Мухаммад – Пророк, сотворенный первым и появившийся на этот свет последним. Джон Гилкрист

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

На всю жизнь советов не напасешься. Но есть такие, которые могут стать «мудрым спутником» человека на всю жизнь, спасая от различных неприятностей.

1. Не говори «если бы».

Укоры и сожаления, связанные с прошлыми поступками, отнимают много душевных сил у человека и в целом не способствуют каким-либо существенным изменениям. Предписанное случается, каким бы путем ты не пошел. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам» . (Муслим)

Есть такие «если бы», которые касаются того, что невозможно изменить, и они только истощают силы человека, подталкивают его к отчаянию. Например, «если бы я тогда был рядом, он не умер», «если бы я родился в другом месте, меня не постигло бы это несчастье» и т.п. И есть такие, благодаря которым человек берет урок из прошлых ошибок. Например, «если б я не тратил время понапрасну, у меня было бы больше знаний», «если б я вовремя начал учить Коран, я бы уже знал его наизусть», и т.п. И если первые – пути к козням шайтана, то вторые – пути к мудрости и положительным изменениям.

2. Не делай того, в чем ты сомневаешься.

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается следующее: «От посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я запомнил следующее: «Оставь внушающее тебе сомнения (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение» . Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Хадис говорит о том, что следует оставлять то, что вызывает сомнения, и избегать их. В отношении того, что является абсолютно дозволенным, у верующего не возникает в сердце беспокойства и волнения, напротив, душа его обретает спокойствие, а сердце – умиротворение. Что же касается сомнительного, подозрительного, то оно вызывает беспокойство и волнение».

3. Прежде чем совершить поступок, подумай о последствиях.

Рассказывают, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Дай мне наставление!» Тот спросил: «Ты просишь наставления?» Он сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого» .

4. Не говори того, в чем нет блага.

Муаз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был любимцем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И однажды в пути Муаз бин Джабаль сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Пусть будет жертвой моя душа за тебя! Меня беспокоит одно дело: я бы хотел умереть раньше Вас и не испытывать боли утраты. Но, если судьба будет такой, что Вы уйдете раньше нас – каков Ваш совет?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил и на некоторое время оставался в молчании. Затем Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, делать джихад?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Муаз, джихад – хорошее дело. Но есть лучше» . Тогда Муаз спросил: «Держать пост, читать намаз?» «Это обязательно, но есть еще лучше!»

Сподвижник начал перечислять все хорошие дела. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для людей есть лучше, чем все это!» Муаз сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть мои мать и отец будут жертвами за тебя! Что может быть лучше того, что я перечислил?!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если говоришь благое – говори, если нет – молчи!» .

5. Никогда не сдавайся.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся» .

6. Не теряйте оптимизма.

Несмотря на все тягости, постигавшие его, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не терял силы духа, оптимизма и … улыбки. Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: «Я не видел никого, кто улыбался чаще Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». В одном из хадисов, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Нет влияния инфекции (кроме как с позволением Аллаха), нет дурных примет и мне нравится благой оптимизм - доброе слово (, который каждый из вас слышит в своей душе)»

7. Позволь себе чувства, но контролируй их проявление.

Иногда верующие понимают хадисы буквально и это чревато внутренними конфликтами. Например, хадис «Не гневайся» многие понимают как запрет на чувство гнева. Хадис о том, что Всевышний любит сильных – как запрет на слезы, слабость, печаль. На самом деле религия побуждает человека быть искренним, в том числе и в чувствах. Но оберегает его от нежелательных последствий, к которым побуждают чувства. Например, в комментарии к хадису «Не гневайся» имам Ан-Навави указывает, что раздражение – естественная человеческая реакция и что этот хадис призывает не действовать в состоянии раздражения.

Также в другом хадисе передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на удивление его сподвижников, что он плачет, держа на руках своего тяжело дышащего сына Ибрахима, сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу!» Так что не стоит обманывать себя, подавляя свои естественные чувства или выдавая их за другое, так как это является формой лицемерия.

8. Проявляйте терпение с первых секунд потрясения.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то женщины, которая плакала у могилы, (остановился) и сказал (ей): «Бойся Аллаха и храни терпение» . Женщина, не знавшая его (в лицо), воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует!» − и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако не обнаружила там привратников. Она сказала ему: «Я не знала, что это ты!» − он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении» .

