Читая произведения русской классики охватывает. Русский язык и культура речи литература

    Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.,1990.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.

    Головин А.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

    Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.,2005.

    Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.,2001.

    Русский язык и культура речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 2009.

    Русский язык и культура речи. Под ред. доктора филологических наук Д.А.Романова. – Тула, 2010

    Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

    Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.,2002.

Словари и справочники

    Александрова Е. Э. Словарь синонимов русского языка. – М., 1968

    Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974

    Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.

    Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. – М., 2008.

    Букина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М., 2008.

    Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. – М.,2000.

    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. – М.2003.

    Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.,1990.

    Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,2000.

    Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,1981.

    Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.,2008.

    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.,1978.

    Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М.1984.

    Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. – М.,1981.

    Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1998.

    Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник. – М.,1960.

    Словарь русского языка в 4-х томах (МАС). Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1984.

    Словарь синонимов под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1975.

    Словарь трудностей русского языка. – М.,1984.

    Трудности русского литературного языка – М.,1994.

    Современный словарь иностранных слов. – М.,1999.

    Фразеологический словарь. Под ред. А.И. Молоткова. – М.,1967.

Планы подготовки к практическим и семинарским занятиям

1 Язык и речь. Русский литературный язык и его нормы.

Орфоэпия: акцентологические и собственно произносительные нормы

Вопросы и задания:

    Дайте определение следующим понятиям: язык, речь, культура речи, речевая культура, национальный язык ,литературный язык ,диалект ,социолект ,просторечие .

    Сравните объем понятий русский национальный язык ирусский литературный язык .

    Каковы основные признаки литературного языка ?

    Что такое языковая норма ? ИзучитеТЕМУ 1 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и раскройте понятиядинамичности ивариативности нормы. Что обозначает понятиекодификации нормы ? Законспектируйте раздел того же учебника «Источники сведений о языковых нормах».

    Что такое орфоэпия ? С каким разделом языкознания связана орфоэпия? Назовите типы орфоэпических норм.

    Что такое акцентология? В чём особенность русского словесного ударения?

    Выпишите из орфоэпического словаря не менее 10 примеров акцентологических вариантов. Проанализируйте пометы в словарных статьях: какие из них являются разрешительными, какие – запретительными. Запишите выходные данные словаря, с которым вы работали.

    Прочитайте данные слова, соблюдая нормы акцентологии. В случаях затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Укажите причины отступлений от принятых норм в речевой практике: арест, аристократия ,афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, мастерски, медикамент, исподволь, мизерный, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, заговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стенография, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт .

    Законспектируйте § 9 – 13 главы «Правильность речи: нормы ударения» из книги Б.Н. Головина «Основы культуры речи»

    Решите тестовые задачи:

А 1. Оба существительных относятся к одному акцентологическому типу – словам с неподвижным ударением на основе :

1) директор, туча 2) вензель, соболь

3) квартал, пейзаж 4) созыв, строфа 5) арбуз, магазин

А. 2. В слове правильно поставлено ударение:

1) кварта л 2) ката лог 3) нефтепро вод 4) торто в 5) изба лованный

А 3, В обоих словах ударение поставлено правильно:

1) с ци ркулями, с шофё рами

3) она лгала , вино на лито

4) вам звоня т, они ба луют детей

5) откупо рить, обостри ть

    Изучите ТЕМУ 6 по учебнику под редакцией Д.А. Романова, Какие нормы называются собственнопроизносительными (собственноорфоэпическими )? Перечислите основные произносительные нормы в области согласных и гласных звуков. С какими трудностями мы сталкиваемся в произношении следующих слов (сгруппируйте слова в соответствии с возможным типом отклонения от норы, отдельно отметьте возможные варианты произношения):адекватный, акушер, анестезия, аннексия, баобаб, барокко, бонна, булочная, горчичник, гренадер, декан, декольте, декор, дефис, желчь, интервью, кларнет, критерий, миссия, мокко, музей, оазис, одесский, опека, прихвастнуть, продезинфицировать, пюре, распрямленный, тендер, шедевр, шофер, экарте, эссе, яичница, ячневый .

2 Лексические нормы. Использование фразеологизмов

Вопросы и задания:

    Что такое лексика? С чем могут быть связаны нарушения лексических норм?

