Народная армия освобождения судана. Нефтяное раздвоение судана Судан 1983 война

Вторая гражданская война в Судане (1983-2005)

Часть 1. Начало

1.1. Причины и поводы войны

По условиям Аддис-Абебского соглашения 1972 года, прекратившего 1-ю Гражданскую войну в Судане, на юге страны создавалась автономия. Многие бывшие повстанцы из организации Анья-нья заняли высокие посты в военной и гражданской администрации этого автономного региона. Однако полностью устранить разногласия между арабо-мусульманским севером и негритяно-христианским югом это не могло.

Главной претензией элиты южан к хартумским властям оставалась так называемая «маргинализация» - крайне популярный в африканских странах термин, обозначающий несправедливое распределение власти и доходов в отношении населения (элиты) определенного региона. Рамки данного понятия расплывчаты: под него попадает и ситуация, когда ресурсы региона действительно хищнически расхищаются центральной властью; и небольшое отчисление доходов региона на общегосударственные нужды; и даже недостаточное (по мнению местной элиты) вливание средств в регион за счет доходов от других провинций страны. Наличие во властных структурах автономии Южного Судана сколь угодно малого количества арабских чиновников тоже могло служить основанием для обвинений в маргинализации, причем одновременно с недовольством недостаточным представительством южан в центральном правительстве. Таким образом, само восприятие «маргинализации» зачастую носит субъективный характер.

Причем в случае с Южным Суданом начала 80-х годов мы встречаемся с весьма интересным случаем. Открытие здесь месторождений нефти и подготовка к их разработке вызвала среди южан сильнейшие опасения, что их обделят в будущем. То есть, на данный момент еще не наблюдалась активная эксплуатация ресурсов региона в интересах центрального правительства – но южане уже опасались, что так оно и случится. И, по всей видимости, хартумское правительство действительно не собиралось удовлетвориться малой долей…

Второй по значимости причиной для беспокойства южан (преимущественно христиан или анимистов) служила политика северосуданских арабов по построению исламского государства. Хоть правительство Нимейри и заявляло, что внесение в конституцию и повседневную жизнь страны положений об исламском государстве не затронет права населения Южного Судана, но верили в это не все (и я не назову это излишней перестраховкой).

Указав главные причины войны, стоит сказать несколько слов о непосредственных поводах. Во-первых, хартумским правительством активно реализовывался проект Джонглей-канала. Дело в том, что поступающий через Белый Нил и его притоки в болотистую местность в центре Южного Судана («судд») сток водообильной экваториальной Африки преимущественно расходовался на сумасшедшее испарение из-за медленного течения реки, нередко полностью перегораживаемой плавучими островами растительности. Из более чем 20 кубических километров входящего стока далее в путь к Хартуму и Египту отправлялось 6-7. Поэтому возник проект переброски вод Белого Нила мимо судда по кратчайшему пути, обещавший высвободить объем около 5 кубических километров пресной воды в год – огромная цифра, учитывая, что по соглашению о распределении уже имевшихся водных ресурсов густозаселенный Египет мог претендовать на 55 кубокилометров, а Судан – на 20. Однако данный проект вызвал сильное беспокойство среди местных племен судда, опасавшихся серьезного изменения среды обитания и разрушения их традиционного экономического уклада. В процессе написания данной статьи, уже через 29 лет после начала описываемых событий, я так и не встретил однозначного вывода экологов о возможном воздействии Джонглей-канала на экосистему и хозяйство южан, так что их беспокойство в 1983 году было тем более обоснованно.

Вторым, и самым непосредственным, поводом к восстанию послужило решение центрального правительства о переводе нескольких частей суданской армии с юга на север страны. В рамках декларируемого единства Судана данный шаг не выглядел странным и/или несправедливым. Однако стоит учитывать, что части вооруженных сил в автономном регионе были укомплектованы зачастую из бывших повстанцев. Многие из них и так проявляли недовольство Аддис-Абебским соглашением 1972 года, сохранившим единство столь разноплеменной страны и, хоть и редуцированное, но все же влияние арабов на юге. Это уже привело в 1975 к новому восстанию и созданию Анья-нья-2, впрочем, недостаточно обширному движению, действия которого не заслужили на наименование «2-я Гражданская война в Судане». Однако планируемая хартумским правительством переброска значительной части подразделений южан на север (где они, находясь в чуждом регионе, точно не могли бы представлять угрозу арабскому правительству в эксплуатации ресурсов юга), создала идеальный повод для восстания.

