Субботники, Ленин и бревно. Мир,Труд, Май или как это было (5 фото)

Субботник

Суббо́тник (воскре́сник) - сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название)

Первые коммунистические субботники

Первый коммунистический субботник в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги 12 апреля 1919 года.

Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги .

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы . В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось:

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком ». Затем пропели «Интернационал » и стали расходиться…

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 гг.

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь) и двое сочувствующих (А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь) .

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге , который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин . Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в .

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - тогда же они временно превратились из добровольных в принудительно-добровольные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая .

Субботники сегодня

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

See also

  • Bayanihan (Filipino)
  • Naffir (Sudanese Arabic)
  • Meitheal (Irish)
  • Talkoot (Finnish)
  • Talgud (Estonian)
  • Gadugi (Cherokee)
  • Gotong royong (Indonesia and Malaysia)
  • Working Bee (English, especially in Australia and New Zealand)

Примечания

Ссылки

  • Музей «Великий почин» локомотивного депо «Москва-сортировочная»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Гора
  • Текст

Смотреть что такое "Субботник" в других словарях:

    субботник - день добровольного дворника, работа, коммунистический субботник, красная суббота, сектант, праздник труда, блядемудиный пиздопроёб Словарь русских синонимов. субботник сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

    СУББОТНИК - [суботник], субботника, муж. 1. Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно полезного трудового задания, происходившее первонач. по субботам (неол.). «Коммунистические субботники необыкновенно ценны, как… … Толковый словарь Ушакова

    СУББОТНИК - СУББОТНИК, а, муж. Добровольная коллективная безвозмездная для каждого отдельного участника работа в один из субботних дней или в другое нерабочее время. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    субботник - , а, м. Добровольное коллективное выполнение какой л. общественно полезной работы (первоначально производился по субботам). МАС, т. 4, 298. ◘ Весной 1920 года шли субботники по очистке Кремля. Москва, 1968, № 1, 194. В 1920 году тысячи… … Толковый словарь языка Совдепии

    СУББОТНИК - Добровольная коллективная безвозмездная для каждого отдельного участника работа в один из субботних дней или в другое нерабочее время. Первый субботник состоялся в 1919 г. по инициативе коммунистов депо Москва Сортировочная Московско Казанской… … Лингвострановедческий словарь

В ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих после трудового дня вернулась в цех ремонтировать паровозы.

В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партячейки И. Е. Буракова, отмечалось:

«Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История сохранила их имена - вот они: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь, А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

Вскоре инициатива была подхвачена другими рабочими - 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. Именно это событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде. Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - именно в этот период они постепенно превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Историю феномена праздника бесплатного труда в рубрике «Столковый словарь» рассказывает Павел Жуков

Вопреки расхожему мнению идея проведения субботника принадлежит не Ленину, а простым рабочим, решившим проявить инициативу и в нерабочее время отремонтировать паровозы. «Инициатива снизу» нашла отклик в сердцах граждан молодого советского государства. И только после этого на субботник обратил внимание Владимир Ильич.

От пятнадцати рабочих до миллионов

Агитплакат СССР

Итак, прежде чем коснуться истории субботников в нашей стране, стоит сказать, что это такое. Принято считать, что субботник – это сознательный организованный и (что важно) бесплатный труд в свободное от работы время (в выходной) на благо общества. То есть в рамки Советского Союза это мероприятие вписывалось идеально. Интересно, что в СССР, особенно в начале существования страны, в ходу был термин «Ленинский коммунистический субботник». Дело в том, что труд на благо общество быстро приурочили ко дню рождения Владимира Ильича – 22 апреля. Но это был, так сказать, самый-самый главный субботник. А в течение календарного года проводились подобные мероприятия рангом поменьше и поскромнее. Собственно, именно словосочетание «Ленинский субботник» и стало виновником того, что именно Владимир Ильич в своё время додумался до этого действа, назвав его «праздником освобождённого труда». Во времена позднего СССР этот миф только укоренился, а после распада государства и вовсе считалось, что субботники стали частью жизни граждан СССР с тех пор, как Ленин прикоснулся к бревну.

