Кто какой бартоломео де лас касас. Мень о лас касасе

Лас Касас стал известен благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах, он описывает подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Карибах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. В одной из своих последних книг, написанной перед самой смертью, De thesauris in Peru, он страстно отстаивает права коренных жителей Перу против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой. Книга также ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение Атахуальпы (правителя инков), а также на ценности, найденные и взятые в местах захоронений коренного населения.

Представленный королю Испании Филиппу II, Лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению Лас Касаса, обязанность испанцев - не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, Лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки, хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Лас Касас также написал монументальный труд «История Индий» (исп. Historia de las Indias) и был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба". Он сыграл значительную роль, во время своих неоднократных поездок в Испанию, во временной отмене правил «энкомьенда»(исп. encomienda), которые установили фактический рабский труд в испанской Америке. Лас Касас вернулся в Испанию и со временем смог поднять большой диспут 1550 года в Вальядолиде между Лас Касасом и сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведа (Juan Ginés de Sepúlveda). Хотя возобладала система энкомьнда, защищаемая пользующимися ее плодами колонизаторскими классами Испании, труды Лас Касаса были переведены и переизданы по всей Европе. Его опубликованные отчеты являются центральными документами в «Черной книге» («Black Legend») зверств испанских колонизаторов. Они оказали существенное влияние на взгляды Монтеня на Новый свет.

Лас Касас родился в Севилье, возможно в 1484 году, хотя традиционно указывается 1474 год. Со своим отцом эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи́но) на Кубе в 1512 году. Предпринятой им в 1520-1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден.

По некоторым сведениям, Лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть, семьи евреев, обращенных в христианство. Умер в Мадриде в 1566 году.

Бартоломе Лас Касас упоминается в рассказе Борхеса «Жестокий освободитель Лазарус Морель» из сборника «Всемирная история низости».

Родившийся в Севилье около 1474 г. Бартоломе де Лас Касас, должно быть, с детства привык к белым, черным и краснокожим невольникам, которых привозили в Испанию из Леванта, с Берберского побережья, с Канарских островов и из Западной Африки. Позднее, когда он жил среди вест-индских колонистов, ему не раз приходилось бывать на маниоковых плантациях, пастбищах и золотых приисках антильских владений Испании, общаться с индейцами - слугами и батраками, карибами и другими туземцами, обращенными в рабство в результате войн и грабительских набегов испанских колонизаторов.

Возмущенный притеснением индейцев, Лас Касас встал на их защиту, чему во многом способствовала смелая обличительная проповедь миссионера- доминиканца Антонио де Монтесино, прозвучавшая в 1511 г. на Эспаньоле. «Разве они не люди? - восклицал он. - Разве на них не распространяются заповеди милосердия и справедливости? Разве они не хозяева на своих землях? И разве эти люди нас чем-либо оскорбили?»

Лас Касас выступил против обращения индейцев в рабство, потому что не признавал справедливыми войны, которые вели против них испанцы; не признавал он и законность системы так называемого выкупа, вынуждавшей индейца-раба покупать свою свободу ценой закрепощения другого индейца, который занимал его место, что было чуждо туземцам, поскольку рабство у них развито не было и в слово «раб» они вкладывали совсем иное значение, чем европейцы.

В работе «Algunos Principios», включенной Лас Касасом в собрание трактатов, опубликованное в 1552 г. в Севилье, он утверждал, что каждого человека следует считать свободным. Все разумные существа рождаются свободными, поэтому свобода - естественное право человека.

В своем пятом «Трактате» Лас Касас заявляет: «Не считая самой жизни, свобода человека есть самое драгоценное его достояние, и потому она в первую очередь заслуживает защиты, чья бы свобода ни ставилась под сомнение, решение должно быть в пользу свободы». Поэтому, как полагал Лас Касас «его величеству во имя справедливости следует повелеть освободить всех порабощенных испанцами индейцев. В этом деле главную помощь должно оказать духовенство; надобно налагать епитимью на любого испанца, имеющего индейцев-рабов, не освидетельствованных королевским трибуналом в соответствии с Новыми законами, а еще лучше, если удастся вообще избжать обращения к Аудиенсии и возможной казуистики юридического разбирательства».

Что касается порабощения африканцев, то здесь Лас Касас поначалу придерживался иных взглядов. Находясь в Вест-Индии, он полагал, что бедственное положение туземного населения, находившегося на грани полного уничтожения, можно облегчить за счет использования вместо них в качестве рабочей силы вывезенных из Африки негров.

