Что происходит в городе для охраны воздуха. Особенности охраны чистоты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира

Все направления охраны атмосферы можно объединить в четыре большие группы:

1. Группа санитарно-технических мероприятий – сооружение сверхвысоких дымовых труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технического и транспортного оборудования.

2. Группа технологических мероприятий – создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, создание новых методов подготовки сырья, очищающих его от примесей до вовлечения в производство, замена исходного сырья, замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, автоматизация производственных процессов.

3. Группа планировочных мероприятий – создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов.

4. Группа контрольно-запретительных мероприятий – установление предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ, запрещение производства отдельных токсичных продуктов, автоматизация контроля за выбросами.

К основным мероприятиям по охране атмосферного воздуха относится группа санитарно-технических мероприятий. В этой группе важным направлением охраны воздуха является очистка выбросов в сочетании с последующей утилизацией ценных компонентов и производством из них продукции. В цементной промышленности - это улавливание цементной пыли и ее использование для производства твердых покрытий дорог. В теплоэнергетике – улавливание летучей золы и утилизация ее в сельском хозяйстве, в промышленности строительных материалов.

При утилизации уловленных компонентов возникают два вида эффекта: экологический и экономический. Экологический эффект состоит в снижении загрязнения окружающей среды при использовании отходов по сравнению с применением первичных материальных ресурсов. Так, при производстве бумаги из макулатуры или использования металлолома в сталеплавильном производстве загрязнение атмосферы уменьшается на 86%. Экономический эффект утилизации уловленных ингредиентов связан с появлением дополнительного сырьевого источника, имеющего, как правило, более благоприятные экономические показатели по сравнению с соответствующими показателями производства из природного сырья. Так, производство серной кислоты из газов цветной металлургии по сравнению с производством из традиционного сырья (природной серы) в химической промышленности имеет более низкую себестоимость и удельные капитальные вложения, более высокую годовую прибыль и рентабельность.

К наиболее эффективным способам очистки газов от газовых примесей относятся три: абсорбция жидкостью, адсорбция твердым веществом и каталитическая очистка.

В абсорбционных способах очистки используются явления различной растворимости газов в жидкости и химические реакции. В жидкости (обычно воде) используются такие реагенты, которые образуют с газом химические соединения.

Адсорбционные методы очистки основаны на способности мелкопористых адсорбентов (активных углей, цеолитов, простых стекол и др.) улавливать из газов при соответствующих условиях вредные компоненты.

Основу каталитических методов очистки составляют каталитические превращения вредных газообразных веществ в безвредные. К этим методам очистки относятся инерционная сепарация, электрическое осаждение и др. При инерционной сепарации осаждение взвешенных твердых частиц происходит благодаря их инерции, возникающей при изменении направления или скорости потока в аппаратах, называемых циклонами. Электрическое осаждение основано на электрическом притяжении частиц к заряженной (осадительной) поверхности. Электрическое осаждение реализуется в различных электрофильтрах, в которых, как правило, зарядка и осаждение частиц происходит совместно.

Для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами транспорта необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. совершенствование двигателей и создание новых двигателей;

2. применение альтернативных видов топлива (сжатого природного газа, сжиженных нефтяных газов, синтетических спиртов и т.д.) При использовании природного газа выброс автомобилями вредных компонентов сокращается в 3-5 раз, хотя расход горючего в двигателях внутреннего сгорания больше (при этом экономится нефть);

3. создание новых транспортных средств (электромобилей) и замена одних транспортных средств другими (автобуса – троллейбусом);

4. защита от шума (пассивная и активная). Автотранспорт снижает шум за счет развития шумоподавления дорог, снижения скорости в населенных пунктах, сооружения поперечных валков. Снижение шума на железнодорожном транспорте обеспечивается созданием экранов, тоннелей, улучшением аэродинамики локомотивов;

5. специальные мероприятия административного характера: ограничения на въезд, запреты на парковку, транспортные сектора и др.

Нормативной основой управления охраной атмосферы является стандарты качества воздуха. Показателями качества воздуха является ПДК вредных веществ, ПДВ. ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека. При определении ПДК учитывается влияние загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Для санитарной оценки воздушной среды используется ПДК для рабочей зоны (ПДК р.з.), максимально разовая (ПДК м.р.) и среднесуточная (ПДК с.с.). ПДК р.з. – предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Эта концентрация не должна вызывать у работающих при ежедневном вдыхании в течение 8 ч за все время рабочего стажа каких-либо заболеваний или отклонений от нормы в состоянии здоровья. При этом рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой расположены места пребывания работающих.

ПДК м.р. – максимально разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных пунктов, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.

ПДК с.с. – среднесуточная предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

Для гигиенической оценки загрязнения воздуха используется комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). ИЗА, учитывающий m примесей в атмосфере, рассчитывается по формуле:

ИЗА m = (gср i/ПДКс.с.i)К

Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов отходами промышленных предприятий активно разрабатываются и внедряются разнообразные очистные сооружения. Для очистки воздуха используются фильтры, абсорберы, скрубберы и другие аппараты и установки. Фильтры бывают:

1) механические;

2) электрические;

3) магнитные;

4) звуковые.