Таким образом, оценивая в совокупности и причины и поводы 2-й Гражданской, нельзя сделать вывод о полной виновности в этом арабов севера страны. Как и нельзя назвать необоснованными опасения и претензии южан. Однако думаю, что действия хартумского правительства после начала войны (в значительной мере описываемые терминами «средневековье» и «геноцид») вполне оправдывают лидеров южан, инициировавших эту кровопролитную борьбу. И, безотносительно к исходным деяниям и намерениям сторон, несомненно, что попытка объединения в одном государстве Судан столь разных по этническому происхождению и вероисповеданию народов была изначально преступной.

1.2. Начало восстания

Теперь наконец пора сказать хотя бы пару слов о самом восстании, приведшем к Гражданской войне. Началось оно ранним утром 16 мая 1983 года в лагере 105-го батальона Суданских вооруженных сил (далее SAF) в нескольких километрах от города Бор. Инициировал и возглавил мятеж командир батальона майор Керубино Кваньин Бол, убедивший своих подчиненных не подчиняться приказу о переводе на север страны. Восставшие открыли огонь по присутствовавшим в лагере немногочисленным арабским военнослужащим, взяв на время под свой контроль окрестности Бора. В тот же день, получив известие о борском мятеже, в нескольких десятках километров к северо-востоку восстал 104-й батальон SAF в районе Айода, также охранявший трассу Джонглей-канала. В последнем случае командовал восставшими майор Вильям Нуйон Бани.

Суданское правительство направило против мятежников существенные силы, заставив их бежать в восточном направлении в Эфиопию, уже не один год поддерживавшую южносуданских повстанцев из Анья-нья-2. Однако новое восстание не просто добавило некоторое количество недовольных к имевшимся в эфиопских лагерях беженцам. Во-первых, туда прибыли организованные и тренированные бойцы со своими командирами. Во-вторых, в числе направленных на подавление борского мятежа военнослужащих находился происходивший из нилотского племени динка полковник Джон Гаранг де Мабиор. Не будучи инициатором восстания, последний все же присоединился к нему, улучив момент для дезертирства из прибывших в район Бора подразделений SAF.

Именно с деятельностью Джона Гаранга неразрывно связана основная борьба южносуданцев в ходе 2-й Гражданской войны – кто-то включился в нее раньше, кто-то позже; кто-то проявил на поле боя свой героизм больше, кто-то меньше – но без Джона Гаранга это вряд ли привело бы к тому результату, который мы видим ныне. Я конечно забегаю вперед в повествовании о 2-й Гражданской в Судане, однако не случайно. Джон Гаранг не участвовал лично в штурмах городов. Силы Джона Гаранга терпели поражения. Джон Гаранг совершал ошибки. Силы Джона Гаранга совершали неподобающие действия. Джон Гаранг привел южан к победе.

1.3. Создание SPLA

А теперь вернемся к событиям 1983. Борский мятеж вызвал активный приток в Эфиопию недовольных хартумским правительством. В тот момент повстанческие настроения буквально бродили в воздухе Южного Судана, так что при известии о мятеже началось бегство и политиков автономии, и просто жителей. Первые, разумеется, сразу же попытались оформить свое участие в восстании, развернув в лагерях беженцев бурную деятельность. Еще до прибытия туда инициаторов мятежа, потративших некоторое время на бои с правительственными силами, группа политиков объявила о создании Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Сразу отмечу, что я все же предпочту использовать в рассказе англоязычные аббревиатуры (вместо НОАС – SPLA), раз уж вся информация для написания статьи извлечена из англоязычных источников, и именно по ним заинтересовавшиеся данным вопросом лица могут осуществить самостоятельный поиск.

На приведшей к созданию SPLA встрече политиков первоначально обсуждался вопрос о создании движения, стремившегося к освобождению только Южного Судана (SSPLA). Однако решающим оказалось влияние присутствовавшего на конференции полковника эфиопских вооруженных сил, передавшего пожелания, от которых невозможно было отказаться - ведь дело то происходило в Эфиопии:

  • движение должно носить социалистический характер (сам эфиопский режим Менгисту Хайле Мариама баловался в то время марксистскими экспериментами с колхозами, продразверсткой и «красным террором»);
  • движение должно взять цель на «освобождение» всего Судана, а не только юга.

Не исключено, что данные требования были согласованы с Советским Союзом, активно поддерживавшим эфиопский режим.

Также на упомянутой конференции определили, кто будет руководить новым движением. Главой политической ветви (SPLM) стал ветеран южносуданской политики Акуот Атем. Командующим военной ветвью (SPLA) назначили Гая Тута – отличившего в 1-й Гражданской войне полевого командира Анья-нья, подполковника SAF (после Аддис-Абебского соглашения 1972), ушедшего с военной службы в 1974 и с тех пор занимавшего ряд видных постов в гражданской администрации автономного региона. Действующим военным, дезертировавшим из состава SAF, политики определили в качестве награды пост начальника Генштаба SPLA, отданный Джону Гарангу, обладавшему наибольшим среди них чином полковника.

