Кому принадлежит белка кар. Основатель BelkaCar — о том, как создавалась компания

Как стало известно “Ъ”, акционеры одного из крупнейших в России сервисов каршеринга BelkaCar обсуждают возможность продажи части бизнеса потенциальным инвесторам, среди которых автоконцерн Volkswagen и венчурный фонд Sistema_VC. Компания оценивает себя в $100 млн. Консультации проходят на фоне судебного процесса на Кипре, в котором участвуют BelkaCar и крупнейший акционер сервиса, швейцарская Bryanston Group.


Акционеры BelkaCar ведут переговоры о привлечении инвесторов, представители компании встречались в том числе с немецким концерном Volkswagen и фондом Sistema_VC (входит в АФК «Система»), рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Компания ищет деньги на развитие, чтобы не отставать от роста рынка каршеринга, подтвердил собеседник, осведомленный о переговорах. «BelkaCar говорят инвесторам, что стоят $100 млн, но с выходом "Яндекса" на рынок каршеринга такая оценка выглядит завышенной»,- считает один из собеседников.

В пресс-службе BelkaCar сообщили, что «в целом вопрос про продажу акций или выпуск новых сейчас неактуален», так как компания «не находится в фазе закрытия раунда». Представители Sistema_VC «неоднократно общались с основателями» BelkaCar и наблюдали за развитием ее бизнеса, сообщил вице-президент по инвестициям фонда Искандер Гиниятуллин, подчеркнув, что предметных переговоров об инвестициях в BelkaCar фонд не ведет. Представитель Volkswagen не подтвердила и не опровергла информацию о переговорах по поводу инвестиций в BelkaCar.

Парк BelkaCar состоит из 4,3 тыс. автомобилей в Москве и Сочи. По данным издания «Трушеринг», по этому показателю сервис занимает третье место на рынке, уступая «Делимобилю», у которого около 6 тыс. автомобилей в 11 городах, и «Яндекс.Драйву» с примерно 8,53 тыс. автомобилей в Москве и Петербурге.

Volkswagen и Sistema_VC не единственные, кто может рассмотреть инвестиции в BelkaCar, говорит собеседник “Ъ”. По его словам, в прошлом году представители структур концерна Daimler (производитель Mercedes-Benz) проводили due diligence BelkaCar, также к этому сервису, как и другим каршеринговым компаниям, присматривается Mail.ru Group. В «Мерседес-Бенц Рус» отказались от комментариев. Представитель Mail.ru Group говорит, что холдинг рассматривает различные варианты усиления позиций в транспортном сегменте.

Привлечение инвестиций в BelkaCar осложняется тем, что акционер сервиса швейцарская Bryanston Group стала ответчиком по иску на Кипре, сообщил источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Эта компания получила долю в сервисе, инвестировав в него «несколько миллионов долларов», в 2017 году. Кроме нее, BelkaCar владеют основательницы Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова.

В октябре 2018 года окружной суд Никосии по требованию мюнхенской B.S. Beteiligungsgesellschaft mbH ограничил активы Bryanston Group на €26,9 млн, также запретив кипрской BelkaCar Ltd продавать 52,47% управляющего сервисом АО «Каршеринг», следует из копии решения суда (есть у “Ъ”). Владельцем B.S. Beteiligungsgesellschaft выступает экс-президент Bryanston Resources Бенедикт Соботка, сообщила его адвокат Кристина Котсапа. Иск подан в связи с мошенничеством и сговором компаний BelkaCar, Bryanston Group, Bryanston Resources, их владельцев и менеджеров, что привело к потере активов Bryanston Resources, включая 52% BelkaCar, утверждает адвокат.

Часть акций временно заблокирована, подтвердили в пресс-службе BelkaCar: «Это стандартная процедура блокировки акций до решения суда». Его решение ожидается «в ближайшее время», ситуация «никак не влияет на операционную деятельность», отметили в BelkaCar. Прямого ограничения на инвестиции решение суда не создает, оно лишь налагает обеспечительные меры на пакет акций, принадлежащий ответчику, отмечает партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Владислав Новый, Халиль Аминов

Сегодня днем мне пришла SMS с текстом: «100 новых Kia Rio от каршеринга BelkaCar ждут вас в Москве». Честно сказать, не сразу вспомнил июльское анонсирование нового столичного каршеринга, но по привычке зарегистрировался.

Не буду тянуть, поделюсь приятным бонусом для читателей блога — 300 ₽ на первую поездку по промокоду «UPCP3006»

Итак, что мы знаем о сервисе ?

Основатели сервиса — три бизнес-леди. Однажды ночью 2013 года, сидя на кухне в Москве после дня обучения в Стартап академии Сколково, Екатерина Макарова и Елена Мурадова решили позвонить своей бывшей однокурснице по Калифорнийскому государственному университету Лориане Сардар. Она жила уже несколько лет в Милане, где в последнее время очень бурно начал развиваться каршеринг. Вдохновленные опытом Милана, они решили попробовать сделать это в Москве.

