То что вечно человечно как понять. То, что вечно, — человечно

«Целый мир от красоты…» Афанасий Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты…»

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, - человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Афанасий Афанасьевич Фет - пожалуй, самый известный поэт-лирик. Его поэзия расцветала в 1840-ых годах и до сих пор цветет, хоть уже и прошло почти два века.

Его поэзия раскрывает нам незамеченные моменты от кустика травы до тишины. "Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть,- То кулик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич..."- его взгляд на мир, очень лиричен и внимателен.
У стиля его стихотворений переменчивое настроение. Например "Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом. По листам затрепетало..." и "И в больную усталую грудь, Веет влагой ночной... Я дрожу.." - это совершенно два разных произведения, даже будто написаны двумя разными поэтами. По стихам можно понять, что Афанасий Фет - очень разноликий человек.
В стихах у Фета мне нравится лирика.Но не зависимо от этого мне больше всего нравится стих "Это утро, радость эта...". Обычно, в стихотворениях есть глаголы - в нем же - нет ни одного. Это объясняет нам, что не рассказывая о действиях предмета, мы все равно понимаем его насыщенность.

В чем же секрет лирики Фета? Почему именно она рождает, по словам К. И. Чуковского, ощущение "счастья, которое может доверху наполнить всего человека".

Фет обращен к вечным, общечеловеческим началам. Главная тема его лирики – красота. Сам поэт говорил: "Я никогда нс мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты". Поэтическим манифестом Фета называют следующие строки:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начато.

Что такое лень иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Вечны природа, человеческие чувства, искусство, и поэтому Фет обращен к ним. Поэт передает красоту окружающего его мира. Уже в первых сборниках отразилось это восприятие. Красота снежных просторов, неторопливое движение спокойного деревенского усадебного быта, гадания, тихие, неторопливые зимние вечера...

У Фета возникает особое эстетическое восприятие русской природы и русского быта. Русская зима, снега для него не дисгармоничные, цепенящие душу явления, а гармонично-прекрасные, живые, бесконечно изменчивые. Даже одиночество человека в родном ему мире не трагично. В стихотворении 1842 г. воссоздаются традиционные для русской литературы пространственно- временные приметы: русская зима, необозримо-беспредельная заснеженная равнина, лунная ночь. Человек связан с миром природы, и эта внутренняя связь определяет основную лирическую эмоцию: лирический герой ощущает свою сопричастность бытию, а потому находится в гармонии с окружающим миром.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Первые две строки задают настроение, в них звучит мысль о красоте мира и чувстве родства с ним. Затем через ряд предметных реалий воссоздается та "чудная картина", которую созерцает поэт, поэтому вторая часть стихотворения строится как перечисление примет ночного зимнего пейзажа (этим обусловлена безглагольность). Сначала (третья и четвертая строки) одна деталь следует за другой (равнина, луна). Взгляд лирического героя охватывает два беспредельных пространства, это взгляд снизу вверх, от земли (равнина) к небесам (луна). Последующие (пятая и шестая) строки не привносят никаких новых представлений, ведь упоминаются те же самые реалии (небо, равнина), но это обратная направленность взгляда – с неба на землю. Общая картина (обыденная, заурядная, узнаваемая, так как в ней воссозданы черты национального пейзажа, и это наводит на мысль, что красота заключена в повседневном, обыденном, привычном, надо только уловить это мгновение) наполняется светом, а вместе с тем и внутренним движением. Светит луна, светятся небеса, сам "блестящий" снег отражает свет небес, и фетовская ночь перестает быть знаком небытия, хаоса, она не повергает землю во мрак. И ночью мир оказывается светлым, живым, меняющимся, что подчеркивается еще и движением саней. Так, в финале стихотворения взгляд фокусируется на одной движущейся точке в беспредельном пространстве, а зимний пейзаж становится не безлюдным, а "очеловеченным": кто-то едет там, в беспредельной снежной равнине, чей-то взгляд выхватывает эту точку, мысленно следует за ней. Так у Фета оказываются связанными незримыми узами человек, природа, космос.

Первая часть стихотворения Фета насыщена оценочной лексикой ("чудная", "родная"), во второй части нет ничего, что выражало бы авторское отношение, поэтому важную роль играет цветовая символика, которая также служит выражению идеи гармонического единения человека с миром. В стихотворении нет мрака, потому что в нем царит белый цвет, который здесь является символом гармонии, чистоты, просветления.

