Презентация на тему мораль и нравственность. Презентация к классному часу на тему "нравственность"

Мораль. Подготовила Протасова С.И. Приведите примеры нравственных норм.

  • Мораль- особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.
  • Категории морали:
  • Добро и зло
  • Честь и совесть
  • Долг и справедливость
  • Добродетель
  • Достоинство
  • Правда
  • Ответственность
  • Мораль- это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни. Делах, поступках людей.
  • Нравственность- это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
  • МОРАЛЬ (от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей.
  • В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное – это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное – к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.
  • Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.
Какого слова произошло слово мораль?
  • Мораль `Большой энциклопедический словарь`
  • МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).
  • «Две вещи наполняют душу всегда новыми и всё более сильными удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.»
  • Иммануил Кант
  • Мора́ль (от лат. moralis - нравственный) - система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.
Когда появились моральные нормы?
  • Моральные нормы появились одновременно с возникновением человеческого общества и развивались вместе с ним. Система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения) сложилась на основе обычаев и традиций, но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра , истины , справедливости , долга .
Что такое социализация?
  • Мораль связана со всеми сферами общественной жизни и согласовывает личные интересы с общественными. В ходе социализации человек усваивает морально-нравственные нормы: сначала в процессе воспитания, подражая окружающим; потом, по мере взросления, осмысляя и применяя к своей жизни общепринятые суждения о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизменным: принимая решения, определяя жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к уровню развития и нуждам общества.
  • Общие понятия, отражающие наиболее важные стороны и элементы нравственной сферы, называются категориями морали. Главные среди них - добро и зло. Прочие категории морали: честь, совесть, долг, справедливость, истина, правда, добродетель, ответственность, достоинство, милосердие и др. Мораль не имеет определенных институтов, но ее требования закреплены в системе права , обычаях, религиозных заповедях.
Характерные черты морали
  • 1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества. 2. Добровольность в следовании нравственным требованиям: общество не принуждает людей выполнять нормы морали (в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер); основа соблюдения нравственных принципов - совесть , личные убеждения людей и авторитет общественного мнения . 3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека (в том числе в тех сферах, которые не подлежат правовому регулированию) - в межличностном и межгрупповом общении, в производственной деятельности, в политике , творчестве ,науке и т. п.
Мораль и нравственность
  • Понятия «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы, однако в обществознании эти термины имеют различные оттенки смысла. Под моралью понимают специфическую сферу духовной культуры, основное содержание которой составляют идеалы и нормы социального взаимодействия с точки зрения его соответствия этим идеалам: ценностные установки и ориентации, представления о добре и зле, образцы должного поведения. При этом подразумевается наличие субъекта, который оценивает поступки человека (общество, авторитетные люди).
Мораль и нравственность
  • Нравственность обозначает личные принципы поведения человека, практикуемые в реальной жизни нормы. Строгость моральных требований смягчается с учетом разнообразных житейских обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Таким образом, нравственность можно рассматривать как сферу практического применения морали.
Этика
  • Моральные нормы и теорию морали (нравственности) изучает особая отрасль философского знания -этика . Этика исследует происхождение и историческое развитие морали, ее сущность и место в духовной жизни общества.
  • Нормы морали - это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.).
Нормы морали
  • 1) табу - жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;
Нормы морали
  • 2) обычай - сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением; значение обычая особенно велико в традиционном обществе ;
Нормы морали
  • 3) традиция - устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения и поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;
  • 4) моральные правила - сознательно сформулированные нормы и идеалы , регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.

МОУ СОШ №43 г.Волгограда

Слайд 2

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Слайд 3

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и

нравственный закон внутри нас»

Прав ли философ?

Слайд 4

Притча:

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

Слайд 5

Назовите вечные универсальные ценности

Слайд 6

Мораль -

совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

Слайд 7

Приведите примеры

Слайд 8

  • Не лги
  • Не укради
  • Не убий
  • Доброжелательность
  • Справедливость
  • Мудрость
  • Коллективизм / индивидуализм
  • Эгоизм / альтруизм
  • Совесть
  • Смысл жизни
  • Свобода
  • Счастье
  • Слайд 9

    • Утверждение человеческого в человеке
    • Формирование нравственного облика личности
    • Безнравственность недопустима
    • Единство и согласованность действий людей
  • Слайд 10

    Чем отличается нравственность от морали?

  • Слайд 11

    • Мир сущего
    • Мир должного
    • принципы реального практического поведения людей
    • степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
    • специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
    • Нравственность
    • Мораль
  • Слайд 12

    П. 2 § 30:Проанализируйте моральные категории

    • Добро и зло
    • Честь и достоинство личности
    • Счастье
    • Совесть
    • Моральный идеал
  • Слайд 13

    Нравственная культура личности -

    степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

    Слайд 14

    Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

    • Общая культура
    • Социальные интересы
    • Цели жизни и деятельности
    • Степень нравственных переживаний, сопереживания
    • Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
  • Слайд 15

    Этапы формирования нравственной культуры личности

    «Что я сам о себе подумаю?»