В своей книге «Las Casas as a Bishop» (1980) Элен Рэнд Пэриш отмечает что еще в 1543-1544 гг. Лас Касас предлагал доставить в епархию Чьяпас две дюжины чернокожих рабов для работы на плантациях маниока. Только позднее, возможно в 1546, а скорее всего к 1552 г., как отмечает Пэриш, Лас Касас осознал всю несправедливость «черного» рабства и горько раскаивался в своем заблуждении.

30 июня 1560 г. архиепископ Мексики Алонсо де Монтуфар писал королю Испании: «Мы не видим причин, в силу которых чернокожим больше, нежели индейцам, надлежит быть невольниками, ведь они охотно принимают крещение и не нападают на христиан».

В знаменитом отрывке из «Истории » (книга II, глава 58) сам Лас Касас объясняет, что его предложение ввозить в Америку негров было вызвано стремлением облегчить участь индейцев, но что позднее, видя, как португальцы попирают права и достоинство обращенных в рабство африканцев, он раскаялся в этой мысли и с тех считает порабощение негров актом несправедливости и деспотизма, ибо «о них должно рассуждать так же, как об индейцах».

Выступая против обращения в рабство индейцев и африканцев, Лас Касас сформулировал два замечательных определения: одно из них отражает его концепцию человека, другое раскрывает непреходящую ценность свободы.

В «Истории Индий» (книга II, глава I) он повторяет свой знаменитый вывод о том, что «все народы мира суть люди, и именно это определяет их раз и навсегда. Все они наделены пониманием и волей, все способны испытывать одни и те же чувства… все любят добро и умеют радоваться, все отвергают и ненавидят зло и ощущают тревогу и беспокойство, когда сталкиваются с тем, что им неприятно или приносит вред».

Более того, Лас Касас верил, что все туземцы способны к восприятию цивилизации, что они могут внести свой вклад в прогресс человечества: необработанная земля не родит ничего, кроме чертополоха да бурьяна, а при надлежащем уходе в силу присущих ей свойств, она способна давать полезные и желанные плоды; точно так не может быть в мире ни людей, как бы ни были они дики и бесчеловечны, народов, кои, получив должное, требуемое естеством человека наставление, не сумели бы стать в большинстве своем разумными гражданами.

Переход Лас Касаса в стан противников рабства был долгим и мучительным, но он все-таки пришел к справедливым выводам, оказавшим немалое воздействие на тех, кто позднее продолжил его дело.

Когда в 1808 г. под влиянием событий, связанных с наполеоновскими войнами, в Южной Америке началась борьба против колониального господства Испании, личность и труды Лас Касаса снова оказались в центре внимания. Его идеи помогали восставшим доказывать пагубность испанского владычества и необходимость покончить с ним. Сочинения Лас Касаса стали настольной книгой для Сервандо Тереса де Мьера в Мексике, Симона Боливара в Каракасе и на Ямайке, Грегорио Фюнеса в Кордове и Тукумане. Вспомнил о нем и Хуан Антонио Льоренте, испанский либерал, находившийся в изгнании во Франции.

В предисловии к вышедшему в 1965 г. изданию «Трактатов» (1552) Льюис Ханке отмечал, что идеи и принципы, которые отстаивал Лас Касас еще в XVI столетии, сохраняют актуальность и в наши дни, когда мировая общественность стремится найти достойную основу для прочного мира между народами.

Критическое изучение Лас Касасом сложных проблем своего времени заставило его восстать против применения силы в целях подчинения других народов, против рабства и угнетения, неизбежно сопутствующих колониальному правлению. Однако Лас Касас умел критично отнестись и к собственным идеям. Об этом говорит постепенное осознание им несправедливости подчинения индейцев духовной и светской власти Испании без их собственного на то согласия. Столь же самокритично сумел он отнестись и к своим воззрениям на проблему рабства африканцев, придя в итоге к убеждению, что доктрина свободы, которую он отстаивал в отношении индейцев, распространяется на все народы.

Шаблон:Карточка/Викитека }}{{#if:| }}{{#if:|{{#invoke:Navbar|navbar}} }} {{#if:||{{#switch:Шаблон:Wikidata |=Шаблон:Нет изображения |Replace this image male.svg=Шаблон:Нет изображения |Replace this image female.svg=Шаблон:Нет изображения |#default=}}}}

Бартоломе́ де лас Ка́сас (исп. Bartolomé de las Casas , В ряде источников указывается дата 1474 год, Шаблон:МестоРождения - 17 июля , Шаблон:МестоСмерти) - испанский священник -доминиканец , первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света . Известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.

Биография

Лас Касас, разделявший гуманистические убеждения Франсиско де Виториа , прославился благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах , он описывает весьма подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества.

