ЕГЭ: все, что нужно о нем знать. Всё, что нужно знать о ЕГЭ по информатике

Самым популярным запросом в поисковой системе Google, начиная с апреля по август, является вопрос: «Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?». Увы и ах! Во все времена школьники и студенты зубрежке и учебе предпочитали более изощренные и веселые методы сдачи экзаменов. Все, например, прекрасно знают, что такое шпаргалки, или «шпоры», как их называют нерадивые ученики. Но времена меняются, на смену обычным выпускным и приходит ЕГЭ, меняются и способы сдачи, становясь все более мудреными и изобретательными. Так как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?

По результатам все того же сервиса Google, один из лидеров среди ЕГЭ - русский язык, подготовка к которому заключается не только в зубрежке правил, но и в умении слышать и воспроизводить услышанное. Этот экзамен частенько становится у выпускников - отчасти благодаря интернету уровень грамотности в стране неуклонно падает. И тут нечего посоветовать ученикам, разве что читать побольше, ведь грамотность зависит не только от выученных правил, но и от количества прочитанных книг, словарного запаса и общей эрудиции человека. Кроме того, в русском языке, втором, кстати, по сложности, среди языков мира, очень много слов-исключений из правил. Вот их-то и следует записать на шпаргалки.

Сами такие штучки тоже стали технологически более развитыми. Пока мамы и папы теперешних кандидатов в студенты вручную переписывали ответы на вопросы из талмудов в библиотеке, отрабатывая не только умение сокращать слова, но и навыки левши по (а иначе попытки впихнуть развернутый ответ на вопрос на листик размером 5х5 сантиметров не назовешь), их потомки вовсю осваивают компьютерные функции MS Word. Так что теперь уже просто стыдно задавать вопрос, как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь, когда учебник по предмету можно ужать до и распечатать за 3 минуты.

Еще одним способом ответов на ЕГЭ стали современные мобильные технологии. Зачем напрягаться, если можно просто включить на телефоне скайп или надеть или надеть bluetooth на ухо, а на другом конце провода посадить друга с учебником, который, как в фильме «Приключения Шурика», будет кричать: «Прием, прием!». Правда, преподаватели тоже стали достаточно подкованными в современных технологиях, а потому изымают у нерадивых учеников все гаджеты перед экзаменом.

Но в целом, если подумать, то ЕГЭ 11 класс сдает не только для того, чтобы обмануть преподов. В первую очередь это способ доказать самим себе: все, ребята, теперь мы взрослые. Поэтому этот экзамен сделан на выбор для будущего студента. Он представляет собой тестовое задание, хотя в целом такой подход заставляет детей полагаться все больше на «авось». Так что прежде чем сдавать ЕГЭ, будущим специалистам стоит подумать - для кого они это делают? И если ответ будет все-таки «Для себя», то стоит выучить предмет. А если ответ другой, то, может, стоит подумать, а нужно ли вам вообще его сдавать прямо сейчас? Может, стоит повзрослеть, прежде чем терзать поисковик наивным и глупым вопросом: «Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?».

Сегодня каждый ученик выпускного класса твердо знает: без ЕГЭ с хорошим баллом нет никаких шансов поступить в вуз и получить достойное образование.

Но представители старших поколений нередко имеют довольно туманное представление о том, что такое ЕГЭ и для чего он необходим.

До сих пор не всем известно, как расшифровывается загадочная аббревиатура – ЕГЭ. Между тем, ответ очень прост: только по результата Единого Государственного Экзамена можно поступить в институт либо университет.

Он является оценкой знаний современных школьников, выставляемой по единой методике оценивания, утвержденной в Минобразования.

Согласно требованиям законодательства, каждый выпускник школы должен сдать ЕГЭ по окончании обучения, если он собирается учиться дальше. Экзамены проводятся в один и тот же день по всей стране, с учетом часовых поясов.

Результаты экзамена по основным предметам – математике, биологии, литературе и языку, химии, географии и т.д. – выражаются в количестве набранных баллов и необходимы для участия в конкурсе на поступление в выбранный вуз. Выпускник, не сдавший ЕГЭ или набравший недостаточно баллов, не будет допущен к конкурсу в вузе.

Вопросы и задания Единого госэкзамена охватывают всю школьную программу, практически от начальных и до выпускного класса. Чем лучше учился школьник в годы, предшествующие выпускному классу, тем больше у него шансов успешно сдать ЕГЭ с высоким баллом.

Разумеется, не последнюю роль играет усиленная подготовка, помощь хорошего репетитора-предметника и ряд других факторов. Но все же сложно рассчитывать на действительно хороший результат тому, кто в течение всего школьного периода не подымался по уровню знаний выше посредственной оценки.


Ведь придется не только вызубрить теоретическую часть курса, но и научиться решать задачи, писать эссе – т.е. проявлять творческие способности, базирующиеся на доскональном понимании предмета. Так что готовиться к написанию ЕГЭ нужно с первых классов начальной школы.

1. Для начала нужно подать заявку на ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. В их список обязательно входят математика и русский язык, остальные предметы включаются по выбору выпускника, в зависимости от того, каким будет его будущая специальность и какие предметы являются профильными для выбранного им вуза. Прием заявок на ЕГЭ заканчивается 1-го марта.

2. В назначенный для экзамена день нужно прийти в пункт, где проводится экзамен, не позже 9-30 утра. ЕГЭ начинается в 10-00 утра, и за полчаса нужно успеть зарегистрироваться и подготовиться к написанию теста. С собой выпускник должен принести паспорт, ручку с черной пастой, пропуск на экзамен и (по желанию) пластиковую бутылочку с водой.

3. После того, как преподаватели раздадут бланки для ответов, можно приступать к написанию. Для каждого предмета длительность экзамена и количество вопросов каждый год определяется в Минобразования.

4. По окончании экзамена нужно сдать свою работу, независимо от того, на все ли вопросы даны ответы. Если ученик справился с тестом раньше, он может сдать свой заполненный бланк досрочно и покинуть аудиторию.

На Едином госэкзамене можно пользоваться:

— для сдачи теста по математике – линейкой и справочниками, выдаваемыми вместе с заданием;

— для сдачи теста по географии – линейкой, транспортиром, калькулятором без возможности запоминания и программирования;

— для сдачи теста по химии – простейшим калькулятором и приложенными к заданию табличными материалами;

— для сдачи ЕГЭ по физике – простейшим калькулятором и линейкой;

— для сдачи ЕГЭ по языкам иностранных государств – оснащением для аудирования, установленным в пункте проведения экзамена.

