Гоголь ревизор описание положения в городе. Уездный город и его обитатели (по комедии Н

Внутреннее безобразие весьма часто и
очень искусно прикрывается внешним
благообразием.
М. Горький

Образ города в поэме складывается из описания улиц, домов, интерьеров гостиниц, трактиров и описания нравов, характеров, образа жизни персонажей литературного сочинения.

О городе многие узнали из разговоров о нем, путем сравнения его с другими городами, а самое главное - по населяющим его людям.

Поэма (ее композиция) выстроена таким образом, что начинается она с приезда в город N нового лица, некоего Чичикова. Название города умышленно не уточняется. Это дает писателю возможность более глубокого развития идеи типичности всех губернских городов России того времени.

Жизнь в таких городах течет по заранее заведенному графику. Каждый день начинается с визитов к чиновникам: «поутру ранее даже того времени, которое назначено в городе N для визитов...». Вечера тоже проходили по уже сложившимся традициям. Впрочем, как замечает Гоголь: «В переулках и закоулках, неразлучных с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков, работников и особенного рода существ в виде дам в красных шляпах и башмаках без чулок, которые как летучие мыши, шныряют по перекресткам».

Что касается разговоров в переулках, то это были «...те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу». Как заведено в губернских городах, гостиницы в городе N были с тараканами, кирпичные дома все выкрашены в серый, трактиры напоминали «русские избы в несколько большем размере». Как ни странно, в трактирах на полочках стояли образа, за которыми лежали фарфоровые вызолоченные яички. Однако в порядке вещей и то, что «зеркало показывает вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку». Первое понимание, представление о городе мы получаем именно из впечатлений о нем самого Чичикова.

He остался безразличным и город к Чичикову. Как известно, слухи и сплетни очень быстро распространяются. К тому же жители таких городков любят подолгу обсуждать какие-нибудь новости, ведь в уездном городке они случаются так редко: «словом, пошли толки, толки, и весь город говорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все что ни есть поднялось, как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!». К тому же «ко всему этому присоединились многие объяснения и поправки по мере того, как слухи проникали наконец в самые глухие переулки».

Что же еще не упомянуто об основных характеристиках подобного уездного города?

Отношение жителей этого города к москвичам и петербуржцам. Из вопросов жителей о столицах видно, что они имеют о них маленькое представление. Складывается впечатление, что в понимании жителей города N Петербург и Москва - «сказочные» города.

Весьма немаловажным фактом в понимании, представлении города является описание его чиновников. Этот небольшой уездный город вместил в себя все «виды» чиновников. Здесь собрались и лживые добродетели, и любители пошутить, и расточители казны, и грубияны. Ho всех их объединяет одно общее качество. Все они выполняют одну «важную» функцию городского аппарата власти. Они носят название чиновников. Это их основная обязанность. Для такого рода высокопоставленных людей того времени образ жизни определялся игрою в карты, наживой и широким кругом знакомств. Предполагаемые их действия в области своих чиновничьих обязанностей - служба во благо государства -были для их умов чем-то далеким и неосмысленным.

Удивительное мастерство автора проявляется в поэме «Мертвые души». Автору превосходно удается выразить лживую жизнь городков N несколькими предложениями, метко подчеркивающими тот факт, что зачастую развалившийся аппарат городской системы и заурядная жизнь этого города прикрываются преподносимым его обитателями образом маленького, уютного и очаровательного уездного городка.

) и «Ревизоре » Гоголя , в рассказах и пьесах Чехова , в повести Тургенева «Ася », в произведениях Достоевского , в «Двенадцати стульях » Ильфа и Петрова , «Город Эн» Леонида Добычина и во многих других произведениях. Аналогичную роль в художественных произведениях иногда играет название города «Энск » («Два капитана » В. Каверина и др.).

Образы города N в литературе

Официальная часть города N, пишет Шевырёв, представлена губернатором, пренежным человеком, вышивающим по тюлю, прокурором, серьезным и молчаливым, почтмейстером, остряком и философом, председателем палаты - рассудительным, любезным и добродушным человеком, полицмейстером - отцом и благодетелем, а также другими чиновниками, разделяющимися на толстых и тоненьких. Неофициальная часть состоит, «во-первых, из просвещенных людей, читающих „Московские ведомости“, Карамзина и проч., далее тюрюков, байбаков и дам, которые своих мужьев называют ласковыми именами „кубышки“, „толстунчика“, „пузанчика“, „чернушки“, „кики“ и „жужу“. Из сих последних особенно отличились две: дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях» .

