Наскальная живопись эпохи палеолита. Первобытное искусство

Древнекаменный век, или палеолит - самый длительный период в истории человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия. В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития: древний, или нижний палеолит; средний палеолит; поздний, или верхний палеолит. Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье, и на весь поздний палеолит - эпоху Ориньяк (40-35 тысячелетия до н. э.), Солютре (35-25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25-12 тысячелетия до н. э.) .
В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства.
Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.
В начале позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге. Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в некоторых случаях росписям предшествовал гравированный рисунок. Первобытный художник писал охрой - желтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя.
Эпоха Ориньяк. К эпохе Ориньяк (40-35 тысячелетия до н. э.) относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Рисунки очень несовершенны, почти невозможно узнать породу животного, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное. В конце эпохи рисунки более реальны; можно различить породу животного, так как нарисованы морды, рога, копыта, шерсть.
В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские фигурки из мягких пород камня (размером в 5-10 см). Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины. Такого рода женские статуэтки были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР. Эта эпоха - время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии.
В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.
Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца.
Эпоха Солютре. В эпоху Солютре (35-25 тысячелетия до н.э.) расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции - Нио, Фон-де-Гом; Испании - дела Пенья, Пасегья, Кастильо.
Эпоха Мадлен. Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25-12 тысячелетия до н.э.). Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися.
В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности.
Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.
Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно. Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных. К лучшим памятникам такого характера относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

Несомненно, что уже у неандертальцев возникли первые мифы и музыка, сопровождавшая религиозные церемонии. Однако доказать это не представляется возможным. Также нет каких-либо серьезных археологических свидетельств о существовании изобразительного искусства в среднем палеолите. Поэтому большинство ученых связывают возникновение искусства с распространением на Земле человека современного типа.

Самыми древними примерами творчества человека считаются оттиски человеческих рук и переплетения линий, так называемые «макароны», которые появились на стенах пещер в самом начале позднего палеолита. Вскоре люди начали создавать более сложные произведения -- при помощи кремневых резцов или просто пальцем, который макали в растительные краски, они рисовали на стенах пещер животных, на которых охотились. Ученые считают, что эти изображения использовались в магических ритуалах древних людей, желавших обеспечить себе удачную охоту.

«Я увидел нацарапанную черту, потом еще несколько, и вот, потрясенный, задыхающийся от волнения, я смотрю на великолепно выполненную голову льва! Этот шедевр представляет собой голову льва в профиль, нарисованную в натуральную величину с неподражаемым искусством. Лев рычит, его пасть разинута, клыки угрожающе обнажены. Он рычит уже 25 тыс. лет, с того самого дня, когда при пламени жирового светильника, такого же коптящего, как и мой сегодняшний фонарь, дикий охотник встал на колени в том же самом месте, где я сам сейчас стою на коленях. Здесь на глине остались отпечатки его колен, и вот теперь я как бы сливаюсь с ним своим присутствием и преемственностью, которая связывает нас через века. Тот человек, одетый в грубую накидку из шкуры, почти босой и голый, взял острый камень и задумался в глубокой тишине и мраке пещеры. И вот он стал рисовать. Одним штрихом, без всякого наброска, без возможности исправить он одним росчерком изобразил голову льва. Несмотря на плохое освещение, неудобное положение, неровности скалы, этот великий художник нарисовал по памяти рассвирепевшего льва грубым кремневым орудием» -- так известный спелеолог Норбер Кастере описывал свои впечатления от искусства палеолита, шедевры которого он во множестве находил в пещерах Франции.