9. Прислушивайся к своему сердцу.

Сообщается, что Вабиса Ибн Ма"бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце (, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)» (Ахмад и Ад-Дарими)

10. Пусть за каждым проступком, ошибкой, грехом следует доброе дело.

Человек не застрахован от грехов и ошибок. И лучшие из нас отличаются от худших не тем, что не совершают их, а тем, что они затем делают с ними. Правоверный после совершения греха кается и «стирает» его добрым делом. А грешник – забывает о нем. По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала, да будет Аллах милостив к ним обоим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» Каждый проступок оставляет на сердце черную точку. Но следующее за ним хорошее дело стирает эту точку, возвращая сердцу свет и белизну.

Ну а последние слова хадиса можно было бы вывести в отдельное правило – в правило № 11.

11. Относитесь к людям хорошо!

И наверно, это правило не нуждается в пояснениях.

Пророк и Люди Книги

Одной из удивительных сторон миссии Мухаммада была его убежденность в том, что он призван стать пророком в ряду великих пророков прошлого, которые сформировали иудео-христианское наследие. Это требовало постепенного отказа от повсеместного языческого идолопоклонства арабов, поэтому ему пришлось на протяжении долгих лет сталкиваться с противостоянием своего народа. Кроме того, у иудеев и христиан было нечто, чем никогда не будут владеть арабы, — Священная Книга, посланная Богом. У иудеев есть Таура, Закон, и Мухаммад предполагал, что книга эта была послана Моисею; у христиан есть Инджил, Евангелие, которое, по его мнению, было послано Иисусу. Мухаммад называл их (иудеев и христиан) Ахл ал-Китаб, Люди Книги, а себя расценивал как последнего пророка, который получил собственную Священную Книгу, ал-Коран, Изложение.

Убежденность Мухаммада в том, что он призван в ряды истинных пророков, посланных от Бога, как написано в Коране, было настолько сильна, что он принимал их пророчества, не подвергая сомнению их основное содержание. Бесчисленное количество записей, повествующих о невиданных знаках и чудесах, не вызывало у него сомнения даже тогда, когда язычники Мекки настойчиво требовали от него продемонстрировать чудеса. Когда гонения на мусульман достигли апогея, Мухаммад во время побега в Медину установил направление молящегося (кибла) на Иерусалим и заставил своих последователей держать посты, как это делали иудеи. Он не сомневался, что в прошлом Бог отдавал предпочтение иудеям, и этому факту постоянно уделяет внимание Коран, используя фразы, несколько напоминающие Послание Павла к Римлянам (9:4-5):

Сыны Исраиля! Вы вспомните ту милость, которой вас Я одарил, и соблюдайте вашу сторону Завета, тогда и Я буду блюсти Мою. Страшитесь лишь Меня.

Сынам Исраиля Мы дали Книгу, пророчество (средь них самих) и власть; мы даровали им все блага для проживания (в сем мире) и их возвысили над прочим людом.

(Сура 45:16)

Сокровенным желанием Мухаммада было объединение с иудеями и признание ими его как избранного Богом посланника. По всей видимости, он не подозревал о том, что иудейские Священные Книги всегда учили, что завершенное откровение Бога о Мессии должно быть открыто исключительно через них и что он, будучи арабом, просто не имеет шансов ответить их ожиданиям. Он также ничего не знал о множестве различий между Кораном и их Священными Книгами. Истории жизни пророков, изложенные в Коране и в Библии, мало соответствуют друг другу.

Рассчитывая, что вскоре после переезда в Медину большое число иудеев последует за ним, он обнаружил, что их противостояние в гораздо большей степени подрывает его авторитет, чем противостояние мекканцев. В оскорбительной форме люди подвергали сомнению его миссию. Мухаммад ударил в грязь лицом, когда обнаружил свое незнание их Священных Книг. Иудеи этим пользовались, раздражая его своими знаниями, и в то же время искусно искажали смысл сказанного им или использовали фразы, значение которых он не понимал. Это очень забавляло иудеев.

