Карнавал, о происхождении и смыслах. Исторический словарь Базельский карнавал, Швейцария

Введение

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. На данном этапе социокультурного развития при организации массовых праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Особое внимание к праздникам карнавального типа обусловлено также и тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития креатосферы современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников.

Что такое карнавал

Карнавамл -- праздник, связанный с переодеваниями, маскарадными и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков. Распространен в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX--X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии -- Венецианский карнавал, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего -- в Германии: Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне.

Происхождение карнавала до конца не выяснено, да и этимология самого слова неясна. Большинство исследователей считает, что древний пракарнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Собственно европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал превратился в традиционный праздник встречи весны, который повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту - периоду покаяния и голодания.

Считается, что слово «карнавал» происходит от культовой повозки-корабля на колесах (лат. carrus-navalis - «колесница-корабль», использовавшейся, в частности, во время древних мистерий Мардука, Диониса и др., в ритуалах народов Европы с бронзового века); в средние века и позднее на колеснице во время праздничных процессий вывозили чучело Карнавала.

Есть, правда, и другая версия: итальянское слово «carnevale» - «карнавал» произошло от латинских слов «carne» и «vale» - «прощай, мясо».

В славянской же мифологии образу Карнавала соответствует Масленица.

карнавал культура праздник мифология

В Древней Греции, как и во всем древнем мире, существовала прямая зависимость между круговоротом года и человеческой жизнью. Слишком сухо – семена не взойдут, слишком дождливо – то же самое. И чем же питаться? Как «уговорить» природу пойти навстречу? Мы не знаем, да и не думаем об этом,а вот люди древнего мира имели на сей счет вполне точное мнение. Одушевляя природу, они старались умилостивить её, принести ей жертву. Они устраивали в честь нее праздники и были уверены, что в награду высшие силы подарят им хороший урожай.

Все праздники подобного рода длились по несколько дней. Они сопровождались переодеваниями, песнями и танцами в честь богов. Дионисии (древнегреческие праздники в честь бога виноделия и плодородия Диониса) праздновались дважды в год – весной и осенью, во время посева семян и во время снятия урожая. На эти дни забывались все работы и снимались все обязательства, оставалось только поистине безудержное веселье с обжорством, вином и оргиями. (Интересно, что ребенок, зачатый во время Великих Дионисий, считался ребенком бога и имел особый почет в обществе).

Тогда же, во время Великих Дионисий было большое религиозное шествие – мужчины в шкурах козлов и сам бог Дионис (которого тоже изображал кто-то из горожан) шли по полям и «осеменяли» их. Повторяю, все это сопровождалось весельем, песнями, плясками и переодеваниями. (Собственно, из культа бога Диониса родился театр). Итак, карнавал появился еще очень и очень давно. Но тогда, как видно, его целью служило совсем не увеселение населения, а поддержание жизни.

Традиционный карнавал

Традиция карнавала никуда не делась даже с приходом христианства. Перед великим постом, то есть в конце зимы, во многих европейских городах шли масленичные празднества. Само слово карнавал, по одной из версий, означает «прощание с мясом». На смену жирной масленице приходит тощий пост. (Посмотрите на «Бой поста с масленицей» П. Брейгеля – старшего). Масленичные празднества, то есть прощание с зимой и подготовка к весне, так же были заполнены весельем, едой и игрищами. Тогда же празднество окончательно оформилось в процессии по улицам города. К ним же потом «пристроились» и театральные шествия. Три дня подряд ряженые разгуливали по улицам. Люди менялись местами, изображали друг друга, низшие сословия, высшие сословия, сценки из Ветхого завета, сценки из Нового завета. Тогда же к этим шествия присоединились и колесницы. Они были передвижной сценой.

Расцвет карнавала

Расцвет карнавала в Италии приходится на времена Медичи. Ряженые сопровождали пешком и верхом декорированные колесницы и распевали песни, вохволяющие чувственные земные радости. По-прежнему главной чертой карнавала оставался выход из повседневной жизни. Это был мир наизнанку, мир наоборот (по утверждению М.М. Бахтина). Исходя из этой мысли главным во время карнавала становился шут, то есть король наоборот. Ничто не смогло затоптать этот древний обычай! Католической церкви пришлось пойти на уступку, единственное, чего им удалось сделать, это сократить количество дней праздника.

Карнавалы мира

Как видно, карнавал – не просто праздник, не просто веселье, а целый культ, восходящий к очень и очень далекому прошлому. Далеко не все древние праздники обладают такой стойкостью! Конечно, сейчас карнавалы выглядят совсем по-другому, да и означают собой многим меньше,чем ранее, но, тем не менее, и сейчас они проводятся повсеместно. Что же это все-таки такое, этот карнавал? Что такого притягательного в нем осталось и для нас, современных жителей планеты, чье существование во много-много раз меньше зависит от капризов природы?

Карнавал Рио, Бразилия

Карнавал в Рио традиционно начинается на последней неделе февраля. Так же, как и раньше, он означает близкое начало Великого поста и начинается за сорок дней до Пасхи. Карнавал в Рио длится пять дней. Посмотреть на это грандиозное театрализованное шествие приезжают люди со всего мира. Начало самого карнавала обозначается передачей ключей от города «королю карнавала». На всё время праздника этот король имеет полное право вводить свои законы. Первый и самый главный приказ, который он отдает своим «подданным» прост и приятен: веселье! Веселье должно разлиться по всему городу! Разумеется, несогласных нет. Всю неделю народ отдыхает от работы. По улицам разгуливают полуодетые женщины и мужчины, все танцуют и радуются жизни.

Самое волнующее в Бразильском карнавале – парад школ Самбы. Школы соревнуются между собой за звание лучшей. Репетиции для следующего года начинаются почти сразу же после окончания карнавала.

Венецианский карнавал. Италия.

Так же, как и карнавал в Рио, Венецианский карнавал начинается перед Великим постом. Уже в 1262 году карнавал приобрел статус настоящего праздника. Открытие карнавала проходит на площади перед собором театрализованным представлением, где труппы разыгрывают освобождение венецианок. Неотъемлемой части программы является и футбол. Матч проходит на пятый день карнавала. Венецианцы уверены, что именно у них появился этот вид спорта, потому, во время карнавала, они реконструируют средневековый футбольный матч. Обычно этим и закрывает праздник, а маски засыпают до будущего года.

Считается, что именно отсюда пошла традиция ношения масок. Костюм скрывал настоящее лицо и тело человека, стирал социальные границы, чтобы не мешать главному гостю карнавала – веселью. Интересно, что в какой-то момент жители Венеции так прониклись идей скрывать свое лицо, что пользовались масками постоянно. Это, конечно, порождало и разного рода преступления, из-за чего городским властям пришлось запретить постоянное ношение масок. Сейчас Венецианский карнавал собирает огромное количество туристов. Из-за этого, конечно, праздник многое теряет, становясь чисто увеселительным мероприятием.

