Благоприятной средой для развития различных. Создание благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками

Существует целый ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на рост и развитие всех бактерий. Среди основных причин можно назвать:

  • температуру;
  • химический состав среды;
  • кислотность (уровень, pH);
  • влажность;
  • свет.

Изменение какого-либо одного или целого ряда условий может подавить или ускорить развитие бактерии, заставить ее подстроиться под новую среду обитания или привести к гибели.

Для прокариотов понятия роста и развития почти тождественны. Под ними понимается то, что в процессе жизнедеятельности отдельный микроорганизм или группа бактерий синтезируют клеточный материал (белок, ДНК, РНК), за счет чего происходит увеличение цитоплазматической массы. Рост продолжается еще некоторое время, пока клетка не становится способной к размножению, и тогда развитие бактерий останавливается.

Размножение характеризуется способностью к самовоспроизведению. Результатом этого процесса является увеличение числа микроорганизмов на единицу объема, то есть происходит рост популяции.

Все вещества и структуры клетки могут расти и развиваться пропорционально. В этом случае микробиологи говорят о сбалансированном росте. Он таковым не является, если изменяются особенности среды. Тогда начинают преобладать определенные продукты метаболизма, а выработка других веществ прекращается. Зная о такой закономерности, ученые делают процесс роста намеренно несбалансированным, чтобы производить синтез полезных соединений.

Жизненный цикл бактериальной клетки

Деление клетки микроорганизма, за счет которого и осуществляется размножение, характеризуется достаточно коротким временным циклом. На скорость образования колонии микробов оказывают влияние все перечисленные выше факторы. В достаточно питательной среде с нужным уровнем pH и при оптимальной температуре время генерации может составлять от 20 минут до получаса. В проточной воде цикл развития может сокращаться до 15–18 минут.

Идеальные условия, гарантирующие такой быстрый рост, достаточно редко встречаются: питание в нужном объеме отсутствует, мешают накапливающиеся продукты распада. Если бы воплотился в жизнь сценарий с возникновением наилучших условий для цикла размножения бактерий, то за сутки только одна клетка кишечной палочки образовала бы обширную колонию весом в несколько десятков тысяч тонн!

Рост микроорганизмов исследовался в условиях замкнутых резервуаров, где, находясь в воде, бактерии не сразу начинали развиваться и размножаться. Только попав в питательную среду, они некоторое время приспосабливались к новым условиям. Размножение проходило постепенно, пока не стало спадать и не прекратилось вовсе. Эти наблюдения позволили выделить некоторые фазы развития, складывающиеся в общий жизненный цикл существования бактерий.

  1. Исходная фаза характеризуется отсутствием роста и деления клеток. Идет процесс адаптации (от 1 до 2 часов).
  2. Период интенсивного роста получил название лаг-фаза. Начинается деление клеток, но пока очень медленно. Продолжительность этого этапа развития индивидуальна у различных видов бактерий. К тому же на время ее протекания оказывают влияние условия среды.
  3. Для третьей фазы характерно начало интенсивного размножения, скорость которого возрастает по экспоненте.
  4. Период генерации начинает увеличиваться к началу четвертой фазы. Но питательная среда истощается, в ней растет концентрация продуктов обмена. Скорость размножения снижается, а некоторые клетки погибают.
  5. Этой фазе цикла свойственно сохранение знака равенства между вновь появляющимися клетками и количеством погибших микроорганизмов. Популяция продолжает ненамного увеличиваться.
  6. Шестая и седьмая фазы завершают цикл развития. Это время отмирания клеток, число погибающих начинает доминировать.
  7. На финальной восьмой стадии цикл жизни бактерий завершается. Скорость отмирания уменьшается, но под воздействием неблагоприятных факторов среды гибель продолжается.

Описанные стадии соответствуют непроточной культуре бактерий. Чтобы рост не замедлялся, в среду постоянно можно вводить новые порции питательных веществ, выводя из нее продукты обмена. Это позволяет добиться того, чтобы нужные микроорганизмы постоянно находились в периоде развития. Такой принцип проточного культивирования микроорганизмов используется, например, в аквариуме.

Влажность как необходимое условие жизнедеятельности микроорганизмов

Для роста и развития бактериям нужно, чтобы уровень влажности в среде их обитания поддерживался на определенном уровне. Воде отводится важная роль при осуществлении обмена веществ, она помогает поддерживать нормальное осмотическое давление в клетке бактерии, делает ее жизнеспособной. Поэтому почти все прокариоты влаголюбивы, а падение этого показателя до значения ниже 20% относят к деструктивным для роста факторам.

Чем меньше воды содержится в среде, тем пассивнее идет процесс размножения. На продуктах питания это утверждение проверяется легче всего: сухими они хранятся гораздо дольше. Но такой способ обработки и хранения не является универсальным. Сушка задерживает рост некоторых бактерий и микробов, но есть и те, кто сохранит свою дееспособность.

Влияние кислотности среды на жизнеспособность бактерий

Кислотность среды относят к одному из важнейших показателей для роста и развития микроорганизмов. Ее обозначают символом pH и рассматривают в интервале от 0 до 14. Кислым средам соответствуют значения от 0 до 6, для щелочных показатель колеблется от 8 до 14, а нейтральной точкой считается уровень pH 7,07. Оптимумом для развития микроорганизмов являются цифры, характеризующие нейтральную среду.

Интервал pH от 1 до 11 – это предельные показатели, при которых удалось выжить некоторым бактериям. Но в основной массе их рост прекращается при уровне кислотности, равном 4. Если значение pH определяется как 9, то практически все известные микроорганизмы перестают размножаться. То есть для развития и роста бактерий важно, чтобы кислотность находилась в рамках от 4 до 9.

Существует вид прокариотов, для которых жизненно важно, чтобы pH как можно больше соответствовал кислым средам. Их называют ацидофильными и относят к виду молочнокислых бактерий. Когда они оказываются в молоке, то начинают перерабатывать содержащиеся в нем углеводы в молочную кислоту. Они являются важными участниками процесса получения пробиотических продуктов.

Полезные свойства молочнокислых ацидофильных микроорганизмов используются и для того, чтобы создать лекарственные препараты. Они оказывают благотворное влияние не только на функцию кишечника, но и помогают справиться с рядом других заболеваний. Понижение уровня pH с целью сохранения заготовок на зиму использует каждая хозяйка. Добавление уксуса создает кислую среду, в которой патогенные микроорганизмы не выживают.

Для некоторых молочнокислых бактерий в процессе роста и развития характерен синтез кислоты в таком большом количестве, что pH падает до критического уровня, и они прекращают развиваться или погибают. Встречаются и настоящие рекордсмены по выживанию и успешному функционированию в кислых средах. Так, при оптимальном значении pH, равном 2,5, молочнокислая ацидофильная бактерия Thiobacillus thooxidans может развиваться при показателе кислотности 0,9.