В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias ), опубликованной в 1552 году , приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Антильских островах , в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев.{{#if:

| Все параметры шаблона {{cite web }} должны иметь имя. || Необходимо задать параметр title= в шаблоне {{cite web }} . {{#if: ||{{#if:||}}}}}}{{#if: http://www.wdl.org/ru/item/515/ || Необходимо задать параметр url= в шаблоне {{cite web }} . {{#if: ||{{#if:||}}}}}}{{#if: http://www.webcitation.org/6Jde6PeWY2013-09-15 | {{#if: {{#if: http://www.webcitation.org/6Jde6PeWY%7C {{#if: 2013-09-15 |1}} }} || Если в шаблоне {{cite web }} задаётся параметр archiveurl= , должен задаваться и параметр archivedate= , и наоборот. {{#if: ||{{#if:||}}}}}}}}{{#if: |

| {{#if: | [[{{{authorlink}}}|{{#if: | {{{last}}}{{#if: | , {{{first}}} }} | {{#if: |{{{author}}}|{{#invoke:String|replace|source={{{author}}}|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}}}} }}]] | {{#if: | {{{last}}}{{#if: | , {{{first}}} }} | {{#if: |{{{author}}}|{{#invoke:String|replace|source={{{author}}}|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}}}} }} }}

| {{#if: | ; {{#invoke:String|replace|source={{{coauthors}}}|pattern=^(.-)%.?$|replace=%1.|plain=false}}}} | | {{#if: Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II | Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II {{#if:| }} }} | {{#if: http://www.wdl.org/ru/item/515/ | {{#if: Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II | Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II {{#if: | }} }} }}

| {{#ifexist: Шаблон:ref-{{{language}}} | {{ref-{{{language}}} }} | ({{{language}}}) }}

| ({{{format}}}) | . {{{work}}}

| {{{pages}}}

| [{{{archiveurl}}} Архивировано из первоисточника {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{archivedate}}} }} | {{{archivedate}}} }}.]

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdate}}} }} | {{{accessdate}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| . {{#if: | {{{location}}}: }} {{{publisher}}} | - {{{description}}}.

| - «{{{quote}}}»{{#if: 2013-09-152013-08-27 | }}

}}{{#if: 2013-08-27

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | 2013-08-27 }} | 2013-08-27{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

Труды

  • Лас Касас Б. де. Кратчайшее сообщение о разрушении Индий.
  • Лас Касас Б. де. История Индий. М.: Наука, 1968. (Серия: Литературные памятники).
  • Лас Касас Б. де. Мемориал Совету по делам Индий // Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв. (документы и материалы). - М., 1980.
  • Лас Касас Б. де. К истории завоевания Америки. - М., 1966.
  • Bartolomé de Las Casas, Short Account of the Destruction of the Indies (Paperback). Translated by Nigel Griffin. Penguin Classics; 1st ed edition (September 8, 1999) ISBN 0-14-044562-5
  • Bartolomé de Las Casas, The Devastation of the Indies, a Brief Account . Translated by Herma Briffault. Johns Hopkins University Press, Baltimore, 1974. ISBN 0-8018-4430-4
  • David Orique, O.P. Thesis:
  • Bartolomé de Las Casas: Apologetic History
  • Бартоломе Лас Касас "Избранные произведения (на испанском)

Память

  • Именем монаха назван один из муниципалитетов (исп. Fray Bartolomé de las Casas ) в департаменте Альта-Верапас (Гватемала).
  • В 1993 году мексиканский кинорежиссёр Серхио Ольхович снял фильм «Брат Бартоломе де ла Касас» (исп. Fray Bartolomé de las Casas ).

См. также

Примечания

Неизвестный тег расширения «references»

Литература

{{#if: | {{#if: Шаблон:Wikidata-link | {{#if:||}} {{#if: | {{#if:||}} {{#if: Лас Касас, Бартоломе де | {{#if:||}}

испанский священник, доминиканец, первый постоянный епископ Чьяпаса

Достижения

Лас Касас стал известен благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах, он описывает подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи?но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brev?sima relaci?n de la destrucci?n de las Indias), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Антильских островах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. В одной из своих последних книг, написанной перед самой смертью, De thesauris in Peru, он страстно отстаивает права коренных жителей Перу против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой. Книга также ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение Атахуальпы (правителя инков), а также на ценности, найденные и взятые в местах захоронений коренного населения.