И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными

Нет, Владимир Ильич, конечно, был причастен к продвижению этого мероприятия в массы, но идея субботников принадлежит не ему. Дело было так. Весной 1919 года 15 рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги решили проявить инициативу и потрудиться на благо государства. В то время шли бои с белыми, ситуация в стране была сложная. А одной из главных проблем у большевиков являлась плохая работа железных дорог. Если быть точнее, красным катастрофически не хватало паровозов. Вот с этой проблемой и постарались разобраться неравнодушные рабочие. Посовещавшись, они решили потрудиться сверх нормы после окончания своего и так утомительного рабочего дня. Причём за старания они не ждали какого-либо материального поощрения. И в ночь на 12 апреля 1919 года неравнодушные граждане приступили к работе, отдав до этого десять часов смене. К утру они сумели привести в чувства аж три паровоза! Народ порыв своих товарищей оценил. И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными.

Первый субботник на Московско-Казанской железной дороге

«Инициатива снизу» нашла поддержку. И 10 мая на мероприятие вышло уже более 200 человек! Естественно, это не осталось незамеченным. Субботник осветили журналисты, политические деятели обратили на него внимание. В особенности Ленин. Он написал «Великий почин» – творение, которые стало идеологическим обоснованием нового для страны движения. Эта статья, конечно, сыграла большую роль в популяризации субботников. И в 1920 году в «верхах» было принято судьбоносное решение о проведении 1-го Всесоюзного субботника. А его проведение назначили на 1 Мая - День международной солидарности трудящихся.

Чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами

Этому мероприятию суждено было стать легендарным. И чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами. Но сначала, что называется, ничего не предвещало беды. 1 мая 1920 года на уборку вместе с народом вышли и руководители государства. Личный пример был необходим для поддержки новой традиции. Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок на протяжении нескольких лет – фактически с событий Октябрьской революции. Поэтому возле Кремля скопилось огромное количество самого разнообразного мусора. В особенности много было брёвен, оставшихся от баррикад и завалов. Их-то и решило ликвидировать партийное руководство. Естественно, им одним было не под силу справиться с поставленной задачей, поэтому на помощь пришли курсанты Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Закипела работа. Владимир Ильич трудился наравне со всеми. Надо сказать, что брёвна, раскиданные у Кремля, были очень тяжёлыми. Перетащить их могли шесть, а то и восемь человек, приложив совместные усилия. С того субботника до наших дней сохранилась фотография, на которой изображен Ленин в компании людей, как раз перемещавших одно из брёвен.

С тех пор субботники стали частью советского государства. Шли годы, менялась и роль Ленина в этом мероприятии. И если в 20-х годах его вклад оценивался серьёзно и адекватно, то в послевоенное время Владимир Ильич постепенно стал превращаться в былинного богатыря, обладавшего удивительной физической силой. Бытовало даже мнение, что он в одиночку перетаскал такое количество древесины, что хватило бы на полноценную дубовую рощу. Естественно, не обошлось и без иронии. Со временем и вовсе появилась шутка, что Владимир Ильич демонстрировал чудеса физических возможностей с надувным бревном. Правда, откуда такое могло взяться в Москве в 1920 году, - не уточнялось. Именно практически полное отсутствие архивных фотографий дало пищу для творчества многочисленных советских художников. Сколько они создали картин на тему «Ленин и бревно» — сосчитать сложно. И каждый из них обыгрывал сюжет в силу своих возможностей и полёта фантазии.

Угасание

Постепенно ситуация с субботниками стала меняться. Процесс изменения статуса мероприятия начался примерно с 60-х годов. Тогда субботники из добровольных стали превращаться в добровольно-принудительные. Но традиция устраивать мероприятия в апреле сохранилась. Всё-таки и Ленин родился в этом месяце, и первый в истории субботник прошёл тогда же. Простой народ Советского Союза в акциях, конечно, принимал участие, но от былого энтузиазма уже не осталось и следа. Правда, откровенного негатива тоже не наблюдалось.

Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке

Мощный толчок к перезагрузке субботников произошёл в 1970 году, то есть в год 100-летнего юбилея Владимира Ильича. На торжественное мероприятие вышло без малого 120 миллионов человек, то есть примерно половина населения СССР! Но запала хватило ненадолго. Уже к концу 70-х годов отношение к субботникам стало несерьёзным и даже ироничным. Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Конечно, вскоре отношение к субботникам нашло отражение и в массовой культуре. Пожалуй, венцом юмора на тему труда можно считать интермедию Юрия Никулина и Михаила Шуйдина под названием «Бревно». Её сюжет как раз привязан к субботнику с участием Ленина. Юрию Никулину даже кепку выдали подобающую, чтобы образ угадывался безошибочно.

Затем появилось великое множество анекдотов, высмеивавших различные ситуации на субботниках. Не прошёл мимо благодатной темы и Владимир Высоцкий. Его песня «Товарищи учёные, доценты с кандидатами» быстро стала популярной. А в народе ходила такая шутка: «Бревно прежнее, но Ильич уже не тот».

