

B) чтение, письмо

C) письмо и аудирование

D) говорение и аудирование

19. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

20. Прагматика – это

A) специальная область, изучающая целесообразность использования тех или иных речевых конструкций

B) раздел языкознания, в котором изучается функционирование знаков языка в речи

C) направление, изучающее способы применения на практике достижений социолингвистики

D) дисциплина, изучающая правила поведения индивида в обществе

Контрольные тесты

1. Общее языкознание изучает:

А) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;

Б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:

А) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;

Б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:

А) социолингвистика;

Б) синтаксис;

В) психолингвистика.

4. Когнитивная лингвистика изучает…

А) процессы порождения и восприятия речи;

Б) взаимодействие языка и культуры;

В) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел

А) интралингвистика;

Б) компаративистика;

В) экстралингвистика.

6. Языкознание относится к числу…

А) гуманитарных, общественных наук;

Б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…

А) сопоставительное языкознание;

Б) сравнительно-историческое языкознание;

В) когнитивная лингвистика.

1. Язык по своей сущности явление…

А) биологическое;

Б) социальное;

В) психическое.

2. Укажите неверное утверждение:

А) физические признаки человека не имеют отношения к языку;

Б) существование и развитие языка подчинено законам природы;

В) язык возникает и развивается только в коллективе людей.

3. Сущность языка проявляется в его свойствах:

А) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;

Б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.

4. Основная функция языка:

А) регулятивная;

Б) контактная;

В) коммуникативная.

5. Функция использования языка как средства влияния на психику

другого человека называется…

А) символической;

Б) регулятивной;

В) суггестивной.

1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Ф. де Соссюр;

В) В. фон Гумбольдт.

2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется…

В) текст.

3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:

А) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;

Б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.

4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:

А) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;

Б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.

5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется…

А) речевой деятельностью;

Б) языковой способностью;

В) языковой компетенцией.

6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность?

А) …в языковой системе и речи;

Б) …в говорении и понимании;

В) …в языковой системе, речи и тексте.

1. Язык животных…

А) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;

Б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.

2. Искусственные языки создаются для того чтобы…

А) обеспечить приспособление к окружающей среде;

Б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;

В) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.

3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто…

А) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;

Б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.

4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:

А) дактилология;

Б) жестовая речь;

В) азбука Морзе;

Г) азбука Брайля.

5. К системе условных сигналов относятся:

А) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;

Б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.

1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это…

А) высшая форма отражения действительности;

Б) субъективная реальность;

В) объективная реальность.

2. Согласно теории вербальности мышления…

А) язык является материальной опорой мышления;

Б) мышление не связано с речедвигательным кодом.

3. Укажите неверное утверждение:

А) УПК имеет сенсорную природу;

Б) УПК содержит признаки словесного языка.

4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление?

А) Ф. де Соссюром;

Б) В. фон Гумбольдтом;

В) Э. Сепиром.

5. По теории языковой относительности…

А) каждому языку соответствует своя логика мышления;

Б) развитие языка определяется обществом.

6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в

единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;

Б) языковая картина мира.

1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это…

А) двусторонняя психическая сущность;

Б) односторонняя сущность.

2.Семиотика – это наука…

А) о знаковых системах в природе и обществе;

Б) специфике языковых знаков.

3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:

А) имеет идеальный характер;

Б) не связан с обозначаемым предметом причинной связью

В) обозначает нечто, находящееся вне него.

4. Согласно унилатеральной концепции знака

А) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;

Б) значение входит в знак.

5. Между планом выражения системы языка и планом содержания существует

А) полное соответствие;

Б) асимметричное соотношение.

6. Укажите верное утверждение:

А) семиотика раскрывает один из аспектов языка – знаковый;

Б) языковой знак не отличается от множества других знаков.

1. Укажите неверное утверждение: Система – это…

А) сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и выполняющее единую функцию;

Б) совокупность связей и отношений между элементами.

