Японский центральный банк. Смотреть что такое "Банк Японии" в других словарях

В Японии, как и в большинстве государств Европы (Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Австрия, Великобритания, Испания, Германия, Греция, Болгария, Италия, Польша, Швейцария) и Азии (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Иран, Китай, Австралия, Израиль, Индия, Таиланд, Сингапур, Вьетнам), существует один центральный банк и определенное количество региональных банков.

Bank of Japan - национальный банк Японии, был основан в 1882 году. В 1885 году начал выпуск банкнот, которые можно было обменять на серебро. С 1897 года страна перешла золотые монеты и иены, эмитирующие банком, получили статус законного платежного средства на территории Японии. С 1942 года банк подконтролен правительству страны, а японский Министр финансов вправе автономно изменять подзаконные акты национального банка. И только с 1998 года национальный банк Японии обрел независимость от Министерства финансов.

Центральный японский банк является акционерной компанией, в которой 55% активов находится в распоряжении у Правительства, остальные 45% - у финансовых институтов, страховых компаний и иных частных акционеров. Процент от дивидендов для акционеров составляет 4%, а иногда увеличен до 5% - в случаях получения банком значительной прибыли. Основную часть прибыли банк отдает в казну государственного бюджета.

В функциональные обязанности банка входит: эмиссия денег, исполнение денежно-кредитного регулирования, реализация взаиморасчетов между коммерческими банками, контроль и проведение операций на рынке государственных ценных бумаг, участие в международной деятельности страны, а также осуществление экономических и теоретических исследований.

Mitsubishi UFJ Financial Group - наиболее крупная японская и мировая банковская группа, общие активы которой составляют 204 трлн. иен. Среди японских банков имеет наиболее развитую сеть иностранных филиалов и представительств. MUFG осуществляет свою деятельность приблизительно в 50 странах во всем мире. MUFG предоставляет огромный спектр финансовых услуг: обслуживание коммерческих и розничных клиентов, доверительное управление активами клиентов, операции на рынке ценных бумаг, выдача кредитных карт, лизинг, потребительское кредитование и многое другое.

Финансовая группа образовалась в октябре 2005 года, вследствие слияния японских конгломератов - Mitsubishi Tokyo Financial Group и UFJ Holdings. Акции банковской группы торгуются на мировых фондовых биржах (ММВБ, РТС, SP 500) Нью-Йорка, Пекина и Токио.

Mitsubishi UFJ Financial Group включает в себя пять японских компаний, а также американскую финансовую холдинговую компанию UnionBanCal Corporation.

Sumitomo Mitsui Financial Group - основана в 2001 году, в результате слияния Sakura Bank и Sumitomo Bank. Одна из важнейших финансовых групп страны, выступает как холдинговая компания для второго японского банка по капитализации - Sumitomo Mitsui Banking. SMFG занимается розничными, корпоративными и инвестиционными операциями, финансовыми операциями с ценными бумагами, управлением активов клиентов, кредитование физических и юридических лиц. Банк имеет сеть филиалов, которая состоит из 450 региональных отделений и 20 иностранных. Sumitomo Mitsui Financial Group включает в себя как национальные подразделения (The Japan Research Institute, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, SMBC Friend Securities, SMBC Leasing Company), так и калифорнийское - Manufacturers Bank.

Mizuho Financial Group занимает третью позицию среди банковских финансовых групп Японии, уступая место лишь Mitsubishi UFJ Financial Group и Sumitomo Mitsui Financial Group. MHFG состоит из двух подразделений - Mizuho Bank и Mizuho Corporate Bank.

Деятельность финансовой группы берет свое начало в 1999 году, после слияния Dai-Ichi Kangyo Bank с Fuji Bank и Industrial Bank of Japan.

Mizuho стал первым японским банком, активы которого составили один триллион долларов - и это отобразилось на его названии, Mizuho - в переводе с японского означает Золотые колосья риса. Уже к концу 2009 года банк обладал активами свыше 1,5 трлн. долларов. Его акциями торгуют на Нью-Йоркской, Осакской и Токийской фондовых биржах.

Mizuho Financial Group состоит из подразделений - Mizuho Bank, Mizuho Corporate Bank. Mizuho Securities, Mizuho Trust & Banking, которые осуществляют деятельность в различных направлениях. Основными из них являются: предоставление услуг физическим лицам, малому и среднему бизнесу и органов местного самоуправления, предоставление финансовых услуг для крупных японских организаций, финансовых учреждений национально и иностранного происхождения, осуществление брокерских (рейтинг брокеров форекс, ECN Forex) услуг, исполнение консалтинговых и трастовых услуг.

Mizuho Bank обслуживает 25 млн. физических лиц и более 90 тыс. организаций, имеет 500 филиалов и 11 тыс. банкоматов.

Bank of Nagoya - региональный банк Японии, основан в 1949 году и насчитывает около 100 отделений в крупных городах Японии и Китая. Преимущественно занимается обслуживанием предприятий и частных лиц. Банк предоставляет линию депозитов и кредитов, лизинговые услуги, осуществляет проведение операций с ценными бумагами.

