Сценарий литературно-музыкальной композиции ". После уроков дню победы советского народа в великой отечественной войне посвящается

ДОКУМЕНТАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р.Рождественский

1 ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник. Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины, для всего советского народа. За 1418 дней и ночей война разорила тысячи городов и сел, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 млн. человеческих жизней. Почти в каждой семье война оставила свой неизгладимый след. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»

2 ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли во дворе, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки военной поры. На хрупкие ваши плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военного лихолетья. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, за четыре военных года они повзрослели на десяток лет.

3 ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались на море, как Боря Кулешин и Саша Ковалев.

Весной 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешову всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте его отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между атаками помогает раненым. Более двух героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

4 ведущий: Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина, хлынула вода. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машина заработала, катер ушел от врага. Юнга погиб, но спас всю команду.

5 ведущий: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленький. Отец Аркадия, Николай Петрович, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром. Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего. Доверяли ему штурвал самолета. Однажды во время воздушного боя ранило пилота, теряя сознание, он доверил Аркадию управление машиной. Мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перетащил раненого летчика в свою кабину, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

6 ведущий: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку во вражеском тылу. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, ни боеспособности.

Вовремя допроса, улучив момент, когда немецкий офицер отвернулся к окну, девочка схватила его пристолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел солдат был также убит наповал. Юная партизанка пыталась бежать, но была свачена и зверски замучена фашистами. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Зине портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

7 ведущий: Саша Колесников учился в 5 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал. Что у него все погибли. И его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое подкрепление. Мост усиленно охранялся, подойти близко к нему не было возможности. Но Саша забрался в ящик под вагон. Проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки юного мстителя, пытали, издевались, но ничего не добились и распяли мальчика на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в ладони и ступни ног. Партизаны все-таки отбили Сашу у немцев. Юный партизан долго лежал в госпитале. За заслуги перед Родиной Саше Ковалеву присвоено звание Героя Советского Союза.

8 ведущий:

К дядьке Остапу тропинкой лесной

Едет тринадцатилетний связной.

Едет, лозой погоняет коня,

В памяти важную тайну храня.

Надо, чтоб утром дядька Остап

Знал, где находится вражеский штаб.

Бледная плавает в небе луна,

Вот, наконец, и опушка видна.

Враг поднимает внезапный огонь,

Бьется под всадником раненный конь.

Схватка короткая, взят мальчуган,

Вырван из рук мальчугана наган,

Кровь из разбитой сочится губы,

Тут уж не скажешь: «Ходил по грибы».

Вот и село, где он жил, где он рос,

Юного Ваньку ведут на допрос.

Грузный сидит за столом офицер.

«Ты есть пионир?» -

«Да, пионер!»

«Кто есть командир? Где есть партизан?»

«Вытяну душу, - сказал полицай,

Значит приступим, Ванька Грицай?!

Только не путай, смотри, не дури,

Сколько в отряде людей, говори!»

«Сосны считайте в чаще лесной,

Три партизана за каждой сосной!»

« Ты не виляя, ответь на вопрос:

Кто эшелоны пускал под откос?

Кто генерала Фольксмарке убил,

Может быть вспомнишь?...»

« Не помню, забыл…»

«Память отшибла? Слышишь, ответь?!»

В тело мальчишки впивается плеть.

«Где партизанские семьи живут?»

Стены качаются, окна плывут,

Дверь покосилась, упал потолок,

Кованный ходит по ребрам сапог.

Мальчику кажется, будто в ночи

Мать ему шепчет: «Сыночек, молчи»

Губы плотнее прижал он к плечу.

«Мама, не выдам. Мама, молчу…»

А чтобы легче было молчать

Сердце в груди перестало стучать.

Так и погиб, не сказав ничего…

Да будет прославлено имя его!

9 ведущий: Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Во время выполнения одного из заданий его схватили немцы. Допрашивали, били, требовали, чтобы мальчик провел к партизанам. Миша молчал. Тогда его раздетого посадили в сырой холодный погреб. Так продолжалось четверо суток. Мальчик нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расстаться

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,

Решает разведчик израненный.

2 чтец:

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой… Ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3 чтец:

С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4 чтец:

Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

1 чтец:

Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

10 ведущий: И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

11 ведущий: Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом,

встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчишки война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным своей Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка».

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев: Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев: Ну, что ж, обратись.

Ваня Солнцев: Дяденька, вы начальник?

Капитан Енакиев: Да. Командир. А что?

Ваня Солнцев: А вы над кем командир?

Капитан Енакиев: Над батареей своей командир, над солдатами своими командир, над пушками своими.

Ваня Солнцев: А над офицерами вы тоже командир?

Капитан Енакиев: Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня Солнцев: А над капитанами тоже командир?