2. В системе языка:

1) отношения иерархии отражают…

А) противопоставление единиц;

Б) вхождение простых единиц в более сложные, зависимость одних единиц от других;

2) в системе языка парадигматические отношения – это

А) отношения единиц, расположенных линейно, в высказывании;

Б) отношения в группе, образованной из единиц, имеющих сходства и

различия;

3) отношения мотивации отражают…

А) связь плана выражения и плана содержания;

Б) связь новой, производной единицы языка с исходной единицей.

3. Почему язык представляет собой гетерогенную систему? Исключите лишнее.

А) его образуют однородные элементы;

Б) его образуют неоднородные элементы;

В) в нем есть нерегулярные элементы.

4. Давление системы проявляется в том, что…

А) в системе есть нереализованные возможности;

Б) нерегулярные элементы стремятся подстроиться под типовые.

5. Чем определяется динамизм языковой системы? Исключите лишнее.

А) противопоставленностью языковой традиции и живой языковой практики;

Б) противоречием между системой и структурой языка в ходе его развития;

В) наличием вариативности элементов системы языка.

6. Какой уровень не является основным уровнем языка?

А) фонологический;

Б) лексический;

В) фономорфологический;

Г) синтаксический.

7. Какая модель языка характеризуется в определении: нечетко ограниченная совокупность системно организованных разнородных единиц, объединенных общим признаком или функцией:

А) уровневая модель языка;

Б) полевая модель;

В) ассоциативно- вербальная модель.

1. Фонетика как наука изучает…

А) звуки с точки зрения их смыслоразличительной функции;

Б) акустические и артикуляционные особенности звуков, изменение

звуков в речевом потоке.

2. Элементами фонологической системы языка являются

А) аллофоны;

Б) фонемы;

В) звуки.

3. Определение фонемы как звукового типа, в котором объединяются звуки, близкие на слух и по артикуляции, принадлежит…

А) московской фонологической школе;

Б) ленинградской фонологической школе;

В) лондонской фонологической школе.

4. Фонологическое содержание фонемы – это…

А) совокупность ее постоянных признаков;

Б) совокупность ее различительных (дифференциальных) признаков;

В) совокупность переменных признаков.

5. Основные типы оппозиций фонем описал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Н.С. Трубецкой;

В) Л.В. Щерба.

6. Структура системы фонем любого языка определяется…

А) привативными, одномерными, пропорциональными оппозициями;

Б) привативными, многомерными, изолированными оппозициями.

7. Просодический уровень языка образуют…

А) ударение и интонация;

Б) ударение, интонация и чередование звуков;

В) ударение и слоги.

8. В консонантных языках преобладают…

А) гласные звуки;

Б) согласные звуки.

9. Дистрибуция – это…

А) противопоставление фонем по парам;

Б) совокупность всех возможных окружений (сочетаний), в которых

встречается фонема.

10. Согласно теории силлабофонем фонема содержит…

А) образ слога;

Б) образ звука.

1. Морфология как часть грамматики изучает…

А) систему слов;

Б) систему грамматических категорий, грамматических средств.

2. Как называется иерархическая организация слов по корневым и словообразовательным морфемам?

А) словообразовательная подсистема;

Б) словоизменительная подсистема.

3. Традиционно части речи выделяются на основании…

А) синтаксического и семантического критериев;

Б) морфологического, синтаксического и семантического критериев;

В) морфологического критерия.

А) большие группы слов по словоизменительным аффиксам;

Б) система противопоставленных друг другу грамматических форм,

выражающих общее грамматическое значение.

5. Укажите, в каком ряду приведены только примеры лексикограмматических разрядов слов:

А) вид глагола, падеж существительного, качественные и относительные прилагательные;

Б) переходные и непереходные глаголы, одушевленные и неодушевленные существительные, качественные и относительные прилагательные.

1. Укажите, какой макрокомпонент слова несет информацию о наиболее общих и существенных признаках слова:

А) денотативный;

Б) коннотативный.

