Методики развития аналитического мышления. Аналитическое мышление: что, зачем и как? Как улучшить свои аналитические навыки

Мы часто сталкиваемся со словами «анализ», «аналитик», «анализировать ситуацию», но все ли хорошо понимают, что значит аналитическое мышление? Чем оно отличается от логического? Можно ли его развивать? Для чего это нужно?

С аналитическим мышлением однозначно ассоциируется что-то хорошее. Человеком с развитыми аналитическими способностями мы обычно восхищаемся, считаем его очень умным, способным раскусить любую загадку. Легко вспоминается в данном контексте герой книг К. Дойля Шерлок Холмс. Он мастерски использовал оба вида анализа: индуктивное (от частого к общему), а также дедуктивное (от общего к частному). Именно благодаря умению схватывать мелочи, улавливать причинно-следственную связь он достигал успеха.

Многие любят разгадывать кроссворды, кто-то играет в шахматы, есть любители почитать детективы. Бесспорно, все это развивает аналитику вашего мышления, но кому это умение жизненно необходимо?

Потребность в аналитическом мышлении

Любой человек, работающий с большими объемами информации, должен уметь вычленять смысл, отбрасывая второстепенные детали. Периодически мы сталкиваемся с необходимостью построить прогноз, оценить вероятность появления внештатных ситуацией. Важно также обладать способностью структурировать информацию, а также оценивать ее. Данные навыки высоко ценятся в логистике, экономике, программировании, в сфере продаж. Именно поэтому в условиях кризиса работодатели особенно тщательно проверяют кандидатов, обращая внимание не только на резюме и опыт работы, но проверяя гибкость ума, а также другие аналитические способности претендентов на должность.

Получается, что умение мыслить аналитически может быть полезным любому человеку, стремящемуся добиться успехов в жизни и карьере. Любая задача будет решена более качественно, эффективно, а на ее выполнение будет уходить меньше времени, что тоже немаловажно в увеличивающемся цейтноте времени. Рассмотреть проблему с разных сторон, не спешить с выводами, не дать захлестнуть себя эмоциям – вот те качества, которыми обладает человек с хорошим аналитическим мышлением.

В чем разница между аналитическим и логическим мышлением?

Под аналитическим мышлением понимается умение человека применять логику для анализа информации и заключения выводов. Как выглядит процесс аналитического образа мыслей на практике?

  1. Необходимо разбить сложную информацию на более простые части.
  2. Проанализировать все части по отдельности, а также изначальную информацию целиком.
  3. Недостающую информацию восстановить с помощью суждений и умозаключений.
  4. Наметить несколько вариантов решения проблемы на основании предыдущих пунктов.
  5. Каждый вариант подвергнуть анализу, рассмотреть его минусы, плюсы.
  6. Выбрать оптимальное решение.

В ходе данных операций, безусловно, применяется логика. Но для анализа важен сам процесс решения задачи и результат.

Можно ли развить свои способности к анализу?

Конечно, можно. Аналитическая способность состоит из двух компонентов: прирожденная одаренность и целенаправленное развитие.

Скорее всего, именно естественным талантом к анализу или его отсутствием объясняется традиционное деление на «гуманитариев» и «технарей». Это разделение упрощает жизнь учителям: кто станет грузить гуманитарный класс сложными логарифмами и задачами? Или в физико-математическом коллективе снижают роль литературы, изучения языков, уделяя внимание профильным предметам. Это облегчает жизнь также и подросткам. Ведь гораздо проще сказать: «Я не могу решать математические задачи, потому что у меня гуманитарный склад ума» — чем корпеть над сложной задачкой.

Однако такой подход впоследствии не становится полезным для детей. Получается, что гуманитарии будут обделены аналитическими способностями только потому, что их развитием не занимались в школе. А ведь школа – благодатное место и время для изучения наук. Как раз здесь знакомятся с понятийным аппаратом, учатся выполнять логические операции. Именно до 15 лет наиболее эффективно развивается умение анализировать.

Конечно, это не значит, что взрослым уже нельзя тренироваться в улучшении своих способностей. Начинать никогда не поздно! Почитайте о том, как заниматься развитием аналитического мышления.

