Вклад б.д. парыгина в возрождение отечественной социальной психологии

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная энциклопедия

Отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… … Психологический словарь

Социальная психология - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… … Большой толковый социологический словарь

Система социальной психологии

Концептуальные основы социальной психологии

Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной структурой элементов, из которых формируется определенная система. По мнению Б.Д. Парыгина, такая система может быть представлена следующим образом:

Из этой схемы видно, что социальная психология как наука может быть рассмотрена с трех сторон - (а) методологической, (6) феноменологической, (в) праксиологической.

Методологию социальной психологии можно кратко охарактеризовать как совокупность приемов исследования, совокупность средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социопсихических явлений. Эти средства представлены на схеме Б. Д. Парыгина, с одной стороны, концептуальным, с другой - инструментальным аппаратом.

Феноменологию социальной психологии интересуют социально-психологические явления, т. е. психическое состояние и поведение индивида в группе и в совокупной групповой деятельности. Согласно такому представлению, объектами этой науки являются личность и человеческое общение (Г. М. Андреева вводит сюда еще большие и малые группы. Такой же позиции придерживается и группа ученых во главе с Е. С. Кузьминым и В. Е. Семеновым)

Праксиологическая сторона социальной психологии - это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология.

Разработка частных проблем прикладной социальной психологии весьма значима для более глубокого понимания ряда вопросов, связанных с феноменологическими основами науки.

Структура социально-психологической теории, таким образом, может быть представлена следующим образом.

Методологические основы теории Феноменологические основы теории Праксиологические основы теории
Концептуальный аппарат Проблема личности (понятие, функции, структура, динамика) Психология быта
I. Основные положе­ния исторического материализма, связан­ные с определенней места и роли психи­ческого фактора в социальной жизни
2. Принципы, законы и категории социальной психологии Проблема общности и общения (понятие, функции, структура, динамика) Индустриальная психология Правовая психология Психология политики Этническая психоло­гия
3 Теоретические предпосылки исполь­зования методов, методики и техники конкретного исследо­вания Психология искусства Психология религии Психология науки


Представленная Б. Д. Парыгиным структура социально-психологической теории в качестве концептуального ядра имеет исторический материализм, через призму которого и преломляются феноменологические и праксиологические основы теории. Формирование концептуального аппарата ориентировано только на исследовательскую практику социальной психологии. Такое ограничение концептуального аппарата, на наш взгляд, уже преодолено в работах Л. А. Петровской и Ю. Н. Емельянова. Эти социальные психологи разработали теоретические основы социальной психологии как науки и практики социально-психологического воспитания личности и управления процессами групповой жизни. В этом же направлении интенсивно ведется работа и в зарубежной социальной психологии. Достаточно назвать имена Дж. Морено и К. Рудестама.

Дж. Морено, автор всемирно известной социометрической концепции малых групп, в своей книге "Основы социометрии" вводит понятие социоатрии, которую рассматривает как науку о "лечении" социальных систем (в том числе малых и больших групп).

К. Рудестам разработал теоретические и практические основы групповой психотерапии.

Можно было бы, ссылаясь на других исследователей, продемонстрировать разнообразие характеристик структуры социально-психологической теории. Но это бесперспективное дело, ибо у разных авторов концептуальные ядра теории различны.

По нашему же мнению, концептуальная схема социальной психологии должна иметь,в качестве теоретико-методологического ядра философско-антропологическую теорию общения . Такая теория, по мнению М. С. Кагана (с которым мы полностью солидарны), подчеркивает междисциплинарное значение общения, а развивающаяся на ее базе социально-психологическая теория предстает как междисциплинарная наука.

Философско-антропологическая теория общения позволяет не только преодолеть существующие концептуально-методологические разногласия в определении объекта науки, но и объяснить коммунологические тенденции в философии зарубежных стран (философия "экзистенциональной коммуникации" К. Ясперса, "диалогическая антропология" М. Бубера, теория коммуникации О. Ф. Больнова и др.), интерпретации феномена общения в современной религиозной антропологии.

Философско-антропологическая теория общения, получившая свое развитие в трудах М. М. Бахтина, М. С. Кагана, Л. П. Буевой и др., позволяет определить социальную психику как объект специальной научной теории - социальной психологии, придав ей междисциплинарный научныйстатус .

Таким образом, социальная психология предстает как междисциплинарная научная теория, призванная изучать социальную психику как динамическую систему, включающую в себя явления и законы, которые возникают в общении и объясняют его, а также механизм социальной регуляции человеческого общения. В таком случае предметом социальной психологии будет общение как основа и источник социальной психики, а ее феноменами

Общение (как основа и источник социальной психики),

Личность (как субъект общения),

Малая группа (как совокупный субъект и совокупность субъектов общения),

Механизмы общения,

Формы общения,

Социальные и психологические технологии общения.

Такое представление проблемного поля общения способствует

дифференциации теории и более широкому использованию ее в практике.

Контрольные вопросы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2012, том 33, № 5, с. 126-128

ПАРЫГИН БОРИС ДМИТРИЕВИЧ

9 апреля 2012 на 82 году жизни после продолжительной болезни скончался основатель философско-социологического направления отечественной социальной психологии, профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ Борис Дмитриевич Парыгин.

Б.Д. Парыгин родился 19 июня 1930 года в Ленинграде. Подростком пережил ленинградскую блокаду. После окончания школы поступил на философский факультет ЛГУ и окончил его в 1953 году с отличием. Будучи студентом, начал работу учителем психологии в школе. Уже здесь определился его интерес к социальной психологии, который развивался по мере его учебной и научной работы в качестве преподавателя философии в различных вузах. В 1961 году Парыгин защитил кандидатскую диссертацию и перешел на работу в Ленинградский государственный университет (1962) в качестве доцента кафедры

философии философского факультета. В 1967 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)". В эти годы вышли его статьи с определением предмета и обоснованием прав этой отрасли науки на существование. В монографии "Социальная психология как наука" (1965 г. 1-е изд.; 1967 г. 2-е изд.) впервые в отечественной литературе Парыгиным была предложена концепция социальной психологии как системы научного знания, определены природа, истоки и основные тенденции ее развития, прослежена история становления социально-психологической мысли в России и ее место в ряду других гуманитарных и естественных наук. Его публикации вызвали живой интерес у психологов, философов и социологов как у нас в стране, так и за рубежом. Часть статей была опубликована в Германии и США, а монография была переиздана в Болгарии, Чехословакии, Бразилии и Уругвае.

Другое направление исследований Парыгина в эти годы было связано с его обращением, вслед за Н.К. Михайловским и В.М. Бехтеревым, к феномену общественного настроения. В книге "Общественное настроение" (1966) им были определены понятие и природа, структура и динамика общественных настроений; показана специфика, место и роль общественных настроений в различных сферах социальной жизнедеятельности людей. Здесь же раскрыты способы диагностики и механизмы формирования общественных настроений как важнейшего индикатора психологического состояния общества.

