Примеры применения биологии в повседневной жизни человека. Практическое значение биологии в жизни человека, в медицине, в пищевой промышленности

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

Ответ

Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное и логос ). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.

В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против и биос ). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной сред е. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, гри бы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельна я биологическая наука.

Значение биологии в жизни

человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и л егкой и т. д.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – пр отив – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольстви ем. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов пит ания. Исследования биологов направлены

на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко испо л ьзуются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также

Відео YouTube

выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные прир одные парки и т. д.).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.


Значение биологии в жизни человека стан овится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ. Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.


Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая, не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.


Роль биологии в современном обществе, а особен
но в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены способы лечения бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, брюшного тифа, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни человека заболеваний.


Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также экологичных источников энергии.


Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие – расшифровка генома человека. Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.


Роль биологии в современном обществе зак лючается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.

ЗАДАНИЕ С1

Применение биологических знаний в практических ситуациях

(ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ)

Задание С1 включает вопросы, связанные с применением биологических знаний на практике. При ответе на вопросы С1 нужно помнить, что у любого практического действия есть научная основа. Именно эту научную основу необходимо раскрыть в ответе. Задания данной линии довольно разнообразны, т. к. охватывают материал всего курса биологии. Некоторые моменты практического использования биологических знаний уже были рассмотрены в материалах для подготовки к решению заданий части А, поэтому остановимся на наиболее типичных ситуациях.

РАСТЕНИЯ

    Пикировка - удаление кончика главного корня. Удаление кончика главного корня приводит к активному росту боковых корней, расположенных в верхнем, наиболее плодородном слое почвы. Формируется мощная корневая система. Улучшается минеральное питание растения. Увеличивается урожайность.

    Окучивание. Окучивание способствует развитию придаточных корней на нижней части стебля, а значит, развитию более мощной корневой системы, улучшению минерального питания растений и повышению урожайности. У картофеля в результате окучивания увеличивается количество подземных побегов - столонов, на концах которых развиваются клубни.

    Рыхление почвы. В рыхлую почву легче проникает воздух, что улучшает условия дыхания корней, лучше впитывается влага. Рыхление после полива способствует сохранению влаги в почве, и поэтому называется сухой поливкой.

    Внесение удобрений. Азотные удобрения способствуют росту зеленой массы растений, т. е. побегов, фосфорные - обильному цветению и созреванию плодов, калийные - развитию корней и подземных видоизмененных побегов. Органические удобрения содержат весь набор необходимых элементов, вносятся в почву заранее, т. к. необходимо время для их переживания и высвобождения питательных элементов.

    В садах во время цветения плодовых деревьев выставляют улья. Это действие полезно и для пасечников, и для садоводов. Пчелы собирают больше меда, т. к. им не приходится тратить время на поиск и дорогу. При этом они опыляют большое количество цветков, в результате чего увеличивается урожай фруктов.

    Перед хранением семена просушивают. Влажные семена интенсивно дышат, при этом выделяется большое количество тепла, что может привести к гибели зародыша.

    Шампиньоны выращивают искусственно, а белые грибы нет.

Шампиньоны в отличие от других шляпочных грибов не образуют микоризу с деревьями, поэтому их можно выращивать в искусственных условиях. Для этого достаточно поддерживать необходимую температуру, влажность и обеспечить достаточное количество органических веществ в грунте.

    Растения плохо растут на заболоченных почвах. Заболоченные почвы бедны кислородом, что затрудняет дыхание корней. Это отрицательно сказывается на развитии корневой системы и всего растения.

    Для посева отбирают крупные семена. Крупные семена содержат больший запас питательных веществ, что обеспечивает лучшее развитие проростка.

    Одни семена сеют глубже, другие ближе к поверхности. Мелкие семена сеют неглубоко, т. к. иначе имеющегося в них запаса питательных веществ не хватит для выхода проростка на поверхность. Крупные семена заделывают глубже, т. к. им требуется больше влаги для прорастания.

    Пасынкование - удаление лишних боковых побегов. Удаление пасынков (например, у томатов) производится с целью повышения урожайности культуры. Питательные вещества расходуются не на рост ненужных боковых побегов, а на образование плодов.