Капитан Енакиев: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня Солнцев: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан Енакиев: Кому же именно?

Ваня Солнцев: Капитану Енакиеву.

Капитан Енакиев: Кому? Кому?

Ваня Солнцев: Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан Енакиев: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня Солнцев: То-то беда, что не видел.

Капитан Енакиев: А он тебя видел?

Ваня Солнцев: И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан Енакиев: Постой- постой, звать – то тебя как?

Ваня Солнцев: Меня – то? Ваня.

Капитан Енакиев: Просто Ваня?

Ваня Солнцев: Ваня Солнцев.

Капитан Енакиев: Пастушок?

Ваня Солнцев: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан Енакиев: Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня Солнцев: А я сбежал от Биденко.

Капитан Енакиев: От Биденко сбежал? Что – то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты, голубь, что-то сочиняешь.

Ваня Солнцев: Никак нет. Истинная правда.

Капитан Енакиев: Рассказывай.

Ваня Солнцев: Первый раз я сбежал. Он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он меня опять в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю, а когда Биденко уснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине- хирургу и сбежал.

Капитан Енакиев: (смеется) А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня Солнцев: Я хочу быть сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан Енакиев: Ну, что ж, поехали, брат.

Ваня Солнцев: Куда?

Капитан Енакиев: К разведчикам!

1 ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

2 ведущий: Дважды Герой советского Союза маршал Иван Христофорович Баграмян в своих мемуарах писал: «Думая о пережитом, о суровых годах Великой отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек и девчонок военной поры. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами убеждали вернуться домой. Чаще всего они упрямо молчали. Их все-таки отправляли, но через неделю- другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Мы любили этих мальчишек и девчонок. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но они часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были отличными связистами, разведчиками, стрелками, проводниками, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат».

3 ведущий: Тысячи и тысячи ребят в разных уголках нашей страны благородными делами помогали старшим в суровой борьбе. Не исключением стала и наша Ставропольская земля.

4 ведущий: Ваня Бережной. В 14 лет мальчик попал в разведподразделение партизанского отряда «Южная группа», действовавшее на Северном Кавказе. В задачу разведчиков входило: пересечь линию фронта, запоминать расположение немецких штабов, складов с боеприпасами и горючим, боевой техники и живой силы противника. В 1942 году на станции Терек в составе разведгруппы из трех человек Ваня участвовал в уничтожении 9 цистерн с горючим для фашистских танков. В станице Курской этой же группой было уничтожено 19 охранников, освобождено 120 советских граждан, приговоренных к расстрелу. Закончил войну Иван Бережной в Чехословакии, был дважды ранен. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «Партизан Отечественной войны», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

5 ведущий: В тревожный сорок первый Тамара Колоколова окончила ускоренные курсы сандружиниц. Сразу же была направлена в городскую санитарную дружину, которая принимала раненных бойцов, прибывших с фронта на Кавказские Минеральные Воды. В неполные 16 лет Тамара увидела человеческое горе и смерть. Она плакала, не стесняясь, когда молодые бойцы от смертельных ран безвременно уходили из жизни. Работала добросовестно, с милосердием. В 1943 г. Тамара Колоколова в звании младшего сержанта медицинской службы была направлена в 123 –й пограничный полк. Принимала участие в боевых действиях на Северном Кавказе, Курской битве, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, а долгожданную победу встретила в Австрии. Юная сестра милосердия награждена орденом Отечественной войны 2-ой степени, многими медалями. После войны, окончив пединститут, много лет работала преподавателем, а затем завкафедрой иностранных языков в военных училищах г. Ставрополя.

6 ведущий: Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них были те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.

1 чтец:

И опять гремели канонады,

И мальчишки шли под пули строем,

Не прося пощады и награды,

Уходили в землю как герои.

2чтец:

Светлую, как детскую улыбку,

Жизнь беречь я обещал им чистой,

Чтобы мир наш трепетный и зыбкий

Бойней не взорвали вновь фашисты.

Потому – то я в строю бессменно

И пою о том, что не допели

Юноши, ушедшие в бессмертье,

В грудь принявшие свинцовые капели.

