Познание. Познание Знакомимся с числом и цифрой 0

Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель : ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0;

Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные : общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Ход урока

1.Организационный момент.

Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

Подготовим наши ушки - слушаем внимательно,

Подготовим свои глазки - будем наблюдательны.

Девиз нашего урока: «Знаешь- говори, не знаешь –слушай.» Как вы понимаете его смысл?

2. Актуализация знаний.

С чего начнем наш урок?

Зачем нужно повторять, то, что мы уже знаем?

Устный счет.

Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем и умеем?

1.- Какое задание можно выполнить с выражениями?

3+1= 4

7-2= 5

6-3= 3

9+1= 10

2+1= 3

Что можно сделать с ответами в примерах (сравнить, соседей назвать, следующее, предыдущее)

2. Задание -1 ученик выполняет у доски, составляет цифры в порядке возрастания. (проверка)

3.Игра « Называй – не зевай!»

1. У. Какое число называют при счёте после числа 8?

У. Перед числом 7?

У. Между числами 4 и 6?

У. Какое число больше на 1, чем 7?

У. Увеличьте 6 на 1.

У. Увеличьте 8 на 1.

У. Уменьшите 6 на 2.

У. Уменьши 5 на 1.

4. Работа в парах. (Соблюдаем правила работы в паре)

Постановка проблемы

У. Морковки разложили на тарелки, Вам нужно соединить цифры с количеством морковок.

Проверка У каждого ученика на парте лежит шаблон, с которым они работают. Затем задание проверяется.

У. А здесь можем выполнить?

Д. Нет

У. Почему?

Д. Так эта тарелка пустая, и подходящей цифры нет.

- Как вы думаете, какая должна быть цифра? Кто ее подписал?

Какая тема урока?

3.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о числе и цифре 0.

Цель: научиться писать эту цифру.

И узнать место ее в числовом ряду.

4. Работа над новой темой

Как можно получить любое натуральное число?

В результате определения количества, порядка.

В результате измерения величин.

В результате арифметических действий.

    Исследование.

Исследуйте, можно ли получить так же число 0.

Перед вами лист исследования.

Нарисуйте 0 крокодилов. 0 медведей, 0 слонов, 0 кругов...

Начертите отрезок длиной 0 см.

Налейте 0 литров воды.

Сколько дедушек учится в твоём классе?

Сколько говорящих собак ты знаешь?

Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?

Придумайте похожие вопросы. О чём они будут?

К какому выводу пришли?

0 – целое неотрицательное число. не натуральное. Его можно получить только в результате действий. Однозначное, стоит перед 1, ненатуральное)

Где стоит в числовом ряду?

Вот он, посмотрите на него. Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорят: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль.

Д. 20, 30, 100 и т.д.

У. В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Вот он, посмотрите на него (слайд № 11) .

В народе говорят : - Кто знает, что значат эти выражения?

С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.

Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

А сейчас мы проверим, какое внимание у вас.

2.Первичное закрепление.

1.Работа с учебником с.70

У. Сколько листочков было на веточке?

Д. 3.

У. Что случилось?

Д. Упал один листок.

У. Сколько осталось листочков?

Д. 2.

У. Как его записали?

Д. 3 – 1 = 2.

У. Увеличилось или уменьшилось число листочков?

Д. Уменьшилось.

У. Как это записать?

Д. 2 < 3.

У. Сколько листочков осталось, когда упал последний лист?

Д. Нисколько.

У. Как это записали?

Д. 1 – 1 = 0.

У. Что меньше: 0 или 1?

Д. 0 < 1.

У. Где займёт место число 0 в ряду чисел?

Д. Перед 1.

У. Почему?

Д. Так как 0 меньше 1.

У. Сколько всего было ягод на ветке?

Д. 5.

У. Сколько стало?

Д. 0.

У. Как это записали?

Д. 5 – 5 = 0.

Аналогичная работа проводится с наглядностью (3 – 3 = 0, 6 – 6 = 0).

У. Что заметили? Как можно получить 0?

Д. Если из числа вычесть это же число, то получится 0.

Приведите свои примеры а-а=0

2.Повторение. с.71.

3.Работа в тетради. На что похожа цифра 0?

Давайте научимся писать цифру ноль. Печатная прямо. Письменная цифра цифра с наклоном. Рассмотрите образец. (слайд 13)

Откройте тетради на странице 26 .

Пропишите цифру в тетради. Поставьте точки под самыми красивыми цифрами.

Давайте найдём место нуля в ряду чисел. 0 меньше любого натурального числа. Пропишите в тетради.

