Условия использования интерактивных педагогических технологий. Психолого-педагогические условии эффективного использовании интерактивных методов

Ольга Проняева
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования . Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения .

В педагогике различают несколько моделей обучения :

При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику .

При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника .

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок » .

Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми , которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников - это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу , достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обуче-ния является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения :

Гуманная педагогическая позиция ;

Ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

Создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

Владение методикой и основами образовательных технологий ;

Целенаправленное развитие индивидуальности детей.

Структура интерактивной НОД

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Педагог знакомит с темой , выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа .

2. Поисковый этап

По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы , составляется план.

3. Основной этап

Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей. Это может быть : «Мозговой штурм» , КВН, проект и др.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Оценка эффективности проделанной работы , соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.) .

Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях :

технологии , построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Посмотрите, пожалуйста, на слайде основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционного

Отличительные особенности интерактивных занятий :

Необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов .

Свободное размещение наглядного материала.

Смена динамических поз.

Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса :

Микрофон

Предвидение

Синтез мыслей

Карусель

Дискуссия

Мозговой штурм

Аквариум

Метод многоканальной деятельности

Дерево знаний

Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций)

«Кластер»

Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Работа в парах »

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре , дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу . Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре :

Дети по очереди описывают картину.

-«Назови первый звук в слове»

-работа по мнематаблицам

«Микрофон»

Микрофон - метод работы , в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

«Предвидение» - метод работы с детьми , в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.

Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях : «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу.».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах ) .

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

«Противоположности»

«Синтез мыслей »

Синтез мыслей - метод работы , в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах . Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми .

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

«Дискуссия»

Дискуссия - это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение : «Я думаю.» , «Я считаю.» , «По моему мнению.» , «Я согласен, но.» , «Я не согласен, потому что.» .

«Мозговой штурм»

«Мозговая атака (мозговой штурм) » - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети - участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» . Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам ?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть , как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Метод многоканальной деятельности»

Метод многоканальной деятельности - метод работы с детьми , в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы : зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность : выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания :

«прослушать» звуки картины через «наушники» ; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;

Почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного» ;

Мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы : Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т. д.

«Дерево знаний» - метод работы , который включает несколько этапов : Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?» . Рассматривание схемы, в которой прямоугольник - это «ствол» (который обозначает эту проблему, прямые линии - «ветки» (пути ее решения, а кружочки - «листочки» (решение проблемы) . Решение проблемы : дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

«Кейс-технология »

Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.

Виды кейс – технологии :

Фото – кейс;

Кейс – иллюстрации;

Анализ конкретных ситуаций;

Проигрывание ролей (ролевое проектирование) .

Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс» и «Кейс-иллюстрации» . Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит :

Иллюстрацию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

Воспитатель описывает данную проблемную ситуацию;

Воспитатель задает вопросы, мотивирующие детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Дети рассуждают, высказывают свое мнение, анализируют, в результате чего приходят к правильному решению проблемы.

Воспитатель показывает фотографию правильного решения проблемы.

Заключение :

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное , творческое, перспективное направление педагогики . Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ .

Еще одной современной технологией является проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников .

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника .

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы) .

При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Принципы :

Принцип опоры на обучаемость ребенка;

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

Принцип соблюдения интересов ребенка ;

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

Принцип отказа от усредненного нормирования;

Принцип опоры на детскую субкультуру.

Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом , родителями, другими детьми ) в разных формах взаимодействия.

Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.

Таким образом, деятельность педагога направляется , в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.

Цель (ИОМ) :

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника , его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального , эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи :

Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;

Организовать единую систему работы администрации , педагогических сотрудников , медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии , учебно-методические материалы.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги , специалисты (педагог-психолог , учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.

Методы, используемые в работе :

Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;

Взаимодействие с родителями.