Средоточием и одновременно "хранителем" красоты, по Фету, является искусство. Ряд стихотворений поэта представляет собой "ожившие" живописные полотна ("Золотой век" , 1856), скульптуры ("Диана ", 1847). Произведение искусства получает новую жизнь: когда на него направлен взгляд зрителя, как бы преодолевается его внешняя статика, "прорывается" та внутренняя энергия, которую выразил художник. Красота, воплощенная в творении, наполняет собой мир: она сказывается в душе созерцающего ее человека, отражается в самой природе. В стихотворении "Диана " Фет соединяет статическое и динамическое. Неподвижную статую он помещает в мир, наполненный движением: это и движение ветра, листьев, и колыхание водной глади. Однако и сам статичный предмет наполнен внутренним движением: "чуткая и каменная дева" (Фет использует антонимы как однородные определения) "внимала"; нагота "блестящая"; "мрамор недвижимый" белеет "красой непостижимой".

Со временем меняются представления Фета о том, что есть служение красоте. В 1870–1880-е гг. оно начинает осознаваться им как тяжкий долг. Красота уже не так светла, ее приходится добывать в страданиях. Эту перемену в мироощущении Фета почувствовал Л. Н. Толстой, который в 1873 г. на отправленное ему стихотворение "В дымке-невидимке..." ответил поэту: "Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно".

Урок поэзии в 10 классе

Учитель МОУ «СОШ № 9» Тараненко Олеся Михайловна

Тема: «Целый мир от красоты…»

(философская лирика А. А. Фета)

Цели : познакомить учащихся с философской лирикой А. Фета,

особенностями его поэтического таланта;

определить своеобразие лирики А. Фета; ввести в сложный мир

напевного фетовского стиха; выявить выразительные средства,

придающие музыкальность, напевность, мелодичность

стихотворениям поэта.

Оформление

урока : портрет А. А. Фета, сборники стихов поэта, слайды

к биографии поэта, его творчеству, романс на стихи

Эпиграф: Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Ход урока:

♪ I . Учитель объявляет тему, цели урока, читает эпиграф.

II . Слово учителя

Восторгаясь одним из фетовских шедевров, Яков Петрович Полонский в письме его автору (от 25 октября 1890г.) недоумевал: «Что ты за существо, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно- идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения? Какая философия может объяснить происхождение такого лирического настроения?»

Мы с вами знаем, что всякая настоящая лирика философична.

(работа со словарём ) Философия в широком смысле – это наука о жизни, о человеке и мире.

При оценке писателя мы постоянно пользуемся таким понятием, как философия жизни художника. Философия жизни должна быть у каждого человека. Философия жизни А. Фета была земная практическая деятельность и поклонение её красоте во всех её проявлениях. Философия жизни заключается в каждом поэтическом шедевре.

    Пик поэтической славы А. Фета пришёлся на 1850-1860 гг., время реформ, перемен, общественных сдвигов. Литература призывалась к горячему участию в общественных делах – и охотно откликалась.

В январе 1858 года к Фету подошёл редактор модного тогда журнала «Русский вестник» М. Катков и восторженно призвал: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!» Фет ничего не сказал, он не чувствовал в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Он никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо, поимо красоты (на доске появляется карточка с ключевой фразой»не политика, а чистая красота»).

Фет в своей поэзии никогда не демонстрировал своей гражданской позиции. Её можно восстановить из его очерков, статей, писем, фактов биографии, но никогда – из стихов! У Фета человек погружён в природу, но не в историю. За отказ писать о злободневных событиях и выражать свою общественную позицию на Фета ополчилось молодое поколение. Лирику Фета ценили Тургенев, Л. Толстой, Тютчев, Достоевский.

Фет считал, что цель поэта, цель поэзии, цель искусства состоит в том, чтобы найти в реальной жизни прекрасное мгновение, «остановить» его мысленно и закрепить его в своей душе, дав ему вечную жизнь. А. Фет считал красоту основой мироздания, бытия, красота способна преобразить жизнь и человека.

(запись на доске проблемных вопросов )

    Итак, Фет не откликался в стихах на острые вопросы современности. Достоинство это или недостаток?

Мы будем искать ответы на эти вопросы в лирике поэта. А начнём мы с биографии поэта.

III . Сообщение учащегося по биографии Фета

Биография Афанасия Афанасьевича Фета

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года, в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губерни и в старинной усадьбе Афанасия Неофитовича Шеншина. За год до его рождения А. Шеншин, путешествуя по Германии, влюбился в Шарлотту-Елизавету Фёт. Она бросила мужа, отца, годовалую дочь, свою страну и бежала с Шеншиным в Россию.

