Совет 1: Как определить окончание в глаголах

Инструкция

Несмотря на то, что правописание личных окончаний глагола изучается со 2-3 классов, допускаемые ошибки встречаются очень часто. Прежде всего следует запомнить, что окончания зависят от спряжения. Первым делом просклоняйте глагол. Это основной метод обнаружения окончания в любой части речи. Та часть слова, которая изменяется при склонении и есть искомое окончание .

В русском языке глагол имеет два вида спряжения: первое и второе, обозначаются римскими цифрами соответственно (I и II). Глаголы I спряжения имеют окончания -у (-ю), -ем, -ет, -ешь, -ут (-ют), -ете. Например, читаю, читаем, читает, читаешь, читают, читаете. Среди глаголов этого спряжения существует 11 исключений: гнать,держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть. II спряжение имеет окончания -у, -ит, -ишь, -им, -ат (-ят), -ите. Например, кручу,крутит, крутишь, крутим, крутят, крутите. Написание окончания не вызывает затруднения, если на него падает ударение. Если же это не так, нужно определить тип спряжения глагола и ставить окончании в соответствии с ним.

Как и в любом правиле, в написании окончаний глаголов существует несколько отклонений от нормы. Обратите внимание на так называемые разноспрягаемые глаголы: хотеть, брезжить и бежать. Эти глаголы имеют окончания как первого, так и второго спряжения.
Хочу - хочешь - хочет; но хотим - хотите - хотят.
Бегу - бежишь - бежит; но бежим - бежите - бегут.
В глаголах повелительного наклонения в окончаниях глаголов любого из двух спряжений пишется форма второго спряжения -ите. Глаголы класть, ездить, ехать имеют формы: клади (положи, положите), поезжай(-те), езди(-те).
Также правильное написание глаголов с приставкой -обес(-обез) зависит от переходности. Непереходные глаголы относят к первому спряжению. Переходные - ко второму.

Категория переходности/непереходности глагола на первый взгляд - вопрос чисто теоретический. Однако незнание предмета отчетливо проявляется в речи иностранцев, начинающих изучать наш сложный язык. Носители же русского языка порой и не задумываются о проблеме, автоматически правильно выстраивая свою речь.

Инструкция

Под переходностью русского глагола подразумевается его способность образовывать словосочетания с прямым дополнением без предлога. В качестве дополнения могут служить имена существительные, числительные или местоимения. При этом переходный глагол обозначает действие, непосредственно направленное на предмет. Соответственно, те глаголы, которые не могут иметь прямого дополнения, являются непереходными. И употребление при них существительных или местоимений в винительном падеже без предлога является недопустимым.
- «написать («кого?», «что?») текст» - переходный глагол;
- «поехать («кого?», «что?») …» – непереходный.

Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
- «купить («кого?», «что?») книгу»;
- «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
- «получить («кого?», «что?») пять».

Также переходные глаголы образуют словосочетания глагола с существительным без предлога в родительном падеже, если оно обозначает часть целого или при глаголе имеется отрицательная частица «не»:
– «взять немного («чего?») пшена»;
– «не читать («чего?») романа».

Все возвратные глаголы (с постфиксом «–ся», «-сь») являются непереходными: «беречься», «злиться», «купаюсь».

Категория переходности/непереходности глагола хоть и относится к морфологическим признакам, однако тесно связана с его лексическим значением в конкретном высказывании. Один и тот же глагол в русском языке может быть одновременно непереходным и переходным в зависимости от контекстного значения. Список таких глаголов имеет тенденцию к расширению. Сравните: «гулять по улице - гулять собаку».

Окончание - важная морфема в русском языке, в отличие от большинства иностранных языков. Именно она связывает слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Умение поставить окончание правильно, важно для письма и правильной речи.


Инструкция

Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, кроме наречий и деепричастий (именно поэтому они не изменяются). С помощью правильно поставленного вопроса можно с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у конкретного слова.

Если вы хотите определить, какое окончание имеет прилагательное, то вам поможет вспомогательное слово-вопрос «какой?». По его ударному окончанию видно, какая буква должна писаться в проверяемом слове. Например: «Доброго человека трудно не заметить» - задайте вопрос: «человека (какого?) доброго». Правильное окончание «ого».

То же самое относится к причастиям и порядковым числительным, отвечающим на вопросы «какой?/который?». Например: «С уходящей платформы» - «платформы (какой?) уходящей».

Окончания бывают мягкими и твердыми. Поэтому иногда вопрос и проверяемое слово могут немного не совпадать в окончаниях . В таких случаях, смотрите по смыслу. Часто взаимозаменяемы, например, «ой-ый-ий», «ого-его», «ому-ему», «ым-им», «ом-ем».

В притяжательных прилагательных (кроме и. п. и в. п.) и тех, что образованы от названий календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Например, «лисьего», «октябрьский».

Также правильно заданный вопрос помогает определить окончание у существительных и глаголов. Отвечая на вопросы «кто?, что?» (у существительных) и «что делать ?, что сделать?» (у глаголов), вы получаете начальную форму слова, по которой и нужно определять, как правильно писать окончание в слове.

Видео по теме

Полезный совет

Будьте внимательны, вопрос задается от главного слова (чаще это существительное) к зависимому. Если не сохранить эту логику, то можно получить неправильный результат.

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.


Инструкция

Действие и состояние предмета передаются с помощью глаголов , имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается ударением, необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное наклонение содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

При глаголах могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в неопределенной форме: здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию второстепенных членов предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Правописание окончаний

Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», «зиждиться »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».

В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он спрягаются по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.

Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то пишется окончание –ете. Если поставить такой глагол в повелительное наклонение , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы».

Мягкий знак (ь) в глаголах

Мягкий знак пишется в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - в окончаниях глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах.

Например: «писать», «исправь», «выберешь », «погнулись».

Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.

Например: «умывается».

Правописание суффиксов

Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.

Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».

Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».

Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть».

Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д.

Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь».

Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы второго спряжения . Они имеют значение «наделить каким-либо признаком, сделать объект каким-нибудь».

Например: «обезболить», т.е. «прекратить боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. прекратить вред» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в суффиксе буква «я», например: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д. Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в прилагательном «багряный».

Видео по теме

Источники:

  • как определить личное окончание глагола
  • Фестиваль педагогических идей
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...