Царь вахтанг. Странные и неизвестные прозвища грузинских царей

Вахтанг I Горгасали был царем Иберии. Вышел он из династии Хосроидов. Отцом его был царь Митридат VI, а матерью - царица Сандухта. Причислен к лику святых. Вахтанг явился одним из основоположников государственности в Грузии во 2-й половине 5 века.

Начало правления

После смерти своего отца, Митридата VI, Вахтанг занял престол еще в семилетнем возрасте. До того как он достиг совершеннолетия, его мать, Сандухта, оставалась при нем регентом.

Ко времени начала правления Вахтанга, с середины 5 века, царство Картли находилось в подчинении сасанидского Ирана. В качестве законного вероисповедания здесь практиковался маздеизм - религия доисламского Ирана. Женой его была принцесса Балендухта - дочь Ормидза, царя Персии.

«Волчья голова»

Именно так переводится прозвище «Горгасал» с персидского языка. Что является намеком на форму шлема, который он носил. Буквальный перевод прозвища звучит как «Волчеголовый». Оно было дано царю персами. Согласно преданию, на шлеме у царя спереди имелось изображение головы волка, а сзади - головы льва. Когда персы видели шлем с такими изображениями, они предупреждали друг друга криком: «Дур за горгасар», что означало «берегитесь волчьей головы».

Объединение грузинских земель

Биография Вахтанга Горгасали примечательна тем, что основой его деятельности было стремление к объединению Грузии и уменьшению ее зависимости от власти Ирана. Царь использовал противостояние Византии и Ирана в интересах Картли. Ему удалось вернуть грузинскую провинцию Кларджети, захваченную Византией; присоединить Эрети, которая находилась в сфере влияния Ирана; распространить влияние Картли на Эгриси, западногрузинское государство.


В 460-е годы Вахтанг выступил против кочевников-аланов, заняв крепость Дарьял. Последняя была опорным пунктом Картли на северных границах. После этого им был совершен поход в Западную Грузию, которую он освободил от византийцев.

Царь Вахтанг Горгасали укрепил и восстановил множество крепостей и создал мощную систему фортификационных сооружений.

Победа над огнепоклонниками

В 470-х годах Вахтанг не стал участвовать в военных действиях против Византии. Бинкарана, главного служителя культа огня, он бросил в темницу, а его последователей изгнал из Картлийского царства.

В ответ на это иранцы прислали войско карателей. В результате состоявшихся переговоров Вахтанг был вынужден снова признать свое царство вассалом Ирана. Однако огнепоклонство здесь уже потеряло свой прежний статус.


Получив согласие действующего при нем совещательного органа (дарбази), Вахтанг Горгасали ввел в провинциях должности эриставов, непосредственно подчинявшихся его власти.

Начало церковной реформы

Вахтанг решил добиваться признания самостоятельности Грузинской Православной церкви. С этой целью он начал проведение церковной реформы и обратился с просьбой к восточному римскому императору — направить в Картли священника Петра, с которым он был знаком, и 12 епископов. Петра он хотел поставить во главе церкви в качестве католикоса.

Михаил I, архиепископ Картли, был сильно разгневан этим. До этого у него с царем уже имелись разногласия. Архиепископ объявил Вахтанга вероотступником и проклял его вместе с войском. Чтобы не допустить развития конфликта, царь поехал к Михаилу, преклонил перед ним колена, коснувшись его ризы. Но тот ударил Вахтанга ногой, выбив ему зуб. После этого архиепископ был выслан из страны к патриарху, которым он был определен иноком в монастырь недалеко от Константинополя.

Форпост Христианства на Кавказе

В то время грузинская церковь находилась в подчинении у антиохийской, поэтому Петр и 12 епископов, приехавшие из Константинополя, отправились к Антиохийскому патриарху. Заручившись его благословением, они возвратились в столицу Византии.

Император Лев I Великий вручил им дары, предназначенные для грузинского царя. Кроме того, он направил в Мцхету свою дочь Елену, которая должна была стать женой Вахтанга Горгасали.

Прибыв в Картли, часть епископов стала во главе вновь образованных епархий, а часть сменила сторонников Михаила I. В конце 5-го века в стране было 24 епархии, и она превратилась в форпост христианства на Кавказе.