    Выпишите из лингвистических энциклопедических словарей или справочников (см. также ТЕМУ 7 ) определения следующих понятий:антонимы ,синонимы ,паронимы ,омонимы ,многозначное слово, заимствованное слово, устаревшее слово. Из аспектных словарей выпишите несколько соответствующих (антонимических, синонимических и т.д.) парадигм. Укажите выходные данные словарей, с которыми вы работали.

    Пользуясь толковыми словарями, определите значения слов, обратите внимание на стилистические пометы: что они обозначают, какую информацию об употреблении лексем можно почерпнуть из помет? С подчеркнутыми словами составьте предложения: агентство, адаптация, аналог , аннулировать, антагонизм, апартеид, апелляция, апокалипсис, атташе, аутентичный , баллотироваться, беллетристика, беспрецедентный , благой, брифинг, вернисаж , виртуальный, гротеск, декларация, демпинг, депозит, депортация, дивиденд , дилемма , дилер, диссидент, дистрибьютор, дифирамб, идентичный, иерархия, имидж, импичмент, импрессионизм, инвестиция , инновация , интерпретация, инфантилизм, инфернальный, инцидент , ипохондрик, катаклизм, каталог, компрометировать, консоме , консонанс, мониторинг, нувориш, оказия, околесица, околица, панацея, панегирик ,туника, тщета .

    Определите лексическое значение заимствованных слов, обратившись к толковым словарям или словарям заимствованных слов (укажите выходные данные словарей). Расставьте ударение в словах и произнесите их, соблюдая орфоэпические нормы: апартаменты, алкоголь, арахис, апостроф, асимметрия, аутогенный, бармен, бунгало, бутик, гала-концерт, грейпфрут, жалюзи, икебана, маркетинг, пиццерия, рододендрон факсимиле, феминизм, форзац, экслибрис.

    Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать заимствованное слово, в каких – русское: амбиция ,вердикт, мемуары, пунктуальный, фауна, флора.

    Укажите, какие синонимы могут сочетаться со словами, помещёнными в скобки. Коричневый, карий (платье, глаза, краска, материя). Толстый, полный (женщина, тетрадь, палка, материал).Смуглый, тёмный (небо, лицо, волосы, материя, глаза, лес). Густой, дремучий (лес, напиток, трава, туман).Очевидный, ясный (вопрос, объяснение, ошибка, небо).Горячий, знойный (вода, лето, привет, речь, ветер). Доза, часть, порция, доля (здание, население, хлеб, лекарство, наследство).Обширный, безграничный (восторг, зал, сад, помещение).

    Объясните различия в значениях и употреблении паронимов, составьте с ними словосочетания: гордость – гордыня, невежа – невежда, нетерпимый – нестерпимый, надеть – одеть, представить – предоставить.

    Объясните разницу между значениями слов русский и российский. С каждым из них составьте предложения.

    Что такое фразеология? Какие единицы языка называются фразеологизмами? В чем особенность употребления фразеологизмов? Выпишите из толковых и/или фразеологических словарей фразеологизмы с компонентами нога ,рука ,белый, золотой . Составьте с ними 6 – 7 предложений.

    Определите значение следующих фразеологизмов: ахиллесова пята; абсолютный нуль; брать пример; бросать слова на ветер; верить на слово; вещь в себе; выйти из игры; держать слово; иметь значение; играть роль; колосс на глиняных ногах; кот наплакал; на седьмом небе; ловить на слове; петь дифирамбы . Составьте текст, используя 5 – 7 фразеологизмов в соответствии с их значением и стилевой принадлежностью.

    Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и фразеологических сочетаний: 1.Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Он взял себе львиную часть заработанного. 4.Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 5. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной .

    Что такое плеоназм? Чем отличается от плеоназма тавтология?

    Проанализируйте нарушения норм употребления лексических и фразеологических единиц:

    Человек он был лёгкий на подъём, удачный.

    Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.

    Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии нового ревизора приводит чиновников в оцепенение.

    Учёный стоял у источников машиностроения.

    Артист завоевал признательность зрителей.

    Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

    Взгляд у него не то умоляющий, не то серьёзный, не то возмутительный.

