Дополнительное обучение в средней школе. Дополнительное образование в школе: программы и направления

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Для дополнительного образования Москва использует потенциал не только школ, но и колледжей, предприятий, вузов, музеев, театров.

Кружковое движение в России переживает подъем. Об этом сказал Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на совещании, которое прошло во Дворце детского творчества на Воробьевых горах. В мероприятии, посвященном развитию дополнительного образования, приняли участие Министр образования и науки России Ольга Васильева, и представители органов исполнительной власти других регионов, руководители образовательных учреждений и педагоги.

«Нужно подумать, каким образом лучше распространять тот опыт, который существовал раньше, и тот опыт, который возникает сегодня. Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы современных, хорошо оснащенных кружков и секций было как можно больше», — отметил Дмитрий Медведев, добавив, что в России создается новая модель образования. Она основывается на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка. Ядром новой модели станут детские технопарки и центры дополнительного образования. К концу года в России должно появиться около 40 технопарков. «Мы выделили дополнительное образование в отдельный приоритетный проект в рамках тех проектов, которыми занимается Правительство», — отметил Председатель Правительства.

Дополнительное образование и кружки помогают детям понять, кем бы они хотели стать в будущем. Дмитрий Медведев объяснил: «Это очень важно, потому что все-таки такая ранняя профессиональная ориентация позволяет школьнику подготовиться к учебе, особенно когда речь идет об учебе в сложных технических учреждениях».

Сергей Собянин в свою очередь отметил, что за последние годы количество детей, которые получают дополнительное образование, в Москве выросло почти в два раза — сейчас их более 800 тысяч. «Нам очевидно стало, когда мы анализировали ситуацию в 2011-2012 годах, что по большому счету потенциал Москвы гораздо больше, чем тот, который был задействован. В 2012 году в Москве получали дополнительное образование чуть более 400 тысяч детей», — добавил он.

Город стал больше использовать потенциал не только школ, но и колледжей, предприятий, вузов, музеев, театров. «По сути дела, создали проект, в котором наша школа, обычная общеобразовательная школа, стала центром интеграции всего городского пространства», — сказал Мэр Москвы.

Дополнительное образование очень востребовано родителями, и Москва будет его активно развивать. Для занятий в кружках и секциях можно будет использовать и ресурсы «Московской электронной школы». Сергей Собянин подчеркнул: «На наш взгляд, в течение года-полутора, максимум двух лет этот проект уже будет повседневностью, обычной историей, без которой сложно будет вообще проводить современные уроки и в том числе в области дополнительного образования».

Выставка предпрофессионального дополнительного образования

Участники совещания также осмотрели выставку городских проектов в этой сфере. На ней представили и несколько московских. На стендах, посвященных медицинским классам, которые появляются в столичных школах, показали интерактивные тренажеры по оказанию первой помощи, телементор (тренажер в области телемедицины), цифровые лаборатории по биохимии и физиологии. В рамках этого проекта проходят мастер-классы по лабораторному анализу продуктов питания, проведению инъекций и сердечно-легочной реанимации.

Сергей Собянин сказал: «Школы укомплектованы медицинским оборудованием, они могут давать и основные предпрофильные знания, и дополнительные, для этого не нужно куда-то бежать, можно в своей школе получить целый набор предпрофильных навыков. То же касается инженерных и академических классов».

Для проекта «Инженерный класс в московской школе» в образовательных учреждениях появилось оборудование инженерного лабораторного комплекса. В школах устраивают мастер-классы по использованию цифровых лабораторий и 3D-моделированию на интерактивных кульманах. На стенде, который рассказывает о соревнованиях автономных роботов, можно увидеть игры в робофутбол и демонстрационный экзамен по мобильной робототехнике. Также здесь представлены роботы, разработанные учащимися — победителями Всемирной выставки юных изобретателей в Японии.

Кроме того, на выставке представлен проект «Нейропилотирование». Это мастер-классы по управлению квадрокоптерами при помощи нейроинтерфейса. А проект «Кружок от чемпиона» включает мастер-классы призера чемпионата профессионального мастерства WorldSkills в компетенции «Химический лабораторный анализ».