При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса . Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник , способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Пример индивидуального маршрута в нашем детском саду (на слайде)

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны. Как ребенок привыкнет выполнять свою работу, коей является учение? Будет ли она его увлекать? Заставлять думать, критически переосмысливать? Все это и многое другое зависит от того, какие условия на уроке созданы для детей.

Модели обучения

Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную . Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно .

Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.

Классификационные параметры

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Целевые ориентации

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
  • Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

    – выявление многообразия точек зрения;
    – обращение к личному опыту участников;
    – поддержка активности участников;
    – соединение теории и практики;
    – взаимообогащение опыта участников;
    – облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
    – поощрение творчества участников.

    Концептуальные позиции

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
  • Особенности организации

    Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

    В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра ”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

    По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы . В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

    Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

    К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

    Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

    Интерактивные технологии и методы

    Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

    Работа в малых группах - в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

    Метод карусели;

    Лекции с проблемным изложением;

    Эвристическая беседа;

    Уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

    Конференции;

    Деловые игры;

    Использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

    Технология полноценного сотрудничества;

    Технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);

    Основная цель интерактивного обучения

    В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения , а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика . Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии . В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

    Идеальная модель обучения

    И еще один немало важный момент, о котором хотелось упомянуть.

    Среди отечественных исследователей методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности. Будет пригодной для реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности.

    А коль так, то перед нами учителями открывается широкое поле деятельности - творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

    Свою статью хотелось бы закончить словами известного дидакта И.П.Подласового: “Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение - всегда высокое искусство”. И пусть, каждый рассудит смысл этих слов, как считает нужным для себя.

    Список литературы:

    1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
    2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
    3. Материалы с сайта eurokid.com.ua


    15 мин

    Часть 1. Использование интерактивной модели обучения

    Выступление ведущего (руководителя образовательной организации или его заместителя). После высказываемых тезисов участники обсуждают важные моменты и дискутируют.

    Тезис 1. Необходимы новые формы и методы работы с обучающимися

    Ведущий:

    Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит определение понятия «воспитание» – это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
    В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015, далее – ФГОС основного общего образования), утверждаются следующие особенности воспитательной работы:
    • ориентация на идеал;
    • ценностные суждения;
    • следование нравственному примеру;
    • диалогическое общение со значимыми другими;
    • идентификация;
    • полисубъектность воспитания и социализации;
    • совместное решение личностно и общественно значимых проблем;
    • системно-деятельностная организация воспитания.
    Необходимо выбрать новые методы и формы работы с обучающимися. Есть потребность в интерактивных технологиях, направленных:
    • на развитие коммуникативной культуры школьника;
    • обеспечение условий его эффективной социализации;
    • развитие индивидуальности;
    • воспитание личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

    Тезис 2. Технология – инструмент профессиональной деятельности педагога

    Ведущий:

    Успешность реализации определенных ФГОС основного общего образования целей и задач зависит от тесного взаимодействия педагогов и родителей обучающихся. Применять новые технологии нужно не только в образовательной деятельности, но и в работе с их родителями.
    Что такое педагогическая технология?

    Участник:

    Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

    Ведущий:

    От педагога требуется умение организовывать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне. Применяемая при этом технология должна быть оптимальной с точки зрения влияния педагога на обучающихся, формировать у них ценностное отношения к миру.
    Центральный компонент технологии – четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе. Точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, выбрать инструменты для отслеживания планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
    Педагогическую технологию отличают:
    • конкретность и четкость цели и задач;
    • наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
    • использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

    Тезис 3. Интерактивная модель обучения и воспитания ориентируется на личность ребенка

    Ведущий:

    В современной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Их ведущий принцип – учет личностных особенностей обучающегося, индивидуальной логики его развития. В процессе обучения и воспитания нужно ориентироваться на детские интересы и предпочтения в содержании и видах деятельности. Педагогическая деятельность с ориентацией на личность обучающегося закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
    Какие модели обучения используются в педагогике?

    Участник:

    Выделяют несколько моделей образования:
    • пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
    • активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
    • интерактивная – inter (взаимный), act (действовать) – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательных отношений; педагог и ученик являются равноправными субъектами образовательного процесса.