Лев Цирюльников

3 чтец:

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вместе:

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Юревич Светлана Викторовна
Должность: воспитатель студенческого общежития
Учебное заведение: ГБПОУ ИО ЧТПрИС г. Черемхово
Населённый пункт: г. Черемхово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детство, опалённое войной!"
Дата публикации: 03.05.2016
Раздел: среднее профессиональное

Час общения

Тема: Детство, опаленное войной…

Памяти детей, чья жизнь была прервана
Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит.
Цели и задачи:
Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их; развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе, умении защищать свое достоинство; воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к народам, населяющим нашу страну, нетерпимости к проявлениям геноцида и экстремизма.
Оборудование:
стенд, фотографии детей
Оформление доски:
На синей ткани нанесены звезды. Над звездами надпись: Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит. Внизу текста надпись: «Люди должны запретить войну!». На ткани между звездами, фотографии детей, ставших жертвами войн и терактов.
Подготовительная работа:
- учащиеся получают задание и готовят сообщение на заданную тему; - подбираются стихотворения по теме урока; - подбираются фотографии, рисунки по теме; - готовится компьютерная презентация по теме; - подбирается музыкальный материал, видео, телематериал. - составить синквейн на тему «Война».
Ход урока
Учитель: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были и не будут в полной мере счастливы. Светлой памяти всех детей на планете Земля, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук террористов и убийц с человеческими лицами и именами мы посвящаем наш урок.
Учащийся:
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны! А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Учащийся:
В южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиками, стали бойцами-разведчиками. Они несли бойцам сведения из города, однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили. Его убили, но память о нем живет и поныне. И многих сегодняшних ростовских мальчишек и мальчишек других городов нашей страны любимое увлечение – голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами – посланниками мира на земле. Учитель: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей Родины. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. О них пойдет разговор.

1-й рассказчик
: Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале, у трапа боевого корабля «Ташкент» – мальчишка. Он хочет со всеми вместе бить врага, гнать его с родной земли. Боре было всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик уговаривает командира взять его в море, на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые снаряды, не зная усталости, не ведая страха. Более 2-х героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
2-ой рассказчик:
Саша Ковалев. Служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому катеру. Снаряд попал в машинное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша погиб, но спас всю команду.
3-ий рассказчик:
Зина Портнова. Зину война застала в деревне Зуя Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Во время одного из допросов, Зина ухитрилась схватить пистолет и в упор застрелила фашиста. Ее зверски замучили. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено Звание героя Советского Союза.
4-ый рассказчик:
Саша Колесников. Саша учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус. Необходимо было взорвать мост через реку, по которой к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост усиленно охранялся, к нему не могли подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили его из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все-таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны жил в Москве. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
5-ый рассказчик:
Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в погреб и продержали четверо суток. И Миша нашел выход: он повел немцев в лес. Поняв, что их обманули, немцы зверски убили мальчика. А было ему 14 лет.