В итоге в новом каршеринге Екатерина Макарова отвечает за маркетинговую стратегию и ИТ-инфраструктуру, Лориана Сардар за финансовый блок, операционную деятельность и взаимоотношения с инвесторами, а Елена Мурадова за корпоративные продажи.

Что отличает BelkaCar от конкурентов?

На сайте каршеринга обещают, что все машины застрахованы по КАСКО. Еще можно зарегистрироваться без поездок в офис через приложение (подобным еще может похвастаться YouDrive). Все остальные пункты лишь содержат стандартные заявления о новых машинах, разумных ценах и европейском опыте.

Для корпоративных клиентов есть еще одно отличие — у BelkaCar есть несколько предложений для компаний, которые хотят сэкономить на такси для сотрудников или своем автопарке

Кстати, о ценах

Стоимость аренды машины — 8 ₽ в минуту (2₽/мин за ожидание). После 2700 ₽ вы переходите в режим посуточной аренды и сумма увеличиваться не будет.

И о наоболевшем . Предусмотрена финансовая ответственность в случае ущерба автомобиля. При аварии, произошедшей по вине пользователя с ущербом до 100 000 ₽, пользователь уплачивает сумму ущерба, но не более 30 000 ₽ . При ущербе со стороны пользователя на сумму от 100 000 ₽ пользователь уплачивает 30 000 ₽ + 15% от суммы ущерба.

За что еще надо платить?

Любое повреждения внешнего вида/оформления — 7 000 ₽ за каждую поврежденную деталь

Дали порулить другу — штраф 5 000 ₽

Решили подзаработать на арендованной машине — платите 10 000 ₽

Покурили или оставили пакет из McDonalds — 2 000 ₽ + оплатите чистку салона

Оставили машину на закрытой парковке — платите 10 000 ₽

Ну и еще по мелочи заплатите 500 ₽, если будете игнорировать просьбы заправить автомобиль.

Еще важный момент — предусмотрен лимит по пробегу 70 км в сутки. Каждый последующий километр тарифицируется дополнительно - 8 ₽/км.

О минусах. Главный недостаток — завершение аренды внутри ТТК. Но при таком скромном парке больший охват представить сложно. Впрочем, в ночные часы аренда бесплатна, так что можете уехать с работы из центра, а утром вернуть ее в центр.

Напоминаю про небольшой подарок читателям блога — 300 ₽ на первую поездку по промокоду «UPCP3006»

Пятый по счету сервис поминутной аренды авто в Москве запустили в 2016 году три подруги: Лориана Сардар, Елена Мурадова и Екатерина Макарова. На прошлой неделе их стартап BelkaCar привлек €2,1 млн на развитие от одного из фондов. На эти деньги компания в разы увеличит парк автомобилей и выведет бизнес за пределы Москвы

В офисе BelkaCar праздничное настроение: на столе конфеты «Белочка» - символ компании - и бокалы шампанского. Несколько дней назад стартап получил более €2,1млн на развитие. Девушки, знакомые дольше 10 лет, в 2013 году решили «сообразить бизнес на троих».

Об автомобильной сфере мы никогда не думали, хотя все три - отличные водители, - говорит Елена. - Что нас объединяло, кроме дружбы, так это любовь к дороге и мужской склад ума.

Лора работала финансовым аналитиком в фонде BMT Private Equity основателя «ВымпелКом» Дмитрия Зимина. С Еленой и Екатериной она познакомилась во время учебы в московском филиале Калифорнийского государственного университета, где девушки получали МВА. С тех пор раз в три месяца подруги собирались у Лоры в Милане, а в перерывах между встречами «не слезали с телефона». В одном из таких разговоров Лора рассказала о системе поминутной аренды автомобилей, которая набирала популярность в Европе. Неожиданно для Лоры девушки подхватили идею и решили развивать каршеринг в Москве. Катя в то время поступила в стартап-академию «Сколково», а у Елены был собственный бизнес по производству одежды. Затея с каршерингом казалась авантюрой, но от этого еще более притягательной.

Каршеринг - система поминутной аренды автомобиля. Появился в Северной Америке в начале 2000-х, первым крупным игроком стал ZipCar, основанный двумя домохозяйками. Сейчас сервис популярен в США и Европе, в России работает с 2015 года. Чтобы воспользоваться услугой, надо скачать приложение оператора каршеринга, зарегистрироваться и привязать банковскую карту. Машины можно арендовать на городских парковках, а после поездки - оставлять в разрешенном оператором месте. Минута автоаренды в Москве стоит от 6 до 10 рублей (в BelkaCar - 8 рублей).

В мире существует несколько моделей поминутной аренды автомобиля. Сервисы делятся на B2 °C, когда услугу оказывает компания, и peer-to-peer, когда пользователи обмениваются собственными машинами. Эта модель, в свою очередь, предполагает три варианта работы. Первый - традиционный каршеринг: машину можно взять с определенной парковки и к концу срока аренды вернуть ее туда же. Другой вариант - point-to-point: пользователь берет автомобиль на одной из условленных парковок, а возвращает - в любую точку из списка. Лора, Лена и Катя выбрали самый современный вариант, free-floating: разрешено брать и оставлять машину на любой уличной парковке города, платной или бесплатной. Схема идеальна для русской зимы: пользователи не мерзнут по дороге до дома, на машине можно подъехать прямо к подъезду.