Представленный королю Испании Филиппу II , Лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый Свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению Лас Касаса, обязанность испанцев - не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, Лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки, хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Лас Касас также написал монументальный труд «История Индий» (исп. Historia de las Indias) и был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба. Он сыграл значительную роль, во время своих неоднократных поездок в Испанию, во временной отмене правил «энкомьенда» (исп. encomienda), которые установили фактический рабский труд в испанской Америке. Лас Касас вернулся в Испанию и со временем смог поднять большой диспут 1550 года в Вальядолиде между Лас Касасом и сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведа (Juan Gin?s de Sep?lveda). Хотя возобладала система энкомьенда, защищаемая пользующимися её плодами колонизаторскими классами Испании, труды Лас Касаса были переведены и переизданы по всей Европе. Его опубликованные отчёты являются центральными документами в «Чёрной книге» («Black Legend») зверств испанских колонизаторов. Они оказали существенное влияние на взгляды Монтеня на Новый свет.

Биография

Лас Касас родился в Севилье , возможно в 1484 году, хотя традиционно указывается 1474 год. Со своим отцом Франсиско эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи?но) на Кубе в 1512 году. 30 ноября 1511 г он услышал проповедь доминиканца, обвинявшего конкистадоров в негуманном отношении к коренным жителям. Этот день стал поворотным в жизни Бартоломе - он начинает борьбу за права индейцев. Предпринятой им в 1520-1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден.

По некоторым сведениям, Лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть семьи евреев, обращенных в христианство. Умер в Мадриде в 1566 году.

В 2000 году Католическая церковь начала процесс по его беатификации.

Бартоломе Лас Касас упоминается в рассказе Борхеса «Жестокий освободитель Лазарус Морель» из сборника «Всемирная история низости».

- (Las Casas) (1474 1566), испанский гуманист, историк, публицист. Епископ. В 1502 50 жил в странах Центральной, Южной Америки и Мексике. Его труды ценный источник по истории открытия Америки и захвата её Испанией. * * * ЛАС КАСАС Бартоломе ЛАС… … Энциклопедический словарь

Лас Касас Бартоломе де - (Las Casas, Bartolomede) (1474 1566), исп. священник миссионер, «апостол Индий». Был членом доминиканского ордена и выступал против притеснения и эксплуатации индейцев в исп. колониях в Америке. В 1502 г. обосновался на Эспаньо ле (о. Гаити) и… … Всемирная история

Лас Касас (Las Casas) Бартоломе де (1474, Севилья, ≈ 31.7.1566, Мадрид), испанский гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский университет. С 1502 как миссионер жил на Гаити, Кубе, в Венесуэле, Гватемале, в 1544≈50 епископ в Мексике. В… …

ЛАС КАСАС (Las Casas) Бартоломе (1474 1566) испанский гуманист, историк, публицист. Епископ. В 1502 50 жил в странах Центр., Юж. Америки и Мексике. Его труды ценный источник по истории открытия Америки и захвата ее Испанией … Большой Энциклопедический словарь

- (Las Casas, Bartolom de) (1474 1566), испанский историк, родился в Севилье в 1474. Завершив занятия правом и теологией в университете Саламанки, в 1502 отправился на Санто Доминго. Под воздействием проповедей доминиканских монахов стал… … Энциклопедия Кольера

Лас Касас Бартоломе де - Б. де Лас Касас. Лас Касас Бартоломе де (Las Casas) (1474 1566), испанский гуманист, публицист и историк. Родился в Севилье в семье обедневшего испанского торговца. Окончил Саламанкский университет. С 1502 миссионер на острове Эспаньола (Гаити).… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

ЛАС КАСАС Бартоломе де - (1474 1566) исп. историк, гуманист и церк. деятель. Участвовал в завоеваниях исп. феодалов в Америке, был епископом в Мексике. Вернувшись в Испанию, в своих трудах обличал колонизаторов, отвергал навязывание церковью религии силой. Попытка Л. К.… … Атеистический словарь

Лас Касас, Бартоломе де Бартоломе де Лас Касас Бартоломе де Лас Касас (исп. Bartolomé de Las Casas), (1484 17 июля 1566) испанский священник, доминиканец … Википедия

- (Las Casas) Бартоломе де (1474, Севилья, 31.7.1566, Мадрид), испанский гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский университет. С 1502 как миссионер жил на Гаити, Кубе, в Венесуэле, Гватемале, в 1544 50 епископ в Мексике. В 1551… … Большая советская энциклопедия

- (Las Casas), Бартоломе де (1474 31.VII.1566) исп. гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский ун т. С 1502 плантатор на о. Гаити. В 1511 14 капеллан отрядов Веласкеса на Кубе, в 1519 21 миссионер в Венесуэле, в 1530 х гг. в Гватемале. В… … Советская историческая энциклопедия

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...