Основные характеристики качества проведения занятий. Требования к лекции, семинару и практическому занятию

Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия .

Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия . «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков:

1. Оценка содержания учебного материала:

·Научность, доступность,

·Актуальность материала и его связь с жизнью,

·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации,


·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения:

·Рациональность и эффективность использования времени занятия,

Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета.

·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.

·Место и роль оценки ЗУН.

·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения:

·Общая эрудиция педагога.

·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии:

·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

·Уровень развития специальных умений и навыков.

·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.

5.Оценка целей и результатов проведённого занятия.

·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения.

·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия.

·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся.

·Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

6.Самоанализ занятия педагогом

Применение данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше.

Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:

0-признак не проявляется (низкий уровень), 1- проявляется частично

(средний), 2- проявляется в полной мере (высокий).

Требования к лекции, семинару и

практическому занятию
(материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор)

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям :


  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

  • иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

  • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

  • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

  • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

  • обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

  • быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

  • быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.
Структура лекции включает элементы:

Вступление (вводная часть);

Основная часть (раскрытие основных вопросов);

Заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:


  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

  • формулировка цели лекции;

  • изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

  • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:


  • соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • соответствие содержания лекции теме;

  • научность, соответствие современному уровню развития науки;

  • точность используемой научной терминологии;

  • информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами;

  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).
2. Критерии оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

  • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

  • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

  • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;


  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

  • использование записей на доске, наглядных пособий;

  • использование раздаточного материала на лекции;

  • использование технических средств обучения.
3. Критерии оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебному расписанию;

  • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

  • посещаемость лекции студентами;

  • дисциплина на лекции;

  • рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

  • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

  • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

  • культура речи;

  • речевые данные, дикция;

  • внешний вид;


  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);


  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности лекции:

Степень реализации плана лекции (полная, частичная);

Степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;


  • информационно-познавательная ценность лекции;

  • воспитательное воздействие лекции.

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

  • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

  • совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

  • демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;

  • формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции семинарского занятия:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная;

  • контрольная.
Виды семинарских занятий.

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:


  • развернутая беседа на основании плана;

  • устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

  • прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

  • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

  • теоретическая конференция;

  • семинар-пресс-конференция;

  • семинар-диспут;

  • семинар-дискуссия;

  • семинар - "круглый стол";

  • семинар - "мозговой штурм";

  • семинар-коллоквиум;

  • семинар-экскурсия;

  • семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

  • семинар - деловая игра;

  • комментированное чтение и анализ документов (литературы);

  • решение задач на самостоятельность мышления;
семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

Смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

Вступительное слово преподавателя,

Основная часть,

Заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:


  • соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);

  • отчетливость постановки цели семинарского занятия;

  • обсуждение дискуссионных вопросов;

  • рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;

  • раскрытие органического единства теории и практики;

  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);

  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

  • логическая последовательность построения семинара;

  • использование методов активизации мышления студентов;

  • использование приемов закрепления полученной информации;

  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.
3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

  • соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • наличие плана семинарского занятия;

  • четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

  • посещаемость семинара студентами;

  • дисциплина на семинарском занятии;

  • подготовка студентов к семинарскому занятию;

  • рациональность распределения времени на семинарском занятии;

  • наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

  • соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:


  • осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

  • мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

  • побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

  • управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

  • характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

  • умение вызвать и поддержать дискуссию;

  • культура речи, дикция;

  • внешний вид;

  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

  • степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

  • степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

  • степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

  • степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

  • информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

  • воспитательное воздействие семинарского занятия.

1.3. Практическое занятие

П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.

Задачи практических занятий:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

  • развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

  • выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

  • овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;

  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Функции практических занятий:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная.
Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:

  • ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;

  • аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

  • творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

  • упражнения;

  • тренинги;

  • решение типовых задач;

  • занятия с решением ситуационных задач;

  • занятия по моделированию реальных задач.

  • деловые игры;

  • ролевые игры;

  • игровое проектирование;

  • имитационные занятия;
выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

Занятия-конкурсы.