2. Укажите, какой макрокомпонент несет информацию об особенностях функционирования единицы в речи:

А) коннотативный;

Б) функциональный.

3. Для обозначения звуковой оболочки слова используется термин:

А) семема;

Б) лексема.

4. Какие из признаков слова не имеют абсолютной силы, то есть действуют не во всех языках:

А) фонетическая оформленность;

Б) грамматическая оформленность;

В) наличие значения;

Г) непроницаемость;

Д) воспроизводимость в речи.

5. Внутренняя форма слова – это…

А) элемент значения, отражающий признак, который был положен в

основу наименования предмета;

Б) совокупность отражаемых словом признаков предмета.

1. В основе системной организации лексики лежит…

А) семантика слов;

Б) системность мира.

2. Системность лексики проявляется:

А) в возможности объединения слов на основе семантики в группы;

Б) в многозначности слов.

3. Какое объединение слов характеризуется в следующем определении: большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом –

идентификатором, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы:

А) тематическая группа;

Б) ассоциативная группа;

В) лексико-семантическая группа.

4. Укажите верное определение лексико-семантического поля:

А) совокупность большого числа слов разных частей речи, словосочетаний и фразеологизмов, относящихся к одной сфере действительности;

Б) совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определенным словом – стимулом;

В) совокупность большого числа слов одной или разных частей речи,

объединяемых общим понятием.

5. Системная организация лексики в целом имеет…

А) иерархическую структуру;

Б) полевую структуру.

6. В характеристике основных особенностей лексической системы языка исключите лишнее:

А) многомерность;

Б) вариативность;

В) жесткость;

Г) открытость.

1. Изучением плана выражения предложения занимается…

А) конструктивный синтаксис;

Б) коммуникативный синтаксис.

2. Структурная схема предложения – это…

А) совокупность двух словоформ, выражающих субъект и предикат

Б) совокупность всех членов предложения.

3. Структурная схема является знаком…

А) пропозиции;

Б) предикативности;

В) модальности.

5. Модальность передает…

А) соотнесенность высказывания с моментом речи;

Б) отношение сообщаемого к действительности в плане возможности

Или невозможности осуществления.

6. В аспекте плана содержания позиционная схема предложения является знаком…

А) предикативности;

Б) пропозиции

7. Как называется совокупность семантических компонентов, описывающих ситуацию, о которой говорится в предложении:

А) пропозиция;

Б) позиционная схема

8. Как называется часть предложения, содержащая новую для собеседника информацию?

А) схема;

Г) пропозиция.

9. Укажите неверное утверждение:

А) актуальное членение предложения совпадает со структурным

членением;

Б) актуальное членение предложения – это смысловое членение

предложения на известную и новую информацию.

1. Диахроническое описание языка предполагает изучение…

А) изменений языка в границах одного и того же состояния;

Б) изменений языка в разные периоды времени.

2. Что понимается в диахроническом изучении языка под дифференциацией?

А) …процесс взаимодействия между диалектами одного языка или

Б) …социально обусловленное расслоение языка;

В) …исторически обусловленный процесс дробления языка на диа-

лекты или на отдельные родственные самостоятельные языки.

3. Звуковые законы…

А) фиксируют соответствия звуков в разные периоды развития одно-

го или нескольких родственных языков;

Б) отражают чередование звуков.

4. Самые древние части речи – это…

А) имя существительное и прилагательное;

Б) имя существительное и глагол;

В) глагол и наречие.

5. Самым древним типом предложения было…

А) двусоставное;

Б) односоставное;

В) односоставное безличное предложение.

6. В древнем предложении связь между словами осуществлялась…

А) при помощи союзов;

Б) при помощи примыкания;

В) при помощи примыкания и уподобления.

7. В развитии сложного предложения большую роль сыграли…

А) причастия и причастные обороты;

Б) выделение логического субъекта и предиката.