Большой автомобильный пирог


В столице работают 1200 каршеринговых автомобилей, абсолютный лидер рынка - «Делимобиль» (700 машин). Остальные 500 авто делят между собой еще 4 игрока. В их числе - BelkaCar, которая в ближайшие дни увеличит автопарк в 2,5 раза - до 250 машин. К концу 2017 года стартап планирует «разрастись» до 950 автомобилей. По прогнозам основателя YouDrive Бориса Голикова, до конца 2017 года в столице будут ездить около 3 тысяч каршеринговых авто, а рынок вырастет на 400% за год.

Основательницы BelkaCar говорят, что сейчас поделено не больше 10% каршерингового рынка, и «пирог еще огромный, но делить его будут, скорее всего, крупные компании. Мелкие, с парком до 100 машин, вряд ли выдержат конкуренцию».

Спасибо, что не первые

BelkaCar запустили в октябре 2016 года. 34% АО «Каршеринг» принадлежат Екатерине Макаровой, а Елене Мурадовой и Лориане Сардар - по 33%. До этого в Москве стартовали «Делимобиль», Anytime, YouDrive и Car5.

Сначала мы переживали, что не стали первыми, но потом оценили преимущества положения, - улыбается Елена. - Нам удалось избежать многих шишек, которые обязательно бы набили, будь мы первопроходцами.

Москва помнит опыт «Делимобиля», который после аварии обязал клиента выплатить компенсацию, сопоставимую со стоимостью новой машины, но после резонанса в Facebook отказался от требований. BelkaCar сразу ввела страхование всех машин и по ОСАГО, и по КАСКО. В случае ДТП по вине пользователя он заплатит не больше 30 000 рублей компенсации +15% от суммы, если ущерб превысит 100 000 рублей.

Собственные $260 000 основательницы BelkaCar потратили на формирование команды и первый этап разработки IT-платформы. На первые сторонние инвестиции, полученные весной 2016 года от фонда BMT Private Equity Ltd в размере $260 000, сформировали автопарк из 100 автомобилей Kia Rio - их взяли в лизинг, заплатив аванс 25%. По 36 тысяч рублей потратили на оснащение каждой машины: парктроники, GPS-трекеры, зарядные устройства, держатели для мобильных телефонов, фирменная оклейка.

Сложнейший IT-продукт, юридические тонкости, автопарк в сотню машин - со всем этим мы разобрались легко. А вокруг названия разгорелись жаркие дебаты, - вспоминает Елена. Тематические имена, которые содержат компоненты вроде drive, now и anywhere, были заняты, поэтому девушки искали нетривиальное слово, способное вызвать положительные эмоции. К «белке» пришли случайно и решили, что у россиян название ассоциируется с дружелюбным зверьком, живущим в родных лесах, а иностранцы легко запомнят лаконичное сочетание букв.

Сегодня каждый автомобиль BelkaCar занят по 3–4 часа в день, средний чек одной поездки (40 минут езды и 20 минут бесплатного ожидания) - 320 рублей. Арендовать машину может не только частое лицо, но и компания - на более длительный срок и на особых условиях.

Появление нового игрока - хороший показатель потенциала услуги, популяризация которой будет происходить еще быстрее, - говорит Борис Голиков, основатель сервиса каршеринга YouDrive. - Мы, в отличие от BelkaCar, работаем только с частными пользователями и предоставляем автомобили более высокого класса, поэтому компаниям тесно на рынке не будет.

В операционную прибыль BelkaCar надеется выйти к сентябрю 2017 года. Как раз тогда инвестиции подойдут к концу, а пока вложенных средств хватит еще на 10–12 месяцев работы.

Как подружиться с государством


Фото предоставлено пресс-службой

В 2013 году, когда подруги готовились к запуску, каршеринга в Москве еще не было. Девушки понимали, что создают новый рынок, который требует новых правил игры. Пришлось налаживать диалог с правительством. BelkaCar собрали данные о работе каршеринга на Западе и отправились в Департамент транспорта Москвы.

Сначала нас всерьез не воспринимали. Но мы продолжали ходить, рассказывать о западном опыте, показывать презентации, приводить статистику. В общем, взяли измором, - вспоминает Елена.

В августе 2015 года городские власти внесли поправки, которые оговаривают условия работы каршеринга. Годовую аренду парковочного места установили в размере 20 000 рублей (сегодня - 24 000), в то время как для рядового горожанина она обходится в сумму 250 000 рублей. Кроме того, машинам сервисов каршеринга разрешили парковаться в резидентских местах - во дворах и у подъездов жилых домов, где автомобили могут оставлять только местные жители.

