Тема урока: "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

Орденая системаОРДЕР
- определенное сочетание несущих и
несомых частей стоечно-балочной конструкции,
их структура и художественная обработка.
Ордер
включает несущие части (колонна с
капителью, базой, иногда с пьедесталом) и
несомые (архитрав, фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент).

Существует три типа греческих ордеров:

Дорический ордер.
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в
начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания - стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными
желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и
абака
(четырехгранной плиты.) несомой части - антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися
триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из
камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в
западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.

Парфенон

Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному
утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI
в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий,
своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями,
а также количеством и сложностью деталей.
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались
капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три
выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В
карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья
(климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы
поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и
украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти
ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот
факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись
статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней
Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших
по протяжённости храмов.

Храм Ники Аптерос

Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал
ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно
оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная
рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой
архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя
высшей гармонии.

Символом Древней Греции стал знаменитый Акрополь построенный гениальным Фидием на высоком холме в Афинах.



Акрополь по-гречески означает «Верхний город».

В древние времена Акрополь в Греции служил для того же, что и Кремль на Руси: в огражденном месте находились главные святыни и драгоценности, казна государства, Здесь же располагались те, кто правил городом. Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.


Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи . Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники .





Парфенон-храм Афины

Перикл – знаменитый правитель Афин, при котором был построен этот греческий кремль, очень хорошо сказал о Парфеноне: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». И, действительно, священный дом Девы Воительницы отличается не украшениями, а своей строгостью и величием.


Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины Эрехтейон . По преданию храм стоял на месте спора Афины и Посейдона. Рядом с храмом росло древнее оливковое дерево. Греки верили, что оно выросло из древка копья Афины.




Основным типом храма в греческой архитектуре был периптер (оперенный), то есть окруженный по периметру колоннами


Ордер – система соотношений между несущими и несомыми частями здания(стоечно-балочная система)

антаблемент

архитрав

капитель

ствол колонны

стереобат


Ордерные системы

дорический ионический коринфский тосканский композитный


Капитель – верхняя часть колонны.

Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант

Дорический ордер


В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.

Волюты

Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.



Коринфский ордер

Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты.

каннелюры







Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.






Использованные ресурсы:

  • http://www.vanderbilt.edu/AnS/Classics/roman_provinces/greece/Acropolis.JPG
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9/nadine462007.3/0_3cce_f7656a00_XL
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/sv-bozhko.0/0_643be_92b0d17e_L.jpg
  • http://www.piterra.ru/gallery/catalog/full_de3e310652.jpg

«Культура и история Греции» - Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Greece. И кажется, что с течением времени ничего не меняется. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Людям философского склада открывается суть вещей.

«Школы Древней Греции» - 4.Научные знания в Древней Греции. План урока. Школа и наука в Древней Греции. Задание на урок. Здравствуйте дети! В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Сократ –отец философии. Содной стороны сти-ло было острым. Геродот-отец истории. При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.

«Вазопись Древней Греции» - Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек. Искусство Д. Греции, как и во всех древних странах связанно с верованием и мифологией. Геометрический стиль. ЗАДАНИЕ. Чернофигурный стиль. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком.

«Театр Древней Греции» - Дифирамбы. Орхестра - круглая площадка, на которой выступает хор античного театра. Комедиографы. Театрон - здание греческого театра. Менады. Дионис. Древнегреческие трагики. Сатиры. Театр IV в. до н.э., Эпидаврос. Аристофан. Парод - проход, разделяющий сектора амфитеатра. Орхестра. Проскений - узкая площадка между скеной и орхестрой, на которую выходят цари.

«Художественная культура Древней Греции» - Курос из Аттики. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала. Дорифор. Акрополь- общественный и культурный центр Афинского государства. Скульптура периода архаики. Перикл. Ника Самофракийская. Эрехтейон. До н.Э.). Ордерная система. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Родина Олимпийских игр. Кулачный бой. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Время проведения игр. Следующие три дня отводились состязаниям. Олимпийские игры в Древней Греции (5 кл.). История Древней Греции. Награда -лавровый венок. Спортивные дни. Посвящение Олимпийских игр.

Всего в теме 19 презентаций


Урок изо

8класс

Батурина Любовь Леонидовна


  • ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
  • Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).




Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным

в развитии греческой архитектуры.

Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале

6 в. до н. э., состоит из следующих частей:

трёхступенчатого основания - стереобата; несущей колонны.

По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями.

Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака

(четырехгранной плиты.) несомой части - антаблемента, включающего архитрав

(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами

(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня

или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.

Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных

районах греческого мира (Сицилия).

На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.




Ионический ордер

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.

Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.

Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.




-Символизирует образ прекрасной девушки, выражение её нежности и чистоты.

-В многоэтажных постройках лёгкий коринфский ордер занимает верхнюю позицию.

-Применяют для торжественных музейных зданий, концертных залов, театров и т. д.


Коринфский ордер .

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический.

Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.

Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.

Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями

листьев анакфа – ядовитого растения.

В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры

с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.






В капители композитного ордера присутствует некоторое соединение коринфского и ионического ордеров. Он символизирует лёгкость, изящность.

Применяют для украшения залов дворцов, выражения пышности, богатства, нарядности.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...