Кельнский карнавал. Германия

11 ноября каждого года в 11 часов и 11 минут будущие участники и организаторы карнавала открывают карнавально заседание. До февраля (как мы видим, февраль – общий месяц для всех карнавалов) они будет обсуждать карнавальную программу. Говорят, что Кельнский карнавал чуть ли не единственное время, когда немец перестает быть сдержанным и суровым. Но что-то немецкое все равно остается в открытии карнавала. В 11.11 начинается матриархат! Женщины штурмуют городскую ратушу, а со всех встречных мужчин срезают галстуки! Хотя праздник идет по всему городу, а особенно в пабах и барах, есть и главное шествие. Карнавальные сообщества идут по улицам и везут за собой повозки. На повозках, как правило, смешные фигурки политиков, сделанные из папье-маше.

Тринидад и Тобаго – острова. Нам они известны по ежегодным карнавалам, которые так же проходят в феврале. Появление этого праздника на островах датируется 1838 годом. Изначально он был похож на изысканный костюмированный бал, но позже вывалился и город. Начало карнавала – пятница. В этот день выбирают королеву и короля калипсо (афро-карибская музыка, звучащая по всему городу во время всего празднества). Вообще, это мероприятие очень музыкально – повсеместно стучат в стальные барабаны и танцуют. (Всё же вспомним оргиастические истоки).

Карнавал в Барранкилье, Колумбия

Карнавал в Барранкилье называют фольклорным и национальным карнавалом Колумбии. Начинается он так же в конце февраля, но репетиции карнавала полным ходом идут заранее. Праздник начинается в ближайшую к великому посту субботу. Начинается он с коронации королевы и торжественной речи. В субботу же вы можете увидеть парад платформ. В нем принимают участие множество фольклорных групп. Воскресенье посвящается большому параду, а понедельник – популярной в этом регионе фольклорной музыке. Вторник – закрытие карнавала – посвящен похоронам Хоселито. Хоселито – вымышленный персонаж, олицетворение веселья карнавала. Но каждый год в феврале Хоселито воскрешается и снова живет несколько дней веселого карнавала. В целом карнавал в Барранкилье очень яркое и познавательное зрелище, ведь здесь можно увидеть все оттенки Колумбии со всей ей многоцветностью.

Карнавал в Ницце, Франция

Существует с 1924 года. (Якобы герцог Анжуйский приехал сюда отдохнуть и привез с собой веселье, в скором времени переродившееся в карнавал). Сейчас карнавал в Ницце длится две недели. По карнавальной традиции в первый день горожане и гости Ниццы встречают Веселье. На площади Массенафасады домов, заранее «обклеенные» фанерой и расписанные художниками, загораются множеством лампочек. Отличительная особенность карнавала в Ницце – битва цветов. Огромные платформы сплошь украшают живыми цветами, и вся эта красота радостно катится по улицам Ниццы. В финале карнавала, по уже известной нам карнавальной традиции, на улицах сжигается «чучело» карнавала.

Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания

Так же, как и все прочие карнавалы, испанский карнавал длится неделю. Карнавал считается международным туристическим фестивалем. Карнавал формально делится на две части. Это карнавал официальный и карнавал уличный. Все основные улицы города заполняются ряжеными. Отовсюду слышится музыка, как народная, так и современная, идут театрализованные представления и колесницы с огромными куклами на них.

Карнавал МардиГра в Новом Орлеане, США

МардиГра – «жирный вторник». Праздник чем-то схож с масленицей и является её аналогом. В 1872 году в Новом Орлеане утвердились правила проведения карнавала МардиГра. Карнавал имеет своих короля и королеву, коронованных в самом начала праздника.

Карнавал в Гоа, Индия

Здесь главным членом карнавала является забавный король Момо. Он восседает на огромной праздничной платформе и является полноправным хозяином всего празднества. Считается, что карнавалы в Индию завезли португальцы. Поначалу местные жители не понимали его сути, но позже, а особенно сейчас, сами с огромной радостью и интересом принимают в нем участие. Костюмы, колесницы и сценки к карнавалу начинают готовить за полгода, но главной частью этого праздника являются кушанья.

Базельский карнавал, Швейцария

Один из древнейших карнавалов (примерно с 16 века). Ведет свою историю от рыцарских турниров. Интересно, что и сейчас к участию в карнавале допускаются только, так сказать, привилегированные группы. Это группы карнавально-музыкальных союзов. Всего их насчитывается около 300. Таким образом швейцарский карнавал (что несвойственно иным карнавалам) делит участников на артистов и зрителей и смешение между ними практически невозможно. Начинается карнавал ранним-ранним утром, когда на улицах еще темно. Освещение в городе гасится. Участники карнавала освещают пространство своими причудливыми фонарями. Множество удивительного света изменяет город до неузнаваемости и создает атмосферу чего-то нового, загадочного. В полдень же начинается еще одно шествие, на сей раз более традиционное – по улицам идут артисты в костюмах и с музыкальными инструментами. Еще одной отличительной чертой карнавала в Швейцарии можно назвать второй день. Он считается «детским», ибо в костюмы в этот день наряжают детишек.

Карнавал в Германии и других немецкоязычных землях

Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной

И площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118

Карнавал - явление древнее и необычайно многостороннее. Он многолик, словно индуистское божество, ибо соединяет в себе этос и жанровые образования языческого ритуала и церковного действа, многовековые традиции шутовства и изустной литературы, площадного зрелища и древнейших форм театра. Карнавал - сам по себе ритуальный театр, творимый народом на улице, но карнавал, с мощным полем его игровых и изобразительных форм, - также неотъемлемый элемент современного театрального мироощущения. Европейская сцена время от времени переживала мощные волны карнавализации (назовем хотя бы имена Рейнхардта, Вахтангова, Евреинова, Мейерхольда, Брехта, Бессона, Мнушкин). И сегодня карнавал и различные карнавальные формы являются мощным генератором идей современного театрального мышления. Между тем работ по истории немецкого карнавала в России почти нет.

Карнавал в широком смысле слова, по определению М. Бахтина, - "совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа" 1 . Такое толкование подразумевает рассмотрение святочных праздников церковного годового цикла - Святок (Zwö lften), Кануна поста (Fastnacnt), Троицких дней (Pfingsten), Праздника урожая (Erntefest). Если присовокупить сюда обряды и светские праздники средневековья, с их зимним, весенним, летним и осенним циклами (реконструкцию годового календаря всех этих праздников предложил М. Реутин) 2 , то получим понятие всеобъмлющее, если не непомерно расширенное. Карнавал в узком смысле слова, как его принято рассматривать в немецкоязычной традиции, - фастнахт или фашинг - празднества, происходящие в течение шести "жирных дней", предшествующих Пепельной среде (Aschermittwoch), началу Великого поста - Квадрагинте. Ежегодно в феврале, начиная с четверга и кончая вторником следующей недели, толпа веселых ряженых совершала множество шутовских обрядов, попирающих все нормы христианского и общественного порядка. Шуты и шутовство как выражение крайней свободы поведения и творчества правили в эти дни средневековым городом.

Карнавал в немецкоязычных странах, называемый там чаще всего региональными синонимами: "фашинг" (Fasching) - в Мюнхене, "фастнахт" - во Франкфурте или Базеле, "фастеловенд" (Fastelovend") - в Кёльне, или "шем-бартлауф" (Schembartlauf) - в Нюрнберге, существенно отличается от карнава-
88

Ла в итальянских регионах, хотя многое у него заимствовал, развиваясь долгое время параллельно под диктатом Ватикана - столицы католицизма. Немецкий карнавал - высокоупорядоченная и достаточно замкнутая структура, гораздо более близко стоящая к церковным канонам, чем карнавал итальянский или французский.