    Ведущий:

    Интерактивная модель обучения и воспитания – это имитация жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектной деятельности, совместное разрешение проблемных ситуаций.
    Интерактивная технологияпредставляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества обучающихся, которые обеспечивают эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.
    Преимущества интерактивных, в т. ч. игровых технологий:
    • активизация и интенсификация образовательных отношений;
    • создание межличностного взаимодействия;
    • принятие коллективных решений в различных ситуациях, моделирующих реальные условия;
    • гибкое сочетание разнообразных приемов и методов работы;
    • возможность моделирования практически любого вида деятельности.
    Назовите принципы интерактивного обучения и воспитания.

    Участник:

    Диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая игровая и тренинговая формы работы.
    Перечислите интерактивные формы и методы работы.

    Участник:

    Дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.
    Игровые: дидактические и творческие игры, в т. ч. деловые/управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры.
    Тренинговые: формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

    Ведущий:

    Во внеурочной деятельности обучающихся интерактивные технологии могут выполнять следующие функции:
    • ценностно-ориентационную (трансляция общественных норм решения актуальных задач социального взаимодействия);
    • индивидуально-ориентационную (самоопределение в статусе и функции в социальном взаимодействии);
    • инструментально-ориентационную (приобретение опыта ориентации в различных социальных ситуациях);
    • функцию самореализации (получение удовольствия от процесса взаимодействия, реализации собственных возможностей и потребностей);
    • стимулирующую (побуждение участвовать во внеурочной деятельности, добиваться успеха, анализировать и рефлексировать собственное поведение);
    • конструктивную, диагностическую и корректирующую.
    На сегодняшнем педагогическом совете, проводимом в форме организационно-деятельностной игры, нам предстоит разработать комплекс условий, обеспечивающих эффективность использования интерактивных технологий в деятельности нашей школы.


    25 мин

    Часть 2. Организационно-деятельностная игра

    Игру полезно провести с родителями обучающихся на родительских собраниях и со старшеклассниками на классных часах, а итоги обсудить на педагогическом совете.

    Ведущий:

    Разбейтесь на 4 равные команды: администрация, педагоги, родители, обучающиеся. Для вас подготовлены задания, где указаны вопросы с позиций четырех социальных групп.
    Игра начнется во всех командах одновременно. На обдумывание дается 15 мин.
    После выполнения первого задания команды меняются местами («переходят» в следующую социальную группу) и т. д. Вы должны проиграть роли представителей каждой социальной группы.

    Итоги обсуждения вопросов в каждой группе фиксируются, затем коллективно обсуждаются, анализируются, корректируются.

    Ведущий:

    Теперь приступим к разработке системы деятельности организации по внедрению интерактивных педагогических технологий.

    Участники обобщают результаты игры. Экспертная группа отбирает максимально приемлемые варианты решения поставленных задач и готовит решение педагогического совета.

    Ведущий:

    Педагогический совет постановляет:
    1. С целью овладения педагогами современными интерактивными педагогическими технологиями методисту разработать и провести теоретические и практические занятия с коллективом.
    2. Обобщить опыт педагогов, эффективно использующих интерактивные педагогические технологии в работе с обучающимися и их родителями.
    3. Психологу организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых является коррекция деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс интерактивных технологий.
    4. Администрации разработать и обеспечить организационно-педагогические условия, обеспечивающие возможности использования интерактивных педагогических технологий в образовательном пространстве школы.
    5. Создать в образовательной организации новую организационную структуру управления, обеспечивающую включение педагогов и родителей обучающихся в самоуправленческую деятельность в рамках использования интерактивных технологий.
    6. Классным руководителям на родительских собраниях ознакомить родителей обучающихся с результатами педагогического совета.
    7. Заместителям руководителя образовательной организации по воспитательной и учебно-воспитательной работе создать банк интерактивных педагогических технологий работы с родителями и обучающимися с учетом возрастных особенностей и различных направлений воспитывающей деятельности.