По прибытии принявших участие в мятеже военных в Эфиопию между ними и создавшими SPLA политиками возникли разногласия. Уже на первом совещании Джон Гаранг выдвинул претензии к Акуоту Атему, мотивируя это его почтенным возрастом. Да и Гай Тут, некогда прославленный командир, в качестве командующего армией не вызывал у гарангистов энтузиазма, ибо уступал последнему в воинском звании и последние 9 лет занимался политической деятельностью. Джон Гаранг отправился в Аддис-Абебу и добился приема у Менгисту Хайле Мариама. По результатам личной встречи Менгисту принял решение поддержать именно его, впечатленный деятельным характером и готовностью в полной мере поддерживать социалистический характер движения. Из Аддис-Абебы в лагерь Итанг (где сосредотачивались беженцы после борского мятежа) поступил приказ арестовать Акуота Атема и Гая Тута, однако последние, предупрежденные одним из эфиопских офицеров, бежали в лагерь Буктенг на территории Судана.

Сам Джон Гаранг вернулся вместе с наделенным широкими полномочиями эфиопским генералом. Хоть Итанг оказался к этому моменту целиком в руках сторонников Гаранга (военных, принявших участие в борском мятеже), однако возник вопрос относительно лагеря Билпам, где уже 8 лет базировались бойцы Анья-нья-2 под командованием Гордона Конга Чуола. Эфиопы желали создания объединенного социалистического повстанческого движения в Судане, поэтому последнему отвели недельный срок явиться в Итанг для решения вопроса о его месте в SPLA. Гордон Конг отказался, то ли опасаясь ареста (прецеденты уже были), то ли несогласный с обменом поста лидера Анья-нья-2 на не столь высокое место в иерархии SPLA. По истечении недельного срока эфиопский генерал назначил полковнику Джону Гарангу, как лидеру SPLA/SPLM, заместителя в лице майора Керубино Кваньина, утвердил в качестве начальника Генштаба майора Вильяма Нуйона и как заместителя начальника Генштаба капитана Салву Киира (кстати, нынешнего Президента Южного Судана). Одновременно эфиоп предоставил Гарангу право назначения других членов командования и, что гораздо более важно, санкционировал военную акцию против сил Анья-нья-2. Так что в конце июля 1983 года SPLA атаковала и после непродолжительных боев захватила Билпам, вытеснив силы Гордона Конга в уже упоминавшийся лагерь Буктенг. На этом оформление нового повстанческого движения (SPLA) можно считать завершенным.

Что же касается вытесненных в Буктенг диссидентов из SPLA и членов Анья-нья-2, то их пути вскоре разошлись. Гордон Конг со своими сторонниками, не видя далее возможности опереться на какие-либо базы за пределами Судана, перешел на сторону хартумского правительства, борьбу с которым Анья-нья-2 начала за 8 лет до появления SPLA. Гая Тута в начале 1984 убил его заместитель, который вскоре тоже погиб в очередной междоусобице. Акуот Атем, выходец из племени динка, вскоре после гибели Гая Тута пал от рук нуэров, получивших импульс ненависти к динка после неудач их лидеров Гордона Конга и Гая Тута.

1.4. Население Южного Судана

Здесь самое время обратить внимание на этнический состав повстанцев и этническую карту Южного Судана в целом. Последний представляет из себя пестрый конгломерат народов и племен, что не могло не отразиться на ходе описываемых событий.

Наибольшим народом в данном регионе являются динка, весьма воинственные люди, разделенные, как здесь полагается, на несколько племен, однако вполне способные при определенных условиях собраться под знаменами единого лидера. Вторые по численности нуэры – представители этого племени необычайно воинственны, возможно даже более чем динка, однако явно уступают последним в способностях действовать под единым командованием. Чересполосица земель динка и нуэров составляет большую часть севера Южного Судана, где также проживают родственные двум предыдущим племенам шиллуки, а равно не столь родственные берта (на северо-восточной границе Южного Судана и Эфиопии). Южную часть региона (так называемую Экваториальную область) заполняет множество племен, наиболее значимыми среди которых, при перечислении с востока на запад, являются дидинга, топоза, ачоли (сородичи которых в Уганде известны созданием одного из самых жутких формирований конца 20/начала 21 века – Армии освобождения господней, LRA), мади, лотуко и локоя, бари и мундари, азанде. Отметились во 2-й Гражданской войне и мурле, и ануаки (на востоке у границы с Эфиопией), и корпорация фертит (разнообразные мелкие племена на западе региона в полосе от Вау до Раги).

