Как правильно читать лекцию. И методические приёмы проведения

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Несколько практических советов преподавателю

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

Интервью Наталии Деминой с Александром Марковым, Сергеем Поповым, Алексеем Водовозовым, Александром Пиперски, Дмитрием Вибе
«Троицкий вариант - Наука» №2(271), 29 января 2019 года

Кстати говоря, культурно-просветительский центр «Архэ» проводит конкурс начинающих лекторов «Первая кафедра» .

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков , палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса («Введение в эволюционную биологию», «Эволюция человека», «История жизни на Земле»). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь-декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).

В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая - уходит в два-четыре раза больше времени.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

Могу еще посоветовать «Школу лекторов» , организованную фондом «Эволюция». Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам

Сергей Попов , астрофизик, лауреат премии «За верность науке»

Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библиотеке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.

Формальный ответ - «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале - по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить - не дом построить».

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция - только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

- Какие

Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»

Алексей Водовозов , медицинский журналист

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель - очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Первое - не налажать в фактуре. Второе - найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то - уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

При желании можно взять за основу опыт проекта «15×4», там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное

Александр Пиперски , лингвист, лауреат премии «Просветитель»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, - так что, наверное, раз в полтора месяца.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» - я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару - и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы - по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет - но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции - это непрерывный процесс

Дмитрий Вибе , астрохимик

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем с нуля - не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции - это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Я бы выделил две вещи. Первое - адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе - четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций - хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

- Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Первый совет - крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой - интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».

Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.

И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Несколько практических советов преподавателю

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – , включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3» . В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки ») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков (mozgovoyshturm.ru)

Александр Марков , палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса (введение в эволюционную биологию, эволюция человека, история жизни на Земле). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь - декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).

В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая - уходит в два-четыре раза больше времени.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

Могу еще посоветовать «Школу лекторов», организованную фондом «Эволюция» . Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам


Сергей Попов.
Фото А. Паевского

Сергей Попов , астрофизик, лауреат премии «За верность науке»

Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библио­теке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.

Формальный ответ - «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале - по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить - не дом построить».

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?


Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция - только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

- Какие

Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»


Алексей Водовозов.
Фото И. Ефремовой

Алексей Водовозов , медицинский журналист

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель - очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Первое - не налажать в фактуре. Второе - найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то - уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

При желании можно взять за основу опыт проекта 15х4, там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное


Александр Пиперски.
Фото И. Соловья

Александр Пиперски , лингвист, ­лауреат премии «Просветитель»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, - так что, наверное, раз в полтора месяца.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» - я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару - и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы - по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет - но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции - это непрерывный процесс


, астрохимик

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем с нуля - не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции - это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Я бы выделил две вещи. Первое - адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе - четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций - хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

- Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Первый совет - крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой - интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».

Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.

И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.

Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.

Подготовила Наталия Демина

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...