    • Саморегуляция
    • автономная
    • Взрослые люди
    • Стыд, честь

    «Что обо мне подумают?»

    • Общественное мнение
    • конвенциональная
    • Инфантильные взрослые
    • Страх, боязнь наказания

    «Что со мной сделают?»

    • Послушание и подражание элементарная
    • Для кого характерна
    • Главный мотив нравственного поведения
    • На чем основана Формируемая нравственность
  • Слайд 16

    Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.

    • Духовный (нравственно-универсальный)

    Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности».

    • Гуманистический (просоциальный)

    Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе

    • Группоцентризм

    Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим

    • Эгоцентрический
    • Черты поведения
    • Уровень нравственности
  • Слайд 17

    • Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуации
    • Эмоциональная одухотворенность
    • Формы, манеры поведения в обществе
  • Слайд 18

    Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой

    Слайд 19

    Согласны ли вы с высказыванием:

    «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».

    Какие качества для вас имеют большую ценность, качества гражданина или качества человека?

    Слайд 20

    Обсудим:

    Задание № 3

    Задание № 4

    Источник

    Слайд 21

    Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

    • Люби людей – и ближних, и дальних.
    • Твори добро, не видя в том заслуги.
    • Люби мир в себе, а не себя в мире.
    • Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
    • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
    • Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
    • Будь совестлив: вся мораль в совести.
    • Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
  • Слайд 22

    Время эти понятия не стёрло.

    Нужно только поднять верхний пласт.

    И дымящейся кровью у горла

    Чувства вечные хлынут из нас.

    Ныне присно, во веки веков, старина,

    И цена есть цена, и вина есть вина,

    И всегда хорошо, если честь спасена,

    Если духом надёжно прикрыта спина.

    Чистоту, простоту мы у древних берём,

    Саги, сказки из прошлого тащим

    Потому, что добро остаётся добром

    В прошлом, будущем и настоящем.

    В. Высоцкий.

    «Баллада о времени»

    Слайд 23

    Домашнее задание:

    Эссе: «Свобода – делай что хочешь?» «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу)

    «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)

    Слайд 24

    Литература:

    Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010

    Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009


    • « нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
    • духовность -свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»

    • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    • С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»
    • Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
    • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

    • Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
    • «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности»

    «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями»

    В.А. Сухомлинский


    • Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

    • Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.

    (К.Д. Ушинский)

    • нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

    • Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.
    • Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий

    Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

    Отношение к родине;

    • отношение к людям;
    • отношение к себе;
    • отношение к труду;

    Отношение к природе;


    Убеждение;

    Одобрение;

    Создание воспитывающих ситуаций;

    Приучение и упражнение;

    Дискуссии;

    Ролевые игры;


    • Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
    • Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Воспитывать должен весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Мораль и этика: основные понятия

    Мораль, ее функции и структура Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства

    Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

    Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими форма­ми регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превраще­нию ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную оп­ределенным социальным законам.

    Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

    Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

    Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

    Мораль рассматривают и как особую форму общественно­го сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность. Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определен­ные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порица­нии, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.). Мораль нельзя сводить только к моральному (нравствен­ому) сознанию.

    Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отно­шению к кому и какие нравственные обязанности несет чело­век (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъ­ект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъ­ектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

    Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

    Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д. В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

    Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли­чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю­щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под­держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе­ждением членов общества о должном поведении при опреде­ленных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей­ствующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна­чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу­дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

    Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри­мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы - одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

    К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпоч­тения собственных интересов интересам всех других. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нрав­ственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

    Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак­тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руково­дство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные рели­гиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

    Мораль и право Соотношение морали и права - один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с дру­гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.. Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы).

    Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средства­ми. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем ” . Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, " моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства ". Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право - составные части духовной культуры человечества.

    При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регули­рования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспе­чения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии про­тив подобного вторжения. Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

    Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

    Этика - учение о морали Если термин "мораль" латинского происхождения, то "эти­ка" происходит от древнегреческого слова " этос " - местопре­бывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристо­тель обозначил прилагательным "этический" класс человече­ских добродетелей - добродетелей характера в отличие от доб­родетелей разума - дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков. В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедея­тельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление обществен­ной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и разви­тия, место в системе других общественных отношений, теоре­тически обосновывает определенную моральную систему.

    Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (ре­лигиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д. В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

    В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нрав­ственную этику - учение о том, как должен поступать чело­век, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, иссле­дующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

    Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.