В городе есть сад, в котором деревья «не выше тростника», однако в газетах сказано было по случаю иллюминации, что он «состоит из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день». В городе разъезжают особенные экипажи, из которых замечательны дребезжалки и колесосвистки. «Нрав города предобрый, гостеприимный и самый простодушный, - пишет Шевырёв, - беседы у него носят печать какой-то особенной короткости, все семейственно, все запанибрата и так, между собою. В карты ли город играет, у него на всякую масть и на всякую карту есть свои особенные поговорки и выражения. Между собою ли разговаривает, у него ко всякому имени своё присловьице, которым никто и не обижается». Критик отмечает, что если читатель хочет получить понятие об особенном языке этого города, то читателю следует прислушаться «к знаменитому рассказу почтмейстера, первого оратора городского, о капитане Копейкине» .

Официальные дела в таком городе представлены как происходящие в семейном быту: «взятки, какой-то домашний, исстари принятый обычай, которому никто и не изумляется… При всем том, что этот город не есть ни один из наших известных городов губернских и создан насмешливою, игривою фантазиею поэта, - при всем том город так жив и естествен, что мы понимаем, как только в нем, а не в каком ином городе, Чичиков мог привести в исполнение часть своего необыкновенного отважного замысла» .

Исследователь В. Л. Алексеева пишет, что в России, увидевшей образ Петербурга глазами Пушкина , и образ города N глазами Гоголя, становится невозможным воспринимать образ города без учёта восприятия поэтов и писателей .

Исследователь Н. А. Белова отмечает, что концепт «провинциальный город» в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина (Вятка , «История одного города»), Одоевского , Лермонтова («Тамбовская казначейша»), Грибоедова , (Саратов , упоминаемый как место ссылки Софьи в «Горе от ума») обретает в текстах иронические коннотации. Наиболее разработан концепт «провинциальный/уездный город» в прозе Гоголя. «Семиотика провинциального города, - пишет исследователь - наделяется следующими чертами: отсутствием движения времени, которое будто остановилось, дикостью нравов и анекдотичностью событий, сознанием ущербности, уязвимости уездной жизни… Концепт „уездный город“ у Н. В. Гоголя выполняет очень важную функцию, концентрируя в себе не только миражность русской жизни, но и мир земной, забывший о своем предназначении - быть отражением Града Небесного» .

В период Великой Отечественной войны военные корреспонденты часто упоминали в фронтовых репортажах топонимы типа «посёлок Энский». В условиях военной цензуры это выглядело очень естественно, поскольку реальные воинские части и соединения только таким образом и упоминались: «Энский гвардейский авиаполк» или «Краснознамённая Энская танковая дивизия». Раскрытие подлинных номеров воинских частей, соединений и объединений не допускалось ни при каких обстоятельствах и приравнивалось к разглашению государственной тайны со всеми вытекающими последствиями. Так было до самого конца советской эпохи. Упоминание же реальных топонимов разрешалось после визирования текста военным цензором. По всей видимости, некоторый процент фронтовых «Энсков» появился не по причине цензурных ограничений, а по тем же самым причинам, что он присутствовал в классической русской литературе. Если фронтовой корреспондент создавал собирательный образ, но при этом хотел, чтобы читатель воспринимал его героя как реального живого (или павшего в бою) современника, то переместить место действия рассказа в очередной «Энск» было удобным литературным приёмом. Топоним «посёлок Энский» стал, по сути, гиперонимом для всех городов и населённых пунктов, где прошла война.

В песне «Баллада о солдате» («Полем вдоль берега крутого…») из кинофильма «В трудный час» (1961) на слова Михаила Матусовского (музыка В. Соловьёва-Седова) есть строфа:

Словно прирос к плечу солдата

Автомат.

Всюду врагов своих заклятых

Бил солдат.

Бил солдат их под Смоленском,

Бил солдат в посёлке Энском.

Глаз не смыкая,

Пуль не считая,

Бил врагов солдат.

Город N в новейшей истории

Этот город странен, этот город непрост. Жизнь бьет здесь ключом. Здесь все непривычно, здесь все вверх ногами, Этот город - сумасшедший дом! Все лица знакомы, но каждый Играет чужую роль Для того, чтоб хоть что-то в этом понять, Нужно знать тайный пароль…

«Город N» Науменко причудливо отражает бытие современного общества во всех сплетениях людей и поступков. Впечатления от песни напоминают впечатления от просмотра «Фавориты луны » Отара Иоселиани [ ] .

В «Городе N» происходит действие песни группы «Несчастный случай » «Я офигеваю, мама!», вошедшей в альбом «Кранты ». Из слов песни можно понять, что через Город N протекает река, там имеется как минимум промышленный сектор (химкомбинат), гостиница, площадь. В песне высмеиваются пороки современного общества - алкоголизм, экологические проблемы, ветхость жилья, коррупция и другие:

Павел Тимофеев говорит, что песня «Я офигеваю, мама!» стоит особняком в альбоме, несёт протест, как и положено настоящей ро́ковой песне.