    Распространение сфагнума часто приводит к заболачиванию территории. Сфагнум имеет особые мертвые клетки, запасающие воду. Масса запасаемой одним растением воды может превышать его собственную массу в 25 раз. В результате происходит переувлажнение верхнего слоя почвы и возможно дальнейшее заболачивание.

    При стерилизации медицинских инструментов используют высокую температуру и давление, а не замораживание. Стерилизация при высокой температуре и давлении приводит к гибели не только самих бактерий, но и их спор. При замораживании бактерии образуют споры.

    Садоводы на зиму обворачивают стволы плодовых деревьев для защиты от грызунов и зайцев. Грызуны и зайцы могут повреждать кору. В коре находятся проводящие элементы, поэтому повреждение коры приводит к нарушению взаимосвязи корневой системы и надземной части растения.

    Весной стволы плодовых деревьев белят. Во-первых, побелка играет роль дезинфицирующего вещества, уничтожая часть вредителей. Во-вторых, светлые стволы отражают солнечные лучи, что уменьшает нагревание ствола и защищает от весенних ожогов.

ЖИВОТНЫЕ

    Мясо надо прожаривать. Плохо прожаренное или проваренное мясо может содержать финны бычьего цепня. Попав в организм человека, финны могут развиться во взрослого червя.

    Дождевые черви приносят большую пользу. Дождевые черви рыхлят почву, улучшая ее структуру, тем самым обеспечивая доступ воздуха к корням растений и лучшее впитывание влаги. Кроме того, они перемешивают различные почвенные слои и участвуют в переработке растительных остатков.

    Пресмыкающиеся по утрам сидят на пнях или камнях. Пресмыкающиеся - холоднокровные животные. Утренние лучи солнца нагревают тело пресмыкающегося. Повышение температуры тела приводит к повышению интенсивности обмена веществ. Животное становится более активным.

    Привлечение птиц. Для привлечения птиц изготавливают искусственные гнездовья (скворечники, синичники). Птицы уничтожают большое количество насекомых-вредителей, особенно в период выкармливания птенцов.

    Летучие мыши ориентируются даже с закрытыми глазами.

Для ориентации в пространстве летучие мыши используют преимущественно ультразвук, поэтому более важным является орган слуха, а не зрения.

ЧЕЛОВЕК

    Гиподинамия. При недостатке двигательной активности мышцы слабеют, в мышечных волокнах уменьшается количество сократительных нитей. Из костей уходят соли кальция, которые, соединяясь с холестерином, откладываются на стенках кровеносных сосудов, нарушая кровообращение.

    При длительном стоянии или сидении отекают ноги. Ноги отекают в результате затруднения венозного кровообращения. Движению крови по венам ног способствуют наличие венозных клапанов и сокращение скелетных мышц (сдавливающих вены). При стоянии или сидении мышцы не сдавливают вены, в результате чего отток крови от нижних конечностей затрудняется. Давление крови увеличивается, жидкость просачивается в ткань, вызывая отек.

    Час ходить легче, чем час стоять на одном месте. При ходьбе попеременно работают мышцы сгибатели и мышцы разгибатели ног. В момент сокращения разгибателей сгибатели расслабляются, и наоборот. Во время стояния эти группы мышц работают одновременно, поэтому утомление наступает быстрее. Другой причиной утомления является затруднение венозного кровотока (см. выше).

    При введении в вену лекарственных препаратов, их разбавляют физиологическим раствором. Введение больших доз лекарств в вену может привести к нарушению постоянства состава плазмы крови (к сдвигу состояния плазмы в сторону гипертонического раствора), что может вызвать нарушение работы клеток крови. Физиологический раствор - раствор хлорида натрия с концентрацией 0,9% - соответствует концентрации минеральных солей в плазме крови.

    Дети, переболевшие ветрянкой (или некоторыми другими болезнями), больше не болеют ею. Вырабатывается активный естественный иммунитет. После болезни в организме длительное время сохраняются клетки иммунной памяти (особая группа лимфоцитов), которые в случае повторного попадания соответствующего возбудителя обеспечивают выработку большого количества антител.