1. Отметьте внешние (экстралингвистические) факторы развития языка:

А) контакты языков;

Б) действие аналогии;

В) языковая политика;

Г) революции, войны;

Д) миграция населения;

Е) речевая экономия.

2. Закон экономии речевых усилий состоит…

А) в стремлении человека минимизировать умственные и физические

усилия в речевой деятельности;

Б) в стремлении языка включать каждый новый факт речи в определенную систему языковых форм.

3. В чем проявляется саморазвитие языка?

А) в борьбе противоположностей;

Б) в эволюционном развитии.

4. Самой подвижной подсистемой языка, отражающей изменения в

жизни общества, является…

А) словарный состав;

Б) грамматика;

В) словообразование.

5. Почему язык перестает развиваться, «умирает»? Исключите лишнее.

А) в связи с переменами в общественной жизни;

Б) в связи с тем, что распадается общность говорящих на нем людей;

В) в связи с тем, что язык утрачивает общественные функции.

6. С чем связан прогресс в развитии языка? Исключите лишнее.

А) …с изменением его внутренней структуры;

Б) …с расширением общественных функций языка;

В) …с развитием возможностей выразить новое содержание.

1. В чем проявляется двусторонняя связь языка и общества?

А) язык – необходимое условие существования общества;

Б) развитие языка определяется обществом;

В) язык возникает только в обществе, а существование общества

обеспечивается коммуникацией на базе языка.

2. Общенациональный язык существует в нескольких формах:

А) книжная и разговорная речь;

Б) литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие;

В) научный, официально-деловой, публицистический, разговорный

3. Какой из признаков не является типичным для литературного языка:

А) устная форма существования;

Б) кодификация норм;

В) стилистическая дифференциация.

4. Литературный русский язык – это…

А) язык художественной литературы;

Б) строго нормированная форма языка;

В) книжный вариант русского языка.

5. К ненормативным формам языка относятся…

А) территориально ограниченная форма;

Б) литературный язык;

В) социальные диалекты;

Г) просторечие.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной

А) научная сфера;

Б) обиходно-бытовое общение;

В) публицистика.

7. Чем обусловливается социальная дифференциация языка?

А) …наличием территориальных диалектов;

Б) …социальной дифференциацией общества;

В) …языковыми контактами.

8. Каковы последствия коренных общественных изменений (война,революция) для развития языка? Исключите лишнее.

А) расширение сферы использования литературного языка;

Б) демократизация языка;

В) обновление политической лексики и фразеологии;

Г) смещение диалектных границ;

Д) языковой пуризм.

9. Как называется совокупность политических, юридических, адми-

нистративных и экономических мер, предпринимаемых государством для

целенаправленного развития языка?

А) языковая политика;

Б) языковая ситуация.

Ключ к тестам

Тест № 1: 1б, 2б, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б. Тест № 2: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в. Тест № 3:

1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в. Тест № 4: 1а, 2в, 3а, 4а, б,г; 5а. Тест № 5: 1в, 2б, 3б,

4б, 5а, 6б. Тест № 6: 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6а. Тест № 7: 1б; 2: 1)б; 2)б; 3)б; 3б,

4б, 5в, 6в, 7б. Тест № 8: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9б,10а. Тест № 9: 1б,

2а,3б, 4б, 5б. Тест № 10: 1а, 2б, 3б, 4б, г; 5а. Тест № 11: 1а, 2а, 3в, 4в, 5б,

6в. Тест № 12: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а, 6б, 7а, 8в, 9а. Тест № 13: 1б, 2в, 3а, 4б,

5в, 6в, 7а. Тест № 14: 1а, в, г, д; 2а, 3а, 4а, 5а, 6а. Тест № 15: 1в, 2б, 3а, 4б,

Основная литература

1. Попова З.Д. Общее языкознание: учеб. пособие / З.Д. Попова,

И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2007. – 408 с.

2. Введение в языкознание: курс лекций – Воронеж: Истоки, 2004. – 154 с.

3. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: учеб. пособие / сост.

О.Н. Чарыкова. – Воронеж: Истоки, 2008. – 58 с.

4. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 1: Общие проблемы языка: учеб.-метод.

пособие / сост. Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,

2004. – 36 с.

5. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 2: Система языка: учеб.-метод. пособие / сост.

Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44с.

Дополнительная литература

1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов,

К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2002. – 256 с.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типоло-

гия языков: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. – 2-изд. – М. : Флинта:

Наука, 2001. – 312 с.

3. Стернин И.А. Язык и мышление: учеб.-метод. пособие / И.А. Стернин. –

Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 23 с.

Предмет: Общее языкознание

Раздел 1. История языкознания

Тема 1. Введение

1. Функцией языка, осуществляющей воздействие на адресата, является

J когнитивная

J коммуникативная

R апеллятивная

J метаязыковая

2. Изучает язык с разных сторон

R лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

J психология

J философия

3. Рассматривает язык как средство выражения содержания произведения

J лингвистика

R литературоведение

J история

J логика

J психология

J философия

4. Видит в языке формы выражения единиц мышления

J лингвистика

J литературоведение

J история

R логика

J психология

J философия

5. Вопросы порождения и восприятия речи изучает

J лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

R психология

J философия

6. Создаёт общую методологию исследования языка

J лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

J психология

R философия

7. С точки зрения структуры языкознание делится на

8. С точки зрения конкретных языков языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

R русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

9. С точки зрения функционирования и социального варьирования языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

R диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

10. С точки зрения методологии и методики описания языка языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

R психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

Тема 2. Лингвистические учения в древнем мире

11. Создание справочников по различным отраслям науки характерно прежде всего для

R древнего Египта

J древней Индии

J древнего Китая

J древней Греции

12. Грамматика Панини была создана в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

J древнем Риме

13. Понятие нулевой морфемы появилось в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

J древнем Риме

14. Теория частей речи зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

15. Диалог «Кратил» был создан в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

16. Риторика как наука зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

17. Грамматическое учение зародилось в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

Тема 3. Лингвистические идеи Средних веков и эпохи Возрождения

18. Спор номиналистов и реалистов в Средние века способствовал разработке проблем

R языкового значения

J фонетических законов

J теории частей речи

J синтаксиса

19. Арабское языкознание Средних веков использовало результаты

R индийской лингвистической традиции

J китайской лингвистической традиции

J японской лингвистической традиции

J еврейской лингвистической традиции

20. Впервые в истории культуры Нового времени вопрос о народном и литературном языках был поставлен

J во Франции

J в Германии

R в Италии

J в России

Тема 4. Языкознание XVII XVIII веков

J Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер

R А.Арно и К.Лансло

J А.Арно и П.Николь

J И.Гердер и А.Арно

R И.Ю.Скалигер

J И.Гердер

J М.В.Ломоносов

J Г.В.Лейбниц

23. Сторонником фонетического принципа русской орфографии являлся

J М.В.Ломоносов

R В.К.Тредиаковский

J М.Смотрицкий

J А.Х.Востоков

24. Выступил с идеей создания универсального средства общения на основе средств, выступающих в функции естественного языка,

R Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

25. Предложил идею создания философского языка на основе небольшого числа элементарных единиц

J Ф.Бэкон

R Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

26. Пытался понять сущность человеческого мышления через исследование языка

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

27. Толчок развитию символической логики дали идеи

J Ф.Бэкона

J Р.Декарта

R Г.В.Лейбница

J М.В.Ломоносова

28. Задачу сравнения всех современных языков мира между собой, а также с их более ранними формами впервые выдвинул

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

29. На родство между славянскими языками, а также между русским, латышским, греческим, латинским и немецким впервые указал