В книге Исход (24:7) написано, что на горе Синай израильтяне пообещали Моисею: «…Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны», но в Коране говорится, что когда их призвали повиноваться закону Бога на Горе, они ответили: «Мы слышим, но мы не повинуемся» (сура 2:93). Только по прошествии некоторого времени Мухаммад понял, как он заблуждался. Коран осудил иудеев за обман:

Средь иудеев есть такие, которые переставляют с места слова (Писания, ниспосланного им), и говорят: «Мы слышали, но мы не повинуемся (сему)»…

Однако было уже слишком поздно исправлять ошибку, допущенную в тексте Корана. Подобные случаи чрезвычайно огорчали Мухаммада, и его отношение к иудеям стало крайне враждебным. Объявляя, что в Коране встречаются значительные ошибки и искажения, иудеи угрожали подорвать само основание его миссии, и единственным выходом из этой ситуации было изгнать их из Медины и атаковать обличительными речами в Коране. Вот типичный ответ на их обвинения:

И вот сказали иудеи: «Привязана рука Господня (к шее)!» Да будут (к шеям их) привязаны их руки и будут прокляты они за (богохульство) их речей! … Мы возбудили в них вражду и ненависть друг к другу до Дня Господнего Суда. И всякий раз, когда они огонь войны зажгут, Господь его потушит.

И ты увидишь, что из всех людей сильнее всех вражда к уверовавшим (в Бога) язычников и иудеев.

На протяжении последних лет жизни Мухаммада в Медине взаимная враждебность между ним и иудеями постоянно возрастала. Множество иудейских письменных свидетельств в ранних биографических работах демонстрирует эту вражду. Один биограф описывает предание, повествующее о том, что иудеи хотели убить Мухаммада еще в младенчестве, поскольку опасались, что он станет пророком (Ибн Саад, Табакат, том 1, с. 125). Другое предание с тем же энтузиазмом осыпает их бранью:

Примерно в то же время иудейские раввины проявляли враждебность к посланнику от зависти, ненависти и злобы, потому что Бог выбрал Своего посланника из арабов.

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 239)

Краткий обзор того, каким образом Мухаммад расправился с тремя иудейскими племенами, жившими в окрестностях Медины, покажет, насколько глубока была их враждебность друг к другу.

Конфликт Мухаммада с иудеями Медины

Победа Мухаммада при Бадре дала ему возможность направить своих воинов против племени бану кайнука, жившего недалеко от города. На рыночной площади он потребовал, чтобы они признали его избранником Бога, если хотят избежать нависших над ними несчастий, подобных тем, что выпали на долю курайшитов. Жители племени ответили ему отказом. Не утратив присутствия духа, он обвинил их в нарушении договора и держал в окружении их поселение до тех пор, пока они безоговорочно не капитулировали. Абдаллах ибн Убайй пришел к Мухаммаду и умолял его не казнить их. В конце концов Мухаммад смилостивился и приказал им немедленно покинуть город (Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 363).

После сражения при Ухуде Мухаммад точно так же напал на племя бану надир, расположенное недалеко от Медины. Он объявил, что жители племени организовали заговор с целью его убийства. Памятуя о судьбе племени бану кайнука, жители приготовились уйти из города, но Абдаллах ибн Убайй со своими соратниками убедил их остаться, пообещав свою поддержку. На протяжении пятнадцатидневной осады они не получали никакой помощи. Затем пророк приказал своим последователям срубить принадлежавшие им финиковые пальмы. Иудеи кричали ему:

Мухаммад, ты запрещал бессмысленные разрушения и осуждал виновных. Зачем же ты срубил и сжег наши пальмы?

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 437)

Фактически действия Мухаммада противоречили указанию, данному Богом своему народу в Библии: никогда не рубить деревьев в том городе, с которым ведутся военные действия или который осаждают. Разрешалось лишь использовать в пищу плоды этих деревьев, но ни в коем случае не рубить их (Втор. 20:19). Как повествует предание, Мухаммад, скорее всего, был знаком с этим отрывком, поскольку после того, как он приказал срубить финиковые пальмы в местечке Бувайра, в Коране тут же появилось откровение, оправдывающее его поступок (Ас-Сахих ал-Бухари, том 5, с. 242). Вот этот текст:

Ссекли ли вы часть (нежных) пальм, оставили ль другие на корню — все это волею Аллаха, чтобы покрыть стыдом неверных.