О карнавале в Германии (впрочем, не только в Германии) существуют целые горы исследований. Его рассматривали и рассматривают с историко-культурной, антропологической, с теологической, фольклористической, театральной, филологической, наконец, семиотической точек зрения. Одних занимает религиозный подтекст действа, других - чистые карнавальные формы, третьих - идея шутовства и шутовское миросозерцание, четвертых - моделированиезнаков-пародий.

Настоящее возрождение пережил в послевоенной Германии фольклористический подход к карнавалу, крепко соединившийся с теологическим, сложились центры его изучения в Мюнхене, Фрайбурге, Констанце, Нюрнберге. Немцы гордятся своей школой фольклористско-теологического "карнаваловедения", основанной мюнхенским культурологом Дитцем Рюдигером Мозером и продолженной его учениками - Вернером Мозером, Юргеном Кюстером и другими. В швабско-аллеманском регионе предпочитают придерживаться более светской традиции; здесь, недалеко от Констанцы, создан по примеру голландского свой Музей истории карнавала. Швейцарцы (и прежде всего базельские исследователи, имеющие в своем распоряжении музей в Биннигене) принимают за точку отсчета свои исторические и национальные традиции.

Наш предмет особый, достаточно специфический - театрально-зрелищная сторона карнавала, взращенные им и выросшие на его почве театральные формы, его театральные (или прототеатральные) типажи, маски, костюмы, реквизит и формы представления (ряжения), система аллегорий, весь богатейший репертуар шутовства, т.е. специфического народного актерства, его простейшие и более сложные пространственно-декорационные приемы. Само собой разумеется, при этом невозможно отвлечься от истории вопроса, от различных направлений "карнаваловедения" (поскольку именно там содержатся основные источники изучения), от их полемики и противоречий.

С самого начала следует сказать о том, что русская школа карнаваловедения, представленная прежде всего Бахтиным и его последователями, резко расходится с немецкой. Это противоречие с особенной силой проявилось в дискуссии начала 90-х годов XX в. вокруг идей русского филолога на страницах гейдельбергского журнала "Эвфорион" вскоре после того, как в Германии - с огромным опозданием - появились переводы основных сочинений Бахтина о народной смеховой культуре эпохи Возрождения и карнавале. Немецкие исследователи, и прежде всего глава школы Д.-Р. Мозер, не приняли бахтинского понятия низовой смеховой культуры. Последователь Мозера Юрген Кюстер писал: "История происхождения карнавала совершенно неизвестна. Именно непроясненность древних истоков и раннего периода развития традиционных обычаев позднего средневековья привели к многочисленным спекуляциям об антропологических структурах маскарада. Кажется в высшей степени невероятным, что праздник христианского
89

Календаря, который в своей структуре около 1900 лет определялся религиозным мышлением и действием, может соизмеряться антропологическими мерками" 3 . Бахтина упрекали в том, что он отталкивался от ленинской идеи о наличии в классовом обществе двух культур, что он представил некую теорию карнавала, не дав ее истории. (Впрочем, и русский оппонент Бахтина А.Я. Гуревич считает бахтинскую концепцию "скорее мифологией карнавала и смеховой культуры, нежели их действительной историей", - что не лишено доли истины, особенно в отношении немецкого карнавала).

Это противоречие мы постоянно будем иметь в виду при разговоре о карнавальных формах. Два различных подхода к древнейшему явлению, происхождение которого продолжает оставаться невыясненным, - могут ли они быть совместимы или примиримы? Карнавал в представлении немецкой школы - церковью установленный праздник,прямое продолжение католицизма; все существо карнавала в понимании Бахтина - в оппозиции площадного духа церковно-государственному официозу, в свободном полете l"anima allegra (веселой души) шута. Описание и анализ карнавала для немецкой школы - прежде всего выявление христианского смысла и подтекста основных карнавальных форм и символов, для Бахтина - выявление основных мотивов народной культуры, попирающих церковную догму. Возникает ощущение, что речь идет о двух совершенно разных карнавалах.

Карнавал пережил все времена. Относительно изучаемого нами средневекового карнавала (так как очевидно, что существует новый карнавал XVIII-XIX вв. и новейший, сильно коммерционализованный карнавал XX в.) примем периодизацию, предложенную "бахтинистом" М. Реутиным:

Раннее средневековье - начало XIII в. Карнавал до карнавала - сельскохозяйственные культы с присущей им последовательностью поста, казни-потребления и праздничной полноты;
- начало XIII в. - середина XVI в. Собственно карнавал - обрядовая основа фольклорной культуры средневекового города. Общее расшатывание ритуальной структуры и возникновение пародийного ряда;
- середина XVI в. - новое время. Карнавал после карнавала;
- результат последовательного переосмысления площадных форм в понятиях христианской традиции 4 .
90

Всякая периодизация, конечно, условна. Так, в XVI-XVII вв., да и позднее "собственно карнавал" сосуществовал с "карнавалом после карнавала", а порой с успехом его и вовсе вытеснял. Столь же условна и классификация персонажей карнавала, даваемая Дитцом Рюдигером Мозером: искусители, властители, миряне, шуты, грешники.

Происхождение карнавала

Школа фольклористики, возглавляемая Мозером, стремится повсеместно утвердить в Германии взгляд на происхождение карнавала из литургии. Представители этой школы отвергают наличие у карнавала всяческих языческих и дохристианско-германских корней, заявляя, что эта точка зрения выведена не из традиции, а из исторической мифологии XIX в. и поддержана затем нацистами в их пропагандистских целях.

В целом историю карнавала можно рассматривать как историю его беспрерывных запретов церковью, его секуляризации и постепенной десекуляризации, итогом которой явились полусветские карнавалы и маскарады XIX в., организуемые различными гильдиями и полукоммерционализованный карнавал XX в. Средневековый карнавал, таким образом, сочетает порой соперничавшие церковную и светскую традиции.

Карнавал издревле связан с клерикальными праздниками, с увеселениями литургического цикла - он то подражал им, то соперничал с ними.

Но точно так же он - продукт игрового творчества городских масс, высмеивавших те или иные непорядки и искавших в маскараде и сатире развлечение. В более поздние времена, в особенности в XX в., карнавалы приобрели характер коммерчески-развлекательных предприятий огромного размаха, нередко с политическим оттенком. Сегодня во многих городах Германии, Австрии, Швейцарии существует целая индустрия карнавала. Но поначалу он был прежде всего шествием, процессией, не связанной с какой-либо общиной, организацией, восходящей к языческим обычаям, к культу весенних празднеств, ублажения богов плодородия и природных сил.