После распада Советского Союза о субботниках на какой-то период забыли. Правда, вскоре о практике бесплатного труда в свободное от работы время всё же вспомнили. Она была удобной и нужной. К тому же позволяла играть на чувстве ностальгии по былым временам. Вот только самого Ленина и коммунистическую идеологию оставили в прошлом. Упор делался на добрую и старую традицию единения народа для большого дела. И хотя бесплатный труд не особо вписывался в новые капиталистические реалии, большинство людей не обращало на это внимания.

Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище

В наши дни отношение к субботникам двоякое. Одни считают, что они - архаичное порождение советской эпохи, которой необходимо остаться в прошлом. Но много и тех, у кого мнение противоположное. Яркий тому пример - движение Чистоменов. Люди, облачённые в зелёные костюмы, добровольно очищают от мусора берега озёр и рек, парки и леса. Причём это не единичные случаи. Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище. Так что «инициатива снизу», которой исполняется 100 лет, жива до сих пор.

Челябинский блогер Чистомен

Кстати, 12 апреля в 19:00 в Центре искусств «Лавка художника», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 8, состоится дискуссия в рамках цикла «Столетние юбилеи: Исторические беседы».

В ней примут участие Вячеслав Долинин, председатель Совета НТС, бывший политзаключённый и член Санкт-Петербургского «Мемориала», Владимир Гречиц, заместитель главы Заневского городского поселения по вопросам ЖКХ, координатор проекта «Том Сойер Фест» в Санкт-Петербурге Маргарита Каурова, а также волонтёр благотворительной организации «Перспективы» и участник проекта «Счастливое воскресенье» Анна Третьякова. Участники дискуссии вспомнят историю и эволюцию субботников в Советском Союзе, порассуждают на тему эффективности этих мероприятий, а также обсудят другие вопросы, связанные с добровольным трудом.

Что же касается организаторов, то ими выступили Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурно-просветительский центр «Покровский остров» и Центр искусства «Лавка художника».

Слово «субботник» вошло в русский язык 95 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.

Субботники не могли изменить тяжелую экономическую ситуацию в России 1919 года, но стали частью активной пропагандистской кампании. Впрочем, уже в 1930-е годы они перестали быть добровольными, превратившись в позднем социализме в объект раздражения и насмешек.

Апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. В разгаре была Гражданская война: на севере на красный Петроград наступала армия генерала Юденича, на юге были крепки позиции Добровольческой армии Деникина. Главным в эти дни, впрочем, был Восточный фронт — в марте 1919 года войска адмирала Колчака перешли в наступление и прорвались к Волге.

Годы войны (сначала Первой мировой, а затем и Гражданской) разрушили экономику страны. Производственные связи были нарушены, рабочие покидали заводы — кто-то отправлялся в армии, кто-то бежал от голода и городской разрухи в деревню, кто-то делал карьеру в партии (если речь шла о советской России). В этих условиях выживать новому государству было чрезвычайно сложно.

В апреле 1919 года в Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки.

В условиях хозяйственного коллапса начинаются забастовки и рабочие выступления. Стачка в Туле, например, случилась в начале апреля, и вопрос о ней задали Ленину на пленуме Всероссийского центрального союза профсоюзов (ВЦСПС), который проходил 11 апреля.

Но, несмотря на то что быт эпохи революции вполне может быть описан как «жизнь в катастрофе» (это название монографии историка И.В. Нарского, посвященной повседневной жизни Урала в 1917-1921 годы),

многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка.

Поэтому группа железнодорожников, работавших в московском депо Москва-Сортировочная (Казанская железная дорога), вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. Согласно протоколу ячейки,

«работу начали в 8 вечера и закончили в 6 утра.

Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке <...>. Когда ремонт был исполнен и паровозы затопили, то все члены партии, работавшие добровольно, перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели «Интернационал» и стали расходиться по квартирам». Впоследствии этот документ был передан в райком партии.

После депо Сортировочная субботники стали проходить во многих других городах России.

Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек.

Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране. Однако почти сразу его пытались зарегулировать — 15 мая Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) обязал отрабатывать по субботам не менее 6 часов — под угрозой исключения из партии.

Однако вряд ли только этими мерами можно объяснить то, что в мае-июне 1919 года только в Москве прошло 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 коммунистов.