Что происходит с микроорганизмами во время бактерицидной фазы?

Если бактерии при идеальных условиях способны очень быстро развиваться, то почему, например, в только что полученном молоке их рост некоторое время не происходит? Среда достаточно благоприятная, и даже асептические условия доения не исключают наличие большого числа микроорганизмов. Но в свежем молоке имеются лактенины – бактерицидные вещества, способные определенный период времени сдерживать развитие бактерий.

Действие лактенинов настолько сильно, что многие микроорганизмы не просто замедляют рост, но и погибают. Период их действия, названный бактерицидной фазой, постепенно заканчивается. Это зависит от начального количества бактерий в молоке и повышения температуры продукта. Влияние лактенинов может продолжаться от 2 до 40 часов. Бактерицидную фазу стараются продлить и молоко охлаждают. По ее истечении рост микробов и бактерий возобновляется.

Даже если изначально в молоке было небольшое количество молочнокислых микроорганизмов, то они постепенно начинают преобладать. И для того чтобы предотвратить скисание и избавиться от вредных бактерий, применяют тепловые способы обработки. Нагрев, кипячение и другие виды тепловой обработки относят к еще одному способу устранения нежелательной микрофлоры в продуктах. И можно назвать еще одну важную составляющую среды, оказывающую влияние на рост и развитие бактерий, – температуру.

Чего боятся мезофилы?

Особенности строения бактерий исключают у них наличие механизмов, которые могли бы регулировать температуру. Поэтому они очень зависят от того, насколько охлаждается или нагревается среда их обитания. По температурным предпочтениям прокариотов принято делить на:

  • Психрофилов – любителей низких показателей (диапазон от 0 до 35°C, оптимум 5–15°C).
  • Термофилов – они предпочитают высокие температуры (40–80°C допустимые условия для существования, но оптимальный показатель от 55 до 75°C).
  • Мезофилов. К ним относят большинство бактерий, в том числе и болезнетворных. Их рост и развитие требуют температуры в 30–45°C. Диапазон для их выживания гораздо шире (от 40 до 80°C), но только при оптимуме жизнедеятельность протекает наиболее активно.

Прямое влияние повышения или понижения температуры на развитие микрофлоры помогает бороться с ее присутствием на продуктах. Особое значение эта мера обработки приобретает в рамках предотвращения ботулизма.

Clostridium botulinum, или Еще один повод для тщательной тепловой обработки продуктов

В процессе роста и развития некоторые микроорганизмы способны производить особо опасные для здоровья человека вещества – токсины. Бактерия Clostridium botulinum является причиной возникновения ботулизма, при котором наиболее вероятен летальный исход. Выделяют две разновидности существования бактерии:

  • вегетативную;
  • споровую.

Вегетативный вариант ботулизма не так опасен. Микроорганизм с такой формой существования погибает уже после того, как продукт подвергся кипячению в течение 5 минут. А вот споры ботулизма погибнут только после пятичасовой обработки, при этом температура должна достигать определенной отметки. Споры – это своеобразные защитные оболочки, которые сохраняют дремлющую бактерию длительное время. Спустя несколько месяцев происходит их прорастание, и ботулизм «просыпается».

Споры надежно хранят свой ценный груз и в условиях холода, и под действием ультрафиолета. Критической окажется температура в 80°C для вегетативной разновидности ботулизма и более длительная обработка при 120°C для споровой формы. Эти условия не всегда соблюдаются хозяйками при консервировании заготовок, поэтому заразиться можно и от неправильно приготовленных домашних консервов.

Для ботулизма свойственны следующие первые признаки:

  • боли в центральной части живота;
  • приступы диареи (от 3 до 10 раз в сутки);
  • головная боль;
  • чувство слабости, недомогание и быстрая утомляемость;
  • периодическая рвота;
  • высокая температура тела (до 40°С).

Начало ботулизма несколько реже, но все-таки может сопровождаться расстройством зрения, расплывчатым видением предметов, наличием тумана или мушек перед глазами и не проявлявшейся ранее дальнозоркостью. Дыхательные сбои и затрудненное глотание – еще один возможный симптом.

Осложнения ботулизма проявляются в виде вторичных бактериальных инфекций, например, пневмонии, пиелонефрита, сепсиса, гнойного трахеобронхита. Может развиваться аритмия, происходит поражение миозитом икроножных и бедренных мышц. Болезнь протекает около трех недель, а в результате грамотного и своевременного лечения ботулизма восстанавливаются утраченные функции зрения, дыхания и возвращается способность глотать.

Как бактерии размножаются в еде?

Любые продукты, употребляемые человеком в пищу, имеют собственную микрофлору. Ее можно разделить на два вида:

  • специфическую – это микроорганизмы, которые были добавлены намеренно для того, чтобы придать определенные вкусовые или ароматические качества;
  • неспецифическую – ее составляют бактерии, попавшие на продукт случайно (не был соблюден санитарный режим на производстве или в магазине, нарушались сроки хранения, правила обработки).

При этом разные представители болезнетворных прокариотов предпочитают свой определенный тип продуктов. Сальмонеллы, например, заядлые любители яиц, мяса и молока. Опасность заражения заключается в том, что в чистоте продукта нельзя убедиться по его внешнему виду. Сальмонеллы в зараженном мясе, субпродуктах или фарше никак не меняют их цвет, вкус или запах. Если приготовленные из такого сырья блюда не пройдут правильную тепловую обработку, то заболевание неизбежно.

Палочкам сальмонеллы для развития нужна температура в 37°C, спор и капсул они не образуют, но к условиям внешней среды весьма устойчивы. Даже в охлажденном до 0°C мясе они способны выживать до 140 суток. При этом способность к делению не утрачивается. В открытых водоемах сальмонеллы останутся жизнеспособными около 4 месяцев, а в яйцах птиц примерно год. Большая часть штаммов способна выживать после воздействия антибиотиков и дезрастворов.

Сальмонеллы, служащие возбудителями инфекции, чаще всего живут в организме сельскохозяйственных животных. Болезнь у коров, лошадей, овец, свиней или птиц протекает без симптомов. Возбудители выделяются вместе с мочой, слюной, испражнениями и слизью из носа, но люди заражаются чаще всего через молоко, мясо или яйца (пищевой способ). Сальмонеллы могут передаваться и от уже заболевшего человека (контактно-бытовой путь передачи).

Бактерия Сальмонелла (Salmonella)

Мясо птиц или животных может быть заражено во время транспортировки или обработки. Чтобы сальмонеллы не стали причиной заболевания, в домашних условиях можно только соблюдать простые правила профилактики любых кишечных инфекций.

  • качественная обработка мяса, рыбы, яиц и молока;
  • покупка мясных полуфабрикатов, необработанной продукции с частных фермерских хозяйств только при наличии заключения СЭС о безопасности;
  • выполнение правил личной гигиены;
  • отдельный инвентарь для разделки сырых и вареных продуктов поможет не стать носителями сальмонеллы.