Этимологи нередко выводят слово "карнавал" напрямую из латыни, от "char" - празднично украшенной повозки кораблеобразной формы, непременного признака любой процессии древности. Многие историки, в том числе профессор Сорбонны Жак Хеерс, считают подобные толкования поверхностными. Древние, часто неконтроллируемые смыслы в средние века стираются из памяти, уступая место "христианским воздействиям, новым символам постепенно созревавшего ритуала, развивавшегося согласно своему собственному ритму" 5 . Гораздо более точным и обоснованным считается толкование карнавала как последних дней накануне поста, дней неограниченной свободы, когда еще можно есть мясо: carne vale. Таким образом, карнавал - это и церемония перехода от "жирного вторника" (Fetter Dienstag) к "пепельной среде" (среде на первой неделе великого поста - Aschermittwoch), праздник изобилия, ублажения плоти, но также и борьбы с грядущим постом.
91

Истоком карнавала в Германии многие ученые-фольклористы (в частности, Уве Шульц, автор известного исследования "Празднество. Его история в аспекте культуры от античности до наших дней", Мюнхен, 1988) 6 считают древнеримские сатурналии. Раскопки кельнских археологов свидетельствуют о том, что эллинистически-ориенталистские мистериальные культы проникли на Рейн c амое позднее во II тысячелетии нашей эры. Сюда переместились и римский пантеон во всей его полноте, и почитание тех богов, которые явились предшеc твенниками карнавальных увеселений и шутовского озорства.

Праздник сатурналий римские завоеватели и купцы приносили с собой повсюду, куда только ни бросала их судьба, точнее, воля императора. Римские воины и во время походов не забывали о своих праздниках - переодевались в женские одежды, одевали парики с косой, брали в руку веретено, говорили фальцетом. Определенные ритуалы римлян, связанные с сезонным чередованием гибели и становления, света и тьмы, почитанием магии плодородия и укрощением злых демонов позднее соединились с германскими культами и впоследствии влились и в христианство. Многие черты римских сатурналий в измененной форме сохранились в карнавале и по сегодняшний день.

Римляне устраивали в середине декабря семидневный праздник в честь Сатурна, на время которого рабы отпускались на свободу, а из представителей низшего сословия избирался шутовской король, окружавший себя сановниками, избираемыми путем игры в кости. Давая дурацкие приказы и призывая свою свиту пить, плясать, неистовствовать и предаваться разгулу, он тем самым подавал сигнал к воцарению безумного мира. На время сатурналий прекращали работу городские советы и суды, закрывались школы. Все надевали на себя маскарадные костюмы, садились за столы и начинали пировать и одаривать дpyr друга всевозможными подарками, и прежде всего восковыми свечами. Главными формообразующими принципами сатурналий являлись тесно переплетенные всеобщее равенство и переворачивание нормального "с ног на головy" - "перевернутый мир" ("мир наизнанку" - если воспользоваться придуманной Тиком идиомой). Каждый напяливал на себя шляпу, считавшуюся символом свободы. Рабы вели себя как господа, позволяя прислуживать себе на пирушках. Рабам выдавалось сверх нормы четыре литра вина (из-за чего Като окрестил римский карнавал "мокрыми днями Сатурна"). Сатурналии завершались жестокой акцией: шутовского короля публично казнили.

Другой праздник древних римлян - луперкалии, проводившиеся в феврале в честь бога Фавна (иначе - Луперка) и связанные с древней магией плодородия, также наложил свой отпечаток на ритуалы германцев. Римские жрецы секли прохожих, главным образом женщин, волшебными ремнями, вырезанными из шкур жертвенных животных (согласно поверию, это стимулировало плодородие). В ритуалах германцев ремни были заменены розгами, удары которых должны были способствовать плодовитости земли, людей и зверей. Это обычай очень долго сохранялся в сельском карнавале, в городском же карнавале розги трансформировались в колотушки или погремушки. В аллеманском карнавале плоть до начала XX в. сохранялся обычай сечения надутым свиным пузырем.
92

Древние германцы позаимствовали у римлян и многие другие дохристианкие культы и обычаи, которые также в свою очередь заимстованы ими у других народов, так, например, различные комические смысловые переворачивания, уравнивание высшего и низшего социальных слоев, обычай возить во время процессии роскошный корабль на колесах (известный в древнем Вавилоне как элемент процессии в честь бога Мардука, а в древнем Египте как "корабль Осириса" в процессии в честь его супруги богини Изиды, отправившейся на корабле на поиски тела убитого мужа)

Примечательна одна из находок кельнских археологов: изображение (каменная плакетка) римского корабля дураков, которую искусствоведы трактуют как олицетворение вакханалии захмелевших эротов 7 . Находка наглядно подтверждает значение шутовского корабля (задолго до литературного образа поэмы Себастьяна Бранта) как одной из наиболее древних общеевропейских карнавальных ритуалем. Пышно разукрашенная повозка в форме корабля проходит через все культуры античного мира и прочно закрепляется в карнавале, где она различным образом театрализуется, как это видно на примере кельнского фастнахта или нюрнбергского шембартлауфа.

Все эти древние ритуалы с их насмешкой над сковывающими человека земными узами, кратковременным триумфом над несправедливостью выражали целый комплекс этических и эстетических устремлений человека дохристианской эпохи, эпохи языческих мифов: тоску по счастливому состоянию человечества до возникновения государства с его формами угнетения, стремление вмешаться в круговорот природы и преодолеть смерть - и представляли вместе с тем философию пракарнавала.

Франкфуртский карнавал

Языческие традиции особенно долго удерживались во Франкфурте. Франкфуртские карнавалы вплоть до начала XVII в. были связаны со светом, огнем и шумом. Древние германцы верили в духов природы и демонов. Лед и снег они считали порождением зимних демонов, которые, опасаясь дневного света и шума, творили свои делишки темными ночами. Поэтому свет и шум были первым средством борьбы с этими злыми духами. Волшебство огня в германских народных поверьях связано с почитанием солнца. В сельских карнавалах ношение и кидание вверх факелов и спускание с горы пылающих колес и колец - привычное развлечение. У зрителей возникало ощущение, будто "солнце падает с неба" 8 .

Пылающие факелы в празднествах начала весны известны с раннего средневековья. Опустошительный пожар в монастыре Лорш в 1090 г., согласно хроникам, случился именно благодаря карнавалу. В огне издревле сжигали чучело зимы, надеясь таким образом избавиться от зла. Этот обычай приобрел свою трактовку в средневековом Франкфурте, где символические изображения зимы бросали в ледяную воду Майна и устраивали пышные похороны масленицы.

Традиционный франкфуртский карнавал старше и озорнее, чем майнцский и даже кельнский. Опасаясь необузданности шутов в масках, городской совет уже в 1355 г. запретил переодевание и ношение масок (Vermummungsverbot). На полях исторического документа содержится лаконичная пометка писца более позднего времени: "во время карнавала не соблюдается".
93

Несмотря на подобные решения совета, франкфуртцы не отказались от карнавала. Пышные праздники патрициев XV в. описаны в дневниках Бернарда Рорбаха и его сына Джоба, принадлежавших обществу патрициев Альтен-Лимпург.

Необыкновенно пышным выдался карнавал 1466 г. В воскресенье и понедельник подмастерья вместе с женщинами устраивали в одном из домов ужин, после чего пускались в пляс. В среду после обеда та же компания направлялась процессией в район Сахсенхаузен, где танцы проходили в три захода, после чего процессия направлялась к церкви Святого Иоанна, настоятели которой устраивали целое пиршество (рыба, мясо, конфеты, старое и новое вино). Затем процессия направлялась к церкви Святого Антония, где также устраивали пляску. После третьего танца процессия возвращалась назад. В среду карнавальное общество предавалось играм, а у Старой ратуши устраивали состязание, своего рода турнир. В четверг в саду Бекера пиршество повторялось за счет женщин, вечером процессия возвращалась в дом прямо к ужину. В воскресенье ели миндальный пирог. Женщин, его испекших, полагалось целовать всему обществу. Пиршество на сей раз продолжалось всю ночь. Понедельник начинался пиром, а заканчивался купанием подмастерьев в "белой бане".