Каршеринг интересен правительству, потому что позволит многим москвичам отказаться от личного транспорта хотя бы в центральных районах, что уже заметно разгрузит дороги. Поэтому общение BelkaCar c властью оказалось на удивление приятным.

Если честно, мы очень боялись вступать в отношения с правительством, постоянно ждали подвоха, - вспоминает Лора. - Однако на деле мы общались с молодым руководителем, который пришел из бизнеса, поэтому и подход у него ко многим вещам бизнесовый, а не чиновничий. Встречи обычно назначают на следующий день, пару раз даже встречались в «Старбаксе».


В будущем основательницы хотят договориться, чтобы каршеринговые авто могли ездить по выделенным полосам, как такси. Еще одна проблема сейчас - эвакуация: девушки предлагают, чтобы машины не забирали на штраф-стоянки, а просто отгоняли на ближайшую разрешенную парковку. Штрафы при этом будет оплачивать сама BelkaCar, зато автомобили не будут простаивать.

Гололед, угонщики и воры

Первую партию машин девушки ждали, как чуда. На производство автомобилей требовалось 3 месяца, установка всего оборудования и оклейка занимает еще 15 дней. Готовые машины нужно было забрать на парковке у дилерского центра и расставить по точкам тепловой карты - районам города, в которых поминутная аренда особенно востребована. Обычно это центральные улицы, а также крупные торговые и бизнес-центры. Гнать туда машины пришлось, в том числе, и самим основательницам стартапа: четырех нанятых помощников не хватало, чтобы сервис заработал к утру.

Ночь, парковка у дилерского центра, вокруг ни души. Мы, три девушки, садимся по машинам и начинаем их разгонять. И в этот момент у нас начинаются баги в системе, - вспоминает Катя. - Пришлось разработчикам фиксить всё прямо на парковке в автомобиле.

Первый месяц работы превратился для подруг в испытание на прочность. На второй день после запуска Москву накрыл ледяной дождь, резко увеличилось число аварий, пришлось в экстренном порядке «переобувать» все машины.

Автомобили угоняли, полностью обчищали, портили салоны, ездили бесплатно и даже жили в машинах. Каждый день происходила какая-то ерунда, чего мы только не нахлебались, - теперь уже с улыбкой вспоминает Елена. Почти всё время и ресурсы уходили на «затыкание дыр».

Угонов как таковых основательницы не боялись: GPS непрерывно сообщал, где находится автомобиль. Главная неприятность в том, что за каждым таким преступником приходилось в буквальном смысле гоняться. Если в BelkaCar видели, что пользователь не завершает аренду несколько дней и отказывается вернуть машину на стоянку или гонит ее за пределы Московской области, вызывали полицию и отправляли корпоративные машины для перехвата.

Такие настоящие киношные погони с полицией и мигалками, - делится впечатлениями Екатерина.

После этого наняли специалиста по безопасности, который выяснил, что среди клиентов BelkаСar были группы профессиональных угонщиков. Злоумышленники пользовались лазейкой в правилах пользования сервисом: на первых порах оплачивать услугу нужно было после завершения аренды, когда машина уже встала на стоянку. Теперь действует биллинговая система: платеж списывается с карты клиента частями по 500 рублей. Если карта пуста, а услуга не оплачена, система автоматически завершает аренду и заглушает мотор.

И если вы ехали ночью посреди леса, то останетесь там же, - предупреждает Катя. - Конечно, мы не глушим авто на полном ходу, чтобы не провоцировать аварий, но делаем это сразу же, когда машина останавливается или замедляется до 10 км/ч.

Сложнее было с мелкими вредителями: теми, кто портил салон автомобилей и воровал оборудование. Акта приема-передачи в BelkaCar не было и быть не может: пользователь оставляет машину на любой доступной парковке, и повреждения можно зафиксировать только следующий клиент.

Мы всегда хотели сделать сервис максимально удобным, поэтому добавили держатели. Чтобы телефоны во время аренды не садились, вставили универсальные зарядные устройства. Естественно, их растащили в первую же неделю, - вспоминает Лора.

Чтобы обезопасить себя от лишних трат, но не понижать уровень сервиса, все детали, которые можно снять или открутить, оборудовали антивандальной защитой.

Сейчас самая острая проблема BelkaCar - аварийность.

Машины бились и будут биться, это специфика бизнеса, мы это понимаем. Избавиться от этого мы не в силах, поэтому главная задача - максимально быстро ремонтировать авто и возвращать в парк, - говорит Лора.

Вслед за Москвой сервис планирует покорять регионы: выходить сначала в Санкт-Петербург, а потом и в другие города-миллионники. Никуда не делись и оперативные задачи. Одна из главных сейчас - наладить работу команды из 30 человек.

Мы пережили период, когда сами разгребали всё одной лопатой. Сейчас нужно четко выстроить процессы в компании, ввести KPI, - уверена Екатерина. - Пора переходить от романтики к суровому семейному быту.

