НОД по экологическому воспитанию на тему «Корабль пустыни. Пустыни: характеристика и виды Кто живёт – не знаю – в нём

Беседа «Пустыня и ее обитатели»

Цель: Сформировать целостное представление детей о пустыне.

Задачи:

Продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

Обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения;

Упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

Формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

Способствовать воспитанию самостоятельности и активности;

Воспитывать бережное отношение к природе через формирование у детей понимания взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов и явлений в природе.

Предварительная работа: знакомство с разнообразием природы, животного и растительного мира пустыни, беседы с детьми о пустыне, рассматривание люстраций о животном и растительном мире пустыни.

Материал: макет пустыни, иллюстрации животных и растений пустыни, Лесовичок, игра «Лото «Животные», письмо.

Ход беседы.

Дети, кто-то стучит к нам в дверь, кто это может быть?

Это наш старый знакомый Лесовичок. Он принес нам письмо, которое недавно получил. Прочитаем? «Здравствуй, мой друг Лесовичок! Пишет тебе храниетль большой пустыни Песчаник. Я приглашаю тебя к себе в гости в пустыню. Приезжай поскорее». Лесовичок приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Хотите поехать впустыню? Тогда закрывайте глаза и слушайте меня:

Садовая дорожка Идут они в кочевье

Усыпана песком. Под музыку звонков.

Но плохо, если много Лежачие деревья

Песка лежит кругом. Растут среди песков.

Вот желтая страница – Безлиственные сучья

Пустынная страна. К сухой земле пригнул

Песок по ней кружится, Живучий и колючий

Несется как волна. Кустарник-саксаул.

Неведомо откуда, А ветер носит тучи

Неведомо куда Горячего песка.

Бегут по ней верблюды, Идет песок летучий

Степные поезда. На приступ, как войска…

Вот мы и прибыли в пустыню. Открываем глаза.

Подходим с детьми к макету пустыни.

Как вы думаете, от какого слова образовано слово «пустыня»? - Я думаю что слово «пустыня» образовано от слова «пусто».

А вы знаете, почему природную зону назвали именно так? - Пустыни – области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.

Какие бывают пустыни? - Песчаные, глинистые, каменистые.

Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара.

Где находится самая большая в мире пустыня Сахара? – Самая большая в мире пустыня Сахара находится в Африке.

Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.

Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.

Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

А какой климат в пустыне? - Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.

А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.

Верно, но так это или нет, мы проверим.

Проведение опытов.

Опыт 1. «Возникновение бури»

Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Физкультминутка. Игра «Мы – песчинки, мы – комочки глины»

Ход игры. Подул сильный ветер и песчинки полетели в воздухе (дети свободно бегут по групповой комнате). Ветер затих и песчинки опустились на землю.(дети приседают). Подул ветер на глину и она собралась в комочки (дети встают и собираются в небольшие группы, тесно прижавшись друг к другу). Повторяем 2 – 3 раза.

Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения?

А какие растения могут выжить? Назовите их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. - Силуэтные изображения растений расставляем на макете пустыни.

А почему они выживают в условиях пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»

Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.

Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.

Какие животные могут встретиться нам на берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и ставят игрушки на поверхность макета.)

А теперь отгадайте загадки:

Нет ушей, не видно ножек

Шар в колючках- это …(Ёжик)

Камень на ножках

Ползёт по дорожке,

Панцирь-рубаха

В ней вся …(черепаха).

Колючка вкуснее чем множество блюд

Её обожает горбатый…(Верблюд).

Что вы знаете о верблюде? - Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Встречаются верблюды двух видов: двугорбый, или бактриан, и одногорбый, или дромедар. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого солнца.

Караван верблюдов идет по пустыне, а мы возвращаемся домой.

Мы отправляемся в дальний поход,

Кубань, Переясловская, садик нас ждет.

В Африке жарко, а дома тепло.

Время с друзьями провели хорошо.

Припев: Африка, Африка, прощай, Африка, Африка.

Вот мы и дома.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат картинки разных животных. А вам надо выбрать только обитателей пустыни. Приступайте к выбору.

Молодцы, правильно выбрали всех животных пустыни.

Итог:

Что нового, интересного вы узнали сегодня о пустыне, животных и растениях пустыни?