    Единой целью различных методов обучения и типов уроков является усвоение знаний учащимися. При этом поощряется внедрение новшеств, таким образом, чтобы они гармонично вписывались в уже устоявшуюся структуру урока. Модели обучения разделяются на пассивную, активную, интерактивную.

    Классификация моделей обучения

    Пассивная модель (экстрактивный режим) предполагает активность обучающей среды. Означает это, что материал усваивается учащимися из текста учебника или со слов учителя, отсутствуют творческие задания и общение между ними. Ярким примером такой модели является лекция или традиционный урок. Используется данная модель довольно часто, несмотря на то, что современные требования к структуре урока предполагают использование активных методов, которые бы вызывали активность ребенка.

    Активная модель (интраактивный метод) характеризуется стимулированием самостоятельности учащихся и стимулированием познавательной деятельности. В такой модели приветствуются творческие задания (чаще домашние) и обязательное общение между учителем и учениками. Но есть у нее и недостатки, например, ученик выступает в качестве субъекта учения для себя, учащий только себя, который совсем не взаимодействует с участниками образовательного процесса, исключая учителя. То есть направленность данного метода односторонняя, направленная на самостоятельную деятельность, самовоспитание, самообучение, саморазвитие; а вот взаимодействие в группах и умение обмениваться опытом она не предполагает.

    В настоящее время широкое распространение получило интерактивное обучение, такое, которое основано на активном взаимодействии с учителем. В сущности, это один из вариантов коммуникационных технологий, поскольку совпадают их классификационные параметры. При интерактивном обучении между субъектом и объектом обучения возникает хорошо организованная взаимосвязь, двусторонний обмен информацией. Интерактивная технология обучения является организацией процесса обучения таким образом, чтобы в нем ученик участвовал в основанном на взаимодействии, взаимодополняющем, коллективном процессе обучающего познания.

    Применение интерактивной модели

    Целью интерактивной модели является организация комфортных условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой. При организации интерактивного обучения моделируют жизненные ситуации, используют ролевые игры, вопросы решают, основываясь на анализ ситуации и обстоятельств. Поэтому структура интерактивного урока значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма преподавателя. Структура урока строится на элементах интерактивной модели обучения – интерактивных технологиях, которые делают урок интересным, насыщенным.

    Допустимо применение интерактивной работы на уроках, где проходит усвоение изложенного нового материала, на уроках, где применяются знания, на специальных уроках, в качестве обобщения или опроса. На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах. Ее огромным плюсом является возможность высказаться каждому ребенку, осуществить обмен собственными идеями с партнером, а затем озвучить их всему классу, и самое главное – в работу будет вовлечен каждый ученик.

    Основными требованиями , обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

    1. Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
    2. Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
    3. Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).
    4. Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
    5. Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

    Внедрение интерактивной модели на уроке

    Интерактивные технологии позволяют слушателям в учебно-игровом поле проиграть различные личностные и должностные роли, освоить их при создании будущей модели человеческого взаимодействия в производственной ситуации. При применении в обучении интерактивных технологий ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует свое поведение.

    В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий :

    1. Работы в небольших группах – по 2,3,4 человека.
    2. Упражнение «Карусель». Учеников разделяют на две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ученики сидят лицом к членам другого круга, образуя с ними пары. Учитель задает тему для обсуждения и роли, к примеру, внешний круг учеников – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Каждые 2 минуты учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли. Таким способом можно обсуждать не более 3 тем за один раз, и обязательно, чтобы они имели положительную направленность, например достижения учеников.
    3. Лекции с проблемным изложением , при которых моделируется проблемная для учеников ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ ее решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию ученик не может.
    4. Урок-семинар (дебаты, дискуссия).
    5. Эвристическая беседа, при которой учитель не сообщает ученикам готовые знания, а правильно поставленными вопросами позволяет им на основе уже имеющихся умений и знаний подойти к новым понятиям.
    6. Урок-конференция.
    7. Урок с использованием мультимедийных средств.
    8. Технология моделирования.
    9. Технология полноценного сотрудничества.