В 1879 году, работая в пещере Альтамира в Испании, археолог Марселино де Савтурола первым обнаружил наскальные росписи палеолитических людей. Собственно, открытие было совершено его маленькой дочерью. Пока ее отец раскапывал остатки стоянки на полу пещеры, она осветила лампой потолок и закричала: «Папа, смотри! Быки! Быки!» Свет фонаря вырвал из вечного мрака потолок зала, на котором помещалась громадная многокрасочная роспись, изображавшая стадо бизонов. Для научной общественности XIX века это открытие было настолько невероятно, что спустя год на всемирном археолого-антропологическом конгрессе в Лиссабоне

роспись без всякого обсуждения была единогласно признана преднамеренной подделкой, а сам Савтурола объявлен злонамеренным фальсификатором. Понадобилось несколько десятков лет и неутомимая деятельность Анри Брейля, «отца археологии Запада», чтобы полностью реабилитировать Савтурола и вернуть ему честное имя.

Все началось в 1897 году, когда археологу Эмилю Ривьеру с большим трудом удалось доказать подлинность петроглифов в пещерах Дордони на юге Франции. Через 4 года, в 1901 году, Брейль, продолжая исследовать Дордони, нашел множество наскальных рисунков. Последние сомнения в подлинности пещерных росписей были уничтожены в 1912 году археологом Бегуаном. В пещере Тюк д"Одубер во Французских Пиренеях, вход в которую был закрыт слоем сталактитов, возраст которых исчислялся многими тысячами лет, он обнаружил палеолитические изображения бизонов.

В 1940 году четыре французских школьника отправились в задуманную ими же археологическую экспедицию. На месте вывернутого с корнем дерева они увидели зияющую в земле дыру. Эта дыра их заинтересовала, тем более, что ходили слухи, будто это вход в подземелье, которое ведет в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра -- поменьше. Один из мальчиков бросил туда камень и по шуму падения определил, что глубина здесь большая. И все же он расширил отверстие, зажег фонарик и ошеломленный стал звать приятелей. Со стен пещеры на школьников смотрели какие-то огромные звери. Придя в себя, мальчики догадались, что это не подземелье, ведущее в замок, а пещера доисторического человека. О своей находке юные «археологи» сообщили учителю, который, хотя и отнесся к рассказу недоверчиво, все же согласился пойти осмотреть пещеру.

Так была открыта пещера, которую позже прозвали «сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не случайное и не преувеличенное. В пещере Ласко мы встречаем редкую попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Перед нами раненный копьем бизон, у которого из брюха вываливаются внутренности. Рядом с ним поверженный человек. А недалеко от них нарисован носорог, который, возможно, и убил этого человека.

Вообще, 90 % известных науке пещерных «картинных галерей» находятся во Французских Пиренеях в провинции Франко-Канабрия. Здесь обнаружено 120 пещер с палеолитическими росписями. Скорее всего, это объясняется тем, что в этом районе расположено множество карстовых пещер с оптимальными температурными условиями, которые обеспечили сохранность первобытных «фресок».

На территории России известно только одно место, где сохранились росписи, выполненные людьми верхнего палеолита. Это знаменитая Капова пещера в горах Южного Урала. На стенах двух залов этой пещеры были обнаружены около 40 рисунков, изображающих мамонтов, лошадей и носорогов.

Очень рано, одновременно с наскальными рисунками и барельефами начала появляться скульптура. Как правило, это было изображение женщины. Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковои зоны, которая распространялась от Средиземного моря до Байкала. Они изображали не только женщин, но и животных, делались из бивня мамонта, из кости и даже из глины, смешанной с костной золой.

Много интересных находок было обнаружено в Костенках. Замечательными находками по передаче форм обнаженного женского тела и выразительности являются две статуэтки, обнаруженные здесь. В Костенках была найдена целая серия миниатюрных головок и фигур животных, вырезанных из мергеля -- мягкого местного камня. Здесь есть хищники, например, лев и медведь, есть и превосходно оформленная голова верблюда. В Мальте и Бурети (на реке Ангаре) найдены скульптурные фигурки водоплавающих птиц, изображенных в полете, с длинной, вытянутой вперед шеей и массивной головой. Скорее всего, это гагары или лебеди.

Нередко первобытные художники придавали скульптурные формы простым бытовым вещам, например, кинжалам, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла.