Молодые подмастерья, не допускавшиеся в дом, устраивали свой карнавал на улице, обогащая его различными затеями. Через весь город несли на носилках юношу, украшенного пряниками (вариант карнавального короля), при этом в небо швыряли полыхающие пучки соломы. Процессия завершалась посещением монастыря. В 1497 г. Джоб сообщал, что во вторник на масленицу после общего обеда был предпринят обычный обход франкфуртских монастырей, чтобы пображничать с монахами и пуститься в пляс с монахинями 9 .

На другой день после Пепельной среды (Aschermittwoch; среды на первое неделе великого поста) кутеж кончался. Кончался он до Пепельной среды по тому, что в среду начиналась покаянная служба и самый строгий пост. По тра диции под финал карнавала женщины подавали свежий суп из зелени. Вечеро\ в первый понедельник великого поста ели только сыр с миндалем, молочньп пудинг, яйца и орехи - типичные скоромные блюда.

В то время как франкфуртские патриции праздновали в домах, ремесленники силами своих гильдий с XV в. стали устраивать озорные карнавальные процессии по всему городу. Особенно ярким событием было, когда бондари соеди няли процессию с праздничным бондарничаньем прямо на замерзшем Майне. Рано утром во вторник подмастерья выходили на лед и делали на глазах у публики две огромные бочки. При этом за ними наблюдали четыре опытных боча ра, пировавших в палатке вместе со смотрителями, присяжными гильдии. В су мерках начинались танцы вокруг готовых бочек. Потом их торжественно пере носили к винному рынку, находившему у самой набережной между въездным вратами и вратами Леонарда. В завершение праздника в следующую субботу обе бочки передавались городскому совету. В городских летописях зафиксиро вано семь таких карнавалов бочаров между 1608 и 1838 гг.
94

Другой карнавальный обычай, сохранявшийся вплоть до середины прошло го столетия (его описывает Гёте) - детское пение "Hawele lone". Во вторник, ко гда карнавал достигал своего пика, дети ходили по домам и распевали следующие стишки "Heischeverse" (своеобразный вариант колядок):

Излюбленными масленичными кушаньями от Крещения до Масленицы во Франкфурте были креббели (пончики с начинкой) и бутерброды с жареным салом. (В XIX в. издавалась даже сатирическая карнавальная газета, называвшаяся "Франкфуртская Креббель-Цайтунг".)

1 февраля 1519 г., после смерти императора Максимилиана I, прозванного в народе "последним рыцарем" из рода Габсбургов, франкфуртский городской совет издал указ о полном запрете карнавалов и уличных процессий: "никто не имеет права ходить по улицам ни днем ни ночью, предаваясь смеху" 11 .

Первые карнавальные братства во Франкфурте возникли в 1850-е годы, но они увлекались балами-маскарадами, и лишь в 1862 г. шутовская братия снова вышла на улицу, с коронованием "короля шутов" на площади у Старой ратуши. В старину при этом из фонтана Справедливости текло вино, тут же жарили быка, а король осыпал своих подчиненных монетами 12 .

Кельнский фастнахт

Тип шутовского праздника в Кельне - Fastelovend или Fasteleer - тесно связан с исторической судьбой этого города. В средние века "священный Кельн" ("hillige Coellen") был вторым по величине городом Германии. Его карнавальная традиция основывается прежде всего на том, что город призван был олицетворять не только могущество Рима, но и превосходство римской культуры. В древнем Кельне германские культы, и прежде всего ритуалы плодородия, смешались с римскими обычаями. Хроники свидетельствуют, что здесь насчитывалось около сорока римских, пять кельтских и семь германских божеств. То обстоятельство, что Кельн являлся римской колонией, столицей римской провинции Нижняя Германия, казалось бы, позволяет утверждать, что кельнский карнавал по преимуществу - продолжение и христианизированная форма римских сатурналий и луперкалии. В романтическом кельнском карнавале новых времен современники усматривали отголоски сатурналий: как и в Риме, по городу тянулся бесконечный ряд открытых повозок, переполненных гуляками в масках и без масок, как и в Риме, изо всех окон на ликующую, неистовавшую карнавальную толпу глазели зрители... Полагают также, что обычай украшатьна праздники дома и улицы гирляндами из цветов и листьев - тоже от римских времен.
97

Но корни дерзкого, опьяняющего рейнского карнавала гораздо глубже - в языческих обычаях франков германских племен, населявших эту землю с конца IV в. 13 Согласно устоявшейся точке зрения, истоки кельнского карнавала (с XII в. известного как Fastabend), так же как и южнонемецкого "фаснета", - в древних ритуалах изгнания зимы и ритуалах плодородия, в которых переплелись римские, кельтские и германские обычаи. Старинные обычаи - культ божеств древнегерманской мифологии Изиды и Нертуса, переодевание в медведей, оленей, козлов и других животных, связанных с ритуалом плодородия - сохранялись в рейнских деревнях вплоть до VIII-IX вв., в Кельне же влияние церкви было значительно сильнее, и поэтому следы древних культовых обрядов здесь вычитываются с трудом. Тем не менее маска (ритуа-лема) медведя до сих пор сохранилась в кельнском карнавале, почти утратив первоначальный смысл демона плодородия.

О борьбе между язычеством и христианством свидетельствуют многочисленные запреты древних обычаев синодом и городскими властями. Папа Григорий II по просьбе короля франков Карлмана (Karlmann, правил с 768 по 771 г.) еще в 742 г. издал список непотребных языческих обычаев и суеверий. Настоятель бенедиктинского монастыря Регино фон Прюм в своих проповедях 900 г. строжайше запрещал монахам смотреть "мерзкие развлекательные сцены" с медведем и предаваться таким дьявольским занятиям, как ношение демонических масок. Влияние церкви значительно укрепилось при Карле Великом (742-814), когда в Кельн перенесли резиденцию архиепископа, и при архиепископе Бруно (середина X в.), при котором обнаруживать свои симпатии к язычеству стало почти невозможно. Проповеди этого времени запрещали февральский обряд изгнания зимы как языческий. Старинные обряды сохранялись во многом благодаря хитрости упрямых язычников-перекрещенцев, сумевших внедрить языческие обычаи в масленичные праздники.

Однако в X в., во времена архиепископа Бруно, упрямое сопротивление церкви языческой дьявольщине сменилось постепенным вмонтированием карнавала в церковный календарный год и более гибким контролем над неискоренимыми языческими пристрастиями. Из столетия в столетие повторяются запреты карнавалов со стороны городских властей. Так, в 1403 г. всякое "ряженье в дни ф астнахта" возбранялось под угрозой трафа в пять кельнских марок. Тем е менее со второй половины XII в. слово "vastavent", "fastabend" воспринимается естественно, в тесной связи с последующим постом.
98

Продолжительность карнавала поначалу не была одинаковой для всех. Монахи и духовенство под греко-византийским влиянием начинали поститься уже в сыропуст - последнее воскресенье перед Великим постом (Sonntag Quinquagesima), профаны же - только на четыредесятницу -первое воскресенье поста (Sonnntag Quadragesima). С X в. карнавал стал начинаться для всех в один и тот же день - в Пепельную среду, разделение же на господский, поповский и старый карнавалы осталось.

