Проекты по глаголам. Проект "зачем нужны глаголы"

помогите найти интересный материал для стенгазеты на тему глагол глагол и получил лучший ответ

Ответ от Vera[гуру]
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. ”
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.) , различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных) . В общий частотный список из девяти тысяч слов глаголов входит около двух тысяч пятьсот. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели. Вот например одно высказывание: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! ” (А. Югов) .
С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. Дар речи… Каких только эпитетов не было дано этому бесценному чуду природы! Бессмертный… необыкновенный… божественный… изумительный… благословенный…
Чем тоньше становиться человеческий ум, чем глубже он познает окружающий мир, тем разнообразнее глаголы, обозначающие речь, мысль и чувства.
Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, а в умывальнике булькает вода.
А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
Прочитайте небольшой отрывок из “Золотой розы” К. Паустовского. Он дает нам впечатляющую зарисовку грозы, молнии, радуги и грома. И главным художественным средством здесь выступает глагол. Грохот грома.
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и “заваливаются” за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!

Тема:

«Глагол»

Выполнила ученица....... класса

...................

рук. пр.:

............................

г. .......................

Глагол …………………………………………………………….. 3

Это важно ................................................................................... 3

Глагол как часть речи .......................................................... 3

План морфологического разбора глагола...................... 4

Постоянные морфологические признаки глаголов ….. 4

Вид …………………………………………………... 4

Переходность ……………………………………….. 5

Спряжение ………………………………………….. 6

Непостоянные морфологические признаки глаголов... 7

Наклонение ………………………………………….. 7

Словообразование глаголов ………………………………... 9

Культура речи. Правильное употребление глаголов ....... 10

Орфоэпические нормы…………………………………. 10

Глагол в тексте ……………………………………………. 10

Это интересно ………………………………………………... 11

Это увлекательно ………………………………………....... 12

Загадки ………………………………………………………. 12

Кроссворд …………………………………………………… 13

Ответы к кроссворду…………………………………… 15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе» ….…. 16

Ответы …………………………………………………… 17

Глагол.

"Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие!"

(А.Югов)

Это важно.

Глагол как часть речи.

Глагол-это часть речи, обозначающая действие или состояние и используемая в предложении преимущественно в качестве сказуемого . Грамматическое значение действия или состояния конкретизируется в той или иной системе грамматических категорий, присущих (в данном языке) Г. и в своей совокупности отличающих его от др. частей речи того же языка. Эти грамматические категории получают выражение в формах словоизменения (спряжения), простых ("пишу", "писал", украинское "писатиму" - "буду писать") или сложных, образованных с участием вспомогательного Г. ("буду писать") или частицы ("писал бы"). Наиболее типичными грамматическими категориями Г. являются время, наклонение, вид и залог. Функционируя в качестве сказуемого, Г. соотносится с подлежащим предложения, иногда же, указывая своей формой на определённое "действующее лицо", делает подлежащее ненужным (так, в русском "пойдёшь" уже сама глагольная форма указывает на 2-е лицо, т. е. на то, что речь идёт о действии, выполняемом собеседником). При наличии подлежащего Г. во многих языках согласуется с ним в лице и числе, иногда также (например, в арабском языке, в русском языке в прошедшем времени и сослагательном наклонении) в роде или же (во многих языках Африки, в некоторых кавказских и др.) в классе. Есть языки, в Г. которых категория лица и числа отсутствует вовсе (например, датском "skriver" означает и "пишу", и "пишешь", и "пишет", и "пишем"). Во многих языках Г., имеющий.

План морфологического разбора глагола.

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Морфологические признаки:

A

Постоянные морфологические признаки:

1

вид (совершенный, несовершенный);

2

возвратность (невозвратный, возвратный);

3

4

переходность (переходный, непереходный);

спряжение (I, II)

Б

Непостоянные морфологические признаки:

1

наклонение ;

2

время (в изъявительном наклонении);

3

число ;

4

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Постоянные морфологические признаки глаголов.

Вид.

Вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. У глаголов выделяют два вида (Совершенный и несовершенный). Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).

Глаголы несовершенного вида образуют форму про­шедшего, настоящего, будущего времени. Формы будущего времени у таких глаголов сложные: буду работать, буду де­лать. Глаголы совершенного вида не образуют форм настоящего времени. Формы будущего времени у них про­стые: поработаю,сделаю.