В 1968 году Парыгин возглавил кафедру философии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. При кафедре им была создана лаборатория социально-психологических исследований и открыт первый в стране факультет социальной психологии на правах факультатива. Под его редакцией были опубликованы книги преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории: "Социальная психология и философия"; "Личность и группа" (1971). В том же году вышел в свет главный труд Па-рыгина - "Основы социально-психологической теории". В нем было представлено авторское видение необходимости разработки общей со-

циально-психологической теории и определены ее ключевые составляющие. В качестве таковых автором были названы феномены личности и общения, которые исследовались им с позиций структурно-динамического подхода. Созданная Парыгиным модель общения, включающая в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную составляющие, обрела широкое признание в социальной психологии.

Выход этой книги стал началом первых серьезных исследований общения и фактором обретения общением статуса основополагающей категории не только в социальной психологии, но и в ряду смежных с ней научных дисциплин -культурологии, теории информации и др. Эта монография означала инновационный прорыв социально-психологической мысли - разработка основ общей теории социальной психологии дала ответ на социальный заказ своего времени. Знаком признания авторитета Б.Д. Парыгина в этом направлении служат неоднократные переиздания его книги в Германии (1975 и 1976 гг.) и ее выход в 1977 г. на японском языке в Токио.

В 1976 году Б.Д. Парыгин организовал и возглавил сектор социально-психологических проблем трудовых коллективов и регионального управления в Институте социально-экономических проблем АН СССР. Результаты его работы нашли отражение в книге "Научно-техническая революция и личность" (1978), в которой охарактеризованы социально-психологические противоречия и тенденции, связанные с ходом научно-технического прогресса. В числе последних - интенсификация психической жизнедеятельности человека, эскалация ее опосредованности и тенденции персонификации и деперсонификации человеческой деятельности и отношений. Из этого следовал вывод о возрастающей значимости социально-психологического обеспечения готовности человека ко все более сложным и напряженным условиям его жизни и деятельности. Существенным фактором такой психологической готовности, как показали исследования, является здоровый социально-психологический климат коллектива. Результатом многолетних исследований, осуществленных под руководством Парыгина, стала разработка стандартизированных способов диагностики и прогнозирования динамики социально-психологического климата коллектива. Это нашло отражение в монографии Парыгина "Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения" (1981), а также "Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива" (под его редакцией, 1986 г.)

В дальнейшем Парыгиным были разработаны методы оценки социально-психологической готовности к эффективной деятельности субъектов территориального управления (на уровне городов и регионов), которые, к сожалению, не были в полном объеме приняты к внедрению в связи с переоценкой возможностей решения этих проблем чисто экономическими средствами. (См.: Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления. 1993 г.)

В 1992 году Парыгин перешел на работу в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, где основал и возглавил кафедру социальной психологии. Здесь по итогам своих многолетних теоретических и экспериментальных исследований в 1999 г. им была опубликована монография "Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории". Несмотря на традиционность авторского обращения к целому ряду представленных в книге проблем, работа включала в себе и новые подходы. Это относится к трактовке, прежде всего, феноменологии личности. Применительно к ней произошло углубление авторского видения сущностной характеристики и истоков противоречий личности. Рассогласованность ее динамической и статической структур теперь рассматривалась Парыгиным как результат психологической неготовности личности к адекватному восприятию и реализации возможностей своего духовно-психологического потенциала. Формированию психологической готовности личности к самореализации служат практики социально-психологического тренинга, апробированные авторским коллективом кафедры социальной психологии под руководством Парыгина, в том числе и разработанный им постдиагностический тренинг-коррекция. Авторский тренинг Б.Д. Парыгина изложен в коллективной работе "Практикум по социально-психологическому тренингу", вышедшей под его редакцией в 1994 году и неоднократно переизданной.

В вышедшей в 1999 году книге "Анатомия общения" дан системный анализ общения: его сущности, природы, механизмов, видов и т.д.

Научно-педагогическая деятельность Парыги-на нашла свое выражение прежде всего в написанном им учебном пособии "Социальная психология" (2003).

В 2010 г. вышла в свет последняя книга Пары-гина, ставшая значительным явлением в отечественной науке: "Социальная психология: истоки и перспективы" (СПб., 2010). Парыгин продолжил здесь разработку общей социально-психологической теории, обобщил написанное ранее

и охарактеризовал специфику и модификации социально-психологической парадигмы. Он обратился к анализу наиболее острых проблем современности, в свете которых были рассмотрены перспективные тенденции развития социальной психологии. Прежде всего, его внимание было обращено к проблеме личностной уникальности и самоидентификации, в которой Парыгин видит механизм социально-психологической защиты личности, понимаемой им как микрокосм в поликультурном мире.

Парыгин - автор более 400 научных работ. Он лауреат ряда конкурсов научной и научно-популярной литературы, неоднократно удостаивался грантов российских фондов, Действительный член Международной Академии психологических наук, Нью-Йоркской Академии наук и др. Результаты его исследований неоднократно докладывались на российских и международных форумах. В их числе "Международные Лихачевские научные чтения", "Международные конференции по психологии общения", ежегодная Межвузовская конференция по социальной психологии, проходящая в СПбГУП и др.

До последних дней Борис Дмитриевич вел активную научную и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургском гуманитарном университе-

те профсоюзов. В последней своей статье "Социально-психологическая наука: испытание временем" для сборника материалов VII Межвузовской научно-практической конференции, с идеями которой Парыгин выступил 20 марта 2012 г., он выразил обеспокоенность тем, что "блокирующим фактором развития общей социально-психологической теории являются недооценка ее статуса как в ряду других теоретических подходов, так и в общем контексте гуманитарной культуры социума", и утверждал "главную ценность, какой является сам человек и гуманизм в отношениях между людьми ради достижения свободы и духовно-нравственного богатства раскрепощенной личности".

Методологическая основательность и полемический потенциал работ Парыгина послужат дальнейшему развитию современной социальной психологии.

ЖУРАВЛЕВ А.Л., МИРОНЕНКО И.А. - 2015 г.

  • УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В “ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ” В 2012 Г., ТОМ 33
  • БОРИС ДМИТРИЕВИЧ ПАК (1931-2010)

    ДАЦЫШЕН В.Г. - 2011 г.