Сценарий написан для познавательного детского праздника.
Присутствовало трое детей (две девочки и мальчик) возраста 5,5-6 лет.

Оформление помещения

  1. Пирамида из картона. Нужна не столько для сценария, сколько для подходящего настроя
  2. Сфинкс из картона
  3. Фигурки египтян (вырезаны с фотографий древних папирусов)
  4. Пустыня – таз с песком или манкой
  5. Африканские животные (игрушки)
  6. Угощение: сухофрукты (финики, инжир), фрукты, овощи (огурцы, перец), орехи, лаваш, сыр, печенье, восточные сладости.

Вступительная часть

Найдите на карте Египет, спросите, что дети о нем знают. О прошлом лучше говорить, показывая события на временной прямой. Сначала укажите наше время, потом посмотрите, как давно появился Древний Египет, когда были построены Великие пирамиды. Расскажите о Нефертити (о красоте, подробности ее жизни – тема не детская). Спросите, хотят ли дети с ней встретиться.

Придумайте ритуал переноса во времени. У нас дети вспоминают волшебные слова из разных сказок, берутся за руки, колдуют: “Абракадабра, хотим перенестись в Древний Египет, во времена царицы Нефертити”. Дует волшебный ветер, и мы оказываемся там, где нужно.

В Древнем Египте дети наряжаются в воротники из золотой парчи и надевают бусы и браслеты (украшения любили и мужчины, и женщины). После этого спросите, как попасть к царице, что нужно сделать, чтобы стража пустила посетителей во дворец. Возможно, кто-то предложит принести подарки или пробраться через тайный ход, или же дети будут в замешательстве. Расскажите им об оракулах, о том, что их в древности использовали, чтобы получить ответ на важный вопрос. В оракуле на празднике (пластиковая канистра с отверстием, оклеенная папье-маше) содержится ответ, как попасть во дворец.

Автор этой и других фотографий Анастасия Липатова

Конечно, ответ написан иероглифами. Ключ к ним у нас был вот в этой книге . Но вы можете сами установить соответствие русских букв и иероглифов, по аналогии с английским вариантом .

Основная часть

Сообщение оракула гласит “Соберите бусы”. Ведущий может пояснить детям, что теперь нужно выполнять задания разных персонажей, которые встретятся в путешествии, и получать бусины. Бусины самодельные, слеплены из глины, украшены бисером.

Базар . На базаре детей встречает торговец (здесь и далее все персонажи – картонные фигурки, распечатывали отсюда). Он обещает бусину, если дети помогут ему сделать серебряные медальоны. Один из способов изготовления украшений в Египте — чеканка. На плотной фольге палочками нужно выдавить рисунок.

Пустын я. Торговец рассказывает, что несколько бусин находятся далеко в пустыне. Поскольку пешком туда не пройдешь – ищем верблюда. Его нужно вежливо попросить отвезти детей и накормить воображаемыми колючками. Верблюд сделан из игрушечного верблюда, одеяла и подушек. Дети садятся верхом и перемещаются, отталкиваясь ногами от пола. По сигналу “песчаная буря!” они должны все вместе прятаться под покрывало и замирать.

Прибыв на место, дети видят миску с манкой. В ней лежат фигурки обитателей пустыни и спрятаны три бусины. Дополнительная сложность – песчаные червяки, которых необходимо прогнать (я использовала идею этой игры).

Великий Нил . Прежде чем идти к реке – немного расскажите о том, какую роль она играла в Древнеегипетской цивилизации, и о том, что сейчас это одна из двух самых длинных рек в мире. В Ниле (ванная с подкрашенной водой) плавает банка с бусинами. Охраняют ее крокодилы (вырезаны из картона). Дети кидают в крокодилов монетки, пока хищники не уйдут на дно (картон намокает и тонет быстро, так что не бросайте крокодилов в воду заранее). После этого достают банку с бусинами.

