Скачать презентацию на тему опорно двигательная система. Презентация по биологии "опорно-двигательная система"

ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Назовите составные части нервной системы.

головной и спинной мозг

2. Продолжите предложение: Благодаря головному мозгу мы можем...

двигаться, видеть, думать, слышать, говорить, сохранять в памяти всё, что воспринимакм

3. Из чего состоит головной мозг?

из огромного числа нервных клеток

4. Что необходимо для нормальной работы мозга?

большое количество кислорода

5. Назовите главную функцию спинного мозга.

спинной мозг отвечает за разнообразные движения человека


ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

6. Как называется соединение головного и спинного мозга со всеми органами человека.

головной и спинной мозг соединены НЕРВАМИ со всеми органами человека

7. Что вы знаете о нервах?

нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон,

те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).

8. Дополните предложение: В работе нервной системы участвуют ____ пара нервов от спинного мозга и ____ пар нервов, которые связаны с головным мозгом.



КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Костно-мышечная система организма человека обеспечивает

различные движения руками и ногами, головой, телом.

Её называют также

опорно-двигательным аппаратом .

В него входят кости и мышцы.


СКЕЛЕТ – ОПОРА ТЕЛА

Кости образуют скелет – твёрдый каркас (остов) тела. В организме более 200 костей, и именно они позволяют удерживать тело и все его органы в определённом положении.

1 – череп

2 - грудная клетка

3 – кости руки

4 – позвоночник

5 – тазовая кость

6 – кости ноги


Утверждают, что кость твёрже кирпича, прочнее чугуна.

Несмотря на это, мы должны беречь костную систему своего организма.

Если в костях не хватает кальция, фосфора, то они теряют прочность, становятся ломкими. В этом случае увеличивается опасность перелома кости.

Чтобы этого не произошло, нужно правильно питаться.

Правильное питание для укрепления костей

мясо

творог

молоко

фрукты

овощи


Мышцы называют

МЫШЦЫ

гибким скелетом

мягким остовом тела.

Мышцы прикрепляются к костям.

В теле человека около 600 мышц. и каждая из них участвует в выполнении какого–либо движения.

От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Работой мышц управляет

нервная система .

Нервы связывают мышцы

с головным и спинным мозгом.

1 – мышцы руки

2 – мышцы грудной клетки

3 – мышцы спины

4 – большие ягодичные мышцы

5 – мышцы шеи

6 - мышцы ноги


МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

Мышцы состоят из упругой мышечной ткани . Они могут напрягаться и расслабляться. Обычно если одни мышцы сокращаются, то другие в это время расслабляются.

Мышечная ткань состоит из клеток , содержащих тонкие волокна - миофибриллы .

ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

ГЛАДКАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СКЕЛЕТНАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СЕРДЕЧНАЯ


ФУНКЦИИ МЫШЦ

1. Лобная мышца морщит кожу на лбу.

2. Круговая мышца глаза закрывает глаза.

3. Круговая мышца рта сжимает губы.

4. Дельтовидная мышца двигает плечевую кость в разных направлениях.

5. Большая грудная мышца прижимает руку к телу и поворачивает ее.

6. Двуглавая мышца плеча сгибает руку.

7. Наружная косая мышца живота удерживает на месте органы брюшной полости.

8. Четырехглавая мышца бедра разгибает колено во время ходьбы и бега.

9, 10. Икроножная мышца приподнимает пятку и сгибает колено.


Размер и форма мышц различны. От мышц и скелета зависит форма человеческого тела.

1. Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе.

2. Самые крупные мышцы те, на которых ты сидишь - большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

3. Самые сильные мышцы - жевательные, находящиеся в нижней части щеки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа. Результат запишите в тетради.

2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результат запишите в тетради.

3. Сравните результаты, полученные в первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

4. Согните руку в локте, а потом выпрямите Объясните, какие мышцы сокращаются (напрягаются), а какие – расслабляются.

ВЫВОД:

короче

толще

При сокращении мышцы становятся ________ и ________, а при расслаблении - _________ и _________.

длиннее

тоньше


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Догадайся, о чём говорит мимика смайликов.

обида

задумчивость

грусть

радость

испуг

удивление


Когда мышцы

активно работают,

организму становится жарко.

Это происходит потому,

что клетки мышц

во время работы

расходуют много кислорода

питательных веществ, вырабатывая тепло.