6-ой рассказчик:
Аркадий Каманин – мечтал о небе. Отец его был прославленным летчиком. Мальчику тоже хотелось летать, но в воздух его не пускали. Когда началась война он пришел работать на аэродром. Пилоты доверяли ему вести самолет. Однажды в воздухе во время воздушного боя, летчик был ранен и передал Аркадию управление самолетом. Мальчик сумел довести и посадить самолет. Вскоре он стал летать самостоятельно. Однажды с высоты он увидел наш самолет подбитый фашистами. Под огнем Аркадий перенес раненого летчика в свой самолет и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорилось ему! Учитель: И не на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок:
Леонид Голиков –
14 лет, Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.
Зинаида Портнова –
15 лет, Герой Советского Союза, юная партизанка, зверски замученная фашистами.
Валентин Котик –
14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.
Лара Михеенко –
12 лет, расстреляна фашистами.
Марат Казей –
15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Нина Сагайдак –
14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.
Володя Дубинин –
15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.
Василий Коробко –
16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.
Александр Ковалев –
13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль, и команду. Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли совершить за свою жизнь! Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они – пример того, что любовь к Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит от чувства ответственности и собственного достоинства. На оккупированной гитлеровцами территории создавалась система массового уничтожения населения. Попадали туда и дети. Нацисты творили чудовищные невиданные злодеяния: уничтожали газами, расстреливали, сжигали. Убийство было поставлено на поток.
Учащийся:
5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из дома сирот выходит 100 детей. Впереди их учитель – Януш Корчак. По приказу
фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти – Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор». Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и прося: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться. Сколько детей прошло через ужасы, ад, и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Учитель: Внимательно всмотритесь в эти кадры. (отрывки из к-ф «Освенцим») Учащиеся читают стихи: 1. Эта рыжая пыль под ногами ребенка Из костей – не осколки ль, покрытые ржой? Это, может быть, резвые ноги ребенка, Что за белою бабочкой мчался межой; Или ручки, – дитя ими тянется к маме, Обнимая за шею, ласкается к ней… Или был этот щебень большими руками, Что с любовью к груди прижимали детей. Этот пепел, который разносится с ветром, Был глазами, смеялся и плакал порой, Был губами, улыбкою, музыкой, светом, Поцелуями был этот пепел седой. 2. Был сердцами, тревогой, радостью, мукой, Был мозгами, сплетеньем извилин живых, – Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой, Точно белым по черному вписано в них. Эти волосы – локоны, косы и пряди, Что навалены мертвой, косматой горой, Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил. И сухими губами касался порой. Чистый трепет сердец, вдохновенные речи, Золотые надежды, сияние глаз… Крематориев страшных горящие печи. Пепел…пепел…Лишь пепел остался от вас…
Учитель: Пережив даже такую страшную войну, мир продолжал страдать от варварства взрослых. 6 и 9 августа 1945 года наступила новая эра вандализма и агрессии. Американские самолеты сбросили свои атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Взрыв был похож на огромный гриб. Светлая жизнь людей в одно мгновение стала черной. Атом превратил Хиросиму в мертвый город. Но не только город, атом в злых руках стал проклятием человечества. Именно он принес заболевание, которое получило название «лучевая болезнь». Первыми стали болеть дети…
Учащийся:
Меня зовут Сасаки Садако. Вы меня не знаете. Я жила в красивом городе, мои родители меня очень любили. У меня было много друзей. Я любила петь, играть с друзьями.
Но иногда я очень уставала, поэтому родители отвели меня к врачу.
Там я узнала, что больна лучевой болезнью. Однажды мне приснился сон. Мне приснилось, что я обязательно справлюсь с болезнью, если сделаю тысячу бумажных журавликов. Но делать их мне было трудно. У меня не было сил. На помощь девочке пришли все дети Хиросимы, а затем и дети Японии. Силы девочки таяли с каждым днем. И тогда дети других стран, в том числе и России, решили помочь девочке. Японские почтальоны доставляли Сасаки письма и посылки ее незнакомых друзей из разных стран. Но смерть неумолима. Девочка умерла. Зло, посеянное атомной бомбой, прорастает и поныне. Я хочу, чтоб в целом мире Затрубили журавли. И напомнить всем могли О погибших в Хиросиме. И о девочке умершей, Не хотевшей умирать. И журавликов умевшей Из бумаги вырезать. Пусть журавлик мой поможет Тем, кому сегодня плохо. Пусть звучит набатным звоном Маленькой Сасаки слово. Пусть бумажный мой журавлик Вам исполнит все желанья, Пусть исполнится легенда Из японского преданья. Выходят чтецы:
Чтец 1: Двадцатый век… Он пахнет Освенцимом. О, вечные, где вы Добро и зло? Чуть горьковатым погребальным дымом Сияющую даль заволокло. Чтец 2: Двадцатый век.. Горят глаза тупые. Орущий рот И вымокшая прядь. Он отравился. В поездах слепые Его не скоро Кончат проклинать. Чтец 3. Двадцатый век… К чему века учебы? Он мимо вас прошел, Двадцатый век… Музейных залов древние чащобы, Дремучие леса библиотек. Чтец 4. Двадцатый век… Протянутые горсти Сирот, Глотавших горькую слюну. Вон – рвы, тут рвы. Тма – черепа и кости На двадцать километров В глубину. Чтец 5. Двадцатый век… Бродивший по дорогам, Среди пожаров, К мысли привело: Легко быть зверем И легко быть богом. Быть человеком – Это тяжело. Учитель: Наша страна живет мирно более 60 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война.
Но XXI век принес Земле новые беды, символом которых стало слово «терроризм». 1 сентября 2004 года. Дети города Беслана идут в школу. Яркое солнце, музыка, цветы, родители, педагоги. Так и хочется крикнуть: не спешите, не идите! Выстрелы. Крики. Ругательства террористов. Все вместе: учителя, родители, дети. Прижавшись, друг к другу. Молясь и проклиная, страдая и негодуя, все вместе и по разную сторону: заложники и захватчики. Спустя несколько дней после захвата средней школы № 1 в городе Беслане, Россия хоронила 186 детей, погибших от рук нелюдей в обличье человека. (Обращая внимание на фотографии) 186 маленьких звездочек вспыхнули на небосклоне и тут же погасли. Они погасли, чтобы напомнить живущим о том, что никто не имеет права лишать жизни рожденного жить.
В память о детях Беслана, в память о всех детях, погибших в XX и

XXI веке, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное

время мы объявляем минуту молчания.

«Биография Куприна» - Одно время работает в издательстве "Всемирная литература", основанной Горьким. Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". После окончания учения продолжает военное образование в Александровском училище (1888 - 90). Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными.

«Жизнь Куприна» - Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Детские годы. Повесть «Поединок» (1905). Начало литературной деятельности. «Человек стихии и интуиции». Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Работа над рассказом «Гранатовый браслет». Бывает ли в жизни такая самоотверженная любовь?