Переходность

Переходный глагол (лат. verbum transitivum) - глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу . Переходность - грамматическая категория глагола , выражающая его аспект . С этой точки зрения, переходный глагол является глаголом валентности 2 и больше:

Я ем яблоко - глагол «есть» является переходным, то есть требует присоединения объекта действия. Без такового действие невозможно (едят, как правило, «что-то»).

Смысл переходности - субъект действия и объект действия разделены, я выполняю действие с чем-то.

Я иду - глагол непереходен, так как присоединение объекта действия невозможно (в самом деле можно «что-то есть» но нельзя «что-то идти»).

Смысл непереходности - субъект действия и объект действия соединены - грубо говоря «я себя заставляю действовать».

Часто, впрочем, бывает, что глагол имеет несколько значений, причем некоторые - переходны, другие же - нет.

Спряжение.

Спряжение - изменение глаголов по видам , наклонениям , временам , числам , лицам и родам . Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам .

Глаголы I и II спряжения различаются окончаниями:

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

-у (ю)

-ем

-у (ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (ют)

-ит

-am (ят)

Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, нужно определить его спряжение. Для этого глагол необходимо поставить в начальную форму:

Чита_м (что делаем?- что делать?) - читать.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы на –ить (кроме слов стелить, брить ): носить – носишь , носит , носим , носите , носят ;

б) а также глаголы

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – е – спрягать нельзя!

Непостоянные морфологические признаки глаголов.

Наклонение.

Наклоне́ние в лингвистике - грамматическая категория глагола . Представляет собой грамматическое соответствие семантической категории модальности (реальность, гипотеза, ирреальность, желание, побуждение и т. д.), однако в ряде языков наклонение может утрачивать модальную семантику и диктоваться только синтаксисом (как влатинском и французском языках конъюнктив в некоторых типах предложений).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле.

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое.

Словообразование глаголов.

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Приставочный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить , а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать ). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться ).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть . Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть . От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть . От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть) , а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть) .

Приставочно-суффиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса-ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о приставочно-постсуффиксальном способе).

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Орфоэпические нормы.

Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу не в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть - не был, не было, не были; но: не была;

дать - не дал, не дало, не дали; но: не дала;

жить - не жил, не жило, нё жили; но: не жила;

пить - нё пил, нё пило, нё пили; но: не пила.

Глагол в тексте.

Единство текста достигается разными способами. Один из них - соблюдение единства видо-временных форм глаголов. В пределах одного текста преимущественно употребляются глаголы одного вида и в формах одного времени.

Например, в повествовании, где изображаются последовательно происходящие события (одно действие за­кончилось, другое следует за ним, за вторым следует третье и т. д.), обычно употребляются глаголы совершенного вида в фор­ме прошедшего времени (что сделал? пришёл, принёс, разре­зал, разделил, положил).

Глаголы несовершенного вида в повествовательном тексте ча­сто используются в зачине для общей характеристики ситуации, в которой будет разворачиваться действие (что делал? лежал, смотрел, думал).

Глаголы в форме настоящего (будущего) времени могут быть использованы при описании закончившихся событий. Употребление настоящего (будущего) времени в значении прошедшего является художественным приёмом, с помощью которого создаётся эффект присутствия: действия как бы происходят на глазах читателя или слушателя, и картина оживает.

Это интересно.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Лингвистическая наука, которая изучает глагол, а точнее, то, как глагол описывает ситуацию, как эта ситуация устроена и как она существует во времени называется аспектология.

Это увлекательно.

Загадки.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
(глагол).

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про… (глагол)

12

Кроссворд.

ВОПРОСЫ по вертикали:

1. вглядываться - ?

2. спасовала - ?

3. вспыхивал - ?

4. возродилось - ?

6. огорчит - ?

7. съем - ?

8. обладал - ?

9. ведает - ?

12. пригибала - ?

17. оградило - ?

19. заупрямился - ?

22. обволокли - ?

23. мямлил - ?

24. сплутовал - ?

25. разъяряла - ?

26. скрыл - ?

27. уплетал - ?

30. выражать - ?

13

33. обращаюсь - ?

35. убедить - ?

37. задержал - ?

38. снимать - ?

40. прельщал - ?

42. затеял - ?

44. отоварься - ?

47. врал - ?