Читайте нас в

«Тёлкин бизнес», - шутит о своём проекте Екатерина Макарова, соосновательница московского каршеринга BelkaCar, который в декабре получил 2,1 млн евро от швейцарского инвестфонда Bryanston. Макарова и две её подруги, Елена Мурадова и Лориана Сардар, запустили сервис в октябре с сотней сине-оранжевых Kia Rio, благодаря инвестициям они увеличили парк до 350 автомобилей и расширили зону их парковки до МКАД.

У сервиса «Делимобиль», крупнейшего московского каршеринга, в три раза больше машин, но подруги уверяют, что их бизнес растёт быстрее и в первый же месяц работы вышел на показатели, к которым конкуренты шли четыре-пять месяцев. В конце года у BelkaCar до 300 заказов в сутки, среднее время загрузки автомобиля - три-четыре часа. Цена - 8 рублей в минуту. Таким образом, дневная выручка сервиса должна быть в районе 500 000 рублей.

«Секрет» рассказывает, как близкие подруги делают совместный бизнес и почти не ссорятся.

Три подруги

Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова очень разные. Сардар, красивая брюнетка, рассказывает о сервисе больше всех и приводит кучу цифр. Макарова играет роль большого босса. Часто перебивает, чтобы что-то уточнить или дополнить, много шутит и не скупится на резкие выражения. Съела все конфеты на столе, пока Сардар не отодвинула от нее тарелку (в шутку, конечно). Мурадова в основном наблюдает за тем, что рассказывают подруги. Но если вдруг решает что-то добавить, то говорит неспешно и никто её не перебивает.

Познакомились они почти десять лет назад в Калифорнийском университете, где учились на программе MBA. Макарова и Сардар поступили туда, чтобы придать импульс карьере, а Мурадова решила таким образом занять себя на время беременности и декретного отпуска.

После учёбы Макарова работала в московском офисе американской компании Borland, занималась маркетингом и развитием бизнеса, Сардар уехала в Милан, где продолжила работать в BMT Private Equity, а Мурадова вместе с партнёрами занялась производством одежды под брендом Classic Style.

Екатерина Макарова

То, что Сардар обосновалась в другой стране, на отношениях не сказалось - подруги часто летали к ней в гости. «Повод находился всегда, - смеётся Мурадова. - Ой, музеи! - поехали к Лоре. Ой, шопинг! - к Лоре».

Именно в Италии будущие предпринимательницы узнали, что есть такая штука - каршеринг. Ещё в 2013-м в Милане было 1200 машин, и Сардар с удивлением отмечала, что знакомые оставляют в семье один автомобиль и активно пользуются прокатом. Она и сама потом зарегистрировалась в местном car2go, но интерес к каршерингу как к бизнес-проекту, который можно было бы раскрутить в Москве, возник позднее - и не у неё.

Ночное озарение

В конце октября 2013 года любительница публичных выступлений Екатерина Макарова оказалась на лекции в бизнес-школе «Сколково». Кто и о чём тогда рассказывал, она уже точно не помнит - в памяти осталась только презентация стартап-академии, после которой сотрудники бизнес-школы записали номер её телефона.

«Учиться я там не собиралась», - уверенно отвечает Макарова. Но акселератор проявил настойчивость и даже каким-то образом убедил взять кредит на обучение в Газпромбанке. «Что-то они там, видимо, делают с людьми», - смеётся Макарова. «Да это гипноз», - подхватывают подруги.

У всех студентов, кроме Макаровой, уже были проекты, и ей тоже нужно было что-то придумать. Как-то вечером после лекций Макарова заехала в гости к Мурадовой. Та как раз уложила детей спать, и подруги сели на кухне обсуждать учёбу и другие дела. Потом они позвонили Сардар, та в очередной раз начала нахваливать миланский каршеринг, и Макарову осенило: вот он - проект, за который ей было интересно взяться. Но не одной, а с лучшими подругами, конечно.

Стартап для троих

Екатерина Макарова показала в стартап-академии схематичную бизнес-модель, которую она накидала за ночь, но в «Сколкове» идеей никто особенно не вдохновился. У других студентов в разработке были сервисы, которые не были отягощены никакими тяжёлыми активами. Но подруг было уже не остановить.

Макарова продолжала ходить на работу, посещать занятия в акселераторе и, помимо этого, находила время на изучение особенностей работы успешных каршерингов. Подруги в этом тоже участвовали, и Сардар даже через полтора года решилась на переезд в Москву. «Бросайте вы эту утопию», - буквально со слезами уговаривали предпринимательниц их домашние. Зачинательница проекта Макарова и вовсе скрывала стартап от семьи - отец узнал о BelkaCar только из телевизионного сюжета, посвящённого запуску.

Лориана Сардар

Так как никто в России в каршеринге не разбирался, а самим набивать шишки не хотелось, подруги пригласили в качестве ментора основателя американского каршеринга ZipCar Джулиана Эспириту, о котором узнали, просматривая очередной вебинар в мае 2014 года. «Во-первых, у него колоссальные знания о каршеринге, во-вторых, он просто очень открытый...» - рассказывает Мурадова. «Лён, да мы просто боялись, - перебивает Макарова. - Нам нужен был психолог, который бы сказал, что всё у нас будет хорошо».