Свидетельством двойной морали считают многие историки поведение церковных сановников средневековья, с одной стороны, предававших анафеме бесовские игрища, с другой - с радостью предававшихся карнавальным увеселениям в дозволенное время. Кельнский архиепископ Фердинанд издал в 1644 г. особое наставление, регулирующее церковную карнавальную практику. Особое внимание там уделялось "празднику субдиаконов", известным в народе как "шутовской карнавал" (Narrenfest), родиной которого считается Франция.

Согласно канону вначале избирался шутовской папа, или шутовской епископ. Затем низший сановный чин, сидя на осле, провожал его в церковь, где звучала хвалебная песнь и отправлялось богослужение на старинный манер. Шутовская церемония сопровождалась плясками и пиршеством. Не менее знаменит "ослиный праздник". На осла сажали роскошно наряженную молодую девушку с ребенком на руках (намек на бегство Марии из Египта). Затем процессия в сопровождении духовенства направлялась в церковь, где происходила шутовская литургия, на которой стоящие вокруг осла вместо "аминь" блеялипо-ослиному.

Субдиаконы Кельнского кафедрального собора вместе со священниками близлежащих соборов также позволяли себе вволю подурачиться на крещенские праздники. В 1645 г. шутовскому королю было позволено даже отслужить мессу в присутствии капитулпрелатов, при свете свечей исполнялся "Те Деум", а также крещенские гимны и веселые песнопения. Монастыри и церковные приюты не оставались в стороне. Вот как описывала молодая кельнская монахиня в своем письме местный карнавал: "Рясы и черные накидки побоку, переодеваться в карнавальные одежды весьма потешно. Но само собой
99

Разумеется,что это случается только за стенами монастыря... Мы переживали карнавал со всей страстью... Танцевали и прыгали весь день напролет. Ночью, когда аббатиса ушла спать, мы пили чай, кофе и шоколад и играли в карты и шашки" 14 . Нередко монахини развлекались, как светские простушки, срывая друг с друга шляпки или шутовские колпаки.

Маскарады и процессии религиозных братств отличались особенной выдумкой, бурлескностью и разнузданностью. Кельнский епархиальный синод свидетельствовал в 1662 г.: "Светское легкомыслие глупых людишек прокралось очень далеко, устраиваются с большим шумом даже целые шутовские спектакли, бьют в литавры, как будто бы созывают на борьбу, показываются потешные зрелища на потребу публики; женщины переодеваются мужчинами; слышатся смех, шутки, громкие разговоры". Кельнский городской совет, желая поддержать возмущенных отцов церкви, строжайше запретил клерикам одевать маски.

У религиозных маскарадов в лоне церкви было огромное число сторонников, о чем свидетельствует дошедший до нас текст XV в., который можно назвать своеобразным манифестом шутовства: "Наши предки были великими и достойными уважения мужами. Они учредили шутовской карнавал по мудрому разумению. Давайте будем жить как они и делать то, что делали они. Мы празднуем шутовской карнавал, чтобы доставить себе наслаждение, чтобы шутовство, унаследованное нами, могло найти выход по меньшей мере один раз в год. Бочки с вином разорвутся, если из них время от времени не выпускать воздух. Мы все старые бочки, сбочаренные не столь искусно и из которых бы улетучилось вино мудрости, если бы мы позволили ему продолжать бродить из-за неустанного внимания на службе Господней. Надо давать ему по временам небольшие передышки, дабы оно не пропадало без пользы..." 15
100

В истории бюргерского кельнского карнавала огромную роль сыгралигильдии , начало расцвета которых приходится на XII век. Как и во многих Других городах, забота о карнавальных обрядах перешла в руки подмастерьев. Первое упоминание о праздновании карнавала в Кельне на страницах городской присяжной книги датировано 5 марта 1341 г. (краткая запись запрещает впредь выдавать деньги на карнавал из городской казны; запрет этот повторялся в 1272, 1395 и 1396 гг.). Начиная с XIV в., помещения гильдий наряду с большими парадными домами патрициев стали местами устройства карнавалов с обязательными пирами и хороводами.

Кельнский фастнахт этих времен неразрывно связан с хождением по городу сборщиков карнавальной дани (Heischegangen). Обычай останавливать людей на улице и заставлять их откупаться деньгами (Krongeld - деньги на карнавальные венки) сохранялся до начала XV в., пока не приобрел уродливый характер и не был запрещен (запрет, впрочем, продержался неслишком долго).

Примечательно, что карнавал в средневековом Кельне, с 1396 г. располагавшего демократической конституцией, не отменял сословное деление; клир, патриции и ремесленники праздновали его раздельно. На время карнавала патриции распахивали двери своих домов для родственников и друзей, банкеты достигали кульминации между двумя и четырьмя часами ночи. Хроника графа фон Циммерна рассказывает об одном таком празднике 1536 г. в доме кельнского бургомистра Вассерфраса, сообщая подробности о костюмах, еде и напитках.

Дневник Германа фон Вайнсберга, бывшего одним из членов городского совета, содержит сведения о карнавале в бюргерских семьях, где принято было устраивать взаимные посещения с веселыми розыгрышами в масках 16 . В 1750 г. в Кельне появились лавки, где можно было брать маски напрокат.

"Наступление свободы" публично провозглашалось отцами города с балкона ратуши. Сохранилось описание того, что происходило вслед за этим провозглашением: "И тут наступало безумное оживление на всех улицах, во всех Домах, продолжавшееся три дня. Приостанавливалась торговля всякого рода, время принадлежало только одной безумной страсти. Одиночки и небольшие процессии в масках появлялись у знакомых, чтобы вместе предаться шутовским
101

Забавам, или выходили на улицы и разыгрывали веселые сценки в том или ином доме, в кабаке или постоялом дворе, открытых днем и ночью, или просто на улицах, переполненных радостными и ликующими горожанами, и все это то в насмешку, то ради веселого, приятного времяпрепровождения и забавы. Все ночи подряд происходили балы, на которых маски продолжали дружеские, шутливые, но часто и далеко не безобидные забавы, переходя от танцев ко всеобщим розыгрышам" 17 .

Устроителями открытого, публичного, народного карнавала были гильдии собиравшие подмастерьев в так называемые клики (Banden). С оглушительным барабанным боем и свистом они шествовали по городу, разыгрывая сценки, произнося "шпрухи" и целые речи, водя хороводы и пускаясь в пляс. К сожалению, не сохранилось никаких документов, из которых можно было бы что-то почерпнуть о содержании и политическом смысле устных выступлений, безусловно, задевавших сильных мира сего и выражавших мнение улицы.