Любая неудача – это еще не катастрофа, и если минимум баллов не удалось набрать только по одному предмету, этот экзамен можно попытаться пересдать в надежде получить более высокий балл. Заявление на дополнительный экзамен может подать и тот, кто пропустил ЕГЭ по уважительной причине – болезни, семейным обстоятельствам и т.д.


Если же провалены экзамены по двум предметам, ЕГЭ придется пересдавать в следующем году, подготовившись более тщательно. Впрочем, тот, кто уверен, что написал тест хорошо, но к нему придираются злые преподаватели, может подать апелляцию, и специальная комиссия повторно проверит написанные им ответы в течение нескольких дней.

28 мая в России начался основной этап ЕГЭ . Это обязательный для всех учеников 11 классов единый государственный экзамен. По его результатам выдают аттестат об окончании школы и зачисляют в вузы.

Екатерина Мирошкина

следит за ЕГЭ

ЕГЭ сдают строго по расписанию. В один день один экзамен для всех выпускников всех городов.

28 мая сдавали географию и информатику, 14 июня пишут обществознание, а завершится основной этап 20 июня литературой и физикой. Потом будут резервные дни. Еще несколько дней отводится на резерв для тех, кто не смог прийти по уважительной причине.

Мы разобрали сложные вопросы, которые волнуют выпускников и их родителей в период ЕГЭ .

Можно поменять экзамены по выбору? Если в заявлении указали один предмет, а теперь решили сдать другой?

Дополнительные экзамены можно было выбрать до 1 февраля. Просто так изменить список экзаменов нельзя - только по уважительной причине, с разрешения комиссии и если до экзамена осталось не меньше двух недель.

Уважительная причина в таких случаях - это, например, когда вуз внезапно включает в список вступительных экзаменов новый предмет. Это нарушение со стороны вуза, но такое бывает.

Если в феврале выбрали несколько экзаменов про запас, можно не приходить на тот, который не нужен.

Лишние можно не сдавать

Например, если в заявлении указали информатику, физику, историю и обществознание и после информатики стало понятно, что баллов достаточно, можно не прийти на историю и обществознание. За это ничего не будет.

Если выпускник решил поступать в другой вуз и ему не хватает экзаменов, придется ждать следующего года. Так тоже бывает: это неприятно, но не смертельно.

Что будет если не прийти на экзамен, который нужно сдавать?

Если не прийти по уважительной причине - например из-за болезни - можно сдать экзамен в резервные дни. После того как закончится основной этап, разрешат сдать экзамены тем, кто пропустил. Уважительную причину нужно подтвердить документами. Если документов нет, сдавать экзамены в резервный день не разрешат.

Если вообще не сдать русский язык и базовую математику, аттестат об окончании школы не выдадут. Но эти предметы разрешат пересдать в текущем году.

Не прийти на обязательные - только по уважительной причине

Пропущенный экзамен по выбору можно будет сдать только через год.

Если поняли, что не сможете прийти на экзамен, обязательно звоните классному руководителю и учителю-предметнику. Они расскажут, что делать дальше, куда идти, какие собирать документы и когда можно пересдать. Звонить учителям можно даже поздно вечером или рано утром: в период ЕГЭ они обычно всегда на связи, потому что переживают иногда больше выпускников. По крайней мере, так нам говорили все учителя, с которыми мы общались.

Когда будут известны результаты ЕГЭ ?

Обычно проверки всех уровней занимают максимум две недели. Результаты могут опубликовать раньше, но не позже даты по расписанию . Быстрее всего проверят базовую математику.

Кто проверяет работы? Насколько объективны оценки?

Каждую работу проверяют несколько человек. Тестовую часть проверяет компьютер. Есть четкая инструкция по проверке, поэтому субъективность почти исключена. Могут быть разные трактовки по устным предметам или сочинению, но обычно отклонения составляют один-два балла. Если у проверяющих будут разные оценки, результат определят в пользу выпускника.

Все бланки обезличены. Работы для проверки распределяют между экспертами автоматизированно. Никто не знает, что конкретную работу писал именно этот ученик. А ученики не знают, кому попадет их работа, даже если попытаются оставить на бланке какую-то метку.

После проверки в своем регионе работу могут отправить на перекрестную межрегиональную проверку. А потом до 1 марта следующего года их выборочно проверяют еще раз.

Лучше ни с кем не договариваться

Договариваться с комиссией, искать знакомых и платить деньги за проверку - огромный риск. Это незаконно. А еще никто не может гарантировать, что всё получится: проверку ЕГЭ строго контролируют, в том числе на федеральном уровне. Если что-то такое обнаружат, всех накажут. А результаты экзамена вообще не засчитают, даже если работа и правда написана хорошо.

Если не согласен с результатами, что тогда делать?

Подавать апелляцию. На это есть два рабочих дня после того, как стали официально известны результаты.

Шанс, что удастся отвоевать один-два балла, небольшой. Но если он есть, лучше его использовать: иногда от одного балла зависит зачисление на бюджетное место.

Апелляцию стоит подавать, если точно знаете, что, например, сочинение написано идеально. Апеллировать тестовую часть по результатам ответов нельзя. Максимум, на что можно рассчитывать, - что при проверке не так распознали знаки, но шансов мало.

Иногда по итогам апелляции количество баллов уменьшают, хотя выпускник рассчитывал на повышение. Нужно хорошо подумать, прежде чем привлекать внимание к своей работе.

Как заранее узнать ответы по ЕГЭ ? Говорят, их можно купить или узнать в других регионах.

Нет. Утечка результатов ЕГЭ исключена. Если на каких-то сайтах предлагают купить ответы на тесты, это мошенники. Никто не знает содержание контрольных материалов до того, как школьники сядут за парты и официально начнется экзамен.

Иногда сами учителя говорят, что узнали, какие будут варианты. Или кто-то из проверяющих предлагает их купить по знакомству. Никому не верьте.

Ответов на ЕГЭ нет. То, что продают - не ответы

Уже были случаи, когда родители платили по 50 тысяч рублей и даже больше, а ни одного совпадения не было.

Учителя не мошенники, они хотят как лучше и сами могут думать, что достали правильные варианты. Они сидят, решают в ночь перед экзаменом, чтобы как будто помочь. А потом на экзамене оказывается, что задания и ответы другие.

В таких схемах есть только одна польза: если где-то взять любые варианты и самому их прорешать, это поможет лучше подготовиться к ЕГЭ .

Можно брать на экзамен телефон?

Нельзя. На экзамен вообще ничего нельзя брать, кроме паспорта и ручки. На некоторые предметы разрешают взять линейку, калькулятор или транспортир. Там, где проводится экзамен, на входе стоят металлоискатели.