Эспириту оказался лёгким на подъём (хоть и побаивался сначала ехать в Россию), но недешёвым экспертом. Консультации в сумме обошлись в $60 000. Предпринимательницы тратили уже не только свои личные деньги, но также занимали у родственников и брали кредиты.

На низком старте

«Кар… что?» - таким вопросом подруг встретили в департаменте транспорта правительства Москвы. На все встречи они тогда ходили вчетвером - брали с собой Эспириту. Стартаперы уговаривали чиновников разрешить им не платить за парковку каршеринговых авто, и в конце концов они этого добились.

За 11 месяцев департамент разработал законодательство и получил необходимое для его реализации постановление правительства. Выделенную полосу для каршеринга, правда, пролоббировать не удалось, но подруги не теряют надежды.

Платформу для сервиса решили не отдавать на аутсорс, а разрабатывать самостоятельно - не хотелось ни от кого зависеть. Так в компании появился технический директор, которому на тот момент исполнилось всего 20 лет. К декабрю 2015 года он оброс командой из шести человек.

Специалистов приходилось перевозить из других городов, потому что москвичи, как объясняет Макарова, «перекормлены» - просят огромные зарплаты, даже если толком ничего не умеют.

Плохое предзнаменование

Почти ровно год назад Елена Мурадова открыла как-то утром дверь офиса BelkaCar на «Сухаревской» и обнаружила за ней распахнутое окно и пустые столы. В комнате не хватало компьютеров, игровой приставки, телевизора, нескольких мобильных телефонов, а главное - сейфа, в котором хранились учредительные документы.

Ночью грабители вынесли всё имущество через окно - офис был на цокольном этаже. Прибывшие полицейские почему-то больше всего интересовались документами на технику, но ответить было нечего. Украденные вещи были личной собственностью стартаперов - на компанию был куплен лишь один компьютер.

Елена Мурадова

Утром следующего дня Мурадова вновь обнаружила в офисе открытое окно и бардак - уже во второй из двух комнат офиса: грабители вернулись за вещами, которые не успели забрать накануне. Ещё на полу валялась красная папка - та самая, из сейфа, с учредительными документами.

После этих неприятных событий команда переехала в коворкинг к знакомым, а через неделю нашла офис в бизнес-центре на Павелецкой набережной. Аренда была дорогой, но после уговоров Мурадовой владелец смягчился и дал скидку - помещение только-только освободила турецкая компания, которой пришлось уйти из России из-за введённых тогда санкций. В наследство от прежнего арендатора BelkaCar достался свежий ремонт с ярко-жёлтыми стенами.

Когда нет денег

До запуска проекта было ещё далеко, а деньги подходили к концу - подруги уже успели потратить $260 000. «Сначала было неудобно звонить друзьям и просить о помощи, но это быстро прошло, - вспоминают предпринимательницы о том, как они пытались выйти на какого-нибудь инвестора.

Какой им нужен инвестор, они представляли чётко - стратегический, западный и обладающий экспертизой. Но бесконечные переговоры не давали никаких результатов. «После сотой встречи я вообще перестала их считать», - вспоминает Сардар.

В итоге весной 2016 года деньги всё-таки закончились, и Сардар решилась обратиться к Дмитрию Зимину, основателю «Вымпелкома», владельцу инвестиционного фонда «Династия» и BMT Private Equity, в котором она работала в Милане. Зимин не стал инвестировать, но вместо этого предложил взять у него в долг 250 000 евро.

На низком старте

«Конечно, мы хотели быть первыми - столько работы было проделано», - сокрушается Лориана Сардар, когда речь заходит об официальном запуске проекта. Летом 2016 года в Москве было уже четыре каршеринга («Делимобиль», Car5, YouDrive и Anytime), а BelkaCar всё ещё была на низком старте.

В августе 2016 года подруги наконец достигли принципиальных договорённостей с инвестором, которого сейчас не называют, и уже готовились к запуску, когда в их истории произошёл очередной поворот. Екатерине Макаровой позвонили с незнакомого номера. Услышав что-то про инвестиции, он передала трубку Лориане Сардар со словами: «Держи, это твой инвестор очередной». Звонили из швейцарского фонда Bryanston, предлагали познакомиться.

На встрече с инвестиционным менеджером и аналитиком Bryanston основательницы BelkaCar чувствовали себя расслабленно, так как думали, что она ничем не закончится. Тем не менее вечером того же дня им перезвонили и предложили взять деньги на условиях, которые были лучше тех, что им давали до этого. Подруги сразу согласились. В сентябре они окончательно распрощались с первым потенциальным инвестором и подписали договор с Bryanston, который в ноябре вложил в компанию 2,1 млн евро.

Тачка на прокачку

Всю ночь на 21 октября десять сотрудников BelkaCar обклеивали фирменной оранжевой плёнкой 100 тёмно-синих хетчбэков Kia Rio. Запуск сервиса уже объявлен - отступать некуда. Основательницы потом сами отвозили их на стоянки.