Возьмите карандаш. Соедините линиями соответствующий рисунок.

Интересные факты о числе 0

Индийцы называли нуль - суньей, что означало “пустой”, и в начале обозначали точкой. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву о, постепенно кружок стал обозначать ничего, так и родилась цифра 0 полторы тысячи лет назад в Индии. Ноль был присоединён к цифрам. А сколько всего цифр? (10).

VIII. Итог урока.

Что мы теперь знаем о числе 0?

Значит ноль ничего не значит?

Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

Что обозначает число 0?

Рефлексия:

Какая у нас была учебная задача? (познакомиться с числом и цифрой 0)

Мы её решили?

Вы довольны своей работой?

А мне понравилось, как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. Похлопали себе.

Подумайте и скажите, в жизни, где вам приходилось встречаться с 0?

Расскажите по схеме:

Я знаю

запомнил

Примерно : смог

Знаю, как пишется цифра 0 и знаю, что означает число нуль

Я запомнил где стоит число 0 в ряду чисел, как оно получается.

Я смог правильно написать цифру 0 и составил верно равенства и неравенства.

Задания на карточках:

    Сравни:

0 … 1 6 … 0 0 … 4

0 … 5 2 … 0 3 … 0

Сделай вывод:

0 (больше, меньше, равен) любого натурального числа.

    Обозначь место 0 на числовом луче.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Конспект занятия по формированию математических представлений дошкольников.

Педагог дополнительного образования Коротченко Л.Н.

Занятие проводится с дошкольниками 4-5 лет в форме путешествия в другое время года. В ходе путешествия дети сталкиваются с

проблемной ситуацией, ищут пути ее решения. Играя на занятии, они учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости

относительно себя. Совершенствуются навыки счёта детей. Развиваются мышление, внимание, память, воображение, умение

сотрудничать.

Тема: Ч исло 0. Цифра 0.

Задачи :

    Развивать мышление, память, внимание , речь, моторику, творческие способности детей.

    Воспитывать доброту, бережное отношение к природе, аккуратность, о рганизованность, самодисциплину, умение работать в паре.

    Познакомить с числом и цифрой 0. Формировать пространственные и временные представления, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, совершенствовать навыки счёта:количественного и порядкового, закреплять знания цифр и умение соотносить количество предметов и цифры.

Оборудование : магнитофон, кассета с записью «волшебной» музыки, пения птиц; бабочки с точками (от 0 до 9) на лапках по количеству детей, цветы с цифрами от 0 до 9, цветные трубочки(аналоги палочек Кюизенера цилиндрической формы), игрушка- лягушка, мяч, раздаточные наборы для аппликации летнего пейзажа, игра «Муха».

Ход занятия.

1.Орг анизационный м омент.

Звучит «волшебная» музыка.

Дети рядом с педагогом.

П.- Какое сейчас время года? (Весна.)

- Какое время года наступит после весны? (Лето)

- Вы любите лето?

Давайте на несколько минут перенесёмся в это время года на лесную полянку. Представьте себе, что светит яркое солнце, поют птицы(звуки пения птиц), цветут цветы(по кабинету развешаны цветы с цифрами от 0 до 9, цветок с цифрой 0 перевёрнут), летают и ползают разные насекомые.

Вот и на нашей полянке сидят бабочки. (На ковре лежат бабочки по количеству детей. Одна из них отличается цветом, другая-размером, третья- формой крыльев. У каждой бабочки на лапках точки от 1 до 9.)

Осторожно, не раздавите их ногами. Они такие красивые и беспомощные.

2. Логическое задание

« Какая бабочка лишняя?»

Цели: развитие логического мышления, внимания.

Дети называют лишних бабочек по размеру, цвету, форме.

3.Повторение пройденного.

Игра « Дождик».

Цели: закрепление знания цифр от 1 до 9, умения считать и находить соответствующую посчитанному количеству цифру.

П.- Когда летом солнце прячется за тучки, и начинается дождь, насекомые заползают под лепестки цветов.

Как только солнце спрячется (погаснет свет в кабинете), помогите бабочкам найти их цветок.

(Дети берут по одной бабочке, считают точки на их лапках и бегут под цветок с соответствующей цифрой. Педагог смотрит, не ошиблись ли бабочки.)

4.Проблемная ситуация. Введение нового материала.

Цели: знакомство с цифрой 0,числом 0.

Выглядывает солнце. Дети играют в игру «Дождик» второй раз.