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

Вводная часть,

Основная часть,

Заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят:


  • формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;

  • рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

  • изложение теоретических основ работы;

  • характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

  • характеристика требований к результату работы;

  • вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;

  • проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;
пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

  • указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.
Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

  • дополнительными разъяснениями по ходу работы;

  • устранением трудностей при выполнении заданий работы;

  • текущим контролем и оценкой результатов работы;

  • поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

  • ответами на вопросы студентов.
Заключительная часть содержит:

  • подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

  • оценку результатов работы отдельных студентов;

  • ответы на вопросы студентов;

  • выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

  • сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;

  • изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:


  • соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • четкость и ясность цели и задач занятия;

  • раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

  • целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

  • точность и достоверность приведенной информации;

  • отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

  • профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;

  • согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:


  • дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения;

  • структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
ясность и четкость требований к результатам работы;

Логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний;

Демонстрация приемов выполнения заданий;

Последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;


  • использование приемов активизации внимания студентов;

  • использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

  • использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы;

  • обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;

  • рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов.
3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

  • соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематическому плану дисциплины, учебному расписанию;

  • четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

  • посещаемость занятия студентами;

  • подготовленность студентов к занятию;

  • дисциплина во время занятия;

  • рациональное распределение времени на занятии;

  • наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

  • наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

  • использование обратной связи со студентами;

  • наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);
технологичность занятия.

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

Осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;

Оказание помощи студентам в выполнении заданий;


  • использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;

  • оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей;

  • дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.
5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

Знание предмета, профессиональная компетентность;

Убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

Эмоциональность, увлекательность изложения материала;

Умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;

Способность устанавливать контакты со студентами;


  • уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

  • стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

  • стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

  • органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

  • внешний вид;

  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

  • культура речи, дикция.
6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия:

  • степень реализации цели и задач работы;

  • степень выполнения заданий работы;

  • степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

  • степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

  • степень воспитательного воздействия на студентов;

  • информационно-познавательная ценность.

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия
Методика проведения лекции заключается в разработке полного текста лекции, практического и семинарского занятия - в разработке план-конспекта.

При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками).

План-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части необходимо изложить:

Тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения;

Контрольные вопросы по ранее пройденному материалу.

В основной части план-конспекта отражается:

Порядок действий преподавателя;

Действия студентов при рассмотрении каждого вопроса;

Применяемые методы и методические приемы;

Порядок использования ТСО;

Вопросы, подлежащие закреплению на занятии.

В заключительной части указывается:

Действия студентов и оценки;

Наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения;

Задания для самоподготовки;

Время для ответов на вопросы студентов;

Тема проведения очередного занятия.

План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать:

Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара;

План или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара);

Дополнительные вопросы к семинару.;

Организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля);

Порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала;

Заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию).

1.Преподаватель, проводящий занятие:

2. «Методология и методы психолого-педагогического исследования»

3. Форма занятия (лекция, практическое, лабораторное занятие и пр.): практическое

4. Контингент (факультет, курс, группа ): педагогический факультет, 4 курс, 416 группа

5. Тема занятия: «Психолого-педагогические исследования в системе образования, их роль»

6. Основные характеристики качества проводимого занятия:

а) характеризуя данное занятие можно выявить соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины, в лекции четко определены функции как методологии исследования, так и самой исследовательской деятельности,

б) в процессе проведенного занятия преподаватель использовал различные методы и формы работы, активизирующие студентов: опрос, деловую игру «Как формируются научные знания», различные практические примеры, проблемные вопросы, активизирующие знания студентов, написание эссе «Роль знаний в науке и практике»;

в) активность студентов на занятии была достаточно высокой, использовались проблемные задания на выявление роли педагогики и психологии в системе научного знания, определение основных категорий и понятий «наука», «знание», «познание» проходило в форме деловой игры.

г) общее впечатление от занятия: занятие проведено на достаточно высоком научном и практическом уровне, подготовка преподавателя к занятию прослеживается в выборе оптимальных средств и методов обучения.

Подпись преподавателя, проводящего занятие ____________

Подпись магистранта _________________________________

Дата посещения занятия ______________________________

Педагогический факультет

План-конспект занятий в рамках

Научно-педагогической практики

направление: 050100 Педагогическое образование

степень (квалификация) - магистр педагогического образования

профиль: «Социальная педагогика»

Студента 2-го курса магистратуры

Кыневой И.

_________________________

(подпись) .