    Интерактивная игра

    Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий является интерактивная игра, которая создает оптимальные условия для самореализации, развития учеников. Ее целью является изменить и улучшить модели деятельности и поведения субъектов педагогического взаимодействия, и осознанное усвоение ими этих моделей. Интерактивные игры способствуют стимулированию деятельности и социальному развитию, создают волшебный мир, где все принимают его законы и нормы. Дети не прячут свои эмоции, свободно общаются с участниками игры вербальным и невербальным методом, принимают решения, пробуют разные роли.

    Во время игры происходит взаимодействие , которое поддерживает развитие личности и социализации, позволяет определить развитие и интеграцию тех знаний и умений, которые уже имеются у школьников. Активные участники игры учатся более интенсивно, больше мотивируют себя, а вот те, кто сосредотачивается на ведущем – наоборот. Интерактивные игры помогают детям быстрее установить контакт друг с другом, игра способствует повышению темпа реакции, дает возможность выразить свои эмоции, как негативные, так и позитивные. Список тем для интерактивных игр нескончаем: изучение своего тела, времена года, цвета, иллюстрация настроения, взаимные чувства, друзья или семья, дом или школа, подарки. Также игры могут проходить в качестве жанровых постановок, импровизаций.

    Основными направлениями , по которым реализуют игровые ситуации во время урока, являются следующие:

    • Дидактическая цель ставится в форме задачи игры;
    • Учебная деятельность проходит по правилам игры;
    • В качестве средства игры используется учебный материал;
    • Элемент соревнований включается в учебную деятельность, и дидактическая задача становится игровой;
    • Успешно выполненное дидактическое задание связывается с результатами игры.

    Чтобы правильно сочетать элементы игры и учение, определять место и роль, которые отводятся игровым технологиям в учебном процессе, учитель должен понимать классификацию и функции педагогических игр. Можно выделить четыре главных черты таких игр:

    1. прямые и косвенные правила;
    2. соперничество и эмоциональная приподнятость деятельности;
    3. активный, импровизационный, творческий характер деятельности;
    4. свободная развивающая деятельность, которая предпринимается лишь по желанию ребенка.

    Дидактическая игра это один из наиболее эффективных способов пробудить живой интерес к изучаемому предмету. Присущие детям желание играть нужно использовать, направлять его на решение различных воспитательных и учебных задач. Чтобы игра была интересна и доступна детям, учитель должен хорошо ее продумать и подготовить, правила игры должны быть понятными и краткими. Насколько эффективной будет игра, зависит от заинтересованности и эмоционального отношения учителя к игре, ходу ее развития и результату. Насколько результативна будет дидактическая игра, зависит от того, насколько систематически ее применяют, какова целенаправленность программы игры.


    Деловая игра является деятельностью, при которой имитируют различные практические ситуации. Технология игры предполагает игровое моделирование, когда создается макет, заменяющий реальный объект какой-нибудь ситуации, когда макетами манипулируют чтобы заменить реальные эксперименты искусственно сконструированными образцами поведения. Правила игры могут быть взяты из реальной ситуации или же быть придуманными.

    При деловых играх у участников формируются различные позитивные установки :

    • Интерес к занятиям и проблемам, которые моделируют и разыгрывают в процессе игры;
    • Усвоение большого объема информации, что способствует творческому поиску решений задач;
    • Возможность адекватно анализировать реальную ситуацию;
    • Формирование объективной самооценки учеников;
    • Развитие аналитического, инновационного, экономического и психологического мышления.

    Чтобы деловая игра дала желаемый результат, она должна опираться на теоретические знания, представления об области деятельности, которая имитируется.

