Ницше не то что ты меня. Лучшие цитаты фридриха ницше

Фридрих Ницше - один из самых цитируемых философов. Его живой и пытливый ум сумел родить учения, актуальные по сей день. Афоризмы Ницше - это мысли, которые будут опережать еще не одно поколение людей.

Ницше - философ?

Его иногда называют философом поневоле. Гениальный музыкант, филолог и поэт в итоге стал создателем целого философского учения, постулаты которого цитируются до сих пор. Из-за чего изречения Ницше так распространены? Объяснить такую популярность самобытного учения можно тем, что все его постулаты пронизаны отрицанием всех общепринятых правил. Философ и сам называл себя «единственным законченным нигилистом».

Он говорил о нравственно негодующих людях как о лгунах, не понимающих собственной злобы. За столь радикальные взгляды Фридрих Ницше, цитаты которого зачастую не понимались современниками, не раз поддавался жесткой критике со стороны философского сообщества. В начале его творческого пути отсутствие признания приводило писателя к серьезным расстройствам, усугубляющимся психическими и физическими недугами. Позднее Ницше скажет об этом: «Что не убивает, то делает меня сильнее», - обозначив этим афоризмом свое отношение к непониманию и отрицанию со стороны коллег.

Шаги к сверхчеловеку

Учение философа о сверхчеловеке особняком стоит в его творчестве. В нем заключены самые смелые идеи, которые проповедовал Фридрих Ницше. Цитаты о жизни человека как развивающегося существа стали основой его идеи. Отчасти труды философа связывают с зарождением национал-социализма. Идеологи фашизма исковеркали взгляды Ницше до неузнаваемости, опорочив тем самым его имя на долгие годы.

Однако истинный сверхчеловек в трудах философа все же присутствовал. И реальные люди времен Ницше не имели с ним ничего общего. По словам писателя, обычный человек - это то, что нужно преодолеть, своеобразный период эволюции, «мост между обезьяной и сверхчеловеком». Книжное детище для самого философа было явлением непостоянным. Он то отрицал возможность рождения сверхчеловека, то говорил, что его черты становятся более видимыми.

Этот безумный замысел казался философам невозможной сказкой, но сам Фридрих Ницше, цитаты которого были достаточно радикальными, в него верил, и был готов умереть за свою идею. К этому он призывал всех: не жалеть себя во благо сверхчеловека. Идея Фридриха Ницше опережала время, возможно и до сих пор опережает. Его современники бились над проблемой сохранения человека, а Ницше говорил о том, что человека необходимо превзойти - перепрыгнуть.

Цитаты Фридриха Ницше о любви

Многие писатели и историки, затрагивающие в своем творчестве жизнь Ницше, признавали в нем ярого женоненавистника. В жизни философа действительно было мало женщин: мать, сестра и подруга Лу Саломе, которую он называл самой умной из женщин. Однако невезение в любви не привело к ее отрицанию. Любовь у великого писателя жертвенна и обличительна. Любящий, но не любимый человек, по его мнению, рано или поздно обнаруживает в себе самые гадкие качества. Писатель Фридрих Ницше, цитаты которого построены на отрицании устоявшихся норм, в излишнем морализме видел только ложь.

Он считал, что прекрасное чувство несовместимо с браком. Он не презирал семейный институт, но утверждал, что гораздо больше пар могли оставаться счастливыми, не проживая вместе. Слова Ницше о том, что чем свободнее человек, тем больше в нем способности любить и быть любимым, можно считать эпиграфом к его личной жизни. Однако на исходе лет писатель признался в том, что ошибался на этот счет, о чем свидетельствуют его слова: «Сейчас я страстно желаю любую женщину».

Фридрих Ницше: цитаты о жизни

Многие философы не испытывают сомнений в собственных убеждениях. Ницше не из их числа. Возможно, именно за его привычку все подвергать сомнению его учение и называют иррациональным. Однако писатель никогда не сомневался в собственном величии, хоть и говорил о том, что ни один мыслитель еще не оказывался полностью правым, даже он сам.

Все мысли Ницше пронизаны свободой духа, и именно к этому он стремился всю свою жизнь. Он довел эту мысль до крайности, за что не раз подвергался критике. Сам Ницше называл себя «философом непринятых истин».

Свобода - недостижимый идеал

По словам Ницше, свобода духа возлагает на человека все новые и новые обязательства. Он отрицал, что безграничность мысли может быть там, где дозволено все или ничего не дозволено. Она может быть лишь там, где четко определены границы дозволенного и запретного. Но как определить эти границы возможного и невозможного? Философ говорил, что лишь под страхом смерти человек может понять: «Дамокл хорошо танцует лишь под нависшим мечом».

Таким видел человека великий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше, цитаты которого - это наследие «для всех и ни для кого». Они не просто заставляют задуматься, они дают человеку неисчерпаемый стимул для самосовершенствования. Возможно, это и была одна из самонадеянных мыслей Ницше - донести свои слова до людей любой ценой, даже ценой собственных сомнений, стоивших ему личного счастья.

Источники (кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше

Об авторе

Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

Доброго всем времени суток! И у нас продолжается линейка цитат великих людей. Сегодня мы поговорим о Фридрихе Вильгельме Ницше.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше - мыслитель, филолог, композитор. Философия Ницше включает в себя особую оценки настоящего времени, поставившую под сомнение базовые принципы существующих форм морали, религии, культуры и обще-принятых форм общения, которые впоследствии отразились в философии жизни. Большинство писаний Ницше не поддаются однозначному пониманию, в связи с чем вызывают много споров.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.

Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.

Независимость – удел немногих. Она – привилегия сильных

Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.

Лучше враг из цельного куска, чем друг приклеенный слегка.

Истина не многословна, для лжи слов всегда недостаточно.

Либо вы поднимитесь вверх на одну ступень сегодня, или соберитесь с силами, чтобы подняться на эту ступень завтра.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.

То, что не убивает меня, делает меня сильнее.

В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.

Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.

Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.

Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом.

Ни один победитель не верит в случайность.

Факт всегда глуп.

Будь тем, кто ты есть!

Чистый дух - чистая ложь.

Женщина - вторая ошибка Бога.

Идешь к женщине - бери плетку.

Мученики только вредили истине.

Нужны новые уши для новой музыки.

Без музыки, жизнь была бы ошибкой.

Вера спасает, - следовательно, она лжет.

Филолог - это учитель медленного чтения.

Ни один победитель не верит в случайность.

Все что не убивает меня, делает только сильнее.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Факты не существуют - есть только интерпретации.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.

Смеяться - значит быть злорадным, но с чистой совестью.

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.

Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.

Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.

По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.

Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте.

В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.

Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей?

Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.

И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.

Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?

Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие незнания.

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.

Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!

Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной само-погибели.

Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение.

Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?

Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.

Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.

В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.

Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим "ангелом Божьим"!

Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.

Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!

Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...