Руководитель практики

Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент

_________________________

Шадринск, 2013


План-конспект фрагмента занятия

  1. Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. практическое
  4. Тема занятия: «Теоретические основы коммуникации»
  5. Часть занятия: основная.
  6. Учебные задачи:

Выявить знания студентов о содержании законов и функций теории коммуникации;



Закрепить знания студентов о современных исследованиях в области педагогической коммуникации;

  1. Содержание фрагмента занятия:

Опрос студентов о содержании законов коммуникации;

Использование аналоговых заданий на применение коммуникативных законов в педагогическом процессе образовательных учреждений различного типа;

Опрос студентов о функциях коммуникации;

Написание эссе на темы: «Коммуникация и ее функции в моем школьном опыте», «Функции коммуникации – как я их понимаю» (по вариантам).

  1. опрос, написание эссе, использование проблемных ситуаций.
  2. Активность студентов: высокая.
  3. Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод опроса студентов по выявлению знаний об основных законах и функциях теории коммуникации; были использованы такие методы активизации студентов как: решение проблемной ситуации, написание эссе и пр. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, неравнодушное отношение студентов к содержанию дисциплины, хотя в начале трудно было перебороть волнение и испуг от того, что оказалась в центре внимания достаточно большой группы студентов. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.
  4. Рекомендации преподавателя


_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

План-конспект занятия

  1. Преподаватель, проводящий занятие (Ф.И.О., степень, звание): Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. Форма занятия (семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, пр.): лекция
  4. Контингент (факультет, курс, группа): педагогический факультет, 3 курс, 316 группа.
  5. Тема занятия: «Модели и основные элементы коммуникационного процесса» (4 часа)
  6. Часть занятия: вводная, основная, заключительная.

7. Учебные задачи:

Формировать у студентов знания о содержании основных теоретических подходов к определению моделей коммуникации,

Формировать научные представления об основных элементах коммуникационного процесса;

Способствовать овладению студентами совокупностью навыков и умений педагогического общения.

9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: лекция-рассказ, использование презентации, использование проблемных ситуаций, примеров, деловая игра «Барьеры коммуникации».

10. Активность студентов: высокая.

11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод лекции-рассказа об истории появления коммуникационных моделей с применением мультимедийной презентации. Были использованы такие методы активизации студентов как: деловая игра, примеры из практики и художественной литературы. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, собственное ощущение от значимости моей деятельности. В начале занятия самым трудным для меня было охватить вниманием всю аудиторию, сделать так, чтобы учебный материал был понятен каждому. Однако постепенно, по мере изложения материала, контакт был установлен. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.

  1. Рекомендации преподавателя _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

Подпись преподавателя учебной дисциплины _______________

Подпись магистранта ____________________________________

Дата проведения _______________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Индивидуальный план

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример оформления плана-конспекта занятия

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1.Преподаватель дисциплины:

____________________________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

2. Магистрант:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

(магистерская программа, ФИО)

3.Название учебной дисциплины_________________________________________________________________________

4.Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)______________________________________

5.Контингент

(факультет, курс, группа)_______________________________________________________________

6.Тема занятия________________________________________________________________________

7.Учебные задачи_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

9.Методы и формы проведения занятия__________________________________________________

10.Активность работы студентов________________________________________________________

11.Самооценка магистранта (трудности, успехи)___________________________________________

____________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя учебной дисциплины_____________________________________________

Подпись магистранта __________________________________________________________________

Дата посещения занятия _______________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пример оформления рецензии на занятие

РЕЦЕНЗИЯ НА ЗАНЯТИЕ

1. Преподаватель дисциплины:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

2. Магистрант, проводивший занятие:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(магистерская программа, ФИО)

3. Название учебной дисциплины ______________________________________________________

4. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)_____________________________________

5. Контингент (факультет, курс, группа)

____________________________________________________________________________________

6. Тема занятия______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7.Основные характеристики качества проведения занятий

____________________________________________________________________________________

8.Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины______________________________

9.Методы и формы проведения занятия __________________________________________________

10.Активность студентов на занятии_____________________________________________________

11.Общее впечатление от занятия_______________________________________________________

12.Пожелания магистранта по проведению занятия________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Подпись магистранта _________________________________________________________________

Дата посещения занятия_______________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методические указания по педагогическим исследованиям

1. Подготовка, проектирование и проведение лекционных, практических и семинарских занятий

Основными формами обучения в высших учебных заведениях являются лекции, семинарские и практические занятия.