Именно динка и нуэры составили первоначально костяк восставших. Именно соперничество их лидеров привело в ходе войны к наиболее тяжелым последствиям для SPLA. В рамках цикла статей, озаглавленных «2-я Гражданская война в Судане», автор по мере возможности будет избегать рассказа о связанных с нуэрами событиях, ибо история участия представителей этого племени в данной войне настолько интересна, что ей планируется посвятить отдельную статью – причем качество обозрения прочих событий 2-й Гражданской не должно пострадать. Это вполне возможно, поскольку исход противоборства решился преимущественно в ходе боевых действий против хартумского правительства динка и союзных им отрядов, организованных руководством SPLA из представителей разнообразнейших племен Южного Судана.

Однако стоит наконец указать этническую принадлежность ранее упомянутых героев нашего повествования:

  • инициатор борского мятежа, первоначально заместитель командующего SPLA, Керубино Кваньин Бол – динка;
  • инициатор восстания в Айоде, первоначально начальник Генштаба, Вильям Нуйон Бани – нуэр;
  • обладатель наивысшего воинского звания на момент мятежа и потом неизменный лидер SPLA (и SPLM), Джон Гаранг – динка;
  • самый первый руководитель SPLM, Акуот Атем – динка;
  • самый первый руководитель SPLА, Гай Тут – нуэр.

Таким образом, летняя борьба 1983 года в лагерях беженцев в Эфиопии за руководство SPLА происходила не между представителями динка и нуэров, а между военными и политиками. В среде победившей партии оказались представители обех племен (Гаранг/Керубино и Нуйон), в среде проигравших также (Атем и Тут).

Несколько сложнее оказалась ситуация в отношении соперничества «новых» повстанцев и Анья-нья-2: отвергший объединение со SPLA лидер данной организации Гордон Конг принадлежал к племени нуэров, зато присоединившиеся к новому движению отделы возглавляли динка Джон Коанг и мурле Нгачигак Нгачилук. Таким образом, среди отрядов Гордона Конга остались только нуэры и вступившая в союз с хартумским правительством Анья-нья-2 представляла уже исключительно племенную организацию. Это было для SPLA не очень хорошим признаком – «подобрать» под себя повстанческую структуру, сыграв на социальных или личностных мотивах (длительность которых исчисляется максимум годами), несомненно легче, чем «переманить» этнических оппонентов, причины недовольства которых кроются в столетних спорах народов.

Прежде чем обратиться к описанию боевых действий, скажу еще пару слов о «картографическом обеспечении» повествования. Я считаю, что полноценное понимание хода любого конфликта без изучения его развития в пространстве невозможно. Поэтому только в редких случаях упоминаемое в тексте название нельзя будет найти на сопровождающих статью картах, причем это будет специально отмечаться признаком «(н/к)». В частности, отследить изложенные в данной статье перипетии боевых действий можно будет по фрагментам карты Судана, подготовленной Производственным картосоставительским объединением «Картография» Главного управления геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1980г.

Отмечу лишь одну особенность – уже после издания данной карты в Судане произошло завершение дробления больших провинций, в результате которого Бахр-эль-Газаль оказался разделен на Западный Бахр-эль-Газаль, Северный Бахр-эль-Газаль, Варрап и Озерную провинцию; из Верхнего Нила выделили Джонглей и Юнити; а Экваториальная провинция разделилась на Западную, Центральную и Восточную экваториальные.

1.5. Боевые действия в 1983-1984 годах

А теперь наконец к борьбе повстанцев с правительством, а не только между собой. 7 ноября 1983 года SPLA захватила поселок Малвал (н/к) в нескольких десятках километров к югу от города Малукал. Поселок представлял собой соломенные хижины с менее чем тысячей жителей, так что его захват (сопровождаемый максимум «боями» с местной полицией) послужил разве что заявкой на серьезность нового движения. Конечно, малозначимые события следует исключать из повествования, но все же я решил Малвал отметить – как первый населенный пункт, попавший в жернова 2-й Гражданской войны в Судане. К тому же SPLA атаковала его почти одновременно с городом Насир, в котором повстанцы захватили все, кроме базы гарнизона SAF. В течении нескольких последующих дней выдвинувшиеся из соседних районов воинские части хартумского правительства вели бои с повстанцами, и по прошествии недели смогли вытеснить противника из Насира, а затем и из Малвала.

Ноябрьская вылазка 1983 года SPLA в Судан была лишь пробой сил, а руководство повстанцев готовилось к совершенно естественной в тех условиях битве на путях снабжения, которая вовсе не была исключительно «битвой на дорогах». В бедном на дорожную инфраструктуру Южном Судане основные пути сообщения пролегали вдоль рек – прежде всего Нила (дающего прямой доступ к столице южного региона Джубе), а также по Собату (притоку Нила, ведущему к Насиру), и системе Бахр-эль-Газаля (дающей доступ из Нила к обширной территории на запад, в том числе и в нефтеносную провинцию Юнити). Поэтому первоначально основными объектами нападений повстанцев стали нильские пароходы.