Достаточно много о культуре верхнего палеолита могут рассказать погребения древних людей. Наиболее ранние могилы этого периода обнаружены в окрестностях Ментоны в Италии. Первобытные люди, хоронившие своих сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, браслетами и ожерельями из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий рядом с останками найдены кремневые пластины и костяные кинжаловидные острия. Умерших засыпали красной краской. Например, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два скелета -- юноши 15--17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши сохранились украшения от головного убора, которые состоят из четырех рядов просверленных морских раковин, на левой руке старухи -- браслеты из таких же раковин. Кроме того, около туловища юноши находились кремневые пластины.

Много подобных погребений было обнаружено в Азии. Одно из них открыто в Мальте (Сибирь). Здесь найден скелет младенца, для которого устроили из плит известняка настоящую гробницу, спущенную в лесовидный суглинок под полом древнего жилища. Две плиты ограждали скелет с боков, а третья покрывала его сверху. Дно было укрыто красной охрой. Младенец лежал на спине. На голове его был тонкий, тщательно отшлифованный обруч из мамонтовой кости в виде диадемы. На груди находилось богатое ожерелье из 120 костяных бус и семи узорчатых подвесок, заканчивавшееся стилизованной фигуркой летящей птицы. На груди оказалась и вторая фигурка птички. В области таза была обнаружена круглая костяная бляха с узором в виде зигзагов, изображающих змей. У ног младенца лежал большой костяной наконечник копья, а также кремневые пластины и острие. На правой плечевой кости ребенка сохранились остатки костяного браслета. Как и все другие предметы, он был изготовлен из бивня мамонта.

Интересные погребения были найдены также и в Костенках. Вместе с одним погребенным было положено 70 кремневых пластин, в том числе скребки и проколки, а также костяная игла с ушком. Кроме того, в могилу положили крупное костяное орудие, которое представляло собой лопаточку с рукояткой. Кости находились в прослойке красной охры. В качестве сиденья скелету служили также прослойки красной и желтой охры. Сверху могила была перекрыта лопаткой мамонта и костями лошади. Подобные погребения свидетельствуют о том, что в то далекое время уже сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи.

Первобытными людьми были созданы многие виды музыкальных инструментов: ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные, или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые из полого дерева или трубчатой кости. Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны. Музыка, как правило, сопровождала танцы, с помощью которых человек стремился изобразить сцены охоты, подвиги воинов.

На поселениях верхнего палеолита обнаружены трубчатые кости с боковыми отверстиями. На Украине, в районе Чернигова, в хижине из костей мамонта нашли две костяные колотушки, шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин и молоток из рога северного оленя. Некоторые ученые считают, что эти предметы являются музыкальными инструментами древнейшего оркестра.

В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст, и лишь в результате длительной и бурной дискуссии они были признаны подлинными.

В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное - пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм - мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное - украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания, о появлении новой, совершенно специфической - человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира. Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.

Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций. По мнению одного из крупнейших археологов XX в. А. Леруа-Гурана и многих других ученых, пещерные росписи не были просто бессистемным рядом изображений, а могли служить «записями-иллюстрациями» к древнейшим мифам. Так, бизон в пещерной живописи олицетворял женское начало, лошадь - мужское, а различные сочетания их изображений могли отражать какие-то мифологические сюжеты.

Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. Таковы, например, фигура «шамана» из пещеры Трех Братьев или сцена ритуального поедания бизона из пещеры Раймонден и т.п. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкой пластике - наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия). По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме. В России пещерная живопись обнаружена в Каповой и Игнатьевской пещерах на Урале. Возраст культурного слоя в этих пещерах - около 14 тыс. лет. На стенах пещер открыты изображения мамонтов, носорогов, лошадей и геометрических фигур.

Первобытные художники пользовались минеральными красками: мелом, углем и охрой желтого, красного или вишневого цвета. В темныхпещерах человек рисовал при свете костра, факела или лампы. Фрагменты такой глиняной лампы были обнаружены при раскопках в Каповой пещере.