Bank of Saga Ltd. - региональный банк, обладающий 110 отделениями, которые разместились в префектуре Saga (65 отделений), Fukuoka (40 отделений), Нагасаки и Токио - оставшиеся 5 отделений. Занимается обслуживанием, как корпоративных клиентов, так и физических лиц.

Bank of Yokohama - был основан в 1920 году. Главное месторасположение банка - это префектура Канагава, а также юг Токийского столичного округа. Банк Иокогамы имеет в своем распоряжении 200 региональных отделения, почти 400 банкоматов и несколько зарубежных филиалов в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге и более 4 600 сотрудников. Общая сумма активов приближается к отметке в 13 трлн. иен.

Japan Bank for International Cooperation - «молодой» банк, который начал свое существование с 1999 года, вследствие объединения Export-Import Bank of Japan и Overseas Economic Cooperation Fund. Осуществляет свою деятельность на территории 18 стран и относится к международному подразделению Japan Finance Corporation.

Nanto Bank - основан в 1934 году и имеет в своем подчинении 135 региональных отделений. Банк предоставляет стандартные операции для частных и юридических лиц. Представительства банка расположены АО многих префектурах - Киото, Вакаяма, Хёго, Осака, а также - в Гонконге, Токио и Шанхае.

Банковская система Японии одна из наиболее развитых финансовых систем в мире, а банки Японии опережают финансовые институты Балтии (Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии), Кавказа (Абхазии, Армении, Южной Осетии, Азербайджана, Грузии), Африки (Туниса, Египта, Ливии), Турции и некоторых стран бывшего СССР (Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси и Украины).

Не новинкой для клиентов банков всего мира (беларусских, российских (Сбербанк, Альфа банк, ВТБ банк), европейских, украинских, а также банков США и Швейцарии) является возможность осуществления финансовых операций посредством электронных платежных систем (Яндекс деньги, Webmoney, Qiwi, PayPal). С их помощью можно осуществлять все финансовые операции, начиная от оплаты выдачи визы, и заканчивая покупкой билетов на концерты звезд шоу бизнеса (Филипп Киркоров, Николай Басков, Алла Пугачева, Анастасия Волочкова, Ани Лорак, Кристина Орбакайте, Ксения Собчак).

Банки Японии принимают участие в торгах на опционах, торгуя разнообразными фьючерсами, такими как: золото, серебро, нефть, бензин, газ, кофе, пшеница, хлопок, сахар и прочие товары (самые дорогие в мире автомобили, яхты, телефоны, собаки и бриллианты).

Японские банки имеют свои филиалы во многих странах - США, Канаде, Мексике, Кубе, Бразилии, Доминикане, странах ЕС, а также в России (Москва, Петербург, Дагестан РФ, Ингушетия, Чечня РФ, Северная Осетия), позволяя своим клиентам пользоваться услугами банка за пределами страны для туризма во время путешествий. Также клиенты осуществляют покупки недвижимости и автомобилей (Тойота, Мазда, Хюндаи-Киа, Ниссан, Форд, Шевроле, Фольксваген, Мерседес, Опель, Рено, Ауди, БМВ, ВАЗ, УАЗ) с помощью банковских карт.

Денежной единицей Японии является японская иена, она также является основной резервной валютой мира после американского доллара и евро. Курс японской валюты (как и многих других - курс фунта, курс швейцарского франка, курс австралийского доллара, курс сингапурского доллара, курс канадского доллара, курс новозеландского доллара, курс юаня, курс российского рубля, курс белорусского рубля, курс гривны, курс тенге, курс литовского лита) ежедневно печатают на страницах мировых (The Guardian, The Financial Times, The New York Times, Forbes) и российских СМИ.

Японии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Прогноз ФОРЕКС после заседания ФРС, Банка Англии и Банка Японии

Субтитры

История

В 1873 году на основе Закона о национальных банках, почти копировавшего американский закон 1863 года , в Японии были учреждены национальные банки. До 1876 года возможности банков в финансировании промышленности и торговли были ограничены ввиду недостаточного металлического покрытия эмитируемых банками банкнот. В 1876 году банки получили право выпуска банкнот под облигации государственного займа, вследствие чего количество банков в стране резко увеличилось, и в конце 1870-х годов в Японии уже насчитывалось 151 банк .

Резкий рост банков и неконтролируемая эмиссия привели к увеличению инфляции . Для того, чтобы не допустить краха экономики, в 1882 году был учреждён Банк Японии. Банк был основан сроком на 30 лет, и его основной целью было уменьшение инфляции .

С 1885 года банк стал выпускать банкноты, обмениваемые на серебро. Законом 1889 года были установлены правила банкнотной эмиссии. Впредь банкноты, эмитируемые Банком Японии в обращение, должны были быть покрыты на 100 % серебром, за исключением не покрытого предела в 70 млн иен; в 1897 году непокрытый предел был увеличен до 85 млн, а в 1899 году - до 120 млн иен. Банк мог произвести дополнительную эмиссию банкнот сверх установленного предела только с разрешения министра финансов. В этом случае он был обязан уплатить налог с эмиссии (не менее 5 %), ставка которого в каждом отдельном случае устанавливалась главой Министерства финансов Японии .