Десять способов для разработки аналитических качеств:

  1. Изучать математику и физику, читать научно-популярную, учебно-научную литературу.
  2. Решать логические задачки, головоломки и др.
  3. Играть в интеллектуально развивающие игры (шахматы, квесты и стратегии – любые, где понадобится умение просчитывать на несколько ходов вперед).
  4. Занимайтесь творчеством. Помните пристрастие Шерлока Холмса к скрипке?
  5. Общайтесь с людьми. Пусть они будут разными: те, у которых развито мышление, и те, у кого не очень. Будет прекрасная возможность сопоставлять.
  6. Не пренебрегайте качественной художественной литературой. Книга – лучшая пища для мозга.
  7. Как бы банально это ни звучало: анализируйте. Свое поведение, поведение других людей. Почему так поступают? К каким последствиям это приводит?
  8. Сомневайтесь во всем, даже в самых очевидных, казалось бы, вещах.
  9. Занимайтесь планированием вашей жизни. Чем вы будете заниматься завтра? А что нужно сделать за неделю? Чего вы хотите достигнуть в этом году? Каким вы хотите быть через 10 лет? Обрабатывайте эту информацию, анализируйте. Это поможет развить не только аналитические качества, но сделает жизнь более упорядоченной.
  10. Вступайте в дискуссии. Будьте любопытны, старайтесь понять мнение оппонента, доказывайте свое. Этот прием отлично тренирует логику.

Не концентрируйтесь на развитии только одного полушария. Наш мозг должен работать гармонично. Признайтесь, что быть разносторонней личностью гораздо приятнее, чем сухим аналитиком. Оба полушария взаимосвязаны: развитие одного ускоряет улучшение второго, а переутомление ведет к умственной пассивности. Не забывайте также о здоровом режиме питания и отдыха.

А теперь предлагаю потренировать свое мышление на жизненном примере (реальном, кстати).

1. Склад высылает клиентке не тот товар, что она бронировала. 2. Она отправляет его обратно, но по адресу не службы возврата, а по адресу службы доставки, которые не должны получать такие возвраты. 3. Служба доставки получает товар и отправляет его на склад, но при этом теряет подтверждающий это документ. 4. Склад ничего не получает, но доказательств не имеет. Вопрос: кто виноват и что делать?

Жду ваших ответов в комментариях. Будьте благоразумны и тренируйте мозги!

Если понравилась статья, жмите на репост, поделитесь с друзьями.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.


Аналитические способности - одни из ключевых. Повсюду масса информации и она увеличивается в геометрической прогрессии. Даже если ваша сфера деятельности не связана с этим, навык будет полезным каждому человеку. Помимо прямой пользы, он приносит косвенную: развивает память и логику. Эти два параметра называются одними из первых, когда речь заходит об умственных способностях. Сегодня любому человеку важно уметь эффективно справляться с поступающей информацией и делать правильные выводы.

Не все способы развития аналитических способностей будут интересны лично вам. Однако вы можете выбрать наиболее подходящие и практиковать их каждый день.

Решайте математические задачи

Это один из лучших способов улучшения аналитических способностей. Математика очень логична, а математические проблемы и задачи структурированы.

  • Решайте задачи, связанные со счетом в уме.
  • Занимайтесь этим каждый день.
  • Решайте задачи из повседневной жизни и не пользуйтесь калькулятором.
  • Пройдите , чтобы повысить эти навыки.

Полюбите игры для мозга

Такие игры помогут повысить навыки работы мозга. К тому же это весело, а значит, пользы от упражнений будет еще больше.

  • Скачайте на свой телефон или планшет.
  • Разгадывайте кроссворды, судоку и логические паззлы.
  • Играйте в шахматы.

Присоединитесь к дискуссионному клубу или кружку для чтения

Грамотное обсуждение определенной темы помогает улучшить логические, аналитические способности, а также развить критическое мышление.

Книжный клуб - отличный способ обсудить одну и ту же книгу. Это прекрасно, когда один текст позволяет сделать несколько самых разных выводов. В конце концов, умение вести дискуссию также является навыком, помогающим развить аналитические способности.

Создайте большую базу данных

Чем больше вы читаете, изучаете и поглощаете, тем больше ваша база данных с информацией, с которой можно работать при необходимости.

Выделите время на то, чтобы подумать

Формирование базы данных - прекрасная стратегия, но ее недостаточно. Нужно выделять время на то, чтобы переварить всю информацию и поразмыслить над тем, что вы узнали. Большинство людей, которые стремятся стать лучше, много читают, однако никогда не останавливаются и не анализируют прочитанное.

