Лермонтов "Смерть поэта": анализ стихотворения. М

Учитель

Тема: Сатирические стихи.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике.

Цель : Знакомство с основными темами и образами лирики.

Развитие навыка анализа лирического стихотворения.

Прививать интерес к изучению русской классической литературы.

Ход урока.

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:

Гаврила Романович Державин ()

1. Определение уровня читательского восприятия.

1. - Рассказать, что вы знаете о. Ученикам предлагается рассмотреть портрет и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)

· Где родился поэт. Что известно о его семье?

· Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)

· Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)

· Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)

· Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?

(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)

Учитель дополняет рассказы учащихся.

Державин давно занял почетное место среди классиков, однако его произведения менее популярны, чем произведения Пушкина. Прежде всего, это объясняется тем, что поэтическая система Державина сложна для восприятия.

Обращаясь к осмыслению жизненного пути Державина, нужно иметь в виду, что он был не только поэтом, но и государственным деятелем, и в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта.

В службе Державин видел не только способ получения наград и чинов, но и выполнение своего гражданского долга. свою задачу на службе государю и отечеству он видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом.

Его поэзия – это поэзия поэта-гражданина. «Долг поэта в мир правду вещать»,- говорил он

Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствуют лихоимство и вопиющая несправедливость; его возмущало злоупотребление властью , неправосудие. Но Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде "Властителям и судиям" Державин гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном долге перед государстврм и обществом.

4. Чтение стихотворения «Властителям и судиям».

5. Словарная работа:

6. Беседа.

Найдите в стихотворении строки прямо противоположные восхвалению царицы в оде «Фелица». Как можно объяснить резкий, гневный тон поэта?

Это стихотворение является переводом 81-го псалма царя Давида из Библии.

В чем заключаются особенности его композиции?

Семь четверостиший четко делятся на две части. В первой части напоминание царям и судьям об их обязанностях перед народом. Прочтите эти строки.

Что представляет собой вторая часть стихотворения?

Здесь звучит мотив возмездия царям и судьям. В Библии этот мотив отсутствует.

7. Самостоятельная работа

Анализ стихотворения по карточке-плану (получает каждый):

Властителям и судиям (1780)

Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).

Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________

Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.

писал о Державине:

6. Обобщение.

Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”

Домашнее задание

1. “Что мы знаем об нём” - Слово о Державине.

2. Выразительное чтение оды.

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА
В конце XVIII века в одной из частей Павловского парка, где позже так будет любить гулять Пушкин, архитектор Бренна создал площадку муз и Аполлона. В центре круга стоит Аполлон. Как лучи солнца от круга расходятся дорожки. У начала каждой из них музы. Среди них музы, прямо связанные с жанрами литературы, которые чтил, расширял и совершенствовал великий Пушкин.
Вот Полигимния - муза торжественных песнопений. Она строга и благородна. В ее жестах Пушкин уловил энергию порыва и благородство.
Гимн - это литературный жанр, который берет свое начало еще в а нтичности. Этим торжественным жанром начинает Пушкин свою поэму "Медный всадник".
Гимн прославляет великий град Петра, он рожден восхищением поэта перед северной столицей. В строках гимна мощь и величие.
Но не только для прославления великого Петербурга прибегает Пушкин к жанру гимна. На его фоне особенно достоверно звучит рассказанная в поэме реальная история страданий и гибели простого человека.
В гражданской лирике Пушкина большую роль играл один из излюбленных пушкинских жанров - жанр стихотворного послания. Мы учили наизусть послание Пушкина "К Чаадаеву". В этом послании поэт соединил гражданские идеалы с интимными чувствами:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
В этом стихотворении интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как, например, у поэта-декабриста Рылеева. Напротив, гражданская доблесть становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединил два несовместимые раньше понятия: любовь к женщине и любовь к родине.
Это гражданское послание привлекает к себе дружескими обращениями: "мой друг", "товарищ". Это соединение в жанре послания гражданской и дружеской лирики - открытие Пушкина. Оно ощутимо и в другом гражданском послании поэта - стихотворении "В Сибирь".
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Цель этого послания - поддержать в Сибири близких, уважаемых им друзей (среди них Пущин). Но в стихотворении видно и желание поэта возвеличить гражданский подвиг декабристов - борцов за свободу народа, внушить читателям веру в торжество их дела.
В гражданской лирике поэта немаловажную роль играет и такой жанр, как памфлет - cтихотворение обличающего характера. Ранее уже говорилось о второй части стихотворения Пушкина "В деревне", где Пушкин обличает "невежества убийственный позор", "барство дикое", "рабство тощее". Заканчивается стихотворение в соответствии с законами жанра обращением и надеждой, что рабство падет:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Расширяют жанровый диапазон гражданской лирики эпиграммы - короткие стихотворения сатирического характера. Это и знаменитая эпиграмма "Сказки", о том, как царь обманывает народ, и многие другие.
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ.
Их поэт писал десятками. Пушкин не щадил даже близких, уважаемых друзей, если надо было защитить родину и народ.
Вот, например, короткая эпиграмма на "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина:
В его "Истории" изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Безусловно, самые яркие патриотические чувства Пушкин выразил в таком жанре, как ода. Прежде всего, это ода "Вольность". Вслед Ломоносову и Державину используя жанр оды, Пушкин заявляет:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Как и Радищев, в своей оде поэт воспевает свободу. Но, в отличие от Радищева, Пушкин не верит в революцию, подчеркивает ее разрушительный характер. Жанр оды позволяет ему обратиться с "Поучением" - призывом к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Итак, от оды до эпиграммы простирается жанровый диапазон гражданской лирики поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов очень уважал Александра Сергеевича Пушкина и любил его творчество. Он был одним из тех, кто рассмотрел в Пушкине большой талант, а в его стихах значимость, силу и неповторимый стиль. Для Лермонтова он был настоящим кумиром и примером для подражания, поэтому смерть Александра Сергеевича произвела на него очень сильное впечатление. На следующий же день после печальных событий, произошедших 29 января 1837 года, Михаил Юрьевич написал стихотворение, которое посвятил своему великому современнику - «Смерть поэта». Анализ работы показывает, что в нем автор хоть и рассказывает о трагедии Пушкина, но подразумевает судьбу всех поэтов.