МЫШЦЫ НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ

Если человек проводит много времени лёжа или сидя, не выполняет разнообразных движений, не тренируется, не делает зарядку,

то его мышцы становятся дряблыми и слабыми.

КАК УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ

заниматься утренней зарядкой

заниматься спортом

играть в подвижные игры

заниматься активным

отдыхом на природе

помогать взрослым

следить за правильной осанкой


ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Правильная осанка помогает мышцам и суставам, хорошей работе сердца, свободному движению крови по телу.

Правильная осанка – залог вашего здоровья.



ОБОБЩИМ

ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

  • Они являются опорой нашего тела,
  • защищают внутренние органы от повреждения,
  • позволяют совершать различные движения.

Оцени свою работу!

Старался, у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

У меня

не получилось,

Презентация на тему "Опорно-двигательная система человека" используется при изучении темы в курсе биологии 8 класса. Так же рекомендую её для повторения материала при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ или для самостоятельного изучения материала, если ученик пропустил занятия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Опорно-двигательная система человека

Функции опорно-двигательного аппарата человека Опорная -Двигательная -Защитная Рисунки Леонардо да Винчи (1452-1519) из анатомического атласа

Строение кости Плотное вещество Губчатое вещество Костный канал (содержит нервы и сосуды) Микроскопическое строение 1 – Костный канал 2 – Клетки (остеоциты) 3 – Канальцы (содержат отростки остеоцитов) 4 – Костные пластинки (состоят из солей кальция и белка) Губчатое вещество кости образовано костными перекладинами, перекрещивающимися в направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение губчатого вещества также обеспечивает прочность и легкость костей. Промежуток (ячейки) между перекладинами в губчатом веществе головок трубчатых костей заполнен красным костным мозгом,

Рост костей В длину - за счет ростовой пластинки, состоящей из хряща, расположенной между эпифизом и диафизом В ширину- за счет надкостницы, клетки которой на внутренней поверхности делятся и образуют костную ткань Рост костей начинается во внутриутробном состоянии и продолжается до 22-25 лет Скорость обновления костной ткани у детей достигает 30-100% в год и осуществляется на 100% её поверхности. Это существенно отличается от перестройки костной ткани у взрослых.

Виды костей I- Воздухоносная(решётчатая) кость II- Длинная (трубчатая кость) III- Плоская кость IV- Губчатые кости V - Смешанные кости

Сустав Повреждения суставов и костей Растяжение связок (боль, отек, иногда кровоизлияние под кожу) Первая помощь: обездвижить сустав (тугая повязка, минимизировать нагрузку), приложить лед Вывих и перелом (боль, отек, невозможность движений, изменение конфигурации сустава и/или конечности) Первая помощь: обездвижить сустав (наложить шину, прибинтовать ногу к другой ноге или руку к туловищу, фиксировать руку косынкой), дать обезболивающее, приложить лед, доставить к травматологу Головка плечевой кости (стрелка) смещена вниз и внутрь относительно суставной впадины (рентгенограмма)

Мозговой отдел Лицевой отдел Скелет. Череп. Большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется со спинномозговым каналом

Скелет. Позвоночник, грудная клетка, конечности 7 позвонков 12 позвонков 5 сросшихся позвонков 4-5 сросшихся позвонков отростки дуга позвоночный (спинномозговой) канал тело Ребра (12 пар) костная часть Грудина Ребра(хрящевая часть) 5 позвонков

Скелет руки и плечевой пояс Скелет ноги и тазовый пояс

Рост костей регулируется соматотропином,который синтезируется гипофизом. При его врожденном дефиците наблюдается карликовость, при избытке – гигантизм. Если после завершения периода роста этого гормона выделяется много, то развивается состояние, которое называется акромегалия (только у взрослых людей) У взрослых людей рост кости в длину и её утолщение прекращаются, но обновление костного вещества продолжается всю жизнь. Согласно Книге Рекордов, Султан Кёсен - самый высокий человек в мире из ныне живущих, достигающий высоты 246.5 см. А непалец Чандра Данги является самым маленьким человеком в мире,его рост составляет всего 54.6 см