«Если принуждение и встречалось, то оно было на совести отдельных начальников. Подъема масс в депрессивные 1919-1921 годы не было, речь шла об инициативе коммунистов снизу, которая была подхвачена в целях политической мобилизации и пропаганды в общероссийских масштабах», — рассказывает научный сотрудник Центра сравнительных историко-политологических исследований (ЦСИПИ) Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ) .

Власть отреагировала на эту инициативу с большим воодушевлением. В июле 1919 года Владимир Ленин пишет статью «Великий почин», которая затем издается отдельной брошюрой.

В ней лидер Советского государства писал, что коммунистические субботники — это «победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над всеми привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».

В этой статье вождь мирового пролетариата высказывал мысль, что дополнительный неоплачиваемый труд стал частью новой трудовой дисциплины, отличной от «дисциплины палки» или «дисциплины голода» при капитализме.

В 1920 году в субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие и сам Ленин. Тогда он вышел на уборку Кремля и якобы участвовал в переноске бревна. Этот эпизод активно использовался в пропаганде. Если верить воспоминаниям, то поднятое Ильичом бревно должно было быть длиной едва ли не километр — столько народу утверждало, что именно они несли его вместе с лидером партии и правительства. Этот эпизод обыгрывался и в неофициальной культуре, в том числе и в анекдотах.

О субботниках восторженно писал и главный пролетарский поэт В.В. Маяковский. Описанию субботника посвящена часть 8 поэмы «Хорошо!»:

Работа трудна,
Работа
томит,
За нее
Никаких копеек,
Но мы
Работаем,
Будто мы
Делаем
Величайшую эпопею.

Впрочем, преувеличивать непропагандистское значение субботников для экономики и общественной жизни не стоит.

«Субботники не могли изменить ситуацию радикально уже лишь потому, что изначально считались проявлением «героизма» рабочих, а героизм в тылу не мог быть массовым», — отмечает Резник.

По его словам, коммунистов-рабочих, которые все инициировали, было мало, а многие из тех, кто возвращался с фронта, либо уходили наверх по карьерной лестнице, либо деморализовывались и пополняли массу беспартийных.

К тому же уже в 1921 году в Советском Союзе начался переход к новой экономической политике (НЭП), в рамках которой в определенных секторах народного хозяйства вновь разрешалось частное предпринимательство.

«В это время противоречия между общественно-политическими кампаниями коммунистов и реальной практикой трудовых отношений еще более обострились», — замечает Резник.

Уже в 1930-е годы участие в субботниках стало обязательным не только для коммунистов.

В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов и подъездов, которые зачастую становились прелюдией к выпивке на свежем воздухе. Эффективность таких акций была невелика, а раздражение у людей они вызывали.

Пришло слово «субботник» и в жаргон — так стали называть облавы на проституток, производимые милицией, и в дальнейшем бесплатное пользование их услугами.

Однако идея о бесплатном труде граждан на общее благо осталась жить и после второго пришествия капитализма в Россию. Так, в апреле традиционно проходит общегородской субботник в Москве. В конце 2000-х годов звучали даже идеи о возвращении обязательного участия в этом мероприятии, но они так и остались разговорами.

При подготовке материала использовались следующие публикации:

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 годы. М.: Московский рабочий, 1950.
Кукушкин Ю., Шелестов Д. Первые коммунистические субботники. М.: Московский рабочий, 1959.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 38, 39. М.: ИМЭЛ, 1974.

Во время работы на Всесоюзном коммунистическом субботнике близ здания Московского университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах. Автор Курдачев. 11 апреля 1970 года. Главархив Москвы

В апреле 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» после рабочей смены вернулись в цех и по собственной инициативе отремонтировали три паровоза..

Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен идти на субботник!
Владимир Маяковский

Этой весной исполнилось сто лет традиции проведения субботников. Хотя совместная работа для общего блага появилась в России намного раньше. В деревнях для какого-то важного и срочного дела собирали толоку . Все жители села выходили вместе делать некое общее дело — убирать урожай, вырубать лес, строить дом или церковь.

С чего все начиналось

В 1919 году традиция совместного труда получила идеологическую окраску — старинная народная толока превратилась в коммунистические субботники. В то время в стране шла Гражданская война, экономика переживала упадок, Красная армия нуждалась в помощи. Первый субботник прошел спонтанно. Важно, что инициатива исходила «снизу».

В субботу, 12 апреля, 1919-го в 20:00 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» на Казанской железной дороге после очередной смены не пошли домой отдыхать, а вернулись в цех и продолжили ремонтировать паровозы. Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков , а решение принималось на заседании партийной ячейки.