Афанасий появился до брака, и поэтому Шеншин его усыновил. Под этой фамилией он прожил 14 лет в Орловском имении. По чьему-то доносу был вынесен вердикт, что нельзя признать Афанасия сыном Шеншина, так как ребенок родился до брака. Теперь ребенок лишался возможности наследовать имение Шеншина – лишался «рода» и «корней». Родители отправили Афанасия в немецкий пансион Крюммера и не забирали его даже домой на каникулы. Фет получил неплохое образование и через три года смог поступить на словесное отделение философского факультета Московского университета. В это время Фет начинает заниматься литературой. А с 1842 г. его стихи начинают регулярно появляться на страницах двух ведущих журналов – «Москвитянин» и «Отечественные записки». Фет знакомится Погодиным, Швыревым, Боткиным, братьями Аксаковыми, Аполлоном Григорьевым.

В 1844 г. окончил университет и пережил новые удары судьбы: умерли мать и дядя. Поэт остался без гроша. Литература денег не давала. Фет с детства привык считать себя дворянином, поэтому решил пойти на военную службу, чтобы получить потомственное дворянство. С 1853 г. активно занимается поэзией и публикует свои стихи в журнале «Современник».

В 1857 г. женится на Марье Боткиной, сестре критика Василия Боткина и знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. В июле 1860 г. Фет приобрел имение Степановка в 200 десятин, бросился «из литературы в фермерство».

К середине 1870-х годов, вступив в пору старости, Фет достиг материального и духовного благополучия. В 1873 г., после прошения «на высочайшее имя», он получил право на дворянство и возвращен в лоно семьи Шеншиных. Фет стал другом царской семьи, особенно сблизился с Константином Константиновичем Романовым, великим князем и незаурядным поэтом. Он стал богат: в 1877 г. приобрел новое имение – усадьбу Воробьевку, потом купил дом в Москве. В конце жизни у Фета был замечательный круг друзей: Лев Толстой, Николай Страхов, Яков Полонский, Владимир Соловьев.

Итак, Фет ощущал в течение жизни тяготы будней, но вовсе не хотел этой скорбью вдохновляться. Поэт считал, что призвание искусства – преображение мира посредством Красоты. И чтобы познать философию жизни поэта, мы должны услышать его стихи.

IV .Чтение наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…»(1843)

(название каждого стихотворения учащиеся записывают в тетрадь и позже делают выводы)

(в течение беседы на доске появляются опорные карточки с ключевыми фразами, значимыми для творчества А. Фета)

— Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

(Солнце, лес, птицы – образы, созданные поэтом в стихотворении. Поэзия Фета состоит из конкретных образов. Поэт, словно живописец, видит зримые детали земного бытия и связывает их так, что получается целостный образ мира .

— Как поэту удаётся создать мир живой природы? Какими художественно-выразительными средствами?

Фет использует олицетворения . Солнце олицетворено. Это самый зримый образ. Оно всё в движении, оно как бы обнимает мир живой природы. И трепещут не только листья, просыпаясь, но и своим живительным светом, трепещет по листам само солнце. Поэту удаётся сравнить два несравнимых явления: солнце и листья. И получается целостный образ мира.

Обратимся ко 2 строфе. Давайте её прочитаем. Какую роль играют повторы во 2 строфе?

(Слова «лес проснулся» как будто бы не удовлетворяют поэта, и он добавляет «весь проснулся». И далее поэт продолжает: «лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».)

— Как вы понимаете строчку «и весенней полон жажды»? Что такое жажда?

Это очень хочется пить. Весенняя жажда – жажда жизни, желание радоваться ей и славить Творца.

— Каким видит поэт мир? (запись в тетрадь )

(Поэт помогает увидеть красоту мира, его весенний расцвет, пробуждение души, её стремление к чему-то возвышенному – к светлой жизни, к песне, к творчеству).

Итак, реальный мир передан в лирике Фета в конкретных деталях. Вызывает ли похожее чувство другое стихотворение? Насколько конкретна и ярка нарисованная здесь картина?

V . Слово учителя

Давно замечено, что фетовское слово многомерно. Поэт ставит слово в необычные позиции, вовлекает нас в новые, неожиданные состояния духа.

Нередко Боткин, Страхов, Полонский, Толстой указывали на «неясность» «оговорки» в стихах Фета. Любопытная «оговорка» в стихотворении «Пчёлы».

VI . Выразительное чтение стихотворения «Пчёлы» (1854).

— Как вы думаете, на какую «оговорку» в этом стихотворении могли бы указать Фету его друзья?

В 1 строфе «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая вползает пчела».