    О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

    В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

    Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

    Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

    На картине В. Серова изображена юная девочка с темно-карими глазами.

    Шевченко бьёт по воротам и фактически промахивается.

    На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать «спасибо» её устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!

    Многие не в состоянии были решить проблемы и оказались на краю бедности.

    Большая половина игры уже прошла.

    Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

пример-высказывание

анализ речевой ошибки: какая норма нарушена, в чём именно заключена ошибка

исправленный вариант

1. По приглашению друзей нам пришлось

Нарушена норма семантического согласования: в значении глагола “пришлось” есть компонент ‘вопреки желанию субъекта действия’, который противоречит общему смыслу высказывания. Неудачно выбран член синонимической парадигмы:довелось – посчастливилось – пришлось – удалось .

По приглашению друзей нам посчастливилось посетить этот чудесный городок.

2. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абоненту .

Неверно выбран член паронимической парадигмы: абонент (‘тот, кто пользуется абонементом’) абонемент (‘документ, предоставляющий право пользоваться чем-либо’)

Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абонементу.

3 Грамматические нормы (морфология)

Вопросы и задания:

    Что изучает морфология? Изучите ТЕМУ 8 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и перечислите трудные случаи в системе морфологических норм.

    Распределите имена существительные по группам: 1) склоняемые 2) несклоняемые; затем определите родовую принадлежность всех слов. С выделенными жирным шрифтом словами составьте словосочетания “им. прил. + им. сущ. в ед.ч.”; с подчёркнутыми словами – предложения, в которых в качестве сказуемого используется глагол в форме прошедшего времени: Врач , доктор, бездарь , вертушка, воротила, выскочка, жертва, запевала, коллега, лакомка, невежда , недотрога, тупица, умница, недоучка, писака, старшина , судья, тамада, ябеда рояль, туфля , бра, мышь , картофель , кофе , салями , продюсер , конферансье , попурри, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шампунь , шимпанзе, мозоль , табель, депо, купе, меню, такси , пари, жюри , колибри, Баку, Миссисипи , Тбилиси, Сочи , Торонто, Гюго, Дюма .

    Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление: адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ректор, рапорт, мичман, ордер, токарь, профессор, шофёр, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель, ястреб .

    Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Выделите окончания. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. Поставьте ударение в образованных словоформах: ампер, апельсин, баклажан, баржа, ботинок, валенок, вафля, головня, грамм, дупло, килограмм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, солдат, сплетня, туфля, юноша, черешня, яблоко, яблоня.

    Раскройте скобки, выделите окончания склоняемых слов: смотрел фильм с майором (Пронин) – увлёкся английским писателем (Джозеф Кронин); не согласен с (доктор Углов) – не согласен с (прусский военный теоретик Адам Генрих Дитрих фон Бюлов); зачитался английской писательницей Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин) – увлёкся певцом (Женя Осин).

    На какие разряды по значению и по структуре делятся имена числительные?

    В чём особенность склонения составных порядковых числительных? Запишите словами следующие сочетания и просклоняйте их: 2000 год, 2010 год, мегаполис 15 000 000 населением.

    В чём особенность склонения составных количественных числительных? Запишите словами следующие сочетания и просклоняйте их: 711 километров, 153 экземпляра, 329 учеников.

    В чём особенность употребления собирательных числительных?

    Спишите предложения, употребив имена числительные в нужной форме и выбрав нужную форму имени существительного:

    В этот несчастный понедельник он остался с (54) (рубль) в кармане.

    Было распахано около (1 850) (гектар) земли.

    Учитель сумел опросить (24) (ученик).

    Был поднят груз весом (1 500) (тонна).

    Каждому выдали по (235) (рубль).

    За день он проехал более (740) (километр).

    Это случилось в (2000) (год).

    В галерее всё готово к встрече (250 000) (посетитель).

    Осталось пройти (12, 5) (километр).

    Найдите ошибки в употреблении числительных:

а) в обоих случаях; б) с полуторами тоннами; в) около восьмиста метров

г) трое профессоров д) в двух тысяча втором году; е) трое школьниц

4 Грамматические нормы (синтаксис)

Вопросы и задания:

    Изучите ТЕМУ 9 по учебнику под редакцией Д.А. Романова.