  • Вспомните в деталях, о чем была книга или статья.
  • Рассмотрите несколько способов решения одной проблемы. Почему один способ лучше другого? Докажите свою мысль.
  • Избегайте самого простого решения. Зачастую оно оказывается верным, но не откажите себе в удовольствии подумать о проблеме глубже и тщательнее.

Расширяйте мировоззрение

Этот процесс не должен прекращаться. Приучите себя к тому, что расширять мировоззрение нужно каждый день.

  • Думайте о других способах понимания мира. Рассмотрите его с политической, философской, научной и религиозной точек зрения.
  • Попробуйте понять те точки зрения, которые зачастую игнорируете.
  • Окружайте себя теми людьми, которые отличаются от вас.

Ищите связи

Несомненно, многие вещи в нашей повседневной жизни связаны друг с другом. Поняв и установив эти связи, можно осознать массу вещей и сделать разумные выводы.

  • Думайте о вещах в контексте причины и следствия. Уверены ли вы однозначно в том, что является первым, а что вторым? Иногда то, что считается следствием, на самом деле причина и наоборот.
  • Думайте о схожести вещей и событий, ищите аналогии, придумывайте .
  • Подумайте об истории человечества. Какие циклы, шаблоны и тенденции вы замечаете?

Обращайте внимание на детали

Общую картину нужно знать, но без понимания деталей нельзя сделать правильные выводы или взвесить все «за и против». Постоянно перемещайтесь между конкретным событием и ситуацией в целом.

Желаем вам удачи!

Аналитическое мышление как качество личности – способность выделять в анализируемом объекте существенные для него детали, незамеченные для поверхностного взгляда, находить его скрытые причинно-следственные связи; проявлять практический интеллект, логически рассуждать, исследовать объект, ситуацию посредством разбиения ее на более мелкие части, или отслеживания предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Как работает аналитическое мышление? Нам задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины: Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника. Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Возьмём простой пример: Два человека спускаются по дымоходу. Один вылез с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

Такой вопрос задал Учитель ученику. — Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Ответ неправильный. Подумай логически: ведь тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, взглянет на того, у кого лицо грязное и решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться. - Интересно придумано! - восхитился ученик. - А загадайте мне, Учитель, другую логическую задачу! - Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Но мы ведь это уже выяснили, пойдет умываться тот, у кого лицо чистое! - Это не совсем так. Они оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидев, что напарник пошёл умываться, поймёт, что и у него грязное лицо, и тоже соответственно пойдёт умываться.

Я об этом даже не подумал! Поразительно - я допустил такую глупую логическую ошибку! Учитель, давайте ещё один вопрос! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Ну… наверное оба пойдут умываться. - Опять неверно. Никто из них не будет умываться. Поразмышляй логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться. Так он поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться. Молодой человек пришёл в отчаяние от такого ответа. - Спросите меня еще о чем-нибудь! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… - О Господи, дай мне силы! Никто из них не пойдёт умываться!!! - Неправильно. Скажи мне, как вообще может случиться такое, чтобы два человека спускались по одной и той же грязной трубе, при этом один из них испачкал лицо, а другой - нет?!

Человек с проявленным аналитическим мышлением не купится на кажущуюся простоту этого вопроса. Прежде всего, аналитик разделит информацию на отдельные составляющие и начнёт всесторонне анализировать эти составляющие. После этого, аналитик сделает всё возможное, чтобы сгенерировать недостающую информацию посредством логических выводов и умозаключений. Если это задача, то на основе предыдущих шагов он наметит несколько вариантов ее решения. Далее аналитик проанализирует каждый вариант в отдельности, стараясь взвесить все его жирные плюсы и минусы. В конечном счёте, выбирается самый оптимальный вариант.

У Александры Марининой есть героиня Настя Каменская, отличающаяся отменным аналитическим мышлением. Перед лицом самых запутанных и противоречащих данных Каменская не пасует. Она начинает с анализа. Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение. Каменская умеет видеть сразу и целое и детали, быстро ориентируется, способна познавать и выделять в предметах, явлениях наиболее существенное, часто скрытое, умеет отличать видимость предмета, явления от их сущности, за фактами видеть целое, связи, закономерности.

Каменская на новой работе начинает создавать аналитический отдел в ведомстве Заточного. И одним из её первых заданий оказывается анализ возможностей проникновения криминальных структур в учебно-образовательные учреждения МВД.