ВОПРОСЫ по горизонтали:

5. атаковал - ?

10. рассуждать - ?

11. выключим - ?

13. заучи - ?

14. посверкала - ?

15. втемяшу - ?

18. догадайся - ?

20. трещат - ?

21. подковырнул - ?

26. задобрил - ?

28. обеспечивать - ?

29. сопровождать - ?

31. радовался - ?

32. кичился - ?

34. виляла - ?

36. учился - ?

39. содействует - ?

41. сберегут - ?

43. вдумывались - ?

45. коллекционировал - ?

46. втянуть - ?

48. перекопай - ?

49. уехала - ?

50. нацелить - ?

ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ

По горизонтали

По вертикали

5. штурмовал
10. мыслить
11. погасим
13. зазубри
14. посияла
15. втолкую
16. читаться
18. сообрази
20. тараторят
21. подколол
26. умаслил
28. гарантировать
29. сопутствовать

31. ликовал
32. важничал
34. лукавила
36. занимался
39. помогает
41. сохранят
43. вникали
45. собирал
46. вовлечь
48. перерой
49. укатила
50. направить

1. всматриваться
2. отступила
3. загорался
4. воскресло
6. расстроит
7. умну
8. имел
9. знает
12. гнула
17. изолировало
19. заартачился
22. окутали
23. лопотал

24. схитрил
25. гневила
26. утаил
27. лопал
30. формулировать
33. апеллирую
35. уговорить
37. арестовал
38. совлекать
40. манил
42. начал
44. купи
47. лгал

15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе»

  1. 1. Что такое глагол?
  2. 2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
  3. 3. Какие есть виды глаголов, и как можно определить к какому виду относится глагол?
  4. 4. Что такое спряжение? Какие спряжения бывают? Как определить спряжение глагола? Бывают ли исключения?
  5. 5. Какие наклонения бывают? Назовите второе название условного наклонения.
  6. 6. Назовите основные способы образования глаголов.
  7. 7. Из какого языка заимствовано слово глагол?
  8. 8. Какое место по частоте употребления занимает глагол?
  9. 9. Какая наука изучает глагол?
  10. 10. Как правильно (твёрдо или мягко) нужно произносить согласную в постфиксе -ся(-сь) в глаголах.

16

Ответы:

  1. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние.
  2. 2. Постоянные морфологические признаки глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение.

Непостоянные морфологические признаки глаголов: наклонение, время, число, лицо, род.

  1. 3. Совершенный и несовершенный. Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).
  2. 4. Изменение глаголов по видам , наклонениям ,

    Первого спряжения: брить, стелить.

    1. 5. Изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное.
      1. 6. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение с соединительной гласной, сложение без соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса.
      2. 7. Из старославянского языка.
      3. 8. Второе (после существительных).
      4. 9. Аспектология.