В ту ночь железнодорожники отработали сверх нормы 10 часов и починили три паровоза. Вот что записал в протоколе бригадир Иван Бураков:

«Коммунистическая ячейка при депо “Москва-Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра . Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза <…> Когда ремонт был исполнен в полном смысле, <…> то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…».

После Бураков начал рассказывать об идее субботников товарищам по партии. Ею заинтересовались.

«Субботники возникли по инициативе ячейки депо “Сортировочная” Казанской дороги <…> Товарищем Бураковым был сделан доклад об этом на делегатском собрании района. Доклад был принят к сведению, но эта идея была подхвачена товарищем Жуком. Товарищ Жук разработал ее и ввел субботники на Казанской железной дороге, затем напечатал статью в газетах под названием “Работа по-революционному!”. После введения субботников на Казанской железной дороге этот вопрос обсуждался в районном комитете, и было решено организовать субботники по всем дорогам», — говорилось в одном из отчетов.

Статья «Великий почин»

В мае идея бесплатного совместного труда на благо Родины начала распространяться по всей стране. Уже 10 мая на Казанской железной дороге состоялся второй субботник — в нем поучаствовали 205 человек. После этого в мае — июне их провели на разных железнодорожных станциях страны.

Первые субботники в апреле и мае 1919 года были добровольными. Это был искренний порыв рабочих помочь стране. Но уже через пять дней после второго субботника Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) принимает постановление, согласно которому коммунисты были обязаны работать по субботам не менее шести часов.

Повлияло это постановление или нет, но уже в июне в субботниках поучаствовали 653 члена партии. В июле бесплатно на благо Родины потрудились 1510 коммунистов и 608 беспартийных москвичей — такие данные давал учетно-статистический отдел Московского комитета Российской коммунистической партии (большевиков).

Для беспартийных коллективный труд был действительно добровольным, однако и их пытались привлекать к работе. Например, перед очередным субботником на предприятиях проводили собрания, и те из рабочих, кто соглашался на участие, давали расписку. Но часто бывало так, что расписавшиеся впоследствии от субботников отлынивали. А те, кто не изъявлял желания, наоборот, в последний момент решали поучаствовать. Словом, царила неразбериха и комитеты заранее никогда не знали точного числа «субботничающих».

Некоторые коммунисты предлагали более радикальные меры привлечения к добровольному труду, например лишать отлынивающих продовольственных пайков и премий. Но такие идеи осуждались партийным руководством и оставались только на бумаге.

«Собрание организаторов субботников, обсудив эти предложения, постановило: приветствуя все способы агитационного характера к привлечению на субботники широких масс беспартийных, считать недопустимым какое бы то ни было принуждение субботничающих. Также признать недопустимым производить вычеты из продовольственных выдач за неучастие в субботниках».

Понемногу феномен субботников выходил на высший государственный уровень. В конце июня 1919-го Владимир Ленин пишет статью: «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)». В ней он размышляет о значении этого нового явления в жизни страны и всего мира.

Беспартийные выходят на субботники

После этой статьи субботники стали проводить чаще, а их участников становилось все больше. В августе в Москве был 4151 «субботничающий», а в сентябре — 6772. Небольшой спад пришелся на октябрь, но зато уже в ноябре на бесплатную работу в столице вышли 15 928 человек.

В Москве было сформировано бюро субботников , а в каждом районе появились специальные отделы, которые сообщали предприятиям, сколько людей они должны предоставить на очередной «праздник труда».

В это время обязательным становится участие коммунистов в субботниках не реже двух раз в месяц. Беспартийные продолжают «субботничать» добровольно. Работы начинаются с распределения по отрядам — в каждом не более ста человек. Отряды делятся на группы численностью до 25 человек. Назначаются старшие, которые руководят работами и отмечают тех, кто явился и кто не пришел. Они же руководят выдачей продуктов для работников.

Субботники продолжались не менее четырех часов , но часто длились дольше — пока все работы не будут закончены.

13 сентября на субботник впервые вышли участники московских организаций Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Работа велась на станции Москва-Товарная.

«Был расчищен участок двора, закиданный железными полосами, и затем при участии нескольких взрослых товарищей был разгружен состав поезда, заполненный машинами (токарными станками и т.п.)».

В Москве, как и по всей стране, стали проходить тематические недели. Например, с 11 сентября стартовала Неделя охраны труда и ремонта. В субботник, который приходился на эти дни, предписывалось ремонтировать и приводить в порядок помещения депо и мастерских, а также проводить «работы по очистке железнодорожных территорий от нечистот».