Со стороны фермерских хозяйств и соответствующих надзорных органов должен вестись постоянный мониторинг условий содержания животных, их здоровья и качества продукции (особенно мяса) на выходе.

Болезнь протекает следующим образом. Палочки сальмонеллы попадают в пищеварительный тракт. В верхних отделах кишечника они уничтожают часть полезной микрофлоры, затем начинают размножаться в тонкой кишке. При этом нарушается работа этого отдела ЖКТ, страдает перистальтика. Затем болезнь переходит в острую форму, начинается интоксикация организма, обезвоживание, судороги и острая почечная недостаточность. Так что недооценивать сальмонеллез весьма опрометчиво.

Как добиться сохранения численности популяции микроорганизмов в аквариуме

Как уже упоминалось, в воде численность бактерий может резко увеличиваться. И не всегда это полезная микрофлора. Чтобы рыбы и растения в аквариуме не болели, а вода оставалась чистой и незамутненной, существуют специальные препараты, помогающие функционировать полезным микроорганизмам или содержащие нужные бактерии.

Аквариумисты стремятся к тому, чтобы в водной среде всегда присутствовали простейшие, отвечающие за азотный цикл. Препараты, направленные на поддержание такой микрофлоры, отвечают за то, чтобы в воде аквариума восполнялись природные ферменты и коллоиды. Поврежденные или больные микроорганизмы при наличии такой поддержки приходят в норму и возвращают свои утраченные способности.

Препараты, улучшающие состояние воды в аквариуме, расщепляют органические вещества, останавливают размножение и рост водорослей. Есть и такие растворы, которым под силу восстановить кислотность и поддерживать ее на нужном уровне. Но они будут эффективны только в том случае, если аквариум не находится в запущенном состоянии, а фильтрующие материалы заменены новыми.

Ускорить переход азота в простую форму, снизить жесткость воды также под силу специальным препаратам. Создаваемое ими в аквариуме биологическое равновесие гарантирует, что скорость образования продуктов жизнедеятельности будет равна скорости их выведения. А в незагрязненной отходами воде охотно развиваются и функционируют полезные бактерии.

Так называемые стартовые микроорганизмы содержатся в препаратах в состоянии покоя. Как только они оказываются в аквариуме, то происходит их активизация. В воде они распространяются и преобразуют грунт в биофильтр высокой производительности. Другие виды бактерий для аквариума начинают перерабатывать нитриты и аммиак в нитраты. Так достигается высокое качество водной среды.

Концентрированные суспензии весьма эффективно работают в аквариуме, популярными являются препараты брендов:

  • Tetra.
  • Dennerle.
  • Sera.
  • Aqua Medic.

Развитие и рост бактерий можно сделать контролируемым процессом, поэтому знания о факторах, влияющих на эти процессы, так важны. И вовсе не нужно быть узконаправленным специалистом, чтобы интересоваться жизнедеятельностью микроорганизмов – их гарантированное присутствие повсюду позволяет грамотно применять имеющуюся информацию в быту.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

АБДУЛАЕВА 3.3.

БЛАГОПРИЯТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Основным условием динамичного развития предпринимательства является наличие соответствующей предпринимательской среды. В статье определена сущность понятия «благоприятная предпринимательская среда», выделены ее структурные элементы, а также выявлены условия, объективно влияющие на процесс формирования благоприятной предпринимательской среды врегионе.

THE FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION IN THE REGION

The basic condition for dynamic development of the enterprise is the availability of appropriate business environment. In the article the essence of the notion «favorable business environment», highlighted its structural elements, as well as the terms, objectively influencing the process of formation of favorable business environment in the region.

Ключевые слова: регион, предпринимательство, малый и средний бизнес, предпринимательская среда.

Keywords: region, entrepreneurship, small and medium business and the business environment.

В современных условиях, когда экономика ориентируется на рыночные отношения, отмечаются её стабильность и подъём, особое значение приобретает развитие предпринимательства как ключевого фактора и приоритета социально-экономического развития страны, Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан. При этом особая роль отводится развитию малого и среднего предпринимательства, которое может и должно сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики, развитии и модернизации всех отраслей и сфер жизнедеятельности страны и ее регионов.

Однако предпринимательство, особенно малое и среднее, может развиваться при наличии в регионе определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Изучение среды делает возможным получение информации об условиях протекания предпри-

нимательской деятельности, что, в свою очередь, служит базой для построения различных региональных моделей социально-экономического развития с целью выявления тенденций и перспектив. В связи с этим считаем необходимым уточнить сущность понятия «предпринимательская среда региона» с выделением ее основных элементов.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам предпринимательства, до настоящего времени не существует единого универсального определения предпринимательской среды. Причем это касается как самой формулировки понятия, так и определения его сущности. Более того, в некоторых публикациях (например, A.A. Томпсона, Дж. Стрик-ленда, Ш. Славика и др.) термин «предпринимательская среда» вообще не употребляется, а используется только перечисление ее элементов.

В зарубежной научной литературе дефиниция «предпринимательская среда» встречается достаточно редко, как правило, употребляются термины «окружение предпринимательской организации», «деловая среда», «среда организации» и т.п. Для более глубокого осмысления сущности понятия «предпринимательская среда» необходимо изучить основные подходы к его использованию в исследовательской практике.

Кусакина О.Н., Пальцев Н.И. считают, что предпринимательская среда - совокупность определенных условий, в которых функционируют бизнесмены. В качестве основных составляющих предпринимательской среды они выделяют: экономическую, социально-культурную, технологическую, институциональную, территориально-географические компоненты .

В. В. Гребеник, С. В. Шкодинский под предпринимательской средой предлагают понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики .

Однако дискуссионным является утверждение о том, что предпринимательская среда - это уже благоприятная ситуация. Не все компоненты предпринимательской среды оказывают благоприятное воздействие на ее формирование и развитие. Это обстоятельство и является основой возникновения проблемы исследования предпринимательской среды, выявления факторов, влияющих на ее формирование.

Согласно мнению А.В.Бусыгина, под предпринимательской средой понимается «...общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов» . При этом главным элементом предпринимательской среды являются предприниматели, обладающие высокой степенью независимости и свободы, а критерием свободы предпринимательства выступает число вновь появляющихся за определенный период времени предпринимательских организаций. Однако такое определение представляет-

ся спорным, в силу того, что само появление предпринимательской фирмы еще не гарантирует её дальнейшего свободного функционирования и развития, о чем свидетельствует реальный опыт развития предпринимательства в России. Так, из всех вновь создающихся фирм в течение года закрывается около половины вследствие высоких административных барьеров, недобросовестной конкуренции и иных причин.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное М.Г. Лапустой, который считает, что под предпринимательской средой следует понимать «...сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики» . Причем ситуация, в условиях которой функционируют предприниматели, является интегрированной совокупностью различных объективно-субъективных факторов, способствующих развитию предпринимательства и достижению материальной и моральной выгоды для самих предпринимателей.