    Поскольку одним из основополагающих принципов образовательного процесса является гуманистический , следует обратить внимание на то, что целью образования должно являться не усвоение ребенком определенного количества или набора знаний, а целостное развитие его личности. Средством развития личности, способным раскрыть ее потенциальные способности, является самостоятельная мыслительная и познавательная деятельность. Отсюда вывод – учитель должен ставить перед собой задачу обеспечения такой самостоятельной и мыслительной деятельности на уроке, а этому способствуют интерактивные технологии, при которых ученик самостоятельно открывает путь к познанию, и усвоению знаний является результатом его деятельности.

    Раскрывая условия эффективной организации учебного процесса с использованием интерактивных методов, важно вспомнить слова А.Н. Леонтьева, который утверждал, что любая деятельность опосредована отношением человека к другим людям. Автор теории контекстного обучения А.А. Вербицкий делает вывод о том, что «любое предметное действие совершается в социальном контексте, социально обусловлено, предполагает участие других людей и их отклик, личностную и социальную ответственность за совершаемое» . Поэтому преподавателю важно оперировать нс только предметно-технологической составляющей своей деятельности, но и ее социальным контекстом. Применительно к социальному взаимодействию, Г.М. Андреева отмечает активность каждой стороны. Ведущую сторону часто называют «инициальной», а вторую - реактивной. Но поскольку состояние каждой из сторон активно, то тот, кто внешне пассивен (реактивен) осуществляет действие принятия-непринятия воздействия активной стороны, принимая решение об участии-неучастии в совместной деятельности. Эти положения позволяют сделать однозначный и простой вывод о том, что, в образовательном процессе педагог берет на себя ответственность за принятие обучающимся воздействия и его участии в запланированной деятельности.

    Наиболее глубокой и полной является систематизация основных видов межсубъектного взаимодействия, определяющих структуру совместной деятельности Д.А. Леонтьева . Д.А. Леонтьев рассмотрел се практическое воплощение в образовательном процессе, раскрывая разнообразные ситуации взаимодействия. По его мнению, схема субъект-субъектного взаимодейстия является неполной, так как в философском понимании субъект существует только в противопоставлении с объектом. Следовательно, важно увидеть предмет деятельности взаимодействующих людей и преобразовать схему в «субъскт-объскт-субъскт». Индивидуальная деятельность человека, будучи по происхождению коллективной, преобразует линейную схему взаимодействия в совместно распределенную, кооперативную, в которой субъект-субъектное взаимодейстие выступает формой координации и интеграции индивидуальных действий участников.

    Такая деятельность имеет общую не только операциональную, но мотивационно-смысловую структуру.

    В.И. Панов , выполняя психологический анализ педагогической деятельности, также исходит из парадигмы «субъект-субъектных» отношений в образовательном процессе. Согласно этой парадигме основное внимание уделяется учебной деятельности обучающегося, задача педагога - организовать учебную деятельность так, чтобы достичь целей занятия. Заметим, что в современной педагогике методика работы в данной парадигме ещё не разработана и для педагога представляет значительные трудности. Главная трудность в реализации субъект-субъектного подхода заключается в том, что педагог должен поставить цель, которая должна быть принята обучающимся. Только приняв цель, последний превращается в субъекта учебной деятельности. На каждый из компонентов структуры занятия, урока влияют внешние условия (по отношению к педагогу - это состояния обучающихся, характеристики внешней среды, события, происходящие в микро - и макросоциуме) и внутренние условия, определяющиеся способностью педагога оценить ситуацию и принять адекватное внешним условиям решение о своих действиях. Т.о. педагог должен быть компетентен в сфере профессиональной деятельности, т.с. готов к проявлению знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Однако остается открытым вопрос о том, насколько сформирована позиция субъекта у самого педагога. Педагог целенаправленно реализует свою профессиональную активность в форме тех или иных профессиональных компетенций (действий), а единицей анализа и критерием становления профессиональной педагогической деятельности выступает становление субъектности педагога, т.е. становление его способности быть субъектом педагогических действий.

    В.И. Панов подчеркивает, что для того, чтобы педагогическия активность обрела высшую форму своего развития - форму педагогической деятельности, необходимо се поэтапное становление.