Город Энск на карте

В России нет городов с названием Энск, зато так в обиходе именуются некоторые города. Среди них Новосибирск , Новокуйбышевск , Невинномысск , Новомосковск .

Зачастую английская аббревиатура «NSK» произносится как «Энск». Эта аббревиатура используется для указания на Норильск (код аэропорта города Норильска - NSK) и Новосибирск (в сети Интернет многие сайты, связанные с Новосибирском, имеют в названии «nsk», также существует домен второго уровня «nsk.ru» для сайтов компаний, расположенных в Новосибирске).

См. также

Примечания

  1. Гоголь Н. В. Мёртвые души .

Город N и его обитатели.

Один из самых выразительных, впечатляющих образов комедии Гоголя «Ревизор» - безусловно, образ города N.

Читатель знакомится с ним практически с первых страниц знаменитого произведения. Из диалога напуганных скорым приездом начальственного лица маленький провинциальный городок предстаёт во всей своей красе: Иван Кузьмич Шпекин, местный почтмейстер, без особых угрызений совести вскрывающий чужую переписку и с удовольствием читающий её, своим известием будто взрывает городское начальство.

Можно смело заявить, что в небольшом произведении Николаю Васильевичу Гоголю удаётся блестяще показать все слои общества: народ, купечество, чиновничество. В «Ревизоре» отражены основные сферы жизни: торговля, социальная, духовная.

С первых же страниц пьесы мы узнаём о грязи, которая на протяжении многих лет не убирается с городских улиц. Особенное внимание уделяется огромной луже на центральной площади, через которую при плохой погоде невозможно пройти. Однако Городничий убеждён, что его вины в плачевном состоянии города нет, а виноваты всё те же горожане. « Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!»

Оказывается, чиновники и раньше выдели эти недостатки, но не считали нужным приводить в порядок всё перечисленное выше. О комфорте горожан они вдруг начинают заботиться только после известия о приезде ревизора.

А какие нравы царят в этом удивительном городке! Люди. которые представляют государство, превращают жизнь горожан скорее в выживание.

Читатель с ужасом узнает о порядках в местной больнице. Здесь ходят в страшных серых колпаках больные, об излечение которых на самом деле мало кто задумывается. По выражению Земляники, «…чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» .

Поражает «полётом воображения» и учительство. Один из педагогов «строит страшные рожи», другой с таким вдохновением рассказывает о делах «давно минувших дней» , что ученики его просто боятся: «Он учёная голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.».

А каково же правосудие? Вот тут наверняка царят закон и порядок! Однако из пожеланий, высказываемых Городничим, читатель может узнать, что и здесь складывается далеко не лучшая картина. Взятотничество, потворство противоправным действием – всё это никак не украшает город N.

Обитателей этого гордка мне даже жалко, но они, по-моему, настолько привыкли к такому укладу жизни, что не мыслят своё существование без таких чудных «мелочей», как подкуп, лесть, лень, глупость начальствующего чиновничества…

Гоголь писал это произведение в первой половине 19 века, а как узнаваемы некоторые его сцены сейчас! Россия, безусловно меняется к лучшему, но некоторые черты городской жизни, мне кажется, далеки от исправления…

Характеристика уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    Место и время действия в комедии Гоголя.

  1. Городничий и уездные чиновники как взяточники, карьеристы, лица, нарушающие служебный долг, низкие люди.
а. Состояние городского хозяйства, богоугодных заведений, училищ, почтового и судебного ведомств ко времени ожидаемого приезда ревизора.

б. Хапуга и взяточник городничий – образец для всех нижестоящих чинов.

в. Меры, предпринимаемые чиновниками, чтобы скрыть от ревизора злоупотребления.

г. Смех – единственное честное и благородное лицо комедии.

3. Типичность картин, изображенных Гоголем.

Здесь досталось всем, а больше всего мне.

Николай 1.
Вершиной драматургического творчества Гоголя является комедия «Ревизор», написанная в 1836 году. Это образец русской общественной комедии, обличающей пороки государственного устройства России. Действие в ней происходит в одном из уездных городов, расположенном на пути между губернскими городами Пензой и Саратовом, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Действие происходит в 30-е годы прошлого века, в период царствования Николая 1. Во время его правления злоупотребления среди чиновников были чудовищными. Ничего не делалось без взятки. Дошло до того, что сам министр юстиции давал чиновникам взятки, когда у него были тяжбы.