Во-вторых, здесь под предпринимательской средой понимается ситуация, благоприятная для существования предпринимательских организаций. Таким образом, подчеркивается необходимость создания особого климата для эффективного функционирования и развития предпринимательства, что вместе с остальной частью данного определения предполагает принятие мер для формирования соответствующих условий развития предпринимательской активности. Как отмечалось выше, условия, в которых функционируют субъекты предпринимательства, не всегда способствуют их развитию, но тем не менее также оказывают влияние на их деятельность. Следовательно, негативные, противодействующие развитию предпринимательства факторы не могут быть исключены из состава элементов предпринимательской среды.

Следующей особенностью представленного определения является то, что предпринимательской среде присуща экономическая свобода, с которой дееспособные граждане занимаются предпринимательской деятельностью. Это наиболее полно может реализовываться только в условиях рыночной экономики и при наличии со стороны государства определенных гарантий свободы предпринимательства и защиты интересов хозяйствующих субъектов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что в реальных условиях жизни предприниматели нуждаются не только в экономической, но и в определенной политической свободе, основанной на развитых институтах демократического государства, так как одни лишь экономические предпосылки еще не предопределяют нормального развития предпринимательской деятельности в стране и в регионах.

И, наконец, большое значение отводится удовлетворению потребностей всех субъектов рыночной экономики в процессе занятия предпринимательством. Это не только отражает основную цель предпринимательской деятельности - ориентацию на потребителя и максимизацию прибыли, но выделяет очень важный фактор - достижение удовлетворения самого пред-

принимателя от результатов своего труда, равно как и выгоду других субъектов, то есть государства и общества в целом. Следовательно, формирование условий, способствующих развитию предпринимательства, приобретает не только частный, но и общественно значимый характер. А в создании благоприятной предпринимательской среды важную роль играет мотивация предпринимателей.

Профессор А.П. Латкин также справедливо отмечает, что условия формирования предпринимательской среды могут быть как способствующими, так и препятствующими деятельности большей части участников. Если растет доля препятствующих условий, то это негативно отражается на предпринимательской деятельности .

По нашему мнению, следует согласиться с исследователями, признающими, что условия и факторы предпринимательской среды могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, различная комбинация этих факторов может содействовать или препятствовать развитию предпринимательства. В этой ситуации правомерным будет утверждение о том, что лишь в условиях благоприятной предпринимательской среды предпринимательство полноценно выполняет свою миссию. Исходя из этого, многие авторы определяют именно «благоприятную предпринимательскую среду».

Благоприятная предпринимательская среда предполагает такие социально-экономические условия, которые обеспечивают самостоятельность деятельности предпринимателя, минимизируют риск его деятельности, придают законные гарантии его ответственности, обеспечивают мотивацию его деятельности на коммерческий успех и социальную ответственность .

Таким образом, исходя из представленных выше подходов и понятий сущности предпринимательской среды можно сформулировать следующее синтезированное определение: предпринимательская среда - это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития на основе предпринимательской инициативы. Причем она может иметь как положительный, так и отрицательный характер и оказывать соответствующее влияние на предпринимательскую деятельность и рост предпринимательской активности в стране и ее регионах. А различные комбинации этих факторов формируют условия функционирования субъектов предпринимательства, которые могут способствовать или препятствовать их развитию.

Поэтому благоприятная предпринимательская среда означает особый климат для эффективного функционирования и развития предпринимательства, совокупность мер для формирования соответствующих условий для развития предпринимательской активности. Соответственно, под «благоприятной предпринимательской средой региона» понимается совокупность условий и факторов, оказывающих влияние на формирование и эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих степень благоприятности их существования и развития в регионе.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе необходимо выполнение определенных условий, объективно влияющих на процесс развития предпринимательской деятельности и характеризующих качество предпринимательской среды. Их можно подразделить на две группы:

1) условия, определяющие непосредственно саму возможность существования предпринимательского сектора;

2) условия, создающие предпосылки для развития предпринимательства, роста предпринимательской активности и формирования благоприятной предпринимательской среды.

Первую группуусловий составляют следующие элементы:

❖ социально-политическая ситуация в регионе;

❖ нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

❖ наличие экономических предпосылок для существования предпринимательского сектора в регионах;

❖ общие природно-климатические условия функционирования предпринимательских организаций;

❖ наличие социальной, производственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Анализ современного состояния и развития предпринимательства в Дагестане позволяет говорить о том, что данная группа условий в регионе практически сформирована. Экономическая ситуация отличается положительной динамикой, постоянно совершенствуется законодательство, финансируются целевые программы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе и на муниципальном уровне, для предпринимателей создаются условия максимального экономического благоприятствования, в обществе превалирует положительное отношение к предпринимательству и др.

Однако в совокупности данных условий существуют определенные проблемные моменты, как, например, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, разногласия в обществе, которые требуют корректирующих воздействий, сложная криминогенная обстановка и т.д. Особое внимание следует уделить созданию производственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Вторую группу условий, создающих предпосылки для развития предпринимательства и формирования предпринимательской среды, формируют такие элементы, как:

1. Создание условий, стимулирующих предпринимательскую активность в социально-политической, законодательной, экономической и научно-технической сферах.

Прежде всего необходимо обратить внимание на стимулирование развития предпринимательской активности посредством законодательных инициатив, способных привлечь экономически активных субъектов к занятию предпринимательством. Нормативно-правовая база предпринимательской

деятельности должна быть предсказуемой, комплексной, непротиворечивой и прозрачной.

Кроме того, необходимо поощрение предпринимательства со стороны властных структур, проведение ими стимулирующей предпринимательскую деятельность внутренней и внешней политики. Предпринимательство нуждается в таких органах государственной власти, которые будут вызывать доверие, способствовать развитию предпринимательской активности, при этом неся реальную ответственность за предпринимаемые ими действия. Только в таком случае возможно открытое функционирование бизнес-структур, выведение «из тени» массы субъектов предпринимательской деятельности, привлечение дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Таким образом, основной задачей является достижение политической стабильности, равновесия политических сил, а также формирование системы цивилизованных отношений между государством и предпринимателями.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды необходимо также достичь оптимального сочетания административных и экономических рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты.

В области улучшения отношений между предпринимателями и государством следует обратить внимание также на совершенствование сферы государственного контроля предпринимательской деятельности. Контроль, по нашему мнению, включает в себя не только контрольно-проверяющие органы, но и механизм юридической защиты прав предпринимателей, а также несения ими ответственности за противоправные деяния.