Уходящий своими корнями в древность, грациозный, но очень опасный танец с мечами обыкновенно закреплялся за гильдией кузнецов. Исследователи указывают на культовое происхождение этого танца, упоминаемого еще Тацитом и олицетворявшего борьбу между добрыми и злыми демонами, между летом и зимой 18 . Танцоры обычно были одеты в белые рубашки, на ногах и на теле у них висели колокольчики. В архивах гильдии сохранилось следующее описание, датированное 1590 г.: "Каждый танцор поворачивался вокруг себя, одновременно идя по кругу и обороняясь от мечей угрожавших ему других танцоров. Менее опасным, но, может быть, еще более искусным был танец на обручах, исполнявшийся юношами-бочарами. Тут были и грациозные прыжки и перевороты через обруч. Одни танцоры танцевали на катящейся бочке, другие раскачивали во время танца обруч, в который прыгали третьи" 19 .

Кельнский карнавал считался самым озорным в Германии. По сей день говорят, что кельнец скорей заложит свою кровать в ломбарде, чем откажется участвовать в карнавале. Обычай "останавливать и ловить", всячески дразнить сограждан на улице, побуждая их тем самым к участию в карнавале, сохранялся вплоть до XIX в. Нигде юноши из различных клик и студенты под прикрытием масок так дико и так яростно не охотились за девушками. Удовольствие же девушек состояло в том, чтобы позволять охотиться за собой и быть пойманными. Запрет 1431 г. живописно характеризует разгульную вольницу кельнского карнавала: "Даже в Пепельную среду мужчины и женщины наряжались в карнавальные костюмы безо всякой меры, чем необыкновенно стесняли наших сограждан, как это не раз случалось и в другие времена. Дабы предотвратить случающиеся по этой причине трения, члены городского совета решили, что никто из каких бы то ни было гильдий, управ и всяких других обществ впредь в этот день в карнавале не имеет права участвовать, что на площадях и в деревнях лишь в понедельник, вслед за воскресеньем Estomini, честному сообществу граждан позволяются игры, но с тем условием, чтобы в шесть часов все сидели бы уже по своим домам, и ночные пиры и ночные пьянки, танцы с мечом и разное ряженье как на площадях, так и в деревнях, вместе с жратвой сверх всякой меры, возлияния, танцы и всякие прочие легк омыслия должны быть отменены целиком и полностью" 20 .
102

Старый рынок был свидетелем также множества довольно грубых и диких развлечений. Одну из подобных сценок карнавала 1498 г. описывает Кёльхоффская хроника. Пятерых слепых, нелепо одетых, в тяжелых латах и при тяжеленных дубинках, бросали за решетку, в которой металась привязанная свинья, которую слепые должны были прикончить. Слепые поколачивали чаще всего друг друга. Зрители реагировали соответствущим образом 21 .

XV-XVI века в Кельне - эпоха беззаботного карнавального веселья народа, надолго прервавшаяся контрреформацией католической церкви, которой подчинялись иезуиты, исключительно враждебно настроенные к карнавалу, а также приходом войн - Кельнской войны 1583 г. и Тридцатилетней войны. Ученики иезуитской коллегии обязаны были во время карнавала проводить часы в молитвах. Иезуиты не раз (1600, 1645) устраивали покаянные процессии и спектакли, призывая одержимую дьяволом карнавальную публику к аскезе и набожности.

Раштатский мир 1714 г. вновь вернул карнавалу его свободу.

Времена барокко и рококо, благодаря расцвету придворного стиля, а отчасти и мощному влиянию Италии обогатили кельнский фастнахт новыми элементами и формами. Кельнцы стали с удовольствием сравнивать себя с римлянами и венецианцами. С 1730 г. появилась новая, "благородная", форма карнавального увеселения придворной знати - балы-маскарады (Redoute), по примеру шумных маскарадов при дворе боннского курфюрста. В городских хрониках "фастнахт" стали именовать "Carneval".
103

Функции организаторов маскарада были столь значительны, что кельнские историки склонны называть их режиссерами 22 . Сохранились даже их имена -так, например, устроителем одного из первых был некий господин Феррари, а его последователем - Йозеф Эль, работавший на Домской площади. Однако можно ли их на самом деле считать предшественниками режиссуры? Дабы упорядочить веселье и избежать драк на шпагах, которые были постоянными спутниками кельнских карнавалов и не раз приводили к смертным случаям, городской совет ввел в конце 1782 г. "Положение о ночных маскерадах". Все участники маскарада должны были быть в масках, однако шпаги и трости (в которых могли быть скрыты шпаги), запрещались. "Кто под прикрытием маски осмелится сказать другому грубость или начнет к нему придираться, должен быть удален с бала, невзирая на личность".

Двор курфюрста под Крещенье устраивал согласно придворному церемониалу свой собственный карнавал, куда стекались облаченные в карнавальные костюмы каноники, рыцари различных орденов, монастырская знать. Маскарад продолжался до утра, пышные костюмы его были полной противоположностью грубоватому бюргерскому фастелеру. Разгоряченные гости баловались кофе и какао - по тем временам редкие и порой запретные напитки. Зимой устраивались увеселительные поездки маскарадной публики на санях между Кельном и Бонном.

Традиция курсирующих повозок с шутами уходит в древность; вплоть до языческих обычаев. Городские хроники донесли до нас множество сведений на сей счет. В 1133 году кельнские ткачи таскали по городу повозку с шутами. В 1235 г. прибывшей в Кельн Изабелле Английской, будущей супруге императора Фридриха II, оказывала почет повозка с 22 монахами-шутами, строившими гримасы и учинявшими прочие шалости. В карнавал 1679 г., известного снежной зимой, кельнские мещане использовали вместо повозки для шутов сани 23 . Ставшая привычной в более поздние времена повозка с шутами в последний понедельник Масленицы (Rosenmontag), безусловно, наследовала эту древнюю традицию. Это одна из стойких ритуалем немецкого карнавала вообще.

Обычный же уличный Carneval этого времени открывали - после торжественной мессы - дети. Следовавшее затем шествие гротескно-сатирических персонажей нередко дополнялось исполнением сценок. Главное событие разыгрывалось в последующие три дня. По установленному маршруту (названному, в подражание итальянцам, корсо) - от Старого рынка к Высокой улице, через Сенной рынок, Мальцмюле, Мюленбах, Высокие врата - двигалась процессия: подмастерья, всевозможные клики, студенты, пешком, на лошадях и повозках. Между публикой, высовывавшейся из распахнутых окон и стоящей вдоль улиц, и комедиантами завязывался веселый, не всегда безобидный диалог. Как в старые времена, сыпали друг в друга горохом, по римскому обычаю швыряли конфетти, представлявшие собой крошечные гипсовые драже. Подобно римлянам, вечером во вторник выходили на улицу с горящими светильниками. Это шествие также превращалось в веселую игру: каждый пытался погасить огонь в руках друг друга.
104

Примечательно, что обычай похорон Масленицы пришел в Кельн достаточно поздно - в XVII в., будучи заимствованным из сельской ярмарки.

В средние века это день разрушал барьеры между сословиями, игнорировал правила приличия и допускал открытое высмеивание власти. Это было время бесконтрольного веселья, отдыха и вседозволенности. Закрывались школы и суды. Забывались недопонимания и ссоры. Даже войны останавливали свой ход.