В 1897 году Япония перешла на систему золотого монометаллизма , чему способствовала контрибуция, полученная Японией от Китая по Симоносекскому договору . Банкноты мог эмитировать только Банк Японии и по требованию их держателей обменивать на золото в своих кассах. Иены, выпускавшиеся банком, стали законным платёжным средством на всей территории страны. С выпущенных банкнот Банк Японии ежемесячно платил налог в размере 1,25 % годовых . С декабря 1931 года был прекращён размен банкнот Банка Японии на золото .

Впоследствии срок функционирования банка был продлён ещё на 30 лет, а в 1942 году был издан закон, согласно которому Банк Японии стал подконтролен правительству. Министр финансов Японии получил право самостоятельно изменять подзаконные акты банка. В 1949 году был создан Политический совет, который стал определять интересы государства в области монетарного регулирования. В 1979 году Закон о банке был модернизирован, и центральный банк получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил в силу новый Закон о Банке Японии, согласно которому банк стал независимым от Министерства финансов .

Функции

Банк Японии осуществляет следующие функции:

  • реализация денежно-кредитной политики (изменение нормы обязательных резервов , операции на финансовых рынках , регулирование учётной ставки процента);
  • осуществление взаиморасчётов коммерческих банков ;
  • мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;
  • проведение операций с государственными

Банк Японии (Bank of Japan, BoJ) – это Центральный банк Японии , созданный для регуляции валютного курса иены, а также проведения и контроля за монетарной и финансовой политикой страны.

Японская банковская система была образована в 1873 году на основании «Закона о национальных банках» по аналогии с подобным законом, который был принят в США в 1863 году. К 1870 году в банковскую систему Японии входило более 150 банков.

Стремительный рост банков и отсутствие контроля над эмиссией стали причиной высокого уровня . С целью избежать кризиса в экономике в 1882 году был учрежден Банк Японии.

Структура и задачи Банка Японии

Функции высшего органа управления Банка Японии возложены на Комитет по определению политики, который ведет свою историю с 1949 года. Исключительной прерогативой Комитета является определение уровня учетной ставки, ставки ссудного процента, установление и внесение изменений в перечень векселей, условий кредитования и других ключевых вопросов в рамках деятельности банка.

Комитет по определению политики состоит из семи человек. Во главе стоит президент Банка Японии. По одному представителю от Министерства финансов и Управления экономического правительства, которые не обладают правом голоса. В голосовании принимают участие глава Банка Японии и четыре других члена Комитета, которые назначаются из числа самых влиятельных представителей деловых кругов Японии, одобряются парламентом и утверждаются кабинетом министров.

Реальная политика регулятора формируется на заседаниях Совета управляющих, которые проходят ежедневно. В Совет управляющих входят президент и вице-президент Банка Японии, которые назначаются Кабмином на пять лет и семь управляющих, которых назначает министр финансов на основании представления главы Банка Японии. Срок их полномочий составляет четыре года. Шестеро из этих управляющих являются кадровыми сотрудниками банка, седьмой член Совета является представителем Министерства финансов.

Журнал сайт отмечает, что Банк Японии является акционерной компанией, 55% акций которой принадлежат японскому правительству, а 45% находятся в собственности финансовых институтов, страховых компаний и частных акционеров.

В компетенции Банка Японии решение трех основных задач. Первая задача – формирование курса , посредством изменения объемов денежной массы, находящейся в обращении, а также стабильность стоимости иены как внутри, так и за пределами страны. Второй задачей является влияние на денежное обращение посредством установления размера процентной ставки и некоторых других мер. И, наконец, третьей задачей является поддержка кредитной системы.

Здание Банка Японии, Токио

Центральный банк Японии против Минфина

Ни для кого не секрет, что в любом государстве Центробанки вынуждены противостоять постоянному давлению политиков всех мастей и рангов, которые пытаются извлечь выгоду, используя финансовую систему государства.

Очень сложные отношения в этом плане до недавнего времени были у Банка Японии с Министерством финансов. Согласно «Закону о Банке Японии», его деятельность направлена на «исключительно выполнение задач, преследующих государственные цели», а служащие банка приравнены к государственным служащим. В соответствии с тем же законом, глава Минфина обладает правом контроля деятельности Банка Японии, а также в его компетенции отдавать руководству регулятора распоряжения административного характера. Министр финансов также назначает администратора, который выполняет функции надзора за деятельностью Банка Японии. Без разрешения Министерства финансов Банк Японии не имеет права учреждать дополнительные филиалы, совершать сделки с финансово-кредитными организациями других государств, утверждать статьи годового бюджета и ряд других вопросов.