Даже если удалось пронести телефон, его всё равно вряд ли получится использовать. Вот несколько реальных ситуаций, когда выпускники пытались использовать телефон и у них не получилось.

Иван положил телефон в пришитый к трусам карман и сказал, что детектор реагирует на пирсинг . Он пронес телефон и оставил его в туалете. Хотел отпроситься во время экзамена и посоветоваться с учителем через «Вотсап».

После начала экзамена проверяющие осмотрели туалеты и убрали оттуда все заначки со средствами связи. Идти за телефоном было стыдно, и Иван остался без нового Самсунга. До сентября он боялся, что как-то обнаружится, что это его телефон, и результаты экзаменов аннулируют.

Всё обошлось: Иван сам сдал экзамен и получил хороший балл. Если бы его поймали, он бы не поступил в этом году.

Аня пронесла телефон в бюстгальтере, надежно спрятала в туалете, и никто не нашел . Во время экзамена Аня отпросилась, взяла телефон, но не смогла им воспользоваться. На этаже стояло устройство для подавления сигнала связи. Телефон оказался бесполезным.

На ЕГЭ по математике Аня понадеялась на телефон: в прошлом году у ее подружки всё получилось. В итоге Аня недобрала пять баллов и теперь ее родители платят по 80 тысяч рублей в год.

Витя пронес телефон в кроссовке прямо в класс, где проводится экзамен . В туалете оставлять побоялся, потому что могли найти. Сигнал связи Вите тоже был не нужен: он не собирался писать или звонить. Он заранее сфотографировал формулы по физике на телефон. Хотел отпроситься и подсмотреть, если попадется сложная задача.

У Вити почти всё получилось. Но в 10:30 телефон завибрировал от звонка бабушки, которая очень волновалась за внука. Физику ему не засчитали, в хороший технический вуз поступить не удалось.

Некоторым удается и пронести телефон, и использовать. Но это нарушение.

А шпаргалки можно пронести? Ими получится пользоваться?

Теоретически шпаргалки пронести проще, чем телефон, но лучше не проносить - это тоже незаконно. Проверяющие не имеют права просить ученика раздеться, ощупывать его или проверять карманы. Металлоискатель на шпаргалки не реагирует, но их находят в туалетах и забирают еще до начала экзамена.

Пользоваться шпаргалками или дополнительной литературой прямо на экзамене не получится. Во всех помещениях установлены видеокамеры и ведется трансляция в интернете . За ней следят в режиме реального времени и потом выборочно просматривают после экзамена.

Еще бывает вот так.

Женя написала на малярном скотче список слов с правильным ударением и приклеила его на ноги под юбку . Женя отличница и хорошо знает русский язык, но так сделали все подружки, и она тоже на всякий случай. Шпаргалка ей не пригодилась: слова она знала и так.

Через два часа Женя отпросилась в туалет и забыла про скотч. Шпаргалки отклеились и сползли под колготками на колени. Это заметил член комиссии в коридоре. Женю должны были удалить с экзамена с позором. Ей чудом и слезами удалось уговорить проверяющего не сообщать о нарушении. И хотя Жене пошли навстречу, она так переволновалась, что плохо написала сочинение и недобрала баллов на факультет журналистики. Справедливости ради, почти все ныне практикующие журналисты советуют не идти на журфаки.

Вика и Лиза сделали шпаргалки по истории на двоих . Еще взяли ответы на тесты, которые им продали как настоящие. Чтобы их не поймали, они всё это разделили пополам. Одноклассницы попали в разные аудитории и заранее договорились встретиться в 11 часов в туалете.

Отпросились они, как и договаривались, одновременно, но не учли, что их проводят в разные туалеты - каждую отвели в тот, который был ближе. Встретиться не получилось, а Лизе нужны были те шпаргалки, которые взяла с собой Вика.

Шпаргалки нужно писать перед экзаменом, только чтобы лучше запомнить. Брать их с собой на экзамен не стоит. Идеальных вариантов без риска не существует, всё предусмотреть нельзя. Всегда может что-то пойти не так, и под угрозой окажется не только поступление на бюджет, но и аттестат об окончании школы.

Можно договориться с комиссией на экзамене, чтобы помогли? А подсказать могут?

Нет, никто ничего не подскажет. Можно задать вопрос только по заполнению бланка. Ответить на него должны громко и отчетливо. Подозвать к себе члена комиссии и шепотом попросить о помощи не получится.

В таких просьбах нет практического смысла. В комиссии сидят учителя по другим предметам или административные работники.

За членами комиссии следят другие члены комиссии, общественные наблюдатели, Рособрнадзор и прокуратура. Всё очень строго. Если кто-то поможет выпускнику, попадет на штраф.

Если на черновике всё правильно, а на бланке ошибка, какой ответ засчитают?

Всегда засчитывают тот ответ, который на официальном бланке. Черновики не оценивают.

Нужно правильно распределить время, чтобы проверить работу и успеть переписать всё без ошибок.

Как быть, если на экзамене станет плохо?

Нужно обратиться к медработнику. Он всегда присутствует в аудитории. Дальше будут действовать по ситуации. Если продолжать работу не получится, это зафиксируют, но результаты оценивать не будут. Можно будет сдать заново в резервный день.

Если во время экзамена нужно пить лекарства, это разрешено. Если нужно выпить сок, съесть сладкое или сделать укол, так тоже можно. Можно принести с собой воду или шоколадку, но использовать их как шпаргалки не получится: всё будут проверять. Если найдут надписи, удалят без права пересдачи.

Если в этом году недобрать баллов, а учиться платно нет возможности, что тогда делать?

Если не получилось набрать даже минимум по основным предметам, аттестат не дадут. Основные предметы предложат пересдать в резервный день или осенью.

Если баллы выше минимальных, но всё равно низкие, можно пересдать экзамены по нужным предметам в следующем году и выбрать лучший результат.

Результаты ЕГЭ действуют четыре года. Например, если выпускник хорошо сдал русский и биологию, а на математике разволновался и недобрал три балла, можно пересдать математику через год и снова подавать документы в вуз.

Откладывать поступление только из-за того, что не хватило баллов в престижный вуз, неразумно. За год может произойти всё что угодно.

Лучше вуз попроще, чем ждать год

Нет гарантии, что в следующем году получится хорошо сдать экзамены, а проходной балл не повысят. Лучше выбрать факультет или вуз попроще, а потом искать варианты для перевода или поступать заново.