Смертельное ранение

После того как положение страны укрепилось, борьба с Ираном продолжилась. В 484 году Вахтанг встал во главе крупного восстания грузин и армян. Несмотря на то что восстание было подавлено, режим Сасанидов был ослаблен.

В 502 году в сражении с персами на берегу реки Иори царь был смертельно ранен. Перед смертью Вахтанг Горгасали призвал к себе семью, духовенство и царский двор. Он завещал им соблюдать твердость веры и, чтобы получить вечную славу, искать гибели ради имени Иисуса Христа. Царь был похоронен в соборе Светицховели, где имелась фреска с его изображением.

Память

В планах Вахтанга было перенести столицу в Тбилиси, для этого он произвел ряд строительных работ. Осуществление этого замысла он завещал своему преемнику. Им были построены храмы Ниноцминда и Никози, город-крепость Череми. Наследником царя был его сын Дачи.


А также имя Вахтанга связывают с участием в постройке монастыря в Иерусалиме, носящего имя Святого Креста. Там до 19-го века на одной из стен было его изображение. На хранении в Британском музее находится гемма, на которой изображен мужчина в царском венце. Его идентифицируют с Вахтангом Горгасали.

В Грузии он почитаем и любим народом, являясь образцом мудрости и мужества. Ему посвящено множество поэм, народных стихов, преданий. Грузинской церковью он причислен к лику святых, день его поминовения — 30 ноября.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II дал благословение, и к Сионскому патриаршему храму пристроили придел, посвященный Вахтангу Горгасали. А еще в городе Рустави воздвигли в его честь кафедральный собор.

Молодой да ранний, вступивший на престол в 15-летнем возрасте и практически тогда же оказавшийся на поле брани и познавший все ужасы войны, он вошел в историю не только как открывший место и начавший строительство Тбилиси, но и как начавший избавление Грузии от иранского/персидского господства. Да и погиб он от рук врага в 60 лет, правив перед этим 45 (по тем временам и возраст его был велик, и время, проведенное на престоле). Также, как и Давид, причислен к лику святых, похоронен в Мцхете, перед этим скончавшись от ранений в крепости Уджарма…Интересный запоминающийся факт: рост Вахтанга Горгасали был 2 м 40 см. Необыкновенной силы (меч его весил 40 кг). Горгасали переводится с перского как "волчья голова", так как именно она была изображена у него на шлеме, как знак мужества в бою.

502-й год от Рождества Христова.
Последняя великая битва царя Вахтанга Горгасали.
Персидский шах Кавад первый, с бесчисленным войском вошёл в Иорское ущелье. Вместе с шахом также был и его сын царевич Бартам.
Царь Вахтанг, тоже незамедлительно отравился к Иори вместе в грузинским воинством.
Каталикос Грузии Пэтре благословил царя и воинство перед началом боя.
Царь произнёс речь перед войском, после чего приказал наступать.
И бились они на Иори 3 дня и 3 ночи, и много ратников полегло с обеих сторон.
Три дня и три ночи чаша весов склонялась то на одну сторону, то на другую.
Три дня и три ночи были слышны истошные крики персов: "дур аз горгасар!" ("Берегитесь волчьей головы")

На четвёртый день собрал царь поредевшие ряды грузин для решающей схватки. Снова благословил патриарх войско и царя на ратные подвиги. И особенно предупредил царя: "Береги себя, а то не только Грузия погибнет, но без твой поддержки и Иерусалим падёт..."

Царь приказал атаковать.
Персы стойко встретили атаку грузин, но несмотря на это царь-волк бесстрашно косил ряды шахской гвардии. И достиг он самой середины неприятельского войска, где был и сам шах.

Испугался государь персидский грузинского великана, и только повернул он лошадь, дабы спастись бегством, как сын его, Бартам, выскочил навстречу грузинскому царю и первым поднял меч на него.

Вахтанг, левой рукой поднял щит свой, отразил удар меча, а десницей опустил меч на голову персидскго царевича.

Но не увидел царь, как упал с коня насмерть сражённый им перс.

В тот миг когда царь левой рукой поднял щит свой, в его на секунду оголённую подмышку попала стрела.

А стрела та была пущена рукой грузина... Был он особенно близок царю, телохранитель или слуга...

Но несмотря на это, раненый царь бился до конца дня. Повернул врага вспять, под конец вернулся в Уджармский дворец и там скончался от предательской раны, великий государь, "герой Эльбруса", "Лев надо львами и великан над великанами", "великий царь над десятью царями".