Анализируя данные по нераскрытым насильственным преступлениям, Настя обнаруживает интересную картину: в одном из районов Москвы уровень насилия резко снизился, а в соседнем - наоборот, повысился, в результате оба эти района образуют знак бесконечности (∞), и центр этой «перевёрнутой восьмёрки» приходится как раз на один научно-исследовательский институт. И тогда становится понятно, о какой бесконечности писал в своей предсмертной записке покончивший с собой сотрудник этого института.

Как относится к аналитическому мышлению Бог? Бог говорит: ««Тот, кто знает, что цель философских изысканий может быть также достигнута и в процессе преданного служения, и понимает, что метод аналитического изучения материального мира и метод преданного служения находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном цвете… Пока человек полностью не освобожден, он должен пользоваться мечом аналитического знания, тело подобно дереву, и анализ – это как ветка дерева, топорище, на которое одевается духовное знание – топор, чтобы срубить само дерево тела, выросшее из невежества. Когда же человек освобожден, и дерево материального отождествления срублено, преданный должен положить этот топор аналитического знания и больше его не трогать».

Человек с проявленным аналитическим мышлением не попадёт в ловушку кажущейся простоты ситуаций.

Многие мнят себя психоаналитиками, но при этом не умеют расставлять приоритеты и делать правильные выводы из своих поступков.

Плодотворное аналитическое мышление – удел мускулистого разума.

Петр Ковалев 2015 год


В повседневной жизни – как в работе, так и в личных делах – мы часто сталкиваемся с трудностями. С некоторыми ситуациями совладать бывает легко. Другие же могут быстро выбить почву из-под ног. На решении отдельных проблем мозг может зациклиться на достаточно долгое время. Именно здесь нам поможет аналитическое мышление. Первичными целями анализа любой ситуации – это выяснение корня проблемы, предсказание ее влияния на повседневную реальность, а также развитие стратегии, направленной на решение.

Итак, в целом аналитическое мышление является способностью представить данную ситуацию, рассмотреть ее с разных углов и разбить на более мелкие составляющие. Как развивать аналитическое мышление? Давайте рассмотрим несколько методов, позволяющих это сделать.

  • Конечно, первым шагом в развитии аналитических навыков будет непосредственная работа над развитием логики. Это может быть все, что угодно – начиная от шахмат и разгадывания головоломок и заканчивая решением задач из учебника по алгебре для седьмого класса. Различные задачи для развития логики можно найти в специальных изданиях, на просторах сети Интернет.
  • Второй шаг – обеспечить регулярность занятий. Нужно понять, что в развитии умения мыслить аналитически не может быть поблажек и легких путей. В особенности для тех, кто с юности считает себя «гуманитарием». Решение логических задач подобно тренировке мышц. Занятия необходимо проводить дозированно, но регулярно. Помимо того, что при постоянных занятиях математикой или шахматами вы все больше будете развивать аналитические навыки, вы обнаружите, что также эти занятия развивают силу воли. Ведь заставлять себя ломать мозг над очередной задачей, когда в этом отсутствует прямая надобность – занятие не для лентяев. Поэтому, помимо аналитического мышления, будет разрабатываться и «мышца» воли.
  • Третье – обеспечьте разнообразие когнитивных нагрузок. Учеными был проведен следующий эксперимент. Взрослым людям, которые никогда не держали в руках «Тетрис», давали задание играть в эту игру. После некоторого времени в областях мозга, ответственных за выполнение сопутствующих игре умственных операций, количество нервных связей увеличилось.

    Это происходило в тот момент, когда в умении играть у испытуемых наблюдался значительный прогресс. Но после этого увеличения нервных связей не происходило. Люди продолжали играть на автомате, не хуже, чем делали это ранее. Однако они уже не делали никакого прогресса. Развитие их аналитических способностей в рамках этой игры останавливалось на этой точке.

    Вывод может быть только один: чтобы развивать умение анализировать ситуацию, нужно постоянно снабжать мозг новыми задачами. При этом они должны нести более-менее серьезную нагрузку для мышления, так как развить аналитический склад ума невозможно, обучая мозг действовать на автомате.

Аналитическое мышление может сделать жизнь легче во всех ее аспектах, где требуется умение принимать решения или решать проблемы. Однако, правильно проанализировав ситуацию, необходимо уметь и оценивать степень полезности предпринимаемых решений.