В истории Банка Японии достаточно примеров того, как, несмотря на сильнейшее давление со стороны влиятельных политиков и государственных структур, президенты Банка Японии придерживались тех методов сохранения ценовой стабильности, которые считали единственно верными. Естественно, все это было результатом не только абсолютной уверенности в своих действиях, а высокого уровня профессионализма глав регулятора и годами выработанного правила: «Регулирование денежного обращения – исключительная прерогатива Банка Японии».

Глава Банка Японии Харухико Курода

Последним из таких глав можно назвать Масааки Сиракаву, который занимал пост Банка Японии с 2008 по 2013 год и известен своим противостоянием политике правительства премьер-министра Синдзо Абэ. Преемник Сиракавы Харухико Курода, являющийся ставленником Синдзо Абэ, на данный момент определяет политику регулятора в русле и полном соответствии с указаниями правительства.

На сайте журнала сайт вы можете ознакомиться с сразу после их выхода.

Полезные ссылки о Банке Японии
  • Официальный сайт Банка Японии :

Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 года как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот и постепенно изымать находящиеся в обращении банкноты.

До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании Закона о Банке Японии 1942 года с учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил силу новый Закон о Банке Японии.

Уставный капитал банка составляет 100 млн иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.

Основные задачи банка заключаются в регулировании:

    денежного обращения;

    курса национальной денежной единицы - иены, которое достигается поддержанием оптимальной величины находящейся в обращении денежной массы и курса иены на международных валютных рынках;

    кредитной системы, поддержании её стабильности.

С 1957 года в Японии действует система обязательного резервирования, в соответствие с которой кредитные учреждения обязаны размещать в Банке Японии определённую сумму резервных депозитов. Поддержание ликвидности в национальной банковской системе обеспечивается рефинансированием со стороны Банка Японии. Посредством использования системы рефинансирования и регулирования процентных ставок Банк Японии контролирует финансовую систему страны.

В отличие от ЦБ Германии и резервных банков США Банк Японии длительное время занимал ярко выраженное подчинённое положение по отношению к Министерству финансов. И это не случайно, так как закон, определяющий местоположение банка в государственной иерархии был принят через год после разразившейся в 1941 году войны на Тихом океане. За прошедшие более полувека Банк Японии неоднократно пытался получить больше независимости от правительства и, в частности, Министерства финансов, однако вплоть до 1997 года это не находило правительственного отклика. Главенствующее положение Министерства над Центробанком наглядно иллюстрируется тем, что министр финансов был вправе самостоятельно изменять подзаконные акты банка, если это, по его, мнению, требовалось для надлежащего выполнения Центробанком стоящих перед ним задач. Однако на практике разногласия между Министерством финансов обычно решались в рабочем, порядке, чему также способствовало и представительство правительства в Политическом совете Банка Японии.

Финансовая деятельность Центробанка как учреждения была жестко регламентирована правительством. Банк Японии был одним из немногих центральных банков, которые не наделены бюджетной автономией. Он производил расходы в пределах сметы, составленной в соответствии с предписаниями министра финансов и утверждаемой им.

Зависимость банка проявлялась и в действовавшем порядке назначения руководящих лиц: управляющего и его первого заместителя - кабинетом министров сроком на 5 лет, а голосующих членов Политического совета - правительством с согласия обеих палат парламента сроком на 4 года (при невозможности освобождения от этой должности без собственного согласия, за исключением чрезвычайных обстоятельств). Управляющий и его первый заместитель могли быть смещены кабинетом министров, а остальные высшие должностные лица - просто министром финансов, если они допустили нарушение законов, неподчинение распоряжениям министра или даже если это необходимо для выполнения задач, стоящих перед Банком Японии.

Внутренний аудит Банка Японии проводился старшими должностными лицами банка. Внешний надзор за деятельностью банка и соблюдением сметы осуществлялся правительством через назначенного министром финансов контролера Банка Японии из числа высокопоставленных чиновников Минфина. Министр финансов мог также потребовать от ЦБ отчет о его операциях и собственности, проверить состояние дел Банка, обязать в приказном порядке принять меры, которые министр посчитает нужными, исходя из своих надзорных функций.

Вместе с тем для конца 80-х и 90-х годов характерна общемировая тенденция расширения независимости центральных банков. Поэтому сложившееся чрезмерно подчинённое положение Банка Японии стало предметом серьёзного обсуждения. Закон 1942 года не оставлял ЦБ никакой автономии в области денежно-кредитной политики, находящейся под прямым контролем Минфина. Поэтому лучшим аргументом в пользу получения Банком Японии большей независимости стало все ухудшающееся положение с государственными финансами. В 1996 году соотношение внутреннего долга к ВВП Японии приблизилось к 95% по сравнению с 63% в 1991 году. В 1997 году группа советников премьер-министра страны под влиянием общемировой тенденции наделения центральных банков большей независимостью предложила пересмотреть более чем полувековой давности закон о Центробанке. Правительству было рекомендовано отказаться от права давать ЦБ указания по некоторым текущим операциям. Также было предложено лишить правительство права увольнять руководителей Центробанка старшего звена, включая управляющего, в случае расхождения их взглядов с мнением правительства.