Оазис . Ведущий рассказывает детям, что такое оазис и обещает подарить бусину, если они скажут, какое растущее здесь дерево египтяне считали священным деревом жизни. В качестве подсказки, ведущий задает вопросы, а дети складывают название дерева из первых букв ответов на них. Вопросы:

  1. Мифическое существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
  2. Обозначения слов или букв у древних египтян (Иероглифы)
  3. Священное животное, которое египтяне называли “миу” (Кошка)
  4. Место в пустыне, где есть источник воды и много растений (Оазис)
  5. «Обитатель» пирамиды (Мумия)
  6. Животное, которое возит людей и грузы. Но не верблюд. (Осел)
  7. Бог солнца у Египтян (Ра)

Если ответа на какой-то из вопросов дети не знают, ведущий им подсказывает (на нашем празднике затруднения вызвал только последний вопрос). Так же он может комментировать остальные ответы, добавляя какие-то подробности. И нужно рассказать про сикомор, показать его фотографию.

Библиотека . Дети приходят к писцу и тот обещает бусину в обмен на новые свитки папируса. Папирус просто сделать из бумаги (свернуть трубочкой, закрепить и нарезать треть, чтобы получились листья) и разложить по комнате, чтобы дети прежде его собрали. Потом нужно отрезать корень (расскажите, что корни съедобны) и листья, а стебель разрезать вдоль. Получится несколько полосок. Их складывают, как и для настоящего папируса, одним слоем вдоль и вторым слоем – поперек. Ведущий рассказывает, что у папируса клейкий сок и под прессом части прочно соединяются. А на празднике их можно смазать ПВА. На получившихся папирусах дети в конце праздника могут что-то написать.


Поля . Дети приходят к крестьянам и те просят помочь сделать ирригационные каналы. В лотке два берега из глины, в центре продольное углубление с водой, от которого палочками нужно прокопать каналы.

Пирамида . Последние несколько бусин лежат в пирамиде. Но дорогу к ним охраняет сфинкс, задающий загадки. Загадка: “Почему древние египтяне называли свою страну Кемет (черная земля)”. Всю необходимую информацию (о том, как важен был Нил, как хорошо все созревало на удобренных его черным илом полях) дети получили, когда прокапывали каналы. Но, возможно, им потребуются наводящие вопросы, чтобы ответить сфинксу.

Сбоку в пирамиде сделаны углубления, в некоторых из которых лежат бусины. В других предполагалось положить что-то неприятное на ощупь. Но мы выбрали мармеладных червяков, которым дети только обрадовались.

Бусины собраны. Теперь дети их делят между собой, надевают по очереди на шнур и несут во дворец. На входе их встречает стражник. Он дает какое-нибудь задание (например, написать свое имя иероглифами) или довольствуется объяснением детей кто они и куда идут.

Лидия Куранова
Занятие по ознакомлению дошкольников с природными зонами земли. Тема: «Пустыня»

Тема: «Пустыня»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Познание (формирование целостной картины мира). познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь; развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.

Коммуникация: учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Познание (развитие конструктивной деятельности) учить детей сооружать макет пустыни из песка с её обитателями.

Физическая культура. формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.

Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей пустыни; умеет сооружать макет пустыни с её обитателями.

Материал: глобус; ящик с невысокими бортами, песок (для макета пустыни); фигурки животных и растения пустыни; картинки с изображением животных, растений и пейзажа пустыни; прозрачный стакан, песок, вода для опыта; загадки; музыкальное сопровождение (шум дождя, гроза).

Предварительная работа: рассматривание глобуса, материков, географической карты: нахождение пустынь, гор, рек и их обозначение на карте.

Подготовительная работа: подготовить ящик с невысокими бортиками, мелкий песок.

Ход занятия

1. Рассказ педагога о пустыне (использовать демонстрационный материал - картинки с изображениями растений и животных пустыни).

1/7 часть всей суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т. к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.

В полдень очень жарко, в такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке.

В каждой жаркой пустыне раз в год приходит время, когда растения внезапно зацветают. Это происходит, когда приходит дождь, чаще всего это весной. Если начинается дождь, то сильный, слабый дождь высох бы по дороге на землю – так в пустыне жарко.

Растения пустыни необычные.

Кактус имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.

Мастиковое дерево, корни до 30м в длину.

Белый и чёрный саксаул –корни глубоко уходят в землю; вместо листьев – чешуйки.

Растут ещё верблюжья колючка и полынь, цветут лилии и красные маки.

Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.

Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.

В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопы-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки. Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.

В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела. У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Как вы, ребята, думаете, почему? (потому что они перевозят соль, сахар, лес, хлопок, зерно, муку). Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт. Почему? (не нужно дорогое топливо, различные прицепы, таскающие груз, они неприхотливы в еде).