Инвестиции Bryanston позволили расширить зону парковки до МКАД, к первым 100 автомобилям добавились ещё 250. Сейчас у BelkaCar до 300 заказов в сутки, среднее время загрузки автомобиля - три-четыре часа. Весной сервис попробует выйти в Санкт-Петербург.

По словам Сардар, BelkaCar за первый месяц удалось достичь показателей, к которым конкуренты шли несколько месяцев. Кроме того, проект смог избежать ошибок, которые на первых порах допускал тот же «Делимобиль». Например, после громкого скандала с аварией машины «Делимобиля» вопрос, оформлять КАСКО или сэкономить, перед подругами уже не стоял.

Но самая острая головная боль - это не конкуренты, а недобросовестные клиенты. Как-то Сардар пришла домой из офиса и расплакалась - в очередной машине с корнем вырвали зарядное устройство, которое зашито под панель. И это ещё не самое страшное: в машинах ночуют, пытаются их угнать, перевозят домашних животных без переносок и, конечно, попадают в аварии.

Московский каршеринг на этой неделе вновь оказался в центре скандала. На этот раз обошлось без разбитых авто и компенсаций на сотни тысяч, просто в интернете появилось бизнес-предложение для блогеров: «Вы пишете много негатива про одну каршеринговую контору и получаете за это заслуженное вознаграждение». Пользоваться услугами было не обязательно, можно было просто включить воображение и составить текст.

В Сети по этому поводу возникло два предположения: либо на рынке каршеринга стало настолько тесно, что в ход пошли такие грязные приемы, либо сама компания инициировала «ложную атаку» на себя, чтобы привлечь внимание. Такой хитрый пиар-ход.

И пока блогеры погрузились в поиски истинных мотивов нанимателей, мы в Daily Storm решили обратить внимание на сам рынок каршеринга, чтобы понять, что это за явление такое и почему оно столь интересно.



Что такое каршеринг

Для тех, кто не в курсе, каршеринг - это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной, почасовой или посуточной оплатой. Преимуществом такого проката является мобильность и отсутствие лишних формальностей: находите с помощью смартфона машину, выбираете и едете, никаких переговоров с операторами и ожидания на линии.

В Москве первый сервис был запущен осенью 2015-го и за два года набрал популярность: сейчас машины с оранжевым принтом на улицах города — отнюдь не редкость.

Для того чтобы арендовать автомобиль, достаточно просто пройти регистрацию на сайте, указав свои данные (паспорт, права, адрес проживания и т.д.), а также скачать мобильное приложение. Собственно, на этом практически вся волокита заканчивается (надо еще подписать договор, но зачастую конторы соглашаются сами вам его привезти). Однако есть свои тонкости: чтобы арендовать такое авто, вам должно быть больше 21 года, а стаж вождения должен составлять не менее двух лет. Если не отвечаете требованиям — такси или метро.




Главные игроки рынка каршеринга

Если на рынке каршеринга действительно началось масштабное противостояние с использованием черного пиара, то здесь и до использования других методов недалеко (никакого намека на административный ресурс!). Поэтому чтобы понять ситуацию, нужно познакомиться с игроками и уяснить, что они из себя представляют.

В настоящее время в Москве работают пять каршеринговых компаний: BelkaCar (именно про их сервис блогеров просили написать немного негатива), YouDrive, «Делимобиль», Anytime и Car5. А в сентябре добавится еще один оператор — Carenda.

Самая крупная компания — «Делимобиль» («Каршеринг Руссия»). 58% уставного капитала принадлежит в ней офшору — люксембургской «МК Листед Секьюритиз», которую связывают с другой фирмой — Mikro Kapital. Ее владелец — президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани, который столь плотно осел в России, что в разгар санкций пообещал пошить костюмы в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США. Также с Mikro Kapital связывают Дениса Саклакова — бизнесмена и хорошего знакомого Максима Ликсутова.

Другие представители «Делимобиля» тоже не чужды силовым видам спорта. Гендиректором «Каршеринг Руссия» числится Алексей Градов, а совладельцем - Артур Меликян. Оба работают в аппарате главы Международной федерации самбо Василия Шестакова. По состоянию на 2016 год прибыль компании составила 257 миллионов рублей.

Далее — YouDrive (она же НТС, гендиректор Борис Голиков). Ее хозяева уже не из мира единоборств. Здесь слились воедино немецкие технологии, бензин и мобильные приложения. 40% капитала YouDrive — у компании «Панавто» — официального дилера «Мерседес» в России. Оставшиеся 60% — у НГК. Ее владельцы прославились тем, что создали приложение для смартфонов Pump.Today по дистанционной доставке бензина прямо на парковку.

«Жертва блогеров» BelkaCar — на первый взгляд исключительно женский проект. Компанией управляют три подруги: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар. Про них ничего особо интересного не рассказать, в отличие от человека, которого называют главным инвестором этой каршеринговой компании — Дмитрия Зимина, основателя компании «ВымпелКом». Инвестиции в BelkaCar на первом этапе составили около 148 миллионов рублей.