Сравнение скелета человека и скелета человекообразных обезьян А - Особенности анатомии человека а - череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой. б - Небольшие челюсти, маленькие зубы. в - длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы. г - короткая поясница. д - широкий короткий таз. е - ноги длиннее рук. ж – стопа имеет свод, большой палец ноги расположен параллельно прочим пальцам и помогает во время ходьбы переносить вес тела. Б - Особенности анатомии гориллы а - череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью. б - массивные челюсти с большими клыками, крупными коренными зубами. в - короткий большой палец и длинные прочие пальцы рук. г - поясница сравнительно длиннее, чем у человека. д - удлиненный таз. е - ноги короче рук. ж - отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания Свод стопы обеспечивает амортизацию при движении

Виды мышечной ткани

Строение мышц Волокна миокарда поперечно-полосатые, но имеют перемычки друг с другом, благодаря чему нервный импульс распространяется по мышце мгновенно. Миофибриллы (актин и миозин) расположены неупорядоченно (сокращение происходит медленно) Клетки скелетной мышцы под микроскопом (видна поперечная исчерченность и ядра)

Основные скелетные мышцы

Нарушения опорно-двигательной системы Хорошо и равномерно развитые мышцы являются условием формирования правильной осанки. Норма Патологический лордоз Патологический кифоз Сколиоз Плоскостопие






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная методическая разработка рассчитана на два урока.
Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».
Тема 2 урока: «Строение скелета».
Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

Урок 1

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
  • Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование: таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя)

2. Объяснение нового материала

1 слайд

Вопрос к классу:

– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

– Посмотрите фрагмент фильма.

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

8 слайд

– Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

9 слайд

– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

– Рассмотрим движение в локтевом суставе.

10 слайд

3. Задания на закрепление материала

– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

4. Домашнее задание

Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

Урок 2

Цели урока : изучить строение скелета человека.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
  • Развивающие : развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

Оборудование: таблицы, презентация, модель строения черепа.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Вопросы к классу:

  • Каковы функции опорно-двигательного аппарата?
  • Назовите, какие бывают кости по форме?
  • Каково внутреннее строение костей?
  • Каков химический состав костей?
  • Назовите типы соединения костей?
  • Назовите части сустава?

3. Объяснение нового материала

11 слайд

Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Записываем в тетрадь:

Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей

12 слайд

Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел черепа: парные – височная, теменная, и непарные – затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.
Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные – нижняя челюсть.

Вопрос к классу.

– Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп? (Защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

13 слайд

Скелет туловища

Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.
Посмотрите фрагмент фильма. И ответьте на вопрос, какая особенность в строении позвоночника смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках?

14 слайд

– Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

15 слайд

Рассмотри строение шейных позвонков.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)

Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

АКСИС (2-й шейный позвонок)

Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка.

16 слайд

– Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

– Какие функции выполняет грудная клетка? (Защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

17 слайд

Скелет верхней конечности.

Задание классу:

По учебнику назовите основные кости верхней конечности.
Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.
Скелет свободной конечности состоит из: плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

Вопрос классу.

Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? (Плечевой, локтевой).

18 слайд

Скелет нижней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.
Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.
Вопрос к классу.
Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?
(тазобедренный, коленный, голеностопный)

19 слайд

4. Задания на закрепление материала

Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

20 слайд

Правильно соберите скелет человека.

5. Домашнее задание

Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд

Слайд 2: Костная ткань

Костная ткань – это вид соединительной ткани. Невероятная прочность костей (бедренная кость выдерживает, не ломаясь, вес легкового автомобиля) обеспечивается сочетанием двух типов веществ: органических, которые придают костям упругость; неорганических (фосфорных солей кальция и магния), придающих костям твёрдость.

Слайд 3: Опыты

Опыты, которые это подтверждают: 1) Если кость прокалить на огне, то она сохранит форму, но при малейшем прикосновении будет рассыпаться, т. к. сгорели все органические вещества. 2) А если кость опустить в раствор декальцинированной соды, то она сможет легко гнуться, т. к. в ней отсутствуют все неорганические вещества. Декальцинированная кость

Слайд 4: Возрастная костная патология

В детском возрасте в костях содержится больше органических веществ, поэтому они легко поддаются искривлениям. С возрастом в костях увеличивается содержание минеральных солей и кости становятся ломкими, склонными к переломам. перелом сколиоз