Педагог незаметно для детей меняет одну бабочку с точками на бабочку с пустой карточкой.

Почти все бабочки находят свои цветки. Только одна не знает, куда ей лететь. Что делать? Под какой цветок спрятаться этой бабочке?

Дети предлагают свои версии. Все предложения выслушиваются.

Находятся дети, которые уже знают цифру 0. Переворачивается цветок с цифрой 0.

П.- Этот ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Дети повторяют стихотворение.

5. Закрепление нового.

Дети играют в игру «Дождик» третий раз.

6. Игра с мячом« Мяч налево, мяч направо»

Цели: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Дети встают в круг. В руках у одного ребёнка мяч. Педагог говорит детям, в какую сторону передать мяч, налево или направо.

Можно перед занятием нарисовать детям на правой ладошке букву П(право).

7. Игра «Лягушка».

Цели:отработка навыков количественного и порядкового счёта, закрепление знания цветов.

На полянке «построены» для детей цветные ступеньки из брёвен(цветные трубочки). Дети считают их сначала в прямом и обратном направлении, затем по порядку слева направо.

По просьбе педагога дети отворачиваются, а лягушка в это время прячется за бревно. Педагог сообщает детям, за которым по счёту бревном спряталась лягушка, если считать слева направо, дети называют его цвет. Можно играть иначе. Педагог называет цвет бревна, а дети называют его порядковый номер(слева направо).

8. Игра «Муха»

Цели: игра помогает научиться ориентироваться в пространстве листа,закрепить понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», развивает внимание, память.

После прогулки мы вернулись в комнату. Летом надоедают назойливые мухи. Давайте их поймаем и посадим в мешок.

В центре комнаты сидит муха, которая пытается вылететь за ее пределы. За один ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы внимательно следите за её передвижением. Как только она вылетит за границы комнаты, хлопайте в ладоши, чтобы её поймать. Если успели хлопнуть, то сажаем муху в мешок, а если мухе удастся вас запутать, то она вылетает в окно. Начинаем. Муха вверх, муха вправо, муха вправо (хлопок).

В конце игры педагог спрашивает, сколько мух осталось летать(ноль), сколько в мешке, сколько улетело в окно. Ответ дети показывают на пальчиках.

9. Аппликация «Лето».

Цели: развитие умения ориентироваться на плоскости, умения работать в паре.

Каждой паре детей раздаются наборы для аппликации.

1вариант.

Педагог «диктует»рисунок. Например: солнце светит в левом верхнем углу, лягушка сидит в правом нижнем углу, бабочка летает над лягушкой, облако плывёт в правом верхнем углу, мяч - в левом нижнем углу.

Дети выполняют работу под диктовку, договорившись вначале, кто будет класть первую картинку, кто следующую.

2вариант.

Педагог предлагает детям самим составить картину. (Развитие творческих способностей).

После работы можно задать детям вопросы по расположению предметов на картине, по количеству предметов.

10. Итог занятия.

Эмоциональная оценка занятия. Рефлексия групповой и собственной деятельности.

Список литературы:

. Сунцова А.,Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. -Спб.: Питер, 2008.

Корепанова М. В., Козлова С. А. «Моя математика» для старших дошкольников. Методические рекомендации для педагогов. -М.: Баласс, 2008.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. -Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. -М.: Издательство Ювента, 2010.

Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

Задачи.

Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные: Прививать любовь к математике.

Оборудование: плоскостные персонажи сказки «Колобок»; цифра 0. Раздаточный материал: на столах у детей крупные семена тыквы, фасоль, цветные палочки.

Ход занятия.

    Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

    – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

- А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

- … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

Колобок, Колобок я тебя съем!

Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе Заяц его съест! (Дети решают задачи: карточка из картотеки «Праздник числа», «Думай, считай, отгадывай!» Задачи на сообразительность -0-:

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

(Нисколько).

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

Заяц отпустил Колобка.

А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

Правильно, ноль!

Ну почему мы попали именно в эту сказку?

Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

На что ещё похожа цифра 0? (карточка «на что похожа цифра?»).

Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их: -
Есть хотите? - Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?

(Нисколько).

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха - …)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

(Нисколько)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

На что похожа эта цифра?

Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3».

Учитель: Давыдова Екатерина Николаевна.

Урок открытия нового знания по математике в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века».

Тема. Знакомимся с числом и цифрой 0.

Цель . Учить писать цифру 0, формировать умение соотносить число 0 с количеством предметов, формировать представление о числе 0.