Ксюша хотела стать микробиологом или вирусологом . Из дополнительных предметов она выбрала биологию и химию, но бесплатно поступить в медицинскую академию не получилось. Чтобы не терять год, Ксюша подала документы в институт пищевого производства, где тоже нужна была химия. Она поступила на бюджет и получила комнату в общежитии. В следующем году она передумала снова сдавать ЕГЭ - осталась в своем вузе. Сейчас Ксюша уже получила диплом, работает пищевым технологом на международном предприятии и получает в пять раз больше, чем ее родители-врачи.

Если баллов вообще не хватает для поступления на бюджет, есть вариант не поступать, готовиться, а в следующем году пересдавать ЕГЭ .

Сергей тоже хотел стать врачом, но плохо сдал биологию и не прошел на бюджет . У него была отсрочка от армии, поэтому, чтобы не терять год, он поступил в медицинский колледж в своем городе и готовился пересдавать ЕГЭ . Если бы не вышло, Сергей остался бы в колледже, выучился на фельдшера и всё равно работал в медицине, как мечтал.

Но у него всё получилось. В следующем году он пересдал биологию и с прежними результатами по русскому и математике поступил учиться на кардиолога. К тому времени ему удалось еще получить направление их местного кардиологического диспансера, это тоже помогло.

Какие есть способы хорошо сдать ЕГЭ ?

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ , нужно к нему готовиться. Начинать лучше в десятом классе. Можно готовиться самостоятельно или с репетитором.

Незадолго до экзаменов эффективнее всего решать тесты прошлых лет. Задания в ЕГЭ типовые и в разные годы могут попадаться очень похожие. Если есть репетитор, он подберет правильную методику подготовки с учетом способностей ученика.

Что лучше делать перед экзаменом?

Выпускникам нужно спать . Нельзя сидеть всю ночь над учебниками или искать ответы за этот год. Не выспаться и перенервничать хуже всего.

Утром надо позавтракать, удобно одеться и к 9 часам приехать куда положено. Экзамен начнется в 10 часов, но лучше приходить заранее, чтобы осмотреться и приспособиться.

На экзамен нужно приходить отдохнувшим и спокойным.

Одновременно можно подать результаты ЕГЭ в пять вузов. В каждом - на три факультета. Вся информация по поводу специальностей, документов, количества бюджетных мест и проходных баллов публикуется на сайтах вузов.

Если не получится поступить на бюджет, думайте, где брать деньги на оплату учебы. Лучше позаботиться об этом еще до экзаменов, на всякий случай. Узнайте в институте, как перевестись на бюджет со второго курса, если такое практикуют. Если постараться, можно сэкономить много денег.

Экспериментируйте с факультетами и вузами. В один институт конкурс 100 человек на место, а в другом может быть недобор даже на похожую специальность. Престиж вуза ничего не гарантирует.

Предложите студенту поискать варианты для подработки. Можно перевестись на заочное, работать посменно или удаленно.

1. Россия с древних времен до начала 17 века.

IX в. – Образование Древнерусского государства.
862 г. – «Призвание варягов» на Русь.
862–879 гг. – Княжение Рюрика в Новгороде.
879–912 гг. – Княжение Олега в Киеве.
882 г. – Объединение Новгорода и Киева в единое государство при князе Олеге.
907, 911 гг. – Походы Олега на Царьград. Договоры с греками.
912–945 гг. – Княжение Игоря в Киеве.
945 г. – Восстание древлян.
945–962 гг. – Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя Святослава.
957 г. – Крещение княгини Ольги в Константинополе.
962–972 гг. – Княжение Святослава Игоревича.
964–972 гг. – Военные походы князя Святослава.
980–1015 гг. – Княжение Владимира I Святославича Святого.
988 г. – Принятие христианства на Руси.
1019–1054 гг. – Княжение Ярослава Мудрого.
1037 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Киеве.
1045 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Новгороде Великом.
Ок. 1072 г. – Окончательное оформление «Русской Правды» («Правда Ярославичей»).
1097 г. – Съезд князей в Любече. Закрепление раздробленности Древнерусского государства.
1113–1125 гг. – Великое княжение Владимира Мономаха.
1125–1157 г. – Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире.
1136 г. – Установление республики в Новгороде.
1147 г. – Первое упоминание о Москве в летописи.
1157–1174 гг. – Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.
1165 г. – Постройка храма Покрова на Нерли.
1185 г. – Поход князя Игоря Новгород Северского на половцев. «Слово о полку Игореве».
1199 г. – Объединение Волынского и Галицкого княжеств.
1202 г. – Образование Ордена меченосцев.
1223 г., 31 мая. – Битва на реке Калке.
1237–1240 гг. – Нашествие монголо татар во главе с ханом Батыем на Русь.
1237 г. – Объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев. Образование Ливонского ордена.
1238 г., 4 марта. – Битва на реке Сити.
1240 г., 15 июля. – Невская битва. Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на реке Неве. Прозван Невским.
1240 г. – Разгром монголо-татарами Киева.
1242 г., 5 апреля. – Ледовое побоище. Разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере.
1243 г. – Образование государства Золотая Орда.
1252–1263 гг. – Княжение Александра Невского на великокняжеском владимирском престоле.
1264 г. – Распад Галицко Волынского княжества под ударами Орды.
1276 г. – Образование самостоятельного Московского княжества.
1325–1340 гг. – Правление князя Ивана Калиты в Москве.
1326 г. – Перенесение резиденции главы Русской православной церкви – митрополита – из Владимира в Москву, превращение Москвы в общерусский религиозный центр.
1327 г. – Восстание в Твери против золотоордынцев.
1359–1389 гг. – Правление князя (с 1362 г. – великого князя) Дмитрия Ивановича (после 1380 г. – Донского) в Москве.
Ок. 1360–1430 гг. – Жизнь и деятельность Андрея Рублева.
1378 г. – Битва на реке Воже.
1380 г., 8 сентября. – Куликовская битва.
1382 г. – Разгром Москвы Тохтамышем.
1389–1425 гг. – Княжение Василия I Дмитриевича.
1410 г., 15 июля. – Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена.
1425–1453 гг. – Династическая война между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.
1439 г. – Флорентийская церковная уния об объединении католической и православной церквей под главенством Папы Римского. Акт об унии подписан русским митрополитом Исидором, за что он был низложен.
1448 г. – Избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Русской православной церкви и вся Руси. Установление автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви от Византии.
1453 г. – Падение Византийской империи.
1462–1505 гг. – Княжение Ивана III.
1463 г. – Присоединение к Москве Ярославля.
1469–1472 гг. – Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1471 г. – Сражение на реке Шелони московских и новгородских войск.
1478 г. – Присоединение Новгорода Великого к Москве.
1480 г. – «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского ига.
1484–1508 гг. – Строительство нынешнего Московского Кремля. Сооружение соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен.
1485 г. – Присоединение Твери к Москве.
1497 г. – Составление «Судебника» Ивана III. Установление единых норм уголовной ответственности и судебно процессуальных норм для всей страны, ограничение права крестьянского перехода от одного феодала к другому – неделя до и неделя после 26 ноября (Юрьева дня осеннего).
Конец XV – начало XVI в. – Завершение процесса складывания Российского централизованного государства.
1503 г. – Полемика между Нилом Сорским (лидером нестяжателей, проповедовавших отказ церкви от всякого имущества) и игуменом Иосифом Волоцким (лидером стяжателей, сторонника сохранения церковного землевладения). Осуждение взглядов нестяжателей на церковном Cоборе.
1503 г. – Присоединение к Москве Юго Западных русских земель.
1505–1533 гг. – Правление Василия III.
1510 г. – Присоединение Пскова к Москве.
1514 г. – Присоединение Смоленска к Москве.
1521 г. – Присоединение Рязани к Москве.
1533–1584 гг. – Правление великого князя Ивана IV Грозного.
1547 г. – Венчание Ивана IV Грозного на царство.
1549 г. – Начало созыва Земских соборов.
1550 г. – Принятие «Судебника» Ивана IV Грозного.
1551 г. – «Стоглавый собор» Русской православной церкви.
1552 г. – Присоединение Казани к Москве.
1555–1560 гг. – Строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного).
1556 г. – Присоединение Астрахани к Москве.
1556 г. – Принятие «Уложения о службе».
1558–1583 гг. – Ливонская война.
1561 г. – Разгром Ливонского ордена.
1564 г. – Начало книгопечатания на Руси. Издание Иваном Федоровым «Апостола» – первой печатной книги, имеющей установленную дату.
1565–1572 гг. – Опричнина Ивана IV Грозного.
1569 г. – Заключение Люблинской унии об объединении Польши с Великим княжеством Литовским в одно государство – Речь Посполитую.
1581 г. – Первое упоминание о «заповедных летах».
1581 г. – Поход Ермака в Сибирь.
1582 г. – Подписание Ям Запольского перемирия России с Речью Посполитой.
1583 г. – Заключение Плюсского перемирия со Швецией.
1584–1598 гг. – Царствование Федора Иоанновича.
1589 г. – Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов.
1597 г. – Указ об «урочных летах» (пятилетнем сроке сыска беглых крестьян).
1598–1605 гг. – Правление Бориса Годунова.
1603 г. – Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка.
1605–1606 гг. – Правление Лжедмитрия I.
1606–1607 гг. – Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова.
1606–1610 гг. – Правление царя Василия Шуйского.
1607–1610 гг. – Попытка Лжедмитрия II захватить власть в России. Существование «Тушинского лагеря».
1609–1611 гг. – Оборона Смоленска.
1610–1613 гг. – «Семибоярщина».
1611 г., март – июнь. – Первое ополчение против польских войск во главе с П. Ляпуновым.
1612 г. – Второе ополчение под руководством Д. Пожарского и К. Минина.
1612 г., 26 октября. – Освобождение Москвы от польских интервентов Вторым ополчением.
1613 г. – Избрание Земским собором Михаила Романова на царство. Начало династии Романовых. 1613–1645 гг. – Царствование Михаила Федоровича Романова.
1617 г. – Заключение Столбовского «вечного мира» со Швецией.
1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей.
1632–1634 гг. – Смоленская война между Россией и Речью Посполитой.