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

R М.В.Ломоносов

30. Впервые о родстве санскрита с греческим и латинским языками заявил

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

R У.Джоунз

Тема 5. Языкознание XIX века

31. У истоков сравнительно-исторического языкознания не стоял

J Р.К.Раск

J А.Х.Востоков

J Я.Гримм

R А.Шлейхер

32. Идею о том, что в основе всех европейских языков лежали четыре «языка-матери» предложил

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

R И.Скалигер

33. Разделил все языки мира на арамейские и скифские группы

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

34. Установил, что все славянские языки происходят от общеславянского,

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

R М.В.Ломоносов

35. М.В.Ломоносов сравнивал языки преимущественно на материале

J существительных

J глаголов

J местоимений

R числительных

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J У.Джоунз

R Ф.Шлегель

37. Термин «индогерманские языки» ввёл в научный оборот

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J У.Джоунз

R Ф.Шлегель

R Р.К.Раск

J Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

J Я.Гримм

R А.Х.Востоков

42. Задачу раскрыть тайну происхождения флексии ставил

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

43. Ф.Бопп в своих исследованиях основное внимание уделял

J фонетике

J лексике

R морфологии

J синтаксису

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

45. Три ступени развития человеческого языка: создания, расцвета флексии и стремления к ясности выделил

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

46. Закон передвижения согласных предложил

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

47. Основателем научной этимологии считается

R А.Ф.Потт

J Г.Курциус

J А.Кун

J А.Шлейхер

48. Основоположником лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии является

J А.Ф.Потт

J Г.Курциус

R А.Кун

J А.Шлейхер

Тема 6. Вильгельм фон Гумбольдт – основатель теоретического языкознания

49. Возникновение понятия «внутренняя форма» связано с именем

J Ф.Боппа

R В. фон Гумбольдта

J Ф. де Соссюра

J А.Шлейхера

50. Стремление духа человека освободиться от языка – это, по В. фон Гумбольдту, антиномия

R неразрывного единства и противоречивости языка и мышления

J языка и речи

J речи и понимания

J коллективного и индивидуального в языке

Тема 7. Натуралистическая концепция языка

51. Теория «родословного дерева» была предложена

R А.Шлейхером

J И.Шмидтом

J А.Ф.Поттом

J Г.Курциусом

R А.Шлейхер

J И.Шмидт

J А.Ф.Потт

J Г.Курциус

Тема 8. Логическая концепция языка

53. В XIX веке крупнейшим представителем логического направления в языкознании России был