Тематические недели

Количество участников субботников резко выросло в 1920 году. В январе их стало свыше 35 тысяч человек. Причем большинство — почти 25 тысяч — были беспартийными. Все дело в том, что в первый месяц года по всей стране прошла Неделя фронта. Ленин и партия призывали советских граждан усиленно трудиться и тем самым помогать Красной армии.

В Москве Неделя фронта началась с массового субботника. Рабочий день был увеличен, а сверхурочная оплата шла в помощь армии.

«Москва. Неделя фронта проходит с неизменным успехом. Все советские учреждения, все фабрики, заводы, типографии, железные дороги в пользу Недели фронта делают отчисления: отдают свои пайки, отказываются от купонов и продовольственных карточек. Митинги проходят с большим подъемом», — писала в те дни газета «Известия».

В феврале на субботники вышли более 40 тысяч человек. И снова большинство участников были беспартийными.

В конце марта — начале апреля состоялся IX съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Одно из его постановлений звучало так: «Превратить международный пролетарский праздник, 1 Мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник».

Кроме того, было принято решение работать над тем, чтобы субботники вошли в повседневную жизнь граждан, а членов партии, которые от них уклоняются, следовало сурово наказывать — заносить в черные списки, чтобы в дальнейшем они не могли занимать никаких постов, «требующих общественного доверия».

Первый Всероссийский субботник и Ленин с бревном

Первый Всероссийский субботник прошел 1 мая 1920 года. В Москве в нем приняли участие около 450 тысяч человек . Владимир Ленин решил лично подать пример и заниматься уборкой на территории Кремля. Сохранилась фотография, на которой он запечатлен несущим с товарищами бревно. Правда, снимок остался всего один, но зато потом художники нарисовали множество картин, на которых Ленин несет бревно.

Позже этот сюжет стал очень популярным в советской пропаганде. Его не только изображали на картинах и плакатах, но и описывали в стихах, художественных произведениях и даже исторических книгах.

«Курсанты таскают тяжелые бревна. Комиссар становится в пару с Лениным. Первые минуты между ними идет безмолвная борьба. Комиссар, щадя возраст и силы Владимира Ильича, берет бревно за толстый конец. Ленин, не желая отставать, пытается предупредить его. Наконец Ленин не выдерживает:

— Вы, товарищ, подводите меня с работой. Я работаю меньше вас.

— Это только справедливо, Владимир Ильич: вам — пятьдесят, мне — двадцать восемь». (Из книги «Москва. Очерки по истории великого города» )

Добровольно-принудительно

В 1922 году Гражданская война в России закончилась, а первоначальный смысл субботников — помогать армии и фронту — вроде бы исчез. Однако бесплатная работа по субботам продолжалась. Субботники рассматривались как новый формат организации рабочих, как предтеча будущего общества, к которому стремится советский человек.

В 1920-е годы в коммунистических субботниках ежемесячно участвовали сотни тысяч москвичей. Но все чаще их стали критиковать. В основном это были коммунисты, недовольные обязаловкой для членов партии. Участие для беспартийных все еще оставалось добровольным.

Ближе к 1930-м коммунистические субботники постепенно становились обязательными для всех . Сначала уклоняющихся от «праздников труда» прилюдно стыдили. Позже участие окончательно стало добровольно-принудительным — отказаться было нельзя.

«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки», — надпись на плакате с критикой тех, кто уклоняется от субботников (первая половина 1930-х).

Субботники проходили в СССР вплоть до 1990-х. Обязательными для всех предприятий были «праздники труда», приуроченные ко дню рождения Ленина — 22 апреля . Во все остальные дни субботники проводились нерегулярно. Основными работами стали уборка, наведение порядка и облагораживание территории. В субботниках участвовали школьники и студенты. Трудились советские граждане в основном по месту работы и учебы.

Спустя сто лет

После распада СССР казалось, что субботники ушли в прошлое. Коммунизм уже никто не строил — ни на деле, ни на словах. А значит, и коммунистические «праздники труда» стали не нужны — ни добровольные, ни принудительные.





В Москве субботники получили вторую жизнь в середине 1990-х . Они снова стали добровольными, но уже без коммунистического подтекста. Организаторы вспоминали лишь про историческую преемственность, но не про идеологическую. Субботники — прекрасная возможность лично поучаствовать в уборке города после зимы. На них приходят все, кто хочет видеть столицу красивой и ухоженной.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...