Оборудование: числовой луч, учебник математики В.Н. Руднициной, тетрадь по математике Е.Э. Кочурова, раздаточный материал для физминутки, фишки, линейки, иллюстративный материал, сигнальные карточки для рефлексии.

Планируемые результаты.

    Предметные: соотносить число 0 с количеством предметов, научиться писать цифру 0.

  1. Метапредметные : понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

  2. Личностные: проявлять интерес к новым знаниям, выполнять правила поведения ученика на уроке.

Этапы урока

Формируемые УУД

I Организационный момент.

За работу!

II Актуализация знаний учащихся.

    Снесла курочка яичко. Мышка бежала, хвостиком задела – яичко упало и разбилось. Сколько стало? (нисколько)

    На ветке было два листика. Подул ветер и сорвал листики. Что осталось на ветке? (ничего)

    На тарелке было 8 пирожков, все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (нисколько)

    Кто догадался, о каком числе сегодня пойдёт речь на уроке? (0)

III . Объяснение нового материала

а) Работа по учебнику .

Урок 20 задание №2, стр.50

Сколько было утят? Сколько стало? (ноль)

Сколько было птичек? Сколько стало? (ноль)

б) Практическая работа.

Положите на парту две фишки, уберите по одной. Сколько осталось? (Ничего не осталось)

Нарисуйте три кружочка. Зачеркните все кружочки. Сколько осталось? (ноль)

Сколько чашек у меня на столе? (нисколько)

Вывод: ноль предметов, значит, что этих предметов нет.

в) Письмо цифры 0.

Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».

Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

Работа в тетради, урок 20, стр.41, задание № 1.

г) Работа с числовым лучом.

Положение нуля в числовом ряду.

(Принцип построения числового ряда: 0 на единицу меньше, чем 1, значит, 0 - число, предыдущее числу 1.)

    Задание №3 в учебнике, стр. 51

    Решите с опорой на числовой луч. (работа в паре)

0+3+5-8+10-4-6=? (0).

IV Закрепление материала

1.Напишите цифрой количество предметов рядом с рисунком.

Числа обозначают количество предметов.

Цифры - знаки, с помощью которых записывают числа.

Физкультминутка : Ученики выходят к доске и из маленьких секторов под музыку составляют на доске большую цифру 0.

V Самостоятельная работа

0+3 3+0 4+0 0+4

0+2 2+0 5+0 0+5

Примеры решаются по линейке, затем рассуждения учащихся заслушиваются. (сверить с образцом)

Формулировка вывода: при сложении нуля с любым числом получится тот же результат. Перестановка слагаемых.

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    По рисунку составить задачу, рисунок выдает учитель каждой группе (работают четыре группы). После решения задач снова идет формулировка правила: при сложении нуля с любым числом получится тот же результат.

2. Решите задачу:

В одной вазе 30 конфет в другой 0.

Сколько всего конфет в двух вазах?

30+0=30 конфет.

VII Итог урока - рефлексия.

а) Угощение всех учащихся конфетами.

б) Ученики выходят к доске с карточками:

0 - узнал новое

1 - всё знал.

Где могут пригодиться знания, полученные вами сегодня?

Регулятивные: пытаются поставить учебную задачу

Познавательные УУП: поиск необходимой информации, структурирование знаний.

Познавательные: выбор оснований и критериев, построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД: выполнять правила поведения на уроке.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют и сотрудничают.

Коммуникативные УУД: учитывают позицию партнёра по общению, умеют слушать.

Личностные: оценивают усвоение содержания нового материала.



Анализ урока.

Предусмотрены фронтальная, индивидуальная, парная формы работы. Упражнения и задания носили практический характер, их выполнение требовало мыслительных операций: сравнение, анализ; виды деятельности чередовались. Действия выполнялись по образцу, алгоритму.

Учебная деятельность предусматривала творческий характер, дети оказывали друг другу взаимопомощь.

В ходе урока дети были собраны, внимание устойчивое, за исключением нескольких учеников, формулировка правила тоже не вызвала затруднений, за исключением нескольких учеников.

Урок способствовал общему развитию личности школьника, план урока соответствовал фактическому ходу урока

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • создать условия: для знакомства с числом ноль и соответствующей ему цифрой;
  • для развития аналитической деятельности, наблюдательности, запоминания образа цифр, геометрического воображения.

Оборудование:

  • “Математика”. 1 класс,1 часть (авторы И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина);
  • карта “Страна Математика”, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами продолжаем путешествие по Стране Математика. Вы согласны?

Дети: Да.

Учитель: Назовите места, где мы с вами побывали.