«Творчество Куприна» - Товарищи грубы, начальство недоброжелательно.» А.И.Куприн. Повесть "Поединок" (1905). «Слон». В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Расцвет творчества. Произведения И.А. Куприна школьный курс. Биография Александра Ивановича КУПРИНА. Александр Иванович Куприн. А.И.Куприн.

«Писатель Куприн» - Перечитать написанное изложение. А) совмещалось – мЕсто; Б) уличные – ЧК – ЧН; В) рыбацкую – суф.-к- от основы на –к; Г) интеЛЛигентного – слов. слово. Работаем с третьей микротемой. Даже во время творческого подъёма писатель. Придёт время – и всё может понадобиться. Или писать в таких условиях, в которых иной литератор не.

«Куприн Олеся» - Олеся не знает расчета, себялюбия. Слову вы своему не господин… Какое значение имеет место действия рассказа? Как рисует Куприн образ главной героини? Героя описывает сама Олеся: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Как меняется Олеся? Олеся, владеющая даром предвидения, осознает неизбежность конца короткого счастья.

«Куприн рассказы» - Загадки Александра Ивановича КУПРИНА. Фамилия главного героя повести «Поединок» Ромашов Беляшов Ромашкин Кудряшкин. В кадетском корпусе В сиротском пансионе В Московском университете В Александровском военном училище. Сколько лет Олесе? 18 21 24 27. Вопрос 9. Вопрос 3. Вопрос 5. Вопрос 22. Концерт для фортепиано с оркестром №2.

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,

Не замолить по праздникам вины.

Ведущий

Ах, как слова мои ничтожны,

Но память требует опять...

Сказать об этом невозможно,

Но невозможнее - молчать!

Ведущая

Тем всё сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю.

Ведущий

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И всё это в меня запало И лишь потом во мне очнулось.

Звучит песня «Нас утро встречает прохладой». На экране довоенные кадры выпускного вечера. На сцену выбегают ребята, одетые в одежду довоенных лет, рассаживаются на стульях.


  1. й ученик. Друзья, прошу внимания.

  1. июня 1941 года станет историей. Сегодня мы прощаемся со школой. Мы окончили 10 классов. Что нас ждёт впереди? Петрова?

  1. я ученица. Через пять лет я буду агрономом.

  1. й ученик. Матвеев?

  2. й ученик. Буду учиться в военном училище.

  1. я ученица. А я хочу воспитывать детей! Поступлю в учительский институт.

  1. й ученик. А ты, Андреева?


  1. я ученица. А я собираюсь замуж.

  1. й ученик. Ну, ты даёшь! Ребята, а давайте встретимся через пять лет и узнаем, чьи мечты сбылись!

  2. я ученица. Да ну вас! Уже светает, пошли на улицу!
Собираются уходить. Звучит запись Левитана «Говорит Москва...». Все слушают. Немая сцена. Выходят девушки, поют вполголоса.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли Повзрослели они до поры.

(Надевают пилотки, уходят.)

По дороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходят мать и солдат.

Мать. Сынок!

Солдат. Мама!

Мать (читает стихи на фоне музыки)

Мой милый сын, в наш дом пришла беда,

И поле жизни стало полем боя.

Будь стойким и отважным, как всегда,

Страна твоя и я всегда с тобою.

Рази врага как доблестный джигит:

Несущих смерть, карают только смертью.

Кто бить идёт - пусть будет сам убит,

Кто плеть несёт - пусть сам падёт под плетью.

Не забывай моих последних слов -

Твоя страна прекрасней всех на свете.

За каждый холм, за каждый дом и ров,

Считай, что ты один в ответе...

На экране кадры войны, звуки канонады.

Ведущая

Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся.

Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

Он первым взлетал на неё, обернувшись,

И вздрогнул, увидев спасённый им город...


  • И. Р. Амирова, учитель музыки, заместитель директора, МАОУ «Лицей № 1»; J 1. С. Герасимова, учитель английского языка, МАОУ «Лицей № 1», г. Стерлитамак, Башкортостан.


■■ммшнвшняннншмннвааанншнншннмнанннмшннмшнннншмннннннамшммамамммвнш

2 (14) февраль 2013 г. Р1



38

ПОСЛЕ УРОКОВ


Ведущий

Им 18. Синий плёс над ними,

Ни старости у них, ни седины.

Чтоб из огня вернулись мы живыми,

Они сердца сожгли в огне войны.

Звучит музыка «Журавли» (один куплет со словами). Выходят солдаты со свечами - по очереди, выстраиваются в два ряда, в шахматном порядке.


  1. й ученик (в форме солдата)
Я погиб восемнадцати лет -

Затерялся в кровавых потёмках,

Я и мой комсомольский билет,

Изрешеченный, в бурых подтёках.


  1. й ученик {в военной форме)
Я у бит подо Ржевом,

В безымянном болоте...