    Что такое синтаксис как раздел грамматики и как уровень языковой системы?

    Дайте определение синтаксическим связям: согласованию, управлению, примыканию.

    Составьте словосочетания по образцу: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка аспирантов и руководство ими. 1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат).2.Сбор и обмен (информация). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5.Надняться и верить (победа).

    Составьте словосочетания с перечисленными словами в качестве главных слов по модели “главное слово + падежная форма существительного ”: платить, оплатить, заплатить, отметить, подтвердить, свидетельствовать, понимать, препятствовать, тормозить, овладевать, усваивать, отзыв, рецензия, уверенность, вера, обрадоваться, обрадованный.

    Как связаны между собой главные члены двусоставного предложения? Раскройте скобки и объясните выбор формы сказуемого: 1. Полгорода (остаться) без света. 2..В Лужники (прийти) более 80 тысяч зрителей. 3. 800 рублей, сэкономленных за лето, (потраченный) на покупку учебников. 4.. Никто; ни депутаты, ни министры, ни президент – не (иметь право) нарушать Конституцию. 5. СМИ России (представленный) ведущими телеканалами. 6.МВФ (выделить) очередной транш. 7.. Семь студентов (сдать) экзамены на “отлично”. 8.Женщина-хирург (выполнить) сложную операцию на сердце.

    Какие предложения называются осложненными? Перечислите типы осложнителей.

    Что такое деепричастие и деепричастный оборот? В чём особенность употребления деепричастных оборотов? В каких односоставных предложениях деепричастия и деепричастные обороты не употребляются? Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений:

    1. Открыв дверь ………а) я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной

………б) моим глазам предстала странная картина

      Путешествуя вторым классом ….а) сервис был замечательным б) никто не ожидал такого хорошего сервиса

      Ничуть не смутившись ….. а) вся её фигура выражала уверенность б) она прошла мимо удивлённых гостей

      Свалившись с размаху в озеро …… а) стало стыдно за свою неуклюжесть б) он покраснел от стыда за свою неуклюжесть.

    Что такое сложное предложение? Какие типы сложных предложений вы знаете? Составьте и запишите несколько сложных предложений разных типов.

    Проанализируйте грамматические ошибки в предложениях и отредактируйте высказывания:

    1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

      .Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации.

      Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

      Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу.

    Обсуждение вызывает вопрос о способности студента быть старостой группы по медицинским показаниям.

    Поступивших писем в редакцию было очень много.

    Тридцать пять и пять десятых процентов учащихся отлично справились с работой.

    На моё день рождения я приглашая самых близких друзей.

    Когда они сели, она спросила, что любит ли он читать книги.

    Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого у меня испортилось настроение.

    Он неожиданно подскользнулся и упал.

Результаты анализа представьте в виде таблицы по образцу:

5 Основные функциональные стили русского литературного языка

Вопросы и задания:

    Перечислите основные признаки литературного языка.

    Выпишите из учебника по культуре речи или из энциклопедического словаря определения понятий стиль ифункциональный стиль .

    Пользуясь учебниками и энциклопедическими лингвистическими словарями, а также учебником под ред. Д.А. Романова, запишите в тетради характеристику разговорного ,публицистического иофициально-делового стилейпо плану :

    Экстралингвистические и общелингвистические факторы, определившие основные стилевые черты текста (стилеобразующие факторы):

    сфера общения (наука, искусство, политика и т.д.)

    задача общения (информировать, получить информацию, побудить к действию и т.д.)

    ситуация общения (официальная/неофициальная)

    характер коммуникации (массовая, групповая, межличностная)

    форма речи (устная, письменная; диалог/полилог/монолог)

    каноничность/неканоничность речевой ситуации (соблюдение условий общности времени и места)

    реализация правил успешной коммуникации

    преимущественно реализуемые функции языка (коммуникативная, эмотивная, фатическая и т.д.)

    Стилевые черты

    Языковые средства, с помощью которых реализованы основные стилевые черты, и композиционные особенности текстов

    Подстили

    Речевые жанры

Образец выполнения 3 задания .