R Ф.И.Буслаев

J В.И.Даль

J Н.А.Добролюбов

J И.И.Срезневский

Тема 9. Психологическая концепция языка

54. Представителем психологического направления в языкознании являлся

R А.А.Потебня

J Ф.И.Буслаев

J А.А.Шахматов

J А.М.Пешковский

55. К психологическому направлению в языкознании относилась

J Московская лингвистическая школа

R Харьковская лингвистическая школа

J Казанская лингвистическая школа

J Пражская лингвистическая школа

Тема 10. Эстетическая концепция языка

56. Сделал упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции

J А.Шлейхер

R К.Фосслер

J Г.Шухардт

J Р.Мерингер

Тема 11. Младограмматизм

57. В центре учения лежит понятие грамматической формы у

J представителей Казанской лингвистической школы

J представителей Пражской лингвистической школы

R представителей Московской лингвистической школы

J представителей Копенгагенской лингвистической школы

58. Теория фонемы разрабатывалась в

J Петербургской лингвистической школе

J Харьковской лингвистической школе

59. Основателем Московской лингвистической школы был

R Ф.Ф.Фортунатов

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

J Л.В.Щерба

J А.М.Пешковский

60. Представители Лейпцигской лингвистической школы относились к

R младограмматическому направлению в языкознании

J психологическому направлению в языкознании

J структурной лингвистике

J логическому направлению в языкознании

Тема 12. Языкознание конца XIX – начала ХХ веков

61. Теория фонемы была разработана в

J Московской лингвистической школе

R Казанской лингвистической школе

J Лейпцигской лингвистической школе

J Лондонской лингвистической школе

Тема 13. Лингвистика ХХ века. Структурализм Фердинанда де Соссюра

62. Термины «фигура, детерминация, констелляция» используются в

J функциональной лингвистике

J дескриптивной лингвистике

R глоссематике

J порождающей грамматике

63. Основателем Пражской лингвистической школы является

J А.Мартине

J А.Мейе

R В.Матезиус

J Н.С.Трубецкой

64. Не относится к структуралистическим

R Московская школа языкознания

J Копенгагенская школа языкознания

J Пражская школа языкознания

J Американская лингвистика

65. Франц Боас, Эдуард Сепир, Леонард Блумфилд были основоположниками

R дескриптивной лингвистики

J психолингвистики

J функциональной лингвистики

J социолингвистики

66. Порождающая семантика активно разрабатывается главным образом

R в США

J в России

J во Франции

J в Германии

67. Главную цель раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов языка ставило

R структурное направление языкознания

J психологическое направление языкознания

J логическое направление языкознания

J ареальное направление языкознания

68. Основные принципы функциональной лингвистики были сформулированы

J Р.О.Якобсоном

J Н.С.Трубецким

J С.О.Карцевским

R В.Матезиусом

Тема 14. Отечественное языкознание 20-90-х годов ХХ века

69. Основателем яфетической теории был

R Н.Я.Марр

J Е.Д.Поливанов

J И.И.Мещанинов

J В.В.Виноградов

Раздел 2. Теория языка

Тема 15. Природа и сущность языка

70. Основной функцией языка является

R коммуникативная

J метаязыковая

J когнитивная

J эмоциональная

71. Воздействие на человека с помощью языка – это

R коммуникативная функция языка

J метаязыковая функция языка

J когнитивная функция языка

J эмоциональная функция языка

72. Гипотеза, согласно которой язык возник на определённой стадии развития общества в связи с необходимостью процесса коммуникации, называется

J логосической

J звукоподражательной

J междометной

R социальной

Тема 16. Знаковость языка

73. Свойством языкового знака не является

J немотивированность звуковой стороны по отношению к реальным вещам

J способность вступать в линейные отношения с другими знаками

J изменчивость во времени при изменении условий его применения

R непосредственное отображение реальных вещей

74. По способу знакообразования знаки делятся на

75. По законченности/незаконченности процесса порождения знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

R знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

76. По соотнесённости/несоотнесённости с актом речи знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

R знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

77. По совокупности основных признаков знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

R знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

78. Имена собственные как языковые знаки являются

J характеризующими

R идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

J связочными

J заместительными

79. Имена числительные как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

R квантитативными

J дейктическими

J связочными

J заместительными

80. Личные местоимения как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

R дейктическими

J связочными

J заместительными

81. Предлоги как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

R связочными

J заместительными

82. Союзы как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

R связочными

J заместительными

83. Являются частью того предмета или явления, которое люди воспринимают и изучают

R знаки-признаки

J знаки-сигналы

J знаки-символы

J знаки-субституты

84. Немотивированные звуковые, зрительные или иные условные знаки, передающие информацию, – это