    Сердце алкоголика большое, но слабое. У человека, страдающего алкоголизмом, мышечная ткань сердца перерождается в жировую, не способную сокращаться. Кажущееся большим, сердце на самом деле обладает малой силой сокращения, выталкивает небольшой объем крови за один раз и поэтому сокращается чаще.

    В пищу необходимо обязательно употреблять свежие фрукты и овощи, т. к. они содержат минеральные вещества, витамины и улучшают моторику (сокращение стенок) кишечника.

    При взлете и посадке самолета пассажирам предлагают леденцы. При взлете и посадке появляются неприятные ощущения в ушах, связанные с возникновением разницы давления на барабанную перепонку со стороны внешней среды и со стороны полости среднего уха. Глотательные движения способствуют расширению слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей полость среднего уха с носоглоткой. В результате давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается.

    Лечение антибиотиками. Длительное использование антибиотиков приводит к нарушению микрофлоры кишечника - дисбактериозу. В результате могут развиваться болезнетворные организмы, ухудшается работа кишечника, нарушается синтез некоторых витаминов. Формируются устойчивые к антибиотикам штаммы микроорганизмов.

    Вредно принимать пищу и одновременно читать (или смотреть телевизор). Посторонние раздражители могут угнетать сокоотделительные рефлексы, что ухудшает пищеварение.

    Принимать пищу желательно в одно и то же время (режим питания). Прием пищи в одно время способствует выработке условного рефлекса на время приема. Пищеварительные соки начинают вырабатываться заблаговременно, благодаря чему пища попадает в уже подготовленный желудок и усваивается быстрее.

    Зачем сервировать стол и украшать блюда. Вид красиво сервированного стола и аппетитного блюда вызывает условно- рефлекторное выделение пищеварительных соков, что улучшает пищеварение. Выделяющийся при этом сок И.П. Павлов назвал запальным, или аппетитным.

    Надо есть суп. Мясные отвары и отвары овощей содержат готовые биологически активные вещества (аминокислоты, олигопептиды), вызывающие усиленную секрецию пищеварительных соков.

    Лекарства должен назначать врач. Врач имеет соответствующее образование и знает назначение каждого лекарственного препарата и правила его приема. Лекарства имеют побочные эффекты. Прием лекарств без консультации специалиста недопустим.

    Лучше дышать через нос. При прохождении через носовую полость воздух очищается, согревается и увлажняется.

    Носовые кровотечения. В носовой полости близко к поверхности расположены кровеносные сосуды, благодаря которым вдыхаемый воздух нагревается.

    Пуля пробила грудную клетку, легкие оказались не задеты, но раненый погиб от удушья. Пуля нарушила целостность легочной и (или) пристеночной плевры. В результате нарушилась герметичность плевральной полости, поэтому расширение грудной полости при вдохе не приводит к расширению легких. Легкие спадаются.

    После бани или физических упражнений лицо часто краснеет. При физической нагрузке вырабатывается большое количество тепла. Расширение кровеносных сосудов кожи способствует теплоотдаче. Во время пребывания в бане теплоотдача также увеличивается.

    При сильном ударе затылком перед глазами «бегают» звездочки. В затылочной доле коры больших полушарий находится центральная (обрабатывающая) часть зрительного анализатора (зрительная зона). Сильный удар может вызвать раздражение нервных клеток и возникновение зрительного образа в виде звездочек и т. п.

    Человек не может одновременно видеть четко предметы, расположенные на разном удалении от него. Это связано с особенностями аккомодации хрусталика. При рассматривании близко расположенных предметов хрусталик более выпуклый, что делает невозможным четкое видение предметов, находящихся далеко, и наоборот.

    При переезде на новую квартиру рука ищет выключатель на прежнем месте, а выключатель находится на другом. Это пример условного рефлекса, выработавшегося на старом месте жительства. Со временем этот рефлекс угаснет и выработается новый.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

    Поведение эритроцитов и других клеток в растворах с разной концентрацией солей. В зависимости от концентрации окружающий клетку раствор (по отношению к цитоплазме клетки) может быть гипертоническим (концентрация раствора выше, чем концентрация веществ в цитоплазме), гипотоническим (концентрация веществ ниже) и изотоническим (равная концентрация). Цитоплазма клеток, помещенных в гипертонический раствор, сжимается - происходит плазмолиз, вода выходит из клетки в окружающий раствор. В данном случае эритроциты сморщиваются. В гипотоническом растворе эритроциты набухают, т. к. вода поступает в клетки, и лопаются. В изотоническом растворе эритроциты не изменяются.