Слово «Лекция» (lection) с латинского языка переводится как чтение. Оно обозначает учебное занятие в вузе, состоящее в устном изложении, чтении преподавателем учебного предмета или какой-либо темы, а также слушание и запись этого изложения учащимися. Это коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Лекция - одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях.

Основные требования к лекции: научность, доступность, системность, наглядность, эмоциональность, обратная связь с аудиторией, связь с другими организационными формами обучения.

Слово « Семинар » (seminarium) происходит от латинского, что означает рассадник знаний. Семинарское, практическое занятие - это групповое практическое занятие под руководством преподавателя в вузе.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие задачи, как:

- повторение и закрепление знаний;

Контроль;

- педагогическое общение.

Семинарское, практическое занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, проверки качество знаний, помощи разобраться в наиболее сложных вопросах, выработки умения правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности. Практические занятия выявляют недостатки в развитии у студентов профессионально важных качеств. Изучая эти недостатки, преподаватели вносят изменения в организацию деятельности студентов на этих занятиях, дают новые указания для дальнейшей их самостоятельной работы. Организация практического занятия и семинара должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.).

Успех лекции, семинарского, практического занятия (далее – занятия) определяют три основных компонента:

- подготовка к проведению занятию;

- организация учебной деятельности студентов на занятии;

- анализ результатов проведения занятий.

Подготовка к проведению занятия

Подготовка к проведению лекционных, практических и семинарских занятий составляет важнейшую часть практики и требует от каждого преподавателя больших усилий, использования разносторонних знаний в области юриспруденции и методике ее обучения, по педагогике и психологии. Подготовка и особенно чтение лекции, проведение семинарского и практического занятия - это сложная деятельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства. В то же время эта работа обеспечивает практическое усвоение теоретических основ методики обучения юридических дисциплин. Чем лучше преподаватель подготовится к занятию, тем эффективнее оно пройдет, и тем больший положительный результат получат от занятия преподаватель и студенты. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт творения речи.

При подготовке к лекции, семинарскому и практическому занятию преподаватель должен определить цель занятия, т.е. то, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, что воспитать, дать больше нового материала, поставить ряд проблем или наметить ориентиры для самостоятельного его изучения студентами.

Определение цели лекции зависит от ее вида: одно дело установочная лекция для заочников, совсем иное - обзорная лекция для выпускников или лекция по отдельной научной проблеме. Своеобразной по своим целям является вводная лекция : в ней студенты знакомятся с программой, порядком изучения предмета, основной литературой и т. д. Обзорноповторительные лекции , читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Лекции спецкурса от текущих лекций систематического курса отличаются более углубленным анализом различных научных школ, концепций, направлений.

Уяснение образовательных и воспитательных целей лекции по той или иной теме помогает преподавателю определить план ее изложения, отобрать нужный материал, учесть особенности

аудитории, целеустремленно рассмотреть основные вопросы, направить самостоятельную работу студентов.

Преподаватель, готовясь к лекции, совершает следующие действия:

- определяет место лекции в курсе;

- определяет связь лекции с темами смежных дисциплин;

- составляет план лекции;

- отбирает материал лекции;

- определяет объем и содержание лекции, пишет текст лекции;

- вырабатывает модель своего выступления на лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции - важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели.

Как правило, отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:

1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.

2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование

частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.

3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.

Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы дисциплины, по которой читается лекции. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала, умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную технику. Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает изложение той или иной области науки в ее основном содержании:

- освещение задач, методов и успехов науки и научной практики;

- рассмотрение различных общих и конкретных проблем науки; освещение путей научных изысканий; анализ исторических явлений;

- критика и научная оценка состояния теории и практики.

Существенно важным для лекции является изложение материалов личного творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету, активизирует их мысленную работу. При этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обстоятельно, какие он предоставит студентам изучить самостоятельно, а какие будут рассмотрены на семинарском, практическом занятии либо разъяснены на консультации.

Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Практика преподавания свидетельствует, что лучше отработать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и неосознанном уровне продолжит работу, усилится самокритичность, возникнут уточнения, добавления, изменения к тексту.

Необходимо учитывать, что излагаемый на лекции материал, хотя и воспринимается и в определенной мере усваивается, но еще не закрепляется в прочные знания. Для этого существуют практические, семинарские занятия и непременная самостоятельная работа студентов над лекционным и дополнительным материалом.