«Город как школа»: дополнительное образование детей в Москве

В столице создана разветвленная система дополнительного образования, в которую входят кружки и секции в общеобразовательных, спортивных, музыкальных, художественных школах и центрах детского творчества, а также по месту жительства. В рамках проекта «Город как школа» к дополнительному образованию юных москвичей подключились вузы и научные организации, театры и концертные залы, музеи и спортивные школы, парки и усадьбы, промышленные и транспортные предприятия, детские школы искусств и ветеранские организации.

Начиная с 2013 года в Москве действует система единой электронной записи детей в секции и кружки. Полную информацию о программах, реализуемых в городской системе дополнительного образования, родители могут узнать на портале .

Общегородской портал обеспечивает удобный поиск нужного кружка или секции рядом с домом, удобную запись ребенка, консолидированный персонифицированный учет детей, посещающих кружки и секции вне зависимости от ведомственной принадлежности, индивидуальную образовательную траекторию для каждого юного москвича.

Активнее всего сейчас развиваются кружки и секции в общеобразовательных школах, которые максимально удобны для детей и родителей.

По сравнению с 2012 годом общее число кружков в городской системе дополнительного образования выросло в 2,5 раза — с 48 тысяч до 120 тысяч. Количество занимающихся в них детей увеличилось почти в два раза — с 429 тысяч до 841 тысячи.

При этом один ребенок может посещать несколько кружков и секций.

Показатель

Свыше 120 тысяч

занимающихся детей

444 тысячи

472 тысячи

841 тысяча

В 78 процентах кружков дети занимаются бесплатно, в 22 процентах — на платной основе. Стоимость платных занятий и размеры льгот устанавливают сами организации на основании решения управляющего совета.

Приоритетными для дополнительного образования стали сферы, которые помогают обеспечить успешную социализацию и профессиональную карьеру подрастающего поколения: инженерия, медицина, научно-технологическая сфера, комплексная безопасность. Учащихся по этим программам детей в последние годы становится больше. Доля тех, кто занимается в технических кружках, увеличилась в период с 2015 по 2017 год с шести до 12 процентов, а в естественно-научных кружках — с 16 до 18 процентов.

В Москве также действуют проекты, интегрирующие общее и дополнительное образование в единую систему: «Инженерный класс» — 60 школ и более трех тысяч учащихся, «Медицинский класс» — 72 школы и более 3,5 тысячи учащихся, «Академический класс» — 10 школ и 500 учащихся, «Кадетский класс» — 168 школ и 12,5 тысячи учащихся.

Большой интерес вызывают и «Субботы московского школьника». Они включают несколько проектов. Например, в «Университетских субботах» участвуют 60 вузов, которые проводят более 2,5 тысячи мероприятий ежегодно для 340 тысяч участников. В рамках проекта «Субботы активиста» проходят тренинги и мастер-классы для 3,8 тысячи человек, в «Субботах мужества» участвуют более 15 тысяч юных москвичей. А в проекте «Профессиональная среда» задействовано 42 колледжа, которые организуют 600 мастер-классов для 47 тысяч участников.

По поручению Президента России в Москве с 1 сентября 2016 года реализуется проект «Кружок от чемпиона». Школьники — победители всероссийских и международных олимпиад, а также студенты колледжей — победители чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и «Абилимпикс» ведут занятия в 400 кружках с более чем 4,5 тысячи школьников.

Также в Москве реализуются проекты:

— «Предуниверситарий» — в нем задействовано 11 вузов и свыше 3,5 тысячи учащихся;

— «Профессиональное обучение» — проект охватывает 52 колледжа и 135 профессий. Профессиональные свидетельства получили 1700 школьников;

— «Урок в технопарке» — в технопарке «Мосгормаш» 120 учащихся школ и 130 студентов колледжей изучают геоинформатику, современную космонавтику, робототехнику, более 200 школьников занимаются по программам допобразования; в технополисе «Москва» около 300 школьников изучают модули предмета «технология». Здесь же открыты детские технопарки под названием «Кванториум»;

— «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург» — детские парки — города профессий.

Регулярно столица принимает участие в чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы». На соревнованиях WorldSkills (их участникам от 18 до 23 лет) в 2017 году сборная Москвы заняла первое место в командном зачете, завоевав 32 медали, в том числе 22 золотые. На чемпионате JuoniorSkills (для ребят от 10 до 17 лет) в этом году также победила московская команда, завоевав 27 медалей, в том числе 17 золотых.

