Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш. Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группеТема: Звук, буква Ш Знакомство с буквой ш в старшей группе
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить правильно произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4. Учить преобразовывать слова.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;
дом - мак - кот...
Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
горлышко «молчит».
Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...
Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3 . Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:
ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...
Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...
Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):
каранда..., малы.., ланды..., камы...
Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:
ША: -ры, -кал, -лун...;
ШИ: -на, - ло...;
ШУ: -ба, -ра...;
ШО (ШЕ): -рох, -пот...
Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?
Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.
Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...
Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):
ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].
Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком. (Шапка)
Растет на суше,
Голова из плюша. (Камыш)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.
Задание 15 . Выучить чистоговорки:
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Ши-ши-ши - на поляне малыши.
Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш - дайте карандаш.
Ош-ош-ош - у меня нож.
Иш-иш-иш - у меня малыш.
Уш-уш-уш - теплый душ.
Ашка-ашка-ашка - летит букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.
Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.
Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).
Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.
Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.
Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.
Буква Ш с тремя шипами -
Не хватай ее руками.
О.Гофман
На что похожа буква Ш?
Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Игры с буквой.
Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:
шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:
мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.
Кошка под шкафом. Кот за шкафом.
Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»
Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)
Цель : Закрепление правильного произношения звука «Ш» , знакомство с буквой «Ш» .
Задачи :
Образовательные : - учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] ; - упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Развивающие : - развивать навыки звукового анализа слова , упражнять в определении позиции звука в слове ; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; - развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательная : - воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.
Оборудование : копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка, картинки : шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.
I. Организационный момент :
(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).
В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг) .
Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)
Игра «Волшебные звуки »
Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В] . Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З] . При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж] .
(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).
Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой» ?
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) - Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!
«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я».
Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук .
Их надувают на праздник (шары) . - Его делают из мяса и жарят на углях (шашлык) . - Головной убор (шапка) . - Там учатся дети (школа) . - В нем хранят одежду (шкаф) . - Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы (шкатулка) . - Зимой его повязывают на шею (шарф) . - Их завязывают на ботинках (шнурки) . - Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла) . (На экране появляются картинки-отгадки) .
II. Сообщение темы и цели занятия :
Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш» ). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея) . Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит : “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим : “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки. (Дети садятся на стулья) .
III. Характеристика звука «Ш» .
Спойте ещё раз песенку змеи. - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук ? (губки округлены и слегка вытянуты вперед) . - На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”) . - Где он расположен? (за верхними зубками) . - Произнесем звук “ш” . Какой он - гласный или согласный? (согласный) Почему? (при произношении нам помешал язычок) . - Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. - Голосок спит или звенит? («спит» ). Значит он звонкий или глухой? (глухой) . - Этот звук твердый или мягкий ? (твердый) . - Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш» ).
IV. Знакомство с буквой : - А на письме этот звук обозначается буквой «Ш» .
Буква Ш с тремя шипами - Не хватай ее руками (рисуем в воздухе) .
На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е) . Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке) . – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами) . - Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей) . - Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Вам нужно их разложить на группы : первая группа – звук «Ш» живёт в начале слова, вторая группа – звук «Ш» в середине слова и третья группа – звук «Ш» в конце слова. (Дети раскладывают картинки по группам.) – Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй - (игрушки, в третьей - (растения) . - Молодцы! Вы заслужили бонус!
V. Физминутка : Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).
VI. «Раздели слово на слоги»
Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют - шоколад, машина, шашки, мышь) . – Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) . – А предложения? (из слов) - Ребята, а из чего состоят слова? (из слогов) - Как узнать, сколько слогов в слове? (при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов) . Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове «шоколад» (3, сколько гласных звуков ? (3) . *сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков ? (тоже 3) *сколько в слове «шашки» слогов (2, сколько гласных звуков ? (тоже 2) *сколько в слове «мышь» слогов (1, сколько гласных звуков ? (тоже 1) - Молодцы! Вы заслужили бонус! - А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова «шашки» . И сделать звуковой анализ этого слова , но сначала поставим ударение в этом слове.
Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков . [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] - согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! - Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? - Молодцы! Вы заслужили бонус!
VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша) .
Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. . А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. - А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша) Шу-шу-шу – подарки малышу (произнести с разной интонацией) - Молодцы! (бонус) - Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру «Скажи какой» . - Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением «Носки из шерсти шерстяные» ) - Платье из шелка какое? - Халат из плюша какой? - Сок из груш какой? - Варенье из вишни какое? - Конфеты из шоколада какие? - Умники! (бонус)
VII. Итог :
Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши) . Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? - И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! - Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. - А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно - грустный.
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами информационных технологий.
Цели по содержанию урока:
- Образовательные : создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш] и буквой Ш, правильного произношения звука в слогах, словах.
- Развивающие
:
- способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [ж] и [ш] устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
- развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.
- Воспитательные : содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Средства обучения: учебник, звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
– Отгадайте загадку. (Слайд 2)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок.)
– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.
II. Работа по теме урока (Слайд 3)
1. Знакомство с буквой
– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.