    10. Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в

    глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

    Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна Маслова Шипицыно 2011 Цель: выяснить роль глаголов в русском языке Задачи 1.Проанализировать свою речь и литературные источники. 2.Найти необходимую информацию в учебной литературе и в сети Интернет. 3.Сделать выводы. 4.Оформить презентацию с результатами исследования. Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, артериальная кровь языка… А. Югов. Главная функция глагола - обозначать действие. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет. Роль глаголов в литературных произведениях Насыщает ЦВЕТОМ оживляет Выражает состояние, чувство, восприятие озвучивает Передаёт запахи, вкус Роль глаголов в литературных произведениях Примеры цвет 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский) 2.И снова глубоко синеют небеса Меж освежёнными лесами. (И.Бунин) 3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов) 4. В саду горит костёр рябины красной… (С.Есенин) 5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков) 6. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К.Бальмонт) 7. Красною кистью Рябина зажглась. (М.Цветаева) 8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) 9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. С.Есенин. Роль глаголов в литературных произведениях Примеры Запахи, вкус 1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский) 2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский) 3.Ах, как же вы благоухали тогда,давно, в далёком там. И.Северянин. 4. Чем-то тёплым, Чем-то спелым Веет с нашей полосы. А.Т.Твардовский. 5.И пахнет смолкой молодой Берёзовый листок. Роль глаголов в литературных произведениях оживляет 1.Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин) 2.Липким запахом веет полынь Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин) 3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин) 4.Уж небо осенью дышало… (А.С. Пушкин) 5.Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) 6.Солнышко утром в колодезь озёр Глянуло – месяца нет… (С. Есенин) 7.Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. (С. Есенин) Роль глаголов в литературных произведениях звук 1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова) 2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов) 3. Не крикнет, обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова) 4. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин) 5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин) 6.Прогемела гроза, прошумела, Затихая, грохочет. (Вс.Рождественский) 7.Оно не билось. Не кричало. (С.Островой) 8.Жук жужал. (А.Пушкин) Роль глаголов в литературных произведениях чувства 1.Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин) 2.Панна плачет и тоскует, Он колени ей целует. (А.С.Пушкин) 3.Только будут колосья-кони О хозяин старом тужить.(С.Есенин) 4. Ты под окном своей светлицы. Горюешь, будто на чесах. (А.Пушкин) 5.И всё сильнее тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин) Можно ли обойтись без глаголов? Может ли речь состоять только из глаголов? Стихотворение без глаголов Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Стихотворение из одних глаголов Вздохнуть, кричать, открыть, глядеть, Не понимать, вставать, взрослеть. Хотеть, мечтать, умнеть, трудиться, Желать, купить, повеселиться. Дружить, робеть и выбирать, Смотреть и выбрать, добиваться. Добиться, думать, удержать, Любить, терпеть и наслаждаться. Прощать, обидеть, обижаться, Сломать, разбить, уметь расстаться. Забыть, не звать, не унывать, Держаться, крепнуть, быть и ждать. Начать, менять, восстановиться, Найти, заметить, доказать, Познать, открыться и влюбиться. Летать, смеяться и дышать. «Глаголы жизни» Виталий Ряшенцев Выводы: 1. Главная функция глагола - обозначать действие. 2. Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. 3. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. 4. Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительновыразительных средств речи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    VIII вида ст-цы Спокойной

    Образовательный

    учебный проект

    Тема проекта :

    «Поговорим о глаголе»

    Гирина С.А.

    2014г.

    Эпиграф:

    «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» Толстой.

    Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как о единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов» - писал Белинский.

    Скажите, ребята, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идет? Идет, спешит, тащится, плетется, спотыкается, оглядывается, медлит, торопится, не спешит….

    Итак, наш первый маршрут – глаголы, описывающие действия человека и природные явления. Выразительное чтение отрывка из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:

    Хотел бежать, но в бороде

    Запутался, упал и бьется.

    Встает, упал; в такой беде

    Арапов черный рой мятется;

    Шумят, толкаются, бегут,

    Хватают колдуна в охапку,

    И вот распутывать несут…

    О ком здесь речь? Что было до этого момента, что после? Чем завершается эта сцена?

    Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

    Глагол может передать и последовательность движений:

    Вблизи осматривая диво

    Объехал голову кругом

    И стал пред носом молчаливо;

    Щекотит ноздри опием,

    И, сморщась, голова зевнула,

    Глаза открыла и чихнула.

    О ком идет речь?

    Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем стихотворение Тютчева:

    Сияет солнце, воды блещут,

    На всем улыбка, жизнь во всем,

    Деревья радостно трепещут.

    Купаясь в небе голубом.

    Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен,

    И мир, цветущий мир природы,

    Избытком жизни упоен.

    Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.

    На доске записаны глаголы: идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, ползти, семенить, шествовать, лететь. Определите лексическое значение глаголов и отметьте оттенки этих значений.

    Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, автомобилей, служебной техники? Как ходят дети?ВУзрослые? Старые люди? Подберем синонимы и убедимся, что их много.

    А теперь прочитаем текст. Найдите глаголы движения и выпишите их.

    Мне предстояла полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго. (Брюсов)

    Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

    Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы. - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет звенит, журчит и потом стремительно9скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (Паустовский)

    - Наш второй маршрут - глаголы речи. Они играют большую роль в текстах с диалогом.

    Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

    Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба – Яга. Василиса встретила ее.

    Все ли сделано? – спрашивает Яга.

    Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться и сказала:

    Ну хорошо.

    Потом крикнула:

    Верные мои слуги! Сердечные други! Смелите мою пшеницу!

    Выпишите глаголы речи, потом прочитайте их. Какие глаголы речи подчеркивают характер герое сказки?

    Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы и словосочетания на три группы:

    1. Со значением речи.

    2. Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего.