Воробьевы горы: главный детский адрес Москвы

Дворец детского творчества на Воробьевых горах ведет свою историю с 1936 года — с момента открытия Городского дома пионеров и октябрят на Стопани (нынешнее название переулка — Огородная Слобода).

На протяжении десятилетий Дворец пионеров был самым крупным и известным центром детского творчества в стране. Здесь всегда было много детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, кружков и секций технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности. Всего во Дворце работает более 1,3 тысячи кружков и секций.

В 2014 году его реорганизовали в образовательный комплекс «Воробьевы горы» — многопрофильное учебное заведение, совмещающее функции детского сада, школы, колледжа и свою главную специализацию дополнительного образования детей.

В его состав вошли 12 учреждений дополнительного образования, два детских сада, три общеобразовательные школы, один колледж и круглогодичный образовательный центр «Команда».

Общая площадь зданий комплекса — 104,7 тысячи квадратных метров, общая площадь территории — 70 гектаров.

Сейчас в нем занимаются около 30 тысяч детей. В их числе 272 дошкольника, 2773 школьника, 380 учащихся колледжей и 29,5 тысячи детей, занимающихся по программе дополнительного образования (22 тысячи из них — на главной площадке Дворца пионеров).

Его успешно окончили 76 выпускников 11-х классов. Из них 43 человека набрали по трем предметам ЕГЭ не менее 220 баллов. 19 выпускников были награждены золотой медалью «За успехи в учении». Среди выпускников 2015-2017 годов десять лауреатов премии Министерства образования и науки Российской Федерации в области поддержки талантливой молодежи (биология, экология, техническое творчество), пять призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в Москве (биология, астрономия, история, итальянский язык), три победителя (обществознание, физика) и восемь призеров (астрономия, история, физика) Московской олимпиады школьников.

Ежегодно образовательный комплекс «Воробьевы горы» проводит более 700 мероприятий в рамках городских фестивалей и праздников, в которых участвуют учащиеся и их родители. Особое внимание уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и многодетным семьям.

В образовательном комплексе трудятся 2,3 тысячи человек, в том числе 1,3 тысячи педагогов. Генеральный директор ГБПОУ «Воробьевы горы» — Ирина Сивцова, заслуженный учитель России, кандидат социологических наук.

Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Не следует путать это понятие с внеклассной деятельностью, которая предполагает занятия в кружках и секциях, никак не связанных друг с другом. Дополнительное образование в школе - это мероприятия и факультативы, объединенные в единое пространство.

Цели и значение

Цель создания системы - раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении.

В целом система ДО учащихся:

  • отвечает потребностям школьников;
  • помогает раскрытию личности и творческого потенциала;
  • обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
  • налаживает взаимоотношения между учащимися;
  • побуждает к саморазвитию и самодисциплине;
  • реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Направления

Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника . Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
  • Естествознание . Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
  • Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
  • Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
  • Физкультурно-спортивное направление . Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Организация системы

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор . Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

27 октября 2019 года в 12.00 по местному времени в России и за рубежом в пятый раз пройдёт Географический диктант РГО. Масштабная международная просветительская акция, инициатором которой является Председатель Попечительского Совета Общества, Президент Российской Федерации Владимир Путин, давно стала традиционным событием для всех людей, неравнодушных к романтике географических открытий, исследований и путешествий. Людей, примером для которых служат героические личности первооткрывателей, чей неподдельный интерес вызывают удивительные закономерности и взаимосвязи в природе, кто серьезно задумывается над решением вызовов и задач, поставленных перед современным обществом.По традиции Диктант будет проходить очно на специально организованных площадках, а также онлайн на сайте проекта: dictant.rgo.ru.В нашей школе географический диктант будет проходить в воскресенье, 27 октября, на базе ШК-11 в кабинетах №№ 401; 402; 404.Начало в 12.00. Приглашаем всех желающих к участию.