2. Россия в 17-18 веках.

1645–1676 гг. – Правление царя Алексея Михайловича.
1648 г. – Экспедиция Семена Дежнева по реке Колыме и Ледовитому океану.
1648 г. – Начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине.
1648 г. – «Соляной бунт» в Москве.
1648–1650 гг. – Восстания в различных городах России.
1649 г. – Принятие Земским собором нового свода законов – «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Окончательное закрепощение крестьян.
ок. 1653–1656 гг. – Реформа патриарха Никона. Начало церковного раскола.
1654 г., 8 января. – Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией.
1654–1667 гг. – Война России с Речью Посполитой за Украину.
1662 г. – «Медный бунт» в Москве.
1667 г. – Заключение Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитной.
1667 г. – Введение Новоторгового устава.
1667–1671 гг. – Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
1672 г., 30 мая. – Рождение Петра I.
1676–1682 гг. – Правление Федора Алексеевича.
1682 г. – Отмена местничества.
1682, 1698 гг. – Стрелецкие восстания в Москве.
1682–1725 гг. – Царствование Петра I (1682–1689 гг. – при регентстве Софьи, до 1696 г. – совместно с Иваном V).
1686 г. – «Вечный мир» с Польшей.
1687 г. – Открытие Славяно греко латинской академии.
1695, 1696 гг. – Походы Петра I на Азов.
1697–1698 гг. – «Великое посольство».
1700–1721 гг. – Северная война.
1703 г., 16 мая. – Основание Санкт Петербурга.
1707–1708 гг. – Крестьянское восстание под предводительством К. Булавина.
1708, 28 сентября. – Битва при деревни Лесной.
1709 г., 27 июня. – Полтавская битва.
1710–1711 гг. – Прутский поход.
1711 г. – Учреждение Сената.
1711–1765 гг. – Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
1714 г. – Указ о единонаследии (отменен в 1731 г.).
1714, 27 июля. – Сражение при мысе Гангут.
1718–1721 гг. – Учреждение коллегий.
1720 г. – Сражение у острова Гренгам.
1721 г. – Ништадтский мир со Швецией.
1721 г. – Провозглашение Петра I императором. Россия стала империей.
1722 г. – Принятие «Табели о рангах».
1722 г. – Подписание указа о наследии престола.
1722–1723 гг. – Каспийский поход.
1725 г. – Открытие Академии наук в Санкт Петербурге.
1725–1727 гг. – Правление Екатерины I.
1727–1730 гг. – Правление Петра II.
1730–1740 гг. – Правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».
1741–1761 гг. – Правление Елизаветы Петровны.
1755 г., 25 января. – Открытие Московского университета.
1756–1763 гг. – Семилетняя война.
1757 г. – Основание в Санкт Петербурге Академии художеств.
1761–1762 гг. – Правление Петра III.
1762 г. – «Манифест о вольности дворянской».
1762–1796 гг. – Правление Екатерины II.
1768–1774 гг. – Русско турецкая война.
1770 г. – Победа русского флота над турецким в битве при Чесме и русских сухопутных сил над турецкой армией в сражениях у рек Ларга и Кагул.
1774 г. – Заключение Кючук Кайнарджийского мира по итогам русско турецкой войны. Крымское ханство переходило под протекторат России. Россия получала территорию Причерноморья между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь, Кинбурн, право свободного прохода российских торговых кораблей через черноморские проливы.
1772, 1793, 1795 гг. – Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией. К России отошли территории Правобережной Украины, Белоруссии, часть Прибалтики и Польши.
1772–1839 гг. – Жизнь и деятельность М. М. Сперанского.
1773–1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
1775 г. – Проведение губернской реформы в Российской империи.
1782 г. – Открытие памятника Петру I «Медный всадник» (Э. Фальконе).
1783 г. – Вхождение Крыма в состав Российской империи. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.
1785 г. – Издание жалованных грамот дворянству и городам.
1787–1791 г. – Русско турецкая война.
1789 г. – Победы русских войск под командованием А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике.
1790 г. – Победа русского флота над турецким в сражении при мысе Калиакрия.
1790 г. – Выход в свет книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
1790 г. – Взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил на Дунае.
1791 г. – Заключение Ясского мира по итогам русско турецкой войны. Подтверждалось присоединение к России Крыма и Кубани, территории Причерноморья между Южным Бугом и Днестром.
1794 г. – Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко.
1796–1801 гг. – Правление Павла I.
1797 г. – Отмена установленного Петром I порядка престолонаследия. Восстановление порядка наследования престола по праву первородства по мужской линии.
1797 г. – Издание Павлом I манифеста о трехдневной барщине.
1799 г. – Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.