В феврале 1984 атаке подверглось судно, буксировавшее несколько барж. Правительственные источники утверждали, что погибло лишь 14 пассажиров, тогда как по другим данным – более трех сотен. Следует уточнить, что пассажирами подобных «конвоев» были в равной степени и гражданские, и военные (суданская армия первоначально использовала для перемещения по рекам обычные гражданские транспортные средства). Вторая подтвержденная обеими сторонами атака повстанцев на речной пароход относится лишь к декабрю этого года, но стоит учитывать, что данный конфликт характеризуется особенно противоречивыми сообщениями сторон, так что подтверждение правительством факта инцидента зачастую происходило лишь при происшествии значительного масштаба.

В связи с проблемами на речных путях особое значение для правительства приобретала транспортная авиация. Но и ей пришлось учиться работать в непростых условиях конфликта – в конце июня суданцы подтвердили потерю одного транспортника и одного боевого F-5. Причем правительственная сторона подозревала, что летательные аппараты поразили при помощи ПЗРК «Стрела», полученных СПЛА из Эфиопии.

Впрочем, не только на воде и в воздухе шла «битва на дорогах». Снабжение правительственных сил в западной части Южного Судана в значительной мере осуществлялось по железной дороге, шедшей с севера страны в столицу штата Западный Бахр-эль-Газаль Вау. В марте 1984 СПЛА взорвала здесь железнодорожный мост через реку Лол, перебив охранявший его гарнизон.

Наконец, происходили нападения и на двигавшиеся по суше конвои. В августе попал в засаду и понес большие потери правительственный отряд, направлявшийся из Джубы в Бор. А в начале октября была разгромлена колонна между Дук и Айод, на трассе Джонглей-канала. Кстати, сооружение последнего остановили еще в феврале - тогда повстанцы напали на упомянутый ранее Айод и ряд других пунктов, так что генподрядчик данного гидротехнического объекта французская компания отказалась от дальнейших работ в связи с гибелью нескольких сотрудников. Равным образом ряд нефтяных компаний приостановили свою работу на уже почти готовых к освоению месторождениях в штате Юнити.

1.6. Боевые действия в 1985 году

В начале 1985 года из Джубы в заблокированный повстанцами Бор вышел новый конвой, насчитывавший несколько тысяч военнослужащих с большим количеством техники. В 70 километрах от своей цели он подвергся мощной атаке СПЛА и понес большие потери. Однако размер конвоя сказался на итоге сражения – уничтожить его полностью не удалось. Через некоторое время, приведя себя в порядок, колонна возобновила движение. На пути следования она еще несколько раз попадала в засады, несла потери и надолго останавливалась. Однако, хоть и через три месяца, правительственный отряд все же достиг Бора. Отметим, что для суданской войны стали весьма характерными такие «долгоидущие» конвои. В связи с полным превосходством армии в тяжелом вооружении уничтожить их было непросто, но и правительственным силам приходилось передвигаться очень осторожно, учитывая риск в любой момент попасть в засаду на хорошо знакомой противнику местности.

Пока шла борьба на дорогах, а бойцы инициировавших восстание бывших 104-го и 105-го батальонов Суданских вооруженных сил (SAF) беспокоили армейские гарнизоны в прилегающих к Эфиопии Почалле и Акобо, руководство СПЛА готовило новые подразделения, которые могли бы достойно выступить на арене борьбы с SAF. Титулование при этом рассматривалось как немаловажное – первые два батальона СПЛА несли имя «Носороги» и «Крокодилы». Последние в 1984 предприняли операцию по захвату горного плато Бома к югу от Почаллы, удобного для создания базового района уже на суданской территории. После первоначального успеха повстанцы были вынуждены отступить, отведав действие принципа «удача на стороне больших батальонов».

Тем временем в эфиопских лагерях готовились новые силы – «дивизия» со звучным названием «Саранча», насчитывавшая до 12 тысяч бойцов. И, разумеется, новые ее батальоны носили не менее гордые имена, чем предыдущие – «Скорпионы», «Железный», «Молния». В самом начале 1985 горный район Бома опять захватили, теперь батальоном «Скорпионы» под командованием Нгачигака Нгачилука. И, несмотря на дальнейшие перипетии длительной гражданской войны, Бома так никогда и не была отбита правительственными силами, став надежной базой для операций повстанцев.

Из Бомы силы СПЛА двинулись на запад, нанесли поражение правительственным отрядам к северу от провинциального центра Восточной экваториальной Торита, и начали занимать его окрестности. Их действия в этом районе облегчало содействие народа лотуко (и родственных последним локоя, проживающим в районе Лирии и Нгангалы), представитель которых и видный политический деятель юга Судана Джозеф Одунхо вошел в руководство SPLM.