Слайд 5: Строение кости

Сверху кость покрыта надкостницей, содержащей большое количество сосудов, и обеспечивающей рост кости в толщину, а также срастание при переломах. Под надкостницей располагается компактное и губчатое вещества кости, формирующие костные перекладины (балки). Обеспечивают прочность костей. Внутри костей располагается костномозговая полость, заполненная: жёлтым костным мозгом, содержащим жировую ткань; красным костным мозгом, участвующим в процессе кроветворения, т.е. в образовании эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

Слайд 6: Виды костей

Трубчатые (кости конечностей) Губчатые (рёбра, грудина) Плоские(лопатка, кости черепа, таза) Строение трубчатой кости Головки кости (эпифизы) Тело кости (диафиз) *В детском возрасте между эпифизами и диафизом располагаются прослойки хрящевой ткани – метафизы; за счёт них происходит рост кости в дину.

Слайд 7: Скелет человека

Состоит приблизительно из 220 костей. В нём выделяют 3 больших отдела: Скелет человека

Слайд 8: І. Скелет конечностей

Верхняя конечность Плечевой пояс верхней конечности: лопатка и ключица. 2) Свободная верхняя конечность: а) плечо: плечевая кость б) предплечье: лучевая и локтевая кости в) кисть: кости запястья, пясти и фалангов пальцев

Слайд 9: Нижняя конечность

Тазовый пояс нижней конечности: тазовая кость, состоящая из сросшихся седалищной, лобковой и подвздошной костей. 2) Свободная нижняя конечность: а) бедро: бедренная кость б) голень: большеберцовая и малоберцовая кости г) стопа: кости предплюсны, плюсны и фалангов пальцев

10

Слайд 10: ІІ. Позвоночник (33-34 позвонка)

Шейный отдел: 7 позвонков Грудной (самый большой): 12 позвонков, к которым крепятся 12 пар рёбер; вместе с грудиной они образуют грудную клетку человека Поясничный: 5 позвонков Крестцовый (единая кость – крестец): 5 позвонков Копчиковый (копчик): 4-5 позвонков Имеет 4 изгиба: 2 вперёд – лордозы и 2 назад – кифозы, что придаёт позвоночнику S -образную форму.

11

Слайд 11: ІІІ. Череп

Мозговой отдел состоит из 6 костей: 2 височных, 2 теменных, 1 затылочная и 1 лобная. Лицевой отдел – все остальные кости (челюсти, носовая, скуловая кости и т.д.). Позвоночник + череп = осевой скелет

12

Слайд 12: Соединение костей

Неподвижное. За счёт швов. Так соединяются все кости черепа, кроме нижней челюсти, кости таза, крестца и копчика. Полуподвижное. Соединение костей за счёт хрящевых элементов. Так соединяются кости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, а также рёбра с грудиной. Подвижное. За счёт суставов. Это все кости конечностей + нижняя челюсть.

13

Слайд 13: Особенности скелета человека:

S -образный позвоночник широкая грудная клетка в связи с прямохождением сводчатая стопа таз имеет форму «чаши» высокое развитие кисти; большой палец противопоставлен остальным мозговой отдел черепа преобладает над лицевым подбородочный выступ Вместо хвостового отдела – копчиковый

14

Слайд 14: МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Мышечная ткань человека обладает теми же свойствами и функциями, что и мышечная ткань животных При динамической работе происходит чередование нагрузки и отдыха, поэтому мышечное утомление наступает медленно. При статической работе напряжены все группы мышц, поэтому утомление происходит быстрей. Для работы мышцам требуется много энергии, поэтому мышечная ткань богата митохондриями. Мышцы лица называются мимическими, они прикрепляются прямо к коже.

15

Слайд 15: Последствия гиподинамии (снижения двигательной активности)

Снижения уровня обмена веществ, увеличения жировой ткани, избыточная масса тела. Ослабление мышц, увеличение нагрузки на сердце, снижение выносливости и общей сопротивляемости организма. Венозный застой в конечностях, нарушение кровообращения.

16

Последний слайд презентации: Опорно- двигательная система человека: ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Перелом – нарушение целостности кости. При переломах костей конечностей накладывают ШИНУ для предотвращения смещения костных отломков. При переломе рёбер нужно на выдохе наложить больному на грудную клетку давящую фиксирующую повязку. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего транспортируют в положении лёжа на животе для предотвращения сдавления спинного мозга из-за опасности инвалидизации потерпевшего. Вывих – смещение суставных головок костей. При вывихах и растяжениях связок сустав фиксируют повязкой и прикладывают лёд.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...