J знаки-признаки

R знаки-сигналы

J знаки-символы

J знаки-субституты

85. Наглядно мотивированными условными знаками, передающими информацию, являются

J знаки-признаки

J знаки-сигналы

R знаки-символы

J знаки-субституты

86. Вторичные знаки, которые замещают не предметы, а первичные знаки, называются

J знаки-признаки

J знаки-сигналы

J знаки-символы

R знаки-субституты

Тема 17. Язык как система

87. Парадигматические отношения между единицами языка – это

88. Синтагматические отношения между единицами языка – это

R способность элементов сочетаться между собой

J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей

J отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка

J способность языковых элементов замещать друг друга

89. Языковая система состоит из более частных систем, которые называются

R уровнями

J структурами

J сегментами

J компонентами

90. Частные системы, из которых состоит язык, называются

J структурами

R уровнями

J сегментами

J компонентами

91. К основным уровням языка не относится

J фонетический

J морфемный

J лексический

R морфонологический

J синтаксический

Тема 18. Язык и речь

92. Понятие языка и речи разграничил

R Ф. де Соссюр

J Л.В.Щерба

J Ф.Ф.Фортунатов

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

Тема 19. Язык и общество

93. Соотношение языка и общества изучается в

R социолингвистике

J психолингвистике

J ареальной лингвистике

J контрастивной лингвистике

94. Социальные изменения непосредственно отражаются в

R лексике

J фонетике

J морфологии

J синтаксисе

95. В сферу языковой политики не входит

J создание алфавита

J кодификация языка

J орфографическая реформа

J пунктуационная реформа

R территориальное расслоение языка

Тема 20. Язык и мышление

96. Соотношение языка и мышления изучается в

J социолингвистике

R психолингвистике

J нейролингвистике

J психосемантике

Тема 21. Фонетика

97. Признаком фонемы не является

J фонема как абстрактная единица языка противопоставляется звуку как конкретной единице

J фонема – это единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц

J аллофоны одной фонемы образуют область её реализации

R фонема – это конкретная единица речевого потока

Тема 22. Лексикология

98. Основной номинативной единицей языка является

J фонема

J морфема

R слово

J словосочетание

Тема 23. Словообразование и грамматика

99. Обладает общекатегориальным значением прономинальности

R местоимение

J наречие

J модальное слово

Тема 24. Социально-функциональная структура языков

100. Высшей формой общенародного языка является

J язык художественной литературы

R литературный язык

J просторечие

J диалект

Тема 25. Классификация языков и методы их исследования

101. Санскрит входит в

R индийскую группу индоевропейской семьи языков

J иранскую группу индоевропейской семьи языков

J греческую группу индоевропейской семьи языков

J германскую группу индоевропейской семьи языков

102. Социологическая классификация языков – это

J

J

J

R

103. Генеалогическая классификация языков – это

R изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними

J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J установление типа языков по его структуре

J определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе

104. Морфологическая классификация языков

J определяет тип языков исходя из выполняемой ими функции в обществе

J группирует языки мира на основании определения родственных связей между ними

R устанавливает сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J устанавливает тип языка в зависимости от степени родства

105. Ностратическая макросемья не объединяет

J картвельские и уральские языки

J дравидийские и алтайские языки

J афразийские и индоевропейские языки

R индоевропейские и сино-тибетские языки

106. Аморфные языки – это языки,

J

J

R

J

107. Флективные языки – это языки,

R которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

J в которых аффиксы являются однофункциональными

108. Аналитические языки – это языки,

J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

R в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J которым присуще словоизменение посредством форм самого слова

109. Полисинтетические языки – это то же, что

J аналитические языки

J флективные языки

R инкорпорирующие языки

J аморфные языки

110. Инкорпорирующие языки – это то же, что

R полисинтетические языки

J аналитические языки

J флективные языки

J агглютинативные языки

111. Славянские языки, входящие в индоевропейскую семью, не образуют подгруппу

R северную

J южную

J западную

J восточную

112. Французский язык относится к

J германской ветви индоевропейской семьи

R романской ветви индоевропейской семьи

J славянской ветви индоевропейской семьи

J иранской ветви индоевропейской семьи

Тема 26. Письмо

113. Передаёт звуковой облик слова

R фонографическое письмо

J идеографическое письмо

J пиктографическое письмо

J клинописное письмо

Раздел 3. Методология

Тема 27. Методы исследования языка

114. Приём внутренней реконструкции является частью

J типологического метода

J описательного метода

R сравнительно-исторического метода

J ареального метода

115. Изучает географическое распространение тех или иных языковых явлений

R ареальная лингвистика

J компаративистика

J типологическое языкознание

J сопоставительное языкознание

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...