Племя бану надир бежало точно так же, как и их соотечественники, и поселилось в иудейской крепости Хайбар, на севере от Медины. Племя бану курайза ушло последним, сразу после одного из главных в «Битве у рва» столкновений Мухаммада с курайшитами из Мекки. Пока Медина осаждалась союзническими войсками, иудеи этого племени, жившие в восточной части города, заключили соглашение с курайшитами и позволили им войти в город через свой квартал. Мусульмане посеяли раздор между воинами союзников и избежали поражения, а когда курайшиты отступили, иудеи оказались в беспомощном положении. Мухаммад немедленно окружил их квартал, и после месячной осады они были вынуждены сдаться, но, в отличие от двух других племен, им не позволили уйти из города. Подобно тому как Абдаллах ибн Убайй просил Мухаммада за племя бану кайнука и преуспел в этом, так и некий ал-Аус, араб, чье племя было родственным иудеям, обратился с просьбой к пророку пощадить их. Однако Мухаммад спросил его, будут ли они удовлетворены, если одно из племен решит их судьбу. Затем он выбрал некоего Саада ибн Муада, одного из немногих мусульман, раненых во время осады Медины. Необходимо признать, что это был достаточно коварный выбор, учитывая сложившиеся обстоятельства. Саад ибн Муад обратился к иудеям с вопросом, согласятся ли они принять правосудие Аллаха, и после того, как они согласились, обратился с этим же вопросом к Мухаммаду. Затем он огласил свое постановление: «Вот мой приговор: все мужчины должны быть убиты, имущество разделено, а женщины и дети взяты в плен» (Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 464). Существует еще одно письменное свидетельство происходившего, оно гласит:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, разрешил Сааду ибн Муаду принять решение о них. Он вынес приговор: «Тот, кто подвержен бритью (т. е. мужчины), должны быть убиты, женщины и дети должны стать рабами, а имущество должно быть распределено». Вслед за тем посланник Аллаха, да благословит его Аллах, сказал: «Вы согласились с правосудием Аллаха на семи небесах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, вернулся в четверг 7-го Зу-л-Хиджжи. Затем распорядился привести их в ал-Мадина, где на рынке были выкопаны траншеи. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, сел со своими товарищами, а их разделили на небольшие группы. Их головы срубили. Числом их было между шестью сотнями и семью сотнями.

(Ибн Саад, Табакат, том 2, с. 93)

Другие записи подобных массовых убийств пленников, совершенных апостолом ислама, неизвестны, и достоверность исторических материалов иногда оспаривается мусульманскими писателями. Однако существует свидетельство Ибн Саада, из которого можно сделать вывод, что, возможно, Мухаммад прочил такую же судьбу и племени бану кайнука. Он приказал связать им за спиной руки и подготовить к обезглавливанию. И лишь Абдаллах, ставший к тому времени очень влиятельным, отговорил его (там же, с. 32-33). Возможно, ужасное зрелище обезглавливания и массовых захоронений огромного количества людей (предание гласит, что казни продолжались до самого вечера) вызвало у некоторых мусульман отрицательную реакцию на происходящие события, хотя другие, кто принял их праведность, возражали, говоря, что здесь приводится в исполнение божественный приказ Аллаха в отношении вероломных людей, предопределивших свою судьбу. Коран говорит, что сам Аллах вселил ужас в их сердца, и мусульмане смогли убить их и завладеть их землями, домами и имуществом (сура 33:26).

Прошло немного времени, и Мухаммад атаковал иудейскую крепость Хайбар, и хотя ему не удалось завоевать ее, он установил над нею свое господство. На закате жизни он дал указания Умару, своему второму преемнику, позаботиться, чтобы все иудеи были изгнаны с Аравийского полуострова, и халиф послушно выполнил волю пророка.

Контакты Мухаммада с христианами Аравии

Контакты Мухаммада с христианами Хиджаза, в отличие от контактов с иудеями, были относительно редкими. Христиане по численности уступали иудеям, и их небольшие группы были разбросаны на значительном расстоянии друг от друга по всему Аравийскому полуострову.