    3. Глаголы обозначающие мимику, жесты, движения говорящего.

    Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

    Придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить.

    Определите лексическое значение глаголов чувств: вспомнить, улыбнуться, удивиться, обрадоваться, удивиться, ужаснуться.

    - Наш третий маршрут – глаголы звучания.

    Послушайте, как звучит «лесной оркестр» и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.

    Лесной оркестр.

    В мае все лесные жители поют и играют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание. И урчание, и кваканье. Чистыми глоссами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. (Бианки)

    Какие глаголы вы выписали? – Это действительно оркестр, и действие происходит в мае. Какие звуки издает филин? Волк? Лиса? Кузнечики? Пчелы? – А теперь прочитайте текст «Лесной разговор» Скребицкого. Какие глаголы по вашем, точнее и выразительнее передают звуки леса?

    Лесной разговор.

    - Люблю, когда лес шумит, сказал, поворачиваясь ко мне, Михаил Петрович, - особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься.

    От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья? – Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?

    Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы узнали сегодня о глаголе. А урок мне хотелось бы закончить словами Паустовского:

    « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум, тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов, мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

    Задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат

    VIII вида ст-цы Спокойной

    Образовательный

    учебный проект

    Тема проекта :

    "Русская литература и

    русская культура"

    Учитель русского языка и литературы

    Гирина С.А.

    2014г.

    Образовательный учебный проект «Русская литература и русская культура» был задуман творческой группой учащихся в 2013 году при изучении творчества Льва Толстого.

    Индивидуально-групповым методом были разработаны ряд тем, конечным результатом которых явились презентации, схемы, таблицы. В проекте приняли участие все учащиеся класса. В настоящее время работа над данным проектом продолжается, в неё вовлечены другие учащиеся. В рамках данного проекта учащиеся готовят свои работы по заранее выбранной теме, связанной с учебной программой урока литературы. Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов. Работа строится поэтапно – от простого к сложному.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос

    Литература средство познания окружающего мира?

    Проблемные вопросы

    Проблемы нравственные, философские – основные проблемы русской литературы?

    Учебные вопросы

    В чем актуальность творчества писателей ХIХ в наши дни?

    В чем заключается своеобразие лирики русских поэтов Серебряного века?

    Дидактический материал.

    ТЕМА 1: Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов».

    ЦЕЛИ:

    1. Определить социальные и общечеловеческие причины гибели Обломова.

    2. Совершенствовать исследовательские навыки.

    Задание: исследование текста по группам (4 группы): детство, отрочество, юность, молодость Обломова и Штольца.

    ПРОДУКТ: цитатный план-схема, позволяющий провести сопоставительный анализ, минисочинение.

    Тема 2: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    ЦЕЛИ:

    1. Показать сатирическую направленность сказок.

    2. Формировать исследовательские и коммуникативные умения.

    Задание: Работа в группах. Знакомство со сказками по темам:

    1. О помещиках и мужиках («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»).

    2. О правителях («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

    3. О типах людей («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц») ПРОДУКТ: презентация сказок по темам.

    Тема 3: Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

    ЦЕЛИ:

    1. Выявить фольклорную направленность поэмы, найти жанры фольклора

    2. Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

    Задание: Работа в группах. Найти изобразительно-выразительные средства:

    1группа - сказки,

    2 группа - былины,

    3 группа - были,

    4 группа - песни,

    5 группа - притчи,

    6 группа - пословицы, поговорки, приметы, народный театр.

    ПРОДУКТ: презентация

    Тема 4: Своеобразие поэтического творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    ЦЕЛИ:

    1. Показать своеобразие лирики поэтов.

    2. Формировать умение анализировать, систематизировать материал и оформлять его в виде книги.

    Задание: Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Работа в группах (формируются по желанию) – создание сборников стихов, оформление.

    ПРОДУКТ: сборники стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    Тема 5: «Лев Толстой – это целый мир».

    ЦЕЛИ:

    1. Создать представление о Л.Н.Толстом - человеке и писателе.

    2.Формировать умение работать с дополнительной литературой.

    Задание: Работа в группах.

    1 группа (комментаторы) создает хронологическую таблицу жизни и творчества.

    2 группа (архивисты) анализируют дневниковые записи и пишут аналитическую статью.

    3 группа (искусствоведы) готовят рассказ о портретах писателя (работы Репина, Ге, Крамского).