Продвигаясь на юго-запад, передовые отряды СПЛА достигли поселка Овни-ки-Бул (н/к) в 20 километрах от Магви. Это уже была территория народа мади, не проявившего особого энтузиазма вступить в борьбу против северян-арабов. Поэтому неудивительно, что отряд СПЛА сжег поселок, а прибывшие вскоре подразделения SAF при поддержке местной милиции разбили и отбросили противника.

Вторым направлением продвижения из области лотука для СПЛА было западное, где они захватили расположенный на берегу Нила городок Монгалла. Однако и здесь возникли определенные нюансы – повстанцы вступали в область племени мандари. Последние же на протяжении столетий являлись непосредственными соседями динка из подразделения бор, а потому «имели счеты» с основной ударной силой СПЛА. Старые конфликты между мандари и динка не раз «прорывались» в пост-колониальную эпоху. В частности, вскоре после начала восстания в 1983 мандари устроили резню торговцев-динка в Джубе в ходе борьбы за право торговли на местном рынке. А хартумские власти, умело пользовавшиеся политикой «разделяй и властвуй», этому не препятствовали. В свою очередь, динка в том же 1983 изгнали соперников из городка Тали-пост к юго-западу от Бора. Так что милиция мандари оказалась хорошо мотивирована и пользовалась полной поддержкой правительственных сил. Вскоре она нанесла поражение повстанцам возле Гур-Макур (н/к) вблизи Монгаллы, заставив СПЛА отступить и из этого населенного пункта.

Здесь отмечу очередную особенность данного конфликта. В условиях, когда только хартумское правительство не имело недостатка в тяжелом вооружении, наличие на поле боя даже нескольких танков могло стать решающим фактором. Таким образом, во многих боях со СПЛА правительственная сторона оказывалась представленной преимущественно некоей племенной милицией, которая вряд ли могла одержать победу, не будучи поддержанной «броне-» или «артмастерами» из состава армии. А такая поддержка, в свою очередь, была крайне вероятна – лишь попроси.

В сентябре того же года отряды Южного командования СПЛА, руководил которыми бывший майор SAF Арок Тон Арок, напали на другой важный город племени мандари – Терекеку, теперь на западном берегу Нила несколько севернее Монгаллы. В захваченной Терекеке произошли серьезные эксцессы в отношении мандари. Причем источники отмечают их направленность прежде всего против «восточного крыла» племени, что возможно было местью за недавнее поражение на другой стороне Нила. Впрочем, и Терекеку отряды СПЛА были вынуждены вскоре оставить.

Разумеется, повстанцы проявляли активность и в других районах юга Судана. Однако пока отмечу лишь захват 3 марта 1985 года поселка Джеку (н/к), восточнее Насира у границы с Эфиопией. Хоть это событие и не повлекло дальнейших серьезных последствий, но по крайней мере SAF потеряли здесь весь гарнизон во главе с полковником.

Гораздо труднее было овладеть провинциальными центрами, хоть повстанцы и пытались. В ноябре 1985 только что прибывший после обучения в Эфиопии батальон попытался взять Бор. Однако для составлявших его динка из северных кланов местность судда оказалась совершенно незнакомой и непривычной, что и сыграло немалую роль в итоговом сокрушительном поражении.

По видимому, именно это поражение переполнило «чашу терпения» командования СПЛА в отношении Южного командования. Арок Тон Арока заменили на некоего Куола Маньянг Джуука. Эпитет «некий» впрочем не стоит рассматривать слишком уничижительно – как показали дальнейшие события, наибольшую известность во 2-й Гражданской приобретали не руководители успешных операций, а раскольники и изменники.

Завершим же данный раздел парой эпизодов из «борьбы на дорогах» 1985 года. О продолжавшихся проблемах с нильским пароходством свидетельствовал факт освобождения в феврале 86-го плененного повстанцами несколькими месяцами ранее капитана парохода, гражданина ФРГ (почему собственно этот случай и стал известен). Опасность же полетов на снабжение гарнизонов была подтверждена потерей двух транспортников Buffalo – 14 марта у Акобо и 4 апреля возле Бора. Наконец, в конце года СПЛА несколько раз обстреливала аэропорт Джубы из орудий и минометов, хоть и без особых результатов.

Тем временем приближались более серьезные события…

Павел Нечай,

ТАСС-ДОСЬЕ /Александр Панов/. В соответствии с его итогами 9 июля 2011 г. была провозглашена независимость Республики Южный Судан, ставшей 54-м и самым молодым государством Африки. В свою очередь утрата южных территорий лишила Республику Судан статуса самой большой по площади страны континента.