Общение с Негусом, царем Абиссинии, благосклонно настроило Мухаммада по отношению к христианам, и долгое время он относился к ним как к потенциальным друзьям и союзникам. И действительно, в противоположность негативному отношению к иудеям, о христианах в Коране говорится:

И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы — назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены (и не возносятся перед другими).

Коран часто проявляет самое благосклонное отношение к христианам. В нем предсказана победа византийских христиан над персами-язычниками (сура 30:4), описываются ранние христиане и недавно погибшие в Йемене. Они представлены как пример истинно верующих людей. Коран одобряет многих монахов и священников, охраняющих монастыри и церкви от разрушения, «в которых имя Бога поминается сполна» (сура 22:40).

Однако время шло, и хорошее отношение Мухаммада к христианам сменилось на глубокий антагонизм, поскольку христиане, как и иудеи, отказались принять его в качестве пророка и сомневались в достоверности Корана. Собрание верующих в христианском поселении Наджран открыто подвергло сомнениям искажения, встреченные в книге, в частности искажение имени Марии, матери Иисуса. Коран говорит, что ее окружающие обращаются к ней Йа ухта Харун — «О сестра Харуна (Аарона. — Примеч. ред.)!» (сура 19:28). В Коране ее называют тем же самым именем — Марйам, которым зовут настоящую сестру Аарона — Мириам (Исх. 15:20), и путаница в этих именах заставила Мухаммада столкнуться с серьезными ошибками в содержании книги.

Ал-Мугира ибн Шуба говорит: «Когда я прибыл в Наджран, они (т. е. христиане Наджрана) спросили меня: „Ты читал «О сестра Харуна» (т. е. Хадрат Марйам) в Коране, тогда как Моисей родился задолго до Иисуса“. Когда я вернулся к посланнику Аллаха (да пребудет он с миром), я спросил его об этом, на что он ответил: „Люди (в старые времена) привыкли давать имена (своим окружающим) пророков и благочестивых людей, которые умерли до них“».

(Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 1169)

Ничто не раздражало пророка больше, чем вызов его пророческому призванию. Из письменных источников явствует, что у него были очень ограниченные познания о христианстве, и ни он, ни его сподвижники так и не поняли сущность христианского учения. Распятие Христа только однажды упоминается в Коране в контексте о надругательстве иудеев (сура 4:157), но в книге нет и намека на веру христиан в последующее за ним искупление. Кроме того, Коран, не задумываясь, называет Иисуса ал-Масих — Мессия (сура 4:171), не давая никакого объяснения этому определению. С течением времени Мухаммад, должно быть, испытал чувство глубокого разочарования к христианам, которое он испытывал также по отношению к иудеям, и Коран временами проявляет к ним крайнюю враждебность:

О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан, они — друзья один другому. А тот из вас, кто их берет в друзья, тот сам — из их числа.

В год, когда армии мусульман столкнулись на севере от Медины с военными силами Византии, враждебность Мухаммада к христианам достигла своего апогея. В предании говорится, что Коран гневно осуждает их куфр (наверие в Аллаха) за веру в божественность Христа, а также за веру в триединое Божество (сура 5:75-76). Куфр — обвинение, обычно направляемое только в адрес идолопоклонников. Последние записанные слова пророка отмечают рост неприятия Мухаммадом Людей Библии в конце его жизни:

Умар б. ал-Хаттаб повествует, что он слышал, как посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: «Я изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и никого не оставлю здесь, кроме мусульман».

(Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 965)

Умар б. Абд ал-Азиз говорит, что последним высказыванием посланника Аллаха (да пребудет он с миром) было: «О Господь, умертви иудеев и христиан. Они сделали церкви из могил их пророков. Остерегайтесь, в Аравии не должно быть двух вероисповеданий».

(Ал-Муватта Малика, с. 371)

Между исламом и двумя другими религиями, с наследием которых связывал себя пророк, был брошен жребий. Вплоть до настоящего времени мусульмане с подозрением, недоверием и враждебностью относятся к двум другим монотеистическим вероисповеданиям. Возможно, Мухаммад так никогда и не понял причину отказа иудеев и христиан признать его, в результате чего ислам исторически поставил себя в оппозицию к иудаизму и христианству, вместо того чтобы мирно с ними сосуществовать.