Семинару предшествует изучение группы студентов, проведение консультаций о порядке прохождения курса, об особенностях самостоятельной работы над ним. На консультациях и первых групповых занятиях преподаватели доводят до слушателей требования к содержанию и форме их выступлений на семинаре.

Семинары, практические занятия могут проводиться в различных формах: развернутая беседа по заранее известному плану (могут обсуждаться предварительно поставленные вопросы

как по заданной теме, так и по научной статье); небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара; решение задач, составление юридических документов (судебных актов, нормативных правовых актов, протоколов и т.п.). Названные формы занятий могут переткать друг в друга.

Для проведения семинарского либо практического занятия преподаватель осуществляет следующие действия:

- определяет место семинара, практического занятия в курсе;

- определяет связь семинара, практического занятия с темами смежных дисциплин;

- выбирает тему семинарского, практического занятия;

Составляет план семинарского, практического занятия;

- отбирает материал семинарского, практического занятия;

- вырабатывает модель своего выступления на семинаре.

Выбирая тему семинарского и практического занятия, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима, связана с проблемами и интересами участников семинара, практического занятия. Тема семинарского и практического занятия выбирается в рамках учебной программы изучаемой дисциплины. Тема семинарского и практического занятия должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекала внимание участников семинара, заставляла их задуматься над поставленной проблемой.

Составление плана семинарского, практического занятия включает проработку следующих моментов:

- вводное слово преподавателя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, определение целей и задач семинара, практического занятия);

- обдумывание вопросов, вынесенных на обсуждение;

- определение приемов активизации слушателей;

- уточнение условий спора;

- формулировка основных положений, которые необходимо обосновать общими усилиями;

- продумать наглядные пособия, которые будут использованы в ходе обсуждения.

Вопросы, выносимые на обсуждение участников семинара, практического занятия, литература, нормативные правовые акты, необходимые для подготовки, предварительно доносятся до студентов преподавателем, чтобы они могли подготовиться к занятию. Преподаватели нацеливают студентов на использование не только полученных знаний, но и добытой самостоятельно новой информации, на творческий поиск оптимальных решений встающих задач.

Организация учебной деятельности студентов на занятии

Творческое чтение лекции - это напряженный труд, связанный со значительными энергетическими затратами. Преподаватель, читая лекцию, пользуется монологической речью -

самым трудным видом речи. В отличие от диалогической речи она требует более строгой логической последовательности, законченности предложений, стилистической точности. В отличие от письменной речи она не допускает исправления, нельзя делать оговорки, длинные паузы и т. п.

Не только знание предмета требуется для лекции, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью

и эмоциональностью. Большинство хороших лекторов использует метод импровизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого лектор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз. Тем самым он убьет сразу двух зайцев: речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной.

Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они подготовлены к занятию, не называет его тему

и план, не обращает внимание на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли заинтересуются предметом и настроятся на серьезную работу. Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов подчеркнуть перед аудиторий свое «интеллектуальное превосходство», излагать материал нарочито усложненным языком. На лекциях всегда требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет восприниматься. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Столь же нецелесообразным является излишнее упрощение лекционного языка, что может привести к примитивизации и даже вульгаризации научного понимания.

и пониманию ее основных положений, развивать интерес к научной дисциплине, направлять самостоятельную работу студентов, удовлетворять и формировать их познавательные потребности. Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием студентов, но в то же время ему не следует ориентироваться как на слабо подготовленных студентов, так и на особо одаренных студентов. Ориентиром, очевидно, должны быть студенты, успевающие по данному предмету, представляющие основной состав лекционных потоков.

По разному строится деятельность преподавателя по мере развертывания лекции. Если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание студентов, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес, интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваться активного восприятия и осмысливания основного ее содержания. Для этого надо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям студентов, ставить проблемные вопросы, прослеживать историю тех или иных

концепций. На лекции необходима активизация мышления студентов, повышение их интереса к изучаемой области науки. В основной части лекции оправдывают себя следующие приемы активизации деятельности студентов:

- столкновение мнений различных авторов, исследователей данной проблемы;

- преподаватель по тому или иному вопросу делает выводы не до конца, т.е. рассматривает основные сведения, дает студентам возможность самим сделать выводы, обобщения;

- использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов из художественных произведений;

- создание ситуаций лжеучения, лжезатруднения и т. д.

Особенно все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя.

Педагогическая эффективность лекции, интерес к ней определяется также применением вспомогательных средств - демонстрацией эксперимента, наглядностью, а также использованием технических средств обучения. Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию.