  1. я ученица {в военной форме)
Моей могилой

Тот же стал окоп...


  1. й ученик (в военной форме)
Я тоже мёртв. Меня никто не знает,

Но тысячи ещё на пол пути,

И слава мёртвых окрыляет,

Тех, кто вперёд решил идти.


  1. я ученица (в военной форме)
О жизнь моя!

Мне жить хотелось очень И мстить хотелось до конца врагу,

Но не подняться и не встать, короче,

Вторую жизнь прожить я не могу!

Выходит женщина в чёрном с цветами. Обращается к одному из солдат.

Припомни, тогда в огне

Ты не встретился с сыном моим?

Мой сын погиб на войне...

Все качают головой, задувают свечу.

Солдат опускает голову, мать кладёт цветы к его ногам. Далее все солдаты опускают головы - мать кладёт цветы к их ногам. Кадры - могилы павших воинов.


  1. я ученица {в военной форме)
Кричат и вьются коршуны над взгорьем,

Над ельником, над зеленью ветвей,

Кричат и вьются, предвещая горе Задумавшейся матери моей.

Кричат и вьются коршуны, крылами Шумят, - и кажется, им нет конца. -

И жёлтыми, несытыми глазами Высматривают павшего бойца...

С Перестраиваются в памятник.)

Вам панихиду по врагу справлять.

Была я в Сталинграде! Победила!

Жива я! Дождётся моя мать!


На экране: знамя над Рейхстагом.

Ведущая

Земля горела, и сердца от гнева Горели тоже, отступала тень.

Зарёй победы, предвещая день.

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая Уже вступил в свои права!

Сцена радости, ликования. Ученица танцует в кругу танец Победы, остальные аплодируют. Все на сцене. На экране: обелиски, цветущие курганы.


  1. я ученица
День Победы над войною,

День Победы над бедою.

Что пережито - не забыто.

Что пережито, тем живём И помним, помним всех убитых,

Цветов с курганов мы не рвём!

Выходят по очереди.

Мать

Мой и твой.


  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб голос Ленинграда Коснулся их блокадною рукой.

  1. й ученик Я не хочу,
Чтоб доты обнажались Как рисовая опухоль земли.

  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб вновь они ожили И чью-то жизнь с собою унесли.

На экране: мирное время, фото с детьми, лицейские ребята, смотр строя.


  1. я ученица
Что может быть прекрасней в мире,

Чем без тревоги в мире жить,

Растить семью в своей квартире И грамоте детей учить.

Из них готовя нашу смену,

Которая Отчизну-мать В труде прославит непременно,

А надо - будет защищать.

Все участники выходят и поют заключительную песню «На всю оставшуюся жизнь».


ШМИИИИИМЯМИМИИИИИЯИЯЖИЯИММИШМИИДИИИИЯИаМИММИИММИМИаИИИИИ

ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


39


шнвннннвшмпмннишшняннямтмм

ПОСЛЕ УРОКОВ


МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ


Н. В. Астафьева


Давайте, люди, никогда 06 этом не забудем...

А Т. Твардовский «Дом у дороги»


Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.

Р. Рождественский


Цели: расширить знания школьников об участии их ровесников в Великой Отечественной войне; воспитывать чувства гордости за свою Родину и её героическое прошлое.

Оформление: плакат «Маленькие герои большой войны», портреты юных героев, книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».


1-й чтец


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину Снаряды жёлтые, как груши, Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы, И берегут они свои Огнём кричащие альбомы.


  1. й чтец


Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий. Ребята, вы родились и живёте в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом , стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово!

Лето 1941 года. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но всё изменила война. Она длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев, унесла более 27 млн. человеческих жизней. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом. Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова были удостоены звания Героя Советского Союза.



* Н. В. Астафьева, педагог-организатор детского коллектива МБОУ «Старо-Матакская СОШ», Алькеевский р-н, Республика Татарстан.



2 (14) февраль 2013 г.


ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


1-й ученик. Лёня Голиков жил в деревне Лукино, что на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле были очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в недолгой жизни Голикова! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года... 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.


  1. й чтец
Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

М. Вайцман


  1. й ученик. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы (это неподалёку от станции Оболъ Витебской области).
В Обили была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, всеми силами она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины званием Героя Советского Союза.

  1. й чтец
Кто там улицей крадётся,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьётся,

Биржа чёрная горит.

Это было в Краснодоне.

  • Загадка русской души в романе , 115.19kb.
  • 65 лет назад закончилась народная война , 34.47kb.
  • Другої світової війни стала однією з ключових не лише для української, але й для інших , 549.37kb.
  • Они отдали жизнь за Родину , 97.11kb.
  • Они сражались за Родину

    (на тему: «Патриотическое воспитание учащихся начальных классов»)

    Оборудование: портреты героев-пионеров на слайдах, музыкальные фонограммы на дисках.