С ледующий случай произошел во времена, когда халифом был ‘Умар ибн аль-Хаттаб .

Трое схватили некоего человека и приволокли его к ‘Умару , сказав:

О, повелитель правоверных, мы хотим, чтобы ты наказал его, ибо он убил нашего отца.

‘Умар взглянул на обвиняемого и спросил:

Почему ты совершил это?

Тот ответил:

Я пасу верблюдов и коз. Один из моих верблюдов съел куст с земли их отца, тогда он рассердился и бросил камнем в животное, да так, что оно пало замертво. Увидев это, я со злости поднял тот же самый камень и ударил им мужчину, после чего он испустил дух.

Выслушав его историю, ‘Умар сказал:

В таком случае мы должны убить тебя возмездием за погубленную душу.

Зная, что ‘Умар помимо великой справедливости обладал еще и мягкосердечием и внимал просьбам народа, пастух обратился к нему с последней просьбой:

О, повелитель, дай мне отсрочку на три дня, ибо мой отец умер, оставив наследство мне и младшему брату. И если вы убьете меня сейчас, то пропадет и брат и имущество, позвольте же мне лишь уладить это дело, более ничего мне не нужно.

Кто же поручится за тебя? Ты здесь чужак, тебя никто не знает! - воскликнул ‘Умар.

Бедняга стал с надеждой разглядывать лица людей, собравшихся на площади и остановив взгляд на одном из них прикрикнул: «Он!»

Люди замерли от волнения, ведь то был не кто иной, как Абу Зарр , благородный сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и всеобщий любимец.

Ты действительно поручишься за этого человека? - спросил его ‘Умар , на что он утвердительно кивнул головой.

Люди хотели отговорить Абу Зарра от столь рискованного поступка, ведь если бы убийца убежал и не вернулся, то наказание пришлось понести ему самому. Но все эти уговоры нисколько не могли повлиять на человека, который был сподвижником самого заключительного Божьего посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и он остался непоколебимо верным данному слову.

Мужчину отпустили на обещанный срок, и он незамедлительно отправился в путь, люди же разошлись по своим домам, печалясь за будущее Абу Зарра , ведь мало кто верил, что чужестранец вернется. Вся Медина пребывала в ожидании. Так прошел день. Второй. Вот уже третий близился к концу. Народ снова собрался на площади, а чужеземца все еще не было. Солнце клонилось к закату, как вдруг в толпе стали слышаться восторженные выклики «он вернулся, он вернулся! ».

Запыхавшийся от бега, изнеможенный долгой дорогой, пастух свалился прямо перед ‘Умаром и едва слышным голосом произнес:

Обещание выполнено, я вверил своего брата и имущество дядям по матери, и ничто больше не удерживает меня от того, чтобы понести заслуженное наказание!

‘Умар изумленно окинул взглядом тощего пастуха, удивляясь его смелости, и спросил:

О, раб Аллаха, скажи мне, что заставило тебя вернуться, в то время как ты мог бежать?

На что он ответил:

- Я боялся, что скажут: «Не осталось верности в людях!» .

Тогда ‘Умар позвал Абу Зарра и спросил его:

Что же заставило тебя поручиться за человека, которого ты никогда до этого не видел, и не знал, увидишь ли когда-нибудь еще?

- Я боялся, что скажут: «Не осталось в людях доверия!» , - произнес Абу Зарр .

Эти слова смягчили сердца детей убитого, и они сказали:

Мы прощаем его, о, повелитель правоверных!

Почему? - удивился ‘Умар .

И они сказали:

- Мы боимся, что скажут: «Не осталось прощения в людях!» .

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Если то, что я делаю, - на пользу мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, задача моя легка и благословенна.

Мухаммед Пророк

Если то, что я делаю, - в ущерб мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, то избавь меня от исполнения этой задачи.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

Нет успеха лучше, чем терпение.


Мухаммед Пророк

Кт Кто познает Истину и последует ей, тот в безопасности.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

«…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

Слуга предстанет в Судный День перед Господом и будет отвечать на вопрос, каким богатством владел, каким образом обрел его и на какие нужды расходовал.

Знание — дерево, а дело — плоды.