В той или иной стратегии решения проблемы всегда будет иметься несколько плюсов и минусов. Чтобы понять, какой подход будет наиболее эффективным, необходимо оценивать «вес» каждого из них, степень и глубину его эффективности. А также во время анализа ситуации может оказаться, что ее составляющие могут попадать в одну из категорий – «важные» или «срочные». В таком случае, с каждыми из них стоит работать по отдельности. Так или иначе, развив способность к аналитическому мышлению, решение различных проблем будет происходить быстрее и успешнее.

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Более подробно о мышлении вы можете почитать в по психологии (а если вас интересует развитие мышления, то у нас на эту тему есть ), поэтому мы лишь напомним, что всего в настоящее время учеными выделяются пять основных стилей мышления, а именно:

  • Идеалистический тип;
  • Реалистический тип;
  • Синтетический тип;
  • Прагматический тип;
  • Аналитический тип.

Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему.

Что такое аналитическое мышление

В первую очередь отметим, что аналитический тип мышления тесно связан с логическим. Нередко даже, хотя это не совсем верно, аналитическое и отождествляют: чем отличаются они друг от друга – это тема другой статьи, но заметим, что первое отвечает за анализ получаемых данных, их сравнение и т.п., а второе основывается на поиске и установлении причинно-следственных связей. Аналитическое мышление также предполагает способность осуществлять логический анализ и синтезировать информацию. Так, его особенности проявляются в том, что человек достаточно кропотливо изучает проблему или ситуацию или строит подробные планы, одновременно анализируя все данные и взвешивая все преимущества и недостатки.

Принцип работы аналитического мышления основывается на двух базовых процессах:

  • Творческий процесс, сопровождаемый поиском новых знаний и информации;
  • Формальный процесс, сопровождаемый анализом и синтезом данных, а также выводами и закреплением итогового результата в сознании.

Формальный процесс выстраивается, главным образом, на законах физики и математики, т.к. если основываться на них, то все материальное обладает общими свойствами, сходными признаками и структурой (здесь в большей мере проявляется логика). А творческий процесс характеризуется тем, что он отвечает за все, что либо не связано с материальными законами, либо выходит за рамки знаний и опыта конкретного человека (в этом случае задействуется ).

Исходя из всего этого, задача аналитического типа мышления состоит в систематическом и всестороннем рассмотрении вопросов и проблем, задаваемых объективными критериями. При этом данному стилю характерна методичная и тщательная манера работы с проблемами и трудностями, акцентированная на деталях.

Для чего развивать аналитическое мышление

Развитие аналитического мышления – вопрос очень важный, т.к. аналитические навыки сами по себе требуются каждому из нас, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения. Если же попытаться найти какой-то общий знаменатель, то формирование аналитического мышления требуется для:

  • Быстрого определения главного и второстепенного;
  • Решения сложных бытовых, жизненных и профессиональных проблем и задач;
  • Поиска преимуществ и недостатков в происходящих событиях;
  • Выявления ограничений и возможностей;
  • Анализа полученного опыта;
  • Создания обоснованных выводов и заключений;
  • Принятия решений, основанных на статистических данных;
  • Планирования своей работы и деятельности, исходя из реальных целей;
  • Грамотного разделения процесса достижения целей на этапы.

Формирование аналитического мышления (как, собственно, и вообще) полезно для человека и в его обычной повседневной жизни, и в учебе, и в профессиональной деятельности.

Развитие аналитического мышления

В этом блоке нашей статьи мы представим несколько способов развития аналитического мышления. Среди них будет несколько упражнений, описания некоторых способов и ряд эффективных рекомендаций. Независимо от того, есть у вас способность к аналитическому мышлению или нет, данная информация будет для вас крайне полезна.

Итак, давайте начнем с того, какие вообще существуют способы для тренировки аналитического мышления.