    4 группа (смекалистые) составляют викторину или тест о Л.Н.Толстом.

    ПРОДУКТ: таблица, статья, викторина, презентации.

    Тема 6: Вечные образы и сквозные темы в русской литературе XIX века.

    ЦЕЛИ:

    1. Доказать, что русская литература XIX века продолжает и развивает традиции литературы предшествующих периодов.

    2. Формировать умение систематизировать полученные знания.

    Задание: Заполнить таблицу.

    Русский язык, 4 класс

    Краткая аннотация проекта

    Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, что бы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

    Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

    Данный проект реализуется на уроках русского языка при изучении темы «Глагол как часть речи». В ходе проекта "Поговорим о глаголе" мы знакомимся с темами: глагол как часть речи, грамматические признаки глагола, понятие о спряжении глаголов.

    При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыков самостоятельной работы, развития у учащихся самообразовательной активности, умений ориентироваться в потоке информации, расширение круга возможностей для получения знаний, все это относится к необходимым умениям человека 21 века.

    В результате участия в проекте обучающиеся имеют возможность: повысить грамотность, расширить знания по данной теме, приобрести навыки самостоятельной работы, а так же более успешно подготовиться к мониторингу.

    Данный проект ориентирован на реализацию государственных стандартов по русскому языку. Русский язык. Родной язык: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=306

    Цели и задачи:

    1. формирование грамотности учащихся;

    2. формирование интереса учащихся к русскому языку;

    3. расширение знаний по данной теме на уроках русского языка;

    4. приобретение навыков самостоятельной работы, работы в команде;

    5. учить самостоятельно искать информацию и перерабатывать ее, находить необходимую информацию в СМИ и в Интернете;

    6. употреблять эту информацию при выполнении творческих заданий в соответствии с изученными правилами;

    7. пополнять активный словарный запас детей;

    8. развивать навыки публичных выступлений;

    9. воспитывать бережное отношение к родному языку.

    Проект рассчитан на три недели: (15 часов) 3 учебных занятия;5 групповой и индивидуальной работы(консультации);6 часов самостоятельной работы;1час - итоговое занятие.

    Проект состоит из 4-х этапов:

    I этап – подготовка и планирование работы

    II этап – проведение проекта

    III этап - анализ и оформление полученных материалов

    IV этап – представление проекта (урок-презентация)

    В проекте участвуют 4 группы обучающихся: "Историки", "Современники", "Грамотеи", "Практики".

    Каждая группа исследует и реализует своё направление, готовит презентацию, которую представляет на итоговом уроке. Также продуктом деятельности групп будут являться:закладки; информационные листы (таблицы, схемы); тесты; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, ребусы и пр.); почётные грамоты лучшим участникам проекта.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос

    Важно ли знать грамоту?

    Проблемные вопросы

    Вопрос для историков: Сложно ли понять старинные сказки?

    Вопрос для современников: Как научиться писать грамотно?

    Вопрос для грамотеев: Что хранится в словарике?

    Вопрос для практиков: Что поможет нам не допускать ошибок при написании?

    Учебные вопросы

    Вопросы для историков:

    1. Когда появились глаголы в русском языке?

    2. Что означало слово глагол?

    3. как изменились значения глаголов?

    4. В каких литературных жанрах встречаются упоминания о глаголе?

    Вопросы для современников:

    1. Что мы уже знаем о глаголе?

    2. Как пишется частица НЕ с глаголами?

    3. Что такое спряжение?

    4. Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

    Вопросы для грамотеев:

    1. Какое значение имеют словарные слова глаголы?

    2. Как эти словарные слова используются в речи?

    Вопросы для практиков:

    1. Как пишется частица НЕ с глаголами?

    2. Как определить спряжение глаголов?