Для очистки газового потока могут быть использованы:

1) сухие окислительные процессы;

2) мокрые окислительные процессы;

3) процессы каталитического превращения.

Очистка промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется различными методами:

1) механическими;

2) биологическими;

3) физико-химическими.

Для защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта применяются специальные приемы застройки и озеленения магистралей. Бензин заменяется на более экологичное топливо - природный газ. Постоянно совершенствуются двигатели внутреннего сгорания.

Промышленность, сельское хозяйство и транспорт загрязняют почвы отходами производства и потребления в результате неосторожного применения пестицидов, удобрений, неправильного орошения и вспашки полей.

Решение этих проблем возможно и достигается в случае строгой дозировки и умелого использования химических веществ, а также применения технических методов обработки почв в сельском хозяйстве на основе последних научных разработок, проведения мероприятий по предотвращению эрозии.

Особенностями охраны растительного мира являются рациональное использование лесов и их воспроизводство.

Борьба с лесными пожарами осуществляется посредством предупредительных мер (пропаганда среди населения, чистка лесосек, противопожарное устройство лесов), использования дозорно-сторожевой службы, тушения лесных пожаров, защиты от вредителей и болезней.

Много видов растений находится под охраной государства (Красная книга). Охрана состоит в нормированном сборе. Сохранение лугов и пастбищ возможно при устранении перевыпаса животных и проведении агрокультурных мероприятий по улучшению травостоя и увеличению урожайности растений. Путем создания благоприятных условий для обитания можно добиться охраны редких и вымирающих животных (Красная книга). Решить эту задачу призвано создание национальных парков, заповедников, заказников. Регулирование норм отлова, охрана нерестилищ, организация борьбы с браконьерством, разведение в неволе, сокращение сбросов неочищенных сточных вод позволят сохранить многих обитателей морей и океанов.

Предыдущие материалы:
  • Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человека
  • Классификация природных ресурсов; особенности использования и охраны исчерпаемых (возобновимых, относительно возобновимых и невозобновимых) и неисчерпаемых ресурсов

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • Расширить и обобщить знания учащихся о воздухе.
  • Познакомить учащихся с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.
  • Следить за утомляемостью и правильной посадкой детей, и вовремя предупреждать их.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • выставка рисунков учащихся "Береги природу!",
  • выставка книжек-самоделок о природе.

ПЛАН УРОКА

I. Организация на урок.

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
И вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.

Ребята, сегодня на уроке мы закрепим свойства воздуха, познакомимся с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.

Эпиграфом к уроку будут слова Л. Леонова.

Приложение 1. Слайд 1, 2.

II. Актуализация знаний.

Что такое атмосфера? (Атмосфера - это слой воздуха, который окружает нашу планету.)

Что такое воздух? (Воздух - это смесь газов.)

Какие свойства воздуха вы знаете? (Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.)

Из чего состоит воздух? (Воздух состоит из азота, кислорода, углекислого газа, паров воды и примесей: сажи, дыма, пыли.)

Какого газа больше всего в воздухе? (Азота.)

Какой газ необходим для дыхания и горения? (Кислород.)

Могут ли живые организмы жить без воздуха? (Не могут.)

III. Выявление основных источников загрязнения воздуха. Постановка учебной проблемы.

Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!

Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.

Снижается прозрачность воздуха, он становится насыщенным вредными отработанными газами, запылённым. Это угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле.

Предположите, что является основными источниками загрязнения воздуха?

Многие фабрики и заводы ежедневно выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных веществ.

Над большими промышленными городами висят серые облака вредных отходов предприятий и транспорта. Время от времени на эти города опускается пелена смеси дыма и парообразной воды. Это - смог. Он может вызвать удушье, головную боль, уменьшить устойчивость живого организма к различным заболеваниям.

Оседая на листьях растений, сажа и пыль нарушают их жизненные процессы, приводят к преждевременной гибели.

Слайд 5, 6.

Из многих городов приходят тревожные вести "Не хватает воздуха! Не чем дышать!". Автомобили заполнили улицы, проспекты и обрушили на горожан выхлопные газы, в которых очень много вредных веществ.

Сколько вредных выхлопных газов могут выбросить в сутки 10 автомобилей? 100 автомобилей?

Ребята, так что же служит основными источниками загрязнения воздуха?

IV. Меры по охране чистоты воздуха. Поиск решения.

Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. Созданы специальные службы, которые следят за чистотой воздуха.

На улицах города Саратова часто можно увидеть автомобиль "Экологическая лаборатория". Это уникальная лаборатория, способная выполнить анализ воздуха и воды.

В Законе об охране природы сказано, что каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки, улавливающие пыль, частицы угля, различные газы - пылеулавливающее и газоочистное оборудование.

Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют полезные материалы. Например: сажу используют для получения цемента и красок, а из газов делают многие химические вещества, необходимые в народном хозяйстве.