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Горячий вихрь охватил Илью. Любо ему было стоять против толстенького человечка с мокрыми губами на бритом лице и видеть, как он сердится. Сознание, что Автономовы сконфужены пред гостями, глубоко радовало его. Он становился всё спокойнее, стремление идти вразрез с этими людьми, говорить им дерзкие слова, злить их до бешенства, – это стремление расправлялось в нём, как стальная пружина, и поднимало его на какую-то приятно страшную высоту. Всё спокойнее и твёрже звучал его голос.

Первое время своего пребывания в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.

Беседа текла, росла, охватывая черную жизнь со всех сторон, мать углублялась в свои воспоминания и, извлекая из сумрака прошлого каждодневные обиды, создавала тяжелую картину немого ужаса, в котором утонула ее молодость. Наконец она сказала...

Пьер знал, что все ждут только того, чтоб он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге.

Доведённый этим воем чуть не до сумасшествия, Лёнька вырвался от него, вскочил на ноги и стрелой помчался куда-то вперёд, широко раскрыв глаза, ослепляемый молниями, падая, вставая и уходя всё глубже в тьму, которая то исчезала от синего блеска молнии, то снова плотно охватывала обезумевшего от страха мальчика.

Нехлюдов уставился на свет горевшей лампы и замер. Вспомнив всё безобразие нашей жизни, он ясно представил себе, чем могла бы быть эта жизнь, если бы люди воспитывались на этих правилах, и давно не испытанный восторг охватил его душу. Точно он после долгого томления и страдания нашел вдруг успокоение и свободу.

Все , мешаясь вместе, составляло для Ивана Ивановича очень занимательное зрелище, между тем, как лучи солнца, охватывая местами синий или зеленый рукав, красный обшлаг или часть золотой парчи, или играя на шпажном шпице, делали его чем-то необыкновенным, похожим на тот вертеп, который развозят по хуторам кочующие пройдохи.

Первое чувство, которое охватило Аграфену, когда сани переехали на другую сторону Каменки и быстро скрылись в лесу, походило на то, какое испытывает тонущий человек. Сиденье у саней было узкое, так что на поворотах, чтобы сохранить равновесие, инок Кирилл всем корпусом наваливался на Аграфену.

В хорошие минуты Касатского не смущали эти мысли. Когда он вспоминал про это в хорошие минуты, он радовался, что избавился от этих соблазнов. Но были минуты, когда вдруг всё то, чем он жил, тускнело перед ним, он переставал не то что верить в то, чем жил, но переставал видеть это, не мог вызвать в себе того, чем жил, а воспоминание и - ужасно сказать - раскаяние в своем обращении охватывало его.

Раздражение, всегда дремотно таившееся в усталых грудях, просыпалось, требовало выхода, торжествуя, летало по воздуху, все шире расправляя темные крылья, все крепче охватывая людей, увлекая их за собой, сталкивая друг с другом, перерождаясь в пламенную злобу.

Мы все отшатнулись при виде открывшейся при этом картины. Вся грудь убитого представляла одну зияющую рану, прорезанную и истыканную в разных направлениях. Невольный ужас охватывал душу при виде этих следов исступленного зверства. Каждая рана была бы смертельна, но было очевидно, что большинство из них нанесены мертвому.

Впрочем, мальчику было не до собаки. Грозный вид дворника охватил его сверхъестественным ужасом, связал его ноги, парализовал все его маленькое тонкое тело. Но, к счастью, этот столбняк продолжался недолго. Почти бессознательно Сергей испустил пронзительный, долгий отчаянный вопль и наугад, не видя дороги, не помня себя от испуга, пустился бежать прочь от подвала.

Целых три дня продолжались эти галлюцинации, и доктор освобождался от них, только уходя из дому. Но роковая мысль и тут не оставляла его. Сидя в редакции «Запольского курьера», доктор чувствовал, что он стоит сейчас за дверью и что маленькие частицы его постепенно насыщают воздух. Конечно, другие этого не замечали, потому что были лишены внутреннего зрения и потому что не были Бубновыми. Холодный ужас охватывал доктора, он весь трясся, бледнел и делался страшным.

Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего , что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса.