    3 Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

    Сведения о проекте

    Необходимые начальные знания, умения, навыки

    1. Иметь определённые знания по теме глагол:

    а) отличать глагол от других частей речи

    б) уметь находить глаголы в речи

    2. Иметь навыки ориентирования в сети

    3. Иметь навыки создания презентаций

    Учебные мероприятия

    1. Описание проекта, постановка целей, обсуждение плана действий и сроки выполнения - 1 час

    2. Активизация знаний по теме проекта:

    а)Что мы знаем о глаголе? - 1 час

    б)Знакомство с правописанием частицы не с глаголами - 1 час

    в) Знакомство с неопределённой формой глагола - 1 час

    г) Знакомство со спряжением глагола - 2 часа

    3. Заседание умников - 1 час

    4. Игра "Бегунки" - 1 час

    5. Проведение исследования - 4 часа самостоятельной работы

    6. Анализ и систематизация собранного материала, оформление - 2.5 часа

    7. Итоговое мероприятие - 1.5 часа

    План проведения проекта

    Этап подготовки и планирования проекта

    1-ая неделя

    1. Ознакомление обучающихся со стартовой презентацией по проекту «Поговорим о глаголе».

    2. Ознакомление с необходимыми книгами, электронными материалами, некоторыми ссылками на Интернет-ресурсы, рекомендациями по проведению проекта.

    3. Знакомство со сроками выполнения проекта, расписанием консультаций и занятий по проведению и завершению работы над проектом (проект рассчитан на 3 недели: 3 часа – уроки, 5 часов – групповой и индивидуальной работы, консультации, 7 часов – самостоятельная работа, 1 час итоговое занятие).

    4. На родительском собрании информировать родителей об участии детей в проекте, ознакомить с целями и задачами учебного проекта. (Буклет для родителей обучающихся, подготовленный учителем).

    5. Формирование групп для участия в проекте с учётом выбранных направлений работы и желанием обучающихся.

    6. Обсудить с обучающимися продукты деятельности групп (как будут представлены полученные результаты), это могут быть: буклеты; закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

    Этап проведения проекта

    2-ая неделя

    1. Составление и обсуждение плана работы на консультациях с каждой из созданных групп.

    2. Определить основные источники и способы поиска информации, которые необходимо своевременно фиксировать в листе учёта используемых ресурсов.

    3. Консультация по выполнению обучающимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

    Этап анализа и оформления полученных материалов

    3-ья неделя

    1. На консультации с каждой группой проанализировать и систематизировать собранный материал.

    2. Оформить результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовить публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

    3. На консультации каждая группа отчитывается о проделанной работе, получает необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.

    Этап представления проекта

    1. Подготовить совместно с учителем сценарий итогового занятия в форме урока-презентации.

    2. Проведение урока-презентации.

    3. Провести рефлексию участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценить работу обучающихся и подвести итоги.

    Выполнение проекта

    I этап – Подготовка и планирование работы.

    1. На первом занятии обучающиеся познакомились со стартовой презентацией.

    2. С учётом желаний учеников были сформированы 4 группы: «Историки», «Современники», «Грамотеи», «Практики». Объяснена роль каждой группы, в ходе работы над проектом. Группы сформированы таким образом, чтобы в каждой группе было бы хотя бы по одному «специалисту» из каждого направления деятельности.

    3. Ребята ознакомлены со списком рекомендуемых книг, электронных материалов, ссылок на Интернет-ресурсы, также даны рекомендации по проведению проекта. Обсудили с обучающимися продукты деятельности групп, как будут представлены полученные результаты: закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

    4. На родительском собрании родители были проинформированы об участии детей в проекте, ознакомили с целями и задачами учебного проекта. (Буклет для родителей обучающихся)

    II этап – Проведение проекта

    Составили и обсудили с обучающимися на консультациях план работы в каждой из созданных групп, сроки выполнения работ учащихся. Определили основные источники и способы поиска информации. Дана рекомендация своевременно фиксировать все используемые источники информации, для их оценки (лист учёта используемых ресурсов). Каждой группе дано задание и необходимые рекомендации для подготовки необходимых материалов: изготовление книжек – малышек, презентаций, закладок, карточек, материала для групповой и индивидуальной работы. Корректировка планов работы в группах.

    III этап – Анализ и оформление полученных материалов

    На данном этапе проанализировали и систематизировали собранный ребятами материал. Ребята получили рекомендации по отбору материала для презентаций и публикаций, рекомендации по оформлению (напомнили о критериях оценки соответствующих публикаций). Оформили результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовили публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); Отчитались о проделанной работе на консультации. Обучающимся даны необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.

    IV этап – Представление проекта

    Подготовили с обучающимися сценарий итогового занятия в форме урока-презентации. Провели урок-презентацию. Рефлексия участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценили работу обучающихся и подвели итоги работы в проекте.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...