Способы тренировки аналитического мышления

Развитие аналитического мышления возможно следующими путями:

  • Если в данный момент вы получаете образование и учитесь, например, в вузе, вам не составит большого труда больше упражняться в решении математических и физических задач, а также задач по другим естественным наукам.
  • Хотя бы раз в неделю выполняйте упражнения, разминающие мозг: разгадывайте кроссворды, решайте ребусы и шарады, головоломки и загадки, играйте в , маджонг и т.д.
  • Если позволяет время и есть возможность, играйте в развивающие компьютерные игры, например, в квесты (в том числе и на поиск предметов) или стратегии.
  • Смотрите новости. Да, именно это мы и имеем в виду. Несмотря на то, что в одних случаях они попросту засоряют мозг, в других – они могут стать классным способом тренировки аналитического мышления. Смотря по телеку новости, не воспринимайте их просто с критической точки зрения, а проводите собственный анализ фактов, занимайтесь поиском причинно-следственных связей, делайте выводы и даже разрабатывайте свои .
  • Читайте книги. Причем следует уделять больше внимания детективной и фантастической литературе, к примеру, произведениям Роберта Хайнлайна, Эрла Гарднера, Агаты Кристи и других авторов.
  • Разгадывайте всевозможные коды и шифры. Такое занятие также послужит отличной тренировкой аналитического мышления. А найти эти коды и шифры можно в интернете или, играя в те же самые квесты на компьютере.
  • Собирайте паззлы. Они тоже очень хорошо подходят для тренировки ума. Сегодня можно найти великое множество паззлов с самым разным количеством деталей в книжных магазинах. А еще лучше делать свои собственные паззлы, к тому же будет тренироваться и творческое мышление.
  • Играйте в настольные игры. Даже самые привычные традиционные настольные игры помогут вам в ваших занятиях. Но выбирать среди них нужно такие, где требуется не просто бросить кубик и сделать выпавшее количество ходов, а продумывать свои дальнейшие шаги, вырабатывать тактику и мыслить стратегически. Отличным вариантом послужит «Миллионер» или «Монополия». Помимо общего развития аналитического мышления, вы будете развивать конкретно навыки распознавания действий других людей и понимания логики их действий, предвидения возможных решений и выбора наиболее конструктивных вариантов реакции на действия соперников.
  • Играйте в . Отличным примером одной из таких может послужить игра «Эрудит», способствующая тренировке быстрого анализа и оценки данных и развитию умения правильного выбора формулировки того или иного понятия.

Заметим также, что люди, у которых от природы есть способность к аналитическому мышлению, любят играть в игры на подсознательном уровне, а также предпочитают участвовать в мероприятиях, где так или иначе требуется задействовать логику и анализировать. Однако и остальным нельзя всем этим пренебрегать, ведь логическая и аналитическая компетенция крайне важны в жизни и деятельности. Не забывайте и о том, что мышление нужно развивать в принципе, для чего очень полезно овладевать новыми мыслительными техниками (кстати, более чем с десятком интересных техник вы можете познакомиться ).

Упражнения на развитие аналитического мышления

Здесь мы предлагаем вашему вниманию четыре хороших и эффективных упражнения:

  • Моделирование ситуаций. Выполнять первое упражнение очень легко и просто, т.к. все, что вам потребуется, – это немного свободного времени и ваш ум. Смысл состоит в том, что вам нужно придумать конкретную ситуацию, или несколько целей и разработать эффективный метод ее достижения. Пусть вашей целью станет, к примеру, полететь на орбиту Луны. Чтобы осуществить эти затею, вам понадобится или поучаствовать в какой-то космической программе, или отыскать определенную сумму денег, чтобы купить билет на космический тур. Помимо прочего, если у вас какие-то нелады со здоровьем, просто никудышная физическая подготовка или по возрасту вы уже не тянете на человека в полном расцвете сил, выход у вас лишь один – покупать билет.

Так вот: начните развивать эту идею, придумывайте всевозможные выходы из ситуации, анализируйте то, что знаете, и разрабатывайте стратегию действий. А в случае, если тратить время на фантазирование вам не хочется, попробуйте , кругосветное путешествие или приобретение дорогущего авто – главное создать условия для активизации аналитического мышления.

  • Второе упражнение тоже касается моделирования ситуаций, но выполняется оно в несколько ином ключе. Для начала придумайте для себя какую-то не очень сложную или просто обыденную ситуацию, а затем постарайтесь разрешить ее так скоро, как только можете. Разработайте несколько вариантов действий, но учтите, что для их реализации вам не должно требоваться много усилий и времени. Как только ситуация будет готова, проведите ее анализ, определите, почему она вообще возникла, подумайте о том, как она может развиться в дальнейшем и каковы могут быть ее отрицательные или положительные последствия. Только после тщательного взвешивания всех «за» и «против» принимайте решение.