Мы решили не разлучаться, и все поехали в Петербург. Здесь сразу столичная жизнь с начинавшимся оживлением в студенческой среде охватила наш маленький земляческий кружок… И через год мы возвратились в родной город сильно изменившимися, особенно Израиль. Ему, вдобавок, пришлось надеть очки, и он, всегда серьезный и молчаливый, теперь положительно имел вид молодого ученого.

Сколько он хлопотал около Чижика, как ревностно трудились над ним доктора – умер мальчик! Обидно… Вот и его, Орлова, схватит однажды, скрючит, и кончено. Ему стало страшно, его охватило одиночество. Поговорить бы с умным человеком насчёт всего этого! Он не раз пробовал завести разговор с кем-либо из студентов, но никто не имел времени для философии. Приходилось идти к жене и говорить с ней. Он пошёл, хмурый и печальный.

Мне было стыдно. Я смотрел на долину Прегеля и весь горел. Не страшно было, а именно стыдно. Меня охватывала беспредметная тоска, желание метаться, биться головой об стену. Что-то вроде бессильной злобы раба, который всю жизнь плясал и пел песни, и вдруг, в одну минуту, всем существом своим понял, что он весь , с ног до головы, – раб.

Какое-то странное волнение охватило Галактиона, точно он боялся чего-то не довезти и потерять дорогой. А потом эта очищающая жажда высказаться, выложить всю душу… Ему сделалось даже страшно при мысли, что отец мог вдруг умереть, и он остался бы навсегда с тяжестью на душе.

– Ты колдунья, Вера. Да, сию минуту я упрекал тебя, что ты не оставила даже слова! – говорил он растерянный, и от страха, и от неожиданной радости, которая вдруг охватила его. – Да как же это ты!.. В доме все говорили, что ты уехала вчера…

Нехлюдов вспомнил всё , что он видел вчера, дожидаясь в сенях, и понял, что наказание происходило именно в то время, как он дожидался, и на него с особенной силой нашло то смешанное чувство любопытства, тоски, недоумения и нравственной, переходящей почти в физическую, тошноты, которое и прежде, но никогда с такой силой не охватывало его.

В предместье мы опять очутились в чаду китайской городской жизни; опять охватили нас разные запахи, в ушах раздавались крики разносчиков, трещанье и шипенье кухни, хлопанье на бумагопрядильнях. Ах, какая духота! вон, вон, скорей на чистоту, мимо интересных сцен! Однако ж я успел заметить, что у одной лавки купец, со всеми признаками неги, сидел на улице, зажмурив глаза, а жена чесала ему седую косу. Другие у лавок ели, брились.

Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Мне иногда бывает его жаль. Жаль хорошего человека, у которого вся жизнь ушла на изучение тоненькой книжки устава и на мелочные заботы об антабках и трынчиках. Жаль мне бедности его мысли, никогда даже не интересовавшейся тем, что делается за этим узеньким кругозором. Жаль мне его, одним словом, той жалостью, что невольно охватывает душу, если долго и пристально глядишь в глаза очень умной собаки…

Прошке казалось, что воздух затуманился, небо заволакивается тучами, листья шепчутся тревожно, точно перед наступлением грозы. Еще через несколько минут ему послышалось даже глухое рокотание грома, и он стал испытывать беспокойство и желание проснуться, чтоб укрыться от близкого дождя. Но дремота все крепче и крепче охватывала его, сковывая все члены.

Никакой резкий стук или крик не вырывался отдельно, все утопало в общем шуме, гуле, грохоте, и все составляло непрерывно и стройно текущую реку звуков, которая с такою силою охватила нас, овладела нами, что мы долго не могли выговорить ни одного слова.

Она притянула к себе Сашу и принялась расстегивать его блузу. Саша отбивался, цепляясь за ее руки. Лицо его делалось испуганным, и, подобный испугу, стыд охватил его. И от этого он словно вдруг ослабел. Людмила сдвинула брови и решительно раздевала его. Сняла пояс, кое-как стащила блузу. Саша отбивался все отчаяннее. Они возились, кружились по горнице, натыкались на столы и стулья. Пряное благоухание веяло от Людмилы, опьяняло Сашу и обессиливало его.