Немаловажное значение для развития предпринимательского сектора приобретает положительная динамика макроэкономических показателей. Развитие предпринимательской деятельности как формы экономической активности в большой степени зависит от существующей общеэкономической ситуации в стране и ее регионах, которая характеризуется основными макроэкономическими параметрами. Причем, для формирования благоприятной предпринимательской среды требуется не просто наличие этих элементов, а их положительная динамика, так как только при этом условии появляются новые мотивы для роста предпринимательской активности. Обеспечить создание данных условий может активная сбалансированная экономическая политика государства. Ее главными составляющими чаще всего являются кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика, а также ценовая политика в сфере естественных монополий.

Следует отметить, что развитию предпринимательства в немалой степени способствует его быстрая адаптация под постоянно меняющийся индивидуализированный спрос потребителя. Для этого необходимо активно разрабатывать и внедрять инновации, в основе которых лежат новые знания, как в области производства продуктов и услуг, так и в области технологии управления. Следовательно, научно-техническая база является основной движущей силой развития предпринимательства, а совершенствование научно-технической и технологической предпринимательской среды становится

одним из наиболее актуальных вопросов при формировании благоприятной предпринимательской среды региона.

При формировании научно-технической среды необходимо также принимать во внимание тот факт, что научно-технические достижения способствуют не только развитию непосредственно производственного сектора, но также и информационному обеспечению всей предпринимательской деятельности в целом, так как новые коммуникационные технологии позволяют получать, обрабатывать, анализировать и передавать огромное количество необходимой рыночной информации. А информация является одним из наиболее важных ресурсов современного бизнеса. Владение актуальными информационными ресурсами повышает гибкость предпринимательских структур, способствует ускорению и упрощению рыночных процессов, высокой адаптации предпринимательских структур к изменяющимся условиям и повышению конкурентоспособности фирм, а в целом - выживанию предпринимательской организации и ее развитию.

Следующим направлением формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе является создание социально-культурных и демографических условий, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности, что находится в определенной зависимости от степени развития политических, нормативно-правовых и экономических условий. В современных условиях функционирования и развития предпринимательства все большее значение приобретает человеческий капитал, который с течением времени и накоплением знаний и опыта имеет тенденцию к увеличению и достижению определенных высот, так как человек как «ресурс» обладает уникальным творческим и инновационным потенциалом, а также трудовой активностью. Таким образом, учитывая имеющийся огромный трудовой потенциал Республики Дагестан, одной из наиболее важных предпосылок развития предпринимательства становится подготовка кадров с соответствующими знаниями и квалификацией, обладающих определенным профессионализмом в той или иной сфере предпринимательской деятельности. В целом, можно говорить о том, что основной задачей государственной политики в области социально-культурного сектора является повышение социального уровня развития населения, в том числе формирование среднего класса как основного субъекта предпринимательства и потребителя производимой в процессе предпринимательской деятельности продукции.

2. Уровень развития государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В современной экономике многих развитых стран предпринимательство как основная движущая сила развития пользуется государственной поддержкой, занимающей важное место в экономической политике данных государств. Разработка и применение специальных программ поддержки способствует более быстрому и эффективному росту предпринимательской активности. В частности, для создания стимулирующих условий предпринимательству государственная поддержка может оказываться по трем основным направлениям:

❖ финансовая помощь, (в основном на начальных этапах развития предпринимательских организаций), осуществляемая в различных формах, в том числе в виде дотаций, специальных схем кредитования, предоставления налоговых льгот и т.д.;

❖ имущественная поддержка, как в сфере материальной, так и нематериальной;

❖ консультационные услуги и информационное обеспечение.

3. Наличие и степень развития бизнес-инфраструктуры предпринимательства.

Данная подгруппа условий непосредственно связана с подгруппами 1 и 2 и определяет возможность развития предпринимательского сектора в зависимости от удовлетворенности потребностей хозяйствующих субъектов. Бизнес-инфраструктура или система поддержки и сопровождения бизнеса состоит из специализированных организаций, оказывающих различного рода услуги предпринимателям и решающих вопросы в сфере, так называемых, деловых потребностей, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Таким образом, когда общие условия функционирования предпринимательских организаций едины для всех, степень развития данной составляющей инфраструктуры предпринимательства является определяющим фактором стимулирования предпринимательской активности в том или ином регионе. Следовательно, для создания благоприятной предпринимательской среды требуется формирование действенной бизнес-инфраструктуры, в том числе институтов банковского сектора и иных учреждений финансирования и кредитования субъектов предпринимательской деятельности; институтов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и т.д. На этом уровне, задачи государства в данной области непосредственно пересекаются с проводимой социальной и экономической политикой. Что касается Республики Дагестан, то сегодня можно говорить о наличии здесь определенной инфраструктуры и системы поддержки малого бизнеса (Комитет Правительства РД по развитию малого и среднего предпринимательства, Союз предпринимателей Дагестана, Торгово-Промышленная Палата РД, Ассоциация крестьянско-фермерских и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана -АФКОД, Межрегиональный Маркетинговый Центр «Дагестан - Москва», бизнес-инкубаторы, Махачкалинское агентство поддержки предпринимателей и др.).

Несмотря на наличие такой инфраструктуры, недостаточное внимание, уделяемое республиканскими и муниципальными властями Дагестана вопросам поддержки и развития малого бизнеса, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования малых предприятий.

По данным ТО Федеральной службы государственной статистики по РД на начало 2010г. в республике было зарегистрировано 4022 малых предприятий, на 10000 человек населения в Республике Дагестан приходилось 15 малых предприятий, в то время как в России - 113, в СКФО - 37, т.е. больше в 7,5 и в 2,5 раза соответственно.

Из таблицы видно, что общее количество малых предприятий в республике в разные периоды имели тенденцию роста и снижения. В целом за исследуемый период произошло снижение количества малых предприятий. Низок удельный вес производственного малого предпринимательства, тогда как значительно преобладают торговля и сфера услуг. В 2009 году среднесписочная численность работающих в малых предприятиях РД по сравнению с 2008 годом снизилась на 22%.

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий _в Республике Дагестан_

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число малых предприятий 4168 4897 4381 3680 3956 4022

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности, млн. руб. 10933,3 40493,4 39301,8 64280,7 72607,8 86702,7

Среднесписочная численность работников, всего, чел. 39648 45335 53481 59856 56096 45880

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 306,7 687,0 1585,5 2369,4 3804,5

Число МП в расчете на 10000 человек населения 15,9 18,5 16,5 13,8 14,6 15

Необходимость создания благоприятной жизненной среды в значительной степени определяется путями и методами решения социально-экологических проблем, а также жилищным, торгово-бытовым и коммунальным обслуживанием, возможностями рациональной организации досуга. Экономические реформы, с одной стороны, положительно повлияли на обновление облика ряда крупных городов (Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара), но с другой стороны, резко уменьшили социальные возможности средних и малых городов - нищенское существование населения стало печальным и имеющим большие социальные последствия фактом.