Погиб от руки предателя, или его же близкого родича...

(Леван Саникидзе, 1992; перевод с Грузинского)

Вахтанг I Горгасали (ок. -) - царь Иберии во второй половине V века , один из основоположников грузинской государственности , святой. Сын Мирдата V из династии Хосроидов . Его прозвище «Горгасал» переводится с персидского как «волчья голова» (намёк на форму его шлема).

Родственник и данник персидских Сасанидов , Вахтанг принимал участие в их войнах с греками и эфталитами . В отношениях с Византией добивался признания автокефальности Грузинской церкви . Он провёл мероприятия по укреплению грузинских крепостей и вступил в союз с армянскими Мамиконянами , а в 482 году возглавил крупное восстание против персидского владычества.
Когда антиперсидская борьба грузин и армян потерпела поражение, Вахтанг I был вынужден искать спасения в грузинском царстве Эгриси . Обещая покорность Сасанидам, вернулся в Иберию и то ли основал, то ли перестроил Тбилиси , в который рассчитывал перенести из Мцхеты столицу государства. Он отказался принимать участие в персидских войнах с Византией и погиб в битве с карательным отрядом Сасанидов.

Грузинский народ на протяжении веков хранит память о царе Вахтанге I. Он стал излюбленным героем народных сказаний, а грузинская церковь причислила его к лику святых . Орден Вахтанга Горгасала является одной из высших государственных наград Грузии. Останки его покоятся в соборе Светицховели .

Напишите отзыв о статье "Вахтанг I Горгасали"

Примечания

Ссылки

  • Вахтанг I Горгасали - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Вахтанг I Горгасали

– Слушаю, – отвечал Дрон, не поднимая глаз.
Алпатыч не удовлетворился этим ответом.
– Эй, Дрон, худо будет! – сказал Алпатыч, покачав головой.
– Власть ваша! – сказал Дрон печально.
– Эй, Дрон, оставь! – повторил Алпатыч, вынимая руку из за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. – Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, – сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона.
Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза.
– Ты вздор то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
Дрон вдруг упал в ноги.
– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.

> икона Царя Вахтанга

Икона «Святого Царя Вахтанга» являет лик Святого грузинского Царя Вахтанга Горгасали.

Царь Вахтанг изображается на иконе в дорогих одеждах, украшенных драгоценными каменьями, соответствующих его царскому титулу. Вокруг головы Царя изображается ореол, символизирующий причисление Вахтанга к лику святых. В руке Святой Царь держит меч, потому как при жизни он был воином.

Святой Вахтанг был царем Грузии. На престол он вступил в пятнадцатилетнем возрасте. Вахтанг много сделал для христианства и распространения христианской веры. В те времена Картли (современная Восточная Грузия) подвергалась нападениям с юга персов, а с севера - осетин. Плачевной ситуация была и в Западной Грузии, часть которой захватили византийцы. Едва вступив на трон молодой царь созвал двор и выступил с мудрой речью, удивительной для его юных лет. Он высказал свое мнение, что такое положение родной страны это проявление гнева Божьего за грехи царя и народа грузинского. Вахтанг призвал всех к борьбе за Родину и Святую веру. Вскоре он совершил победоносный поход на осетин и освободил свою плененную старшую сестру. Также Вахтанг заключил договор с кавказскими горцами о дальнейшей совместной борьбе против захватчиков. Следующий поход Вахтанга также стал победоносным. В это раз он отправился в Западную Грузию и освободил ее от византийцев.

Царь Вахтанг отличался высоким ростом, красотой, статностью, мудростью и мужеством. В бою он неутомимо сражался, не ведая страха. На боевом шлеме Святого спереди было изображение волка. Именно потому Вахтанг получил прозвище Горгасали, что в переводе с обозначает «волчья голова».

При этом Вахтанг праведно служил Богу, долго молясь и раздавая милостыню нищим. Он исполнил царя Мириана, построив Грузинский Крестовой Монастырь в Иерусалиме. Из Картли Вахтанг изгнал жрецов-огнепоклонников. В Никози Царь построил кафедральный собор и учредил новую кафедру. Вахтангом также были воздвигнуты монастыри Мере, Артануджи, Ахиза, Шиндоби, крепости Артануджи, Тухариси, Ахиза и много других монастырей, крепостей и церквей. Именно Святым Царем Вахтангом был заложен фундамент Тбилиси - новой столицы страны.