Проведение семинара связано с большим педагогическим и организаторским мастерством преподавателя, умелым использованием им своих разносторонних знаний и эрудиции.

Во вступительном слове и после ответов на вопросы преподаватель создает предварительные установки на внимательную работу, глубокий анализ поставленных проблем, содержательные, четкие, свободные и логические выступления, вносящие вклад в общую познавательную деятельность. Преподаватель нацеливает группу на углубленный творческий коллективный умственный труд, на внимательное слушание товарищей, на возможность конкретной дискуссии, тактичных взаимных уточнений, вопросов. Если семинар с докладом, преподаватель заранее может назначить оппонента («дискутанта»), предлагает задавать докладчику вопросы, оценивать в выступлениях качество доклада, умение докладчика доказательно излагать вопросы, поддерживать контакт с товарищами, правильно реагировать на поведение аудитории.

Преподавателю следует направлять работу семинара, внимательно слушать выступающих, контролировать свои замечания, уточнения, дополнения к ним, корректировать ход занятия. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

Многообразны и порой неожиданны ситуации семинара. В каждом случае преподаватель обязан чутко уловить их, быстро осмыслить все происходящее, внутренне подготовиться и принять решение выступить в подходящий момент, бросить реплику, задать вопрос и т.д.

Вопросы на семинаре в психологическом плане являются побудителями познавательной активности студентов и представляют собой «особую форму мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием». Ответ на вопрос предполагает продуктивное мышление, а не просто работу памяти, иначе исчезнет умственное напряжение, необходимое для поддержания атмосферы интеллектуального поиска и развития познавательных способностей студентов.

Поддержание у студентов интереса и потребности высказать свою точку зрения, активно выразить свою позицию при обсуждении проблемы способствует формированию самостоятельности и убежденности студентов.

При дискуссии руководящая роль преподавателя еще более возрастает. Не следует допускать лишнего вмешательства, но и не допускать самотека, предоставлять слово студентам с учетом их темперамента и характера, призывать к логичной аргументации по существу вопросов, поддерживать творческие поиски истины, выдержку, такт, взаимоуважение, не сразу обнаруживать свое отношение к содержанию дискуссии и т. д.

Заключительное слово преподаватель посвящает тщательному разбору семинара, насколько он достиг поставленных целей, каков был теоретический и практический уровень доклада, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Не нужно перегружать заключение дополнительными научными данными, их лучше приводить по ходу семинара.

Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные оценочные суждения (положительные и отрицательные) о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее.

Семинар в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширяется диапазон теоретической подготовки, привлекается новая литература, увеличивается объем организаторской работы (особенно во время проведения семинара), возрастает роль индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических проблем.

Анализ результатов проведения занятий

Необходимость оценки качества занятий возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив занятие, может:

- сам дать оценку своего занятия с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;

- провести «самосертификацию» перед открытым занятием, посещением занятия заведующим кафедрой, коллегами, комиссией и другими лицами;

  • Рахманкулова Галия Алиевна , старший преподаватель
  • Волгоградский государственный технический университет
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • ФИЗИКА
  • ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
  • КАЧЕСТВО
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

В работе рассматривается основные критерии оценивания открытого лабораторного занятия по физике. Учитывается общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов в ходе изучения физики в техническом вузе.

  • Формирование профессиональных компетенций студентов средствами самостоятельной работы на практических занятиях по физике
  • Критерии оценивания качества проведения практических занятий по физике в условиях компетентностного подхода
  • Формализм знаний учащихся физико-математического профиля в системе школа - технический вуз
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Одной из главных направлений модернизации высшего образования стало решение проблемы качества полученных в вузе студентами знаний. Студент не получит качественные знания, соответствующие новым требованиям, если педагог при организации лекционных, лабораторных и практических занятий не учитывает эти требования. Согласно новым требованиям помимо выдачи академического материала по изучаемой дисциплине педагог должен формировать в ходе изучения дисциплины общекультурные и профессиональные компетенции. К примеру, для направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» в ходе освоения дисциплины физика педагог должен формировать следующие компетенции:

ОК-7: способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-12: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК-7: способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции

ПК-8: умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата

ПК-21: умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения

ПК-24: умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления.