Способы оплаты

Памятка для родителей

Каждый километр жизни школьника должен быть насыщен образованием

Прошли уже те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Теперь само время диктует новые правила и требования, а в выигрыше оказывается та школа, которая с этим считается. Есть ли в Южном Бутово такие современные школы, готовность которых идти в ногу со временем определяется не будущем временем, а настоящим? Почему так важно, чтобы основное и дополнительное образование в школе были равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами? Какая риторика дополнительного образования сегодня? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора ГБОУ Школы № 2009 по дополнительному образованию Трошина Ольга Анатольевна.

О дополнительном образовании

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 год, гл.1, ст.2).
Дополнительное образование включено в систему непрерывного образования, объединяющего все уровни образования.

Дополнительное образование - это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

Образование в школе также может обеспечивать такие цели за счёт внедрения специальных курсов и лекций. Среди учреждений, в которых реализуются программы дополнительного образования, выделяют такие: общеобразовательные (дворцы детского и юношеского творчества, станции юного натуралиста), профессиональные (школы искусств), спортивные, технические, научные, социальные организации, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Но здесь эти программы являются уже основными и фундаментальными. Вот чем школа отличается от обычного учебного заведения.

Основные задачи секций и кружков

Для младших учеников занятия зачастую проводятся в форме игр. За счёт таких занятий ученики ещё в раннем возрасте ориентируются на успех, учатся решать нестандартные задачи. Для них самих программы дополнительного образования выглядят как увлекательное проведение собственного досуга в кругу единомышленников. Занятость школьников во внеурочное время способствует укреплению самоорганизованности, стойкости к влиянию негативных факторов окружающей среды, формирует понятие здорового образа жизни.

Планирование времени учащихся

Детские школы дополнительного образования позволяют решить проблему целесообразного проведения досуга учеников, снижая вероятность влияния «плохих компаний». Часто в учреждениях такого типа группы разделяются не по возрасту, а по степени овладения предметом, стимулируя общение между всевозможными возрастными категориями, обладающими различной степенью жизненного опыта. Это даёт позитивные результаты: у детей развиваются социальные навыки общения с единомышленниками всех возрастных групп, стимулируется процесс быстрого взросления.

Нужна ли программа дополнительного образования в школе?

Кружки и различные секции в школе позволяют увеличить учебное пространство за счёт включения учащегося в социальную жизнь, наполненную интересными задачами и проблемами, требующими индивидуального подхода в решении. Активизируется самовыражение и самоутверждение школьников, происходит всестороннее развитие их личностей.

Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка. Кроме того, малыш начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности. За счёт интеграции основного и дополнительного образования ученики участвуют в различных видах деятельности, обеспечивая взаимосвязь познавательной и творческой сфер.

Дополнительные образовательные программы для детей следует вводить ещё в детском саду, таким образом прививая ребёнку привычку постоянного обогащения своих знаний и умений.

Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса

Зачастую с подобными трудностями сталкиваются педагоги общеобразовательных заведений. В учреждениях дополнительного типа ученики обычно делают осознанный выбор. Они сами решают, в какое русло будет направлено их обучение. Если только этот выбор не был навязан им излишне заботливыми родителями. Поэтому мамам и папам следует поинтересоваться: почему у, казалось бы, не имеющих «взрослых проблем» беззаботных школьников часто возникают перегрузки?

Стоит соблюдать золотую середину - у ребёнка обязательно должно оставаться время на игру и прогулки. Ведь если личного пространства будет недостаточно, ученик задействует для отдыха дополнительные занятия. Последствия информационной перегрузки могут быть весьма плачевны: от апатии до яростного протеста.

Перспективы

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса. По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния. Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно. Образование в школе, сосредотачиваясь на базовых предметах, на этом этапе не позволяет ученикам получить достаточный уровень творческого роста, который тесно связан с личностным ростом. Поэтому напрашивается вывод: дополнительные и базовые компоненты должны составлять единое образовательное пространство.

К тому же в последнее время многие выпускники сталкиваются с тем, что для поступления в некоторые учебные заведения обычного школьного обучения недостаточно. Поэтому образовательная программа дополнительного образования в школе часто предполагает итоговую аттестацию, по результатам которой обучавшемуся выдаётся документ, свидетельствующий о получении новых знаний и умений. Это позволяет расширить свои возможности при выборе будущей профессии.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...