Колониальный период

Территория Южного Судана населенная скотоводческими (динка, нуэр, шиллук и др.) и земледельческими (народы группы банту) народами, в 1899 г. была включена в состав Судана, над которым был установлен режим совместного англо- египетского управления (кондоминиума). В отличие от населения Севера Судана, которое составляли арабы и африканцы, исповедующие ислам, народы Юга придерживались традиционных африканских верований.

В 1924 г. британские власти фактически монополизировали управление над Суданом. С целью предотвращения распространения арабского и исламского влияния со стороны суданцев-северян на народы Юга были введены правила, максимально ограничивавшие передвижение между северной частью и тремя южными провинциями. Север и Юг Судана были подчинены отдельным администрациям. В южных провинциях англичане оказывали активную поддержку христианским миссиям, поощряя христианизацию местного населения.

Южный Судан в составе независимого Судана

1 января 1956 г. Судан был провозглашен независимым государством со столицей в Хартуме. В 1958 г. произошел военный переворот, в результате которого в стране был установлен военный режим во главе с маршалом Аббудом.

Суданские власти развернули репрессии против оппозиции, а проблему спровоцированного британской политикой сепаратизма на Юге попытались решить путем насильственной исламизации. Такие шаги привели к росту напряженности и началу вооруженных столкновений между военно-политическими организациями южан и отрядами суданской армии. Жертвами первой гражданской войны (1955-1972) стали около полумиллиона суданцев с обеих сторон.

Пришедшее к власти в ходе очередного военного переворота в 1969 г. правительство Джафара Нимейри пошло на предоставление южным провинциям региональной автономии. 26 февраля 1972 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе было подписано соглашение между правительством Судана и лидерами южан, в соответствии с которым Юг Судана получал автономный статус в составе единого государства. Все повстанцы, согласившиеся прекратить боевые действия, попадали под амнистию.

После того как в 1978 г. на Юге Судана были обнаружены большие запасы нефти (район Верхнего Нила), хрупкий мир в южном регионе вновь оказался под угрозой. В мае 1983 г. введение в Судане исламского законодательства, действие которого распространялось и на южные провинции, а также планы проведения административной реформы, ослабляющей региональную автономию, спровоцировали возобновление вооруженного противостояния, переросшего во вторую гражданскую войну (1983-2005).

Созданное в том же 1983 г. Народно-освободительное движение Судана (НОДС) возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг. Будучи выходцем из южной части страны, он, тем не менее, выступил против отделения Юга и заявил, что борется за освобождение всего Судана, в котором будет устранена дискриминация по расовому, религиозному или этническому признаку. Однако его лозунг "перемешать расы и культуры" по образцу американского "плавильного котла" не нашел достаточной поддержки на севере страны и стал одним из факторов роста арабского национализма и исламского фундаментализма. Боевые действия вскоре охватили весь Юг страны и прилегающие к нему северные районы. Война продолжалась более 20 лет. Ее жертвами стали более 2 млн человек. Около 4 млн стали внутриперемещенными лицами и еще 600 тыс. человек - беженцами в соседних странах.

На пути к независимости

Процесс урегулирования конфликта на Юге Судана проходил при активном посредничестве представителей международного сообщества в лице Межправительственного органа по вопросам развития (ИГАД), Африканского Союза, ООН, США, Евросоюза.

9 января 2005 г. представители правительства и повстанцев подписали в Найроби (Кения) договор о мирном урегулировании на юге Судана, в соответствии с которым устанавливался шестилетний переходный период. 9 июля 2005 г. вступила в силу временная конституция. Лидер НОДС Джон Гаранг стал вице-президентом Судана и главой правительства автономного Южного Судана. После гибели Гаранга в авиакатастрофе 30 июля 2005 г. его место занял Сальваторе Киир Маярдит (Салва Киир). В отличие от своего предшественника он выступал за выход Южного Судана из состава Судана. 11-15 апреля 2010 г. Салва Киир был избран президентом автономного региона Южный Судан, получив почти 93 % голосов избирателей.

Вопрос о будущем статусе региона, согласно условиям мирных соглашений, был вынесен на референдум, прошедший на территории автономии 9-15 января 2011 г. За независимость Южного Судана проголосовали 98,83 % его участников (3 млн 792 тыс. 518 его жителей). Явка составила 97,6 % от числа зарегистрированных избирателей. Власти Судана официально признали результаты референдума и согласились на предоставление Южному Судану независимости. Столицей нового государства стал город Джуба.