    Урок 79-80

    Обществознание 11, профильный уровень

    Мораль и нравственность

    Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),

    источник (с.326-327)

    © А.И. Колмаков


    • Дать представление о духовном мире личности;
    • Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
    • Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.

    Универсальные учебные действия

    • Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
    • Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.

    • нравственная культура;
    • мораль;
    • нравственность;
    • этика;
    • добро и зло;
    • долг;
    • совесть;
    • честь и достоинство личности;
    • моральный идеал;
    • этические категории;
    • моральное сопротивление

    Изучение нового материала

    • Нравственные ориентиры личности.
    • Нравственная культура

    Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?


    Этика

    Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.

    В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.

    Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .

    Два мира есть у человека -

    Один, который нас творил.

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

    Н.Заболоцкий.

    Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).

    «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант

    Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?

    Притча:

    Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

    Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

    Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

    А как поступить со стыдом и правдой?

    Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

    Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?


    МОРАЛЬ

    Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

    Связана со всеми сферами общественной жизни

    Форма общественного сознания

    Явление культурно-историческое, классовое

    Предмет изучения этики

    МОРАЛЬ

    оценочный

    аспект

    Познавательный

    аспект

    регулятивный

    аспект

    Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

    Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.


    Не лги

    Не укради

    Не убий

    Смысл жизни

    Свобода

    Счастье …

    Доброжелательность

    Справедливость

    Мудрость

    Нормы

    поведения

    Моральные

    качества

    Высшие

    моральные

    ценности

    Моральные

    требования и

    представления

    Нравственные

    принципы

    Морально-

    психологические

    механизмы

    Долг

    Совесть

    Коллективизм / индивидуализм

    Эгоизм / альтруизм


    РОЛЬ МОРАЛИ

    Один вариант

    Регулирует

    поведение

    человека во

    всех сферах

    общественной

    жизни

    Обеспечивает

    единство и

    согласованность

    взаимодействия

    людей при

    различных

    обстоятельствах

    Является

    жизненным

    ориентиром для

    человека,

    стремящегося к

    самосовершен-ствованию

    Формирует

    нравственный

    облик

    личности,

    нравственное

    сознание

    Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.

    Управляющая поступками человека

    Регулятивная

    Утверждение человеческого в человеке

    Другой вариант

    Ценностно-

    ориентационная

    Координационная

    Функции

    морали

    Единство и согласованность действий людей

    Мотивационная

    Конститутивная

    Формирование нравственного облика личности

    Безнравственность недопустима


    Функции морали

    • оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
    • регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
    • контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
    • интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
    • воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

    Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!

    Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании

    моральные убеждения

    как принятые

    личностью моральные принципы

    Примени к проявлениям своего поведения!


    Нравственность

    принципы реального практического поведения людей,

    специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

    степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

    Мир сущего

    Мир должного

    Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.

    Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,

    определяющих

    отношения людей

    в социуме, их

    обязанности друг

    перед другом и перед

    обществом


    Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

    долг

    достоинство

    совесть

    счастье

    честь

    моральный идеал

    Моральный выбор


    Долг

    • совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
    • на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
    • требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

    Совесть

    • способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
    • манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .

    Честь и достоинство

    • Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.

    Счастье

    • Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.

    Моральный идеал

    Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности


    Нравственная культура личности:

    - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;

    - реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.

    Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

    Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.

    • Общая культура
    • Социальные интересы
    • Цели жизни и деятельности
    • Степень нравственных переживаний, сопереживания
    • Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности

    Этапы формирования нравственной культуры личности

    Определите, на кокой стадии находитесь Вы!


    Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):

    • Низкая общая культура людей;
    • Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
    • Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
    • Паралич эмпатии;
    • Социальная мимикрия.

    Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

    • люби людей – и ближних, и дальних;
    • твори добро, не видя в том заслуги;
    • люби мир в себе, а не себя в мире.
    • будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
    • учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
    • чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
    • будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
    • будь совестлив: вся мораль в совести;
    • чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!

    В. С. Высоцкий.

    «Баллада о времени»

    Время эти понятия не стёрло.

    Нужно только поднять верхний пласт.

    И дымящейся кровью у горла

    Чувства вечные хлынут из нас.

    Ныне присно, во веки веков, старина,

    И цена есть цена, и вина есть вина,

    И всегда хорошо, если честь спасена,

    Если духом надёжно прикрыта спина.

    Чистоту, простоту мы у древних берём,

    Саги, сказки из прошлого тащим

    Потому, что добро остаётся добром

    В прошлом, будущем и настоящем.

    Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


    Контрольные вопросы

    • В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
    • Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
    • Чем мораль отличается от нравственности?
    • Какие вопросы решает этика?
    • Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
    • Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?

    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    Источники

    1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

    2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

    3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

    5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

    6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;

    7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress

    8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...