    Ведущий:

    22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война.

    (Песня «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).

    Ведущий:

    От Черного до Белого моря простирался фронт сорок первого. И дрогнули детские сердца, их позвала тень Мальчиша – Кибальчиша. Мальчиш трубил беззвучно, звал идти походом на черные полки оккупантов: «Коммунисты уже впереди, комсомольцы уже в бою, - выходите, пионеры, на великое сражение, иначе не быть вам свободными – не быть взрослыми!»

    1-й ученик:

    Мы помним имена и подвиги пионеров – героев: Лени Голикова, Володи Дубинина, Зины Портновой, Вали Котика, Шуры Кобер, Вити Хоменко, Марата Казея, Лары Михеенко. Дети-моряки, дети-пехотинцы, дети-подпольщики, дети-разведчики защищали нашу Родину.

    2-й ученик:

    Замечательные подвиги совершил во имя Родины Вася Коробко, мальчик из Черниговского села Погорельцы. До сих пор хранят пионеры знамя дружины, которое спас от фашистов юный герой.

    3-й ученик:

    Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды фашистский корабль открыл огонь по советскому катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Саша Ковалев отдал свою жизнь, спасая команду.

    4-й ученик:

    В Минске стоит памятник юному пионеру Марату Казею. На бронзовой гимнастерке – бронзовые ордена и медали.

    Когда началась война Марат учился в 4 классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того как палачи казнили мать, Марат ушел в лес к партизанам. В рваной одежде, в лаптях и с холщовой сумкой через плечо шагал Марат по полусожженным деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал, сколько у фашистов танков, машин, техники, высматривал замаскированные пушки, немецкие посты. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги.

    Герой Советского Союза Марат Казей ушел из жизни как герой. Один в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были рядом.

    Ведущий:

    Мишу Куприна, юного героя из села Касилово на Брянщине, многие хорошо знают. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. ( Три ученика читают по очереди «Балладу о Мише Куприне»).

    Четвертые сутки он в погребе тесном,

    Где темен и холод, где сырость и плетень,

    Четвертые сутки в одной рубашонке,

    Избитый, измученный русский мальчонка,

    А там, на свободе, где липа цветет,

    Где пчел и стрекоз не смолкает работа,

    Упорно и молча разведчика ждет

    В боях уцелевший отряд патриотов

    А ты с темнотою

    Один на один.

    Так что же ты делаешь, Миша Куприн?

    Четвертые сутки … А выхода нет.

    И сил не хватает держаться,

    И жалко мальчишке в четырнадцать лет

    Вот так вот со всем расставаться.

    Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

    На небо, на рощицы дальние!

    – Идемте! Я знаю тропинку в отряд!

    Решает разведчик израненный.

    С врагами мальчишка

    Один на один.

    Куда же ведешь ты их,

    Миша Куприн?

    Ведет сквозь орешник и ельник

    Родное, знакомое место, сюда

    За клюквой ходили когда-то.

    Ходили за клюквой.

    Ну, вот и пора!

    Прощайте! Держитесь, ребята!

    С врагами мальчишка

    Один на один.

    Так что же задумал ты

    Миша Куприн?

    А Мишка стоял – поворот головы,

    В глазах промелькнула усмешка

    – Просили в отряд привести?

    Вот кусты!

    Бегите! Громите! Не мешкайте!

    Ликуют фашисты: мол, наша взяла

    И рвутся сквозь частый кустарник.

    Но что это? Поле. А там у села,

    Виднеются их же казармы,

    В глазах у Мишки

    Лазоревый свет…

    А было мальчишке

    Четырнадцать лет.

    Ведущий:

    Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб, но память о нем живет. ( Балладу В. Верховского о юном герое читают два ученика )

    Окутано море тревогой,

    Огнем Севастополь объят,

    В разрушенной школе над пыльной дорогой

    Осталась лишь горстка солдат.

    Все ближе снаряды ложатся,

    Осколки секут храбрецов.

    – Нас десять! – сказал командир.

    – А сражаться

    Мы будем, как сотня бойцов.

    Герой-пионер был десятым,

    Он числился сыном полка,

    В минуты затишья читал он солдатам

    Из книжки стихи Маршака.

    К концу подошла передышка –

    Вновь танк громыхнул вдалеке,

    Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка

    Со связкой гранат в кулаке,

    В тельняшке своей полосатой

    За Родину он воевал,

    И метко с размаху метнул он гранаты,

    Но сам был сражен наповал.

    А танк задымил на поляне.

    Бойцы подползли к храбрецу.

    Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

    И кровь все текла по лицу.

    – Нас десять! И недругам крышка!