    У пресноводных простейших есть сократительные вакуоли, а у морских нет. Сократительные вакуоли простейших удаляют из организма не только жидкие продукты распада, но и избыток воды. Пресноводные простейшие живут в гипотоническом растворе, поэтому избыток воды постоянно поступает в их тело. Мор-

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

С1.1. К чему приводит удаление верхушки побега? С какой целью человек использует этот прием?

С1.2. В парниковых хозяйствах иногда подают в теплицы углекислый газ. С какой целью это производится?

С1.3. Часто в сосновом лесу можно видеть множество молодых рябинок, хотя поблизости нет взрослых плодоносящих растений. Как можно объяснить их появление?

С1.4. Что такое зеленое удобрение?

С1.5. Почему растения, пересаженные с комом земли, лучше приживаются?

С1.6. Чем отличаются корневые системы сосен выросших на болоте и на песчаной почве? В чем причина отличий?

С1.7. Почему наиболее эффективным способом профилактики распространения сибирской язвы является уничтожение больных животных и сжигание их трупов?

С1.8. После дождя многие дождевые черви выползают на поверхность почвы. С чем это связано?

С1.9. Какое значение имеют двустворчатые моллюски для самоочищения водоемов?

С1.10. Как по внешнему виду отличить тритона от ящерицы?

С1.11. В чем биологический смысл приметы, что перед дождем ласточки летают низко?

С1.12. В чем заключается биологический смысл поговорки: «Ночью все кошки серые»?

С1.13. Почему при высокой влажности воздуха жара переносится хуже.

С1.14. Почему вредно постоянно жевать жвачку?

С1.15. Как изменяются частота сердечных сокращений и давление крови при большой кровопотере?

С1.16. Чем опасно отравление угарным газом?

С1.17. Как объяснить появление мурашек и мелкой дрожи при замерзании?

С1.18. Почему горячая пища хуже подвергается воздействию пищеварительных ферментов?

С1.19. Группу мышей перевезли в высокогорную лабораторию. Через некоторое время у всех мышей отмечалось повышение содержания гемоглобина в крови. Какой это вид изменчивости? С чем связано данное изменение?

С1.20. В результате разливов нефти страдают многие группы организмов. Одна из них - водоплавающие птицы. В результате загрязнения оперения нефтепродуктами птицы погибают. Как это можно объяснить?

Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает во всех ее про-явлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также -отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.

Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ. Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.

Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая, не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.

Роль биологии в современном обществе, а особенно в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены способы лечения бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни человека заболеваний.

Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также экологичных источ-ников энергии.

Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие - расшифровка Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.

Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.

Нестабильная экологическая обстановка на Земле требует переосмысления производственной деятельности, а значение биологии в жизни человека переходит на новую ступень. С каждым годом мы становимся свидетелями широкомасштабных катастроф, которые поражают как беднейшие государства, так и высокоразвитые. Во многом они вызваны ростом неразумным использованием источников энергии, а также существующими экономическими и социальными противоречиями в современном обществе.

Настоящее нам четко указывает, что само дальнейшее существование цивилизации возможно только при наличии гармонии в Только соблюдение биологических закономерностей, а также повсеместное использование прогрессивных биотехнологий на основе экологического мышления позволит обеспечить естественное безопасное сосуществование всем без исключения жителям планеты.

Роль биологии в современном обществе выражается в том, что она в настоящее время трансформировалась в реальную силу. Благодаря ее знаниям возможно процветание нашей планеты. Именно поэтому на вопрос о том, какова роль биологии в современном обществе, ответ может быть таким - это заветный ключ к гармонии между природой и человеком.

Разделы: Биология

Класс: 6

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйстве.

Поэтому главная цель педагогического образования заключается в повышении качества и эффективности получения практического использования знаний.

В настоящее время в связи с активным внедрением человека в природные комплексы возрастает роль экологического образования.