  • Б. Д. ПАРЫГИН СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ТЕОРИИ Новое в гуманитарных науках САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ Санкт-Петербург 1999 Парыгин Б. Д. П 18 Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с. Под редакцией почетного члена Международной академии психологи​ческих наук, действительного члена Академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств, Балтийской педагогической академии, доктора культурологических наук, профессора А. С. Запесоцкого Рецензенты: доктор психологических наук А. Л. Свенцицкий. доктор психологических наук Г. Л. Ержемский В монографии раскрываются понятие, предмет и система социаль​ной психологии как науки, ее методы и статус в ряду других гуманитар​ных дисциплин, предпосылки и истоки ее становления. Впервые исследуется специфика российской социально-психологической мысли, своеобразие истории, этапы развития, состояние и проблемы современной отечественной социальной психологии. Обосновывается концепция многозначности и многокачественности как проявлений социальной психики человека (личность, деятельность, общность, общение и состояние), так и природы, процесса развития, кон​ституции самой социально-психологической науки. Книга адресована философам, социальным психологам, социоло​гам и всем интересующимся современными проблемами и перспективами развития социальной психологии. ББК 88.5 ISBN 5-7621-0100-2 © Б. Д. Парыгин, 1999 © СПбГУП, оформление, 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ВВЕДЕНИЕ Раздел первый МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка 1.2. Предмет и область социальной психологии как науки. Необходимость уточнения представлений 1.3. Статус социальной психологии 1.4. Система социальной психологии 1.5. Методы социальной психологии 1.6. Социально-психологическое мышление как инструмент исследования ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 2.1. Природа и динамика социально-психологического знания 2.2. Эмпирические предпосылки социальной психологии 2.3. Философские истоки социальной психологии 2.4. Непосредственные исторические условия становления социальной психологии как течения мысли 2.5. От течения мысли к системе научного знания ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 3.1. Социально-психологическое направление в России конца XIX - начала XX века 3.2. Социальная психология 20-х годов 3.3. Марксизм и фрейдизм: от попыток синтеза к идеологическому размежеванию 3.4. Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии? 3.5. Возрождение и тенденции развития отечественной социальной психологии Раздел второй СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ГЛАВА 4. ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4.1. Понятие личности 4.2. Социально-психологическая структура личности 4.3. Личность как социально-психологическая проблема 4.4. Специфика социально-психологического изучения личности с учетом пространственных и временных параметров ГЛАВА 5. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ 5.1. Понятие и природа духовного потенциала личности 5.2. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности 5.3. Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала личности ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ 6.1. Понятие социально-психологического барьера 6.2. Функции и природа социально-психологического барьера 6.3. Виды социально-психологических барьеров 6.4. Пути преодоления социально-психологических барьеров Раздел третий СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА 7. ФЕНОМЕН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7.1. Статус, понятие и структура деятельности в социальной психологии 7.2. Деятельность как социально-психологическая проблема 7.3. Социально-исторические тенденции психической деятельности ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8. 1. Психологическая готовность как фактор деятельности 8.2. Статус, понятие и структура феномена готовности к действию в социальной психологии 8.3. Готовность к деятельности как социально-психологическая проблема ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9.1. Понятие психологической включенности в деятельность 9.2. Психологическая включенность как фактор деятельности 9.3. Включенность в деятельность как социально-психологическая проблема 9.4. Природа и факторы психологического включения и включенности личности 9.5. Обеспечение психологической включенности в деятельность 9.6. Эффект и парадокс психологической включенности 9. 7. Преодоление инерции психологической включенности Раздел четвертый СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТИ ГЛАВА 10. ОБЩНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 10.1. Статус и модификации феномена общности в социальной психологии 10.2. Понятие психологической общности 10.3. Природа и функции психологической общности 10.4. Общность как социально-психологическая проблема 10.5. Лидерство как инструмент интеграции общности ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩНОСТЕЙ 11.1. Классификация социально-психологических общностей 11.2. Психология эпохи как историческая общность людей 11.3. Психология народа 11.4. Массовая психология 11.5. Психология эмиграции 11.6. Психология малой группы 11.7. Психология брака и семьи Раздел пятый СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ГЛАВА 12. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 12.1. Понятие общения 12.2. Общение и личность 12.3. Общение и деятельность 12.4. Общение и общность 12.5. Общение и социальные отношения 12.6. Общение и взаимопонимание людьми друг друга 12.7. Значение и функции общения 12.8. Анатомия общения ГЛАВА 13. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ 13.1. Понятие и способы структурирования общения 13.2. Субъект и объект общения 13.3. Средства общения 13.4. Общение как коммуникация 13.5. Общение как информационный процесс 13.6. Средства массовых коммуникаций в структуре общения 13.7. Общение как взаимодействие 13.8. Способы взаимодействия людей в процессе общения 13.9. Типы и виды общения ГЛАВА 14. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ 14.1. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения 14.2. Психическое заражение 14.3. Внушение 14.4. Убеждение 14.5. Подражание 14.6. Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения Раздел шестой СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОСТОЯНИЯ ГЛАВА 15. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ 15.1. Понятие, природа и функции состояний социально-психологических явлений 15.2. Разновидности состояния социально-психологических явлений ГЛАВА 16. НАСТРОЕНИЕ КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА 16.1. Из истории вопроса 16.2. Определение настроения 16.3. Индивидуальное и социальное в настроениях личности 16.4. Структура психического настроя личности 16.5. Психический настрой и установка ГЛАВА 17. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА - ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СОСТОЯНИЯ 17.1. Понятие социально-психологического климата коллектива 17.2. Структура проявлений социально-психологического климата 17.3. Роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива 17.4. Природа и факторы социально-психологического климата ГЛАВА 18. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 18.1. Понятие и виды диагностики социально-психологического климата коллектива 18.2. В поисках критерия 18.3. Определение основных показателей климата 18.4. Потенциалы социально-психологического климата коллектива 18.5. От характеристики потенциалов к структурной модели СПК ГЛАВА 19. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 19.1. Прогнозирование социально-психологического климата коллектива 19.2. Понятие регуляции социально-психологического климата 19.3. Постдиагностический тренинг-коррекция как инструмент регуляции СПК коллектива ГЛАВА 20. ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ПСИХОЛОГИИ 20.1. Общественное настроение как предмет исследования 20. 2. Динамика социального настроения 20.3. Современные тенденции исследования общественного настроения ГЛАВА 21. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА 21.1. Состояние общества как предмет социально-психологического исследования 21.2. Социально-психологические проблемы гуманитарного образования и культуры как индикаторы состояния общества 21.3. Гуманитарное образование и наука как зеркало состояния общества и духовной эволюции нации 21.4. Смена надстроечной парадигмы: способ преодоления барьеров на пути гуманизации общества ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Предисловие В системе гуманитарного знания о человеке заметное мес​то принадлежит социальной психологии. Она призвана ответить на многие вопросы, связанные со спецификой психического со​стояния и поведения, общения и деятельности как отдельного ин​дивида, так и различных групп людей. Сегодня особенно актуально включение потенциала со​циальной психологии в совершенствование системы высшего гуманитарного образования и культуры общества. Без этого невозможно решение такой стратегической задачи, какой яв​ляется духовное преобразование России. Но для разрешения всех этих проблем сама социальная пси​хология должна быть готова к адекватному восприятию и пони​манию тех перемен, которые происходят в мире человеческого общения и отношений в наш беспокойный век. А это предпола​гает, в свою очередь, целеустремленную работу социальных пси​хологов над развитием и обогащением творческого потенциала данной науки, ее концептуальных возможностей и технологи​ческих средств. Именно в этом нам и видится смысл данного исследования. Автор настоящего труда - доктор философских наук Бо​рис Дмитриевич Парыгин - уже известен читателям как один из инициаторов возрождения социальной психологии в нашей стране в конце 50 - начале 60-х годов. Среди его публикаций такие, как "Социальная психология как наука" (1965, 1967), "Основы социально-психологической теории" (1971), "Обще​ственное настроение" (1966), "Научно-техническая революция и личность" (1978), "Социально-психологический климат кол​лектива" (1981) и целый ряд других. Новая книга Б. Д. Парыгина является итогом его много​летней экспериментально-практической и теоретической рабо​ты в этой области. Данный труд не только обобщает уже сложившийся у ав​тора опыт наблюдений и исследования социально-психологических явлений, но также ставит целый ряд новых вопросов, предлагая их видение и решение. Таковы проблемы социально-психологического мышле​ния, его характера и места в системе научного знания как ин​струмента методологии, природы и этапов становления мировой социально-психологической мысли от отдаленных предпосылок до сложившейся системы, специфики нацио​нальных школ и исторических особенностей процесса развития мировой и отечественной социальной психологии, резервов духовно-психологического потенциала личности, психологичес​кой готовности и психологической включенности в деятель​ность, характера и специфики социально-психологических механизмов человеческой деятельности, общности и состояния социальной психики. Полагаю, что новая книга Б. Д. Парыгина привлечет вни​мание не только специалистов - социальных психологов, фи​лософов и социологов, но будет полезна и всем интересующимся новейшими разработками в этой области научного знания. Академик А. С. Запесоцкий ВВЕДЕНИЕ Со времени выхода в свет в 60-70-е годы первых отече​ственных монографических исследований, посвященных совре​менным проблемам социальной психологии, прошло более четверти века. За это время многое изменилось и в жизни стра​ны, и в положении данной науки. Произошли радикальные пе​ремены в системе социальных отношений, в жизнедеятельности всех слоев и групп общества, в состоянии духовно-нравствен​ной атмосферы, в общественном настроении и ценностных ориентациях, доминирующих в социуме, которые пока не получили необходимого научного, в частности социально-психологичес​кого осмысления и объяснения. Не остался без изменения и статус самой социальной пси​хологии как науки. Сегодня она уже не нуждается в доказа​тельствах своего права на существование. Нет сомнений и в возрастающей значимости как эмпирических исследований в этой области, так и в необходимости социально-психологичес​кого видения всего многообразия повседневно наблюдаемых нами явлений жизни. Теперь пришло время энергичного развертывания твор​ческих возможностей этой науки и ее включения в решение многих практических вопросов, связанных с психологическим обеспечением готовности общества к эффективному выходу из затянувшегося кризиса, возрождению и обновлению экономи​ческого, правового, политического и духовно-нравственного потенциала социума, его гуманитарной культуры и гумани​тарного образования. Вместе с тем очевидно и отставание в темпах развития социально-психологической теории и опыта ее практического внедрения от давно назревших и все более острых запросов со​циальной жизни. Одним из показателей этого является недоста​точная пока вовлеченность практических психологов в деятельность различных систем управления (федерального, от​раслевого, территориального) и некоторое снижение в темпах развития фундаментальных исследований. Это, конечно, не означает отсутствия новых теоретичес​ких и практических подходов и разработок в области социаль​ной психологии. Они существуют и нуждаются в более широком обсуждении. Общетеоретические вопросы социальной психоло​гии отражены в ряде работ, опубликованных за последние 10- 15 лет -. Вместе с тем сохраняется настоятельная необходимость дальнейшего развития социально-психологической мысли. Стремительный поток радикальных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей в последние годы, требует серьез​ного осмысления, а нередко и переосмысления многого из того, что было сказано ранее. Одна из первых попыток постановки и обсуждения этих вопросов была предпринята на Междуна​родной научной конференции "Социально-психологические проблемы человека в изменяющемся мире", которая состоя​лась в 1993 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном универ​ситете профсоюзов . Не менее существенно и то, что при относительной ста​бильности общего понятия о предмете и области социальной психологии представление о круге ее вопросов может и должно уточняться и обогащаться. В настоящем издании рассматриваются вопросы методо​логии и истории становления мировой и отечественной соци​ально-психологической мысли, а также основные проблемы социально-психологической теории (личности, деятельности, общности, общения и состояния). Наряду с традиционным освещением предмета и облас​ти, системы и методов и других методологических вопросов, которые связаны с характеристикой социальной психологии как науки, здесь предпринята попытка определения и ее статуса в системе человекознания. Это касается прежде всего тех границ в предметной обла​сти социальной психологии, которые позволили бы видеть как поле совпадения ее интересов со смежными отраслями научно​го знания, так и сферу присущего ей специфического видения изучаемых явлений. Существенно при этом учитывать то, как постепенно ме​няется статус этой науки по мере развития ее потенциала: от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисцип​лин до методолого-теоретической основы социально-психоло​гического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности. По мере накопления новых эмпирических данных, свя​занных с расширением сферы прикладной социальной психо​логии, еще более возрастает значимость их теоретического осмысления. Применительно к способу построения социально-психо​логической теории необходимо учитывать все большую ак​туальность: - разделения функций, с одной стороны, общей теории, а с другой - той ее разновидности, которая носит преимуще​ственно прикладной характер; - проблемного подхода к рассмотрению изучаемых яв​лений в отличие от преимущественно эмпирического, описа​тельного; - системного видения всего многообразия граней изуча​емых явлений и вытекающего из этого расширения их круга, попадающего в поле зрения данной науки. С последним связано, в частности, и представленное здесь на рассмотрение авторское видение феномена деятельности и как социально-психологического явления, и как проблемы (пси​хологическая готовность и психологическая включенность в де​ятельность). Очевидна и в дальнейшем перспектива уточнения и обо​гащения представлений о предмете социальной психологии за счет включения в нее новых явлений и проблем. Это вытекает из процесса расширения поля взаимных ин​тересов дисциплин, пограничных с социальной психологией. Происходит это как за счет дифференциации и развития прикладной социальной психологии, так и в результате обраще​ния к социально-психологической теории, ее понятийному