По большому счету, выполнять такое упражнение можно не только с выдуманными, но и с реально возникшими ситуациями, правда применимо оно лишь в тех случаях (по крайней мере, для тренировки), где всегда есть какое-то время на размышления, иначе можно совершить ошибку.

  • В представленном упражнении вам потребуется провести несколько мысленных экспериментов. Подробно о них, а также о самых популярных из них вы можете узнать, прочитав . Мы же хотим сказать лишь о том, что основываются они по большей степени на вопросе «Что будет, если…?». Так, вы можете провести собственный мысленный эксперимент «Комната Марии» (вместо «Марии» подставьте свое имя).

Вообразите, что вы талантливый и способный исследователь. Вы сидите в специальном помещении и смотрите на окружающий мир через особые стекла, устроенные так, что мир видится вам черно-белым. Вы, естественно, знаете и про цвета, и про световые волны, однако ваши сведения носят исключительно теоретический характер. Вам ни разу не доводилось выходить на улицу и наблюдать реальное положение вещей. Подумайте, что будет, если вы все-таки выйдете из помещения? Что случится, когда перед вами предстанет настоящий мир? Сумеете ли вы определить, какой цвет каким является? Смысл такого эксперимента заключается в том, чтобы вы проанализировали ситуацию и выработали и обосновали все вероятные варианты распознавания цветов.

  • Вероятно, вы слышали про тест Тьюринга, а если нет, то почитайте . Проведите подобный тест с собой и кем-то из друзей. Вам понадобится собеседник и парочка (или хотя бы один) людей в жюри. Начните со своим соперником на какую-то тему. Сначала выслушайте аргументы оппонента, затем проанализируйте, а потом примените в своей речи таким образом, чтобы никто из членов жюри не догадался, кто истинный автор аргументации – ваш соперник или вы.

Это упражнение позволит вам потренировать свои навыки анализа противоположной позиции, а также станет хорошим развлечением для всей компании. В том же случае, если вы считаете себя большим эрудитом, возможно, вас заинтересует поиск ответов на неразрешенные вопросы научного характера, например:

  • Способен ли человек в принципе быть объективным, и если да, то в каких именно жизненных ситуациях?
  • Обладает ли человек свободой воли или же представляет собой нечто вроде запрограммированного существа, и даже не подозревает об этом?
  • Что на самом деле дает каждому из нас право утверждать, что он и окружающий его мир – реальны, а не иллюзорны?
  • По какой причине человеческий мозг есть совокупность атомов, а сознание, считающееся продуктом мозга, никакого отношения к атомам не имеет?

Помните о том, что даже сегодня есть вопросы, ответов на которые не может дать никто: ни философы, ни ученые, ни обычные люди. И любой такой вопрос всегда будоражит ум, и даже простая попытка осознать и воспринять его глубину вовлечет вас в игру разума, простимулирует к поиску ответа и заставит мозг работать на «полную катушку».

Рекомендации на каждый день для развития аналитического мышления

Здесь мы вряд ли «откроем Америку», т.к. эти советы – прописные истины, следовать которым надлежит каждому из нас:

  • Старайтесь хотя бы отчасти систематизировать свою жизнь, чтобы быть в состоянии анализировать происходящее;
  • Во всем и всегда стремитесь видеть закономерности;
  • , развивающие мозг, например, считать в уме, читать, сопоставлять, осознанно делать выводы;
  • Читая книги или смотря фильмы, представляйте себя на месте персонажей, определяйте причины их действий и думайте о том, как поступили бы вы;
  • Анализируйте все свои поступки и действия, а также действия тех, с кем вам приходится сталкиваться в повседневной жизни;
  • Ищите причины происходящих с вами событий, побед и поражений;
  • Прежде чем что-то сказать или сделать, просчитывайте наперед: какие могут быть последствия;
  • Учитесь на своих и чужих ошибках, чтобы не совершать их в будущем.

Следуя этим рекомендациям, вы заметите, что ваше сознание стало более гибким и закрепило в себе склонность анализировать, а сами вы стали гораздо лучше понимать, почему что-либо происходит в вашей жизни. Также советуем вам развивать не только аналитическое мышление, но и мышление вообще, а первым шагом к этому может стать овладение двенадцатью техниками мышления, собранными нами в .

Помните, что хороших аналитиков встретишь не часто, поэтому систематические занятия, даже если это всего лишь игры или простейшие упражнения, помогут вам значительно в этом плане поднатореть. Желаем вам успехов и гибкого ума!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...