В заключительной 3 строфе Фет преобразует сирень в черёмуху.

Давайте порассуждаем, как вы считаете, серьёзную ли «промашку» допустил поэт?

Сирень, черёмуха – слова одного ряда, в нашем сознании ассоциируются с весенним обновлением жизни. И не всё ли равно, в какой из этих цветков вползала пчела?

— Как можно объяснить эту «оговорку», допущенную Фетом, быть может, сознательно? Для него важно, сирень или черёмуха?

Фету важно передать безотчетное чувство меланхолии – особое душевное состояние, нечто среднее между радостью и грустью.

— Найдите главную строчку в стихотворении, где героя переполняют…

Лирический герой не обращает внимания на цветы и пчёл, он занят другим: «И никак я понять не умею, на цветах ли, в ушах ли звенит».

Итак, оговорки рассматриваются через призму философской лирики Фета.

Такие оговорки Фет всегда отстаивал. Победу одерживало шестое чувство поэта, которым Фет способен был видеть «музыку» и там, где «не-поэт» и не подозревал её присутствия.

В чём же заключается другая особенность философской лирики Фета?

Одна из целей философской лирики Фета – передача особого состояния

(запись в тетрадь)

— Продолжаем, ребята, вы не пробовали писать стихи? На уроках литературы вы пишете сочинения. Что вас может вдохновить?

Что может вдохновить поэта? Об этом нам расскажет…

VII . История создания одного стихотворения

А. А. Фет любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, то был «на седьмом небе».

Т. А. Кузьминская рассказывала, как ей однажды пришлось петь в присутствии многих известных людей, среди которых был и Фет. Она пела, но в душе сильно переживала, что её Фет будет критиковать. Когда она спела, Фет похвалил прекрасное исполнение романса и попросил спеть ещё раз. На другое утро Фет протянул Кузьминской листок бумаги с написанными стихами. Это было стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

VIII . Прослушивание романса «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

— На стихи Фета создано много музыкальных произведений. Как вы думаете, почему?

— Давайте теперь прочитаем это стихотворение и попытаемся услышать эту же музыку.

— Поработаем теперь по-другому. Мы не будем сейчас анализировать стихотворение традиционно. Я дарю вам свои мысли по этому стихотворению. К данным тезисам найдите примеры из текста

(учащиеся зачитывают тезис и находят ответы в тексте ).

Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства.

Радость восприятия бытия.

Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.

Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

— Что вызывает чувства и переживания поэта?

Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в стихотворении?

Радость восприятия бытия. Ночь, рояль, голос певицы, образ девушки. У Фета всё сливается в единой гармонии. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.

— В чём вы видите философичность стихотворения А. Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?

В стихотворении рассказывается о том, как поэт переживает 2 встречи с возлюбленной, между которыми долгая разлука. Но волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки»; человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

Какой из этих тезисов вы бы взяли как идею?

Искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу и обогатить её. Мы забываем о своих проблемах, неудачах, уходим от будничной суеты.

IX . Заполнение таблицы

Итак, мы рассмотрели несколько стихотворений Фета, говорили об особенностях лирики Фета, обозначили их на доске, тезисно оформили в тетради. Мне бы хотелось понять, насколько вы поняли тему урока. Из предложенных вариантов выберите те ответы, которые соответствуют следующему вопросу: в чём особенность философской лирики Фета? Какие ответы являются лишними?

    В центре внимания жизнь и страдания простого народа .

    Детальное описание явлений природы.

    Описание запахов, звуков, света, цвета в стихах.

    Знаток немецкой философии.

    Избегает поэтической детализации.

    Изображение природы живой и одушевленной.

    Музыкальность произведений.

    Приверженность «чистой красоте», а не политике.

    Природа может характеризовать чувства и настроения человека. Слияние внутреннего и внешнего мира в стихах.

    Проблема бытия Вселенной.

X . См. вопрос в начале урока.

Давайте вновь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока и ответим на них.

Профессор Московского университета Пётр Кудрявцев писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны А. Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».

XI Заключительное слово учителя

Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже. Поэтому в его стихах нет жалоб на судьбу, разочарований, хотя жизненный путь Фета был нелёгким.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Так писал А. Фет.

— Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения, которая стала эпиграфом нашего урока?

Пожалуй, в этом и заключается философия жизни русского поэта А. Фета

XII . Дз 1) выучить наизусть понравившееся стихотворение А. Фета.

2) написать миниатюру «Но Боже, как люблю я…»

(философская лирика Фета)

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения.

Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в... работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них.

Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...