Дети называют места, сопровождая показом на карте.

Учитель: Предлагаю остановиться у моря Чисел, как вы к этому относитесь?

Дети: Положительно.

Мы согласны.

2. Работа с числами

Учитель: Что можете сказать?

Дети: Мы видим числа, которые изучили. (Выслушиваются все возможные ответы. )

Учитель: Какую работу можете предложить?

Дети: Можно сравнить эти числа. Записать равенства и неравенства. Можно записать числа в порядке увеличения, уменьшения. Записать натуральный ряд чисел.

(Работа в парах. Запись натурального ряда чисел в тетради ).

Проверка.

(На доске по очереди появляются три разных ряда чисел. )

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 2 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 5 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд правильный, т.к. каждое следующее число больше на один.

(Стирается с доски сначала первый ряд, т.к. выяснили, что он неверный, затем стирается второй ряд, на доске остается только третий ряд. )

Учитель: Вспомните, почему первый ряд был неверным.

Дети: 2 повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 2 и 2, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 22.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: Мы учимся в школе № 22.

Учитель:

Учитель: Вспомните, почему второй ряд был неверным.

Дети: повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 5 и 5, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 55.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: У нас сегодня в школе праздник и ей исполняется 55 лет.

Учитель: Предлагаю записать в тетрадь это число пять раз.

(Дети прописывают в тетради и подчеркивают самые красивые цифры. )

3. Физминутка

Изучение нового материала

– Что можете сказать об изображении на доске.

(На доске изображены 3 круга в них фигуры, четвертый появляется после обсуждения трех. )

Учитель: Какие задания можете предложить?

Учитель: Сколько фигур в первом круге?

Дети: Я считаю три. ()

Учитель: Сколько фигур во втором круге?

Дети: Я считаю пять.

Учитель: Сколько фигур в третьем круге?

Дети: Я считаю семь.

Учитель: Что объединяет эти три круга?

Дети: Я считаю геометрические фигуры.

Учитель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Я считаю круг, квадрат, треугольник.

Учитель: Сколько фигур в четвертом круге?

Дети: Я считаю ни одной.

Учитель: А иначе можно сказать?

Дети: Я считаю в четвертом круге ноль фигур.

Учитель: Как вы думаете, какая задача будет стоять сегодня на уроке.

Дети: Я считаю познакомиться с числом, которое ничего не обозначает, научиться писать цифру 0. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся. )

Работа с учебником с. 96 з.196 Работа в паре.

Учитель: Выяснить какое животное здесь лишнее и почему?

Дети: Лишняя белка, т.к. у нее нет крыльев. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся. )

Учитель: А можно ли сказать, что у белки “0” крыльев? Почему?

На доске.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
С Маршак

(Чтение стихотворения хором, показ печатной и письменной цифры ноль )

Учитель: Что можете сказать о печатной и письменной цифре 0. (Выслушиваются ответы детей. )

Учитель: Я предлагаю попробовать самостоятельно записать цифру в тетради. А когда мы записываем цифры, где мы должны остановиться.

Дети: У залива Цифр. (Запись цифры в воздушной тетради, затем в тетради, подчеркивание самой красивой цифры.)

(У каждого ребенка лист с рисунком. )

Учитель: Что видите?

Дети: Рисунок. Рисунок, на котором спрятались цифры.

Учитель: Что можете предложить?

Дети: Найти цифры и записать их.

Учитель: Хочу внести корректировку, каждую цифру записать только один раз.

Дети выполняют задание самостоятельно.

2 3 5 8 4 1 9 6 7 0

Проверка с записью на доске

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитель: Я предлагаю 0 сравнить с другими числами. Как это сделать?

Дети: Можно записать неравенства. (Проговаривают устно какие неравенства можно записать, выражения появляются на доске. )

0…1
0…2
0…3
0…4
0…5
0…6
0…7
0…8
0…9

Учитель: Предложите работу.

Дети: Необходимо поставить знак сравнения. (Выполнение работы в тетради. )

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Число ноль меньше всех чисел, которые мы изучили.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята завтра мы продолжим знакомство с математикой. А что нового вы сегодня открыли для себя?

Дети: Мы познакомились с числом ноль, цифрой 0.

– Узнали что ноль самое маленькое число в числовом ряду.

– Мне понравилось работать в паре.

Учитель: Молодцы, спасибо вам. Вы сегодня были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

– У вас на столе лежит лист, выберите тот колобок, который отражает ваше настроение после урока, поставьте любой знак в облаке.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...