Ведётся контроль за двигателями автомобилей. Делаются успешные попытки использовать в качестве горючего для автомобилей газ - водород. При его сгорании не выделяются вредные газы, а образуется вода. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять атмосферу. Возможно, скоро у нас появятся солнцемобили и электромобили.

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки, оставляет включенным мотор своей машины?

Автотранспорт более всего отравляет воздух на перекрёстках, то есть там, где он работает на переменных режимах (разгон, торможение). Поэтому необходимо создавать на оживлённых перекрёстках подземные туннели и переходы. Эти меры способствуют снижению загрязнения воздуха выхлопными газами.

Туннель под площадью Маяковского в Москве позволил снизить содержание окиси углерода в 8 раз.

Ученые ищут способы замены угля, нефти, древесины на другие, как говорят "экологически чистые" источники энергии, которые бы не загрязняли атмосферу.

Ребята, так что же надо делать для охраны чистоты воздуха?

V. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерочек тише, тише,
Деревце всё выше, выше.
Раз, два! Выше голова!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Тише сесть!

Что такое ветер? (Ветер - это движение воздуха вдоль поверхности Земли).

V. Роль растений в очищении воздуха. Поиск решения.

Вы знаете, что кислород поддерживает горение. Много кислорода сжигается в двигателях автомобилей и самолётов, в топках тепловых станций и печах заводов.

Слайд 8, 9.

А сколько летает самолётов! Сколько движется по дорогам автомобилей! Как же восстановить эти потери кислорода в воздухе?

Правильно, в этом нам помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов, парков, аллей. Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а так же задерживают пыль и сажу.

Например: листья вяза и сирени задерживают пылинки. В городах обычно высаживают растения, которые легче переносят задымление: тополь, клён остролистный, дуб, липу, желтую акацию, каштан конский, тюльпан, ромашку. (Показ гербария.)

Ребята, какова же роль растений в очищении воздуха?

Какие растения лучше высаживать в промышленных городах и посёлках?

Какую роль играют леса в очищении атмосферы?

VI. Подведение итогов операции "Посади дерево".

Все ученики нашего класса приняли активное участие в операции "Посади дерево". Всего посадили 18 деревьев и 3 кустарника.

Ребята, какие деревья и кустарники вы посадили?

VII. Решение экологической задачи.

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде всех учащихся нашего класса в течение суток?

Возле нашей школы посажено много деревьев, которые обогащают воздух кислородом и очищают от вредных выхлопных газов автомобилей, так как около школы проходят две автомобильные дороги. Экологи нашей школы сделали подсчёт количества автомобилей, проехавших около школы, за 1 час. Оказалось: летом - 85-90, зимой - 62 машины.

VIII. Польза комнатных растений. Поиск решения.

Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Люди вдыхают кислород, а выдыхают - углекислый газ.)

Как восстановить потери кислорода в помещении? (Проветривание помещений.)

А ещё нам в этом помогают комнатные растения. Они обогащают воздух кислородом. А хлорофитум очищает воздух от газов. Некоторые комнатные растения являются лечебными: каланхоэ, алоэ.

Комнатные растения - это твой самый близкий "зелёный друг". Каждое растение - это живой организм, который как ребёнок растёт, развивается, приносит радости и огорчения, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, цветами.

Ребята, у кого из вас есть дома "зелёный друг"?

Как вы ухаживаете за комнатными растениями?

Почему так легко дышится там, где много зелени?

IХ. Экологическая обстановка в Татищевском районе.

В каком районе мы живём?

Экологическая обстановка в Татищевском районе хорошая. Охраной природы занимаются Комитет по охране природы, районная администрация, все хозяйства района. Татищевский район славен своими лесами. Работу возглавляет Вязовский учебно-опытной лесхоз. На каждого жителя района приходится 1га покрытой лесами территории. 1 га = 10000 м 2 . Для сравнения возьмём площадь нашего класса. Она равна 50 м 2 . Значит надо взять 200 таких классов.

Жители п.Татищево должны принимать активное участие в мероприятиях по охране природы, следить за чистотой своих дворов. Вы, школьники, тоже должны принимать в этом активное участие.

Если бы ты был мэром п. Татищево, какие меры по охране воздуха ты предпринял бы в первую очередь?

X. Проверка знаний. Тест.

Ребята, а теперь вам нужно ответить на вопросы, выбрав правильный ответ и записать в таблицу. (Таблицы у учащихся на партах.) (См. приложение 2. Таблица 1.)

Слайд 11, 12.

Давайте проверим, что у вас получилось? (Слово- друг.)

А что это значит? (Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. )

Я, верю, что вы будете настоящими друзьями природы, будете охранять, беречь и любить природу! Помните! Природа - больна. Природе нужна ваша помощь.

XI. Чтение стихотворения о природе.

Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить:

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым:
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда:
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!

XII. Выставление оценок за урок с комментированием.

XIII. Домашнее задание.

XIV. Итог урока.

Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. На выставке книжки - самоделки о природе, на стенде - рисунки на тему "Береги природу!". Я надеюсь, что вы унесёте в сердце после нашего урока частицу добра, любви. Вам жить в XXI веке. Вы - будущие хозяева планеты. А хозяин должен не только брать, но и отдавать.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...