Создание благоприятной жизненной среды начинается с рационального, продуманного осуществления архитектурно-планировочных преобразований, комплексного улучшения жилищных и культурно-бытовых условий жизни людей. К сожалению, города все чаще сталкиваются с ведомственностью и стихийностью в строительстве жилья и культурно-бытовых объектов. Архитектурная служба города подходит к этим вопросам в известной степени механически: вписывается или нет тот или иной объект в архитектурный ансамбль. В результате города нередко страдают от разбросанности производственных и культурно-бытовых объектов, осложняется жизнь десятков тысяч людей.

Планомерная застройка города, последовательное освоение новых и освобождаемых от ветхого жилья площадей, внешний облик его кварталов, магистральных улиц, благоустройство могут быть осуществлены только на основе объединенных усилий городских органов власти, предприятий и организаций города.

При всей важности социально-пространственных и архитектурно-планировочных проблем городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Скученность населения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля перемежаются с такими неотложными вопросами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, причастность молодежи к различным формам отклоняющегося поведения, рост преступности. Все заметнее проявляются отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия (забота о престарелых, обиженных судьбой, неконкурентоспособных и т.д.). Центральной фигурой должен стать человек, а основной задачей - организация его жизни.

Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосферу в нем создают люди, имеющие общую и специальную подготовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния - залог развития культуры в городе.

Современный город невозможно представить без духовной культуры, постоянного развития культпросвет учреждений, кинообслуживания, библиотек, театров, музеев, концертных залов, парков культуры. Одним из главных остается вопрос об организации эффективного использования свободного времени, которое является другом человека, но при определенных обстоятельствах становится его врагом.

Социальное развитие города предполагает осуществление мер по планомерному воздействию на негативные процессы: наркоманию, проституцию, организованную преступность, правонарушения, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм поведения и общежития, любые проявления антиобщественного характера.

Уязвимой стороной жизни городов является торговое и бытовое обслуживание, создание их современной базы, внедрение новых методов работы, повышение культуры быта. К сожалению, в большинстве городов "социальные тылы" безнадежно отстали, мало соответствуют общепринятым моровым стандартам.

Проектирование условий для деятельности человека в сфере семьи и быта начинается с заботы о жилье. Острота этой социальной проблемы не уменьшается. По-прежнему много нареканий по качеству жилья, так как оно не всегда и не везде отвечает высокому уровню комфортности.

В настоящее время решение проблемы жилья связано с его приватизацией, с реформой коммунально-бытовой сферы, когда четко обозначились ориентации государства переложить эти заботы на плечи самих граждан. Несомненно, что без решения более масштабных проблем жизнеобеспечения людей такой подход лишь обостряет социальные противоречия в обществе, т.к. он усугубляет тяжелое положение значительного числа жителей.

Доклад к педсовету

Актуальность создания благоприятной развивающей среды

дошкольного образования.

Подготовила: ст. воспитатель Криушенкова Е.В.

Одним из важных условий эффективной воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время. Это связанно с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который предъявляет определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна:

Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и территории ДОУ, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;

Обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных и климатических условий, учет возрастных особенностей детей;

Быть насыщенной (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии со спецификой программы), трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей), полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды), вариативной (наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей, периодическая сменяемость материала), безопасной.

Само понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Поэтому крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания соответствующей развивающей среды и акцентировать их внимание на основных проблемах:

Диагностика потребностей детей и педагогов в среде;

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

Подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;

Обеспечение вариативности развивающей среды;

Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде ДОУ.

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей как детей, так и педагога. Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно-ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обоих сторон. Игровые потребности – это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов. Средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий, создающих максимальный комфорт для личности. Важно помнить о том, что данная диагностика должна носить целенаправленный, системный и комплексный характер. Полученные результаты позволят в соответствии с требованиями ФГОС ДО регулярно обновлять и изменять образовательную среду, обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений. Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что так же является одним из требований ФГОС ДО.

Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем идивидуализированная, поэтому моделируя образовательную среду, важно понимать с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет. Она должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой принадлежности и этнокультурной включенности, группы по интересам и т.д.

Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта, принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности, что предполагает предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь, социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны, общества, создания этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории ДОУ, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры. Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды – ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, с другой.

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:

Уважение себя и других;

Уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;

Естественность поведения и искренность;

Готовность принимать на себя ответственность за свои действия;

Самостоятельность намерений и решений;

Эмпатийная позиция;

Ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОУ обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и исследуя содержание и формы общения людей. Таким образом, в игре ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и усваивает их.

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условий» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей. В этих условиях важным становится учет индивидуальных способностей детей. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для апробации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребенка с точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной позиции. В качестве примера можно рассмотреть половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда ДОУ может строится с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении связанной с полом специфики развития. Девочки приобретают сложные вербальные умения на год раньше, чем мальчики, быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию, а для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией. У мальчиков более высокая исследовательская активность, которую надо ориентировать в среде. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения памяти мальчики сильны в долговременном хранении подробностей и мелочей. При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают громкий голос педагога. Тогда, как девочки хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием эмоциональных стрессов т.к не компетентны в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном пространстве. Игры мальчиков связаны с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. В целом у девочек лучше развита мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать пять направлений развития (образовательных областей) и образования детей:

Социально-коммуникативное;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое;

Физическое.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.
В группах должна создаваться насыщенная многофункциональная среда, дающая возможность для организации различных видов игр с детьми, для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. Коробки с атрибутами для разных сюжетно-ролевых игр можно разместить на открытых полках. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, не перегруженным. При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки. Это позволяет создать вариативную, многофункциональную среду. Все игры и игрушки надо размещать так, чтобы воспитанники могли взять необходимое и так же легко убрать все на место после завершения игры. Так же важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.

Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, предпочтениями, возможностями и т.д.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени. Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установления такой связи между пространствами, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения. В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе. При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

Возрастные этапы каждого этапа дошкольного детства;

Особенности развития игровой деятельности детей;

Скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;

Особенности контингента детей группы;

Специфика педагогических задач в тот или иной период;

Особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы.

Насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной, стороны она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть, как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль. Объективная насыщенность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Стандарт предусматривает возможность реализации различных образовательных и парциальных программ, направленных на развитие детей во всех видах деятельности. Таким образом, образовательная и парциальные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, что оказывает влияние на насыщенность образовательной среды.

Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность . Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, не испытывает враждебного воздействия. Социальные отношения, как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности. Во взаимодействии со взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

Отсутствие необоснованных запретов;

Последовательная система правил и взаимодействий;

Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;

Субъектное личностное общение с ребенком;

Предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности и выбора деятельности и форы активности;

Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель.

Открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания;

Поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности;

Удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействии в среде.