Погиб Царь Вахтанг в бою в 502 году, от отравленной стрелы. Умирая Вахтанг созвал семью, духовенство и царский двор и завещал им быть твердыми в Христианской Вере. Вся страна оплакивала Святого Царя. После смерти Вахтанга престол перешел его сыну. В честь Вахтанга в городе Рустави был воздвигнут кафедральный собор.

Вахтанг Горгасали считается образцом мудрости и мужества. Он почитается в своей родной стране, о любви грузинского народа к Царю Вахтангу свидетельствуют многочисленные народные поэмы и стихи, песни и предания, посвященные Святому Царю Грузии.

Образ «Святого Царя Вахтанга» и сам Святой считается защитником всех мужчин, нареченных именем Вахтанг. Названному этим именем желательно иметь икону Святого Царя в своем домашнем иконостасе.

[груз. ვახტანგ გორგასალი], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб.

Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время В. Г. начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви Католикоса и попросил визант. императора прислать в Картли Католикоса Петра и 12 епископов. Разгневанный архиеп. Картли Микаэл, у к-рого и до этого были разногласия с В. Г. в связи с борьбой между монофизитами и диофизитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта В. Г. отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Микаэл пнул царя ногой и выбил ему зуб. В. Г. выслал архиепископа из страны в К-поль, к К-польскому Патриарху. Архиеп. Микаэла определили иноком в мон-рь Акимитов близ К-поля. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из К-поля, были отправлены к Антиохийскому Патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской епархии. Получив благословение, они вернулись в К-поль. По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г. Нек-рые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а др. сменили епископов - сторонников архиеп. Микаэла. К кон. V в. в Картли уже существовало 24 епархии. Картли являлась форпостом христианства на Кавказе. Укрепив положение страны, В. Г. возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 г. он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим. В кон. V или в нач. VI в. В. Г. был смертельно ранен в сражении с персами, получив удар мечом в спину. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели , где находилась фреска с его изображением.

В. Г. собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четв. VI в.), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве мон-ря Св. Креста (Джвари) в Иерусалиме, где на стене до XIX в. существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, к-рого идентифицируют с В. Г.

В. Г. почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».

Ист.: Джуаншер Джуаншериани . Жизнь Вахтанга Горгасали / Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1986; მოჟცევა(?)ბულლეტ ჟართლისა(?)ბულლეტ: მველი აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1963. Т. 1.

Лит.: Такаишвили Е . Источники грузинских летописей: Три хроники // Сб. мат-лов для описания и местностей племен Кавказа. 1900. Вып. 28; Горгадзе С . Автокефальность Грузинской церкви // ДВГЭ. 1905. № 21-24; Меликишвили Г . А . К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959; ჯანაშია ს . საჟართველო ადრინდელი ფეოდალიზაციის გზაზე // შრომები. თბილისი, 1949. Т. 1; Амиранашвили Ш . Я . К вопросу об определении портретов изображения на гемме Британского музея с пехлевийской надписью // ВДИ. 1960. № 2; ჯანაშია ლ . ლაზარ ფარპეცის ცნობები საჟართველოს შესახებ. თბილისი, 1962; ჯავახიშვილი ი . მველი ჟართული საისტორიო მწერლობა // Сб. соч. თბილისი, 1977. Т. 8; ჯავახიშვილი ი . ჟართველი ერის ისტორია // Сб. соч. თბილისი, 1979. Т. 1; დ. მუსხელიშვილი, საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1977. Т. 1; ლორთჟიფანიმე მ . ჟართლი V საუკუნის მეორე ნახევარში. თბილისი, 1979; გოილამე ვ . ჟართული ეკლესიის სათავეებთან. თბილისი, 1991; მგალობლიშვილი თ . კლარჯული მრავალთავი. თბილისი(?) 1991; ლომინამე ბ . საჟართველოს საპატ რიარჟო და მისი ავტოკეფალია // რელიგია. თბილისი, 1992. № 1-2; კაკაბამე ს . ვახტანგ გორგასალი და მისი ხანა. თბილისი, 1994; საჟართველო ვახტანგ გორგასლის ეპოჟაში. თბილისი, 1999; მამულია გ . ჟართლის ეკლესია V-VI საუკუნეებში. თბილისი, 1999.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...