Car5 — гендиректор и владелец (точнее, инженерного центра «Технологии информационной безопасности», который указан в договоре аренды) Андрей Розе. Наверное, самая незаметная личность в нашем списке. До того как прийти в каршеринг, он занимался традиционной арендой автомобилей.

Anytime — самая загадочная компания в списке. 95% принадлежит Сабине Якубовой, про которую известно, что она является супругой некоего Салима Якубова. Причем подробности его биографии найти практически невозможно. Даже его отчество удалось отыскать только среди участников одной московской конференции — Насимович. И тут у нас возникли подозрения по поводу причин такой скрытности. В 2009 году «Новая газета» в своей статье о Черкизовском рынке писала, что «делами по сдаче в аренду складов и продаже точек на Черкизоне ведал некий Якуб». Журналисты также уточняли, что партнера Зараха Илиева (хозяина Черкизовского) и соучредителя ООО «Фирма Илиев» звали Салим Нисонович Якубов. Нам удалось найти ООО «Фирма Илиев» в системе «СПАРК-Интерфакс», но ни Илиев, ни Якубов в числе совладельцев не значатся. Так что стопроцентной уверенности, что таинственный «Якуб с Черкизона» и муж хозяйки Anytime — один и тот же человек, у нас нет. В самой компании не смогли ответить на данный вопрос.




Размах имеет значение

Сейчас в Москве работают более трех тысяч каршеринговых машин. Если сравнивать с общим автопарком столицы — 4,8 миллиона автомобилей, то может показаться, что это капля в море.

Но здесь нужно учитывать два фактора.

Во-первых, динамика. По данным департамента транспорта Москвы, осенью 2016 года число каршеринговых автомобилей приближалось к тысяче. То есть меньше чем за год произошел рост в три раза. Но и это не предел: исследования показывают, что емкость рынка может достигать 15 тысяч машин.

Рынок, по словам экспертов, безусловно очень перспективен.

«В настоящее время не только в Москве, но и в стране в целом растет стоимость владения автомобилем. Для некоторой категории граждан — имею в виду тех, кому не надо пользоваться автомобилем постоянно, каршеринг — хорошая альтернатива”, — рассказывает Daily Storm автомобильный обозреватель Андрей Осипов.

Во-вторых, во всем мире соотношение каршеринговых автомобилей и частных примерно такое же, как и в Москве. Автопарк самой крупной компании, занимающейся краткосрочной арендой — Car2Go, составляет 12 тысяч машин. При этом раскиданы они по 7 странам мира. Плотность насыщения городов — Москвы, Берлина и Нью-Йорка — примерно одинаковая. Это видно по картам, на которые вы можете посмотреть ниже.

Хотя есть важная оговорка. По качеству и комфорту автомобили на западе на порядок выше: если у нас преобладающее большинство авто — это эконом-класс от Hyundai и Kia (не в обиду этим маркам, многие в редакции на них ездят), то в европейских каршеринг-компаниях основа автопарка — BMW и Mercedes.




IT и регионы

Еще одним признаком того, что рынок каршеринга — место весьма привлекательное, является интерес к нему со стороны интернет-компаний.

15 августа «Яндекс» выпустил первый агрегатор для каршеринговых компаний, который должен упростить использование сервисов. Задумка простая — сделать так, чтобы пользователям больше не надо было рыскать по нескольким приложениям и тратить драгоценное время на поиск свободного автомобиля, теперь на одной карте находятся автомобили сразу от нескольких компаний.

«Сейчас каршеринг активно развивается: им пользуются все больше людей, появляются новые каршеринговые компании, услуга приходит в регионы», — пояснил Антон Рязанов, руководитель «Яндекс.Каршеринга».

И касательно регионов. Там для развития подобного рода бизнеса перспективы огромные. Сейчас компании активно продвигают каршеринг в наиболее платежеспособных городах-миллионниках. Так, по данным портала cars-sharing.ru , помимо Москвы, в России сервис каршеринга доступен в Санкт-Петербурге в компаниях YouDrive, «Делимобиль» и Colesa. В Краснодарском крае — в городах Сочи, Адлер, Красная поляна, Туапсе — работают каршеринг-сервисы от компаний YourMove и UrentCar, а уже в октябре «Делимобиль» запустит услугу в Уфе.


Конкуренция

Относительно каршеринга еще один вопрос: для кого это конкурент — для общественного транспорта, частного или же такси? Эксперты настаивают на последнем варианте. Такую позицию высказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

«Все это — форма современной мобильности. В условиях мегаполиса наличие автомобиля становится необязательным. Я встречал случаи, когда люди действительно отказывались от своих автомобилей в пользу каршеринга или же такси”, — добавил эксперт.

Пока такси по популярности обходит каршеринг. Согласно данным Taxi Price Index 2017, Москва заняла третье место по дешевизне за 1 км поездки, уступив только Каиру и Бангкоку.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...