Не маловажной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослым и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления, выполняют действия и проявляют эмоции. Педагог должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом. Для ДОУ должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155.
  2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. М.: ТЦ Сфера. 2013
  4. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 8, 2014.

Проблема создания благоприятной среды для жизнедеятельности человека – одна из наиболее актуальных в современной теории градостроительства и архитектуры. Она касается вопросов экономической целесообразности проектов, выразительности и современности архитектурных решений, возможности окружения человека природной средой, извлечения из территории материальной выгоды.

Поиски решения данной проблемы приводят к столкновению интересов двух сторон. Первую представляют органы государственного и местного самоуправления, регламентирующие виды и формы использования территорий, через законодательные и иные нормативные акты. Совместно с ними выступает сложившаяся городская среда, диктующая стилистику и границы возможных решений. Вторую сторону представляют потребители, воспринимающие среду как объект использования, и заказчики, предъявляющие собственные требования к качественным показателям среды. Архитектор, учитывая сложившуюся ситуацию, потребности заказчика и нормативные данные, своей проектной деятельностью меняет существующую городскую среду.

Проблематика современной городской среды выступает в виде ряда конфликтов:

    Конфликт между характером использования территории и её природным потенциалом. Развитие города всегда приводит к подавлению естественной природной среды.

    Конфликт между технологией (машинами) и человеком. С одной стороны – загрязнение, с другой – физический контакт.

    Конфликт между архитектурными формами и временем. Он находит выражение в том, что во многочисленных пространствах городских территорий происходит моральное старение её эстетических параметров.

    Конфликт между старым и новым. Относится к городам с историческим слоем.

    Конфликт между индивидуальным и общественным, отражающий противоречивую структуру городской среды.

    Конфликт между архитектурным объектом и средой, отражающий широко-объемную модель проектирования, строительства и реконструкции.

Говоря о возможности изменения современной городской среды, можно выделить несколько подходов.

Первое. Оптимизация законодательных и нормативных актов, в том числе местных нормативов.

Второе. Участие населения в разработке таких документов. Публичные слушания и смотры проектов.

Третье. Скоординированная деятельность архитекторов-планировщиков, формирующих среду, в рамках этих нормативов и круга потребностей населения.

Современное отношение градостроительного кодекса к вопросу формирования среды таково: при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территории и устанавливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности (Статья 37, пункт 2 Градостроительного кодекса РФ).

Зонирование территорий направленно на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37, п. 2).

Подготовка градостроительной документации по развитию поселений должна осуществляться на основе комплексных программ развития МО (стратегических планов). На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

Общественно-деловые зоны;

Производственные зоны;

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

Рекреационные зоны;

Зоны сельскохозяйственного использования;

Зоны специального назначения;

Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Помимо этого, кодекс прописывает площади и функциональное наполнение каждой из зон. Другие нормативные документы дополняют его сведениями о количестве и характере общественных объектов. При получении градостроительного плана участка (раньше АПЗ) архитектору прописываются все основные показатели образования среды, при этом ему оставляются границы проектирования в пределах архитектурных форм и ландшафтного дизайна. Зонирование территории города четко определено. Задаются основные направления развития магистральных улиц общегородского значения, площади жилых кварталов и этажность жилых групп; обеспеченность школами, детскими садами и другими объектами общественного использования, вплоть до их местоположения. Таким образом, при проектировании, с опорой только на нормативные данные в городской среде не будет происходить качественных изменений, а будет наблюдаться усреднение её параметров в разрез потребностям человека.

Градостроительный кодекс предписывает зонирование, направленное на создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека, но современную среду, потребитель не может назвать благоприятной, хотя архитектором соблюдены нормы и правила проектирования. Разница заключается в том, что, с точки зрения проектировщика, среда гармонична, но для усреднённого человека с усреднёнными потребностями. А для конкретного человека с индивидуальными потребностями – нет. Помимо этого, каждая территория имеет свой потенциал и ограниченные возможности развития, которые можно использовать, а можно игнорировать. Этот вопрос следовало бы назвать отголоском социалистического периода, но современная нормативная база во многом опирается на устаревшие принципы проектирования, предписывающие усреднение показателей и способствующие формированию однотипной городской среды. Мировой опыт демонстрирует возможность создания школ как на сто, так и на две тысячи человек; комфортность и благоприятное влияние на человека озеленённых территорий; возможности создания разнообразной структуры расположения общественных объектов – от полного их вынесения за жилую территорию и совмещении в одном здании до обеспечения общественными объектами каждого жилого дома.

Генеральное планирование – метод, ставящийся в основу развития современных малых городов. Он представляет из себя формальную модель состояния, которое город должен достичь к определённому сроку. Данный способ формирования среды не позволяет реагировать на потребности, возникающие в процессе развития города и изменения его архитектурно-планировочной структуры.

В настоящее время одной из возможностей создания благоприятной среды является использование методики стратегического планирования, которая определяет цели, задачи и методы формирования среды для жизнедеятельности человека. Данная методика позволяет выявить не только достижимые параметры среды, но и реальные возможности города, на основе которых будут базироваться программы и проекты стратегического плана.

Модель современного зонирования городской среды обусловлена прежде всего необходимостью регулирования градостроительной деятельностью, осуществляемой на территории города. Каждая территория нуждается в обеспечении инженерными и транспортными коммуникациями, регулировании плотностью населения, установке связей с другими видами территорий. С точки зрения регулирования, наиболее удобно работать с однообразной средой, отвечающей типовым, усредненным показателям. Сложнее работать со средой «живой», отвечающей многообразным возможностям использования. Ожить среде позволяет ответная реакция на потребности человека. Реагируя в каждом конкретном случае на необходимый вид использования, городская среда становится разнообразной и приобретает качественно новые характеристики.

С точки зрения использования, человек делит среду на три основных вида территорий:

Первый. Естественные природные территории. В эту группу входят земли неосвоенные и не урбанизированные человеком. Земли, имеющие статус заповедников, природных парков. Ближайшее окружение города – лесные массивы, водоёмы, открытые пространства.

Второй вид . Жилые территории. Сюда входят территории, освоенные под различные типы жилья. Индивидуальные жилые дома, как естественный тип освоения территории. Жилые дома временного пребывания – гостиницы, отели, санатории. Многоквартирные жилые дома.

Третий вид территорий – это общественные территории. Сюда входят все объекты общественного использования и зоны, относящиеся к данным объектам. Общественно-деловые, производственные, рекреационные, торговые и другие виды.

С точки зрения регулирования градостроительный кодекс делит городскую среду на семь зон, с точки зрения использования человек делит её на три основных вида территорий. Данный разрыв в отношениях к городской среде, с точки зрения регулирования и использования, проявляется в её дисгармоничности.