ап​парату тех исследований, которые осуществляются в пределах смежных с ней дисциплин. Все это делает весьма прозрачными границы между со​циальной психологией и другими науками о человеке и сопро​вождается взаимными и все более массовыми переходами их демаркационных линий исследователями с обеих сторон (к сча​стью, пока без перерастания этих переходов в сколько-нибудь серьезные "пограничные конфликты"). Примером может служить ситуация, связанная с изучени​ем феноменологии общения. На старте возрождения отечественной социальной пси​хологии в 1960-е годы феномен общения представлялся объектом исключительно социально-психологических инте​ресов и исследований. Однако уже к 80 и тем более 90-м годам появилось нема​ло работ, в которых общение исследовалось с позиций и в рам​ках традиций общей психологии. Это привело к необходимости чисто терминологически различать такие понятия, как психо​логия общения и социальная психология общения, при том оче​видном факте, что и просто психология общения не может быть никакой другой, кроме как столь же социальной. Феномен общения уже сейчас вызывает растущий интерес в других, в прошлом далеких от него, сферах научного исследо​вания. Это отражается в таких понятиях, как "экономическое общение", "научное общение", "политическое общение", "духов​ное общение" и т. д. И тогда возникает закономерный вопрос: в чем же специ​фика социально-психологического видения и изучения общения в отличие от подходов к нему социологов, экономистов, поли​тологов или философов? В самом сжатом виде ответ на него будет связан с призна​нием права и притязаний социальной психологии преимуществен​но на развитие общей теории общения в отличие от ее многообразных модификаций, порожденных спецификой всех других областей знания и носящих или прикладной характер, или, если говорить о философии и социологии, имеющих свои грани​цы на пути углубления в этот предмет. Но это не освобождает от разграничения отношений с об​щей психологией или тем более философией, представители ко​торых в не меньшей степени имеют основание претендовать на развитие достаточно общих представлений о данном явлении. Ответом на эту задачу может стать поиск не только и даже не столько границ, разделяющих сферы интересов к одно​му и тому же явлению, сколько различий в способе профессио​нального мышления, сложившегося в рамках той или иной научной дисциплины. Очевидно, например, наличие разницы между характером социологического и философского мышления, а соответствен​но общепсихологического и социально-психологического. Это делает актуальным постановку проблемы характе​ра, типа, стиля мышления как главного инструмента построе​ния социально-психологической теории. Из этого же следует целесообразность введения в струк​туру методологии социальной психологии как науки понятия социально-психологического мышления с определением его содержательного наполнения, его смысловой и функциональ​ной нагрузки. Не менее актуальной методологической проблемой явля​ется и вопрос о природе самого социально-психологического знания. Он до сих пор во многих отношениях остается откры​тым как применительно к характеристике генезиса и процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, так и относительно национальной специфики в ее развитии, ис​торических особенностей становления и судьбы, в частности отечественной социально-психологической мысли. Более эффективное решение данных вопросов, на наш взгляд, может быть связано с переходом от представлений об одномерности, однозначности и однокачественности к призна​нию многомерности, многозначности и многокачественности изучаемых процессов и явлений. Именно с этой точки зрения здесь предпринята попытка рассмотрения природы, и мирового процесса становления со​циально-психологического знания, и истории отечественной со​циально-психологической мысли, и особенностей постановки и решения ею или в рамках ее традиций проблем личности и дея​тельности, общности, общения и состояния. Раздел первый МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка Тенденции времени. Одной из характерных примет наше​го времени на рубеже веков и тысячелетий является многооб​разие тех тенденций, которые сопровождают процессы динамичных перемен как в самом социуме, так и в ходе его научного осмысления, в том числе и в системе социально-пси​хологического знания. В современной отечественной и зарубежной социальной психологии все более тесно соприкасаются и взаимодействуют достаточно разнонаправленные тенденции в понимании самой науки, ее становления, особенностей развития и предмета и об​ласти практических приложений, содержания и статуса, связей с другими дисциплинами, а в известной мере и ее методов. Иными словами, идет процесс обновления и обогащения понятий и представлений, включенных в концептуальный ап​парат научного знания. Сказанное не означает полного отказа от ранее сложившихся и ставших уже традиционными представ​лений и подходов. Скорее есть основание говорить об их извес​тном совмещении друг с другом. Это относится как к самому понятию социальной психологии в качестве явления человечес​кого поведения и человеческих отношений, изучаемых наукой, так и к социальной психологии в статусе собственно системы научного знания. Начнем с характеристики достаточно сложившихся и став​ших уже традиционными представлений о сути и содержании социально-психологических явлении и вытекающих из этого представлений об отличии социальной психологии как науки от других дисциплин. Определение понятия социальной психологии. Понятие со​циальной психологии многозначно. В самом общем виде следу​ет различать по крайней мере два основных его смысловых значения. Во-первых, под социальной психологией прежде всего при​нято понимать многообразные проявления социальной психики человека - особенности его психического состояния и поведе​ния в ситуации группового и массового взаимодействия с дру​гими людьми. Этому соответствуют такие понятия, как социально-пси​хологический климат группы или коллектива, общественное на​строение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д. Во-вторых, термин "социальная психология" применяет​ся и для обозначения той науки, которая призвана изучать за​кономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми. Наряду с термином "социальная психология" для обозна​чения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает - с другой) нередко употребляет​ся и другое словосочетание - "общественная психология". Его можно встретить преимущественно в работах отечественных социальных психологов 60-70-х годов. В дальнейшем термин "общественная психология" сохра​нился, как правило, для обозначения специфики социально-пси​хологических явлений (группового, коллективного и массового сознания и поведения людей), в отличие от идеологии, то есть различных форм теоретически систематизированного сознания, складывающегося преимущественно не стихийно, как соци​альная психика, а вырабатываемого идеологами и теоретика​ми, отражающими интересы тех или иных социальных групп, слоев и классов общества. Соотношение общей и социальной психологии. Теперь, ког​да мы определили понятие социальной психологии, встает воп​рос о том, как оно соотносится с понятием общей психологии. Существует мнение, что социальная психология - это ча​стный случай психологии вообще наряду с инженерной, меди​цинской, общей психологией и т. д. Представляется, что все обстоит наоборот. А именно: все разновидности психологической науки - это разновидности по сути социальной психологии. Давайте разберемся более подробно в соотношении этих понятий. Когда-то известный американский психиатр Джозеф Фурст высказал сомнение в правомерности существования со​циальной психологии как самостоятельной науки, отличной от традиционной общей психологии. Основанием для этого послужило следующее рассужде​ние: "Поскольку человеческий опыт означает социальный опыт, то ясно, что не может быть психики, которая одновременно не являлась бы социальной психикой. Следовательно, специаль​ный учебник по "социальной" психологии - это абсурд, не​правильное употребление терминов. Человеческая психика или является социальной, или она вообще не психика ". В этом рассуждении Фурста все правильно, кроме одно​го. Он игнорирует реальный опыт развития самой психологи​ческой науки, в которой произошло разделение труда между общей и социальной психологией. За первой остались