Почти везде есть подземные воды, зажатые в твёрдых породах, но есть немногочисленные места, где твёрдые породы – скалы – выходят на поверхность. Эти места в пустынях называют оазисами. Такие растения, как финиковые пальмы, растут только вблизи оазисов, т. к. там их корни могут добраться до воды. Многие пустынные птицы, такие как песчаная куропатка, и более крупные животные, такие как лисы, регулярно посещают оазисы, чтобы напиться воды.

Галина Храброва
«Пустыня». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Путешествие в пустыню

Воспитатель Храброва Г. А.

Цель. Учить разрешать проблемную ситуацию с помощью экспериментирования и моделирования, видеть причинно- следственные связи в природе. Развивать оценочно- критическое отношение к окружающей действительности (ТРИЗ) . Дать детям представление о пустыне ; показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях. Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному. Воспитывать любознательность аккуратность, прилежание. Активизировать речь детей , обогатить их словарный запас словами : оазис, караван.

Обеспечение : макет пустыни , изображение верблюда, макет ноги верблюда, коричневая шерсть (длинная и короткая, речной песок, кусочки картона, цветной бумаги, дермантина, контуры верблюда по количеству детей .

Ход занятия.

Дети, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Жил на востоке один знаменитый путешественник, звали его Али. Была у него внучка Батагоз, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его о своем приезде не предупредила. А он в это время собрался в далекое путешествие в город Чарджоу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню Кара- Кум , по которой нужно было ехать целых 10 дней. Батагоз очень хотела поехать вместе с дедушкой. Она так просила, что старый Али согласился . Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию.

Д/и «Отправимся в путешествие» (Что необходимо взять для путешествия в пустыне ) .

Рано утром пригнал Али из степи 2-х верблюдов, у которых было по 2 огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды и на следующий день отправились в путь.

Ребята, почему они взяли с собой так много воды и еды?

Батагоз сидела на верблюде между двумя горбами. Перед ее глазами открылся огромный мир из желтого песка до самого горизонта. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки. Солнце палило так нещадно! Дедушка и Батагоз очень уставала за день, но лишь на ночь они останавливались, чтобы поспать и набраться сил. На одной из таких остановок Батагоз сказала :

Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда, сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается.

Ребята, как вы думаете, почему верблюд не проваливается в песок?

Давайте, посмотрим как устроена нога верблюда.

(Дети подходят к столику и проводят эксперимент. Они втыкают в песок острые палочки, а потом палочки, где приклеен паралон. Делают вывод, что нога верблюда широкая).

Дедушка то же самое сказал внучке :

Батагоз сказала :

Почему верблюд не обжигает ноги, ведь песок раскаленный, а он идет босиком?

Ребята, почему верблюд не обжигает ноги?

Али сказал :

А потому, моя девочка, что у верблюда на ноге очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоль, который иногда появляется у человека. Поэтому всех верблюдов называют мозоленогими.

А почему у него на шее и груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине.

Ребята, кА вы думаете, почему у верблюда больше шерсти на передней части туловища?

Дедушка вот что сказал Батагоз :

Он ест жесткие ветки верблюжьей колючки и, чтобы не уколоться, впереди у него растет густая и длинная шерсть.

Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их бло больше!

Ребята, почему в центре пустыни колючек меньше , чем по ее краям? Вот и дедушка также объяснил, по краям пустыни воды больше , чем в центре, поэтому здесь даже верблюжья колючка не растет.

Батагоз подошла к верблюду и ласково погладила его, а потом опять задала дедушке вопрос :

Зачем верблюду нужна такая густая и длинная шерсть, ведь в пустыне очень жарко ?

Ребята, как вы ответите на этот вопрос?

И дедушка сказал тоже самое, что густая и длинная шерсть спасает кожу верблюда от ожогов.

Они ехали еще очень долго, у Б. атагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, а вода уже кончилась. И вдруг впереди показались зеленые деревья. Когда они к ним приблизились, то увидели между ними ручей, который вытекал из- под земли. Дедушка сказал, что это оазис.

Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев. До города оставалось еще несколько дней пути. Устали дедушка и Батагоз от путешествия. Верблюды тоже устали. Горбы их свалились на сторону. Батагоз стало не удобно сидеть. Она спросила у дедушки, почему горбы стали такими мягкими.

Ребята, почему горбы у верблюда стали мягкими?

А дедушка показал внучке мешок, в котором лежала их еда и спросил ее, почему мешок вначале был полным, а теперь стал маленький?

Мы же все съели!- ответила девочка.

Вот видишь, мы маленькие, а сколько съели. А верблюд такой большой, да еще столько работал, вез наши вещи и нас. Ему и еды надо гораздо больше. А почти ничего не ел и не пил, колючек ведь было мало.

Так он, что, возит еду в горбах,- догадалась девочка.

Да,- ответил Али. До того, как отправиться в путешествие, его хорошо кормили, и он отложил в горбах про запас еду и воду, а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без еды и воды.

Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землюи нежно погладила своего верблюда, приговаривая :

Спасибо тебе, верблюд! Какой ты сильный, надежный и смелый! С тобой не страшны никакие пески. Недаром называют тебя кораблем пустыни .

Ребята, понравилась вам история о Батагоз и ее дедушке?

А на чем бы вы хотели отправиться в путешествие по пустыне ?

Давайте для этого изготовим модель верблюда. Но прежде, чем приступить к работе, мы споем песенку о пустыне и потанцуем .

Песенка о пустыне (с движениями) .

В пустыне нет деревьев ,

В пустыне нет травы .

Вокруг одни барханы-

Песчаные холмы.

Там бабочек не видно,

И птицы не поют,

Верблюдов караваны

Там в мареве бредут.

Припев :.

Пустыня , пустыня-

Кругом один песок.

Пустыня , пустыня-

Там жизнь- воды глоток.

Мы подрастем немного,

Объедем много стран.

В пустыню Кара-Кумы

Пойдет наш караван.

А дружба и отвага

Помогут нам в пути,

Помогут нам верблюды

Пустыню перейти .

А сейчас, ребята пройдите на рабочие места.

Гимнастика для пальцев.

По песку верблюд шагал,

Он колючку увидал.

Ел, ел,ел, ел,

Он оазис увидал.

Пил, пил, пил,

Наш верблюд набрался сил.

Изготовление модели верблюда.

1. Густая длинная шерсть на груди и шее.

2. Густая короткая шерсть на туловище.

3. Широкие твердые копыта.

4. Высокие горбы.

(Из готовых моделей дети выстраивают караван) .

Гимнастика для глаз.

Ребята, в пустыне много солнца . Хотите поиграть сего лучиками?

Лучик, лучик, озорной,

Поиграй- ка, ты со мной! (моргают глазами) .

Ну- ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись! (круговые движения глазами) .

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Взгляд я вправо отведу,

Снова лучик я найду.

Посмотрю глазами вдаль,

Убежал мой лучик. Жаль!

Подведение итога занятия .

Ребята, вам понравилось путешествие с Батагоз и ее дедушкой?

Почему понравилось путешествие?

Чем интересна игра «Отправимся в путешествие» ?

На чем удобнее всего путешествовать по пустыне ?

Информационные ресурсы.

1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» . А. И. Иванова.

2. «Комплексные занятия в подготовительной группе» .

3. Собственное творчество.

«Исследование пустыни».

Цель:

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Способствовать развитию мелкой моторики рук детей, используя нетрадиционный метод рисования .

Задачи:

Образовательные:

Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге .

Развивающие:

Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

- Развивать мелкую моторику рук посредством рисования цветным песком .

Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, тушканчик, верблюжья колючка.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, песочница, лупы увеличительные, совочки для песка, воронки, трехлитровые банки с крышками, трубочки для сока, глубокие тарелочки.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас гости. Посмотрите, какие добрые, ласковые лица у наших гостей. Давайте поздороваемся.

Собирайтесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили!

(Звук ветра)

Воспитатель: Что же такое? Что это за звук? Вдруг стало холодно.

Дети: это ветер

Воспитатель: Но это не простой ветер, северный, холодный. Ребята, посмотрите на экран, загорелись волшебные огоньки. Давайте узнаем, что же случилось.

Видеописьмо от Умки:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же можно встретить много песка.