Кроме того, был вынесен на рассмотрение вопрос о передаче Банку Японии от Минфина более широких полномочий в области надзора за деятельностью банков, которые были распределены между Банком Японии и Минфином в ущерб первому. В отличие от Минфина ЦБ не мог предписать что-либо банкам; он мог их только попросить. Сторонники предоставления более широких полномочий ЦБ обосновывали своё предложение тем, что Банк Японии лучше справится с обязанностями надзора, чем Минфин, поскольку будет меньше вмешиваться в рутинную работу банков и меньше склонен спасать неплатёжеспособные банки, если ситуация не угрожает системным кризисом. Результатом такого всестороннего давления стала разработка и принятие нового Закона о Банке Японии, значительно укрепившего его независимость по отношению к Минфину.

Банк Японии возглавляется управляющим. Как правило, он же избирается и председателем Политического совета банка, который является его высшим руководящим органом. Кроме управляющего в Совет до 1 апреля 1998 года входили назначаемые правительством на срок до 4 лет четыре голосующих члена (представляющие местные, общенациональные, промышленно-торговые и сельскохозяйственные банки) и 2 неголосующих члена (представители Министерства финансов и Агентства экономического планирования). Согласно новому Закону о Банке Японии число членов Политического совета увеличено с 7 до 9. Наряду с управляющим ЦБ и двумя его заместителями ими стали ещё шесть не работающих в Банке Японии высококвалифицированных экспертов в различных областях. Члены правительства отныне не входят в Политический совет ЦБ, однако могут принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса.

К функциям Политического совета относятся решение раз личного рода вопросов деятельности Банка Японии, а также регулирование денежного обращения и кредитной системы, прерогатива изменения уровня процентной ставки и по вопросам долговых обязательств, продающихся на открытом рынке. Однако на практике Политсовет задаёт только общие параметры таких операций (т.е. классы облигаций и казначейских векселей, категории допущенных финансовых учреждений, методы установления процентных ставок) и передаёт полномочия Департаменту кредита и управления рынком Банка Японии по оперативному управлению рынком (выбор инструментов, процентных ставок и сроков).

Наиболее сильный инструмент денежно-кредитной политики - резервные требования не могут быть изменены лишь решением руководящих органов банка, а требуют предварительного одобрения министра финансов страны, и факт изменения, прежде чем вступить в силу, должен быть опубликован в правительственном вестнике.

В связи с вступлением в силу нового закона Банк Японии изменил с 1 января 1998 года порядок работы Политсовета. Регулярные заседания Совета и публикация их протоколов признаны решающим фактором увеличения прозрачности и укрепления доверия к политике ЦБ. Теперь заседания Совета по вопросам денежно-кредитной политики проходят 10-го и 25-го числа каждого месяца с рассмотрением основных операций ЦБ на открытом рынке, изменений базисных процентных ставок и нормативов минимальных резервных требований. Все решения Совета публикуются сразу после заседания.

Через два дня после первого в месяце заседания выходит «Ежемесячный доклад об экономическом и финансовом положении». Через месяц после каждого заседания публикуется сокращенный вариант протокола, а ещё через некоторое время - полный текст. Дважды в неделю также проводятся заседания Совета директоров по другим вопросам, например состояния финансовой системы, платёжного оборота, организации работы центрального банка.

Главным рабочим коллегиальным органом банка является исполнительный комитет, возглавляемый также управляющим. В него входят первый заместитель и заместитель управляющего по внешним сношениям и как минимум три исполнительных директорий Исполнительный комитет собирается практически каждый рабочий день и обсуждает проекты важнейших решений, подготавливаемых в департаментах Банка Японии

В необходимых случаях для решения конкретных вопросов на совещания приглашаются руководители департаментов и других структурных подразделений банка. Информация об обсуждаемых вопросах, высказанных точках зрения и принятых резолюциях является конфиденциальной и в прессе не опубликовывается. По существу, именно на заседаниях исполнительного комитета принимаются оперативные решения, связанные с изменениями финансовой ситуации в краткосрочных масштабах.

Деятельность Банка Японии в области денежно-кредитной политики регулярно обсуждается в парламенте. Как правило, управляющий выступает перед парламентом по десять раз в год, но в сложные периоды и чаще (например, в 1986 году - 32 раза).

С 1985 года Банк Японии публикует ежеквартальный экономический вестник, в котором анализируется состояние денежно-кредитной сферы, делаются прогнозы, объясняется ориентация политики Банка. Политический совет через министра финансов представляет в парламент годовой отчет, где дается оценка финансового положения финансовых учреждений, сообщается об изменениях в надзорной политике банка, комментируется политика Банка.

Взаимодействие Банка Японии и правительства по вопросам финансирования последнего заключается в возможности гарантирования краткосрочных казначейских векселей, которые не выставляются на публичную продажу, имеют процентную ставку ниже учетной ставки Центробанка и, следовательно, не пользуются спросом. Кроме того, Банк Японии может гарантировать в пределах, установленных парламентом, правительственные займы, выпускаемые с целью рефинансирования погашаемых государственных облигаций, приобретенных у частного сектора. Предоставление Банком Японии долгосрочных кредитов правительству запрещено Законом о финансах.