общече​ловеческие психические свойства человека вообще. За второй - его социально-специфические особенности, связанные пре​имущественно с ситуацией группового и массового психичес​кого взаимодействия людей. Структура социальной психики человека. Чтобы лучше разобраться в различиях между общей и социальной психоло​гией, кратко остановимся на вопросе о структуре или состав​ляющих социальной психики человека. В самом общем и довольно упрощенном виде эту структу​ру можно было бы представить в виде пирамиды из трех основ​ных составляющих, в основании которой лежат общечеловеческие психические свойства - ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воля и т. д.; далее - социально-специфичес​кие особенности психики индивида, связанные с его принадлежно​стью к той или иной общности или группе - этнические и исторические, классовые и профессиональные и пр.; наконец, ин​дивидуально-неповторимые черты характера и жизненного опы​та (см. схему 1). Jlutrepatypa H HCKyccTBO Wuaupuayanbuo- HefMOBTOPHMBI€ 4YepTsl CounanbHasd CoumasbHo- NCHXONOTHA cneuuprieckue ocoGennocTu TICHXHKH OG6mesenoBeyeckue nicwxuyeckue cBolicTBa Схема 1 Этим трем структурным составляющим соответствуют и три различных вида освоения психического опыта человека: общая психология, социальная психология и область художе​ственного творчества. Насколько реальны эти различия и в чем состоит их мате​риализация? В первом случае реальность общечеловеческих психичес​ких свойств даже визуально очевидна. Возьмем самые элемен​тарные психические процессы - ощущение и восприятие. Уже здесь очевиден общечеловеческий характер этих наи​более "элементарных" проявлений человеческой психики. Они же вместе с тем носят и социальный характер. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит больше орла, его восприятие социальной реальности намного богаче. И вместе с тем этот ряд элементарных и более сложных общечеловеческих проявлений психики не принято изымать из сферы общей психологии. Почему? Потому что здесь речь идет именно об общечеловеческих, хотя и социально обусловленных, психических свойствах. Но что значит общечеловеческие? Это те свойства, которые при​сущи любому человеку, или человеку вообще. Эффект социальности психической деятельности. Из ска​занного очевидна условность различия предмета общей и со​циальной психологии. Социальны в конечном итоге все, в том числе и общечеловеческие, свойства психики человека. Но степень или эффект социальности психической деятель​ности не равнозначен в том случае, когда человек предстает перед нами как отдельный и как бы изолированный от других индивид или в том случае, когда он вступает во взаимодей​ствие с другими людьми. Это было замечено давно. Еще древнегреческий философ Платон различал поведение индивида наедине с собой и в тол​пе. В первом случае человек, по Платону, способен на рацио​нальное поведение, во втором - он становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Известно и то, что в условиях длительной изоляции человек может потерять способ​ность к общению и пониманию себе подобных. А человеческое существо, выросшее лишь среди зверей, не способно стать че​ловеком. Здесь мы имеем дело уже с тем дополнительным эффек​том социальности психики и психической деятельности, кото​рый как раз более всего и представляет интерес для социальной психологии как науки. Это - эффект влияния социальной общ​ности и общения на человека. Сила данного эффекта прямо пропорциональна массе вли​яющей на человека общности. Здесь человека можно уподобить элементарной частице, которая разгоняется в атомном реак​торе. Чем выше скорость разгона, тем выше скорость протека​ния психических процессов, выше уровень эмоциональности, реактивности и экспрессивности индивида. Возьмем для примера и сравнения человека в трех разных ситуациях погруженности в контакт с другими. Ситуация первая. Студент на лекции. Спокойная, эмоци​онально сдержанная обстановка, напряженная интеллектуаль​но-деловая атмосфера. Никто не вскакивает, и никто ничего, как правило, не кричит. Ситуация вторая. Мы расширяем пространство общения. Концерт. Психологически раскрепощенный контакт артиста со зрительской аудиторией. Публика способна к эмоционально​му реагированию в самом широком диапазоне - от улыбки и смеха до бурных проявлений радости и восторга через апло​дисменты и выкрики "браво!". Агрессивное поведение зрите​лей, как правило, исключено. Ситуация третья. Поведение спортивных болельщиков на стадионе во время состязаний. Многим известен психологичес​кий эффект одновременного восприятия, переживания и реаги​рования тысяч людей, следящих за спортивной борьбой на стадионе. Атмосфера ожидания развязки складывающейся си​туации, завершающейся эпизодически взрывом эмоций востор​га или разочарования тысяч болельщиков. Даже человек, вначале пассивно реагирующий на ход состязания, начинает под ее влиянием постепенно заражаться настроением стадио​на. При этом он может повести себя совершенно не свойствен​ным для него образом. Спокойный и уравновешенный на работе или в семье, он вдруг способен проявить себя как бурный ита​льянский "тиффози" - вскакивать, кричать, толкать соседей. Здесь недалеко и от "скромных" предложений толпы болельщиков "судью на мыло" до самых безграничных проявлений агрессивности. Феномен психического заражения имеет место во всех трех случаях, рассмотренных выше. Он же выступает одновре​менно и в качестве механизма психической стимуляции совме​стной деятельности людей. Эффект социальной психики, в данном случае податливо​сти человека воздействию на него других людей, может быть прослежен и экспериментально. Американский психолог Соло​мон Аш, в частности, провел в 1951 г. эксперименты, которые позволили констатировать или установить факт конформнос​ти или, что то же самое, податливости человека групповому давлению. 1.2. Предмет и область социальной психологии как науки. Необходимость уточнения представлений Предварительное определение предмета социальной пси​хологии. Из вышесказанного следует, что в поле зрения соци​ального психолога может попеременно оказываться то личность, на которую оказывают влияние другие индивиды, то группы или массы людей, которые обладают огромной силой заразительного воздействия на окружающих. Эти различия в точке отсчета, в позиции, с которой мож​но смотреть на социально-психологические явления, уже давно послужили почвой для многообразия представлений исследова​телей о том, что же является предметом данной науки. Сложилось два основных направления, а точнее сказать, даже две как бы взаимоисключающие друг друга точки зрения на предмет социальной психологии. С одной точки зрения, таким предметом является отдель​ный индивид или личность, но никак не группа, общность или масса людей. Этого мнения придерживался, в частности, фран​цузский социальный психолог Габриэль Тард , , автор кон​цепции подражания, согласно которой масса людей способна лишь подражать, копировать и тиражировать те или иные эта​лоны и новации, предлагаемые отдельными выдающимися людьми. С другой - наоборот, не отдельный индивид, а именно большие социальные группы, народы и массы должны быть и являются действительным предметом социальной психологии. Таким был взгляд немецкого психолога Вильгельма Вундта и французского социального психолога Гюстава Лебона . Их основные аргументы таковы. 1. Отдельный индивид смертен. Народ же, его психология - мифы, обычаи, язык, традиции - бессмертны. Отдельный индивид, рождаясь, лишь усваивает духовные ценности наро​да и временно пользуется их богатством. 