Стихотворение разделено на две части. В первой рассказывается непосредственно о трагедии, произошедшей зимой 1837 года, а вторая часть является обращением к убийцам гения, своеобразным проклятием, которое посылает всему высшему обществу Лермонтов. «Смерть поэта», анализ которого показывает всю боль и отчаяние автора, является прямым обвинением всего общества, которое не ценило и унижало Пушкина при жизни, а после его смерти изображало вселенскую скорбь. Михаил Юрьевич отлично понимал, что его могут наказать за такую дерзость, но все же сдержаться и промолчать не мог.

В стихотворении используется слово «убийца», а не дуэлянт или соперник. Это объясняется тем, что Лермонтов подразумевает не самого Дантеса, а общество, подтолкнувшее Пушкина к такому поступку, разжигавшее вражду между соперниками, медленно убивавшее поэта постоянными унижениями и оскорблениями. Обо всем этом и рассказывает автор в стихотворении «Смерть поэта».

Анализ работы показывает, с какой ненавистью и злобой автор относится ко всем князьям, графам и царям. В то время к поэтам относились, как к придворным шутам, и Пушкин не был исключением. не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить поэта, это было своеобразной забавой. В 34 года Александру Сергеевичу было присвоено звание камер-юнкера, которого удостаиваются 16-летние юноши. Такого унижения не было сил терпеть и все это отравляло сердце великого гения.

Все прекрасно знали о предстоящей дуэли, но никто не остановил кровопролития, хоть понимали, что под угрозой находится жизнь человека, который за недолгую творческую жизнь сделал немалый вклад в развитие отечественной литературы. Равнодушие по отношению к жизни талантливого человека, пренебрежение к собственной культуре - все это описывается в стихотворении «Смерть поэта». Анализ работы дает ясно понять общее настроение автора.

В то же время, как показывает анализ, смерть поэта была предрешена судьбой. Еще в юности Пушкину гадалка предсказала смерть во время дуэли и подробно описала внешность его убийцы. Лермонтов понимает это, об этом гласит строчка из стиха «судьбы свершился приговор». Талантливый русский от руки Дантеса, и автор стиха «Смерть поэта», анализ которого ясно показывает позицию Лермонтова, его ничуть не оправдывает, хоть и не считает главным виновником трагичных событий.

Во второй части произведения поэт обращается к которая и погубила Пушкина. Он уверен, что они будут наказаны, если не на земле, то на небе. Лермонтов уверен, что гений погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании стиха Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет на дуэли всего через несколько лет.

План

  1. История создания
  2. О чем данное стихотворение?
  3. Главная идея стихотворения
  4. Способ стихосложения

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил. В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.

О чем данное стихотворение?

Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.

Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.

Жанр

Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Главная идея стихотворения

Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.

В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.

Способ стихосложения

Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

Самые популярные материалы июля для 9 класса.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...