Как уже упоминалось, банковская система Японии начала активно развиваться в последней трети XIX века, когда богатыми торговцами было основано несколько частных национальных банков, созданных по типу имеющих федеральный статус американских банков. В конце XIX века были созданы правительственные банки, такие, как «Обменный банк» в Иокогаме, который доминировал в финансировании внешней торговли, и Японский ипотечный банк по модели французского банка Credit foncier.

С конца XIX века уже можно было чётко разделить частные банки на крупные и мелкие. Крупные банки, почти все общенациональные, основывались в больших городах, откуда их название «city banks»; они широко финансировали промышленное развитие Японии и служили фискальными агентами для правительства, что укрепляло их позиции. Напротив, мелкие банки, которые должны были стать «региональными банками», специализировались на финансировании мелких ремесленных и сельских предприятий, с 1900 года их основными конкурентами стали кредитные кооперативы. В 1895 году было отменено правило, введённое в качестве меры предосторожности, об ограничении его риска в отношении одного клиента 10% капитала банка. Это позволило крупным банкам, распространив степень банковского риска на некоторые крупные предприятия, внести свой вклад в создание промышленно-финансовых гигантов, называемых Дзайбацу.

После поражения во второй мировой войне японская банковская система восстанавливалась почти полностью по американскому образцу с высоким уровнем специализации. Действительно, в связи с большой бережливостью японцев, которая характерна и для нашего времени, весьма высокой была необходимость внешнего финансирования японских предприятий, имеющих низкую способность к самофинансированию. Японское правительство, следуя традициям американцев-победителей, которые, естественно, навязывали специализацию в банковской области, предпочло осуществить в приказном порядке «дренаж» их возможностей по самофинансированию через систему специализированных каналов.

В настоящее время кредитную систему Японии можно рассматривать как сложившуюся и включающую в себя две основные группы учреждений - коммерческие банки и прочие финансовые компании. Коммерческие банки можно классифицировать следующим образом:

1.Городские банки . Эти 11 частных банков играют ведущую роль среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых средств постоянно увеличивается. Они также играют ведущую роль в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных концернов. На долю городских банков приходится значительная часть зарубежных операций японских банков.

По операциям городских банков за рубежом лидирует «Бэнк оф Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк».

В апреле 1982 года вступил в силу новый банковский закон, который отменил действовавший до сих пор закон от 1928 года. В соответствии с новым законом коммерческим банкам разрешено осуществлять в качестве вспомогательных операций торговлю ценными бумагами. Тем самым, городские банки получили прямой доступ к торговле ценными бумагами на японской бирже, что до сих пор было монополией специализирующихся на торговле ценными бумагами брокерских фирм. Таким образом, был начат процесс универсализации городских банков Японии.

В настоящее время городские банки завоёвывают новые рынки, расширив кредитное меню долгосрочными кредитами и кредитами частным лицам, конкурируя соответственно с банками долгосрочного кредитования и специализированными финансовыми обществами «Саракин».

Эти банки также стараются максимально привлекать сбережения частных лиц, существующие в очень больших размерах в Японии в виде срочных депозитов, так как эти сбережения на протяжении длительного периода времени являются формой накопления в целях обеспечения при выходе на пенсию. Но на этом рынке привлечённых депозитов коммерческие банки находятся не в самом привилегированном положении. С одной стороны, их основным конкурентом в этой области является сеть почтовых учреждений, которым японцы традиционно отдают предпочтение при размещении своих финансовых сбережений и у которых имеются налоговые льготы. Также большие льготы, чем у городских банков, имеют трастовые банки. С другой стороны, городские банки не участвуют в управлении фондами страхования жизни. И наконец, в силу своей специализации городские банки не могут сами управлять портфелем ценных бумаг частных лиц.

2.Региональные банки. 64 региональных банка функционируют в масштабе одной из префектур, имеют меньший, по сравнению с городскими банками, объём операций, но широкую сеть небольших по размеру филиалов. В своей деятельности региональные банки ориентируются на кредитование малых и средних предприятий, некоторые из них принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются кредиторами. Региональные банки играют важную роль в финансировании органон местного управления. Ряд этих банков имеет значительные по размерам активы, хотя и уступающие активам городских банков.

3.Три банка долгосрочного кредитования, которые были учреждены в. 1952 году специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий - ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют по меньшей мере 20% кредитов на оборудование. Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес.

4.Траст-банки. Первоначально создавались для управления имуществом, но после второй мировой войны получили банковские функции. Преимущественно осуществляют долгосрочное финансирование предприятий и частных лиц, а также занимаются финансовым управлением. В качестве ресурсов траст-банки имеют срочные вклады и займы. Пять из них фигурируют среди пятидесяти крупнейших мировых банков.