    Сказал командир в том бою.

    Он «десять» сказал, потому что парнишка

    Навечно остался в строю.

    Ведущий:

    За нас с вами они отдали жизнь, но они живы потому, что их именами названы школы, улицы. Потому, что они любили жизнь, любили песни, любили походы, любили труд!

    Их много героев, погибших за счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.

    Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Сережа Алешкин, Ваня Андриянов, Костя Кравчук, Юра Смирнов, Саня Колесников, Витюшка Ильин.

    1-й ученик:

    Сережа Алешкин. Он был воспитанником 142-го гвардейского стрелкового полка. Ему было тогда 6 лет. Однажды он увидел, как вражеская авиационная бомба разорвалась рядом с блиндажом командного пункта, где в это время находился командир полка. Мальчик подбежал к блиндажу и попытался сдвинуть балку, упавшую на дверь, но сил не хватило. Тогда не обращая внимания на рвущиеся вокруг бомбы и снаряды, он бросился саперам и закричал: «Там командира завалило!». Подбежавшие саперы разобрали заваленный блиндаж и спасли командира полка.

    Ведущий:

    Сергей Алешкин после войны жил в Челябинске и работал на заводе.

    2-й ученик:

    Ване Андрианову было тогда 14 лет. Это было под Москвой, в селе Ново-Михайловском. Ваня увидел, что к селу идут советские солдаты. А село было занято фашистами, которые повсюду расставили пулеметы.

    Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!»

    Гитлеровцы открыли огонь, но он бежал и кричал. Наши бойцы услышали Ваню и залегли. Добежав до бойцов, Ваня показал им безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.

    Ведущий:

    За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды. После войны Иван Федорович Андрианович жил в Москве.

    3-й ученик:

    Косте Кравчуку было 10лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненных бойцов. Это были знаменосцы 970-го и 968-го стрелковых полков. Они истекали кровью. Мальчик хотел им помочь, но они протянули ему знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью и жизнью близких, взял Костя боевые знамена, вложил их в мешок, осмолил и опустил в колодец. После освобождения Киева мальчик ждал бойцов-знаменосцев, но они не пришли. Тогда он передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.

    Ведущий:

    После войны Константин Кравчук жил в Киеве.

    4-й ученик:

    Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, так как фашисты засели в домах. Юра решил помочь нашим бойцам. Он выбежал навстречу разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.

    Ведущий:

    После войны Юра Смирнов жил и работал в Ленинграде.

    5-й ученик:

    Саша Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. На поездах, попутной машине добрался до прифронтовой полосы. Он был принят воспитанником в танковый корпус. В полку его звали Сан Саныч. Он участвовал в боях, хотя все время бойцы старались уберечь его от опасности. Однажды мальчик пошел в разведку, чтобы узнать, где находится разгрузочная железнодорожная ветка фашистов. На 2-ой день он нашел эту ветку. Там было много танков, склады с боеприпасами.

    Заранее было договорено, что Сан Саныч по обе стороны железнодорожной ветки их верхушках деревьев повесят белые наволочки, которые были видны с воздуха. Прилетел наш самолет, дал Сане знать, что понял условный знак, и улетел. А мальчик пустился в обратный путь. Часа через два он услышал гул наших бомбардировщиков, а затем и взрывы. На 4-й день Сан Саныч наткнулся на своих разведчиков и помог им: забрался в ящик под вагон и поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Фашисты заметили его и стали стрелять, а он все время нырял. Вдруг раздался взрыв. Саню отбросило, и больше он ничего не помнил.

    Ведущий:

    Сан Саныч очнулся через несколько дней и увидел разведчика. Разведчик обрадовался и сказал: «Жив Христосик!» Но Сан Саныч был очень слаб и не спросил, почему его называют Христосиком.

    После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина. И только позже узнал, что, после того как он был схвачен фашистами и потерял сознание от пыток, он был распят. Фашисты били его по пальцам молотком. Он только теперь понял, почему на руках и на ногах у него остались шрамы – следы гвоздей. После войны Александр Колесников жил и работал в Москве.

    6-й ученик:

    Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Пошел в школу, друзья помогали ему.

    Ведущий:

    Витя Ильин окончил десять классов, а в 1953 году окончил исторический факультет Московского областного пединститута. Работал директором школы в родном селе.

    Ведущий:

    В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.

    Помните, какой ценой завоевано счастье.

    Помните!

    Через века, через года,

    Помните!

    Какой ценой завоевано счастье!

    Помните!

    Памяти старших будьте достойны!

    (песня «Курган славы», слова В. Дмитриева, музыка Э. Манвеляна).

    Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна, Гилязова Малина Замиловна – учителя начальных классов МСОШ №4 г. Азнакаево Республики Татарстан.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...