Мухаммед Пророк

Лучший тот, кто лучший по отношению к своей семье.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

Доброе слово это милостыня.

О, Аллах! Я взываю к тебе, потому что ты всеведущ и знаешь даже то, что сокрыто.

Мухаммед Пророк

Лучшим поминанием Аллаха является произнесение: нет иного божества, кроме Бога Единого.

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

О, Аллах, я ищу Твоей защиты от трусости и малодушия.

Человек спит; должен ли он умереть, прежде чем проснется?

Мухаммед Пророк

Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим родителям.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Не войдет в рай тот, кто оставит родителей в старости.

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)

Из истории мы знаем о существовании множества пророков. И большинство исторических данных мы знаем через Священные Писания. К таким данным относится и существование пророков: многочисленные исторические факты это подтверждают. В частности, существование и пророческая миссия Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). С историей можно соглашаться или нет, но отрицать её мы не имеем права.

Как же мы отличаем, кто был пророком, а кто не был? Конечно, так же, как мы знаем, кто из исторических личностей был врачом, философом, мы знаем и то, кто был пророком. Но для этого надо иметь информацию о них, желательно из первоисточников. Когда есть информация, знания, сопоставив их и взвесив на весах разума, можно определить, кто был пророком, а кто нет, если нет какой-то предвзятости в душе. В этой статье, дорогой читатель, мы посмотрим обобщённо на жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через призму разума.

1. Мудрость Пророка (мир ему и благословение).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был сиротой, у него не было возможности получить какие-либо знания, не было специального образования (он не окончил школу, институт, университет и т. д.). Более того, он не умел ни читать, ни писать. Но его учёности и интеллекту удивляются по сей день. Коран, который ниспослан к нему, и его изречения – «хадисы» – являются эталоном мудрости и красноречия. Учёные Ислама написали сотни тысяч томов толкования Корану и хадисам. Они признаются, что коранические изречения являются нескончаемым океаном знаний. Этим знаниям, как инструкциям, следуют мусульмане всего мира во все века. При помощи этих знаний они обуздали свои страсти, эго, отвернулись от мерзкой греховной натуры и приобрели достохвальные качества. Откуда же появилась вся эта глубина знаний у неграмотного и не получившего специального образования человека?

2. Нравственность Пророка (мир ему и благословение).

Во времена Пророка (мир ему и благословение) арабы находились в состоянии большого нравственного упадка: пьянство, азартные игры, идолопоклонничество, прелюбодеяние и проституция, убийство и захоронение детей заживо – всё это процветало тогда. Но вместе с этим у них были и похвальные, выдающиеся качества: щедрость, отвага, храбрость, гостеприимство. После того как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призвал их к единобожию и те, кто из них прислушались, приняли Ислам, их нравственность полностью изменилась. Они стали правдивыми, справедливыми, прекратили совершение греховного – с тех пор сподвижники Пророка (мир ему и благословение) стали примером для подражания настолько выдающимся, что изменили весь мир. Во времена Халифата они привели в Византию и Персию высокие нравы, учили и перевоспитывали людей, выросших в этих гигантских империях. Справедливость Ислама была настолько потрясающей и привлекательной для других людей, что византийцы, оставаясь даже в своей религии (Христианстве), сражались на стороне мусульман против своих же вероломных правителей. Как могли арабы за такой короткий период времени, одно-два десятилетия, прийти сами и привести других к подобным выдающимся изменениям в нравственном отношении?

3. Честность Пророка (мир ему и благословение).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был среди арабов до того, как началась его пророческая миссия. Его прозвище было Амин, что переводится как «доверенный » или «тот, кому можно доверять ». Он обладал выдающимися качествами, такими как гостеприимство, помощь беднякам, поддержание родственных связей, честность. До сорокалетия он не призывал людей ни к чему и не требовал от них ничего. Но после ниспослания откровений и повеления ему призывать людей к единобожию окружающие сочли его лжецом из-за их зависти и жажды власти – они боялись, что власть перейдёт к нему. Хотя их имущество даже в это время было доверено ему, потому что он являлся хранителем благосостояния жителей Мекки. В то время не существовало банков, а были вот такие люди, отличающиеся среди других своей честностью, которым люди доверяли хранить свои накопления, – таким он и был. Один араб в те времена заметил, что мекканцы – удивительные люди, потому что доверяют Мухаммаду (мир ему и благословение) в этом мире свои богатства, а не доверяют в том, что касается жизни после смерти. Мог ли человек, чья честность была безупречна на протяжении многих лет, вдруг, внезапно стать лжецом, притом что это качество якобы коснулось только того, что он призывает к Исламу, а в остальном его честность осталась безупречной даже с точки зрения его врагов? Никто ничего не мог вменить ему в вину. Не было ни одного человека, который, поверив ему, потом отвернулся бы по причине того, что заметил фальшь и неправду.