С введением ФГОС в системе образования главным компонентом являются научные знания и совершенствование умений и навыков их получения Учащиеся в связи с появлением сведений в компьютере утрачивают приёмы организации самостоятельной деятельности. Поэтому задача учителя - организовать деятельность ученика на уроке: правильно мотивировать значимость знаний по биологии, учить ставить проблему, находить пути её решения, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ставить эксперименты, целенаправленно наблюдать, делать выводы.

Решению данных проблем способствует правильно организованная проектная деятельность.

Одним из главных методов в биологии является целенаправленное наблюдение.

Анализировать факторы окружающей среды, оценивать их влияние на организм человека, продумывать меры профилактики, следуя правилу- любое заболевание лучше предупредить, чем лечить.

Современный подход к обучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами. Правильное установление межпредметных связей и умелое их использование положительно влияет на формирование системы знаний учащихся о природе и организме человека, где действуют законы разных наук: физики, химии, математики, географии, философии и др.

Установление межпредметных связей активизирует процесс обучения биологии, развивает познавательный интерес учащихся к изучению различных дисциплин, показывает взаимосвязь наук.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:

  • Методологическую, выраженную в формировании современных представлений школьников о целостности и развитии природы, в усвоении ими системного подхода, начиная от клетки и заканчивая биосферой, используя из курса физики, что это открытые системы, но с точки зрения биологии - саморегулирующиеся;
  • образовательную , состоящую в формировании системности знаний учащихся о природе, прикладную направленность;
  • развивающую, которая отражает роль межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, переноса и обобщения знаний, “анализа через синтез” (Л Рубинштейн);
  • воспитывающую, выраженную в необходимости установления межпредметных связей при осуществлении экологического, полового, гигиенического, трудового, нравственного, идейно-политического воспитания в процессе обучения биологии;
  • конструктивную, состоящую в совершенствовании организации учебно-воспитательного процесса (планирование учебного материала с учётом межпредметных связей, сотрудничество учителей различных предметов, применение комплексных форм организации обучения, изучение учебных программ и учебников смежных предметов, взаимопосещение уроков).

Уроки с использованием межпредметных связей могут быть фрагментарными. Когда решаются отдельные вопросы;

  • узловыми, реализующими межпредметные связи на протяжении всего урока;
  • интегрированными, когда органически сливаются знания из ряда учебных предметов.

Знания биологии нужны людям многих профессий, особенно конструкторам, смоделировать самолёт, лодку, подъёмный кран и т.д. нужны знания биологии.

Урок по теме “Гигиена зрения” должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, так как это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз.

Задачи:

1. Дать понятие о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения; объяснить причины возникновения катаракты и бельма.

2. Использовать знания смежных дисциплин: физики, химии.

3. Способствовать развитию творческих способностей и формированию УУД: анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: модель глаза, таблицы, фотоматериалы.

Тип урока: изучение новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

План урока.

I. Проверка знаний.

Индивидуально:

  1. Подписать части глаза (по карточке), объяснить их роль.
  2. Объяснить термины: жёлтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение, палочки и колбочки, аккомодация.

Фронтально.

  1. Почему маленький ребёнок берёт предметы за противоположный конец?
  2. Как со временем это исправляется?
  3. Что служит для защиты глаза, в чём их функции? Почему это нужно знать?

II. Изучение нового материала.

Причины нарушения зрения (учащимся дома предложено продумать ответ на этот вопрос).

А) Конъюктивит, причины, профилактика, первая помощь.

(Даётся схема изменённого глазного яблока и хрусталика.)

Меры профилактики . Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: “Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели”. Есть люди (80-, 90- и даже 100-летние), имеющие зрение молодого орла. Они употребляют пищу, богатую витаминами и минеральными веществами, и каждый день упражняют мускулы глаз.

Близорукость имеет научное название миопия. Этим термином фиксируется свойственная близоруким манера прищуриваться при разглядывании отдалённых предметов. В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза или с большей, чем нормальная, преломляющей силой сред глаза (кривизна хрусталика больше). Такому глазу аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз видит только близко расположенные предметы. При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стёклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся.

Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. В таком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, отражаются за сетчаткой. Продольная ось глаза может быть короткой. На сетчатке при этом получается расплывчатое изображение предмета. Для перемещения изображения на сетчатку дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счёт увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отдалённых предметов. Ещё большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов. Если аккомодация не в состоянии обеспечить чёткое изображение, то острота зрения понижается. В этих случаях помогают очки с собирательными двояковыпуклыми линзами (придающими проходящим через них лучам сходящее направление), которые улучшают остроту зрения и снижают изменения напряжение аккомодации.

Развитию близорукости способствует всё, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта, - это и его недостаточное освещение, и слишком мелкий шрифт, и низкая контрастность изображения по от ношению к фону. При этом делается упор на использование метапредметных связей. Ещё Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера. Объектив – это как бы преломляющие среды глаза. Зрачок глаза соответствует просвету диафрагмы фотоаппарата. В линзах и в глазу преломление света проходит по общим законам физики. Если через хрусталик, извлечённый из вскрытого глаза животного, направить свет, то можно увидеть, что он собирает лучи в один пучок, как и всякая двояковыпуклая линза. по типу преломляющих сред глаза делают совершенные объективы из нескольких линз. Глаз- самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удалённые предметы. Фотоплёнке соответствует сетчатка глаза. Конечно, нельзя сравнивать фотохимические реакции плёнки со сложными физиологическими процессами глаза. Глаз связан с мозгом. Зрение нельзя свести только к оптическим и химическим явлениям фотографирования. Видит мозг, а не глаз. Зрение- это корковый процесс. И он зависит от качества информации, поступающей от глаза в центры мозга.

После этого учащиеся формулируют основные правила сохранения зрения.

Г). Экология и гигиена зрения.

Нарушение и ослабление зрения может быть вызвано:

Внутренними изменениями:

Внешними факторами

Сообщение об Ольге Скороходовой.

Слепота - большое несчастье. В старые времена считалось, что в сравнении с ней даже смерть ничто. Слепые в дореволюционной России, как правило, были обречены на нищенство и голод. Только ослепших после оспы было 50 тысяч.

Если из работы исключаются отдельные анализаторы, то другие органы чувств обостряются.

Исключительно убедительным и ярким примером служит О.И. Скороходова. Лишённая зрения и слуха, она научилась говорить. Писать, читать, стала активным членом общества, а потом научным работником в области обучения слепоглухонемых. О себе Скороходова, ещё будучи молодой, писала так: “Я не приписываю себе никаких заслуг и ничего особенного в себе не нахожу, считаю себя обыкновенной советской девушкой, которая страшно хочет учиться. Без всякого сомнения и хвастовства скажу о себе, что люблю трудиться: с утра до вечера я чем-нибудь занята и ищу занятий. Безделье для меня самая ужасная вещь”.

Другой пример. Американка Е. Келлер в детстве после скарлатины потеряла зрение и слух. У неё сильно развилось осязание. Обучали её. Выписывая названия предметов на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и у губ собеседника. Научилась воспринимать музыку. Окончила математический факультет университета. Изучила четыре языка, стала автором книг, выступала с лекциями.

IV. Цветоощущение. (Сообщение ученика)

Насколько многокрасочен мир и наши ощущения. Цвета определяются характером световых волн. Все краски слагаются из трёх цветов: красного, зелёного и синего. Их смешение даёт все остальные цвета. Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые изложил в 1756 году М.В. Ломоносов , когда писал “о трёх материях дна океана”. Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г.Гельмгольц.

Редко встречается полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, неспособные отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения назван дальтонизмом, по имени английского учёного Д. Дальтона . Который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Влияние цвета:

  • Жёлтый - веселит и бодрит;
  • Pелёный - умиротворяет;
  • Cиний - вызывает грусть.

Наибольшее благоприятное воздействие на производительность труда оказывают зелёный и жёлтый цвет. Они обостряют зрение. Понижают внутриглазное давление, повышают работоспособность рук.

Красный цвет действует противоположно. Жёлтый цвет в кабине самолёта вызывает приступ морской болезни. (Рекомендация материала для использования в повседневной жизни, при ремонте.)

V. Закрепление.

Анализ рис. 105 в учебнике.

Назвать главные причины нарушения зрения и как их избежать.