3. Россия в 19 веке.


1801–1825 г. – Правление Александра I.
1802 г. – Учреждение министерств вместо коллегий.
1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах».
1803 г. – Принятие устава, вводившего автономию университетов.
1803–1804 гг. – Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
1804–1813 гг. – Русско иранская война. Окончилась Гюлистанским миром.
1805–1807 гг. – Участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях.
1805 г., декабрь. – Поражение русских и австрийских войск в сражении при Аустерлице.
1806–1812 г. – Русско турецкая война.
1807 г. – Поражение русской армии под Фридландом.
1807 г. – Заключение Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном Бонапартом (присоединение России к континентальной блокаде Англии, согласие России на создание вассального Франции Герцогства Варшавского).
1808–1809 гг. – Русско шведская война. Присоединение Финляндии к Российской империи.
1810 г. – Создание Государственного совета по инициативе М. М. Сперанского.
1812 г., июнь – декабрь. – Отечественная война с Наполеоном.
1812 г. – Заключение Бухарестского мира по итогам русско турецкой войны.
1812 г., 26 августа. – Бородинская битва.
1813–1814 гг. – Заграничные походы русской армии.
1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге.
1813 г. – Заключение Гюлистанского мира по итогам русско иранской войны.
1814–1815 гг. – Венский конгресс европейских государств. Решение вопросов устройства Европы после Наполеоновских войн. Присоединение к России Герцогства Варшавского (Царства Польского).
1815 г. – Создание «Священного союза».
1815 г. – Дарование Александром I Царству Польскому Конституции.
1816 г. – Начало массового создания военных поселений по инициативе А. А. Аракчеева.
1816–1817 гг. – Деятельность «Союза спасения».
1817–1864 гг. – Кавказская война.
1818–1821 гг. – Деятельность «Союза благоденствия».
1820 г. – Открытие Антарктиды российскими мореплавателями под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 1821–1822 гг. – Образование Северного и Южного обществ декабристов.
1821–1881 гг. – Жизнь и деятельность Ф. М. Достоевского.
1825 г., 14 декабря. – Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
1825 г., 29 декабря – 1826 г., 3 января. – Восстание Черниговского полка.
1825–1855 гг. – Правление Николая I.
1826–1828 гг. – Русско иранская война.
1828 г. – Заключение Туркманчайского мира по итогам русско иранской войны. Гибель А. С. Грибоедова.
1828–1829 гг. – Русско турецкая война.
1829 г. – Заключение Адрианопольского мира по итогам русско турецкой войны.
1831–1839 гг. – Деятельность кружка Н. В. Станкевича.
1837 г. – Открытие первой железной дороги Петербург – Царское Село.
1837–1841 гг. – Проведение П.Д Киселевым реформы управления государственными крестьянами.
1840–1850-е гг. – Споры между славянофилами и западниками.
1839–1843 гг. – Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
1840–1893 гг. – Жизнь и деятельность П. И. Чайковского.
1844–1849 гг. – Деятельность кружка М. В. Буташевича– Петрашевского.
1851 г. – Открытие железной дороги Москва – Санкт Петербург.
1853–1856 гг. – Крымская война.
1853 г., ноябрь. – Сражение при Синопе.
1855–1881 гг. – Правление Александра II.
1856 г. – Парижский конгресс.
1856 г. – Основание П. М. Третьяковым коллекции русского искусства в Москве.
1858, 1860 гг. – Айгунский и Пекинский договоры с Китаем.
1861 г., 19 февраля. – Отмена крепостного права в России.
1861–1864 гг. – Деятельность организации «Земля и воля».
1862 г. – Образование «Могучей кучки» – объединения композиторов (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский Корсаков, А. П. Бородин).
1864 г. – Земская, судебная и школьная реформы.
1864–1885 гг. – Присоединение Средней Азии к Российской империи.
1867 г. – Продажа Аляски США.
1869 г. – Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.
1870 г. – Реформа городского самоуправления.
1870–1923 гг. – Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок».
1873 г. – Создание «Союза трех императоров».
1874 г. – Проведение военной реформы – введение всеобщей воинской обязанности.
1874, 1876 гг. – Осуществление народниками «хождений в народ».
1876–1879 гг. – Деятельность новой организации «Земля и воля».
1877–1878 гг. – Русско турецкая война.
1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор.
1878 г. – Берлинский конгресс.
1879 г. – Раскол организации «Земля и воля». Возникновение организаций «Народная воля» и «Черный передел».
1879–1881 гг. – Деятельность организации «Народная воля».
1879–1882 гг. – Оформление Тройственного союза.
1881 г., 1 марта. – Убийство народовольцами Александра II.
1881–1894 гг. – Правление Александра III.
1882 г. – Отмена временнообязанного положения крестьян. Перевод крестьян на обязательный выкуп.
1883–1903 гг. – Деятельность группы «Освобождение труда».
1885 г. – Стачка на Никольской мануфактуре Т. С. Морозова в Орехово Зуеве (Морозовская стачка).
1887 г. – Принятие циркуляра «о кухаркиных детях».
1889 г. – Принятие «Положения о земских начальниках».
1891–1893 гг. – Оформление франко русского союза.
1891–1905 гг. – Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
1892 г. – Передача П. М. Третьяковым своей коллекции русского искусства в дар городу Москве.
1894–1917 гг. – Правление Николая II.
1895 г. – Изобретение А. С. Поповым радиосвязи.
1895 г. – Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
1897 г. – Первая всеобщая перепись населения России.
1897 г. – Денежная реформа С. Ю. Витте.
1898 г. – I съезд РСДРП.
1899 г. – Гаагская мирная конференция 26 держав по проблемам разоружения, созванная по инициативе России.