На доске нарисован теремок и записаны слова.
Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.
– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого…
Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка,
зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый
хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка,
лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик,
миш-ш-шка-топтыжка.
– Догадались? (Тех животных, в названии которых
есть звук
[ш].)
– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш],
который обозначается буквами Ш, ш
.
Рассмотрите букву Ш .На что она похожа? (Ответы детей.)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё .
Сказка начинается…
На доске записано слово «шалаш».
– Стоит в поле шалаш.
Обратите внимание на
то, какое это интересное слово. Может, кто-то
догадался, в чем его особенность? (Оно читается
одинаково: и слева направо, и справа налево.)
Бежала мимо… (мышка-норушка)
, остановилась и
спрашивает:
– Кто в шалаше живет?
А шалаш отвечает:
– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя
жить.
Мышка согласилась.
– Давайте мы тоже выучим скороговорку.
Скороговорка записана на доске.
МЫШКИ И ПЫШКИ
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков
– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит
мимо ежик-ершик.
– Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.
А мышка-норушка отвечает:
– Выполнишь мое задание, пущу.
2. Звукобуквенный анализ слова «груша». Учебник стр 125.
– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в
учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
– Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)
– Назовите первый звук. ([г].)
Расскажите об
этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)
– Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)
– Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук
[р] – согласный, твердый, звонкий.)
– Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша.
Звук [у] – гласный.)
– Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] –
согласный, твердый, глухой.)
– У этого звука есть пара по звонкости–глухости.
([ш] – [ж].)
– Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] –
гласный.)
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?
Аналогично проводится анализ слова «катушка».
– Сравните звук [ш] в словах «груша»,
«катушка».
– Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук
[ш] всегда твердый.)
– Прочитайте правило в учебнике. (Помни у
звука «ш» нет мягкой пары)
– Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя
фишка – зеленая, так как звук
[ш] всегда
твердый.)
– Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу...
Лягушка-попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А ежик-ершик говорит:
3. Подбор слов со звуком [ш].
– Придумайте слова со звуком [ш].
– Придумайте слова, которые начинаются с
заглавной буквы Ш
.
– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо
зайчишка-трусишка.
А лягушка-попрыгушка говорит:
– Выполнишь наше задание, пустим.
4. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.
Хоровое чтение. Стр. 125
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте столбики слов. Читайте
внимательно.
– Какими буквами различаются слова в первом
столбике? (Буквами ж – ш.)
А во втором? (Буквами
ш – с.)
– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.
Хорошо читающие дети читают стихи.
Веселые звуки
На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж .
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять – сено… (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар… (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых… (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая… (ушами).
– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.
Хоровое чтение слов. Учебник стр. 125
Это интересно!
Наружность ерша, конечно, известна каждому, и
эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой.
Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне
оригинальный вид и с первого взгляда может
показаться каким-то чудовищем: он так
растопыривает свои острые плавники и «щеки»,
также вооруженные зубцами, что скорее походит на
колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок
он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание,
послужившее поводом к названию этой рыбы ершом,
составляет единственное средство ее защиты:
перед этим лесом твердых шипов отступает и
голодная щука.
– Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика
такое необычное прозвище?
– Идет по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш,
остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А зайчишка-трусишка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
5. Найди слово в слове
– Какие слова можно прочитать, если
переставить буквы или убрать лишние?
– Прочитайте слова, записанные красочными
буквами. Найдите «спрятанные» слова. (Шар;
фарш. Утка, шут;
тушь, туша, тушка.
Шина;
Маша, Миша, ниша, наша.)
– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно
живут животные, по вечерам играют в игру
«Доскажи». Хотите поиграть?
6. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.
– Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.Учебник стр. 126.
– Дополните предложения получившимися словами.
Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.
Я с одноклассниками… (дружу).
Я воздухом… (дышу).
Я на солнышке… (лежу).
Я прощения… (прошу).
В гости приходили… (Саша, Даша, Маша).
Божьи коровки – это… (жуки).
Папа в шкаф вкрутил… (шуруп).
Я читаю… (журнал).
– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели. (Мыш и.)
Синяя фишка |
Красная Фишка |
Синяя фишка |
Красная фишка |
Вывод: звук [ш] всегда твердый.
(Слайд 15) ФИЗМИНУТКА
– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А лисушка-подружка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
7. Дифференцированная работа по учебнику. Стр. 127
Читают рассказ про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш
.(12 слов.)
– А вот и последний герой нашей сказки:
мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А
медведь хитрый. Он дал большое трудное задание.
Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет
мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее
оказалась. Она задание на части разделила и
просит вас помочь его выполнить.
8. Дифференцированная работа по карточкам.
Карточка 1.
Ш ш
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.
(Лошадка.)
Карточка 2.
Ж ж
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение.
Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем
букв. (Движение.)
Карточка 3.
Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)
Карточка 4.
Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и«шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)
Карточка 5.
Ш или Ж?
Впишите букву ш
или ж
.