5.Иностранные банки. На местном рынке среди иностранных банков доминируют банки США и Великобритании. Также присутствуют германские, французские и иные зарубежные банки. Японские банки стали испытывать конкуренцию со стороны инобанков лишь в 60-х годах. До тех пор они развивали свою деятельность только по двум направлениям: предоставление займов в иностранной валюте и кредитование учреждений потребительского кредита «Саракин».

До конца 60-х годов денежный рынок страны был открыт лишь для избранных иностранных банков, получивших «прописку» еще до второй мировой войны или в первые послевоенные годы. Первые отделения иностранных банков были открыты еще на рубеже столетия - «Гонконг энд Шанхай бэнкинг корп.» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 году, за ней последовал «Чартеред бэнк». Первый американский банк был открыт в 1902 году. Большая часть «старых» банков обосновалась в Японии в период оккупации страны войсками США, до подписания в 1952 году. Сан-Францисского мирного договора. Это были так называемые банки, вносящие существенный вклад в национальную экономику. После этого вплоть до осени 1970 года климат для открытия новых отделений иностранных банков в Японии был неблагоприятным: перед иностранными банками устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну. Такая политика властей определялась нежеланием увеличения числа иностранных банков, а также господствующей точкой зрения, что страна «переполнена банками». Последнее касалось и японских банков.

В 1970 году было пересмотрено отношение к росту иностранного присутствия в национальном банковском секторе Японии. Это было связано со следующими факторами:

    Крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за рубежом, следуя за динамично развивающимся промышленным сектором. Вместе с тем открытие их отделений за границей при отсутствии взаимности в данном вопросе оказалось крайне затруднено.

    Высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки.

    Необходимость улучшения экономических отношений с США, ухудшихся в результате торговых войн.

    Стремление ведущих политиков и финансистов к либерализации банковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.

Согласно условиям либерализации, для иностранных банков открывались три пути проникновения в Японию: создание нового банка с иностранным капиталом или учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Число отделений иностранных банков стало быстро расти.

Сейчас японское законодательство не делает различия между иностранными и японскими банками: те и другие наделены равными правами. Национальная специфика этого законодательства, непривычная для иностранцев, заключается в том, что оно устанавливало до 1992 года строгое разграничение между коммерческими банковскими операциями и операциями с ценными бумагами и запрещало совмещать эти два вида деятельности в одном кредитном учреждении. Поправки к банковскому закону, принятые в 1992 году, ослабили жёсткость этого требования и открыли путь к универсализации банков.

Для западного банкира с его предпринимательской философией, сориентированной на получение максимальной прибыли, не всегда понятен смысл предпринимательской стратегии японцев, ставящей во главу угла захват как можно большей доли рынка и увеличение оборота. При столкновении этих двух принципов экономического мышления западные банкиры оказываются в Японии зачастую в проигрыше. Другая трудность для иностранцев заключается в доминирующем положении в экономике Японии замкнутых промышленно-финансовых группировок, в центре которых стоят крупнейшие банки, прежде всего так называемые сити-банки. В этих группировках самым тесным образом переплетены финансовые интересы и личные отношения, покоящиеся на многовековом фундаменте японских морально-этических традиций. Каждый из участников группировки всегда может рассчитывать на помощь со стороны других её членов, в том числе и ведущего банка. Обращение за кредитом вне рамок группировки - явление достаточно редкое, и наблюдается оно лишь тогда, когда «свой» банк такой кредит предоставить не может, причем получение кредита со стороны происходит с ведома и согласия «своего» банка. Ещё одной непривычной для Запада особенностью японской банковской системы является дотошный надзор со стороны Минфина и ЦБ, который может распространяться и на текущие операции. Все крупные финансовые сделки необходимо согласовывать с вышестоящими властями. Из этого правила не делается исключения и для иностранных банков, которые обязаны регулярно докладывать Банку Японии о своей коммерческой деятельности. В свою очередь, банки информируются о тенденциях на финансовом рынке.

В 1994 году 88 иностранных банков имели в Японии 143 филиала, на долю которых приходился 1% кредитного рынка страны. Их основная деятельность заключалась в обслуживании внешнеторговых операций и финансировании инвестиций в иностранной валюте. До начала 80-х годов предоставление кредитов в иностранной валюте являлось исключительной привилегией иностранных банков, что обеспечивало им независимое от местных конкурентов поле деятельности.

Смысл своего присутствия в Японии иностранные банки объясняют не столько стремлением получать прибыль от текущих операций, сколько желанием иметь опорные пункты на одном из крупнейших финансовых рынков мира в рамках своей глобальной стратегии. Часть банков сосредоточивает внимание на межбанков­ских операциях и занимается арбитражными сделками на международных процентных и валютных рынках. Другие иностранные банки направляют основные усилия на обслуживание юридических лиц. В области межбанковских операций ведущее положение занимают американские банки, обслуживание юридических лиц рассматривается ими как второстепенное направление. Европейские и азиатские банки уделяют больше внимания местной клиентуре, той её части, деловая активность которой носит международный характер. Этим клиентам предоставляются соответствующие услуги за пределами Японии. Эти же банки обслуживают национальные фирмы, имеющие интересы в Японии. К традиционным занятиям зарубежных банков относится торговля иностранной валютой. Благодаря им, в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски в области внешней торговли. Они находят широкое применение на процентном рынке: в настоящее время Япония является одним из крупнейших международных рынков свопов.