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно, в пустыне. Чтобы помочь Умке, и узнать как можно больше о песке, нам нужно отправиться в пустыню. Но на чем же нам добраться до пустыни? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на современном транспорте - Быстролёте.

(Имитация полета).

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами в пустыне.

Посмотрите, какие необъятные просторы, и так много песка. В пустыне сильно дует ветер, он несет пески. Эти песчаные холмы называются барханами, а ветер – суховеем. Ветер в пустыне вызывает песчаные бури.

Воспитатель: А это растение вы узнаете? Как оно приспособилось к жизни в пустыне?

Дети: Да, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

Воспитатель: Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! У некоторых кактусов – очень красивые цветы. Растет растение - верблюжья колючка, которым питается верблюд.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Пройдем по горячим пескам пустыни и посмотрим, кто же еще живет в пустыне?

Дети: черепахи.

Воспитатель: Ребята, где же проводят время черепахи?

Дети: большую часть своего времени проводят в укромном месте.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, а вот и ящерицы. Это самая крупная ящерица, как вы думаете, она называется?

Дети: варан.

Воспитатель: В пустыне живут пауки. А вон я вижу, по песку ползут ядовитые скорпионы. По пустыне нужно ходить осторожно, так как здесь водится очень много разных ядовитых змей.

Воспитатель: А что это за маленькие зверьки?

Дети: Это тушканчики.

Воспитатель: А где же тушканчики прячутся от солнца?

Дети: тушканчики прячутся от солнца в песчаных норах.

Воспитатель: Но что это? Среди пустыни мы видим зеленый островок - озеро, пальмы. Это - оазис. А что такое оазис?

Дети: ответы детей.

(место в пустыне, где достаточно воды, там растут пальмы, а земля вокруг оазиса очень плодородная).

Воспитатель: Ребята, самая большая пустыня в мире называется Сахара. Рядом с Сахарой расположено Красное море. Его еще называют Мертвым морем, так как оно содержит много соли, и никто не может там выживать. В Красном море вода такая соленая, что в нем невозможно плавать, и ни один предмет не тонет.

Воспитатель: Пустыня полна опасностей. Одна из них называется зыбучие пески. Вы что-нибудь слышали о зыбучих песках. (ответы детей).

Воспитатель : Ребята, мы же обещали Умке разузнать о песке. Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы подтвердим факты о пустыне. Но сначала немного отдохнем:

По утру из черной тучи

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном.

А утром солнышко пригрело,

И разрушился мой дом.

Опыт 1. В пустыне мы узнали о ветре-суховее, который создает барханы и песочные бури. Давайте мы тоже создадим песочную бурю.

Возьмите трубочки, вставьте в крышки банок и осторожно дуньте на песок. Что происходит? - (песчинки разлетаются, потому что не прилипают друг к другу).

Вывод: песок сыпучий.

Опыт 2. Мы говорили, что Красное море называют «мертвым» из-за высокого содержания солей. В соленом растворе невозможно утонуть. Сейчас мы проверим этот факт с помощью опыта.

В пресную воду помещают куриные яйца – яйца начинают тонуть. Затем в воду добавляют несколько ложек соли, перемешивают, чтобы соль растворилась, – яйца не тонут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам картину с изображением пустыни. Посмотрите, здесь нарисованы барханы, но, по-моему, здесь кого-то не хватает.

Воспитатель : Кого же не хватает в нашей пустыне?

Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, тушканчики и т.д.

Воспитатель: Точно! Я совсем позабыла про них. Что же делать?

Дети: сделать самим.

Воспитатель: Животных для пустыни я предлагаю сделать своими руками! Я предлагаю вам сделать волшебным способом – цветным песком !

Давайте вспомним, как нужно рисовать песком :

1. Сначала нужно намазать клеем поверхность,

2. Затем аккуратно присыпать песок, (щепоткой)

Дети рисуют песком. Индивидуальная помощь и контроль воспитателя.

После работы дети вытирают руки салфеткой.

Воспитатель: И сейчас нам пора возвращаться в группу. Мы теперь много знаем про песок, про пустыню. Дети, давайте расскажем Умке, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Умка: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. До новых встреч, друзья!

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Исследование пустыни»

Организованная образовательная

деятельность

Средняя группа

Воспитатель:

Мишина Мария Викторовна

Аксубаево, 2017

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...