2. Даже если рушатся сложившиеся духовные ценности общества и народа, то на арену истории выходит безличная и необузданная в своей силе масса . Почти на протяжении столетия можно было наблюдать со​поставление и противоборство различных точек зрения на пред​мет социальной психологии как у нас, так и за рубежом. Нами было предложено такое определение предмета со​циальной психологии, которое снимает конфронтацию преды​дущих подходов к его видению. Предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений. Или ина​че - это как особенности психического состояния и поведения индивида в группе, массе и коллективе, так и специфика сово​купной, т. е. совместной групповой, коллективный и массовой психической жизнедеятельности людей . Область практического применения социальной психоло​гии. Наряду с предметом социальной психологии следует разли​чать область ее практического применения. Само возникновение социальной психологии связано с определенными эмпирически​ми предпосылками или опытом использования тех или иных со​циально-психологических знаний людей в их практической жизни. Областью же практического применения социальной пси​хологии как науки является вся система общественных отно​шений (см. схему 2). Схема 2 IKO- Homn-| Ka Npeamet counansnoi ncnxonoran OGnacts npumenenua comuansuo- MCHXOMOPMYCCKHX 3HaHHit IT pago Tloan- THKa Burr 7lyxopyaa 2KU3HB Hayxa Mcxyc- cTBO Penn-| THA ou Noco- ua Если первый опыт практического применения социально-психологических знаний связан уже с жизнью первобытной об​щины, то самое широкое развитие прикладные функции социальной психологии получают в условиях капиталистичес​кого общества. Переход к массовому производству требовал, в отличие от мануфактурного, учитывать психологию потреби​теля. Задачи политической борьбы вызывали к жизни исследо​вания общественного мнения и массовых настроений, рост преступности определил интерес к вопросам криминальной пси​хологии, внешняя политика натолкнулась на необходимость зна​ния психологии народов колониальных и зависимых стран. К 90-м годам XIX века относится первый опыт теорети​ческой разработки вопросов психологии политики и права, пси​хологии религии, быта и др. С 20-30-х годов XX века начинается этап эмпирического исследования в этой области, в первую очередь - общественного мнения, пропаганды, про​мышленности и торговли. Особенно широкое развитие приклад​ная социальная психология получает в капиталистических странах после Второй мировой войны, когда идеи и выводы прикладной социальной психологии нашли повсеместное при​менение во всех сферах жизни буржуазного общества. Выдвижению на первый план прикладных функций соци​альной психологии способствовало перемещение центра соци​ально-психологической мысли из Европы в Америку. В результате первой и второй мировых войн были сильно обеск​ровлены кадры европейских социальных психологов. Некото​рые из них погибли, другие были вынуждены эмигрировать в США, спасаясь от преследований нацистов, третьи временно приостановили работу в условиях войны. На развитие социальной психологии в США сильное вли​яние оказывали как прагматическая традиция в философии, так и непосредственные запросы американского бизнеса, который мало интересовался общетеоретическими построения, если они не давали никакого практического результата, не обещали уве​личения прибыли или по крайней мере усиления политического престижа капитала. Большинство социальных психологов утрачивало инте​рес к чисто теоретической стороне исследования. Потребности капиталистической практики требовали разработки эффектив​ных методов и техники, которая бы позволила как можно ско​рее поставить социальную психологию на службу интересам монополий. Именно в США социальная психология вскоре на​шла широкое применение во всех сферах социальной жизни. Эмпирически найденные, но вместе с тем эффективные ре​комендации специалистов-психологов явились одним из весь​ма существенных обстоятельств, объясняющих, почему социальная психология за сравнительно короткий промежуток времени получила быстрое распространение и развитие в ка​питалистических странах Европы и особенно в США. В настоящее время не только за рубежом, но и у нас получи​ли развитие такие направления прикладной социальной психоло​гии, как политическая психология и психология преступности, психология науки, психология искусства и культуры, психология производства и управления, психология торговли и быта, психо​логия религии и др. . Менее всего разработанной пока остается область эконо​мической психологии, что объясняется во многом длительной традицией недооценки, если не игнорирования, социально-пси​хологических факторов в структуре материальных, экономи​ческих отношений. Недостаточность соотнесения предмета общей и современ​ной социальной психологии для определения специфики после​дней. Уже традиционным стало сопоставление общей и социальной психологии в целях характеристики особенностей предмета последней. Вместе с тем соотнесение общей и социальной психоло​гии по предмету исследования лишь на первый взгляд позволя​ет получить достаточно полное представление о специфике интересов и содержания последней. Действительно, в отличие от общей психологии, социальная ориентирована на изучение прежде всего особенностей психического состояния и поведе​ния индивида в группе, массе и коллективе. Однако достаточно ли этого определения для проведения границ между социальной психологией и теми ее областями при​кладных исследований, которые сегодня все в большей мере пре​вращаются в самостоятельные отрасли научного знания? Если поставить вопрос именно так, то становится очевид​ной ограниченность, одномерность уже сложившейся и доста​точно распространенной формулировки предмета социальной психологии как науки об особенностях психического состоя​ния и поведения как индивида в группе или массе людей, так и их совместной - групповой коллективной и массовой психи​ческой жизнедеятельности. Очевидно то, что в этом определении не предусмотрена раз​граничительная линия, которая позволила бы отделить предмет социальной психологии не только от общей психологии, но и от социологии, политической или правовой, религиозной или исто​рической психологии, в рамках которых речь также идет именно об особенностях психического состояния и поведения индивида в группе или массе людей, как и в социальной психологии. В таком случае, во-первых, необходимо уточнение пред​мета социальной психологии с учетом всего сказанного выше. Во-вторых, это уточнение, очевидно, должно констатировать не просто любые особенности психического состояния и пове​дения человека среди других людей, а лишь те, которые носят достаточно общий характер и не зависят от специфики пред​метной деятельности субъекта (экономической, правовой, по​литической или религиозной). Из этого, в свою очередь, следует, что характеристика таких тенденций и закономерностей психического состояния и поведения людей должна быть достоянием основ общей соци​ально-психологической теории в отличие от ее прикладных модификаций. В таком случае мы получаем не однозначную, а доста​точно многозначную характеристику предмета социальной пси​хологии. В отличие от общей психологии это дает основание говорить об особенностях психического состояния и поведения индивида в группе, массе и коллективе. Вместе с тем, в отли​чие от тех прикладных отраслей социальной психологии, кото​рые все больше превращаются в самостоятельные научные направления и дисциплины, здесь важно видеть достаточно об​щий характер тенденций и закономерностей этих особенностей. Однако в полной мере о различиях между социальной пси​хологией и близкими к ней гуманитарными дисциплинами мож​но говорить лишь с учетом всего многообразия проблем, позволяющих судить о современном статусе данной науки. 1.3. Статус социальной психологии Статус как элемент самоопределения социальной психо​логии. По мере завершения процесса становления социальной психологии все более актуальными становились вопросы ее внутреннего самоопределения. Последние были связаны не толь​ко с уяснением и уточнением самого предмета исследования и пониманием данной науки как целостной и вместе с тем доста​точно дифференцированной системы научного знания, но так​же и с определением ее статуса. Значимость достаточно четкого представления о статусе социальной психологии диктуется, во-первых, необходимостью разобраться во всем многообразии тех связей, которые соединя​ли эту науку с системой других дисциплин о человеке; во-вто​рых, неизбежностью сопоставления тех принципиальных подходов, которые были привнесены сюда из давших ей жизнь наук с точки зрения их приоритета в социальной психологии; в-третьих, по мере развития, а соответственно и изменения поло​жения социальной психологии в ряду смежных наук, нуждается в пересмотре и внутренняя самооценка этой дисциплины, кото​рая от потребительской роли аккумулятора, получающего под​зарядку, переходит к новой роли энергетического источника для творческой стимуляции других; наконец, в-четвертых, опреде​ление статуса необходимо для прогнозирования дальнейших пер​спектив ее взаимоотношений с другими науками о человеке. Понятие и составляющие статуса. Под статусом социаль​ной психологии есть основание понимать характеристику ее по​ложения