С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. Он весь подался вперед, во тьму, и ему казалось, что он растет, – кости и жилы вытягивались в нем с тупой болью, голова, заполненная одной мыслью, болела, кожа на спине вздрагивала, а в ноги вонзались маленькие, острые и холодные иглы. Глаза ломило от напряженного рассматриванья тьмы, из которой – он ждал – вот-вот встанет нечто и гаркнет на них: «Стой, воры!..»

Она подняла на меня свои кроткие большие глаза с опухшими от слез веками. Меня охватила какая-то невыразимая жалость. Мне вдруг захотелось ее обнять, приласкать, наговорить тех слов, от которых делается тепло на душе. Помню, что больше всего меня подкупала в ней эта детская покорность и беззащитность.

"Преступление и наказание " для меня-это книга,которую хочется перечитать снова. Произведение охватывает огромный круг проблем,над которыми во время прочтения невольно задумываешься. Но все же для себя я выделила самые главные проблемы,которые всегда были, есть и будут актуальными. Это такие проблемы,как насилие и несправедливость. Думаю что многие сталкивались с подомным. Ф. М. Достоевский описывает характеры героев,трагические судьбы,страдания, человеческие муки и горести. Именно через все это описание автор заставляет нас на миг остановиться и подумать, а почему же люди так поступают,почему в жизни так много несправедливостей?
Для начала, я думаю, стоит поговорить о главном герое произведения. Родион Романович Раскольников- бывший студент,оставивший учебу из-за бедности. Это гордая и сильная личность. У Раскольникова была своя теория,по которой все люди делились на "обыкновенных", которые должны производить себе подобных и подчиняться, и на особых, которые "право имеют" на преступление ради великих целей. Для Родиона такой целью являлось желание сделать мир лучше, избавить его от несправедливости. Но Раскольников совершает преступление в первую очередь для того,чтобы доказать себе,что он не "тварь дрожащая", а человек, которому позволено было совершить убийство. Это самый яркий пример в произведении,раскрывающий проблему насилия.После преступления Раскольникова мучает совесть, он боится выдать себя и сделать лишний шаг. Родион не смог без угрызения совести "преступить через кровь". Федор Михайлович Достоевский обличает насилие, он показывает нам лихорадочное состояние героя, ту нравственную пытку,которую переживает Раскольников после убийства. Его теория рушится, мы видим, что происходит победа человека в Родионе над нравственными заблуждениями, которые ведут общество к падению и гибели.Сцена убийства является основной сценой насилия,но далеко не единственной. Сколько всего совершил Свидригайлов! Это и изнасилование глухонемой сироты, и убийство слуги, также он был повинен в смерти жены. Ф. М. Достоевский доносит до нас,что всегда существуют последствия. Он показывает отвращение Свидригайлова к себе, начинающуюся у него душевную болезнь. Происходит борьба между жаждой жизни и голосом совести, заканчивающуюся смертью Свидригайлова.
Читая произведение Ф. М. Достоевского, мы проникаемся состраданием к некоторым героям,которые попали в такие жизненные ситуации, выходом из которых порой является только смерть. Страшные описания сменяются еще более ужасными,герои попали в мир невыносимых страданий и несправедливости. Я хочу привести в пример двух ярких героинь романа: Соню и Дуню. Они вынуждены страдать, так как любовь,сочувствие,нищета не дают им выбора.Соня-чистой души девушка,полная доброты,любви, продает себя для того, чтобы прокормить отца-пьяницу и больную мачеху с детьми. Дуня-это умная, красивая, целомудренная девушка, которая готова выйти замуж за Петра Петровича Лужина, хотя не любит его, для того, чтобы поправить положение своего брата, Авдотья Романовна хочет пожертвовать собой из-за большой любви к Родиону. Судьба несправедлива к девушкам. Такие,как Лужин и Свидригайлов имеют много денег,но не имеют души,в них нет человека. Но такие люди стоят выше, чем добрые,сострадающие, любящие,но не имеющие денег,попавшие в трудные жизненные ситуации.
Федор Михайлович Достоевский показал нам общество таким,каким оно было: неравное разделение, нищета, ужасная обстановка в комнатушках, страдающие люди в безвыходных ситуациях. Соня и Дуня далеко не единственные, кто так живет. В романе еще много подобных образов,на примере жизни которых мы понимаем, что так живут не только они, но и все общество в целом.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...