III. Итог урока
– Вот мы и справились со всеми заданиями.
Придется мишке-топтыжке уйти.
– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?
Ребус:
К а м ы ш ––> (мышка)
4 5 1 2 3
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв,
глух,зв)
– Назовите его пару по звонкости – глухости. Ж-Ш
Оценили свою работу на уроке (смайлики у каждого
на столе)
(Слайд 19).
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звук и буква Ш».
Задачи:
Познакомить с буквой Ш;
закрепить навык произношения звука Ш в словах, фразах;
развивать навык звукового анализа, деление на слоги;
развивать графические навыки;
развивать фонематический слух;
развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление;
развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;
Оборудование:
карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки и фишки для звукового анализа, дидактическая кукла (мышь), буква Ш, слоги, алфавит на каждого ребенка, счетные палочки,
Ход занятия.
Орг.момент:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
– вы хотите все заниматься? (Да!)
– Значит, будем заниматься.
Введение в тему.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
Давайте повторим буквы, которые мы выучили. Назовите из них гласные, согласные.
Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, послушайте загадку:
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)
Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много интересных заданий.
Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш].но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику
Артикуляционная гимнастика.
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Характеристика звука «Ш».
Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша под шкаф и шуршит там: шур – шур – шур
– Ребята, как шуршал Шуша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
– Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).
Дидактическая игра: « Поймайте звук» (хлопками)
а) ш, к, т, ш, п
б) ша, та, ши, ны,шо
в) шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.
Работа над скороговоркой «Шапка да шубка- вот и весь Мишутка»
Физминутка . «Мышонок»
Прыг –да скок, прыг – да скок
Мышка прыгнула на пенек.
В барабан она громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Определение положения звука в словах, деление на слоги.
На столе разложены картинки.
Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок.
Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам,
где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка,
шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.
Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).
Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).
Назовите слова, в которых один, два, три слога.
Игра «Собери из звуков слово».
Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ {где спрятался звук ш в этом слове), М-а-ш-а,ш-у-б-а.
Звуковой анализ слова. Сколько звуков слове ШУБА? Назовите гласные звуки, согласные.
Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово. Проверьте работу друг у друга.
Знакомство с буквой Ш .
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш.(ша)
На что похожа буква Ш (ответы детей)
Маша сено ворошила
Вилы в сене позабыла! ( картинка)
- Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)
Прописывание буквы в воздухе.
Выкладывание буквы (из палочек)
Пойдем, Шуша, посмотрим у кого получилась красивая буква.
Найдите место буквы в алфавите.
Чтение слогов:
(аш. ша,уш. шу,ош. шо) .
Итог.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Что ещё нового узнали?
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].
2. Научить правильно произносить звук [Ш].
3. Познакомить с образом буквы Ш.
4. Развивать тактильные ощущения.
5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.
6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.
8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].
9. Учить различать звуки [С] и [Ш].
10. Учить преобразовывать слова.
Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.
Ход занятия:
1. Организационный момент – отгадывание загадок.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны, и кони, и ладьи,
И пешки - чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
(шахматы)
Он стоит в углу у стенки
Ох, огромный он на вид!
Но он вовсе не наказан,
Мама вещи в нём хранит.
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать каждый его рад,
Что же это? ………. (шоколад).
2. Знакомство со звуком [ Ш ] .
Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.
Уточняем артикуляцию звука [Ш]:
губы округлены и слегка вытянуты вперёд;
широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;
горлышко «молчит».
Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.
Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.
Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).
Хлопаем на слова со звуком [Ш].
3. Знакомство с буквой Ш.
Рассматриваем и называем картинки на доске.
Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).
Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами .
Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.
Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).
Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.
Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.
Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.
4. Звуко-слоговой анализ слов
Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).
Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.
Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).
Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.
Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).
Выделяем гласные звуки в слове «уши».
Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).
Вспоминаем все гласные звуки русского языка.
Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).
5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].
Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].
Игра на внимание «назови правильно звук».
В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:
Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.
Игра «Закончи предложение правильно»:
Положили в плошку … КАШКУ,
Надевал пожарный … КАСКУ.
Сочинял писатель … БАШНЮ,
Рисовал художник … БАСНЮ.
Сладко спит в берлоге … МИСКА,
На столе с салатом … МИШКА.
В поле землю я … ПАСУ,
На лугах коров … ПАШУ.
Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)
ШАЙКА - САЙКА
ШУТКИ - СУТКИ
ШТИЛЬ - СТИЛЬ
ШТУКИ - СТУКИ
ШТЫК - СТЫК
ВАШ – ВАС
НАШ – НАС
МЫШЬ – МЫС
6. Итог.
В конце занятия логопед загадывает загадку:
Гусь этим звуком всех пугает,
Его произносит змея,
Проколотый шар с ним летает,
Звук этот скажите, друзья!
Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.
Приложение 2.
Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].
Домашнее задание
1. Назвать картинку (шут).
2. Определить на слух , есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.
3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.
4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.
Приложение 1.
Список использованных источников:
1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.
2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].
3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.
4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.