VI. Домашнее задание.

п.50, сообщения об успехах медицины в области зрения.

На стенде помещён материал об академике В. П. Филатове. Который с тщательностью ювелира проводил операции на глазу. Филатовские методы освоили многие врачи. Это был разностороннее одарённый человек. Он рисовал, владел поэтическим даром.

Теперь разработаны новые методы хирургических операций с помощью лучей лазера.

Операции на глазах весьма ювелирно тонкие и сложные. Но теперь можно утверждать, что половина всех случаев слепоты излечима.

Потомственный дворянин, выходец из династии медиков, Владимир Петрович Филатов жил и работал на стыке времён, привнеся из 19 века, когда он родился, в 20 век, в котором он работал, лучшие качества российской интеллигенции. Отец В.П. Филатова, Пётр Фёдорович, родился в семье, где четверо из шести братьев посвятили себя медицине. Он был высокообразованным врачом, работал в симбирской земской больнице, был специалистом по хирургии и глазным болезням, как тогда было принято говорить. Родной брат отца, дядя будущего знаменитого офтальмолога, Нил Фёдорович Филатов-основоположник русской педиатрии, известный детский врач и выдающийся учёный, возглавлял кафедру детских болезней Московского университета.

Владимир Филатов родился в селе Михайловка Саранского уезда Пензенской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Симбирск (Ульяновск), где Володя учился в гимназии и окончил её в 1893 году. Получив блестящее образование, как и большинство талантливых людей, Филатов был личностью неординарной и многогранной. Писал стихи и картины, музицировал, слыл философом, владел несколькими иностранными языками. Однако о выборе будущей профессии Филатов не задумывался: конечно, медицина и вне всяких сомнений - офтальмология. Ведь что может быть благороднее борьбы с самым тяжёлым недугом человечества - со слепотой? Слова, которые он воскликнул ещё в юности, увидев слепого человека, простукивающего свой путь палочкой: “Каждый человек должен видеть солнце!”- стали девизом всей жизни великого учёного.

Прими, отец, моё благодаренье
За мудрость твоего духовного труда.
Ты мысли дал моей другое направленье,
Велел в унынья час ты вспоминать всегда,
Что на моё сердечное моленье
Бог милосердный глух не будет никогда,
Что и моим грехам подаст он исцеленье
И морем благости их смоет без следа...

Это стихотворение, которое так и называется “Отцу”, Филатов написал в 1948 году.

Среди студентов Московского университета Владимир Филатов слыл лидером, писал научные работы и даже сделал свои первые научные открытия.

В 1912 году, наконец, осуществилась его заветная мечта - В.П. Филатов провёл первую операцию по пересадке роговицы.

Учитывая эффективность, новизну и размах научного потенциала молодого профессора, постановлением правительства СССР было принято решение о создании в Одессе крупной клинической и экспериментальной базы для научных исследований и в 1936 году организован Украинский институт экспериментальной офтальмологии, который возглавил В.П. Филатов, его директором он оставался до последних дней жизни.

По словам его учеников, даже безнадёжным больным он никогда не говорил “нет”, считая. Что отбирать веру у больного- большой грех. Поэтому неизменно отвечал: “...может быть. Наука ведь развивается”.

День сегодняшний в Институте глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова АМН Украины заполнен заботами и ежедневным трудом тысяч его сотрудников. Ежегодно в институте проводится около 20 тысяч операций.

Детское отделение В.П. Филатов создал, будучи зрелым учёным и офтальмохирургом с мировым именем. Филатов пришёл к выводу, что пересадку роговицы следует проводить в детском возрасте, поскольку за тот период, пока ребёнок не видит из-за бельма роговицы, у него развивается так называемая слепота от бездействия-амблиопия, лечить которую практически невозможно, связь между глазом и мозгом уже прервана.

В настоящее время оперируют детей с бельмами роговицы в возрасте 6 и 9 месяцев. Много внимания уделяется лечению катаракт.

В последний год жизни он написал стихотворение “Прощай. Земля”, вот строчки из этого стихотворения.

Не помяну тебя я лихом,
Ты мне давала много раз
Дни проводить в приюте тихом
Под голос грома, в бури час.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...