4. Россия в 20 веке.

1901–1902 гг. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров) в результате объединения неонароднических кружков.
1903 г. – II съезд РСДРП. Создание партии.
1903 г. – Создание «Союза земцев конституционалистов».
1904–1905 гг. – Русско японская война.
1904 г., август. – Сражение под городом Ляоян.
1904 г., сентябрь. – Сражение на реке Шахэ.
1905 г., 9 января. – «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.
1905–1907 гг. – Первая российская революция.
1905 г., февраль. – Поражение русской армии под городом Мукденом.
1905 г., май. – Гибель русского флота возле острова Цусима.
1905 г., июнь. – Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
1905 г., август. – Заключение Портсмутского мирного договора по итогам русско японской войны. Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров и Южно Маньчжурскую железную дорогу.
1905 г., 17 октября. – Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
1905 г., ноябрь. – Создание «Союза русского народа».
1905 г., декабрь. – Вооруженное восстание в Москве и ряде других городов.
1906 г., апрель – июль. – Деятельность I Государственной думы.
1906 г., 9 ноября. – Указ о выходе крестьян из общины. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.
1907 г., февраль – июнь. – Деятельность II Государственной думы.
1907 г., 3 июня. – Роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона (третьеиюньский переворот).
1907–1912 гг. – Деятельность III Государственной думы.
1907 г., август – Русско английское соглашение о разграничении зон влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Окончательное оформление союза «Антанта».
1912 г. – Ленский расстрел.
1912–1917 гг. – Деятельность IV Государственной думы.
1914 г., 1 августа – 1918 г., 9 ноября. – Первая мировая война.
1915 г., август. – Создание Прогрессивного блока.
1916 г., май. – «Брусиловский прорыв».
1917 г., февраль. – Февральская буржуазно демократическая революция в России.
1917 г., 2 марта. – Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства.
1917 г., май. – Образование 1-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., июнь. – Деятельность I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.
1917 г., июль. – Образование 2-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., август. – Корниловский мятеж.
1917 г., 1 сентября. – Провозглашение России республикой.
1917 г., 24–26 октября. – Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов (Провозглашение России Республикой Советов.). Принятие декретов о мире и земле. 1918 г., январь. – Созыв и роспуск Учредительного собрания.
1918 г., 3 марта. – Заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией. Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии, Финляндию, Украину, часть Белоруссии, Карс, Ардаган и Батум. Договор аннулирован в ноябре 1918 г. после революции в Германии.
1918–1920 гг. – Гражданская война в России.
1918 г. – Принятие Конституции РСФСР.
1918–1921 г., март. – Проведение советским правительством политики «военного коммунизма».
1918 г., июль – Расстрел царской семьи в Екатеринбурге.
1920–1921 гг. – Антибольшевистские восстания крестьян в Тамбовской и Воронежской областях («антоновщина»), Украине, Поволжье, Западной Сибири.
1921 г., март – Заключение Рижского мирного договора РСФСР с Польшей. К Польше отходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
1921 г., февраль – март. – Восстание матросов и солдат в Кронштадте против политики «военного коммунизма».
1921 г., март. – X съезд РКП(б). Переход к нэпу.
1922 г. – Генуэзская конференция.
1922 г., 30 декабря. – Образование СССР.
1924 г. – Принятие Конституции СССР.
1925 г., декабрь – XIV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на индустриализацию страны. Разгром «троцкистско зиновьевской оппозиции».
1927 г., декабрь – XV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.
1928–1932 гг. – Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1929 г. – Начало сплошной коллективизации.
1930 г. – Завершение строительства Турксиба.
1933–1937 гг. – Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1934 г. – Принятие СССР в Лигу Наций.
1934 г., 1 декабря. – Убийство С. М. Кирова. Начало массовых репрессий.
1936 г. – Принятие Конституции СССР («победившего социализма»).
1939 г., 23 августа. – Подписание пакта о ненападении с Германией.
1939 г, 1 сентября – 1945 г., 2 сентября. – Вторая мировая война.
1939 г, ноябрь – 1940 г., март. – Советско финляндская война.
1941 г., 22 июня – 1945 г., 9 мая. – Великая Отечественная война.
1941 г., июль – сентябрь. – Смоленское сражение.
1941 г, 5–6 декабря – Контрнаступление Красной армии под Москвой.
1942 г., 19 ноября – 1943 г, 2 февраля. – Контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., июль – август. – Курская битва.
1943 г., сентябрь – декабрь. – Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., 28 ноября – 1 декабря. – Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1944 г., январь. – Окончательная ликвидация блокады Ленинграда.
1944 г., январь – февраль. – Корсунь Шевченковская операция.
1944 г., июнь – август – Операция по освобождению Белоруссии («Багратион»).
1944 г., июль – август – Львовско Сандомирская операция.
1944 г., август – Ясско Кишиневская операция.
1945 г., январь – февраль – Висло Одерская операция.
1945 г., 4–11 февраля – Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г., апрель – май – Берлинская операция.
1945 г., 25 апреля – Встреча на р. Эльбе у Торгау передовых советских и американских войск.
1945 г., 8 мая – Капитуляция Германии.
1945 г., 17 июля – 2 августа – Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г, август – сентябрь – Разгром Японии. Подписание акта о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Окончание Второй мировой войны.
1946 г. – Начало «холодной войны».
1948 г. – Разрыв дипломатических отношений с Югославией.
1949 гг. – Начало компании по борьбе с «космополитизмом».
1949 г. – Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
1949 г. – Создание в СССР ядерного оружия.
1953 г., 5 марта. – Смерть И. С. Сталина.
1953 г., август. – Сообщение об испытании в СССР водородной бомбы.
1953 г., сентябрь – 1964 г., октябрь. – Избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС. Смещен с постов в октябре 1964 г.
1954 г. – Введена в действие Обнинская АЭС.
1955 г. – Образование Организации Варшавского договора (ОВД).
1956 г., февраль. – ХХ съезд КПСС. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».
1956 г., октябрь – ноябрь. – Восстание в Венгрии; подавлено советскими войсками.
1957 г., 4 октября. – Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
1961 г., 12 апреля. – Полет Ю. А. Гагарина в космос.
1961 г., октябрь. – XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма. 1962 г. – Карибский кризис.
1962г., июнь. – Забастовка на Новочеркасском электровозостроительном заводе; расстрел демонстрации рабочих.
1963г., август. – Подписание в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и космическом пространстве.
1965г. – Начало проведения экономической реформы А.Н Косыгина.
1968г. – Ввод войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию.
1972г., май. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 1) между СССР и США.
1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки).
1979 г. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 2) между СССР и США.
1979–1989 гг. – «Необъявленная война» в Афганистане.
1980 г., июль – август. – Олимпийские игры в Москве.
1985 г., март. – Избрание М. С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС.
1986 г., 26 апреля. – Авария на Чернобыльской АЭС.
1987 г. – Заключение между СССР И США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1988 г. – ХIX партийная конференция. Провозглашение курса на реформу политической системы.
1989 г., май – июнь. – Первый съезд народных депутатов СССР.
1990 г., март. – Избрание на Третьем съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева Президентом СССР. Исключение из Конституции 6-й статьи.
1990 г., 12 июня – Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
1991 г. 12 июня. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.
1991 г., июль. – Подписание договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ 1).
1991 г., 19–21 августа. – Попытка государственного переворота (ГКЧП).
1991 г., 8 декабря. – Беловежские соглашение о роспуске СССР и создание СНГ.
1991 г., 25 декабря. – Сложение М. С. Горбачевым полномочий Президента СССР.
1992 г. – Начало проведения радикальной экономической реформы Е. Т. Гайдара.
1993 г., январь. – Подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2).
1993 г., 3–4 октября. – Вооруженные столкновения сторонников Верховного Совета с правительственными войсками в Москве.
1993 г., 12 декабря. – Выборы в Федеральное собрание – Государственную Думу и Совет Федерации и референдум по проекту Конституции РФ.
1994 г. – Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира».
1994 г., декабрь. – Начало широкомасштаблных действий против чеченских сепаратистов.
1996 г. – Вступление России в Совет Европы.
1996 г., июль. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ (на второй срок).
1997 г. – Создание по инициативе Д. С. Лихачева государственного телеканала «Культура».
1998 г., август. – Финансовый кризис в России (дефолт).
1999 г., сентябрь. – Начало антитеррористической операции в Чечне.