Наскальная живопись и гравировка верхнего палеолита

Кроме образцов настенной, как правило, полихромной живописи, в монументальном пещерном искусстве представлены рельефные изображения, выполненные в технике гравировки и пикетажа. Пикетаж - техника создания изображения посредством выбивания точечных углублений. Наиболее известны высокий рельеф женщины с рогом из пещеры Лоссель и парная группа бизонов из пещеры Тюк де Одубер, выполненная как горельеф, в 3/4 натурального объема.

Предметы искусства малых форм - статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями - распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилишах под полом жилищ, иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).

Мелкая пластика верхнего палеолита: 1, 2, 7, 9 - «палеолитические Венеры» (Авдеево, Гагарине, Костёнки, Буреть); 3 - мамонт (Авдее-во); 4 - навершие в виде головы «кошачьего хищника» (Авдеево); 5 - бизон (Зарайская стоянка), 6 - водоплавающая птица (Мальта), 8 - голова львицы (Костёнки)

Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. Целая серия скульптурных изображений водоплавающих птиц происходит с сибирской стоянки Мальта: птицы изображены в движении - они плывут или летят, раскинув крылья. Также в движении выгравированы и извивающиеся змеи на крупной пластинке из бивня мамонта, найденной на той же стоянке. Изображения рыб, змей известны на гравированных пластинках со стоянок Западной и Восточной Европы. Многочисленные изображения птиц, змей и рыб могут быть связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы - воздухе, земле, воде.

Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин - так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.

Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. Известные женские фигурки со стоянок Мальта и Буреть более схематичны и уплощены, однако черты лица у них проработаны. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.

В пластике верхнего палеолита кроме реалистичных женских изображений присутствуют статуэтки, характеризующиеся высокой степенью обобщенности при создании женского образа, - это знаменитые «птички» со стоянки Мезин и рад западноевропейских статуэток с разных стоянок Франции и Италии.

Реализм женских изображений, с одной стороны, а с другой - акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности позволяют говорить о значимости выражения именно материнского начала. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.

Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.

Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень - мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть - это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны - от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов - линии треугольников, косой крест и их комбинации - считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.

Орнамент верхнего палеолита: 1 - браслет (Мезин); 2, 6 - изображение птицы (Мезин)’, 3 - орнаментированная лопатка мамонта (Мезин); 4 - пластина из бивня мамонта, орнаментированная с двух сторон (Мальта); 5 - череп мамонта, орнаментированный красной охрой (Межирини); 7, 8 - фрагменты диадем с орнаментом (Авдево)

Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах - наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху палеолита.

Находки предметов палеолитического искусства на территории России и Украины распространены неравномерно, наибольшее их число найдено на стоянках Среднего Дона, Поднепровья, Десны и в Восточной Сибири.

Несомненно, что кроме изобразительных, в верхнем палеолите существовали и иные формы искусства, например такие, как музыка и танец. Об этом свидетельствуют находки на верхнепалеолитических стоянках флейт и свирелей, которые практически не отличаются от современных и до сих пор могут играть. На стоянке Мезин были исследованы остатки жилища, в котором у одной из стенок находилась группа крупных костей мамонта, украшенных росписью красной охрой. По предположению исследователей, эти предметы могли служить ударными музыкальными инструментами.

Как возникло искусство в человеческом обществе? Каковы его первые шаги?

Возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Этих людей назвали кроманьонцами по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции. Они появились от 40 до 35 тыс. лет тому назад и были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройными, крепкого телосложения. У кроманьонцев был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Первобытный человек этой эпохи вел коллективную охоту на крупного зверя с помощью копья и дротиков. У кромпньонцев была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Роды объединились в племена, возникал матриархат.

Почти во всем они походили на современного человека.

Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего или позднего палеолита, начавшейся примерно за несколько десятков тысячелетий до н.э., в так называемое ориньякское время.