Качество преподавания физики влияет в дальнейшем на хорошую организацию студента в освоении технических дисциплин и формирование профессиональных компетенций. Качество невозможно без постоянного контроля организации занятий.

Опираясь на работу в которой рассматривается основные требования к оценке качества вузовской лекции, выделим основные критерии оценки лабораторного занятия по физике. На освоение лабораторного практикума студентам, как правило, отводится достаточное весомое количества часов от общего количества, поэтому проводя анализ качества проведения лабораторного занятия можно судить не только о профессиональных качествах педагога, но и о степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценка любого лабораторного занятия должна складываться из:

Самооценки преподавателя . Преподаватель дает оценку открытого занятия, с целью дальнейшей работы по ее совершенствованию, аргументирует выбранную методику, выявляет причины падения интереса студентов и т.д.

Оценки комиссии. В ходе проведения лабораторного занятия комиссия оценивает организацию, содержание, методику проведения, руководство работой студентов, профессиональные данные преподавателя и результативность.

Оценки студентами. В ходе анкетирования и беседы со студентами делается вывод о качестве проведенного занятия.

При оценке открытого лабораторного занятия необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Оценка организации лабораторного занятия :
    • соответствие темы и объема (количества часов), отводимых на занятие, тематическому плану, представленной в рабочей программе;
    • своевременность начала и окончание занятия;
    • подготовленность и активность студентов на занятии;
    • наличие методических указаний, подготовка лабораторных установок к работе, компьютера и наличие компьютерных программ для обработки результатов эксперимента;
    • наличие инструкции по технике безопасности.
  2. Оценка содержания лабораторного занятия:
    • четкость и лаконичность формулировки цели занятия;
    • профессиональная направленность занятия;
    • точность и достоверность приведенной информации;
    • отражение в заданиях современного уровня развития науки, производства;
    • отражение в методических указаниях заданий на формирование общекультурных и профессиональных компетенций соответствующей данному направлению подготовки;
    • реализация внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
    • посильность и оптимальность объема изучаемого материала;
    • наличие заданий по формированию умений обработки результатов эксперимента в табличном и текстовом формате.
  3. Оценка методики проведения лабораторного занятия:
    • обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями;
    • наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение)
    • аргументированность состава заданий работы;
    • ясность и четкость требований к результатам работы;
    • наличие в методических материалах методов статистической обработки материала, графического анализа.
  4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии:
    • рациональность и эффективность использования времени занятия;
    • оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов;
    • привитие студентам навыков самостоятельной работы;
    • дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов;
    • осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения.
  5. Критерии оценки деятельности студентов:
    • степень дисциплинированности;
    • степень организованности и заинтересованности студентов;
    • степень познавательной активности студентов;
    • включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия;
  6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя:
    • знание дисциплины, профессиональная компетентность;
    • отношение преподавателя к студентам;
    • манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами;
    • дисциплинированность;
    • культура речи, дикция.
  7. Критерии оценки результатов лабораторного занятия:
    • степень реализации цели;
    • степень выполнения заданий всеми студентами;
    • качество выполненной работы;
    • степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций;
    • наличие оценки работы всех студентов.

Все посетившие занятие оформляют заключение о качестве проведения открытого занятия, в котором оценивается уровень организации занятия, содержание и методика его проведения и т.д. Эти параметры должны быть отражены в итоговой оценке качества проведения занятия по семи представленным критериям, которая выставляется по 3-балльной шкале: 1 – удовлетворительная оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. 2 – хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. 3 –высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

По итогам проведения показательного занятия в выводе должны быть отражены те особенности занятия, которые рекомендуются для: - внедрения в практику других преподавателей,- участия в конкурсах, - проведения на уровне вуза мастер-классов, творческих мастерских и т.п.

Список литературы

  1. Андриенко А.С., Апанасенко О.Н., Мустафина Г.А. и др. Педагогика-Семья-Школа. Монография Том. 12 Воронеж 2007.
  2. Бинеева Ф.Н., Рахманкулова Г.А. Формирование логического мышления студентов технического вуза в преподавании физики [Электронный ресурс] / 10-я научно-практическая конференция проф.-препод. состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (Волжский, 27-28 янв. 2011 г.) : сб. матер. [тез. докл.] конф. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - C. 204-206.
  3. Рахманкулова Г.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А., Ребро И.В. Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность: монография / [Б. м.] : Издательские решения [По лицензии Ridero], 2015. - 113 с
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...