Как зарождался карнавал и какие его традиции дошли до наших дней, узнала Анна Баклага.

Карнавал является днем невообразимых перевоплощений. Яркие наряды, всеобщее ликование, зажигательные танцы и шутки — сложно оставить без внимания такую процессию. Поэтому каждый год, в феврале, тысячи людей съезжаются в место зарождения этого праздника — в Европу. Само слово карнавал имеет итальянское происхождение и переводится как: «прощай-мясо». Дело в том, что изначально, это мероприятие подразумевало прощание с мясной пищей и развлечениями перед Великим Постом. И только в день карнавала люди позволяли себе, практически, все. Самое важное отличие карнавала от других праздников — отмена всех социальных статусов. И если на других официальных праздниках демонстративно подчеркивали иерархические различия людей, то карнавал был полной их противоположностью. Человек как — будто перерождался. Карнавальная площадка открывала возможность, совершенно несвойственных для определенного типа людей, отношений.

Во время карнавала люди позволяли себе практически все


Прообразом этого праздника в дохристианской эпохе можно назвать Римские Сатурналии. Они были связаны с окончанием сельскохозяйственных работ. Мотивом же был отдых, и переворот существующего миропорядка. Власть переходила к выдуманному королю, низшие сословия становились высшими. Одним словом, люди менялись местами и делали то, что не могут себе позволить в обычной жизни. Маска на лице была главным составляющим образа. Она позволяла остаться не узнанным и избежать наказания за свои проделки. Люди в масках могли публично критиковать неправедную власть и тех, кто скрывал свои безнравственные поступки. Причем делалось это в крайне жесткой форме.

Спустя некоторое время, традиция карнавала распространилась по всей Европе. Сейчас же, этот праздник устраивают во всем мире. Однако, в каждой стране он имеет свою собственную историю и неповторимый стиль.

Венецианский карнавал

Карнавал в Венеции считается одним из самых популярных в мире. Ему присуща таинственность и мистика. Помимо традиционных ритуалов, которые представляют собой огромное по масштабам сценическое действие, венецианский карнавал каждый год проходит под особой темой. Это зрелище захватывает дух приезжих и не только. Сценой действия становится весь город. Церемония открытия карнавала проводится на главной площади города, перед собором Святого апостола Марка. Именно оттуда и начинается первый костюмированный парад.

В Италии белые маски с длинным носом носили во время чумы, или убийцы


На карнавале, в Венеции, можно встретить целое обилие загадочных масок. И только там можно увидеть маскарадную регату местных гондольеров. Кстати, любимая туристами белая маска с огромным носом, имеет для горожан неприятные ассоциации. Ведь в Италии такие маски носили во время чумы, а в длинный нос клали губку с уксусом, чтобы не подхватить болезнь. Так же, ее носили очень таинственные люди или убийцы.

Бразильский карнавал

Незабываемое шоу, фантастические наряды, полная свобода самовыражения — все это нашло отклик в Рио. Популярный бразильский карнавал «пришел» в страну из Португалии. Столицей шествия именуется город Рио-де-Жанейро, где праздник длится четыре дня и четыре ночи. Главной гордостью карнавала в Бразилии является парад школ самбы. Самые лучшие представители разных школ соревнуются на аллее длинною в 700 метров, называемой «Самбодром». Насчитывается от трех до пяти тысяч выступающих. За каждой группой танцоров закреплена определенная тема, которую они ежегодно выбирают. И, в соответствии с выбранной тематикой, каждая команда оформляет себе площадку, хореографию, презентацию и костюмы.

Бразильский карнавал насчитывает от 3 до 5 тысяч выступающих


Каждая деталь в этом шоу продумана до мелочей, ведь в соревновании оценивается не только мастерство танцевальных школ. На суд экспертов выносятся костюмы, декорации, художественное воплощение темы, ритмическая точность, а также степень восторженности публики. На время карнавала, в Рио-де Жанейро забывают про работу и погружаются в ритм самбы, которую танцует практически весь город.

Кёльнский карнавал

Многочисленные гулянья, переодевания, музыкальные представления и костюмированные балы- все это не обошло и жителей Кёльна. Грандиозное карнавальное шествие проходит по центральным улицам и площадям города. За несколько месяцев до основного праздника, организаторы придумывают лозунг карнавала — песню, с которой пройдет шествие, и трех главных персонажей. Традиционно, ими являются — принц, крестьянин и дева. А уже в феврале, в городе начинают проходить карнавальные заседания, балы и шествия. И это продолжается на протяжении шести дней. С раннего утра, во время официального открытия праздника, улицы города заполняются женщинами. Они штурмуют ратушу Кёльна и делают в этот день все, что им вздумается. Все дни город наполнен яркими музыкальными и карнавальными мероприятиями. В завершение карнавала проводится обязательный ритуал — сожжение большого соломенного чучела. Жители города верят, что таким образом перед Великим постом, им прощаются все грехи, накопившиеся за год.

Карнавал в Ницце

Праздник в Ницце жители города отмечают две недели. Главные герои карнавала — гигантские куклы из папье-маше. Весят они до двух тонн и возвышаются над повозками на восемь или двенадцать метров. На площади Массена воздвигается целый сборный стадион, а дома одеваются в 120 тысяч квадратных метров фанеры, которую расписывают 120 художников.

Карнавал в Ницце продолжается на протяжении двух недель


Там же можно увидеть настоящие цветочные шествия. Около двадцати платформ украшены свежими цветами. Чтобы проделать эту долгую и кропотливую работу, флористам требуется 4000−5000 стеблей. Позже, во время прогулки тысячи цветов летят в толпу. Веселый праздник сопровождается концертами, фейерверками, и Его Величеством Карнавалом, со своей королевой.

Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе

Испанский карнавал уступает свой величиной только бразильскому шествию. Нарядившись в разнообразные костюмы, в карнавале участвуют, практически, все. Повсюду играет живая музыка и продаются различные сувениры и еда. Проходят разнообразные балы, спектакли и концерты. Не обходится и без парада зажигательных танцев под латиноамериканские мелодии. Знаменательным событием праздника можно назвать и выбор королевы карнавала, которая на протяжении всех дней будет участвовать в празднике.

Карнавальные костюмы могут весить не один десяток килограммов


Кандидаток для этого подбирают в течении всего года. Королева должна быть не только красивой, но и довольно выносливой. Ведь, все эти невероятные костюмы, которые шьются для карнавала, могут весить не один десяток килограммов.

Карнавал в Барранкилье

Этот, ни на что не похожий, карнавал включает в себя карибский фольклор, танцы с элементами поэзии, комедийный театр, костюмированные выступления и музыкальные группы. Карнавал в Колумбии был назван ЮНЕСКО «нематериальным сокровищем человечества». Во время праздника, который носит мультикультурный характер, все в городе погружаются в иллюзорный мир грез.

Странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Этимология

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Карнавал"

Примечания

Литература

  • Бахтин М. М.
  • Белкин А. А. . - М .: Наука, 1975. - 192 с. - (Институт истории искусств Министерства культуры СССР).
  • Колязин В. Ф. // Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118

Ссылки

  • - сцены народного гулянья. Репортаж Deutsche Welle (недоступная ссылка с 17-02-2016 (1467 дней))

Отрывок, характеризующий Карнавал

– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...