4. Испытания Пророка (мир ему и благословение).

Трудности, которые испытал на себе Пророк (мир ему и благословение) из-за призыва людей к Исламу, перенести не смог бы никто кроме пророка. Над ним всячески издевались, обзывали унизительными словами, его последователей мучили ужасным образом. Три года все, кто был с ним, находились в бойкоте (по-нынешнему – экономической блокаде) и настолько страдали от голода, что им приходилось временами есть траву. Какие бы ни были испытания, он не сломался и не отказался от правды в своих словах. Если бы он имел убеждения о ложности собственных слов, зачем ему нужно было бы ввергать себя в такие испытания, которые не под силу перенести простому человеку?

5. Нужна ли была власть Пророку (мир ему и благословение)?

Так утверждают те, кто скептично относится к Исламу. Но на самом деле из-за призыва он терпел много горя и страданий, исходящих от его собственного народа. Из истории мы знаем, что главы племён, живущих в Мекке, приходили с Абу Талибом (дядей Пророка) к нему и предлагали любое количество богатства, предлагали ему стать главным среди всех жителей Мекки, предлагали ему выбрать любых женщин и обещали отдать ему в жёны – лишь бы он отказался от своего призыва. На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если даже вы в правую руку дадите мне солнце, а в левую – луну, я не оставлю мои обязательства перед Всевышним Аллахом». Из этого видно, что, кроме того, чтобы люди последовали Исламу, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ничего не хотел. И таких примеров того, что у него не было притязаний на власть, можно перечислить десятки. Так как же могут невежды утверждать, что он пошёл на это в погоне за властью?

6. Хотел ли Пророк (мир ему и благословение) богатства?

Мы знаем, что до начала призыва Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был состоятельным человеком, который щедро делился своим богатством и кормил бедняков. У их семьи был хороший бизнес: они отправляли торговые караваны. Но после начала призыва все свои накопления и он и его супруга потратили на распространение Ислама. Они тратили столько, что у них ничего не осталось от прежнего достатка. Был момент, когда у Пророка (мир ему и благословение) оказалась некоторая сумма денег, и он не лёг спать, пока не раздал её бедным, переживая, что есть нуждающиеся люди, и спеша к ним. Даже тогда, когда Ислам был распространён на всей территории арабского полуострова и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был главой огромного мусульманского государства, у него дома не было ничего, кроме того, что обычно бывает у бедняков. Когда он умер, его седло находилось в залоге у иудея за небольшое количество крупы, которую он приобрёл для своей семьи. Такими же качествами отличались и его сподвижники, и праведные халифы (правители) исламских государств. На что же опираются утверждающие, что Пророк (мир ему и благословение) взялся за свою миссию в мечтах о богатстве?

7. Чудеса пророков.

Чудеса являются доказательствами, которые даются пророкам для подтверждения их пророческой миссии. Необычные, противоречащие природе и нормальности вещи могут произойти и от колдунов и т. д., но лжепророки не могут их делать. Всевышний Аллах не допускает этого. Всем пророкам давался дар совершения чудес, и Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) были совершены чудеса и предсказания, которые позже сбывались. Например, он предсказал: завоевание Персии, Византии и Стамбула мусульманами, в то время когда они (мусульмане) находились в наихудшем положении. Примеры чудес: расколотая по его молитве луна на две части, между пальцев его исходила вода (когда надо было напоить большое количество страдающих от жажды) и т. д. Есть более трёх тысяч перечисленных в книгах чудес, которые совершил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Разве не является это доказательством его пророческой миссии? Ведь подобное доказывало пророческие миссии всех пророков: Мусы, Исы, Ибрахима (мир им)…

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...