в ряду других наук о человеке. Последнее, в свою очередь, может анализироваться с различных точек зрения, а именно: - с точки зрения определения характера ее связи, сопри​косновения, а соответственно и границ с другими науками о человеке по предмету и области исследования; - с точки зрения распределения ролей во взаимодействии с другими дисциплинами (потребителя, аккумулятора, накопи​теля или донора, генератора); - с точки зрения определения того, опирается ли эта на​ука на методологию других дисциплин или сама является ме​тодологической основой для них; - является ли она, с точки зрения "генеалогии", лишь про​дуктом, дочерним образованием каких-то наук или сама спо​собна продуцировать новые дисциплины; - является ли она, с точки зрения степени автономии и самодостаточности, всего лишь частью каких-то наук, напри​мер социологии или психологии, или имеет свой самостоятель​ный предмет исследования, не принадлежащий никому, кроме социальной психологии. Пограничный статус социальной психологии. Наибольший интерес у зарубежных и отечественных исследователей в после​дние годы вызывает соотнесение предмета и области социаль​ной психологии с другими, пограничными с ней дисциплинами или, иными словами, ее пограничный статус . Вопрос этот не новый. Еще в 20-е годы, а затем на старте возрождения отечественной социальной психологии в конце 50 - начале 60-х годов выявились следующие подходы: - социальная психология возникает на границе между пси​хологией и социологией, а поэтому не является самостоятель​ной наукой, а всего лишь суммой отторгнутых у одной из них или обеих сразу областей знания; - социальная психология хотя и возникла на пересечении всех наук о человеке, но имеет полное право на самоопределе​ние и свой специфический предмет исследования, который не дублирует ни предмет общей психологии, ни социологии, ни тем более других дисциплин. По поводу этих двух принципиально различных позиций можно и сейчас предлагать различные варианты вопросов та​кого типа. 1. Является ли социальная психология только частью пси​хологии? 2. Является ли она частью социологии? 3. Может быть, она включает в себя часть одной науки и часть другой? 4. Может, она вообще автономна и имеет свой, отличный от других, предмет исследования? Ответы на эти вопросы, как и раньше, допускают одно​временное существование различных вариантов. Социальная психология, берущая свое начало из общей психологии, может существовать и продолжать развиваться там же. И тогда ее можно квалифицировать как психологическую или эмпирическую социальную психологию или как психоло​гическое или эмпирическое направление в социальной психо​логии. Но с таким же успехом и даже с большим основанием мож​но говорить и, наоборот, о превращении общей психологии по преимуществу в социальную, а соответственно этому и о раз​витии социально-психологического направления в общей пси​хологии. Конкретных оснований для обеих тенденций сейчас более чем достаточно. Аналогичным образом обстоит дело и со статусом соци​альной психологии в соотношении с социологией. Социальная психология здесь может находиться на положении части социо​логии, как ее психологическое направление; равно как и наобо​рот социология может рассматриваться в качестве прикладной социальной психологии, и тогда более уместно говорить о соци​ологическом направлении в социальной психологии. Но, как уже отмечалось выше, социальная психология мо​жет иметь и смешанный статус (гибрид социологической пси​хологии и психологической социологии на паритетных началах). Такой же гибрид может возникнуть и на преимуще​ственно психологической почве. Статус социальной психологии как самостоятельной на​уки и его модификации. Однако и эти варианты не отменяют тот, который можно квалифицировать как статус самостоя​тельной -науки, имеющей свой собственный предмет исследо​вания. Вместе с тем и здесь возможны различные направления. Если учесть то обстоятельство, что наиболее глубокими и древ​ними корнями социальная психология уходит в область фило​софии, то в итоге можно назвать три основных (из большего числа возможных) направления этой науки в данном статусе: - философское, преимущественно теоретическое; - психологическое, преимущественно экспериментально-эмпирическое; - социологическое, преимущественно эмпирически-при​кладное. Таким образом, уже на основе названных выше критери​ев как предметной, так и межпредметной дифференциации мож​но говорить о достаточно большом количестве вариантов пограничного статуса социальной психологии (не менее 10). Но при этом следует учесть то, что не меньшие права на статус самостоятельного социально-психологического направ​ления имеют и все другие науки о человеке, в лоне которых когда-то зародилась, да и сейчас продолжает развиваться со​циальная психология. Это - языкознание, этнология, правоведение, история, пе​дагогика, психиатрия, политология и т. д. Следовательно, чис​ло возможных и вполне реальных статусных характеристик этой науки еще более велико. Тенденции изменения статуса социальной психологии. Нельзя не учитывать еще и то, что статус социальной психо​логии как междисциплинарной науки не оставался и не остает​ся неизменным. Известно, что завершающая стадия в процессе становле​ния социально-психологического знания, связанная с переходом от течения мысли к системе научных знаний, проходила на пе​ресечении многих, если не всех гуманитарных научных дисцип​лин, нацеленных на изучение человека. Поэтому о пограничном статусе социальной психологии можно говорить применительно как к тем дисциплинам, на пе​ресечении которых она возникла, так и к тем, которые созрели в дальнейшем в ее недрах, а в настоящее время либо отпочко​вываются, либо уже отделились от нее. В таком случае, на наш взгляд, есть основание говорить в этой связи о трех основных стадиях изменения статуса соци​альной психологии в период ее оформления в качестве науки, начиная от фазы самоопределения как течения мысли во вто​рой половине XIX века. Первой стадией можно считать статус этой дисциплины в качестве течения мысли, когда нет еще четкого определения пред​мета и социальная психология не является самостоятельной и сложившейся системой научного знания. Здесь имеет место непосредственная связь социально-психологической проблемати​ки со сферой и проблемами породивших ее дисциплин - филосо​фии, языкознания, психологии, социологии, этнографии, юриспруденции, истории, политологии и т. д. (см. рис. 1) | \ StHorpabua | Punocopua y A3eIKO- 3HaHHe npyaenuus | Honwronorna | Рис. 1. Модель статуса социальной психологии как течения мысли Вторая стадия связана с оформлением статуса социаль​ной психологии в качестве самостоятельной и сложившейся системы научного знания. Ее характерные черты: определе​ние собственного предмета; появление "буферной зоны", в рамках которой формируется область прикладной социальной психологии. Она еще не выделилась в совокупность самосто​ятельных дисциплин и не отделилась от теоретического ядра исследования собственной сферы специфических социально-психологических явлений. Доминирует движение информации от периферии к центру (см. рис. 2). @unocopcKoe Hanpapnenwe | 3 counansion | uenxonorun , Tenxonorua | HeTOpHH Ticuxonorua BepGanbHoro LN | \ koe nanpapne- o6uenus P \ | / Hie 8 COmHasb- ____4 CouvagbHad Poe \ NCHS FHA | > NO F TOpwmmseckar Of} NV Sranyeckaa nicuxonorun "\Y | oN »~ rede / "cuxonorn- \ 7 ‘ecKoe HANPaB~ TonurHaeckaa \ exe » cous | TICHXOROTHA anbHol | QoMKONOrHH | ZA. eaxonorus Hcuxon0rHA Рис. 2. Модель статуса социальной психологии как сложившейся системы научного знания Третья стадия связана с процессом отпочкования приклад​ных разделов социальной психологии от общей социально-пси​хологической теории. При этом наиболее рельефным становится видение собственного предмета социальной психологии. "Бу​ферная зона", включающая в себя прикладные сферы социальной психологии, теперь представлена самоопределяющимися на​учными дисциплинами - политическая психология, этничес​кая психология, историческая психология и т. д. и выходит за границу социальной психологии. Теперь доминирует тенденция движения информации из центра на периферию (см. рис. 3). Punocoeroe | Counonornyec> Hanpannenne joe Hanpasnente \. 8 counamuon! a counanbHoit \ ncuxonornn | HcHXxomorHYy 7 FaniKko- N Ao ~ 3nanue /Counansuo- \. >Z ‘Sranyeckaa Tewxonord- weckoe

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...