5. Россия с 2000-х.

2000 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
2000 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике Ж. И. Алферову за фундаментальные исследования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
2002 г. – Договор между Россией и США о взаимном сокращении ядерных боеголовок.
2003 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике А. А. Абрикосову и В. Л. Гинзбургу за работы в области квантовой физики, в частности за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести.
2004 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ (на второй срок).
2005 г. – Создание Общественной палаты.
2006 г. – Начало осуществления программы национальных проектов в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения и образования.
2008 г., март – Избрание Д. А. Медведева Президентом РФ.
2008 г., август – Вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Проведение российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
2008 г., ноябрь – Принятие закона об увеличении срока полномочий Госдумы и Президента РФ (5 и 6 лет соответственно).

Какой язык программирования выбрать, на каких задачах стоит сосредоточиться и как распределить время на экзамене

Преподаёт информатику в Фоксфорде

Разные вузы требуют разные вступительные экзамены по IT-направлениям. Где-то нужно сдавать физику, где-то – информатику. К какому экзамену готовиться – решать вам, но стоит иметь в виду, что конкурс на специальности, где надо сдавать физику, обычно ниже, чем на специальностях, где требуется ЕГЭ по информатике, т.е. вероятность поступить «через физику» больше.

Зачем тогда сдавать ЕГЭ по информатике?

  • К нему быстрее и проще подготовиться, чем к физике.
  • Вы сможете выбирать из большего количества специальностей.
  • Вам будет легче учиться по выбранной специальности.

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов. Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Как готовиться к решению задач из первой части

  • Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны. Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
  • Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
  • Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
  • Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике - один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
  • Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
  • Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
  • Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Что нужно знать о решении задач с развёрнутым ответом

24 задача - на поиск ошибки

25 задача требует составления простой программы

26 задача - на теорию игр

27 задача - необходимо запрограммировать сложную программу

Основную трудность на экзамене представляет 27 задача. Ее решает только 60-70% пишущих ЕГЭ по информатике. Ее особенность заключается в том, что к ней невозможно подготовиться заранее. Каждый год на экзамен выносится принципиально новая задача. При решении задачи №27 нельзя допустить ни одной смысловой ошибки.

Как рассчитывать время на экзамене

Ориентируйтесь на данные, которые приведены в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике. В ней указано примерное время, отведенное на выполнение заданий первой и второй части экзамена.

ЕГЭ по информатике длится 235 минут

Из них 90 минут отводится на решение задач из первой части. В среднем на каждую задачу из первой части уходит от 3 до 5 минут. На решение задачи №23 требуется 10 минут.

Остается 145 минут на решение заданий второй части экзамена, при этом для решения последней задачи №27 понадобится не менее 55 минут. Эти расчеты выполнены специалистами Федерального института педагогических измерений и основаны на результатах экзаменов прошлых лет, поэтому к ним следует отнестись серьезно и использовать в качестве ориентира на экзамене.

Языки программирования – какой выбрать

  1. BASIC. Это устаревший язык, и хотя его до сих пор изучают в школах, тратить время на его освоение уже нет смысла.
  2. Школьный алгоритмический язык программирования. Он разработан специально для раннего обучения программированию, удобен для освоения начальных алгоритмов, но практически не содержит глубины, в нем некуда развиваться.
  3. Pascal. По-прежнему является одним из самых распространённых языков программирования для обучения в школах и вузах, но и его возможности сильно ограничены. Pascal вполне подходит в качестве языка написания ЕГЭ.
  4. С++. Универсальный язык, один из самых быстрых языков программирования. На нём сложно учиться, зато в практическом применении его возможности очень широки.
  5. Python . Его легко изучать на начальном уровне, единственное, что требуется – знание английского языка. Вместе с тем, при углубленном изучении Python предоставляет программисту не меньше возможностей, чем С++. Начав изучение «Питона» ещё в школе, вы будете использовать его и в дальнейшем, вам не придётся переучиваться на другой язык, чтобы достичь новых горизонтов в программировании. Для сдачи ЕГЭ достаточно знать «Питон» на базовом уровне.

Полезно знать

  • Работы по информатике оценивают два эксперта. Если результаты оценки экспертов расходятся на 1 балл, выставляется больший из двух баллов. Если расхождение 2 балла и более – работу перепроверяет третий эксперт.
  • Полезный сайт для подготовки к ЕГЭ по информатике –
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...