Японские коммерческие банки могут выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые опера­ции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

К прочим финансовым компаниям, осуществляющим банков­ские функции, относятся:

Государственные спецбанки (Экспортно-импортный банк Япо­нии и Японский банк развития) и государственные финансовые корпорации. Отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, особых регионов страны.

Экспортно-импортный банк был основан в 1950 году. Первоначальной его функцией было финансирование только экспорта и импорта. Однако затем он стал всё больше финансировать экспорт оборудования и техническую помощь, а также гарантировать различные финансовые обязательства во внешней торговле. Национальные предприниматели получают от банка кредиты под экспортные поставки, технические достижения, под импорт и для заграничных инвестиций. Иностранным партнёрам предоставля­ются импортные межбанковские и государственные кредиты.

Японский банк развития был организован в 1951 году. Он выдаёт долгосрочные кредиты исключительно для выравнивания структуры промышленности. После второй мировой войны при реорганизации крупного японского капитала Японский банк развития играл ведущую роль. Как государственный банк он принимает активное участие в государственно-монополистическом регулировании. Кредиты, частично получаемые от Международного банка реконструкции и развития, им направляются исключительно крупнейшим фирмам и прежде всего судостроительным и энергетическим.

Это седьмое отделение японского банка в Европе; кроме России офисы Mitsui Sumitomo находятся в Великобритании, Бельгии, Германии, Франции, Испании и Ирландии.

В российском офисе работает сейчас три человека под предводительством Такеши Шираи, до этого работавшего в представительствах японского банка в Малайзии и Индонезии. Российское представительство Mitsui Sumitomo подчинено европейскому департаменту.

Задача отдела банка в России пока скромная – сбор информации о российском финансовом рынке. Как заявили представители Mitsui Sumitomo, на данном этапе они не рассматривают вопрос о создании на территории страны дочерней компании. «Мы собираемся оказывать поддержку японским торговым и автомобильным фирмам в РФ, но для этого необходимо узнать как можно больше о ее рынке и экономической и политической ситуации в стране», – пояснили «Газете.Ru» в правлении Mitsui Sumitomo в Японии. Банк рассматривает возможность вложения в энергетический бизнес России.

Разрешение на офиса от ЦБ России Mitsui Sumitomo получил больше месяца назад, еще 15 июля 2005 года. «Россия демонстрирует превосходный и потенциал, связанный с огромными запасами природных ресурсов и большим спросом на внутреннем рынке», – сказано в заявлении компании.

Ранее стало известно, что на российский финансовый рынок намерены в обозримом будущем прийти еще два ведущих японских банка. И если Mizuho Corporate Bank только «рассматривает такую возможность», то банк Tokyo-Mitsubishi заявил, что готов весной 2006 года создать на территории России банковскую организацию, которая займется всем комплексом банковских операций.

С тем, что Россия сейчас привлекательна для зарубежных банков, согласны все эксперты. «Есть общий интерес иностранных банков к российскому растущему рынку. Вряд ли тут стоит говорить, что японские банки особенно заинтересованы в нем, это сейчас общемировая тенденция, – считает банковский аналитик ИК «Тройка Диалог» Сергей Донской. – Может быть, такой интерес связан с такими крупными японскими инвестициями, как строительство завода Toyota под Петербургом, а может быть, и нет». В любом случае, по мнению эксперта, поведение японских банков и их отношение к России определяется сейчас не столько этим фактором, сколько общим интересом крупнейших финансово-кредитных структур к развивающимся рынкам.

«Сейчас российский банковский сектор активно развивается, – соглашается Ростислав Мусиенко, аналитик ИК "Брокеркредитсервис". – Если раньше у зарубежных банков не было никакого интереса к нему, то теперь он постепенно увеличивается, происходит много сделок в нефтегазовой области, они привлекают к себе внимание зарубежных банков. Сейчас еще можно достаточно легко войти на российский банковский рынок, конкуренция с западными банками здесь не такая серьезная, а российские банки вообще сложно назвать конкурентами. Но уже через несколько лет ситуация может измениться, станет сложнее, поэтому зарубежные банки спешат выйти на российский рынок сейчас».

В то же время, как считают эксперты, приход в Россию крупных финансово-кредитных структур неизбежно приведет к увеличению конкуренции среди банков на российском рынке, а мелкие банки вообще обречет либо на исчезновение, либо на насильственное поглощение со стороны «крупняка». «Для российских банков это, может быть, и не очень хорошо, а вот в целом для экономики России точно положительный фактор», – резюмирует Сергей Донской.

По мнению аналитиков, приход американских, европейских и японских банков, которые придерживаются более высоких корпоративных стандартов, повысит качество услуг и сделает банковский бизнес в целом более прозрачным и эффективным, так как их российским конкурентам волей-неволей придется перенимать новые правила игры.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...