Это - наскальные росписи; статуэтки из камня и кости; изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах. Они найдены и в Европе, и в Азии, и в Африке.

Между тем изготовление примитивных каменных орудий восходит к гораздо более древним временам нижнего и среднего палеолита. Труд - старше искусства, и искусство обязано своим возникновением труду.

Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, не вырабатывал верность глаза, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать.

Чтл заставило первобытного человека в первый раз отказаться от изготовления каменного скребка или наконечника для копья и создать небольшую каменную статуэтку или нарисовать что-то на скале?

Есть мнение, что первобытные люди занимались «искусством для искусства», что первым и определяющим стимулом художественного творчества было врожденное человеку стремление к игре.

Игра в первобытном мире? В мире, полном опасностей? Когда приходилось охотиться на мамонта или на зубра с помощью дротиков и копий с каменными наконечкиками. Всегда ли оставались в живых охотники после такой охоты? Когда мясо заканчивалось, нужно было идти вновь.

А сколько времени и терпения требовалось для изготовления каменных орудий труда! А защита от нападений диких зверей и враждебных племен? До игры ли тут было?

Я пытаюсь представить жизнь первобытного человека. Жизнь, которая постоянно требовала предельного напряжения сил. Жизнь, в которой редки были минуты отдыха и сытости.

Каким он видел окружающий мир? Ведь он не знал, почему облака плывут по небу, почему идет дождь, а затем снег. Почему времена года сменяют друг друга. Почему растет трава, почему деревья в определенное время одеваются листвой, а потом листва опадает. И еще много других вещей, о которых знают современные люди.

Единственное объяснение для них - миром движет таинственная сила. Именно она заставляет происходить все эти загадочные процессы. Чтобы выжить, человек вынужден внимательно наблюдать за окружающим миром, мгновенно реагировать на любой его вызов. Первобытный человек старался уловить закономерности в явлениях окружающего мира, увидеть связь между ними.

Жизнь первобытного человека зависела от удачной охоты. Поэтому особенно внимательно он наблюдал за зверями, на которых охотился, за их повадками, за их жизнью.

Он заметил, что если нарисовать зверя, на которого охотился, и затем с определенными словами метать в него копьем, то охота бывает удачнее. Так во многих пещерах по всему миру появились многочисленные изображения животных, перед которыми совершались магические обряды.

В XX веке нам, атеистам и материалистам, эти действия казались глупыми и бессмысленными, они говорили о примитивности мышления первобытного человека.

Но человечество развивается по спирали. На очередном ее витке мы поняли, что мысль человеческая материальна. И если во время магического обряда племя "отыграет" охоту на крупного зверя, то охота действительно станет более удачной.

Очевидцы рассказывали об обрядах «убивания» нарисованных изображений зверя у австралийских, африканских и других племен, причем в этих обрядах магические действия сочетаются с упражнением в действиях, производимых на охоте, то есть со своего рода репетицией, практической подготовкой к охоте. Есть свидетельства, что и палеолитические изображения служили подобным целям. Так в пещере Монтеспан во Франции были найдены многочисленные глиняные скульптуры зверей - львов, медведей, лошадей, - покрытые следами от ударов копьем, скорее всего нанесенных во время какой-то магической церемонии

Они были совсем не примитивны, первобытные люди, они были похожи не нас. Но в отличие от нас, ум первобытного человека не был засорен множеством идей и представлений, в которые мы сейчас верим, и которые мы часто не проверяли на собственном опыте.

Первобытный человек такого позволить себе не мог. Он верил только в то, что работает.

И если магические обряды перед изображениями животных приносили удачу, он не жалел времени на то, чтобы покрывать их изображениями стены и потолки пещер, вырезать фигурки животных из камня и кости.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы. Для изображений раннего палеолита характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Художники занимались своим творчеством глубоко под землей - в пещерах, при свете факелов.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Многие из этих произведений так жизненны, так экспрессивны и верны натуре, что не только являются драгоценными историческими памятниками, но и сохраняют свою художественную силу до наших дней.

Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Долгое время ученые не могли поверить, что в такие древние времена, на таком примитивном уровне развития производительных сил, люди, делавшие только примитивные скребки, ножи, наконечники для копий, могли быть художниками такого высокого класса.

Об этом свидетельствует драматичная история открытия первой пещеры с палеолитическими рисунками - Альтамиры.

Охота на крупного зверя зачастую оканчивалась гибелью людей. Поэтому для первобытных людей была очень актуальна проблема воспроизведения рода. Женщины должны были рожать регулярно, чтобы при такой высокой смертности племя не вымерло. Женщине отводили особое место. В первобытных племенах царил матриархат.

Поэтому одними из древнейших дошедших до нас произведений искусства стали небольшие женские статуэтки, которе в шутку назвали "палеолитические венеры". В этих статуэтках все внимание древнего скульптора сосредоточено именно на детородной функции женского организма, то есть на том, от чего зависела жизнь племени.

Лицо древний мастер не изображал - оно ему было не важно. Современным людям это может показаться шокирующим. Мужчины в палеолите были настолько примитивны, что не могли испытывать чувство любви, а только животное влечение?

Мне кажется, это не так. Возможно даже, что первобытные люди умели любить нисколько не менее сильно. Эти статуэтки имели магическое значение, как и все искусство первобытного мира. Поэтому изображалось только то, что для первобытного человека было жизненно важно. Он просил высшие силы о новых воинах, которых родят женщины его племени. В монументальном облике палеолитических женских статуэток видно, какое значение древний мастер придавал именно этому женскому аспекту.

В эти вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) женские скульптурные фигурки, их массивные формы, широкие бедра, огромные груди вложено столько мужского любования женской сутью, тем, что позволяет воспроизводить человеческий род. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Введение

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н.э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Первобытная или, иначе, примитивная культура территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Искусство палеолита

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Причинами возникновения искусства считаются потребность человека в красоте, радости творчества и верования того времени.

Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А.В. Рюмин открыл палеолитические рисунки в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой - минеральной краской, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитан краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, кого они изображают. Здесь были видны какие-то квадраты, кубики, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие - сосуд и т.д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы «прочитать» эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности - само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Углеродный анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние - ок. 12 тыс. лет.

На основании археологических находок на территории современной Франции были определены хронологические рамки этапов палеолита - «древнекаменного века» для Центральной Европы: - нижний (ранний) палеолит наименован периодом Ашёль (Acheul), по названию местности Сент-Ашель близ Амьена - 1 млн. - 40 тыс. лет до н.э.; - средний палеолит - Мустьё (Moustier), по местности на юго-западе Франции - 40-35 тыс. лет до н.э.; - верхний палеолит включает три стадии: Ориньяк (Aurignac), по названию селения на северном склоне Пиренеев - 35-20 тыс. лет до н.э.; Солютрё (Solutre), по названию селения близ г. Масона в центральной части Франции - 20-15 тыс. лет до н.э., и Мадлён (Magdalen), по местности в долине р. Дордонь в юго-западной Франции -15-12 тыс. лет до н.э.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины - матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а - строгой геометричностью линий и объемов - силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

Рис.

С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

Рис.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской палеолитической стоянке на Украине. Геометрическим узором здесь покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Вместе с каменными, костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками в Мезине были найдены костяные изделия с метрическим узором. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках В. и Средней Европы. Что же означает этот «абстрактный» узор и как он возник? Уж очень не вяжется геометрический стиль с блестящими по реализму рисунками пещерного искусства. Откуда же взялся «абстракционизм»? И насколько абстрактен этот орнамент? Изучив с помощью увеличительных приборов структуры срезов бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу. Они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы, преодолевая мертвую монотонность рисунка.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

каменный произведение палеолитический искусство

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...