На сегодняшний день основная проблема формирования среды в малых и средних городах Свердловской области – это недостаток возможностей, то есть слабый экономический потенциал, спад производственных мощностей, маленькие финансовые потоки. Поэтому выделение основных приоритетов развития является базовой задачей при разработке стратегического плана. Основные показатели, определяющие развитие малого города – это местоположение относительно центра агломерации, тип города и его миссия. По признаку местоположения, относительно центра агломерации, города делятся на следующие типы (таблица 1, схема):

Находящиеся в зоне сильного влияния центра, R < 20 км.

Находящиеся в зоне среднего влияния, R < 60 км.

Находящиеся в зоне слабого влияния, R > 60 км.

Города, находящиеся границах радиуса двадцати километров от центра агломерации, подвержены его сильному влиянию. Для населения данных городов характерны ежедневные миграции с трудовыми, учебными и бытовыми целями. Данная группа городов, как правило, расположена в зоне непосредственного влияния техногенных территорий. Таких как магистральные и объездные дороги, железнодорожные пути и развязки, аэропорты, функционирующие промышленные предприятия и выработанные производственные территории, складские зоны. Для таких городов при естественном развитии городской среды наибольшее внимание следует уделять природным территориям. Находясь на небольшом расстоянии от центра агломерации, как правило, крупнейшего города, жители имеют возможность полноценного использования его общественных объектов: мест приложения труда, учебных заведений, торговых и развлекательных центров. Расстояние от городов-спутников первого пояса до центральной зоны города центра, как правило, идентично расстоянию от центра, до отдалённых жилых районов. Вместе с этим, близлежащие к центру города отличаются слабой экологией. Основные усилия, направленные на развитие природных территорий, могут включать в себя: меры по экранированию магистралей и железнодорожных путей, с целью защиты от шума; проведению правового зонирования территории города, с целью сохранения парков, скверов и участков естественной природной среды от вырубки, застройки и коммерческого использования территорий.

Города, находящиеся в границах радиуса шестидесяти километров от центра агломерации, подвержены его среднему влиянию. Данная группа городов имеет наиболее оптимальное местоположение. Жители имеют возможность ежедневных миграций с трудовыми и учебными целями. При этом данная группа городов находится на достаточном расстоянии от центра, что даёт им возможность существования в благоприятных экологических условиях. Естественное развитие городской среды в данной группе городов должно быть направлено на создание качественных условий проживания, то есть развитие жилой структуры города в соответствии с его типом. Созданием высоко-комфортных многоквартирных домов с включением в них объектов общественного использования и возможностью съёма квартир в городах рекреационного типа. Реконструкцией или сменой деревянных домов и созданием структуры современных домов индивидуального типа в городах с преобладающими сельскохозяйственными видами деятельности. Созданием комфортабельных жилых условий в производственных городах совместно с градообразующим промышленным предприятием.

Города, находящиеся на расстоянии более шестидесяти километров от центра системы расселения, в малой степени подвержены его влиянию. Если жители не имеют возможности постоянного использования многофункциональной структуры общественных объектов центра, то такие города находятся в наилучших экологических условиях и, можно сказать, сливаются с естественной природной средой. В таких городах естественное развитие городской среды в первую очередь должно быть направлено на территории общественного использования. Общественные объекты данной группы городов должны отличаться не количественными, а качественными показателями, то есть узкой профильностью учебных заведений, компактностью торговых и развлекательных объектов.

Основание города связано, как правило, с уникальностью места, где он будет расположен. А города, находящиеся на большом расстоянии от основной системы расселения, должны иметь особо уникальное местоположение. Основные приоритеты развития, ресурсный потенциал и место в системе расселения выявляют основную миссию города. Раскрытие этой миссии в городах, отдалённых от центра, будет способствовать приобретению конкурентных преимуществ с крупнейшими городами и даст возможность как полноценного развития территорий общественного использования, так и городской среды в целом.

Таким образом, концепция естественного формирования среды на основе методики стратегического планирования является одной из ведущих возможностей создания благоприятной среды жизнедеятельности в современных условиях малых и средних городов.

Таблица 1. Классификация малых и средних городов Свердловской области, по признаку местоположения.

Название города (числ.нас.)

Местоположение города

Алапаевск (72,4 тыс. чел.)

Артёмовск (63,4 тыс. чел.)

Белоярский (46,7 тыс. чел.)

(53 км. от Екатеринбурга)

Берёзовский (64,4 тыс. чел.)

(11 км. от Екатеринбурга)

Богданович (34,8 тыс. чел.)

Верхняя Салда (78,8 тыс.чел.)

(34 км. от Нижнего Тагила)

Верхняя Пышма (77,8 тыс.
чел.)

(15 км. от Екатеринбурга)

Верхотурье (15,7 тыс. чел.)*

Ивдель (26,4 тыс. чел.)

Ирбит (57,6 тыс. чел.)

Камышлов (32,7 тыс. чел.)

Карпинск (53,4 тыс. чел.)

Качканар (50,3 тыс. чел.)

Кировград (49,0 тыс. чел.)

Краснотурьинск (74,4 тыс. чел.)

Красноуральск (35,3 тыс. чел.)

(43 км. от Нижнего - Тагила)

Красноуфимск (51,7 тыс. чел.)

Кушва (69,0 тыс. чел.)

(30 км. от Нижнего Тагила)

Невьянск (47,5 тыс. чел.)

Нижние Серьги (55,6 тыс. чел.)

Нижняя Тура (34,0 тыс. чел.)

Новая Ляля (25,9 тыс. чел.)

Полевской (71,5 тыс. чел.)

(37 км. от Екатеринбурга)

Ревда (84,0 тыс. чел.)

(46 км. от Екатеринбурга)

Реж (44,6 тыс. чел.)

Североуральск (53,9 тыс.чел.)

Сухой лог (38,5 тыс. чел.)

Сысерть (54,6 тыс. чел.)

(45 км. от Екатеринбурга)

Тавда (45,6 тыс. чел.)

Талица (31,6 тыс. чел.)

Туринск (22,9 тыс. чел.)

* - Город Верхотурье (с населением? не достигающим 20 тыс.) включён в классификацию, так как имеет уникальное культурное значение.

– в зоне сильного влияния центра (Екатеринбург), R < 20 км.

– в зоне среднего влияния центра (Екатеринбург), R < 60 км.

– в зоне среднего влияния центра (Нижний Тагил), R < 60 км.

3 – в зоне слабого влияния центра,R > 60 км.

Литература

    Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) / Научн. руков. авт. колл. Проф. Е. Г. Анимица и проф. В. С. Бочко. – Екатеринбург: 2003. – 600 с.

    Севан О.Г. Междисциплинарный подход к разработке программы развития малого города и прилегающего района. – М., 2001.

    Капустин В. Г., Корнев И. Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 325 с.: илл.

    Градостроительный кодекс Российской Федерации, от 14.09.2004 №173/1. Изд. Ажур, – Екатеринбург, 2004.

Безденежных Игорь Александрович,
студент УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент Санок С.И.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...