    • 1 этап. Умение воспринять и сформировать образ (перцептивную модель) требуемого действия. На этой стадии у субъекта должна сложиться перцептивная модель, субъект рассматривает, вслушивается, всматривается, происходит формирование перцептивной, концептуальной модели того, что требуется выполнить. Иными словами, происходит перцептивная ин- териоризация действия-образца. Функция контроля при этом отсутствует.
    • 2 этап. Выполнение действия посредством подражания без контроля за правильностью его выполнения. Это стадия развития субъекта репродуктивного воспроизведения, субъекта подражания. На данной стадии реализуется принцип уподобления тому, что человек видит как образец для воспроизведения. Средством для контроля выступает перцептивная модель того, что требуется выполнить.
    • 3 этап. Выполнение действия-образца при внешнем контроле за правильностью этого выполнения. Данная стадия характеризуется как стадия ученичества (позиция ученика), когда субъект способен произвольно выполнять требуемое действие, но при внешнем контроле за правильностью выполнения, который осуществляется преподавателем (внешний локус контроля). Это этап, на котором вновь начинается процесс интериориза- ции, но интериоризации уже не столько самого действия, сколько функции контроля за правильностью выполнения этого действия.
    • 4 этап. Воспроизведение действия-образца мри наличии субъективного, внутреннего контроля (интериоризованная функция контроля, т.е. произвольной регуляции - это стадия развития субъекта произвольного выполнения действия при внутреннем контроле, когда, выполняя требуемое действие, субъект сам способен оценить правильность своего выполнения этого действия (позиция мастера).
    • 5 этап. Осуществление внешнего контроля учебной активности обучающихся, когда объектом этого контроля выступают учебные действия (экстериоризованная функция произвольной регуляции) - это стадия развития субъекта экстериоризации контроля, субъекта экспертной оценки правильности выполнения требуемого действия другими индивидами (позиция эксперта). Субъект возвращается в ту ситуацию, где происходило действие. При этом происходит экстериоризация как исполнительного, так и регуляторного (контролирующего) аспектов действия, требуемого к выполнению.

    Исходя из данной модели, следует, что способность быть субъектом действия включает в себя способность не только выполнять действие, но и осуществлять осознанный контроль за правильностью его выполнения. Причем сначала интериоризуется действие, а лишь потом функция контроля. При этом происходит два цикла реализации принципа единства «интериоризация - экстериоризация»: на уровне формирования (интсрио- ризации) перцептивной модели и ее экстериоризации в виде подражания, и на уровне формирования функции контроля за правильностью выполнения требуемого действия и способности к ее экстериоризации. Но понятно, что настоящим субъектом педагогической деятельности учитель становится лишь тогда, когда он готов рефлексировать и экстсриоризировать действие, что происходит на последней стадии.

    Приведенная теоретическая модель становления субъекта, становления активности до «формы» деятельности представляет собой идеальную модель, в реальной же действительности выделенные этапы (стадии) развития субъсктности накладываются друг на друга, и формирование одних из них, возможно, опережает развитие других.

    Одним из определяющих факторов успешности педагогической деятельности является способность развивать субъект-субъектные отношения, что также невозможно без сформированной субъектности самого педагога.

    В.И. Панов включает отношения в систему экопсихологичсских взаимодействий, которая понимается как совокупность взаимодействий человека с окружающей средой и выступает системообразующим фактором для объединения и развития «человека» и «окружающей среды» в системное отношение «человек - жизненная среда». Тип взаимодействия между компонентами указанного отношения определяется ролевой позицией каждого из его компонентов. В качестве базовых типов экопсихоло- гического взаимодействия выделяются следующие шесть типов:

    • - объект-объектный, когда взаимодействие в системе «учащийся - учитель (образовательная среда)» имеет сугубо абстрактный и формальный характер и характеризуется пассивностью, и в этом смысле объемностью, с обеих сторон;
    • - объект-субъектный, когда учащийся, занимая пассивную позицию к процессу обучения, выполняет роль объекта воздействия со стороны образовательной среды, в частности, в форме педагогического воздействия со стороны педагога;
    • - субъект-объектный, когда образовательная среда выступает в качестве объекта восприятия, анализа, проектирования, экспертизы (оценки) со стороны педагога или учащегося (возможно, совместно с педагогом) как субъекта указанных или иных активных действий по отношению к образовательной среде, ее компонентам и субъектам;
    • - субъскт-субъсктный, когда компоненты системы «учащийся - учитель (образовательная среда)» занимают активную ролевую позицию по отношению друг к другу. Однако это взаимодействие тоже может иметь различные типы:
      • а) субъект-обособленный, когда каждый из компонентов занимает активную позицию, но не учитывая при этом и не принимая во внимание субъсктность другого компонента. Учебная ситуация носит характер взаимного непонимания и даже неприятия друг друга;
      • б) совместно-субъектный, когда взаимодействие ученика и педагога имеет характер совместного действия, подчиненного достижению общей цели, но в то же время не требующего изменения собственной субъектно- сти взаимодействующих субъектов;
      • в) субъскт-порождающий, когда взаимодействие в системе «учащийся - учитель (образовательная среда)» имеет совместно-распределенный характер, поскольку подчинено единой цели, достижение которой невозможно без объединения ее субъектов в некую субъектную общность. В свою очередь, это требует от ее субъектов взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия, их присвоения (интсрио- ризации и экстсриоризации) и, следовательно, изменения своей собственной субъектности.

    Таким образом, совместно распределенная, кооперативная и порождающая субъектность ее участников деятельность требует от педагога серьезного переосмысления сложившихся привычных способов реализации профессиональных задач в образовательном процессе. Это важно, потому что основными отличиями интерактивной модели обучения являются, во- первых, реальная, а не декларируемая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование наличного опыта обучающихся как источника обучения.

    Ядром интерактивных форм обучения является групповая работа, в том числе и в малых группах, что во многом определяет образовательный эффект и порождает следующие характеристики совместной деятельности:

    • - высокую активность всех участников образовательного процесса, обусловленную наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат;
    • - комфортность взаимодействия, порождаемая работой в малой группе. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно. Снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой. Устанавливается тесный психологический контакт;
    • - развитие личностных качеств, повышение самооценки участников взаимодействия. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивные коммуникативные модели.
    • - развитие умения выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли.

    Активные и интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения, как лекция. Например, лекция-беседа, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция с применением элементов «мозгового штурма» (брсйнстор-минга), лекция с разбором микроситуаций предполагают непосредственный контакт с аудиторией, позволяют привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный опыт и знания. Такие приемы активизируют познавательную деятельность аудитории, дают возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью.

    Подводя итоги сказанному, важно подчеркнуть, что в интерактивном обучении параллельно идут два процесса: освоение содержания образования и коммуникативный процесс. 11есомненно, что каждый преподватель является специалистом в области содержания своего учебного предмета, но кроме этого необходимо помнить о следующих психолого-педагогических условиях достижения эффективности в образовательном взаимодействии:

    • 1. Создание благоприятного психологического климата, отражающего качественную сторону отношений и характеризующегося стремлением к совместности, взаимопомощи, стремлением к достижению конструктивного результата, позитивными эмоциями;
    • 2. Диалоговый стиль общения, подразумевающий высокую личную вовлеченность участников, взимное уважение, равноправие, сотворчество, активное слушание;
    • 3. Учет фаз групповой динамики (содержание понятия «групповая динамика» будет раскрыто во второй главе пособия);
    • 4. Развитие навыков группового взаимодействия, которое происходит с помощью организации деятельности в парах, тройках, малых группах с динамическим, меняющимся составом;
    • 5. Рефлексивное подведение итогов, которое помогает каждому участнику определить личный уровень продвижения, а группе - выработать правила эффективной совместной деятельности.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...