После провозглашения независимости

Однако конфликт между Хартумом и Джубой не был исчерпан ни после референдума, ни после провозглашения независимости Южного Судана 9 июля 2011 г. По-прежнему нерешенным остается вопрос о принадлежности спорного района Абьей, расположенного в приграничной зоне на территории суданского штата Южный Кордофан, богатого нефтяными запасами. Власти Южного Судана продолжают настаивать на проведение в Абьее референдума по вопросу о статусе района и его включении в состав своей страны. 20 июня 2011 г. было подписано соглашение о создании в районе Абьей демилитаризованной зоны и размещении там миротворческого контингента под флагом ООН.

Президенты Северного Судана Омар Аль-Башир (cлева) и Южного Судана Салва Киир (справа) на церемонии в честь независимости Южного Судана в июле 2011 года.
Фото с сайта www.un.org

Недавно на политической карте мира появилось новое государство – Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9–15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума – столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга – так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом – война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955–1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем – сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», – переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, – только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти – властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние – 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда – главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан – на очереди. Остается только немного подождать.

Вопрос № 31

Новый виток кризиса в отношениях двух регионов Судана пришелся на начало 1980-х гг., когда Хартум фактически дезавуировал ключевые положения (ААС) Аддис-Абебское мирное соглашение. Южане ответили новым антиправительственным восстанием, что привело к началу второй в новейшей истории страны гражданской войны (1983-2005 гг.). Противником правительства выступило Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с мятежным полковником Дж. Гарангом , которое, в отличие от своих предшественников – повстанцев времен первой гражданской войны - на первом войны не выдвигало сепаратистских требований.

Главными причинами нового вооруженного восстания, таким образом, стали:

· ущемление центральным правительством Судана политической и культурной автономии южного региона;

· недовольство образованной части южносуданского общества авторитарными методами управления страной, к которым в 1970-х - начале 1980-х гг. систематически прибегало правительство Дж. Нимейри;

· протест Южного Судана против введения судопроизводства по шариату в масштабах всей страны;

· недовольство бывших участников движения «Анья-Нья» своим финансовым положением и карьерными перспективами в суданской армии.

· внешний фактор - заинтересованность стран-соседей Судана в дестабилизации южного региона страны и ослаблении правительства Нимейри.

В рассматриваемый период круг внешних сил, оказывавших воздействие на взаимоотношения Севера и Юга, постоянно менялся. В то же время можно выделить группу международных организаций и правительств зарубежных стран, которые в течение всего периода 1983-2011 гг. либо значительной его части имели наиболее серьезные рычаги влияния на ситуацию в Судане. К их числу относятся международные организации (ООН, ОАЕ, АС и ИГ АД), страны-соседи Судана (Эфиопия, Эритрея, Уганда, Египет, Ливия, Заир/ДРК и др.), США, Великобритания и, в меньшей степени, Франция как наиболее заинтересованные представители стран Запада, Европейский Союз, Китай, а также Саудовская Аравия и Иран как ключевые партнеры Хартума на Ближнем и Среднем Востоке. Россия, как и СССР в 1983-1991 гг., не была непосредственно вовлечена в суданские дела, однако ее статус и возможности как постоянного члена СБ ООН, а также позиция заинтересованного наблюдателя позволили стране быть одним из значимых игроков.

Интересы и мотивы вовлеченных в конфликт внешних акторов были разнообразны . Для одних на первом месте стояла заинтересованность в ресурсах Судана, в частности нефтяных и водных. Другие руководствовались интересами безопасности своих границ с южным регионом Судана, опасаясь дестабилизирующего воздействия суданского конфликта. Определенную роль играли геополитические и идеологические факторы: «холодная война», общая арабо-исламская идентичность, христианская солидарность и панафриканизм. Однако, помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем – идеологическими соображениями.

В годы вооруженного конфликта 1983-2005 гг. позиция Организации африканского единства и ее правопреемника Африканского союза по главной проблеме (о праве Юга Судана на самоопределение) и другим вопросам повестки дня переговоров была неоднозначной и непоследовательной. Общеафриканские организации, с одной стороны, подчеркивали нежелательность распада Судана, призывая стороны к сохранению единства страны, с другой - поддержали разнонаправленные инициативы в рамках переговорного процесса 1986-2005 гг. Непоследовательность позиций ОАЕ и АС не позволила им в полной мере реализовать свой потенциал участия в мирном урегулировании до самого окончания гражданской войны.

Начало войны

Нарушение Аддис-Абебского соглашения

Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны, которые были обнаружены в 1978, 79 и 82 годах.

Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны

Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.

В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.

В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.

Переговоры и эскалация

В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.

Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительств а, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.

В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.

Совет революционного командования национального спасения

30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения» , который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.

Уголовный закон 1991 года

В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата , включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана . Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.

Разгар войны

Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.

В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите .

Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).

Разногласия в НАОС

В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани ), а в феврале 1993 года третьей (во главе с Керубино Боли ). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции .


Похожая информация.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...