Чиновники уездного городка во главе с городничим Сквозник-Дмухановским олицетворяют собой власть и закон в городе, где разыгрывается действие комедии. Что же творится в городе, накануне приезда ревизора? Городские улицы не метутся, на тротуарах «кабак, нечистота». Горожане выносят мусор к заборам. Церковь, на постройку которой выделили средства, не начинала строиться: деньги городничий присвоил себе. В суде неразбериха в делах. Судья Ляпкин-Тяпкин считает, что в судебных бумагах и сам библейский мудрец Соломон не смог бы разобраться. В здании суда сторожа завели гусиное хозяйство. А судья, заядлый охотник, использует помещение для просушки звериных шкурок. Символом судебного правосудия является арапник, который висит на самом видном месте. Судебный заседатель, видимо, любитель спиртного, ибо несет от него, как от винокуренного завода. Сам судья считает себя человеком умным, потому что прочел три книги. Судья берет взятки борзыми щенками, даже не считая это служебным преступлением. А взятки в городе дают и берут все. Это норма взаимоотношений между чиновниками и просителями.

Попечитель богоугодных заведений, сластена, чревоугодник Земляника, злоупотребляет своим служебным положением. В больницах больных кормят одной капустой, хотя они нуждаются в диетической пище. Врач-немец Гибнер ни слова не понимает по-русски. Пациентам он лекарства не прописывает, целиком полагаясь на натуру: если больному суждено выздороветь, он и без дорогих лекарств поправится. Больные в больнице похожи на кузнецов в засаленных фартуках, чем на больных в чистой больничной одежде с белыми колпаками.

В училищах мало заботятся о воспитании юношества. Да и кому воспитывать достойных юных граждан, когда смотритель училищ Хлопов, человек робкий, не имеющий собственного мнения?

Выставку чиновников завершает почтмейстер Шпекин-пустейший человек и страстный любитель новостей. Шпекин распечатывает чужие письма ради любопытства и читает их как бесплатные интересные романы. Впрочем, читая письма, он проверяет «не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или переписки».

Городничий по роду своей службы должен бы пресекать все злоупотребления. Он же, напротив, мошенник среди всех мошенников. Отъявленный взяточник, казнокрад, наглый мошенник и невежа, он предстает в качестве примера для нижестоящих чиновников. Городничий, конечно, знает, что его поведение преступно. Но он себя оправдывает: «Все так делают». Действительно, честный человек в этой среде редкость. Городничий порожден этой средой, ею воспитан. Он берет крупные взятки: себе - шубу, супруге - шаль. Купцы обязаны приносить на его кухню лучшую провизию. Пользуясь властью, городничий подвергает телесным наказаниям жену унтер-офицера. Арестантам две недели не выдают провизию. В городе нет порядка, полупьяные полицейские сами вершат правосудие кулаками. Городничий не только смешон, но и страшен. Ведь он мечтает породниться с лжеревизором Хлестаковым и стать в Петербурге генералом. В генеральском мундире он стал бы еще более страшен. Приняв «пустышку» Хлестакова за ревизора, чиновники стремятся скрыть свои грешки и

Откупиться от столичного чиновника взятками. Они убеждены: взятки берут и петербургские чиновники. Повадки ревизоров из Петербурга - мнимых и истинных – известны. Всемогущая взятка сделает свое дело.

Чиновники уездного городка приняли проходимца «фитюльку» за важную персону. Они совали ему взятки и радовались тому, что сами окажутся обманутыми. Приезд настоящего ревизора поражает их как удар грома. Застыв в немых позах, они вызывают смех. Шайке воров и казнокрадов Гоголь смехом учинил публичную казнь.

Изображенные Гоголем безобразия были типичны для русской жизни. Об этом говорят документы и высказывания современников Гоголя.

Действие поэмы разворачивается в городе N, куда приезжает Чичиков. Н.В. Гоголь специально не уточнил название города, так как образ города стал собирательным, именно такими были многие губернские города.

В городе N течет ничем не примечательная обыденная жизнь. Все дома в городе построены как под копирку и выкрашены в мрачный серый цвет. Гостиницы, как и полагалось в те времена, были с тараканами. Одно развлечение было у горожан - трактиры. Эти заведения были похожи на обычные избы, только большего размера.

Как и в любом губернском городе, здесь были бездушные чиновники, которых совершенно не волновали судьбы простых людей. Они, не стесняясь, брали взятки, а сами были необразованными людьми. У них не было образования, да и книги они не любили читать. Даже полицейским стоило моргнуть глазом и торговцы тут же предоставляли им самый свежий товар.

Город был обезличен, а жизнь в нем была какой-то никчемной. Чиновники не выполняли свои обязанности, а их жены вели праздный образ жизни. Обычные люди и торговцы должны были дать чиновникам взятку, а иначе от них ничего не добьешься. Мне кажется, что тоже самое происходит и с современными городами. Жизнь катится в никуда, а чиновникам, как «мертвым душам» абсолютно на все наплевать.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...